ПРОЧИТАВ ЭТУ СТАТЬЮ ВЫ УЗНАЕТЕ О ПОРТРЕТАХ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ ПОРТРЕТИСТОВ С НАЗВАНИЯМИ И ФАМИЛИЯМИ АВТОРОВ ОЧЕНЬ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО
СОДЕРЖАНИЕ:
ПОРТРЕТ В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ
Русский портрет 17 век
Русские акварелисты 17 век
Русский романтизм 17-18 век
Художники-передвижники 19 век
ПОРТРЕТ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЖИВОПИСИ
Что такое портрет? Обычный ответ: изображение конкретного человека. Но под такое определение в еще большей степени подпадает фотография — самое объективное изображение персонажа. Художник же отбирает для портрета только некую сумму характерных черт личности. И такой облагороженный кистью художника двойник, естественно, очень ценен для заказчика. Сила воздействия классического портретного образа — в той искре вдохновения художника, что наделяет его живой субстанцией, угаданной или вымышленной. Каждая эпоха формировала не только свой стиль культуры, принятый этикет общения и моду на покрой одежды, но и некие особые социальные черты. Они легко считываются в хороших портретах. Так, петровское время предоставляло возможность выдвинуться деятельному, честолюбивому и талантливому человеку — именно таких людей можно увидеть на портретах работы Ивана Никитина. В истории портрета периоды огромной дистанции между художником и портретируемым сменяются периодами ее сокращения, а загадочная недоговоренность образа уступает место правдивости. Но в этих противоречивых колебаниях особенные черты портретного искусства только разнообразятся.
Природа портрета предполагает откровенное позирование перед зрителем, диалог с ним, что придает этому жанру живописи особую притягательность.
Почему одни портреты притягивают к себе внимание, а другие нет? По каким критериям мы делаем предпочтение? Нас может заинтересовать сама модель — в силу своей исторической значимости, внешней привлекательности, переданной художником силы характера или мощи интеллекта.
Другой не менее важный момент оценки — живописная манера портретиста. И пристрастия зрителя во многом определяют судьбу портрета, его жизнь — публичную или безвестную, в музейных запасниках. Многие художники «рождались дважды». Например, Ивана Вишнякова и Федора Рокотова Россия открыла заново в начале XX века — более столетия их портреты не были в фокусе внимания публики.
Нельзя сказать, что портрет не был известен в допетровское время.
В древнерусской художественной культуре портрет как самостоятельный жанр еще не был востребован. Он существовал в иной ипостаси, связанной с православной религиозной традицией, с иконописью и фресковой церковной живописью. Однако задачей ее была не передача конкретных черт того или иного лица, хотя они отнюдь не игнорировались. Художник руководствовался идеей открытия высшей истины и красоты. При этом духовный и идеальный образ, обретенный подвижником, как бы отстраняется от бытового подобия персонажу. Христианская традиция бережно сохраняет сведения об особенностях внешности святых — форме их лица, бороды, волос — и отражает их в иконографии.
С конца XVI века из иконописи выделяется парсуна — искаженно заимствованное из латыни слово «persona» («личность»). Этот жанр, поначалу сугубо элитарный, прежде всего, прижился при царском дворе. По характеру и технике исполнения парсуна не отличалась от иконных образов, но суть была принципиально иной: увековечивался в единоличном изображении не канонизированный церковью святой, а обычный, земной, грешный человек. Самая ранняя парсуна живописует образ царя Ивана Грозного, явно далекий от традиционноправославного представления о праведнике.
Появляется в живописи первый русский мастер, получивший официальное признание государева двора. Это живописец и гравер Симон Федорович Ушаков (1626—1686), наиболее успешно освоивший фряжскую премудрость, как тогда называли итальянскую живопись Возрождения. На протяжении почти четверти века он возглавлял иконописную мастерскую Оружейной палаты. У него работали замечательные мастера — Степан Резанец, Яков Казанец, Иван Филатьев и многие другие.
Верность природе для Ушакова — критерий высокого искусства: недаром в своем трактате «Слово к люботщательному иконного писания» он уподобил живопись зеркалу. Однако, несмотря на заявку «реализма», иконы Ушакова, как и других иконописцев этого времени, все же не стали картинами по типу западноевропейских. В частности, их эксперименты в моделировании объема дошли до неких определенных традицией границ, у рубежа которых русская средневековая живопись приостанавливается.
Уникальным памятником русской живописной культуры стала портретная серия «шутов» — участников причудливой организации, учрежденной царем — «Всепьянейшего сумасброднейшего собора всешутейшего князь-папы» (конец XVII — начало XVIII шв.). Предназначенная, вероятно, для залов Преображенского дворца, она была выполнена художниками Оружейной палаты.
Выполнение заказа растянулось на пятнадцать лет, что свидетельствует о серьезном отношении к этому волеизъявлению монарха. Необычный замысел серии шутейных и одновременно репрезентативных по форме подачи портретов оказался единичным опытом в истории русского портрета.
Петр I, поощряя ищущих знаний талантливых российских юнцов, отправляет их на выучку в Европу за счет государства. В числе первой партии таких пенсионеров были и художники — Иван Никитин и Андрей Матвеев. До нашего времени дошли лишь единицы их подлинных работ, которые сближает общественная и гуманистическая тенденциозность, ярко отражавшая атмосферу петровского времени. В основном это персональные изображения колоритных «крупноформатных» общественных деятелей.
Следует подчеркнуть, что лучшие русские живописцы в самую раннюю пору становления нового искусства очень серьезно относились к задаче портретирования. Они старались передать не только внешность, социальный статус модели, но и, что более трудно, такие не каждому очевидные качества, как особенности характера. Именно это в дальнейшем составит отличительную черту русского портрета.
Период правления Анны Иоанновны, этой «ничтожной наследницы северного исполина», как отозвался о ней Григорий Александрович Потёмкин. тяжело сказался
Положение меняется с воцарением Елизаветы Петровны. Ее женское честолюбие было устремлено на устройство блестящего двора, способного конкурировать с любым европейским. Причем интерес к европейским новшествам у нее прекрасно уживается с верностью русским традициям. Россия словно воспряла духом и наверстывает упущенное, расцветают русская наука, просвещение, искусство.
