Автопортрет Дюрера. Альбрехт Дюрер. Произведения
Автопортрет Альбрехта Дюрера. Дерево, масло. 67 х 49 см. 1500год.
Альбрехт Дюрер. Будущий художник родился 21 мая 1471 года в Нюрнберге, в семье ювелира Альбрехта Дюрера, прибывшего в этот немецкий город из Венгрии в середине XV века, и Барбары Хольпер

albrekht-dyurer-proizvedeniya
А. Дюрер (1471-1628). Автопортрет с цветком. Масло. 1493.

Я восхваляю великое мастерство Альбрехта Дюрера...
"Эразм Роттердамский"

Альбрехт Дюрер принадлежит к числу величайших художников всего мира. В своей книге "Диалектика природы" Ф. Энгельс называет Дюрера непосредственно рядом с Леонардо да Вин-чи как одного из лучших представителей эпохи Возрождения. Время, когда жил и работал Дюрер, было во многом противоречивым, сложным, тяжелым для его родины - Германии. Страна распадалась на ряд отдельных маленьких государств. В городах нарастало народное движение против неограниченной власти богачей. Не раз при жизни Дюрера над селами Германии взвивалось знамя "Башмака" и крестьяне, почти безоружные, шли на приступ укрепленных рыцарских замков. Башмак, изображавшийся на знаменах восставших, был символом освобождения крестьян от крепостной зависимости. Идеи свободы и равенства волновали ученых, писателей, художников, которых мы называем гуманистами за то, что в их произведениях и мировоззрении на первом месте стоял человек (слово "гуманизм" происходит от латинского слова "humanus", означающего "человечный"). И Дюрера мы особенно ценим за то, что в искусстве и жизни он был верен гуманистическим идеалам.

Он родился в 1471 году в городе Нюрнберге который являлся одним из наиболее передовых культурных центров Германии. Отец Дюрера был зажиточным ремесленником, золотых дел мастером, пришедшим в свое время в Германию из Венгрии. Сына он тоже хотел обучить своему ремеслу, но мальчика тянуло к живописи, и только к ней. Отец отдал его в конце концов на об-учение к мастеру живописи Вольгемуту, жившему неподалеку. Дюреру пришлось выполнять все те работы, которые падали тогда на долю учеников: прислуживать своему хозяину-живописцу, бегать для него за угощением, подметать полы в мастерской; терпеть помыкательства старших подмастерьев. Он оставил свой портрет этого времени в возрасте 13 лет. Исполнен он серебряным штифтом на бумаге, покрытой особым грунтом. Несколько робкий рисунок вполне художественно удачен. Мальчик на нем внимателен и серьезен.

Дюрер научился растирать краски, грунтовать для рисования бумагу, делать кисти, наблюдал, как работает мастер. Свободное время уходило на копирование попадавшихся ему на глаза про-изведений искусства. Сам Дюрер отчетливо понимал все недостатки такого художественного образования. Будучи уже знаменитым художником, он стал составлять "Учебное руководство для мальчиков, обучающихся живописи", одно из первых в истории искусства. Дюрер стал живописцем, и неплохим. Девятнадцати лет, окончив длительное учение в мастер-ской Вольгемута, он отправляется в "странствие подмастерья". Обычай этот был тогда широко распространен по всей Европе. Переходя из города в город, работая то в одной, то в другой мас-терской, молодой ремесленник осваивал разнообразную технику, учился мастерству в разных странах и у разных лиц. Дюрер работал в Швейцарии, в Эльзасе, в 1495 году побывал и в Италии.

Перед пытливым взором молодого художника открывалась новая природа, новые люди, новые идеи, и он с жадностью стремился впитать в себя эти впечатления.

Альбрехт Дюрер. Произведения. Пейзаж е мельницей
А. Дюрер. Пейзаж е мельницей. Акварель, гуашь. 1494.

