Феодосия, музей Айвазовского
Информация о музее:
  • АДРЕС: Крым, Феодосийский р-н, Феодосия г., ул. Галерейная, 2
  • telТЕЛЕФОНЫ:+7 365 623-02-79, +7 365 623-09-29, +7 365 623-00-06
  • САЙТ: feogallery.org
  • КАК ДОБРАТЬСЯ: От автовокзала доехать можно на маршрутке №4, останавливающейся фактически возле самого музея. А от ж/д вокзала несложно будет дойти и пешком, двигаясь в северном направлении – время в пути займет всего несколько минут
  • ВРЕМЯ РАБОТЫ: пн,чт-вс 10:00–17:00; вт 10:00–14:00
  • ЗАКРЫТ: среда


КАРТИНЫ АЙВАЗАВСКОГО В СОБРАНИИ МУЗЕЯ АЙВАЗОВСКОГО В ФЕОДОСИИ

Thumbnail

"Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи, со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусств, составляли полную собственность Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу." Из завещания И. К. Айвазовского

Феодосийская картинная галерея — один из старейших художественных музеев нашей страны.

Ее экспозиционные залы расположены в здании, где прошли жизнь и творчество выдающегося русского мариниста И. К. Айвазовского (1817—1900). Этот дом был построен по проекту самого Айвазовского в 1845 году. Через 35 лет Иван Константинович пристроил к зданию большой зал специально для показа феодосий-цам своих картин перед отправкой их на выставки в другие города России и за границу. Таким образом, 1880 год принято считать годом основания картинной галереи. При жизни Айвазовского галерея была известна далеко за пределами Крыма, она стала своеобразным культурным центром Феодосии. После смерти художника она продолжала существовать, но, по сути дела, это был самый глухой период ее истории. Хотя согласно завещанию Айвазовского галерея стала собственностью Феодосии, городские власти мало заботились о ее деятельности. Период настоящего расцвета галереи начался после установления Советской власти в Крыму.

В 1921 году дом Айвазовского и собрание картин были национализированы и стали достоянием народа. Здание картинной галереи и в прошлом веке, и в настоящее время выделяется среди архитектурных построек города. Возведенное на самом берегу моря, оно несколько напоминает итальянские виллы. Это впечатление усиливает необычная для этих мест окраска стен в темно-красный цвет, наличие в нишах скульптурных изображений античных богов и вертикальные линии пилястров серого мрамора по всему фасаду. Создавая проект, художник заранее хорошо продумал и предусмотрел назначение всех помещений. Поэтому парадные гостиные в то время не соприкасались с жилыми помещениями, а рабочий кабинет и мастерская были непосредственно связаны с выставочным залом. Основой собрания Феодосийской картинной галереи были 49 картин, завещанные художником городу.

В 1922 году, когда картинная галерея гостеприимно распахнула двери перед первыми советскими посетителями, в ее экспозиции были только эти живописные работы Айвазовского. В 1923 году в галерею поступило значительное собрание произведений (более пятисот), принадлежавших внуку Айвазовского, художнику М. Лат-ри. Позднее поступили работы художников Л. Лагорио, А. Фесслера. В 1925 году была приобретена первая папка с графическими листами Айвазовского. В 1927 году экспозиция галереи пополнилась работами К. Богаевского, М. Волошина. Под экспозиционные залы начали использовать бывшие жилые комнаты второго этажа. В 30-е годы из музеев страны в фонды галереи поступили произведения самого Айвазовского, его учеников, а в 1940 году — небольшая, но весомая коллекция марин западноевропейских мастеров XVII—XIX веков из Государственного Эрмитажа.

Таким образом, за два послереволюционных десятилетия Феодосийская картинная галерея изменилась неузнаваемо. Собрание картин и рисунков Айвазовского в ней возросло до 150. По сравнению с 1923 годом более чем в 15 раз увеличилось количество посетителей. С первых дней Великой Отечественной войны было принято решение об эвакуации коллекций из Феодосии. Ночью 30 сентября 1941 года сокровища галереи были погружены на теплоход «Калинин». Через несколько часов корабль благополучно дошел до Новороссийска. Далее путь картин лежал на Краснодар, где была временно развернута выставка. После этого коллекция почти два года находилась в столице Армении — Ереване. Только осенью 1944 года она вернулась в Феодосию. 2 мая 1946 года, после того как был восстановлен дом Айвазовского, галерея возобновила деятельность. В послевоенные годы произведения Айвазовского были выставлены в восьми залах. В остальных четырех залах разместились работы его учеников, современников, внуков.

