«После побоища Игоря Святославича с половцами» картина Васнецова
Название: «После побоища Игоря Святославича с половцами»
Дата написания: 1880 год
Автор: Васнецов Виктор Михайлович
Размер:205х390 см.
Техника: Холст, масло.
Где находится: Третьяковская Галерея Москва
Скачать файл: 800х419 px.

Большое историческое полотно "После побоища Игоря Святославича с половцами" было закончено Васнецовым в 1880 году. В этом произведении, воскрешавшем далекое прошлое, нашли своеобразное отражение мысли и чувства, волновавшие современников художника. Васнецов в прекрасной древней воинской повести, проникнутой печалью, - "Слове о полку Игореве" - нашел мысли и образы, которые были созвучны его времени. Эпиграфом к произведению Васнецова являются строки "Слова":
Пали полки Игоревы.
Тут кровавого вина недостало,
Тут пир окончили храбрые русичи,
Сватов напоили и сами полегли
За землю Русскую.

Будучи художником лирического склада и горячо, страстно любя Родину, Васнецов нашел в "Слове" поэтические мотивы для будущего своего произведения. Его полотно - не изображение битвы со всеми ужасами войны, не воспроизведение страшного смертоносного события, а эпически величественное и просветленно поэтическое произведение, вызывающее глубокое преклонение перед героической гибелью павших за Родину героев. Торжественное безмолвие царит на поле брани. Степь покрыта телами убитых воинов - русских и половцев. Величественно покоятся русские богатыри. Они пали смертью героев. Художник стремился выразить эпическую значительность события.

Глубокое впечатление оставляет могучий богатырь, упавший с широко раскинутыми руками, и прекрасный юноша, пронзенный стрелой в сердце. В глубине поля, справа, торжественно спокойно, как бы заснув, лежит убитый богатырь, в руке его остался зажатым лук. Эти образы определяют идею картины - величие, благородство и красоту совершенного патриотического подвига. По всему полю рядом с русскими лежат поверженные половцы. Они гибли в судорогах и лежат ничком, на боку, на спине, мучительно изогнувшись. В воздухе бьются орлы. На переднем плане слева орел чистит перья. Синими тучами закрыт горизонт, темная, красная, как бы омытая в крови луна. На степь ложится сумрак.

Как богатырская застава, встали Игоревы полки на границе своей земли и полегли за ее честь и неприкосновенность - таково содержание картины, эпически величавой и глубоко лиричной. В работе над произведением художник проявил себя не только знатоком археологии и воссоздателем старины, но и чутким поэтом, для которого имели особое художественно-поэтическое значение древние доспехи, булатное оружие, мечи, копья, луки, шлемы, вся их тонкая чеканка, все их детали. Сохранив и используя их формы, узорчатость и орнаментацию, Васнецов заставил все это звучать как красивые добавочные мотивы декоративной композиции.

Большую роль в "После побоища Игоря Святославича с половцами" играет пейзаж. Он поэтичен и эпически глубок. В нем воплощено величественное представление о патетически-возвышенных образах сказания, воспевающих героическую кончину витязей Игоревой дружины. Весь тон пейзажа с мрачными грозовыми тучами, тяжелой синей пеленой, надвигающейся на поле битвы, царящая мертвая неподвижность, которую не нарушают сцепившиеся в схватке орлы, тревожно-сумрачный облик восходящей кроваво-красной Луны выражают вдохновенные образы "Слова". Весь строй произведения и ее живописное решение поэтичны и выразительны. Оно идет от образности и настроения "Слова".

Степная даль и синие тучи, несущие печальную весть земле русской, задуманы в соответствии с повестью. Цветовое решение носит декоративный характер, близкий народному изобразительному искусству, с его любовью к яркому выразительному пятну. В этом первом монументальном произведении сказался декоративный дар художника, являясь новатором поэтической трактовки исторического сюжета, Васнецов откликнулся в своем произведении "После побоища Игоря Святославича с половцами" на новую тенденцию развития русского искусства 80-х годов - создания положительного образа народа. В его картине прозвучали как отражение событий современности не только трагическое, но и сила, величие и героизм народа.

Н.С. МОРГУНОВ, Н.Д. МОРГУНОВА-РУДНИЦКАЯ В.М. Васнецов. Жизнь и творчество (М., Искусство, 1962)

После побоища Игоря Святославича с половцами

"После побоища Игоря Святославича с половцами" - эскиз


После побоища Игоря Святославича с половцами
Наброски композиции для картины «После побоища Игоря Святославича с половцами». Рисунок


После побоища Игоря Святославича с половцами
После побоища Игоря Святославича с половцами. Эскиз


После побоища Игоря Святославича с половцами
Степь. Пейзаж для картины «После побоища Игоря Святославича с половцами»


После побоища Игоря Святославича с половцами
Павший витязь для картины «После побоища Игоря Святославича с половцами».


После побоища Игоря Святославича с половцами
Наброски с натурщиков для павших половцев к картине «После побоища Игоря Святославича с половцами». Рисунки Источник: http://www.tphv-history.ru

Искуствовед Некрылова Л.П.


Заказать живописную копию любого размера можно у профессионального копииста с опытом работы с 1985 г. с возвратом денег, если не устроит результат. Актуальные на сегодня цены для конкретных размеров подсчитайте в калькуляторе. Посредникам сюрприз.Скидки и подарки
Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу: Также бесплатно скачивайте «После побоища Игоря Святославича с половцами» на странице сайта!