Во время своих странствий Дюрер обучился гравированию - искусству воспроизводить рисунки печатаньем с деревянной или медной доски. Он рисует непрестанно. Пером, карандашом, углем. Его внимание привлекает все то, что потом может быть перенесено в гравюры. Охотнее и больше всего он рисует человека. Солдат, наемников-ландскнехтов, которые переходили из страны в страну, предлагая свои услуги за недорогую плату; лица современников, простых и знатных людей. В 1493 году, возвратившись из странствий, он выполнил живописный автопортрет: у Дюрера внимательный взор, серьезное выражение лица, а в руке цветок, может быть, имеющий какой-то смысл. Конечно, многое в раннем искусстве Дюрера еще несовершенно. Но он страстно стремится узнать, есть ли какие-нибудь правила, позволяющие достигать в искусстве воспроизведения прав-ды и красоты. Может быть, у итальянцев такие правила есть, они их только держат про себя? Ведь итальянское искусство тех лет - искусство великих мастеров Возрождения Леонардо да Винчи, Мантеньи, молодого Микеланджело - и правдиво и прекрасно одновременно! И Дюрер ищет, ищет непрестанно. Ему будет суждено искать законы и правила искусства всю жизнь... А вместе с тем пора уже становиться на ноги, обзаводиться своим домом, зарабатывать на жизнь. У Дюрера появляется в Нюрнберге собственная мастерская. Молодой художник начинает принимать заказы на портреты, печатать свои рисунки, пользуясь обеими техниками гравюры: на дереве и на меди. Гравюра на дереве дешевле, проще - ее художник употребляет для массовых изданий. В гравюре на меди он выполняет более сложные по содержанию, более тонкие по техни-ке отдельные листы. Гравюры и сделали имя Дюрера знаменитым.

Поклонение царей. Автопортрет в возрасте 13 лет
А. Дюрер. Автопортрет в возрасте 13 лет. Серебряный карандаш. 1484.

Первая большая серия гравюр Дюрера - "Апокалипсис". Кончалось XV столетие, наступал 1500 год, суеверным людям казалось, что должна приблизиться катастрофа - "конец мира", "страшный суд". На эти настроения и откликается Дюрер. Он создает ряд гравюр на дереве, в которых показывает нам фантастические сцены конца мира. Они пронизаны чувствами неудержимого гнева, страсти и пафоса борьбы. Образы этой серии созвучны настроениям беспо-койной, противоречивой эпохи, в которую жил художник.

Альбрехт Дюрер. Произведения. Святой Иероним в келье
А. Дюрер. Святой Иероним в келье. Гравюра на меди. 1514.

Дюрер выполняет гравюры и более простые. Он рисует "блудного сына" - батрака, кормящего свиней на дворе зажиточной фермы, типы горожан и фигуры крестьян. В своем творчестве Дю-рер выявляется как мастер, постепенно овладевающий умением передавать реальный мир как он есть. Штрихи в его гравюрах и во многих сохранившихся рисунках становятся определенными, смелыми, сильными. В портретах он яркими, несколько жесткими красками запечатлевает об-разы своих друзей - нюрнбергских граждан, известных ученых того времени.

Альбрехт Дюрер. Портрет матери. Уголь
А. Дюрер. Портрет матери. Уголь. 1514.

