ПРОЧИТАВ ЭТУ СТАТЬЮ ВЫ УЗНАЕТЕ О ПОРТРЕТАХ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ С НАЗВАНИЯМИ И ФАМИЛИЯМИ АВТОРОВ ОЧЕНЬ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО

СОДЕРЖАНИЕ:
ПОРТРЕТ В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ
Русский портрет 17 век
Русские акварелисты 17 век
Русский романтизм 17-18 век
Художники-передвижники 19 век
ПОРТРЕТ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЖИВОПИСИ


Что такое портрет? Обычный ответ: изображение конкретного человека. Но под такое определение в еще большей степени подпадает фотография — самое объективное изображение персонажа. Художник же отбирает для портрета только некую сумму характерных черт личности. И такой облагороженный кистью художника двойник, естественно, очень ценен для заказчика. Сила воздействия классического портретного образа — в той искре вдохновения художника, что наделяет его живой субстанцией, угаданной или вымышленной. Каждая эпоха формировала не только свой стиль культуры, принятый этикет общения и моду на покрой одежды, но и некие особые социальные черты. Они легко считываются в хороших портретах. Так, петровское время предоставляло возможность выдвинуться деятельному, честолюбивому и талантливому человеку — именно таких людей можно увидеть на портретах работы Ивана Никитина. В истории портрета периоды огромной дистанции между художником и портретируемым сменяются периодами ее сокращения, а загадочная недоговоренность образа уступает место правдивости. Но в этих противоречивых колебаниях особенные черты портретного искусства только разнообразятся.

Природа портрета предполагает откровенное позирование перед зрителем, диалог с ним, что придает этому жанру живописи особую притягательность.

Почему одни портреты притягивают к себе внимание, а другие нет? По каким критериям мы делаем предпочтение? Нас может заинтересовать сама модель — в силу своей исторической значимости, внешней привлекательности, переданной художником силы характера или мощи интеллекта.

Другой не менее важный момент оценки — живописная манера портретиста. И пристрастия зрителя во многом определяют судьбу портрета, его жизнь — публичную или безвестную, в музейных запасниках. Многие художники «рождались дважды». Например, Ивана Вишнякова и Федора Рокотова Россия открыла заново в начале XX века — более столетия их портреты не были в фокусе внимания публики.



Художники Италии 16 века
Алексей Антропов
ПОРТРЕТ ПЕТРА I ВЕЛИКОГО 1713 ИЛИ 1716 Петр I Великий Алексеевич (1672-1725)
Портрет появляется на авансцене русской культуры с началом реформ Петра I. Он не только первенец среди других светских жанров Нового времени, но на протяжении более столетия — самый чуткий индикатор измерения умонастроений человека и общества. Это очень важно! Радикальный и поистине масштабный характер начатых волей царя-реформатора перемен Александр Сергеевич Пушкин выразил метафорой «поднятой на дыбы России». Стремительный и бурный прорыв в культурную формацию нового типа пришлось совершать всей огромной стране, привыкшей жить дедовскими заветами. И русский портрет отразил это.



портреты русских художников с названиями и фамилиями авторов
Портрет Петра I Годфри Неллер
1698год. 241х145.4 см
Как и полагается истинному реформатору, государь во всех начинаниях был первым. В 1697-1717 годах портреты европейского образца русского самодержца и его супруги Екатерины были заказаны различным иностранным художникам: Гиацинту Риго — любимому портретисту Людовика XIV, Жану Марку Наттье, Готфри Кнеллеру, Карелу де Моору, Луи Каравакку, Иоганну-Готфриду Таннауэру, Яну Купецкому. Портреты предназначались не только для личных покоев, но и для присутственных мест: подданные должны знать царскую особу! Петр I закупает за границей произведения искусства, подражая примеру западных дворов. Царский почин подхватывается его ближайшим окружением. А вслед за сановниками потянулось и прочее дворянство — основной потребитель культуры. Живопись и скульптура в числе других заграничных «причуд» начинают обживать Северную Венецию, как с гордостью называли новую столицу петербуржцы. А возникший интерес к частному лицу, к человеку деятельному и мыслящему, нашел свое проявление в портретном жанре.

