ПРОЧИТАВ ЭТИ СТАТЬИ ВЫ УЗНАЕТЕ О ХУДОЖНИКАХ ПЕРЕДВИЖНИКАХ И ИХ КАРТИНАХ МНОГО НОВОГО

СОДЕРЖАНИЕ:
ПОРТРЕТ В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ
Русский портрет 17 век
Русские акварелисты 17 век
Русский романтизм 17-18 век
Художники-передвижники 19 век
ПОРТРЕТ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЖИВОПИСИ


Во второй половине XIX века, в кругу художников-передвижников, портреты писались с обостренным чувством гражданской ответственности. Критически-обличительная тенденция реализма была для них такой же действенной силой искусства, как и поиски жизнеутверждающего идеала. Мысль о личной ответственности каждого за несовершенство мира возлагала на представителей искусства миссию подвижников. Таким был Василий Григорьевич Перов (1834—1882), замечательный художник и авторитетный педагог. Его полотна заслужили признание не только у русского зрителя, но и на Всемирной выставке 1867 года в Париже.

Идейный лидер передвижничества — Иван Николаевич Крамской (1837—1887). «Главный и самый большой труд его — это портреты, портреты, портреты», — писал о нем Илья Репин в своем произведении «Далекое близкое». Плодотворность Крамского в этом жанре исключительна — более 700 произведений, целая галерея лиц современников. Большинство из них были заказными работами, не всегда бесспорно удачными, но лучшие стали классической школой портретного мастерства для всего поколения художников пореформенной России. В своих воспоминаниях Крамской писал, что ничто не может «...так цельно раскрыть человеческой физиономии, как ее изображение».

Подлинным новатором портрета был Илья Ефимович Репин (1844—1930), создавший его эмоционально-психологический вариант. Особый колористический дар Репина обогатил портретный жанр изобретательностью цветовой игры, разнофак-турностью мазка.

Василий Иванович Суриков (1848—1916) — прирожденный исторический живописец. Даже создавая портрет, он интуитивно видел в своих моделях потенциальные типажи картин исторической тематики.

Портретные образы Николая Александровича Ярошенко (1846—1898), скромные и аскетически серьезные, продолжают линию этически артикулированных образов Крамского.

Художники передвижники. Список фамилий и их картины
ВАСИЛИЙ ПЕГОВ. ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО
1872год. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет был заказан художнику Павлом Третьяковым для его коллекции. Художнику пришлось ехать в Петербург и завоевывать расположение поглощенного работой писателя, чтобы добиться его согласия позировать. Портрет был признан выдающимся произведением, и даже сам писатель, будучи в Москве, не удержался от желания еще раз увидеть это полотно на выставке. Перов создал не портрет в обычном понимании, но образ Мыслителя. На эту главную идею «работает» облик погруженного в глубокое раздумье героя,' словно стесненного тьмою «проклятых вопросов». Затянувшаяся атмосфера ожидания мучительно безысходна и трагична...

Художники передвижники. Список фамилий и их картины
НИКОЛАЙ ЯРОШЕНКО. ПОРТРЕТ АКТРИСЫ П. А. СТРЕПЕТОВОЙ.
1884год. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Художник изображает актрису в строгом черном платье, оживленном белыми кружевными манжетами и воротником с темной шалью на плечах. Руки замкнуты, на каждой золотой браслет, как обруч, сковывающий движение. Живет только лицо — умное, тревожное, стесняемое внутренней болью. Трагическая актриса кажется здесь не играющей роль в спектакле, а самой собой — русской женщиной с ранимой, страдающей душой.

Художники передвижники. Список фамилий и их картины
ВАСИЛИЙ СУРИКОВ. ПОРТРЕТ А. И. ЕМЕЛЬЯНОВОЙ.
1902год. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Сурикова как прирожденного исторического живописца и в женском портрете интересует не психология, а яркость типажа. Модели его портретов кажутся уже виденными в многоголосых картинах художника на исторические сюжеты. Вот и этот колористически сочный и звучный портрет красавицы-сибирячки пишется как постановочный — в соответствующем русском костюме, подчеркивающим фольклорность и яркость модели.

Художники передвижники. Список фамилий и их картины
ИЛЬЯ РЕПИН. ПОРТРЕТ П. М. ТРЕТЬЯКОВА.
1883год. Государственная Третьяковская галерея, Москва
сударственная Третьяковская галерея, Москва Художник пишет портрет известного коллекционера на фоне собственной галереи. Погруженный в размышления герой, полуфигура которого дана в трехчетвертном повороте, обхватил себя руками и замкнулся в духовном одиночестве. Редкая для репинских работ атмосфера тишины и созерцательности передается мягкой размытостью мазков, словно убаюкивающих ход времени.