Работающие при дворе Елизаветы иностранные художники — Георг Христоф Гроот, Луи Токке, Пьетро деи Ротари, Вигилиус Эриксен — обслуживали очень небольшой круг лиц. Гонорары, получаемые иностранцами, были огромными, а по сравнению с теми, что получали русские художники, просто заоблачными, что с сожалением констатирует, например, просветитель и издатель Николай Иванович Новиков. Зато отечественные живописцы были обращены к более широкой аудитории заказчиков. В их портретах представлены самые разнообразные социальные слои — от императрицы до крестьянки. С этого времени можно с полным правом говорить о портрете как зеркале всего русского общества.
При Екатерине II русская культура, наука, искусство переживают подлинный расцвет. Достаточно сказать, что Эрмитаж, величайшее собрание изящных искусств, возник в 1764 году как частное собрание этой просвещенной императрицы. Человек века Разума, глядящий с полотен живописцев того времени, — прекрасное творение, «венец природы». Согласно господствовавшим идеям классицизма, а затем присоединившегося к нему сентиментализма, он совершенен внутренне и не может быть внешне неказистым. Поэтому и не считалось зазорным немного подправить кривой нос заказчика или сгладить жесткость черт его лица: разумная эстетизация образа считалась нормой.
В конце XVIII столетия, в период правления уже престарелой Екатерины II и сумасбродного Павла I, просвещенная часть русского общества испытывала разочарование.
В портрете конца XVIII века на идиллическую духовность сентиментализма наиболее талантливо откликнулся Владимир Боровиковский.
Художник признается равным в литературных кругах, а порой и в светских. Так что не удивительно, что автопортрет занимает отныне достойное место в портретном жанре; ему отдают дань не только портретисты, но и художники других направлений.
Отошедший к этому времени от решения проблемнонравственных задач, официальный академический портрет заметно теряет высокий вкус и превращается в ремесленное изделие. Зато все интереснее становится портрет поэтически-камерный, в чем совершенствуются такие мастера, как Василий Тропинин, Алексей Венецианов, Павел Федотов. Их творчество знаменует переходную стадию от романтического портрета к реалистическому.
Отныне их творчество — открытая оппозиция официозу и норме, поиск собственных путей в искусстве. Организованные сокурсниками сначала «Артель художников», а затем, в 1870 году, «Товарищество передвижных художественных выставок» главной своей целью ставили пропаганду передового искусства, причем не только в столицах, но и в провинции, расширение эстетических горизонтов русского общества.
Портрет данного времени пытается не просто «увидеть», каков есть человек на самом деле, и предельно объективно это впечатление передать. Он остро тенденциозен, импульсивен и говорит не от первого лица, а будто бы представительствует от всего демократического сообщества. Герои портретов мучаются над «проклятыми вопросами» российской действительности, их образы бросают вызов обществу, обжигают и заставляют думать...
Высокое мастерство в передаче психологического состояния человека проявилось и в женских портретах. В них сердце правдолюбцев-передвижников смягчается и словно оттаивает.
Что исповедывало новое поколение художников? Они не отказывались от критического отношения к действительности, но поиски своего идеала связывали с интуитивным, фантазийным началом и эстетически отфильтрованными образами. Художники нового поколения сохраняли перенятую по эстафете от передвижников веру в возвышенные возможности искусства: красота должна спасти мир.
Эти идеи вынашивались и стилем модерн, культивировавшимся с 1890-х годов. Появляются и другие художественные течения: одни — убаюкивают грезами сновидений, другие — призывают к жизни и активной деятельности. Портретный жанр не остается в стороне от этих веяний.
Многие художники стремятся к универсальности, расширяя сферу бытования искусства. Они с равным интересом берутся за оформление книги, написание картины или декоративного панно, роспись блюда, лепку скульптуры и эскиз театральных костюмов. Недосягаемым по многогранности таланта среди художников того времени был Михаил Врубель, словно предчувствовавший краткость своей жизни и спешивший создать как можно больше.
Обрывая настоящее обозрение на дореволюционном периоде, мы не имеем в виду, что впереди портрет не ждали новые художественные достижения. Сама природа искусства всегда связана с неутоленностью поиска. Но эта уже другая эпоха, другие герои.
ИЗВЕСТНЫЕ ХУДОЖНИКИ
СОДЕРЖАНИЕ:
ПОРТРЕТ В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ
Русский портрет 17 век
Русские акварелисты 17 век
Русский романтизм 17-18 век
Художники-передвижники 19 век
ПОРТРЕТ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЖИВОПИСИ
Что такое портрет? Обычный ответ: изображение конкретного человека. Но под такое определение в еще большей степени подпадает фотография — самое объективное изображение персонажа. Художник же отбирает для портрета только некую сумму характерных черт личности. И такой облагороженный кистью художника двойник, естественно, очень ценен для заказчика. Сила воздействия классического портретного образа — в той искре вдохновения художника, что наделяет его живой субстанцией, угаданной или вымышленной. Каждая эпоха формировала не только свой стиль культуры, принятый этикет общения и моду на покрой одежды, но и некие особые социальные черты. Они легко считываются в хороших портретах. Так, петровское время предоставляло возможность выдвинуться деятельному, честолюбивому и талантливому человеку — именно таких людей можно увидеть на портретах работы Ивана Никитина. В истории портрета периоды огромной дистанции между художником и портретируемым сменяются периодами ее сокращения, а загадочная недоговоренность образа уступает место правдивости. Но в этих противоречивых колебаниях особенные черты портретного искусства только разнообразятся.
Природа портрета предполагает откровенное позирование перед зрителем, диалог с ним, что придает этому жанру живописи особую притягательность.
Почему одни портреты притягивают к себе внимание, а другие нет? По каким критериям мы делаем предпочтение? Нас может заинтересовать сама модель — в силу своей исторической значимости, внешней привлекательности, переданной художником силы характера или мощи интеллекта.
