Арест пропагандиста
И. Е. РЕПИН (1844—1930)
Арест пропагандиста. 1880—1892 Дерево, масло. 34,8x54,6
Государственная Третьяковская галерея

В 1880 году Репин начал писать "Арест пропагандиста"
Он ра ботал над ней долго, вплоть до 1892 года. Больших усилий стои ла художнику работа над центральным образом. Репин искал натуру, собирая отдельные черты, присущие той или иной модели. Все внимание в картине сосредоточено на пропагандисте. Он только что схвачен. Руки скручены на спине. Возле него суетят ся сотские и урядники. Пропагандист словно еще силится высво бодиться. Во всей его фигуре зритель чувствует скрытую энер гию, волю к борьбе.

Гневный взгляд его направлен в сторону мужчины, стоящего у окна. Волосы пропагандиста растрепаны, рубаха расстегнута. Особенно остро чувствуется героизм рево люционера при сравнении его образа с образом стоящего рядом урядника. Тот словно боится подойти к пропагандисту, дотро нуться до него рукой. Вся фигура урядника с откинутой назад головой, предостерегающее движение рук, тупое лицо с красным вспухшим носом - все это делает его образ почти гротескным.

Другие фигуры - производящие обыск становой пристав, кан целярист и агент, девушка, созерцающая это зрелище, явно со чувствующая арестованному, мужики, стоящие у окна и с опас кой посматривающие на революционера, мужик, сидящий на лавке (возможно доносчик), - все эти персонажи с большим тактом дополняют главное содержание, до конца раскрывают сюжет, не споря с образом главного героя.

В "Аресте пропагандиста" самое событие требовало применения средств развернутого рассказа. Репин постарался сделать так, чтобы этот рассказ получил живописно-пластическое воплощение. Сохранив принцип построения бытовой жанровой картины, дей ствие которой происходит в интерьере, тщательно выписав не обходимые детали, Репин выделил композиционно фигуру рево люционера: он поместил его в центре холста, дав простор для его порывистого взгляда и ищущего выхода внутреннего движе ния. Художник собрал самые жаркие краски в фигуре пропаган диста (рыжие волосы, красная рубаха). Их оттеняет холодок льющегося через окно света. В "Аресте пропагандиста" Репин создает образ, типичный и для других его картин на революци онную тему.

В нем подчеркнуты героизм, внутренняя красота, сила, способность идти на подвиг. Но вместе с тем в этом образе звучит и трагическая нота: картина "Арест пропагандиста" раскрывает одиночество ре волюционера, его оторванность от тех, кому он отдает свою > жизнь. В том, что именно так трактует Репин избранную им тему, сказывается особая зоркость художника, глубоко понимав шего окружающую действительность, свое время.Картина Арест пропагандиста Репин

Нередко эскизы — даже у больших художников — несравненно лучше картин, написанных по этим эскизам.

Часто в эскизе художнику удается передать свой тамысел, будь то живописный цвет, свет, тон, форма, характер или экспрессия движения, чего при дальнейшей разработке в картине иногда просто в силу технических условий не удается передать так же хорошо.

arest-propagandista
И. Е. Репин. Эскиз картины «Арест, пропагандиста»

Как на пример могу сослаться на эскиз к картине «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. Той насыщенности красным, который достиг художник в эскизе, он не добился в картине, поэтому в ней ему не удалось в такой же степени, как в эскизе, раскрыть драматизм события.

Зачем нужен эскиз
Итак, важно, чтобы учащиеся упражнялись в составлении эскизов — этим путем онп приучаются понимать, каковы могут быть цели картины и какими средствами они дожигаются; при этом развивается также вкус и интеллект будущих художников.

Надо сказать, что к составлению эскиза обычно прибегают все художники, задумавшие ту или иную картину. Пока картина существует только в мыслях или мечтах, она еще не живет. Она делается реальной и ясной самому автору, только будучи перенесена на холст или бумагу.

Так как будущие художники должны быть подготовлены к созданию произведения па определенную тему, на определенный сюжет, то обычно во всех художественных школах большое значение придают вопросам композиции. В различных школах и в различные периоды изменялись темы композиций. В годы наиболее сильного влияния старой академической школы, в XVIII веке и в первой половине XIX века, в учебных композициях домини-- эвали темы религиозные, мифологические и исторические. Во второй половине XIX века, в период развития передвижничества, получили широкое распространение темы бытовые.

