Портрет на заказ в Москве. Тропининская школа портрета

Парадный портрет

О парадном портрете

Композиция должна отвечать следующим основным требованиям:
1. Внимание зрителя должно сосредоточиваться на голове и лице портретируемого. Главное в портрете — это лицо, его выражение. Именно в нем проявляется внутренняя жизнь человека. Очень важно отыскать именно то выражение, которое определяет сущность человека и раскрывает его характер наиболее ярко и полно. Поэтому лицо в портрете должно приковывать внимание к себе, а второстепенные детали должны дополнять и усиливать главное. Огромное значение для характеристики изображаемого имеют глаза и губы. В их выражении ключ к разгадке внутреннего содержания человека. Большими мастерами в передаче выражения глаз были русские художники — Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский, К. Брюллов, И. Репин, В. Тропинин.
Немаловажное значение в портрете имеют руки портретируемого. По рукам портретируемого можно судить о его профессии, чертах характера, здоровье. Изумительно написанные руки в «Автопортрете» Брюллова хорошо характеризуют профессию художника.
2. Движение головы, поворот или наклон, мимика лица, поза всей фигуры должны выявлять характер человека. Человек должен быть изображен в естественном для него состоянии, в характерной позе, манере двигаться. Все это является основой композиционного построения. В умении найти для человека наиболее характерное состояние, подчеркнуть индивидуальные особенности человека заключается важнейшая задача художника-портретиста. Поза и жест имеют существенное значение в передаче характера и состояния изображаемого человека. Они должны быть согласованы с выражением лица. Для выявления духовного облика человека, его характера, отношения к миру далеко не безразлично, какие жесты и движения будут переданы в портрете, каков поворот головы и т. д. Портрет М. Ермоловой В. Серова — блестящий пример выразительности позы.
Для парадного портрета немаловажное значение имеет выбор костюма портретируемого. Костюм расширяет представление о профессиональной и социальной принадлежности человека, его характере.
Рецензия искуствоведа Некрыловой Л.П.