Другой не менее важный момент оценки — живописная манера портретиста. И пристрастия зрителя во многом определяют судьбу портрета, его жизнь — публичную или безвестную, в музейных запасниках. Многие художники «рождались дважды». Например, Ивана Вишнякова и Федора Рокотова Россия открыла заново в начале XX века — более столетия их портреты не были в фокусе внимания публики.
Алексей АнтроповПортрет появляется на авансцене русской культуры с началом реформ Петра I. Он не только первенец среди других светских жанров Нового времени, но на протяжении более столетия — самый чуткий индикатор измерения умонастроений человека и общества. Это очень важно! Радикальный и поистине масштабный характер начатых волей царя-реформатора перемен Александр Сергеевич Пушкин выразил метафорой «поднятой на дыбы России». Стремительный и бурный прорыв в культурную формацию нового типа пришлось совершать всей огромной стране, привыкшей жить дедовскими заветами. И русский портрет отразил это.
ПОРТРЕТ ПЕТРА I ВЕЛИКОГО 1713 ИЛИ 1716 Петр I Великий Алексеевич (1672-1725)
Портрет Петра I Годфри НеллерКак и полагается истинному реформатору, государь во всех начинаниях был первым. В 1697-1717 годах портреты европейского образца русского самодержца и его супруги Екатерины были заказаны различным иностранным художникам: Гиацинту Риго — любимому портретисту Людовика XIV, Жану Марку Наттье, Готфри Кнеллеру, Карелу де Моору, Луи Каравакку, Иоганну-Готфриду Таннауэру, Яну Купецкому. Портреты предназначались не только для личных покоев, но и для присутственных мест: подданные должны знать царскую особу! Петр I закупает за границей произведения искусства, подражая примеру западных дворов. Царский почин подхватывается его ближайшим окружением. А вслед за сановниками потянулось и прочее дворянство — основной потребитель культуры. Живопись и скульптура в числе других заграничных «причуд» начинают обживать Северную Венецию, как с гордостью называли новую столицу петербуржцы. А возникший интерес к частному лицу, к человеку деятельному и мыслящему, нашел свое проявление в портретном жанре.
1698год. 241х145.4 см
Нельзя сказать, что портрет не был известен в допетровское время.
Портрет Ивана 3.Из письменных источников мы знаем, что во время правления Ивана III и Василия III изображения великих князей при сватовстве посылались для ознакомления в Западную Европу. Сохранился до нашего времени и портрет Ивана III, выполненный рукой одного из западных мастеров.
В древнерусской художественной культуре портрет как самостоятельный жанр еще не был востребован. Он существовал в иной ипостаси, связанной с православной религиозной традицией, с иконописью и фресковой церковной живописью. Однако задачей ее была не передача конкретных черт того или иного лица, хотя они отнюдь не игнорировались. Художник руководствовался идеей открытия высшей истины и красоты. При этом духовный и идеальный образ, обретенный подвижником, как бы отстраняется от бытового подобия персонажу. Христианская традиция бережно сохраняет сведения об особенностях внешности святых — форме их лица, бороды, волос — и отражает их в иконографии.
С конца XVI века из иконописи выделяется парсуна — искаженно заимствованное из латыни слово «persona» («личность»). Этот жанр, поначалу сугубо элитарный, прежде всего, прижился при царском дворе. По характеру и технике исполнения парсуна не отличалась от иконных образов, но суть была принципиально иной: увековечивался в единоличном изображении не канонизированный церковью святой, а обычный, земной, грешный человек. Самая ранняя парсуна живописует образ царя Ивана Грозного, явно далекий от традиционноправославного представления о праведнике.
Ушаков Симон Федорович.Форма парсуны в дальнейшем развитии обретает композиционное многообразие — представляя оглавный (М. Скопин-Шуйский, около 1630), оплечный (А. Васильков, 1710) и поколенный (Г. Адольский, И., Ан. и Ал. Репнины, вторая половина XVII века) портреты. Лица изображаются с элементами объемной живописи, в то время как одежда, украшения, фон и атрибуты власти остаются условноплоскостными. Но эта непоследовательность нисколько не «режет» глаз, придавая парсунным портретам своеобразную простодушную выразительность.
«Князь М.В.Скопин-Шуйский» (парсуна)
Появляется в живописи первый русский мастер, получивший официальное признание государева двора. Это живописец и гравер Симон Федорович Ушаков (1626—1686), наиболее успешно освоивший фряжскую премудрость, как тогда называли итальянскую живопись Возрождения. На протяжении почти четверти века он возглавлял иконописную мастерскую Оружейной палаты. У него работали замечательные мастера — Степан Резанец, Яков Казанец, Иван Филатьев и многие другие.
Верность природе для Ушакова — критерий высокого искусства: недаром в своем трактате «Слово к люботщательному иконного писания» он уподобил живопись зеркалу. Однако, несмотря на заявку «реализма», иконы Ушакова, как и других иконописцев этого времени, все же не стали картинами по типу западноевропейских. В частности, их эксперименты в моделировании объема дошли до неких определенных традицией границ, у рубежа которых русская средневековая живопись приостанавливается.
Уникальным памятником русской живописной культуры стала портретная серия «шутов» — участников причудливой организации, учрежденной царем — «Всепьянейшего сумасброднейшего собора всешутейшего князь-папы» (конец XVII — начало XVIII шв.). Предназначенная, вероятно, для залов Преображенского дворца, она была выполнена художниками Оружейной палаты.
Выполнение заказа растянулось на пятнадцать лет, что свидетельствует о серьезном отношении к этому волеизъявлению монарха. Необычный замысел серии шутейных и одновременно репрезентативных по форме подачи портретов оказался единичным опытом в истории русского портрета.