Нельзя сказать, что портрет не был известен в допетровское время.

портреты русских художников с названиями и фамилиями авторов
Портрет Ивана 3.
Из письменных источников мы знаем, что во время правления Ивана III и Василия III изображения великих князей при сватовстве посылались для ознакомления в Западную Европу. Сохранился до нашего времени и портрет Ивана III, выполненный рукой одного из западных мастеров.

В древнерусской художественной культуре портрет как самостоятельный жанр еще не был востребован. Он существовал в иной ипостаси, связанной с православной религиозной традицией, с иконописью и фресковой церковной живописью. Однако задачей ее была не передача конкретных черт того или иного лица, хотя они отнюдь не игнорировались. Художник руководствовался идеей открытия высшей истины и красоты. При этом духовный и идеальный образ, обретенный подвижником, как бы отстраняется от бытового подобия персонажу. Христианская традиция бережно сохраняет сведения об особенностях внешности святых — форме их лица, бороды, волос — и отражает их в иконографии.

С конца XVI века из иконописи выделяется парсуна — искаженно заимствованное из латыни слово «persona» («личность»). Этот жанр, поначалу сугубо элитарный, прежде всего, прижился при царском дворе. По характеру и технике исполнения парсуна не отличалась от иконных образов, но суть была принципиально иной: увековечивался в единоличном изображении не канонизированный церковью святой, а обычный, земной, грешный человек. Самая ранняя парсуна живописует образ царя Ивана Грозного, явно далекий от традиционноправославного представления о праведнике.



портреты русских художников с названиями и фамилиями авторов
Ушаков Симон Федорович.
«Князь М.В.Скопин-Шуйский» (парсуна)
Форма парсуны в дальнейшем развитии обретает композиционное многообразие — представляя оглавный (М. Скопин-Шуйский, около 1630), оплечный (А. Васильков, 1710) и поколенный (Г. Адольский, И., Ан. и Ал. Репнины, вторая половина XVII века) портреты. Лица изображаются с элементами объемной живописи, в то время как одежда, украшения, фон и атрибуты власти остаются условноплоскостными. Но эта непоследовательность нисколько не «режет» глаз, придавая парсунным портретам своеобразную простодушную выразительность.

Появляется в живописи первый русский мастер, получивший официальное признание государева двора. Это живописец и гравер Симон Федорович Ушаков (1626—1686), наиболее успешно освоивший фряжскую премудрость, как тогда называли итальянскую живопись Возрождения. На протяжении почти четверти века он возглавлял иконописную мастерскую Оружейной палаты. У него работали замечательные мастера — Степан Резанец, Яков Казанец, Иван Филатьев и многие другие.

Верность природе для Ушакова — критерий высокого искусства: недаром в своем трактате «Слово к люботщательному иконного писания» он уподобил живопись зеркалу. Однако, несмотря на заявку «реализма», иконы Ушакова, как и других иконописцев этого времени, все же не стали картинами по типу западноевропейских. В частности, их эксперименты в моделировании объема дошли до неких определенных традицией границ, у рубежа которых русская средневековая живопись приостанавливается.

Уникальным памятником русской живописной культуры стала портретная серия «шутов» — участников причудливой организации, учрежденной царем — «Всепьянейшего сумасброднейшего собора всешутейшего князь-папы» (конец XVII — начало XVIII шв.). Предназначенная, вероятно, для залов Преображенского дворца, она была выполнена художниками Оружейной палаты.

Выполнение заказа растянулось на пятнадцать лет, что свидетельствует о серьезном отношении к этому волеизъявлению монарха. Необычный замысел серии шутейных и одновременно репрезентативных по форме подачи портретов оказался единичным опытом в истории русского портрета.



