ПРОЧИТАВ ЭТУ СТАТЬЮ ВЫ УЗНАЕТЕ О РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ ГОЛЛАНДИИ ОЧЕНЬ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО

СОДЕРЖАНИЕ:
ПОРТРЕТ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЖИВОПИСИ
в Нидерландах 15 век
в Италии 15век
в Италии 16 век
в Германии 16 век
в Голландии и Фландрии 17 век
в Испании 17-18 век
в Англии 17-18 век век
во Франции конец 18 - 1-я половина 19 века
во Франции конец 19 - 1-я половина 20 века
Портрет 20 века
ПОРТРЕТ В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ


Отделение северных и южных провинций Нидерландов друг от друга произошло в 1579 году. Граница разделила католиков и протестантов, королевский протекторат и Генеральные штаты, а также две школы живописи — фламандскую и голландскую. В каждой из них сложилось свое мировоззрение, свойственное эпохе, свое понимание жанров исторической картины, натюрморта, пейзажа и портрета.

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606—1669) был сыном мельника и великим живописцем. Интерьеры протестантских церквей не допускали алтарных изображений, и Рембрандт писал картины на библейские сюжеты по заказу своих клиентов. Но гораздо чаще ему заказывали портреты, в том числе и столь популярные у голландцев групповые.

Известно также около 90 (40 живописных и примерно столько же рисунков и гравюр) автопортретов Рембрандта, но эта высокая цифра объясняется не самолюбованием и даже не углубленным самоанализом. Художник писал себя в образе — это так называемые «Тгоше», вымышленные фигуры, изображающие добродетели, состояние человека или его возраст, а также мифических персонажей. Но эти условные маски удивительным образом сплавлены с характеристикой реального лица, и потому портреты Рембрандта способны оказывать столь сильное эмоциональное воздействие на зрителя.

Питер Пауль Рубенс (1577-1640) получил прозвище «живописца королей и короля живописцев». Он состоял на службе (в том числе и дипломатической) при дворе регентов Фландрии, имел большую мастерскую и огромное количество заказов. Его алтарные композиции и картины на мифологические сюжеты переполнены темпераментом и персонажами, их отличает прекрасное чувство композиции и колорита. В крупномасштабных работах Рубенс часто ограничивался эскизами, предоставляя исполнение мастерской, и некоторые строгие критики считают их чересчур декоративными. Однако портреты мастер пишет самостоятельно, а в своих семейных портретах он к тому же удивительно лиричен.

Искусство в Голландии и Фландрии 17 век
РЕМБРАНДТ ХАРМЕНС ВАН РЕЙН. ПОРТРЕТ ЯНА СИКСА.
1654. Фонд Сикса, Амстердам
Ян Сикс был не только заказчиком, но и близким другом художника. Он происходил из богатой семьи гугенотов, бежавших из Франции. Сикс собирал коллекцию предметов искусства, увлекался живописью, писал стихи. Портрет до сих пор хранится у потомков Сикса. Рембрандт изобразил своего друга надевающим перчатки перед выходом из дома. При этом он словно на секунду задумался — и исчез из ситуации обыденного действия и реального времени, попав в вечность портрета.

Искусство в Голландии и Фландрии 17 век
РЕМБРАНДТ ХАРМЕНС ВАН РЕЙН. ПОРТРЕТ СТАРИКА В КРАСНОМ.
1654. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Портреты Рембрандта имеют характер скорее памятный, чем прославляющий. Поэтому его модели часто изображены читающими либо погруженными в размышления. Но суровая точность живописного языка придает этим образам драматичность и аллегорический смысл.

Искусство в Голландии и Фландрии 17 век
РЕМБРАНДТ ХАРМЕНС ВАН РЕЙН. ПОРТРЕТ СТАРИКА В КРАСНОМ.
1654. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург (фрагмент)


Искусство в Голландии и Фландрии 17 век
РЕМБРАНДТ ХАРМЕНС ВАН РЕЙН. АВТОПОРТРЕТ С САСКИЕЙ НА КОЛЕНЯХ.
1635. Картинная галерея, Дрезден
Портрет активно взаимодействует со зрителем: изображенные на нем художник и его жена Саския, на мгновение прерывая свою трапезу, оборачиваются к нам будто бы по зову невидимого третьего участника сцены. Свет выхватывает фигуры из полумрака помещения, подобно театральным софитам; роль кулисы играет драпировка за спиной художника. Рембрандт изображает себя и свою любимую жену в счастливый период их семейной жизни, еще не омраченной утратами детей, умиравшими во младенчестве. Пока они молоды, веселы и полны радости от каждого мгновения жизни — радости, ощущение которой передается и зрителю.

