Карл Брюллов. Картины с названиями и описанием
«Портрет Карла Ивановича Брюллова» 1836 год
Автор: Василий Андреевич Тропинин
Размер: Высота: 100 см (39,3 дюйма); Ширина: 79 см (31,1 дюйма)
Материал: холст, масло
Где находится: Третьяковская Галерея Москва

Биография, картины

Детство

Карл Брюллов родился 23 декабря 1799 в Петербурге. Его предки были обрусевшими выходцами из Франции; настоящая фамилия художника звучала «Брюлло». В XVIII веке прадед Георг Брюлло приехал в столицу Российской Империи, где стал работать лепщиком на Императорском фарфоровом заводе. Его внук и отец будущего живописца Павел Иванович был одарен различными талантами, занимался резьбой по дереву и миниатюрной живописью. Благодаря своим успехам, в 1793 он был избран академиком петербургской Академии художеств и преподавал в классе орнаментальной скульптуры.

Только в 1822 с высочайшего разрешения императора Александра I братья Брюлло изменили фамилию предков и, добавив к ней русское окончание «въ», стали Брюлловыми.

Павел Брюллов был дважды женат. От второго брака с дочерью придворного садовника Марией Ивановной Шредер появились на свет четыре сына—Александр, Карл, Павел, Иван и две дочери — Мария и Юлия. Все сыновья Павла Ивановича от второго брака учились в Академии художеств, а их сестра Юлия вышла замуж за известного акварелиста Петра Федоровича Соколова.

В 1799 семья была вынуждена покинуть академическую квартиру, которую занимала благодаря должности Павла Ивановича, и поселилась на Васильевском острове, на Среднем проспекте между 3-й и 4-й линиями. Это случилось потому, что отец семейства получил предупреждение об увольнении из Академии ввиду «малой пользы» от обучения классов «мастерству часового и резного на дереве» и необходимости их закрытия. В 1805 Павел Иванович ушел в отставку и стал работать над оформлением Кронштадтской церкви.

Карл рос очень болезненным мальчиком. До пяти лет он был практически прикован к постели, но, несмотря на это, отец рано начал прививать сыну навыки, необходимые для его будущей профессии. Ребенок постоянно рисовал фигуры людей и животных в различных, порой даже весьма сложных ракурсах. Эти упражнения позволяли развить глазомер, чувство пропорции и ритма, а также навыки построения композиции.

Постепенно отец стал привлекать Карла как помощника, стремясь воспитать в нем трудолюбие и профессионализм. Нужно отметить, что Петр Иванович был достаточно строг и требователен к сыну. Так, в детстве за какой-то проступок он получил от отца сильную пощечину, в результате чего на всю жизнь оглох на левое ухо.

Императорская Академия художеств

В октябре 1809 Карл, еще не досгипний десятилетнего возраста, уже был зачислен в Императорскую Академию художеств на казенное содержание. Его наставниками стали профессоры А. И. Иванов, А. Е. Егоров и В. К. Шебуев. Обучение давалось мальчику легко н блистательно справлялся со всеми учебными заданиями, а также, благодаря своей разносторонней одаренности, достаточно быстро снискал всеобщую любовь. Учителя ожидали от него «чего-то необыкновенного, а воспитанники старших возрастов баловали его за талант.., таская в столовую на своих плечах» .

Со второй половины академического курса юноша часто помогал своим товарищам. За небольшую плату он поправлял по ночам чужие экзаменационные рисунки и особенно любил, чтобы во время работы ему читали вслух. Благодарные студенты с радостью шли навстречу, со временем рисование под чтение вошло в привычку, которую художник сохранил на всю жизнь. Первым значительным творческим успехом молодого живописца стало исполнение программного рисунка «Гений искусства» (1817—1820, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). В образе гения Брюллов изобразил греческого бога Аполлона, покровителя искусств. Он сидит в свободной раскованной позе, в одной руке держит жезл, на котором висит лавровый венок, а другой опирается на лиру, стоящую на капители ионической колонны. У ног божества лежит фрагмент античной скульптурной группы «Лаокоон». Для наибольшей выразительности автор наделил своего героя большими белоснежными крыльями. Создавая эту работу, он следовал строгим академическим требованиям, поэтому рисунок был высоко оценен Академическим Советом и признан образцом для копирования.

В 1819 Карл выполнил одно из своих лучших студенческих полотен «Нарцисс, смотрящийся в воду» (1819, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), в котором продемонстрировал совершенство мастерства. Героем картины является прекрасный Нарцисс, сын нимфы Лариопы и бога Ке-фисса (по другой версии Селены и Эндимиона), который был настолько заворожен своим отражением в воде, что умер от любви к самому себе. Работая над этим произведением, художник собрал много подготовительного материала и, чтобы добиться максимальной выразительности, создал несколько натурных этюдов в Строгановском парке.

В полотне убедительно переданы пластика обнаженного юноши, полулежащего на берегу пруда, пространство лесного пейзажа, светотеневые нюансы; в нем словно оживает поэтика древнегреческого мифа. Работа была высоко оценена профессорами и признана лучшей картиной Брюллова. А. И. Иванов купил это полотно для своей коллекции. Оно более двадцати лет украшало стены его мастерской, пока в 1842 не было выкуплено и не вошло в собрание музея Императорской Академии художеств.