Портрет Якова Тургенева
1694 (?)Холст, масло. 105 x 97,5
Ж-4902 Пост. в 1929 из Гатчинского дворца музея; ранее – Гатчинский дворец; ИЭ; Новый Преображенский дворец под Москвой
Портрет Н.Ф.Нарышкина ("патриарх Милака").Лучшие портреты этой серии — Якова Федоровича Тургенева (не позднее 1695), «патриарха» Матвея Филимоновича Нарышкина, двоюродного дяди матери Петра, царицы Натальи Кирилловны и некоторых других — при всей неуклюжести еще труднодающих-ся приемов нового письма поражают яркой достоверностью лиц. Но сравнить в мастерстве с европейскими художниками можно не иконописцев Оружейной палаты, оказавшихся на перепутье православной традиции и реалистической европейской живописи, а художников иной генерации.
Петр I, поощряя ищущих знаний талантливых российских юнцов, отправляет их на выучку в Европу за счет государства. В числе первой партии таких пенсионеров были и художники — Иван Никитин и Андрей Матвеев. До нашего времени дошли лишь единицы их подлинных работ, которые сближает общественная и гуманистическая тенденциозность, ярко отражавшая атмосферу петровского времени. В основном это персональные изображения колоритных «крупноформатных» общественных деятелей.
Следует подчеркнуть, что лучшие русские живописцы в самую раннюю пору становления нового искусства очень серьезно относились к задаче портретирования. Они старались передать не только внешность, социальный статус модели, но и, что более трудно, такие не каждому очевидные качества, как особенности характера. Именно это в дальнейшем составит отличительную черту русского портрета.
Период правления Анны Иоанновны, этой «ничтожной наследницы северного исполина», как отозвался о ней Григорий Александрович Потёмкин. тяжело сказался
Положение меняется с воцарением Елизаветы Петровны. Ее женское честолюбие было устремлено на устройство блестящего двора, способного конкурировать с любым европейским. Причем интерес к европейским новшествам у нее прекрасно уживается с верностью русским традициям. Россия словно воспряла духом и наверстывает упущенное, расцветают русская наука, просвещение, искусство.
ИВАН ВИШНЯКОВ.Среди портретистов послепетровского времени наибольшей известностью пользуются Иван Вишняков, Андрей Антропов, Иван Аргунов. В их творчестве портрет приобретает яркий национальный характер.
ПОРТРЕТ САРРЫ ЭЛЕОНОРЫ ФЕРМОР.
1749. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Работающие при дворе Елизаветы иностранные художники — Георг Христоф Гроот, Луи Токке, Пьетро деи Ротари, Вигилиус Эриксен — обслуживали очень небольшой круг лиц. Гонорары, получаемые иностранцами, были огромными, а по сравнению с теми, что получали русские художники, просто заоблачными, что с сожалением констатирует, например, просветитель и издатель Николай Иванович Новиков. Зато отечественные живописцы были обращены к более широкой аудитории заказчиков. В их портретах представлены самые разнообразные социальные слои — от императрицы до крестьянки. С этого времени можно с полным правом говорить о портрете как зеркале всего русского общества.
Иван Аргунов «Автопортрет»Количественно преобладал парадный портрет. Он в первую очередь был востребован дворянством, являя визуальное свидетельство его усиливающихся социальных позиций. Возникает мода на ретроспективные портреты предков, авторитет и общественные деяния которых поддерживали честолюбие знатных фамилий. При наличии большого достатка заказывались целые портретные галереи, для которых в усадьбах и городских дворцах знати отводились специальные помещения. А в распоряжении графа Петра Борисовича Шереметева имелся собственный талантливый художник, крепостной Иван Аргунов, приложивший немало усилий для создания семейной летописи рода Шереметевых в лицах.
Около 1760г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.
При Екатерине II русская культура, наука, искусство переживают подлинный расцвет. Достаточно сказать, что Эрмитаж, величайшее собрание изящных искусств, возник в 1764 году как частное собрание этой просвещенной императрицы. Человек века Разума, глядящий с полотен живописцев того времени, — прекрасное творение, «венец природы». Согласно господствовавшим идеям классицизма, а затем присоединившегося к нему сентиментализма, он совершенен внутренне и не может быть внешне неказистым. Поэтому и не считалось зазорным немного подправить кривой нос заказчика или сгладить жесткость черт его лица: разумная эстетизация образа считалась нормой.
Левицкий Дмитрий Григорьевич. 1783г, картон на дереве, масло, Челябинская городская картинная галереяВо второй половине XVIII века портрет обретает статус чуть ли не необходимой принадлежности дворянского быта. В соответствии с принятым этикетом светского общения, условным и манернотеатрализованным, портрет отображает этот дух спектакля и подчеркнутого изящества. И в то же время он становится технически все более совершенным, а также более живым, импульсивным. Федор Рокотов, Дмитрий Левицкий, Степан Щукин и Владимир Боровиковский придали ему необычайную разносторонность.
В конце XVIII столетия, в период правления уже престарелой Екатерины II и сумасбродного Павла I, просвещенная часть русского общества испытывала разочарование.
В портрете конца XVIII века на идиллическую духовность сентиментализма наиболее талантливо откликнулся Владимир Боровиковский.
Боровиковский Владимир Лукич «Автопортрет»С сентиментализмом несколько сродни и романтизм, зародившийся в начале XIX века. В эпоху романтизма происходит заметное повышение статуса художника. Из разряда ремесленников, к каковому он принадлежал и каковым ощущал себя в веке минувшем, художник переходит в стан творцов, работающих для истории и вечности. И если в обществе на него смотрят не как на оракула, то, по крайней мере, как на авторитет, к мнению которого следует прислушаться.
Художник признается равным в литературных кругах, а порой и в светских. Так что не удивительно, что автопортрет занимает отныне достойное место в портретном жанре; ему отдают дань не только портретисты, но и художники других направлений.
Отошедший к этому времени от решения проблемнонравственных задач, официальный академический портрет заметно теряет высокий вкус и превращается в ремесленное изделие. Зато все интереснее становится портрет поэтически-камерный, в чем совершенствуются такие мастера, как Василий Тропинин, Алексей Венецианов, Павел Федотов. Их творчество знаменует переходную стадию от романтического портрета к реалистическому.