В соответствии с этим экспозиция галереи делится на два отдела. Открывает экспозицию мемориальный раздел. Его экспонаты отражают основные моменты жизни и творчества самого художника, этапы развития и деятельности картинной галереи. Основой собрания галереи считается экспозиция выставочного зала № 2, называемого Большим. Представленные здесь работы охватывают весь творческий путь Айвазовского, начиная со времени обучения его в Петербургской Академии художеств и кончая произведениями, созданными в последние годы жизни. Начало творческого пути художника характеризуют такие пейзажи, как «Берег моря ночью» (1837), «Ялта» (1838), «Старая Феодосия» (1839).

В картине «Берег моря ночью», выполненной художником в период его обучения в Академии, мастерски написаны серебристосинее небо с низко мчащимися тучами, взволнованное золотистозеленое море, накренившиеся под порывами ветра корабли. С большим мастерством, хотя и под влиянием С. Щедрина, написана картина «Ялта». Молодой художник сумел передать своеобразие и красоту пейзажа. Не стремясь к сложному сюжету с тщательно продуманной композицией, он в данном случае «богатство мелодии» извлек из незатейливого мотива, подобно тому, как великий музыкант извлекает ее из самого простого инструмента.

В становлении таланта Айвазовского важную роль сыграли годы, проведенные за границей. Знакомство с шедеврами мирового искусства в музеях Европы обогатило его, а великолепная природа Италии вдохновила на создание таких произведений, как «Неаполитанский залив в лунную ночь» (1842), «Неаполитанский залив утром» (1843), «Кораблекрушение» (1843). По этим работам можно судить, что уже тогда Айвазовский проявил умение чувствовать цвет, линию, стремился наполнить свои полотна светом. Одной из самых лиричных страниц творчества замечательного мариниста можно считать его прелестные лунные марины. К их числу следует прежде всего отнести такие пейзажи, как «Георгиевский монастырь» (1846), «Венеция» (1849). В последнем особенно хорошо передано ощущение величавого покоя, тишины, одухотворенности. Великолепен центр картины, озаренный лунным сиянием, которое, постепенно затухая, окутывает даль и словно растворяется в густой синеве ночного неба. Романтический характер творчества Айвазовского особенно ощутим в его работе «Море» (1853). Полотно привлекает жизнерадостностью, поэтичностью в изображении залитой багрянцем заката Коктебельской бухты.

Айвазовский, носивший почетное звание живописца Главного морского штаба, создал немало картин, посвященных боевой истории русского военно-морского флота. Среди них «Бой в Хиосском проливе» (1848), «Чесменский бой» (1848), «Осада Севастополя» (1859), «Малахов курган» (1893), «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями» (1892), «Черноморский флот в Феодосии» (1890) и другие.

Зрелым мастерством отличается картина 1864 года «Море», также экспонируемая в этом зале. В этом произведении художник сумел создать романтически приподнятый образ морской стихии. Интересны картины художника, написанные в последнее двадцатилетие его жизни. Как и в прежние годы, он любил писать вольные морские просторы, наполненные ветром паруса кораблей, величавую голубизну, неба. Философской содержательностью отмечена картина «Восход луны в Феодосии» (1892). Древний город с его богатой многовековой историей был для Айвазовского источником подлинного вдохновения.

Его всегда волновали вопросы, связанные с развитием родного города. В этом плане интересна картина «Первый поезд в Феодосии» (1892). В ней удачно переданы соотношения темной массы берега, мерцающего зеленоватым светом моря и озаренного лунным сиянием неба. К 100-летию присоединения Крыма к России Айвазовским была написана картина «Приезд Екатерины II в Феодосию» (1883).

В главном выставочном зале центральное место занимает монументальное полотно «От штиля к урагану» (1895), в котором Айвазовский запечатлел три состояния моря — штиль, надвигающуюся бурю и ураган. Одно из самых совершенных творений Айвазовского — «Среди волн» (1898). Этот пейзаж — подлинная жемчужина собрания галереи. В нем художник великолепно передал пластическую красоту разбушевавшихся волн, воплотил героический и в то же время проникновенно-лирический образ моря. Как и большинство произведений Айвазовского, картина «Среди волн» написана импровизационным методом. Разносторонность дарования художника подтверждают его произведения, экспонируемые в залах второго этажа. Чертами яркой декоративности отмечена работа «Берег моря. Лунная ночь» (1856). Приметы типичного южного городка и величественную панораму гор запечатлел Айвазовский в картине «Алушта». Она словно соткана из света и воздуха; радужная игра голубых, зеленоватых, золотистых оттенков покоряет воображение. Торжественный гимн солнцу, мелодия рождающегося дня звучат в картине «Восход солнца» (1878).

