Linked In Vimeo Facebook RSS ...thanks to special header icons manager you can also add your icons here in any size... Мое видео

ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович. После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880

     Все картины пишутся с любовью и гарантией-в ручную по проверенным технологиям и традициям живописцев 17-18 веков.

После побоища Игоря Святославича с половцами
После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880

После побоища Игоря Святославича с половцами

Большое историческое полотно было закончено Васнецовым в 1880 году. В этом произведении, воскрешавшем далекое прошлое, нашли своеобразное отражение мысли и чувства, волновавшие современников художника. Васнецов в прекрасной древней воинской повести, проникнутой печалью, - "Слове о полку Иго-реве" - нашел мысли и образы, которые были созвучны его времени. Эпиграфом к произведению Васнецова являются строки "Слова":
Пали полки Игоревы.
Тут кровавого вина недостало,
Тут пир окончили храбрые русичи,
Сватов напоили и сами полегли
За землю Русскую.

Будучи художником лирического склада и горячо, страстно любя Родину, Васнецов нашел в "Слове" поэтические мотивы для будущего своего произведения. Его картина - не изображение битвы со всеми ужасами войны, не воспроизведение страшного смертоносного события, а эпически величественное и просветленно поэтическое произведение, вызывающее глубокое преклонение перед героической гибелью павших за Родину героев. Торжественное безмолвие царит на поле брани. Степь покрыта телами убитых воинов - русских и половцев. Величественно покоятся русские богатыри. Они пали смертью героев. Художник стремился выразить эпическую значительность события. Глубокое впечатление оставляет могучий богатырь, упавший с широко раскинутыми руками, и прекрасный юноша, пронзенный стрелой в сердце. В глубине поля, справа, торжественно спокойно, как бы заснув, лежит убитый богатырь, в руке его остался зажатым лук. Эти образы определяют идею картины - величие, благородство и красоту совершенного патриотического подвига. По всему полю рядом с русскими лежат поверженные половцы. Они гибли в судорогах и лежат ничком, на боку, на спине, мучительно изогнувшись. В воздухе бьются орлы. На переднем плане слева орел чистит перья. Синими тучами закрыт горизонт, темная, красная, как бы омытая в крови луна. На степь ложится сумрак. Как богатырская застава, встали Игоревы полки на границе своей земли и полегли за ее честь и неприкосновенность - таково содержание картины, эпически величавой и глубоко лиричной. В работе над картиной художник проявил себя не только знатоком археологии и воссоздателем старины, но и чутким поэтом, для которого имели особое художественно-поэтическое значение древние доспехи, булатное оружие, мечи, копья, луки, шлемы, вся их тонкая чеканка, все их детали. Сохранив и используя их формы, узорчатость и орнаментацию, Васнецов заставил все это звучать как красивые добавочные мотивы декоративной композиции.
Большую роль в картине "После побоища" играет пейзаж. Он поэтичен и эпически глубок. В нем воплощено величественное представление о патетически-возвышенных образах сказания, воспевающих героическую кончину витязей Игоревой дружины. Весь тон пейзажа с мрачными грозовыми тучами, тяжелой синей пеленой, надвигающейся на поле битвы, царящая мертвая неподвижность, которую не нарушают сцепившиеся в схватке орлы, тревожно-сумрачный облик восходящей кроваво-красной Луны выражают вдохновенные образы "Слова". Весь строй картины и ее живописное решение поэтичны и выразительны. Оно идет от образности и настроения "Слова". Степная даль и синие тучи, несущие печальную весть земле русской, задуманы в соответствии с повестью. Цветовое решение носит декоративный характер, близкий народному изобразительному искусству, с его любовью к яркому выразительному пятну. В этом первом монументальном'произведении сказался декоративный дар художника, являясь новатором поэтической трактовки исторического сюжета, Васнецов откликнулся в своем произведении на новую тенденцию развития русского искусства 80-х годов - создания положительного образа народа. В его картине прозвучали как отражение событий современности не только трагическое, но и сила, величие и героизм народа.
Н. С. МОРГУНОВ, Н. Д. МОРГУНОВА-РУДНИЦКАЯ В. М. Васнецов. Жизнь и творчество (М., Искусство, 1962)

 Копию этой картины и других картин из Третьяковской Галереи можно заказать прямо сейчас