Крамской Иван Николаевич. "Автопортрет"Новый подход, не чурающийся важных и проблемных сторон жизни, и соответствующий этому язык освоит реализм. Реалистический портрет служит не предметом украшения интерьера, а формой духовного служения обществу. Потребность в активной духовной жизни, понимаемой как форма учительства и даже мессианства, пожалуй, является главным «двигателем» русского искусства этой эпохи. Новая пора художественной деятельности обозначилась с 1863 года, когда группа готовящихся к выпуску студентов Академии художеств, возглавляемая Иваном Крамским, выразила протест правилу, предписывавшему всем выпускникам писать картину на одну тему. После отказа руководства изменить условия академической программы сплотившиеся диссиденты демонстративно вышли из состава студентов.
Отныне их творчество — открытая оппозиция официозу и норме, поиск собственных путей в искусстве. Организованные сокурсниками сначала «Артель художников», а затем, в 1870 году, «Товарищество передвижных художественных выставок» главной своей целью ставили пропаганду передового искусства, причем не только в столицах, но и в провинции, расширение эстетических горизонтов русского общества.
"Автопортрет Перова Василия Григорьевича" (1879, ГТГ)Большую общественную роль начинает играть Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое, несмотря на статус филиала Академии, предоставляло большие возможности для развития реалистического искусства. Здесь преподавал крупнейший мастер портрета и жанра Василий Перов — учредитель и деятельный участник Товарищества передвижников.
Товарищество передвижных художественных выставок (кратко Передви?жники) — объединение российских художников, возникшее в последней трети XIX века и просуществовавшее до 1923 годаОчень много для развития русской живописи сделал Павел Михайлович Третьяков (1832—1898) — московский купец новой интеллигентной генерации, задавшийся целью собрать коллекцию современного русского изобразительного искусства. Его благородная идея захватила и художников, часто сбавлявших цену на свои полотна, чтобы они попали в коллекцию Третьякова. По заказам Третьякова в 1870-е годы были созданы замечательные портреты выдающихся представителей отечества.
Портрет данного времени пытается не просто «увидеть», каков есть человек на самом деле, и предельно объективно это впечатление передать. Он остро тенденциозен, импульсивен и говорит не от первого лица, а будто бы представительствует от всего демократического сообщества. Герои портретов мучаются над «проклятыми вопросами» российской действительности, их образы бросают вызов обществу, обжигают и заставляют думать...
В.Г. Перов. Портрет Достоевского Федора МихайловичаНачало такому направлению было положено портретом Федора Михайловича Достоевского, написанным в 1872 году Василием Перовым для Третьяковской галереи. Он и последовавшие за ним работы Ивана Крамского, Ильи Репина, Николая Ге и других мастеров, создававших образы представителей передовой русской интеллигенции, вызвали к жизни новый тип портрета — портрета-проповеди.
1872. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва
Высокое мастерство в передаче психологического состояния человека проявилось и в женских портретах. В них сердце правдолюбцев-передвижников смягчается и словно оттаивает.
Что исповедывало новое поколение художников? Они не отказывались от критического отношения к действительности, но поиски своего идеала связывали с интуитивным, фантазийным началом и эстетически отфильтрованными образами. Художники нового поколения сохраняли перенятую по эстафете от передвижников веру в возвышенные возможности искусства: красота должна спасти мир.
Эти идеи вынашивались и стилем модерн, культивировавшимся с 1890-х годов. Появляются и другие художественные течения: одни — убаюкивают грезами сновидений, другие — призывают к жизни и активной деятельности. Портретный жанр не остается в стороне от этих веяний.
Многие художники стремятся к универсальности, расширяя сферу бытования искусства. Они с равным интересом берутся за оформление книги, написание картины или декоративного панно, роспись блюда, лепку скульптуры и эскиз театральных костюмов. Недосягаемым по многогранности таланта среди художников того времени был Михаил Врубель, словно предчувствовавший краткость своей жизни и спешивший создать как можно больше.
Илья Ефимович Репин. Портрет С. И. МамонтоваЦентром художественной жизни Москвы становится в то время кружок железнодорожного магната и мецената Саввы Ивановича Мамонтова (1841—1918), с энтузиазмом помогавшего реализовать талантливым людям новые творческие идеи. Тесно связанные с Саввой Великолепным, как его называли друзья (чуть-чуть насмешливый, но, без сомнения, уважительный парафраз прозвища Лоренцо Медичи, синьора Флоренции и покровителя искусств в эпоху Возрождения), Константин Коровин, Валентин Серов, Виктор Васнецов, Михаил Нестеров обретали рядом с ним «крылья для полета». Они были очень разные, но их объединяло светлое, поэтическое восприятие мира. Наверное, в этом секрет свежих, тонких настроений в созданных ими портретах.
1880, 75х66 см
«Мир искусства» (1898—1927) — художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890-х годовДругое крупное явление тогдашней русской художественной жизни — петербургская группа художников под названием «Мир искусства». Его члены, по словам одного из создателей этого объединения Александра Бенуа, испытывали «пиетет к самой идее культурности». В эстетической программе объединения, оглашаемой на страницах собственных изданий — журналов «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон», — в качестве важной заявки утверждается ракурс ретроспекции. Искусство прошлого с его формулой запечатленной красоты — тот объект, с которым «мирискусники» ведут диалоги в своем творчестве, в том числе и в портретном жанре...
Обрывая настоящее обозрение на дореволюционном периоде, мы не имеем в виду, что впереди портрет не ждали новые художественные достижения. Сама природа искусства всегда связана с неутоленностью поиска. Но эта уже другая эпоха, другие герои.
Каталог картин: название, год написания, где находится, автор, размер, техника.
-
Название картины: «Архангел Михаил попирающий дьявола» 1676 г.
Автор: Симон Фёдорович Ушаков
Размер: 23 х 20,5 см.
Техника: дерево, темпера.
Где находится: Третьяковская Галерея Москва -
Название картины: «Спас Нерукотворный» написан для Троице-Сергиевой Лавры 1658 г.
Автор: Симон Фёдорович Ушаков
Размер: Н/Д см.(по мнению экспертов предположительно 45х38 см.)
Техника: дерево, темпера.
Где находится: Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник. Московская область, Лавра, Сергиев Посад -
Название картины: «Автопортрет с женой» 1729 г.
Автор: Матвеев Андрей Матвеевич
Размер: 75,5 х 90,5 см (29,7 х 35,6 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Государственный Русский музей Санкт-Петербург -
Название картины: «Портрет врача И.А. Ацаретти» 1724-1725 г.
Автор: Матвеев Андрей Матвеевич
Размер: Высота: 84 см (33 дюйма) Ширина: 67 см (26,3 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербур -
Название картины: «Портрет князя И.А. Голицына» (парный к портрету княгини А.П. Голицыной) 1728 г.
Автор: Матвеев Андрей Матвеевич
Размер: Н/Д см.(по мнению экспертов предположительно 80х58 см.)
Техника: холст, масло.
Где находится: собрание Голицыных, Москва -
Название картины: «Портрет княгини А.П. Голицыной» (парный к портрету князя И.А. Голицына) 1728 г.
Автор: Матвеев Андрей Матвеевич
Размер: Н/Д см.(по мнению экспертов предположительно 80х58 см.)
Техника: холст, масло.
Где находится: собрание Голицыных, Москва -
Название картины: «Портрет казачьего генерала Ф. И. Краснощёкова» 1761 год
Автор: Алексей Антропов
Размер: 61 х 48,5 см.
Техника: холст, масло.
Где находится: Государственный Русский музей Санкт-Петербург -
Название картины: «Фермор Виллим Виллимович» 1765 год
Автор: Алексей Антропов
Размер: Н/Д см.(по мнению экспертов предположительно 115х88.5 см.)
Техника: холст, масло.
Где находится: Научно-исследовательский музей Российской академии художеств -
Название картины: «Портрет Екатерины 2» 1766 год
Автор: Алексей Антропов
Размер: 51 x 38 см
Техника: холст, масло.
Где находится: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург -
Название картины: «Императрицы Елизавета Петровна» Середина XVIII века
Автор: Алексей Антропов
Размер: 82,5 х 67 см.
Техника: холст, масло.
Где находится: Государственный Русский музей Санкт-Петербург -
Название картины: «Портрет графини М. А. Румянцевой» 1764 год
Автор: Алексей Антропов
Размер: 62,5 x 48 см.
Техника: холст, масло.
Где находится: Государственный Русский музей Санкт-Петербург -
Название картины: «Портрет А. М. Измайловой» 1759 год
Автор: Алексей Антропов
Размер: Высота: 57,2 см (22,5 дюйма); Ширина: 44,8 см (17,6 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Третьяковская Галерея Москва -
Название картины: «Портрет Петра 1» 1772 год
Автор: Алексей Антропов
Размер: Н/Д см.(по мнению экспертов предположительно 32х25.6 см.)
Техника: холст, масло.
Где находится: Таганрогский художественный музей Таганрог -
Название картины: «Портрет Петра 3» 1762 год
Автор: Алексей Антропов
Размер: Высота: 250 см (98,4 дюйма); Ширина: 179 см (70,4 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Третьяковская Галерея Москва -
Название картины: «Великая княгиня Екатерина Алексеевна» до 1762 года
Автор: Алексей Антропов
Размер: Н/Д см.(по мнению экспертов предположительно 40х38 см.)
Техника: холст, масло.
Где находится: неизвестно -
Название картины: «Портрет тверского архиепископа Платона Левшина» 1775 год
Автор: Алексей Антропов
Размер: Н/Д см.(по мнению экспертов предположительно 130х102.5 см.)
Техника: холст, масло.
Где находится: Тверская областная картинная галерея Тверь -
Название картины: «Петр 3» 1762 год
Автор: Алексей Антропов
Размер: 263х205 см.
Техника: холст, масло.
Где находится: Михайловский замок (филиал Русского музея) Государственный Русский музей Санкт-Петербург -
Название картины: «Петр 1» 1770 год
Автор: Алексей Антропов
Размер: 286 х 159 см.
Техника: холст, масло.
Где находится: Государственный Русский музей Санкт-Петербург -
Название картины: «Лизонька и Дашенька» 1794 год
Автор: Владимир Лукич Боровиковский
Размер: Высота: 31,8 см (12,5 дюйма) Ширина: 26,1 см (10,2 дюйма)
Техника: масло на цинке
Где находится: Третьяковская Галерея Москва -
Название картины: «Портрет А. Г. и А. А. Лобановых-Ростовских» 1814 год
Автор: Владимир Лукич Боровиковский
Размер: Высота: 133 см (52,3 дюйма); Ширина: 116 см (45,6 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Государственный Русский музей Санкт-Петербург -
Название картины: «Портрет Е. А. Нарышкиной» 1799 г.
Автор: Владимир Лукич Боровиковский
Размер: Высота: 72,8 см (28,6 дюйма); Ширина: 59,6 см (23,4 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Третьяковская Галерея Москва -
Название картины: «Екатерина 2 на прогулке в Царскосельском парке» (с Чесменской колонной на фоне). 1794 год
Автор: Владимир Лукич Боровиковский
Размер: 94,5 х 66 см
Техника: холст, масло.
Где находится: Третьяковская Галерея Москва -
Название картины: «Лопухин Петр Васильевич» Около 1801 г.
Автор: Владимир Лукич Боровиковский
Размер: 80,5 х 62,5 см.
Техника: холст, масло.
Где находится: Частная коллекция -
Название картины: Портрет генерал-майора Ф. А. Боровского 1799 год
Автор: Владимир Лукич Боровиковский
Размер: Высота: 80 см (31,4 дюйма); Ширина: 62 см (24,4 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Государственный Русский музей Санкт-Петербург -
Название картины: «Портрет князя А. Б. Куракина» 1799 год
Автор: Владимир Лукич Боровиковский
Размер: 178х137 см
Техника: холст, масло.