Когда я руководил мастерской живописи в Высшем художественном училище при Всероссийской Академии художеств в Ленинграде, работа над композицией велась следующим образом. При каждой перемене модели для этюда ученики представляли эскизы, которые тут же и обсуждались публично. Эскизы создавались на свободно выбранные самими учащимися темы или на темы, данные мною. Последние бывали сюжетные или пластического порядка; например, в эскизе нужно было изобразить полураздетую человеческую фигуру на фоне белой стены, в тени от лиственного дерева, или две ярко одетые человеческие фигуры рядом с двумя крупными домашними животными в условиях серого летнего дня. При этом размеры эскиза задавались мною, например: 50x40 см, 40x70 см и т. д. Все принесенные эскизы выставлялись в мастерской и коллективно обсуждались. Так как тут, естественно, затрагивались и общие вопросы композиционного порядка, эти беседы не проходили для учеников бесследно в отношении их художественного, творческого развития. В связи со всем сказанным по поводу эскиза сошлюсь на некоторые эскизы известных мастеров.

Эскизы И. Е. Репина к картине «Арест пропагандиста»
свидетельствуют о том, как первоначальная мысль развивалась, получила конкретное разрешение, как композиция дополнялась необходимыми деталями (чемодан с бумагами) и персонажами (полицейский чиновник, писарь и другие). arest-propagandista
И. Е. Репин. Эскиз картины «Арест пропагандиста». 1879

arest-propagandista
И. Е. Репин. Первоначальный вариант картины «Арест пропагандиста». 1878

Значение эскизов

Эскиз-набросок всем известной репинской картины «Иван Грозный» выясняет, какое расстояние может отделять первоначальный незначительный набросок от драматической, необыкновенно экспрессивной и колоритной картины. В то же время и по этому наброску можно видеть, как основная художественная мысль, подобно ведущему мотиву в музыкальной пьесе, все время руководит работой художника.

Эскиз Сурикова к картине «Степан Разин» интересен не тематическим решением, как эскизы Репина, а тонально-живописной стороной, которая видна и понятна даже в бескрасочной репродукции. Кто помнит картину, может подтвердить, что намеченный в эскизе контраст живописного тона лодки и людей по отношению к пейзажу проведен художником и в картине, играет главную роль в ней.

В «Святом семействе» Рембрандта особенно ясно виден творческий план гениального мастера и приемы, которыми он пользуется, чтобы выявить свет, сияющий в этой картине и ставший здесь главным средством выражения. Чтобы провести поток света через всю картину, в левом углу ее помещена группа вовсе не обязательных для данного сюжета летящих и освещенных ангелов, затем свет централизуется на фигуре женщины, на детской люльке с ребенком, на полу.

Особенно много света сосредоточено на фигуре женщины; открытая книга, которую она держит в руках, самое интенсивное светлое пятно в композиции. Для сюжетного решения этой картины не было крайней необходимости вводить книгу. Она нужна была художнику как светлое пятно, как предмет, отбрасывающий рефлексы на лицо и фигуру женщины. А как мастерски введен Рембрандтом контрастный тон темного фона, настолько выдержанный в силе, что мужская фигура в глубине почти сливается с ним! Законченная картина приводится здесь для того, чтобы дать пример гениально проведенной художественной идеи, которая может быть задачей эскиза.

Помимо световых эффектов, в эскизе могут быть найдены живописные отношения, тон, форма, экспрессия движения и т. д.
Разработкой в эскизе одного только сюжета, без поисков решения какой-нибудь художественно-пластической задачи, не достигается художественная выразительность картины.

При составлении эскиза очень важно выбрать его пропорции, формат. Само собою разумеется, что для эскиза с сюжетом, требующим горизонтального решения композиции как например, «Покорение Сибири Ермаком» Сурикова, надо брать соответствующего формата холст. Наоборот, эскиз портрета стоящей фигуры заставит брать вертикальную рамку (можно сослаться на портрет Дениса Давыдова Кипренского). Тут не может быть стандартных пропорций и размеров. Картинная плоскость используется не только для того, чтобы вкомпоновать определенный сюжет — в этой плоскости надо выразительно расположить художественные элементы, например световые или живописные пятна, сильно освещенные формы и уходящие в фон затенения.

Упражнения в композиции, в составлении эскизов следует начинать, как и многое другое в искусстве, с несложных, простых заданий; например, вкомпоновать в данную рамку одиночную фигуру: милиционер на посту, стряпуха, у которой вскипает суп в кастрюле, плотник на стройке дома и т. п. Затем можно переходить к более сложным не только по числу фигур, но и по композиционным задачам.
О картине «Арест пропагандиста» искуствовед Д. Н. Кардовский

Читайте еще о картинах и художниках

Картины с описаниями Сальватор Роза
"Свидание" Маковский Владимир Егорович
"Неизвестная" Крамской Иван Николаевич
"Всюду жизнь" Николай Александрович Ярошенко
"Апофеоз войны" Верещагин Василий Васильевич
"Известные художники мира" КАТАЛОГ ИЗВЕСТНЫХ ХУДОЖНИКОВ