Эти и другие произведения художника разных лет экспонируются на стенах балкона-перехода, что ведет к бывшей мастерской художника. Сейчас в ней выставлены в основном работы конца века. Это автопортреты 1892—1898 годов, картины на исторические и мифологические сюжеты («Наполеон на острове св. Елены», 1897; «Путешествие Посейдона по морю», 1894), а также одно из лучших произведений Айвазовского «Прибой у крымских берегов» (1892). В картине линия горизонта условно разделяет холст на две почти равные части, вследствие чего массы неба и моря оказались уравновешенными. Произведение лишено детализации, оно написано в широкой, свободной манере, с преобладанием холодных серосеребристых и серебристо-оливковых тонов. В нем особенно заметен тот перелом, который у Айвазовского начался еще в 1870-е годы, когда на смену раннему романтизму с его эффектными бурями и молниями, красивыми восходами и закатами пришел более объективный взгляд на природу.

В бывшем рабочем кабинете художника экспонируются картины, созданные им под впечатлением от многочисленных путешествий. Воспоминания о.пребывании в Италии в 1840-х годах легли в основу его работы «Итальянский пейзаж. Вечер» (1858). Тщательная детализация, «гладкая» манера письма, яркость колорита картины характерны для живописи художника этих лет. Совсем по-иному решено произведение «Ниагарский водопад» (1893). Впечатление от увиденного здесь столь велико, что художник на первое место ставит эмоции, избегая излишней детализации. Живопись этого полотна свойственна последним годам творчества художника. В картинах «Туманное утро в Италии» и «Буря на Ледовитом океане» (обе— 1864 г.) художнику средствами живописи удалось создать своеобразный колорит, передать особенности природы жаркого юга и сурового севера. Рядом с рабочим кабинетом мариниста находилась одна из больших гостиных. Среди экспонируемых в ней произведений обращают на себя внимание полотна, в которых запечатлена природа Украины. В картине «Камыши на Днепре» (1857) художник с помощью тончайших цветовых нюансов создает ощущение угасающего летнего дня. Своеобразна красота украинской степи в картинах «Обоз чумаков» (1862), «Во время жатвы на Украине» (1883). Освободительной борьбе греческих повстанцев против турецких поработителей посвящена картина «Остров Крит» (1867). Драматическая сцена прощания повстанцев с мирным населением, острова изображена художником на фоне прекрасной южной природы. Творческий путь Айвазовского охватывает более шести десятилетий, в продолжение которых он создал около шести тысяч произведений. Незадолго до смерти он начал работу над картиной «Взрыв корабля» (1900). Эпизод, изображенный на полотне, посвящен событиям греко-турецкой войны.

В творчестве художника значительное место занимает графика. В собрании Феодосийской галереи насчитывается свыше 270 графических работ художника. Многие из его рисунков отличает подлинное техническое совершенство исполнения, непосредственность и поэтичность восприятия природы. Полотна учеников Айвазовского, его современников и внуков, экспонируемые в галерее, составляют целую эпоху в развитии русской маринистической живописи. Преисполнены мягкой лирики картины А. Фесслера, одного из лучших учеников Айвазовского. Фесслер долгие годы работал в мастерской Ивана Костантинови-ча, часто и помногу копировал его произведения. Поэтому в работах живописца «Феодосия» (1866), «Ялта» (1868) и особенно «Симеиз. Морской берег» (1884) так ощутимы черты, роднящие его творчество с произведениями прославленного мариниста.

Несколько сдержанны, но выполнены с несомненным мастерством и отличающиеся чертами самостоятельности произведения Л. Лаго-рио «Выборг» (1848), «Морской пейзаж» (1870), «Алушта» (1889). Для них характерной является неяркая, даже несколько приглушенная цветовая гамма, построенная на умелом сочетании голубых, зеленоватых, серебристо-серых тонов. Под непосредственным влиянием Айвазовского складывалось творчество А. Боголюбова и Э. Магде-сяна, работы которых также представлены в экспозиции.

Являясь музеем маринистической живописи, Феодосийская картинная галерея им. И. Айвазовского имеет в своем собрании ряд морских пейзажей Н. Дубовского, А. Куинджи, В. Сурикова.

