ПРОЧИТАВ СТАТЬЮ ВЫ УЗНАЕТЕ О ПОРТРЕТНОЙ ЖИВОПИСИ 17 ВЕКА В РОССИИ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО

СОДЕРЖАНИЕ:
ПОРТРЕТ В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ
Русский портрет 17 век
Русские акварелисты 17 век
Русский романтизм 17-18 век
Художники-передвижники 19 век
ПОРТРЕТ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЖИВОПИСИ


Имея целью взрастить собственных мастеров, Петр I отправляет даровитую русскую молодежь учиться живописи за границу «на счет государевой казны». Предпочитаются Италия, Фландрия и Голландия. В числе первых были Иван Никитич Никитин (1680-е — не ранее 1742) и Андрей Матвеевич Матвеев (между 1701 и 1739) — наиболее ярко проявившие себя русские художники начала века. Ивану Никитину, вернувшемуся из Италии на родину на семь лет раньше Андрея Матвеева, принадлежит честь зачинателя не только нового жанра портрета, но и в целом русской живописи 18 века.

Первые портреты имели важный государственный статус, поэтому так отчетлив акцент социального положения модели в парадных — в рост, и полупарадных — поколенных или поясных, портретах. Но вскоре складывается и тип камерного портрета, обращенного к человеку частному, интересному своей индивидуальностью.

Придворный «персонного живописного дела мастер», верный и неразлучный соратник царя, Иван Никитин происходил из священнической среды. Еще до поездки в Италию он был допущен к писанию портретов особ царской фамилии. Но его судьба, как и судьбы многих «птенцов гнезда Петрова», оказалась трагической. Во время правления Анны Иоанновны по тайному доносу он был арестован, посажен в Петропавловскую крепость на пять лет, а затем бит кнутом и сослан в Сибирь, откуда уже не вернулся.

Андрей Матвеев, осваивавший секреты ремесла во Фландрии и Голландии, приехал в Россию в 1727 году, после смерти Петра I. Он быстро выдвинулся в число ведущих художников своего времени. Много лет Матвеев руководил «живописной командой Канцелярии от строений», занимавшейся декорированием различных объектов — от храмов до увеселительных построек по случаю праздников. В протоколе этой Канцелярии за 1731 год отмечается «как сходство, так и живость в красках и свободная в живописи рука» художника. Детальные обстоятельства его жизни остаются неизвестными, как и большинство выполненных им работ. Умер мастер в расцвете сил, не дожив до 40 лет.

Портреная живопись 17 века
ИВАН НИКИТИН. ПОРТРЕТ ЦАРЕВНЫ ПРАСКОВЬИ ИОАННОВНЫ
1714. Г осударственный Русский музей, Санкт-Петербург
Иван Никитин написал этот портрет еще до отъезда за границу. В нем уже чувствуется владение мастером приемами европейской живописи, но еще немного не хватает мастерства в передаче объема драпировки и живости мимики. В миловидном лице с внимательным взглядом маленьким, крепко очерченным ртом, чувствуется «крепкий орешек» характера героини.

Прасковья Иоанновна, племянница Петра I, младшая сестра Анны Иоанновны, действительно была натурой незаурядной, волевой. В выборе избранника сердца она проявила настойчивость, достойную человека нового времени, — несмотря на серьезные препятствия, тайно обвенчалась с сенатором И. И. Дмитриевым-Мамоновым и в конце добился от Петра 1 согласие на брак.



Портреная живопись 17 века
ИВАН НИКИТИН. ПОРТРЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАНЦЛЕРА ГРАФА Г. И. ГОЛОВКИНА.
1720-е годы. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Этот портрет по праву считается лучшим не только в творчестве Никитина, но и вообще в русской живописи первой половины XVIII века. При всей простоте композиции, типичной для полупарадного портрета, в нем ясно читается возросшее живописное мастерство художника и умение выявить масштаб личности. Энергичное, умное лицо выдающегося дипломата, в котором читается прямота и твердость характера, обращено к зрителю. Граф Гавриил Иванович Головкин, ближайший сподвижник Петра I, проявил выдающиеся способности и был первым награжден орденом Андрея Первозванного. Он красуется на его камзоле вместе с другой высокой наградой — польским орденом Белого орла с голубым бантом.