Где находится: Государственный Русский музей Санкт-Петербург -
Название картины: «Портрет вице-канцлера князя А. Б. Куракина» 1802 год
Автор: Владимир Лукич Боровиковский
Размер: Высота: 259 см (101,9 дюйма); Ширина: 175 см (68,8 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Третьяковская Галерея Москва -
Название картины: «Портрет М. И. Лопухиной» 1797 год
Автор: Владимир Лукич Боровиковский
Размер: Высота: 72 см (28,3 дюйма); Ширина: 53,5 см (21 дюйм)
Техника: холст, масло.
Где находится: Третьяковская Галерея Москва -
Название картины: «Портрет Павла 1» 1800 год
Автор: Владимир Лукич Боровиковский
Размер: Высота: 266 см (104,7 дюйма); Ширина: 202 см (79,5 дюймов)
Техника: холст, масло.
Где находится: Государственный Русский музей Санкт-Петербург -
Название картины: «Портрет сестёр А. Г. и В. Г. Гагариных» 1802 год
Автор: Владимир Лукич Боровиковский
Размер: Высота: 75 см (29,5 дюйма); Ширина: 69,2 см (27,2 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Третьяковская Галерея Москва -
Название картины: «Портрет Александры Павловны» 1796 год
Автор: Владимир Лукич Боровиковский
Размер: Высота: 72 см (28,3 дюйма); Ширина: 58 см (22,8 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Государственный музей-заповедник «Гатчина» -
Название картины: Коронационный «портрет Екатерины 2» 1763 г.
Автор: Рокотов Фёдор Степанович
Размер: 155,5 х 139 см.
Техника: холст, масло.
Где находится: Третьяковская Галерея Москва -
Название картины: «Портрет Александры Петровны Струйской» 1772 г.
Автор: Рокотов Фёдор Степанович
Размер: 59.8 х 47.5 см.
Техника: холст, масло.
Где находится: Третьяковская Галерея Москва -
Название картины: «Портрет графа Орлова» 1762-1765 г.г.
Автор: Рокотов Фёдор Степанович
Размер: 58,5х46,5 см.
Техника: холст, масло.
Где находится: Третьяковская Галерея Москва -
Название картины: «Портрет великого князя Петра Федоровича» 1758 г.
Автор: Рокотов Фёдор Степанович
Размер: 112,5 х 91 см.
Техника: холст, масло.
Где находится: Третьяковская Галерея Москва -
Название картины: «Портрет В.Е. Новосильцевой» 1780 г.
Автор: Рокотов Фёдор Степанович
Размер: 70,5 см (27,7 дюйма); Ширина: 59 см (23,2 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Третьяковская Галерея Москва -
Название картины: «Портрет А.Г. Бобринского в детстве» середина 1760-х г.
Автор: Рокотов Фёдор Степанович
Размер: Высота: 59,5 см; Ширина: 47 см
Техника: холст, масло.
Где находится: Государственный Русский музей Санкт-Петербург -
Название картины: «Портрет Ксении Ивановны Тишининой» 1755 г.
Автор: Вишняков Иван Яковлевич
Размер: 214 х 161 см.
Техника: холст, масло.
Где находится: Рыбинский музей-заповедник -
Название картины: «Портрет великой княжны Елены Павловны» 1796 год
Автор: Владимир Лукич Боровиковский
Размер: Высота: 73 см (28,7 дюйма); Ширина: 59 см (23,2 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Государственный музей-заповедник «Гатчина» -
Название картины: «Портрет Вильгельма Георга Фермор» конец 1750-х г.
Автор: Вишняков Иван Яковлевич
Размер: 135х109 см.
Где находится: Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Москва -
Название картины: «Портрет М. С. Бегичева» 1757 г.
Автор: Вишняков Иван Яковлевич
Размер: 78х92 см
Техника: холст, масло.
Где находится: Третьяковская Галерея Москва -
Название картины: «Портрет Николая Ивановича Тишинина» 1755 г.
Автор: Вишняков Иван Яковлевич
Размер: 100,3х82,3 см
Техника: холст, масло.
Где находится: Рыбинский музей-заповедник -
Название картины: «Портрет императрицы Елизаветы Петровны» 1743 г.
Размер: Высота: 254,5 см (100,1 дюйма); Ширина: 179,8 см (70,7 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Третьяковская Галерея Москва -
Название картины: «Екатерина Молчанова» 1776 год
Автор: Левицкий Дмитрий Григорьевич
Размер: 181,5x142,5 см.
Техника: холст, масло.
Где находится: Государственный Русский музей Санкт-Петербург -
Название картины: «Портрет Сарры Элеоноры Фермор» ок.1750 г.
Автор: Вишняков Иван Яковлевич
Размер: Высота: 1350 мм (53,1 дюйма) Ширина: 1090 мм (42,9 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Государственный Русский музей Санкт-Петербург -
Название картины: «Глафира Алымова» 1776 год
Автор: Левицкий Дмитрий Григорьевич
Размер: 222x166 см.
Техника: холст, масло.
Где находится: Государственный Русский музей Санкт-Петербург -
Название картины: «Александра Левшина» 1775 год
Автор: Левицкий Дмитрий Григорьевич
Размер: 213х140 см.
Техника: холст, масло.
Где находится: Государственный Русский музей Санкт-Петербург -
Название картины: «Наталья Борщова» 1776 год
Автор: Левицкий Дмитрий Григорьевич
Размер: 197x135 см.
Техника: холст, масло.
Где находится: Государственный Русский музей Санкт-Петербург -
Название картины: «Феодосия Ржевская и Настасья Давыдова» 1772 год
Автор: Левицкий Дмитрий Григорьевич
Размер: 161x103 см.
Техника: холст, масло.
Где находится: Государственный Русский музей Санкт-Петербург -
Название картины: «Екатерина Нелидова» 1773 год
Автор: Левицкий Дмитрий Григорьевич
Размер: 164x106 см.
Техника: холст, масло.
Где находится: Государственный Русский музей Санкт-Петербург -
Название картины: «Неизвестная» 1883 год
Автор: Крамской Иван Николаевич
Размер: 75.5х99 см
Техника: холст, масло.