Буквально через два года после создания «Нарцисса, смотрящего в воду» Брюллов написал выпускную работу «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Маврий-ского» (1821, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую получил большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу. За весь двенадцатилетний период своего обучения он был удостоен всех возможных в Академии наград и поощрений. По свидетельству друга А. Фомина, в день окончания учебного заведения Карл вынес из актового зала несколько пригоршней золотых и серебряных медалей. Но обстоятельства сложились таким образом, что Брюллов был вынужден остаться в Академии еще на три года для совершенствования своего мастерства. Президент заведения А. Н. Оленин назначил ему в наставники А. И. Ермолаева, художника мало одаренного и не имевшего никакого авторитета в среде студентов. Брюллов тут же написал прошение, в котором настаивал, чтобы его учителем был назначен Г. И. Угрюмов, один из известнейших живописцев в стране. Просьба не была удовлетворена, что и послужило причиной его гневного отказа от заслуженной пенсионерской заграничной поездки. В жизни молодого Брюллова начался новый и непростой этап.
М. Гордеева


Каталог картин: название, год написания, где находится, автор, размер, техника.
  • Итальянское утро, картина Брюллова
    Название картины: «Итальянское утро» 1823 г.
    Автор: Карл Брюллов
    Размер: 62х65 см.
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Кунстхалле Киль, Германия
  • Портрет архитектора и художника А. П. Брюллова
    Название картины: «Портрет архитектора и художника А. П. Брюллова» 1841 г.
    Автор: Карл Брюллов
    Размер: 123,5х97,5 см.
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Государственный Русский музей Санкт-Петербург
  • Портрет генерал-адъютанта графа Василия Алексеевича Перовского
    Название картины: «Портрет генерал-адъютанта графа Василия Алексеевича Перовского» 1837 г.
    Автор: Карл Брюллов
    Размер: 71.3 x 58 см.
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Третьяковская Галерея Москва
  • Портрет члена Государственного совета князя А. Н. Голицына
    Название картины: «Портрет члена Государственного совета князя А. Н. Голицына» 1840 г.
    Автор: Карл Брюллов
    Размер: Высота: 194,5 см (76,5 дюйма); Ширина: 142 см (55,9 дюйма)
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Третьяковская Галерея Москва
  • Портрет герцога Максимилиана Лейхтенбергского
    Название картины: «Портрет герцога Максимилиана Лейхтенбергского» 1849 г.
    Автор: Карл Брюллов
    Размер: Высота: 97 см (38,1 дюйма); Ширина: 77 см (30,3 дюйма)
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Частная коллекция, Лондон
  • Портрет графини Юлии Павловны Самойловой
    Название картины: «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини (Маскарад)» Не позднее 1842 г.
    Автор: Карл Брюллов
    Размер: 249х176 см
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Государственный Русский музей Санкт-Петербург
  • «Портрет Крылова» Брюллов
    Название картины: «Портрет баснописца И.А. Крылова» 1839 г.
    Автор: Карл Брюллов
    Размер: 102,3 x 86,2 см.
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Третьяковская Галерея Москва
  • Портрет К. А. Поццо ди Борго
    Название картины: «Портрет гр. К. А. Поццо ди Борго» 1833—1835 г.
    Автор: Карл Брюллов
    Размер: 71 х 63 см (27,9 х 24,8 дюйма)
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов
  • Портрет И. А. Бека
    Название картины: «Портрет И. А. Бека» Около 1839 г.
    Автор: Карл Брюллов
    Размер: 67 х 58 см.
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов
  • Портрет М. А. Бек
    Название картины: «Портрет М. А. Бек» 1840 г.
    Автор: Карл Брюллов
    Размер: Высота: 87 см (34,2 дюйма); Ширина: 70 см (27,5 дюйма)
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Национальная галерея Армении Ереван, Армения
  • Портрет Пашкова
    Название картины: «Портрет Пашкова» 1836 г.
    Автор: Карл Брюллов
    Размер: 41 х 19 см.
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Национальный музей искусств Азербайджана, Баку
  • Портрет писателя А. Н. Струговщикова
    Название картины: «Портрет писателя А. Н. Струговщикова» 1840 г.
    Автор: Карл Брюллов
    Размер: 80 х 66,4 см.
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Третьяковская Галерея Москва
  • Последний день Помпеи, картина, описание
    Название картины: «Последний день Помпеи» 1830—1833 г.
    Автор: Карл Брюллов
    Размер: 456,5 х 651 см
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Государственный Русский музей Санкт-Петербург
  • Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией
    Название картины: «Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией» 1830 г.
    Автор: Карл Брюллов
    Размер: высота: 651 см (21,3 фута); ширина: 465,5 см (15,2 фута)
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Государственный Русский музей Санкт-Петербург
  • Всадница, картина Брюллова
    Название картины: «Всадница» 1832 г.
    Автор: Карл Брюллов
    Размер: Высота: 291,5 см (114,7 дюйма); Ширина: 206 см (81,1 дюйма)
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Третьяковская Галерея Москва
Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу: Также можно бесплатно скачать файлы «Карл Брюллов. Картины с названиями и описанием» на страницах с картинами.