Дюрер усердно работает над своим художественным и научным образованием. Его жизнь проходит в упорном труде. Он создает необычайно тщательные по выполнению рисунки акварелью, изображающие животных, растения. Маленький зайчик, прижавший уши, кустик травы, букет фиалок, крыло птицы передаются с совершенством, которое трудно превзойти. В 1506 - 1507 годах дела или, может быть, жажда самосовершенствования уводят его в новое путешествие, опять в Италию. Дюрер живет в Венеции, где впервые почувствовал себя свобод-ным человеком, полным собственного достоинства. Он знакомится с выдающимися мастерами Италии. Старый венецианский художник Джованни Беллини навещает Дюрера в его мастерской. Об этом сохранился такой рассказ. Как живописец Дюрер работал иначе, чем итальянцы. У тех была более свободная, более широкая манера класть краски. Дюрер же работал в живописи кропотливо, мелко, тщательно изображая все, что он видел, много внимания тратя на разные мелочи. Но эта манера для итальянцев как раз была незнакомой. Казалось, что у Дюрера в руках какие-то совсем особые кисти, тоненькие, которыми он может изобразить отдельно каждый волосок на голове человека. Джованни Беллини, уважаемый всеми вождь венецианской живописи, попросил Дюрера показать ему те кисти, которыми он выполняет свои тончайшие детали. Велико же было его недоумение, когда Дюрер сказал ему, что никаких особых кистей у него нет! Взяв обычную кисть, Дюрер на глазах Беллини написал локон волос в своей манере так, что каждый волосок был виден. Вся хитрость была в том, что Дюрер иначе держал обычную кисть - перпендикулярно, острием к полотну, доске или листу бумаги - и работал только одним кончиком кисти. Из Венеции Дюрер вернулся на родину обогащенный многим. Его живопись стала сочнее, мягче, красочней. В рисунках и гравюрах еще вернее и правдивее изображает Дюрер окружаю-щую действительность, людей своего времени - их характер, костюмы, занятия. С особым инте-ресом к психологическому выражению старческого лица Дюрер выполнил углем портрет своей матери. Рисунок этот - единственный по редкой остроте внимания к каждой морщине много испытавшей в жизни 63-летней женщины.

Альбрехт Дюрер. Произведения. Меланхолия
А. Дюрер. Меланхолия. Фрагмент. Гравюра на меди. 1514.

Дюрер - один из немногих художников-философов. В искусстве его странно уживаются глубокая реалистическая правда и фантастические вымыслы, подсказанные художнику мировоззрением его эпохи. Он часто пользуется сложными аллегориями-иносказаниями и тут же рядом, в других рисунках, несколько шутливо показывает пляску крестьян. Внимательно рисует внутренность озаренной солнцем комнаты, где спокойно работает Иероним, легендарный святой, писатель- философ, про которого рассказывали, что он приручил льва. В постоянном труде, художественном и научном, проходит жизнь Дюрера. Дело его народа было всегда и его собственным делом. Меньше всего замыкался художник в узком кругу своих профессиональных, технических интересов. Он дружил со всеми передовыми людьми своей эпохи.

В последние годы жизни Дюрер написал несколько книг, из которых напечатал две (третья - "О пропорциях человека" - вышла уже после его смерти). Одна из этих книг посвящена тому, как надо работать циркулем и линейкой художнику, как надо рисовать буквы, памятники, всевозможные вещи. В это время Дюрер создает свои лучшие портреты - лица суровых, энергичных и крепких людей. Последнюю большую картину, "Четыре апостола", Дюрер подарил городскому совету родного Нюрнберга. Это как бы завещание художника. Показанные Дюрером в "Четырех апостолах" образы простых людей, борцов за правду, воплощены художником строго и сильно. Образ ученого и писателя, гуманиста и мыслителя запечатлен в одной из самых последних работ - в гравированном на меди портрете знаменитого деятеля его эпохи Эразма Роттердамского.

Альбрехт Дюрер. Произведения. Заяц
А. Дюрер. Заяц. Акварель, гуашь. 1502.

Альбрехт Дюрер. Произведения. Поклонение царей
А. Дюрер. Поклонение царей. 1504.

Он - за писанием, с пером в одной руке, чернильницей в другой, в простой домашней одежде. На переднем плане гравюры Дюрер мастерски изобразил книги и не забыл на столе ученого по-давить вазочку с цветами. Дюрер умер в 1528 году. На самые последние годы его жизни падает Крестьянская война 1524 -1526 годов с ее трагическим исходом, посте которой в Германии повсеместно начинается идейная и политическая реакция. Старый мастер оставался в искусстве до конца жизни верным себе. В своих книгах он высказывал мысли, что художник должен учиться у природы, постоянно и настойчиво вырывая из ее недр секреты, изучая ее законы. "Что такое красота, я не знаю", - пишет Дюрер, но тут же устанавливает, что только общее согласие людей, общая социальная, общественная договоренность может определить и красоту, и весь общий ход, и смысл искусства. К этому и стремился Дюрер-художник. За это его ценим и мы. А. СИДОРОВ,
член-корреспондент Академии наук СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР