«Неравный брак»
Пукирев Василий Владимирович. Неравный брак. 1862

Сюжет картины Неравный брак очень характерен для того времени. Пукирев обращается к сцене, которая позволяет ему противопоставить богатство и бедность, сухую, чванливую бездушность, цинизм и беззащитную невинность. Художник клеймит позором церковь, благословляющую насильственный, вынужденный союз, поднимает голос в защиту прав женщины. Особенно резок острый сатирический образ чиновника, отвратительного старика, польстившегося на юное беззащитное существо. Пукирева, как и других жанристов 60-х годов, в обрисовке характеров и индивидуальных особенностей своих героев интересует, прежде всего своеобразие социального типа. Для художника особенно важно и противопоставление моральных качеств разных персонажей, контраст дурного и хорошего. Правда, картине присуща известная прямолинейность "просветительского рационализма", а в живописном отношении Пукирев еще очень связан академическими приемами: он соединяет академическую систему основанной на треугольнике композиции и сухую, тщательную выписанность предметов, он не достигает единства цветовой гаммы, скорее перечисляя, чем объединяя цвета. Однако все это не означает отступления Пукирева от реалистического метода 60-х годов. Картина Пукирева оказала прямое общественное воздействие своей обличительной заостренностью, выставляя напоказ те пороки, которых должно было стыдиться русское общество.

Д. В. САРАБЬЯНОВ В. Г. Перов и бытовой жанр 1860-х годов (История русского искусства Под ред. И. Э. Грабаря. М., 1965, т. 9, кн. 1)