Приход колдуна на крестьянскую свадьбу
Приход колдуна на крестьянскую свадьбу. 1875

Картина В. М. Максимова "Приход колдуна на крестьянскую свадьбу" должна быть отнесена к числу наиболее проникновенных произведений на сюжет из крестьянского быта в русском искусстве 70-х годов.
В выборе сюжета картины сказалось глубокое знание художником характерных особенностей крестьянского жизненного уклада, бытующих здесь обычаев и верований. Общее настроение композиции не лишено некоторого элемента условности: изображенный у левого края полог откинут наподобие театрального занавеса, за которым как некое сценическое действие предстает перед зрителем картина свадебного пира. Однако самое действие построено на достаточно живой взаимосвязи отдельных групп и фигур. Существенную роль играет в этом характер освещения. Источники света заслонены фигурами на переднем плане, отчего некоторые из них воспринимаются как темные силуэты. Образуемые таким образом светотеневые контрасты усиливают эмоциональную выразительность произведения, по-своему передают ощущение тревоги, охватившее участников изображенной сцены. Благодаря этим контрастам отчетливо выделяются важнейшие фрагменты композиции - группа, расположенная в красном углу под образами, и в ней - трогательный, овеянный венёциановским пониманием красоты народного типа образ невесты, и вторая группа - неожиданно вошедшие в избу крестьяне во главе с колдуном. Резкие эффекты освещения позволяют почувствовать своеобразную колористическую звучность картины, ту гамму горячих тонов, которая сосредоточена в левой части ее, где множество оттенков, главным образом красного цвета, переливается узорочье домотканых полотенец. Этот мотив не следует рассматривать лишь как элемент внешнего декора, подчеркивающий торжественность изображенного события. Нередко в других своих произведениях Максимов использовал аналогичные мотивы, которые трактовал как свидетельство одухотворенности народа, его богатых творческих сил.

С. Н. ГОЛЬДШТЕЙН Развитие: бытового жанра в 1870-1880 гг. (История русского искусства. Под ред. И. Э. Грабаря. М., 1965, т. 9, кн. 1)