портреты русских художников с названиями и фамилиями авторов
Портрет Якова Тургенева
1694 (?)Холст, масло. 105 x 97,5
Ж-4902 Пост. в 1929 из Гатчинского дворца музея; ранее – Гатчинский дворец; ИЭ; Новый Преображенский дворец под Москвой


портреты русских художников с названиями и фамилиями авторов
Портрет Н.Ф.Нарышкина ("патриарх Милака").
Лучшие портреты этой серии — Якова Федоровича Тургенева (не позднее 1695), «патриарха» Матвея Филимоновича Нарышкина, двоюродного дяди матери Петра, царицы Натальи Кирилловны и некоторых других — при всей неуклюжести еще труднодающих-ся приемов нового письма поражают яркой достоверностью лиц. Но сравнить в мастерстве с европейскими художниками можно не иконописцев Оружейной палаты, оказавшихся на перепутье православной традиции и реалистической европейской живописи, а художников иной генерации.

Петр I, поощряя ищущих знаний талантливых российских юнцов, отправляет их на выучку в Европу за счет государства. В числе первой партии таких пенсионеров были и художники — Иван Никитин и Андрей Матвеев. До нашего времени дошли лишь единицы их подлинных работ, которые сближает общественная и гуманистическая тенденциозность, ярко отражавшая атмосферу петровского времени. В основном это персональные изображения колоритных «крупноформатных» общественных деятелей.

Следует подчеркнуть, что лучшие русские живописцы в самую раннюю пору становления нового искусства очень серьезно относились к задаче портретирования. Они старались передать не только внешность, социальный статус модели, но и, что более трудно, такие не каждому очевидные качества, как особенности характера. Именно это в дальнейшем составит отличительную черту русского портрета.

Период правления Анны Иоанновны, этой «ничтожной наследницы северного исполина», как отозвался о ней Алрксянлп Сергеевич Пмткин. тяжело сказался

Положение меняется с воцарением Елизаветы Петровны. Ее женское честолюбие было устремлено на устройство блестящего двора, способного конкурировать с любым европейским. Причем интерес к европейским новшествам у нее прекрасно уживается с верностью русским традициям. Россия словно воспряла духом и наверстывает упущенное, расцветают русская наука, просвещение, искусство.



портреты русских художников с названиями и фамилиями авторов
ИВАН ВИШНЯКОВ.
ПОРТРЕТ САРРЫ ЭЛЕОНОРЫ ФЕРМОР.
1749. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Среди портретистов послепетровского времени наибольшей известностью пользуются Иван Вишняков, Андрей Антропов, Иван Аргунов. В их творчестве портрет приобретает яркий национальный характер.

Работающие при дворе Елизаветы иностранные художники — Георг Христоф Гроот, Луи Токке, Пьетро деи Ротари, Вигилиус Эриксен — обслуживали очень небольшой круг лиц. Гонорары, получаемые иностранцами, были огромными, а по сравнению с теми, что получали русские художники, просто заоблачными, что с сожалением констатирует, например, просветитель и издатель Николай Иванович Новиков. Зато отечественные живописцы были обращены к более широкой аудитории заказчиков. В их портретах представлены самые разнообразные социальные слои — от императрицы до крестьянки. С этого времени можно с полным правом говорить о портрете как зеркале всего русского общества.



портреты русских художников с названиями и фамилиями авторов
Иван Аргунов «Автопортрет»
Около 1760г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.
Количественно преобладал парадный портрет. Он в первую очередь был востребован дворянством, являя визуальное свидетельство его усиливающихся социальных позиций. Возникает мода на ретроспективные портреты предков, авторитет и общественные деяния которых поддерживали честолюбие знатных фамилий. При наличии большого достатка заказывались целые портретные галереи, для которых в усадьбах и городских дворцах знати отводились специальные помещения. А в распоряжении графа Петра Борисовича Шереметева имелся собственный талантливый художник, крепостной Иван Аргунов, приложивший немало усилий для создания семейной летописи рода Шереметевых в лицах.

При Екатерине II русская культура, наука, искусство переживают подлинный расцвет. Достаточно сказать, что Эрмитаж, величайшее собрание изящных искусств, возник в 1764 году как частное собрание этой просвещенной императрицы. Человек века Разума, глядящий с полотен живописцев того времени, — прекрасное творение, «венец природы». Согласно господствовавшим идеям классицизма, а затем присоединившегося к нему сентиментализма, он совершенен внутренне и не может быть внешне неказистым. Поэтому и не считалось зазорным немного подправить кривой нос заказчика или сгладить жесткость черт его лица: разумная эстетизация образа считалась нормой.