Художники передвижники. Список фамилий и их картины
ИЛЬЯ РЕПИН. ПОРТРЕТ М. П. МУСОРГСКОГО.
1881год. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет гениального русского композитора — прощальный, он был сделан за несколько дней до его смерти в военном госпитале. Появившись на выставке, портрет сразу получил признание в кругу профессионалов, оценивших виртуозную работу мастера. Физические страдания, преобразившие внешний облик великого музыканта, не сломили его духа: тяжелый, из глубины сердца идущий взгляд поражает мудростью стоика.

Художники передвижники. Список фамилий и их картины
ИЛЬЯ РЕПИН. ПОРТРЕТ А. Г. РУБИНШТЕЙНА.
1881год. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Репин пишет одинокую фигуру композитора, пианиста, дирижера Антона Григорьевича Рубинштейна так, что она нисколько не кажется бутафорским позированием, — так остро подмечено характерное движение музыканта. Властность позы и царящее на лице напряжение переданы с небывалой заразительностью и убедительностью.

Художники передвижники. Список фамилий и их картины
ИВАН КРАМСКОЙ. ПОРТРЕТ ФИЛОСОФА В. С. СОЛОВЬЕВА.
1883. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Портрет известного философа, публициста и поэта по сравнению с ранними аскетическими мужскими образами художника наряден и многословен. Придерживаясь ш своей характерно-темной, выдержанной в теплых тонах гаммы, Крамской заставляет ее звучать многоголосым оркестром. Особая композиционно-смысловая роль отводится креслу с яркой обивкой и высокой резной спинкой. В нем худая фигура «ученого-чародея» и оратора, известного своим «гипнотическим» обаянием, кажется монументальной и значительной. Живая мимика лица с типичной бледностью кабинетного затворника подкупает доброжелательностью и вдумчивой серьезностью.

Художники передвижники. Список фамилий и их картины
ИВАН КРАМСКОЙ. НЕИЗВЕСТНАЯ.
1883год. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Образ таинственной красавицы, путешествующей в открытой коляске по утреннему Петербургу, стал одним из самых популярных у зрителя. Художник создал новое по содержанию и форме подачи произведение. Социальное положение изысканно одетой молодой женщины, ее вызывающая надменность воспринимались в негативно-обратной проекции, по аналогии с некоторыми литературными героинями Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Живописное мастерство художника словно расцветает в приливе рожденного женской красотой поэтического вдохновения, чаруя тонким чувством вкуса.

Художники передвижники. Список фамилий и их картины
ИВАН КРАМСКОЙ. НЕИЗВЕСТНАЯ.
1883год. Государственная Третьяковская галерея, Москва (фрагмент)


Художники передвижники. Список фамилий и их картины
ИВАН КРАМСКОЙ. ПОРТРЕТ ХУДОЖНИКА И. И. ШИШКИНА.
1880год. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Крамской, высоко ценивший творчество своего друга и собрата по Товариществу передвижников, создал яркий, запоминающийся образ знаменитого художника. Большой поколенный портрет запечатлел зрелого, уверенного в себе человека, крепкого и красивого; позиция художника — и зрителя, — глядящего на фигуру несколько снизу, подчеркивает ее значительность. Темный силуэт четко прочитывается на светлом фоне стены. Легкая небрежность костюма, грива непослушных волос выдают в нем живой дух демократа.

Художники передвижники. Список фамилий и их картины
ИВАН КРАМСКОЙ. ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ Л. Н. ТОЛСТОГО.
1873год. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Этот портрет оказался первым, запечатлевшим великого писателя. Крамскому пришлось приложить немало красноречия, чтобы убедить Толстого позировать. В итоге Крамской написал два портрета — один для Третьякова, другой для хозяина Ясной Поляны. Внешняя форма портрета предельно аскетична — сидящая в трехчетвертном развороте полуфигура с повернутой к зрителю головой. Блуза свободного покроя создает мягко-округлый силуэт. Руки спрятаны у пояса. Все внимание сконцентрировано на лице, предельно сосретоточенном.

портреты русских художников с названиями и фамилиями авторов
Товарищество передвижных художественных выставок (кратко Передвижники) — объединение российских художников, возникшее в последней трети XIX века и просуществовавшее до 1923 года
Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (1886 год). Сидят (слева направо): С. Н. Аммосов, А. А. Киселёв, Н. В. Неврев, В. Е. Маковский, А. Д. Литовченко, И. М. Прянишников, К. В. Лемох, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, Иванов (служащий в правлении товарищества), Н. Е. Маковский. Стоят (слева направо): Г. Г. Мясоедов, К. А. Савицкий, В. Д. Поленов, Е. Е. Волков, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, Н. А. Ярошенко, П. А. Брюллов, А. К. Беггров.

Если Вам понравилась статья "Художники передвижники. Список фамилий и их картины" - поделитесь в соцсетях en