Портреная живопись 17 века
АНДРЕЙ МАТВЕЕВ. АВТОПОРТРЕТ С ЖЕНОЙ.
1729. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Этот скромный образ семейной пары стал новационным явлением — и как первый русский автопортрет художника, утверждавший ценность творческой личности и ее право на память потомков, и как камерный тип портрета, представляющего частного человека. Сложно разработанная пространственная композиция с намеченными колоннами, занавесом и пейзажем выдает руку искусного мастера. Церемонное и грациозное объятие семейной пары отвечает светскому тону эпохи рококо.

Послепетровская портретная живопись

Послепетровское живописное искусство вплоть до середины века усваивает привитые ему инновации. В этот период складывается национальная портретная школа с присущими ей особенностями сплава модного стиля рококо и ретроспекции, обращенной к парсунному письму, что придает портрету некоторую скованность и наивную сдержанность. Виднейшими ее представителями были Иван Вишняков, Алексей Антропов и Иван Аргунов, учившиеся в России.

Иван Яковлевич Вишняков (1699—1761), москвич, сын «шатерных дел мастера», в пятнадцать лет приехал в Петербург и сделал там успешную карьеру. Он работал подмастерьем Луи Каравакка, известного французского художника, затем в Канцелярии от строений — под началом Андрея Матвеева. Добившись известности, он впоследствии сам принял руководство живописной командой Канцелярии, бывшей художественным центром тогдашней России.

В разносторонней деятельности Алексея Петровича Антропова (1716—1795) сначала в Канцелярии от строений, затем в Синоде портретирование занимало важное место. Среди его учителей известные художники того времени — Луи Каравакк, Андрей Матвеев, Иван Вишняков. Испытывая потребность повысить свое художническое мастерство, Антропов брал уроки у итальянского мастера портрета Пьетро Ротари, приехавшего в Россию.

Иван Петрович Аргунов (1729—1802), в отличие от своих собратьев по искусству, был крепостным графа Петра Шереметева. Однако это обстоятельство не помешало ему учиться у придворного художника Георга Гроота из Германии и впоследствии стать одним из авторитетнейших художников своего времени.

Выполняя для Шереметева ретроспективные портреты предков семьи, художник явился родоначальником этой новой ветви портретного жанра. Аргуновская портретная галерея лиц необычайно разнообразна, подобной не встретишь ни у кого из его современников.

Портреная живопись 17 века
ИВАН ВИШНЯКОВ. ПОРТРЕТ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ.
1743. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Парадный портрет был написан для Сената с тем, чтобы олицетворять присутствие самой государыни на его заседаниях. По композиции он почти цитирует выполненный более десяти лет назад тяжеловесный, непроницаемо бесстрастный коронационный портрет Анны Иоанновны кисти Каравакка. Но характер вишняковского образа принципиально иной. Он складывается из мелких, но много говорящих зрителю того времени деталей: откинутая мантия подчеркивает открытость натуры государыни, лицо Елизаветы приветливо и улыбчиво, изящны жесты рук, одна из которых повернута к зрителю, виднеется выступивший из-под платья краешек туфельки, как бы намекающий на мобильность императрицы, ее готовность к движению.

Портреная живопись 17 века
ИВАН ВИШНЯКОВ. ПОРТРЕТ САРРЫ ЭЛЕОНОРЫ ФЕРМОР.
1749. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Зритель не сразу догадывается, что на этом парадном портрете изображена маленькая, 9-летняя девочка. Ребенок в пышном муаровом платье, с пудреной, тщательно уложенной «взрослой» прической вызывает умиление и сочувствие — с одной стороны, видна неестественность позы модели, условно-вялый жест руки, не способной удержать веер; а с другой стороны, нельзя не оценить хрупкую грацию фигурки, чистоту и трогательность облика, не по-детски сосредоточенного и задумчивого. Отец девочки, шотландец по происхождению, в это время был начальником Канцелярии от строений,что,вероятно, позволило ему заказать портрет дочери сослуживцу Вишнякову. Лиричность настроения портрета подчеркнута неясной тональностью колорита и зыбкостью пейзаяжного фона.