Левицкий Дмитрий Григорьевич
Левицкий Дмитрий Григорьевич. 1783г, картон на дереве, масло, Челябинская городская картинная галерея
Во второй половине XVIII века портрет обретает статус чуть ли не необходимой принадлежности дворянского быта. В соответствии с принятым этикетом светского общения, условным и манернотеатрализованным, портрет отображает этот дух спектакля и подчеркнутого изящества. И в то же время он становится технически все более совершенным, а также более живым, импульсивным. Федор Рокотов, Дмитрий Левицкий, Степан Щукин и Владимир Боровиковский придали ему необычайную разносторонность.

В конце XVIII столетия, в период правления уже престарелой Екатерины II и сумасбродного Павла I, просвещенная часть русского общества испытывала разочарование.

В портрете конца XVIII века на идиллическую духовность сентиментализма наиболее талантливо откликнулся Владимир Боровиковский.



портреты русских художников с названиями и фамилиями авторов
Боровиковский Владимир Лукич «Автопортрет»
С сентиментализмом несколько сродни и романтизм, зародившийся в начале XIX века. В эпоху романтизма происходит заметное повышение статуса художника. Из разряда ремесленников, к каковому он принадлежал и каковым ощущал себя в веке минувшем, художник переходит в стан творцов, работающих для истории и вечности. И если в обществе на него смотрят не как на оракула, то, по крайней мере, как на авторитет, к мнению которого следует прислушаться.

Художник признается равным в литературных кругах, а порой и в светских. Так что не удивительно, что автопортрет занимает отныне достойное место в портретном жанре; ему отдают дань не только портретисты, но и художники других направлений.

Отошедший к этому времени от решения проблемнонравственных задач, официальный академический портрет заметно теряет высокий вкус и превращается в ремесленное изделие. Зато все интереснее становится портрет поэтически-камерный, в чем совершенствуются такие мастера, как Василий Тропинин, Алексей Венецианов, Павел Федотов. Их творчество знаменует переходную стадию от романтического портрета к реалистическому.

Крамской Иван Николаевич
Крамской Иван Николаевич. "Автопортрет"
Новый подход, не чурающийся важных и проблемных сторон жизни, и соответствующий этому язык освоит реализм. Реалистический портрет служит не предметом украшения интерьера, а формой духовного служения обществу. Потребность в активной духовной жизни, понимаемой как форма учительства и даже мессианства, пожалуй, является главным «двигателем» русского искусства этой эпохи. Новая пора художественной деятельности обозначилась с 1863 года, когда группа готовящихся к выпуску студентов Академии художеств, возглавляемая Иваном Крамским, выразила протест правилу, предписывавшему всем выпускникам писать картину на одну тему. После отказа руководства изменить условия академической программы сплотившиеся диссиденты демонстративно вышли из состава студентов.

Отныне их творчество — открытая оппозиция официозу и норме, поиск собственных путей в искусстве. Организованные сокурсниками сначала «Артель художников», а затем, в 1870 году, «Товарищество передвижных художественных выставок» главной своей целью ставили пропаганду передового искусства, причем не только в столицах, но и в провинции, расширение эстетических горизонтов русского общества.

Перов Василий Григорьевич
"Автопортрет Перова Василия Григорьевича" (1879, ГТГ)
Большую общественную роль начинает играть Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое, несмотря на статус филиала Академии, предоставляло большие возможности для развития реалистического искусства. Здесь преподавал крупнейший мастер портрета и жанра Василий Перов — учредитель и деятельный участник Товарищества передвижников.



портреты русских художников с названиями и фамилиями авторов
Товарищество передвижных художественных выставок (кратко Передви?жники) — объединение российских художников, возникшее в последней трети XIX века и просуществовавшее до 1923 года
Очень много для развития русской живописи сделал Павел Михайлович Третьяков (1832—1898) — московский купец новой интеллигентной генерации, задавшийся целью собрать коллекцию современного русского изобразительного искусства. Его благородная идея захватила и художников, часто сбавлявших цену на свои полотна, чтобы они попали в коллекцию Третьякова. По заказам Третьякова в 1870-е годы были созданы замечательные портреты выдающихся представителей отечества.

