«Портрет молодого человека в гвардейском мундире, вероятный автопортрет Рокотова» (ок. 1757 г.)
Автор: Рокотов Фёдор Степанович
Размер: Высота: 44,5 см (17,5 дюйма); Ширина: 33,5 см (13,1 дюйма).
Материал: холст, масло
Где находится: Третьяковская Галерея Москва
Биография, картины
Фёдор Степанович Рокотов (1735, имение Воронцово — 12 [24] декабря 1808, Москва) — русский художник, крупнейший московский портретист, работавший в период Русского Просвещения. Выходец из крепостных, получил вольную. Выучился на художника и вскоре стал одним из любимых мастеров российского дворянства. Писал в основном парадные портреты московской знати и самой Екатерины 2
Творческая жизнь крупнейшего отечественного портретиста Федора Степановича Рокотова продолжалась около полувека. Он начал свою художественную деятельность в эпоху становления русской светской живописи и первым внес в портретное искусство поэтичность и лиризм. Рокотов создал большую галерею изображений представителей русского высшего общества второй половины XVIII века — людей, неповторимых в своем душевном благородстве, изящности и грации. Его искусство оказало огромное влияние на все последующие поколения российских художников-портретистов и вознесло портретный жанр на небывалую доселе высоту.
Потомок крепостного крестьянина или незаконнорожденный дворянин?
Жизнь русского мастера портрета Федора Степановича Рокотова полна загадок. Неизвестно точно, когда родился художник, есть лишь сведения, что предположительно в 1735. Не существует данных и о его родителях и их происхождении.Долгое время считалось, что Федор Степанович был одним из потомков дворян Рокотовых, которые в XVIII веке жили в Псковской губернии и владели там обширными землями. Эту версию косвенно подтверждает и тот факт, что, будучи уже известным мастером кисти, живописец являлся одним из основателей Московского Английского клуба, куда по установленным правилам допускались исключительно лица дворянского происхождения.
Между тем сохранились документы, датированные августом 1776, в которых академик Рокотов «бьет челом» императрице Екатерине II, прося отпустить на волю его малолетних племянников «Ивана Большого да Ивана Меньшого, тринадцати и девяти лет». Оба Ивана — дети его брата Никиты Степановича Рокотова, бывшего крепостным крестьянином князя Петра Ивановича Репнина. Хотя брат академика, судя по документам, накануне своей смерти и получил свободу, но дети его оставались в собственности князя, проживавшего в «Московском уезде Сетунского стана в сельце Воронцове». Прошение художника императрица удовлетворила. Указанные сведения говорят о том, что Рокотов происходил из среды крестьян, но в отличие от своего брата родился вольным человеком и даже получил хорошее образование. Однако последний факт кажется особенно удивительным, как и одна из сохранившихся записей за 1785, согласно которой живописец числился капитаном. Офицером по Табели о рангах мог называться и гражданский служащий, но в XVIII веке им никогда не мог стать выходец из крестьян.
Такие разрозненные и скупые сведения о рождении и жизни Федора Степановича заставляют предполагать, что он был человеком благородных кровей, но лишь наполовину, то есть родился вне брака.
В судьбе художника горячее участие принимал первый куратор Московского университета и президент Академии художеств Иван Иванович Шувалов, что говорит о больших интеллектуальных и художественных способностях Рокотова. Следует также отметить, что генерал Шувалов был давним другом князя Репнина — владельца малолетних племянников портретиста. В начале 1750-х блистательный князь был включен в придворный штат наследника престола, будущего императора Петра III. Возможно, тогда он и привез с собой в столицу молодого Рокотова. Вельможа имел обширные связи, в том числе и с видными деятелями науки и культуры. Например, существует письмо Ивану Ивановичу от Михаила Васильевича Ломоносова, датированное 1757, в котором ученый просит поручить Рокотову скопировать для мозаичной работы самый лучший портрет императрицы Елизаветы Петровны. Судя по всем}7, молодой художник в тот момент уже состоял при генерале. Именно поэтому, кстати, можно предположить, что Федор Степанович числился военнослужащим офицером, а не гражданским. Шувалов был фаворитом императрицы, и только благодаря его влиянию некоторые портреты высокопоставленных особ заказывались не уже состоявшимся живописцам, а офицеру-самоучке.
Придворный портретист Ее Величества
Не без протекции графа Шувалова уже ставший педагогом Петербургской Академии художеств Рокотов в качестве лучшего портретиста монаршего двора отправился в Москву на коронацию Екатерины П.Там он написал несколько изображений императрицы, в том числе и «Портрет Екатерины II» (1763, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Величественная особа изображена в профиль на фоне темной стены и мраморной колонны. Царица с достоинством восседает в массивном кресле, целеустремленно глядя прямо перед собой и вытянув вперед правую руку, в которой сжимает скипетр. Богато вышитое шелком парчовое платье и горностаевая мантия выписаны материально и с большим мастерством.