Каталог картин: название, год написания, где находится, автор, техника.
  • Айвазовский. Алушта. 1878
    Алушта. 1878. год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 61х91 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Айвазовский. Автопортрет. За письменным столом. 1880
    Автопортрет. За письменным столом. 1880-е годы
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 18х21 см.
    Техника: Бумага, перо, туш
  • Айвазовский. Автопортрет. 1892
    Автопортрет. 1892 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 226 x 158 см.
    Техника: Холст, масло.
  •  Автопортрет. 1880-е
    Автопортрет. 1880-е годы
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 10х10 см.
    Техника: Бумага, перо, тушь.
  • Айвазовский. Берег моря ночью. У маяка. 1837
    Берег моря ночью. У маяка. 1837 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 58х81 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Айвазовский. Буря на Ледовитом океане
    Буря на Ледовитом океане. 1864 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 208х148 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Айвазовский. Черноморский флот в Феодосии. 1890
    Черноморский флот в Феодосии. 1890 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 57х107 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Айвазовский. Автопортрет. 1881
    Автопортрет. 1881 год.
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 61х48 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Айвазовский. Лунная ночь у взморья
    Лунная ночь у взморья. 1847 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 64.5х52.5 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Айвазовский. Башни на скале у Босфора. 1859
    Башни на скале у Босфора. 1859 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 107х161 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Айвазовский. Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент. 1846
    Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент. 1846 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 122.5х192 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Айвазовский. Буря на Северном море
    Буря на Северном море. 1865 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 269х195 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Айвазовский. Камыши на Днепре. 1857
    Камыши на Днепре. 1857 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 108х161 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Айвазовский. Море. 1864
    Море. 1864 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 128х179 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Айвазовский. Кавказские горы с моря. 1899
    Кавказские горы с моря. 1899 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 54х94 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Айвазовский. Малага. Морской пейзаж. 1854
    Малага. Морской пейзаж. 1854 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 44х53.5 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Айвазовский. Кораблекрушение. 1843
    Кораблекрушение. 1843 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 119х189 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Айвазовский. Кораблекрушение в Северном море. 1875
    Кораблекрушение в Северном море. 1875 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 41х58 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Айвазовский. Осада Севастополя. 1859
    Осада Севастополя. 1859 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 32.5х72 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Айвазовский. Остров Искья
    Остров Искья. 1892 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 134.5х232. см.
    Техника: Холст, масло.
  • Айвазовский. Ночь в Венеции
    Ночь в Венеции. 1861 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 91х126 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Айвазовский.  Море. Коктебель. 1853
    Море. Коктебель. 1853 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 82х118 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Айвазовский. Неаполитанский залив утром. 1843
    Неаполитанский залив утром. 1843 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 67х100 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Айвазовский. От штиля к урагану
    От штиля к урагану. 1892 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 212х708 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Айвазовский. Первый поезд в Феодосии
    Первый поезд в Феодосии. 1892 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 96х194 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Айвазовский. Портрет бабушки художника Ашхен
    Портрет бабушки художника Ашхен. 1858 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 92х73 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Айвазовский.  Портрет брата художника Габриэла Айвазяна
    Портрет брата художника Габриэла Айвазяна. 1883 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 93х73 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Айвазовский. Портрет жены художника Анны Бурназян
    Портрет жены художника Анны Бурназян. 1882 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 73х62 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Айвазовский. Севастопольский рейд
    Севастопольский рейд. 1852 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 28х38.5 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Айвазовский. Севастопольский рейд. 1849
    Севастопольский рейд. 1849 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 40х58 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Айвазовский. Солнечный день
    Солнечный день. 1884 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 40х62 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Айвазовский. Старая Феодосия. Картина
    Старая Феодосия. 1839 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 47.6х66 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Айвазовский. Туманное утро в Италии. 1864
    Туманное утро в Италии. 1864 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 208х149 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Айвазовский. Суда на рейде
    Суда на рейде. 1851 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 71х89 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Айвазовский. Вход в Севастопольскую бухту. 1852
    Вход в Севастопольскую бухту. 1852 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 28х38.7 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Айвазовский. Восход солнца у берегов Ялты
    Восход солнца у берегов Ялты. 1878 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 57х95 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Айвазовский. Ялта. 1838
    Ялта. 1838 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 47х66 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 года. Айвазовский
    Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 года. 1848 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 120х190 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Десант в Субаши. Айвазовский
    Десант в Субаши. 1880-е годы
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 227х358 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Данте указывает художнику на необыкновенные облака
    Данте указывает художнику на необыкновенные облака. 1883 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 60х102 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Иван Константинович Айвазовский. Чесменский бой
    Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года. 1848 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 220х148 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Иван Константинович Айвазовский. Свадьба на Украине
    Свадьба на Украине. 1892 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 53х80 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями
    Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями. 1892 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 221х339 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Картина Айвазовского. На острове Крит
    На острове Крит. 1867
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 96х126 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Картина Айвазовского. Ледяные горы в Антарктиде
    Ледяные горы в Антарктиде. 1870 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 110,5 х 130,5 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Картина Айвазовского. Ливень в Судаке
    Ливень в Судаке. 1897 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 106х141 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Картина Айвазовского. Итальянский пейзаж. Вечер.
    Итальянский пейзаж. Вечер. 1858 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 108х160 см.
    Техника: Холст, масло.
Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу:
Если Вам понравиласьпубликация-поделитесь в соцсетях en