Портрет данного времени пытается не просто «увидеть», каков есть человек на самом деле, и предельно объективно это впечатление передать. Он остро тенденциозен, импульсивен и говорит не от первого лица, а будто бы представительствует от всего демократического сообщества. Герои портретов мучаются над «проклятыми вопросами» российской действительности, их образы бросают вызов обществу, обжигают и заставляют думать...



портреты русских художников с названиями и фамилиями авторов
В.Г. Перов. Портрет Достоевского Федора Михайловича
1872. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва
Начало такому направлению было положено портретом Федора Михайловича Достоевского, написанным в 1872 году Василием Перовым для Третьяковской галереи. Он и последовавшие за ним работы Ивана Крамского, Ильи Репина, Николая Ге и других мастеров, создававших образы представителей передовой русской интеллигенции, вызвали к жизни новый тип портрета — портрета-проповеди.

Высокое мастерство в передаче психологического состояния человека проявилось и в женских портретах. В них сердце правдолюбцев-передвижников смягчается и словно оттаивает.

Что исповедывало новое поколение художников? Они не отказывались от критического отношения к действительности, но поиски своего идеала связывали с интуитивным, фантазийным началом и эстетически отфильтрованными образами. Художники нового поколения сохраняли перенятую по эстафете от передвижников веру в возвышенные возможности искусства: красота должна спасти мир.

Эти идеи вынашивались и стилем модерн, культивировавшимся с 1890-х годов. Появляются и другие художественные течения: одни — убаюкивают грезами сновидений, другие — призывают к жизни и активной деятельности. Портретный жанр не остается в стороне от этих веяний.

Многие художники стремятся к универсальности, расширяя сферу бытования искусства. Они с равным интересом берутся за оформление книги, написание картины или декоративного панно, роспись блюда, лепку скульптуры и эскиз театральных костюмов. Недосягаемым по многогранности таланта среди художников того времени был Михаил Врубель, словно предчувствовавший краткость своей жизни и спешивший создать как можно больше.



портреты русских художников с названиями и фамилиями авторов
Илья Ефимович Репин. Портрет С. И. Мамонтова
1880, 75х66 см
Центром художественной жизни Москвы становится в то время кружок железнодорожного магната и мецената Саввы Ивановича Мамонтова (1841—1918), с энтузиазмом помогавшего реализовать талантливым людям новые творческие идеи. Тесно связанные с Саввой Великолепным, как его называли друзья (чуть-чуть насмешливый, но, без сомнения, уважительный парафраз прозвища Лоренцо Медичи, синьора Флоренции и покровителя искусств в эпоху Возрождения), Константин Коровин, Валентин Серов, Виктор Васнецов, Михаил Нестеров обретали рядом с ним «крылья для полета». Они были очень разные, но их объединяло светлое, поэтическое восприятие мира. Наверное, в этом секрет свежих, тонких настроений в созданных ими портретах.



портреты русских художников с названиями и фамилиями авторов
«Мир искусства» (1898—1927) — художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890-х годов
Другое крупное явление тогдашней русской художественной жизни — петербургская группа художников под названием «Мир искусства». Его члены, по словам одного из создателей этого объединения Александра Бенуа, испытывали «пиетет к самой идее культурности». В эстетической программе объединения, оглашаемой на страницах собственных изданий — журналов «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон», — в качестве важной заявки утверждается ракурс ретроспекции. Искусство прошлого с его формулой запечатленной красоты — тот объект, с которым «мирискусники» ведут диалоги в своем творчестве, в том числе и в портретном жанре...

Обрывая настоящее обозрение на дореволюционном периоде, мы не имеем в виду, что впереди портрет не ждали новые художественные достижения. Сама природа искусства всегда связана с неутоленностью поиска. Но эта уже другая эпоха, другие герои.

Если Вам понравилась статья "Портреты русских художников с названиями и фамилиями авторов" - поделитесь в соцсетях en