Портреная живопись 17 века
ИВАН ВИШНЯКОВ. ПОРТРЕТ МАТВЕЯ БЕГИЧЕВА
1757. Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени, Москва
На полупарадном портрете изображен потомственный дворянин, артиллерист, в будущем генерал-поручик. Красивый молодой человек позирует с явным чувством собственного достоинства. Художник смог уловить тонкую иронию в улыбке, умный, пристальный взгляд. Хороша колористическая разработка портрета с преобладанием теплых золотых и красных цветов. Тщательно прописанные мелкие детали одежды как эффектный завершающий аккорд произведения позволяют по достоинству оценить мастерство художника.

Портреная живопись 17 века
АЛЕКСЕЙ АНТРОПОВ. ПОРТРЕТ СТАТС-ДАМЫ А. М. ИЗМАЙЛОВОЙ.
1759. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Этот образ пожилой дамы — пример перехода от парадного к камерному портрету и одно из лучших полотен мастера. Художник изобразил ближайшую подругу Елизаветы Петровны, урожденную Нарышкину, приходящуюся императрице дальней родственницей. В молодости Анастасия Михайловна Измайлова славилась как красотой, так и насмешливым, острым умом — во всем подстать российской властительнице. АЛЕКСЕЙ АНТЮПОВ.

Портреная живопись 17 века
АЛЕКСЕЙ АНТРОПОВ. ПОРТРЕТ СТАТС-ДАМЫ М. А. РУМЯНЦЕВОЙ
1764. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
С конкретной и прямодушной простотой, без свойственных рококо рокайльных изысков и особой психологической проникновенности представляет художник другую приближенную Елизаветы Петровны, Марию Андреевну Румянцеву. Неординарная женщина своего времени, жена любимца Петра I генерал-аншефа А. И. Румянцева, «она блистала умом, породой, красотой и в старости любовь снискала у всех любезною душой», — так о ней отзывался Державин. Приветливость смягчает лицо героини, как бы нисколько не кичащейся своим высоким положением. Не будь у нее на груди бриллиантового ордена придворной дамы, ее можно было бы принять за обычную русскую помещицу.

Портреная живопись 17 века
АЛЕКСЕЙ АНТРОПОВ. ПОРТРЕТ ПЕТРА III.
1762. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Честное, почти буквальное следование натуре в парадном портрете производит странное впечатление. В пышном, по барочному монументальном и декоративно-ярком интерьере, с проемом, открывающим изображение батальной сцены, нескладная фигура монарха выглядит немного легковесной и неустойчивой. Тень ложится на лицо темными, резкими пятнами. Но императорской особе портрет понравился, и художник был щедро вознагражден.

Портреная живопись 17 века
ИВАН АРГУНОВ. ПОРТРЕТ НЕИЗВЕСТНОЙ В РУССКОМ КОСТЮМЕ
1784. Государственная Третьяковская галерея, Москва
По манере держаться, обаянию и женственности эта простая девушка не уступает дворянке. Впервые в русской живописи появляется подобная героиня, предвосхитившая литературные женские образы сентиментализма, которые открыли в «подлом» сословии способность чувствовать. Плавные, округлые формы словно светящегося изнутри лица и фигуры модели написаны благоговейной кистью. Ощущение внутренней теплоты создается и чисто внешними средствами — оттенками повышающегося «градуса» колорита от молочно-белого до красного.

Портреная живопись 17 века
ИВАН АРГУНОВ. ПОРТРЕТ НЕИЗВЕСТНОЙ В РУССКОМ КОСТЮМЕ
1784. Государственная Третьяковская галерея, Москва (фрагмент)

Если Вам понравилась публикация-поделитесь в соцсетях en