Очевидно, картина правительнице очень понравилась, потому что назначенный ею новый президент Академии художеств оставил следующий документ: «Портрет Ее Императорского Величества, писанный в Москве адъюнктом Рокотовым, изволите приказать скопировать в такой же величине с крайним поспе-пгением». Одна из копий портрета императрицы оказалась и в апартаментах Орлова.
Покровитель живописца Шувалов по воле новой царицы оказался отстраненным от управления Академией, но Рокотов продолжал в ней работать. Правда, его деятельность была весьма скромной: он следил за поведением учеников и бытовым обслуживанием классов, отвечал за наличие и сохранность различного мелкого инвентаря. Однако незначительная должность была обусловлена вовсе не тем, что художник являлся ставленником фаворита умершей Елизаветы Петровны, а ныне опального придворного. Рокотов творил в жанре портрета, считавшемся низшим, в отличие от историко-мифологической живописи. Неудивительно, что живописец делал попытки написания картин более предпочитаемого жанра.
Таково, например, полотно «Венера, Амур и Сатир» (1763-1765, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) — своеобразная вольная копия с одноименной работы итальянского художника XVII века Луки Джордано. В этой зеркальной по отношению к оригиналу групповой композиции, как и положено в подобных произведениях, каждый представленный образ является не списанным с конкретковных и мифических существ, обитающих во еземных сферах. Соответственно сюжету необхо-ма своеобразная трактовка. И действительно, потно «Венера, Амур и Сатир» характеризуется сгла-нностью форм, мистическим образом остроухого тира и окутанным дымкой «итальянским» гористым йзажем, изображенным на дальнем плане. Имен-благодаря ему в картине появляются пространство и соответствующая мифологическая атмосфера. Работа «Венера, Амур и Сатир» была академическим заданием Рокотова. Исполнив ее, в 1765 двадцатидевятилетний художник получил звание академика живописи. В том же году он перебрался на постоянное жительство в Москву.
Каталог картин: название, год написания, где находится, автор, размер, техника.
-
Название картины: Коронационный «портрет Екатерины 2» 1763 г.
Автор: Рокотов Фёдор Степанович
Размер: 155,5 х 139 см.
Техника: холст, масло.
Где находится: Третьяковская Галерея Москва -
Название картины: «Портрет Александры Петровны Струйской» 1772 г.
Автор: Рокотов Фёдор Степанович
Размер: 59.8 х 47.5 см.
Техника: холст, масло.
Где находится: Третьяковская Галерея Москва -
Название картины: «Портрет графа Орлова» 1762-1765 г.г.
Автор: Рокотов Фёдор Степанович
Размер: 58,5х46,5 см.
Техника: холст, масло.
Где находится: Третьяковская Галерея Москва -
Название картины: «Портрет А.Г. Бобринского в детстве» середина 1760-х г.
Автор: Рокотов Фёдор Степанович
Размер: Высота: 59,5 см; Ширина: 47 см
Техника: холст, масло.
Где находится: Государственный Русский музей Санкт-Петербург -
Название картины: «Портрет великого князя Петра Федоровича» 1758 г.
Автор: Рокотов Фёдор Степанович
Размер: 112,5 х 91 см.
Техника: холст, масло.
Где находится: Третьяковская Галерея Москва -
Название картины: «Портрет В.Е. Новосильцевой» 1780 г.
Автор: Рокотов Фёдор Степанович
Размер: 70,5 см (27,7 дюйма); Ширина: 59 см (23,2 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Третьяковская Галерея Москва
Название: «Портрет Екатерины 2» между 1781 и 1790 гг.
Автор: Рокотов Фёдор Степанович
Размер: Высота: 160 см (62,9 дюйма) Ширина: 121 см (47,6 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург-
Название картины: «Петр 3» 1762 г.
Автор: Рокотов Фёдор Степанович
Размер: Высота: 158 см (62,2 дюйма); Ширина: 113 см (44,4 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Нижегородский Государственный Художественный Музей, Нижний Новгород
Название: «Портрет князя Дмитрия Михайловича Голицына» 1760-е годы
Автор: Рокотов Фёдор Степанович
Размер: Высота: 62,7 см (24,6 дюйма); Ширина: 51,8 см (20,3 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Третьяковская Галерея, Москва
Название: «Этюд для коронационного портрета» 1763 г.
Автор: Рокотов Фёдор Степанович
Размер: Высота: 56,5 см (22,2 дюйма); Ширина: 46,9 см (18,4 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Третьяковская Галерея, Москва
Рокотов Фёдор Степанович. Обзор картин
Внимание! Цветопередача файлов на разных компьютерах может отличаться друг от друга.
Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу: Также можно бесплатно скачать файлы «Рокотов. Картины с названиями» на страницах сайта!