Искусство в Голландии и Фландрии 17 век
РЕМБРАНДТ ХАРМЕНС ВАН РЕЙН. САСКИЯ В ОБРАЗЕ ФЛОРЫ.
1634. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Вскоре после свадьбы счастливый Рембрандт пишет свою жену Саскию, урожденную ван Эйленбург, в образе прекрасной и вечно юной богини весны и цветов Флоры. На ней роскошный наряд — в мастерской художника была целая коллекция старинных костюмов и красивых тканей, — а в руке жезл, украшенный цветами.Но все это пышное великолепие дорогого одеяния и аксессуаров лишь оттеняет нежность лица молодой женщины, ее голова слегка склоняется под тяжестью роскошного цветочного венка.

Искусство в Голландии и Фландрии 17 век
РЕМБРАНДТ ХАРМЕНС ВАН РЕЙН. АВТОПОРТРЕТ.
1640. Национальная галерея, Лондон
Композиция этого автопортрета напоминает о двух других известных работах портретного жанра: «Портрете Баль-дасара Кастильоне», написанном Рафаэлем, и «Мужском портрете» кисти Тициана. Во времена Рембрандта счи- талось, что художник изобразил поэта Ариосто. Обрамляющий лицо темный берет Кастильоне и поза Ариосто в сочетании с ренессансным костюмом — не маскарад. Изображая себя в образе поэта, Рембрандт участвует в споре о том, равна ли живопись как искусство поэзии — ведь в то время художников, в отличие от поэтов, считали ремесленниками.

Искусство в Голландии и Фландрии 17 век
РЕМБРАНДТ ХАРМЕНС ВАН РЕЙН.ПОРТРЕТ САСКИИ В РОСКОШНОМ ПЛАТЬЕ.
Ок. 1642. Дерево, масло. Государственные музеи, Кассель
За годы совместной жизни Рембрандт напишет несколько портретов Саскии. Кроме того, останутся рисунки, на которых Саския изображена в повседневной обстановке: дома у окна и уже больная — в кровати. Этот портрет — последний, и вероятно, закончен уже после смерти любимой: Саския изображена в профиль, ее поза кажется застывшей, а взгляд ускользает. Перо на шляпе — символ бренности бытия.

Искусство в Голландии и Фландрии 17 век
РЕМБРАНДТ ХАРМЕНС ВАН РЕЙН. АВТОПОРТРЕТ.
1660. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Творческое наследие Рембрандта включает более ста автопортретов, составивших живописную летопись его жизни, о чем гениально сказал в одном из стихотворений Иосиф Бродский:

«Таким он увидел свое лицо.
И заключил, что человек способен Переносить любой удар судьбы,
Что горе или радость в равной мере Ему к лицу: как пышные одежды Царя. И как лохмотья нищеты.
Он все примерил и нашел, что все,
Что он примерил, оказалось впору».


Искусство в Голландии и Фландрии 17 век
РЕМБРАНДТ ХАРМЕНС ВАН РЕЙН. АВТОПОРТРЕТ.
1660. Музей Метрополитен, Нью-Йорк (фрагмент)


Искусство в Голландии и Фландрии 17 век
ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС. АВТОПОРТРЕТ С ИЗАБЕЛЛОЙ БРАНДТ.
1609-1610. Старая пинакотека, Мюнхен
Аналогии этому семейному портрету можно найти скорее в жанровой живописи, в традиции изображения влюбленных пар. Если раньше супругов было принято изображать просто рядом друг с другом, то Рубенс использует более сложную композицию и буквально связывает, соединяет фигуры цветущим кустом жимолости, который был символом любви в лирике того времени. Пейзажный фон семейного портрета — не просто любимый уголок домашнего сада, это символ садов Венеры, в которых расцветает совершенная любовь.

Искусство в Голландии и Фландрии 17 век
ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС. АВТОПОРТРЕТ С ИЗАБЕЛЛОЙ БРАНДТ.
1609-1610. Старая пинакотека, Мюнхен (фрагмент)


Искусство в Голландии и Фландрии 17 век
ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС. ПОРТРЕТ СУСАННЫ ЛУНДЕН (СОЛОМЕННАЯ ШЛЯПКА).
1622-1625. Дерево, масло. Национальная галерея, Лондон
Сусанна Лунден была сестрой второй жены Рубенса, Елены Фоурмен. Портрет написан в мастерской, но художник изображает модель в открытом пространстве. Это дает ему возможность использовать естественный свет — поэтому даже широкие поля шляпы не затемняют цвета лица и блеска глаз молодой женщины. Рубенс прекрасно пишет нежную кожу, а розовые тени на лице и более интенсивный цвет губ кажутся лишь отблеском густого алого цвета в костюме.