Где находится: Третьяковская галерея, Москва -
Название картины: «Екатерина Хрущева и Екатерина Хованская» 1773 год
Автор: Левицкий Дмитрий Григорьевич
Размер: 164x127 см.
Техника: холст, масло.
Где находится: Государственный Русский музей Санкт-Петербург -
Название картины: «Портрет К. И. Головачевского» 1811 г.
Автор: Венецианов Алексей Гаврилович
Размер: Высота: 143,5 см (56,4 дюйма); Ширина: 111 см (43,7 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Третьяковская Галерея Москва -
Название картины: «Девушка с гармошкой» 1840 г.
Автор: Венецианов Алексей Гаврилович
Размер: Высота: 40 см (15,7 дюйма); Ширина: 30 см (11,8 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Нижегородский Государственный Художественный Музей Нижний Новгород -
Название картины: «Гадание» 1842 г.
Автор: Венецианов Алексей Гаврилович
Размер: Высота: 75,5 см (29,7 дюйма); Ширина: 62 см (24,4 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Государственный Русский музей Санкт-Петербург -
Название картины: «Девушка в платке» конец 1820-х (?)
Автор: Венецианов Алексей Гаврилович
Размер: Высота: 38 см (14,9 дюйма); Ширина: 27,5 см (10,8 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Государственный Русский музей Санкт-Петербург -
Название картины: «На пашне. Весна» первая половина 1820-х.
Автор: Венецианов Алексей Гаврилович
Размер: Высота: 52,3 см (20,5 дюйма) Ширина: 66,7 см (26,2 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Третьяковская Галерея Москва -
Название картины: «Портрет Н. М. Карамзина» 1828 г.
Автор: Венецианов Алексей Гаврилович
Размер: Высота: 78 см (30,7 дюйма); Ширина: 65,5 см (25,7 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Национальный музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург -
Название картины: «Спящий пастушок» 1823—26 г.
Автор: Венецианов Алексей Гаврилович
Размер: Высота: 27,5 см (10,8 дюйма); Ширина: 36,5 см (14,3 дюйма)
Техника: доска, масло.
Где находится: Государственный Русский музей Санкт-Петербург -
Название картины: «Портрет детей Панаевых с няней» 1841 г.
Автор: Венецианов Алексей Гаврилович
Размер: 80.5 х 66.7 см.
Техника: холст, масло.
Где находится: Третьяковская Галерея Москва -
Название картины: «Захарка» 1825 г.
Автор: Венецианов Алексей Гаврилович
Размер: Высота: 39,8 см (15,6 дюйма); Ширина: 30,7 см (12 дюймов)
Техника: картон, масло.
Где находится: Третьяковская Галерея Москва -
Название картины: «Встреча у колодца» 1843 г.
Автор: Венецианов Алексей Гаврилович
Размер: Высота: 66 см (25,9 дюйма); Ширина: 50 см (19,6 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Национальный Художественный Музей Азербайджана -
Название картины: «Портрет жены художника Марфы Афанасьевны Венециановой» вторая половина 1810-х г.
Автор: Венецианов Алексей Гаврилович
Размер: Высота: 67,5 см (26,5 дюйма); Ширина: 52 см (20,4 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Государственный Русский музей Санкт-Петербург -
Название картины: «Гумно» 1821 г.
Автор: Венецианов Алексей Гаврилович
Размер: 66,5х80,5 см.
Техника: холст, масло.
Где находится: Государственный Русский музей Санкт-Петербург -
Название картины: «Автопортрет» 1867 год
Автор: Крамской Иван Николаевич
Размер: 52,7 x 44 см.
Техника: холст, масло.
Где находится: Третьяковская галерея, Москва -
Название картины: «Портрет Александра 3» 1886 год
Автор: Крамской Иван Николаевич
Размер: 129 х 91,5 см.
Техника: холст, масло.
Где находится: Государственный Русский музей -
Название картины: «Портрет Александра 3 и императрицы Марии Фёдоровны» 1885 год
Автор: Крамской Иван Николаевич
Размер: 65 x 47,3 см.
Техника: холст, масло.
Где находится: Павловск (музей-заповедник) -
Название картины: «Портрет Т.Г. Шевченко» 1871 год
Автор: Крамской Иван Николаевич
Размер: 84 х 65 см.
Техника: холст, масло.
Где находится: Третьяковская галерея, Москва -
Название картины: «Крестьянин с уздечкой (Мина Моисеев)» 1883 год
Автор: Крамской Иван Николаевич
Размер: 125 х 93 см.
Техника: холст, масло.
Где находится: Национальный музей «Киевская картинная галерея» -
Название картины: «Портрет А. Н. Островского» 1871 год (с описанием)
Автор: Василий Григорьевич Перов
Размер: 103,5х80 см.
Техника: холст, масло.
Где находится: Государственная Третьяковская галерея, Москва -
Название картины: «Портрет генерал-адъютанта Ф.Л. Гейдена» 1881 год
Автор: Крамской Иван Николаевич
Размер: 104,5 x 79,5 см.
Техника: холст, масло.
Где находится: Государственный Эрмитаж -
Название картины: «Портрет композитора М. П. Мусоргского» 1881 год
Автор: Репин Ильи Ефимович
Размер: 69 x 57 см.
Техника: холст, масло.
Где находится: Третьяковская Галерея Москва -
Название картины: «Портрет княгини Е.А. Васильчиковой» 1867 год
Автор: Крамской Иван Николаевич
Размер: 121x90 см.
Техника: холст, масло.
Где находится: Пермская государственная художественная галерея -
Название картины: «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» 1879 год
Автор: Репин Ильи Ефимович
Размер: 204,5 x 147,7 см.
Техника: холст, масло.
Где находится: Третьяковская Галерея Москва -
Название картины: «Осенний букет». Портрет В. И. Репиной 1892 год
Автор: Репин Ильи Ефимович
Размер: 114 х 67 см.
Техника: холст, масло.
Где находится: Третьяковская Галерея Москва
Если Вам понравилась публикация-поделитесь в соцсетях