Искусство в Голландии и Фландрии 17 век
ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС. ШУБКА.
1638. Дерево, масло. Музей истории искусств, Вена
Рубенс любуется женой и не считает нужным скрывать некоторые недостатки ее тела. Темный цвет меха образует прекрасный фон для обнаженной фигуры, а спадающая шубка добавляет мотив движения. Тело залито светом и словно излучает тепло. Прекрасная Елена Фоурмен смотрит прямо на художника, своего мужа, и это не взгляд величественной богини или кокетливой нимфы, он полон доверия, что снимает эротический смысл изображения. По преданию, Рубенс подарил портрет Елене с условием никогда не передавать его в чужие руки.
Каталог картин: название, год написания, где находится, автор, размер, техника.
  • «Блудный сын в таверне» Рембрандт
    Название картины: «Блудный сын в таверне» 1635 год
    Автор: Рембрандт Харменс ван Рейн
    Размер: 161 х 131 см
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Галерея старых мастеров, Дрезден
  • «Аллегория музыки» Рембрант
    Название картины: «Аллегория музыки» 1626 год
    Автор: Рембрандт Харменс ван Рейн
    Размер: 47,6 x 63,5 см.
    Техника: дуб, масло.
    Где находится: Государственный музей Рейксмузеум, Амстердам
  • «Ночной дозор» картина Ремрандта
    Название картины: «Ночной дозор» 1642 год
    Автор: Рембрандт Харменс ван Рейн
    Размер: 379,5 х 453,5 см
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Государственный музей, Амстердам
  • «Даная» картина Рембрандта
    Название картины: «Даная» 1636—1647 год
    Автор: Рембрандт Харменс ван Рейн
    Размер: 185 х 203 см
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
  • «Пир Валтасара» Рембрандт
    Название картины: «Пир Валтасара» 1635 год
    Автор: Рембрандт Харменс ван Рейн
    Размер: 167 х 209 см
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Лондонская национальная галерея, Великобритания
  • Картина «Святое семейство» Рембрандт
    Название картины: «Святое семейство» 1645 год
    Автор: Рембрандт Харменс ван Рейн
    Размер: 117х91 см
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
  • Главные комиссары валлонов
    Название картины: «Главные комиссары валлонов» Лик, Дирк Клаас. от Власблом, Ян Смитс, Вессель Линслагер, Хендрик Валлоны Описание 1674 г.
    Автор: Валлерант Вайлант
    Размер: 196 см (высота) x 292,5 см (ширина) x 209,3 см (высота рамки) x 306,3 см (ширина рамки) x 8 см (толщина рамки)
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Амстердамский музей
  • «Возвращение блудного сына» картина
    Название картины: «Возвращение блудного сына» ок. 1666—1669 года
    Автор: Рембрандт Харменс ван Рейн
    Размер: 260 х 203 см
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
  • Портрет семейной пары
    Название картины: «Портрет семейной пары» 17 век
    Автор: Валлерант Вайлант
    Размер: Н/Д см.(по мнению экспертов предположительно 80х70 см.)
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Берлинская картинная галерея, Берлин
  • Портрет мальчика с соколом
    Название картины: «Портрет мальчика с соколом» между 1643-1677 гг.
    Автор: Валлерант Вайлант
    Размер: Высота: 75,6 см (29,7 дюйма); Ширина: 63,5 см (25 дюймов)
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Метрополитен музей, Нью-Йорк
  •  Женский портрет
    Название картины: «Женский портрет» между 1660-1677 гг.
    Автор: Валлерант Вайлант
    Размер: Высота: 88 см (34,6 дюйма) Ширина: 72 см (28,3 дюйма )
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Рейксмюзеум, Амстердам
  • Портрет Питера де Грефф
    Название картины: «Портрет Питера де Греффа» (1638-1707) около 1674 г.
    Автор: Валлерант Вайлант
    Размер: Высота: 51 см (20 дюймов); Ширина: 36 см (14,1 дюйма)
    Техника: доска, масло.
    Где находится: Рейксмюзеум, Амстердам

Если Вам понравилиась статья "Реалистическая живопись Голландии кратко. Примеры с описанием" - поделитесь в соцсетях en