ПРОЧИТАВ ЭТУ СТАТЬЮ ВЫ УЗНАЕТЕ О ПОРТРЕТАХ 20 ВЕКА И ИХ ХАРАКТЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО

СОДЕРЖАНИЕ:
ПОРТРЕТ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЖИВОПИСИ
в Нидерландах 15 век
в Италии 15век
в Италии 16 век
в Германии 16 век
в Голландии и Фландрии 17 век
в Испании 17-18 век
в Англии 17-18 век
во Франции конец 18 - 1-я половина 19 века
во Франции конец 19 - 1-я половина 20 века
Портрет 20 века
ПОРТРЕТ В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ


С наступлением XX века в портрете за художником окончательно закрепилось главенствующее положение над изображаемым. Демонстрация собственного стиля превращается в абсолютную задачу. Но все стилистические и духовные поиски художников по-прежнему устремлены к точному отражению мироощущения человека и его положения в мире.

Итальянский художник Амедео Модильяни (1884-1920) выработал свой неповторимый стиль во многом благодаря знакомству с африканской скульптурой с ее вытянутыми пропорциями, удлиненными овалами лиц и их обобщенными чертами. Линия в работах Модильяни главенствует над цветом; она пластично и легко рисует силуэт и лепит объем.

С приходом фотографии живопись находится в поисках нового изобразительного языка и новых идей. В фотографическом, как и в традиционном живописном изображении, мы можем увидеть модель только с одной стороны. Основатель кубизма Пабло Пикассо (1881-1973) находит самобытное художественное решение. Трехмерное изображение человека можно сначала разобрать по частям, а потом сложить в нужном порядке по законам композиции.

Помимо кубизма, XX век видел много других направлений в искусстве — от дадаизма и сюрреализма до соцреализма и поп-арта. Классиком сюрреализма можно считать Сальвадора Дали (1904-1985). В течение своей долгой жизни Дали был то крайне авангардным, то просто эпатажным, затем самым популярным, и наконец, одним из самых почитаемых и дорогих художников прошлого века. Он менял маски и жанры, занимался живописью, скульптурой, дизайном, работал в кино.

Даже собственный образ жизни он превратил в произведение искусства, проникнутое отчаянным инфантилизмом нескончаемой игры.

За всем разнообразием живописных поисков стоят различные философские подходы, а применительно к портрету — различное понимание человека. В XX веке художник более чем когда-либо отстаивает право на свое видение и декларирует собственный индивидуальный стиль как позицию.

Портреты 20 века
АМЕДЕО МОДИЛЬЯНИ. ПОРТРЕТ ЛУНИИ ЧЕКОВСКОЙ.
1919. Частное собрание
Луния Чековская приехала в Париж со своим мужем летом 1919 года по приглашению постоянно жившего там друга — польского поэта Леопольда Зборовского. В первую же встречу чуть не возник скандал: так пылко художник уговаривал польскую красавицу позировать ему. Всего Модильяни напишет четырнадцать ее портретов. Луния станет не только любимой моделью, но и преданным другом художника. Основу портрета составляет 3-образная линия, плавному изгибу которой подчиняется силуэт модели. Пропорции удлиняются. Эти характерные черты стиля Модильяни, которые делают его работы такими узнаваемыми, особенно удачны в женских портретах.

Портреты 20 века
АМЕДЕО МОДИЛЬЯНИ. ЛЕЖАЩАЯ ОБНАЖЕННАЯ
1917. Частное собрание
В начале XX века художники-футуристы требовали ввести мораторий на изображение обнаженного тела — одного из любимых мотивов художников-классиков. Модильяни, как и многие художники того времени, пережил увлечение кубизмом, абстрактным искусством, но умел и сопротивляться новым веяниям: именно портреты «Обнаженных» становятся его визитной карточкой.

Их часто пытаются сравнивать с другими работами в жанре ню — от Тициана до Мане. Однако, несмотря на сходство композиционного построения, в работах Модильяни есть существенное отличие: его картины лишены сюжета: здесь нет ни мифологии, ни социального подтекста — а есть одно только обнаженное тело. Объективное изображение женского тела лишено у Модильяни эмоциональной составляющей — он никогда не изображал обнаженными своих подруг

Портреты 20 века
ГУСТАВ КЛИМТ. АДЕЛЬ БЛОХ-БАУЭР I.
1907. Австралийская галерея, Вена
На рубеже XIX и XX веков в Европе господствовал стиль модерн. Одним из ярких его представителей был австриец Густав Климт (1862-1918). В портретах он сочетал ясный четкий силуэт модели и обилие орнаментальных деталей, превращающихся из декоративно-оформительного в самостоятельный элемент композиции.

Портреты 20 века
ГУСТАВ КЛИМТ. АДЕЛЬ БЛОХ-БАУЭР I.
1907. Австралийская галерея, Вена (фрагмент)


Портреты 20 века
ГУСТАВ КЛИМТ. ПОРТРЕТ ФРИТЦЫ РИДЛЕР.
1906. Австрийская галерея, Вена
Декоративность портрета Фритцы Ридлер, жены известного инженера, профессора Берлинского университета, подчеркивается совмещением переднего и заднего планов изображения. Это создает возможность визуальной игры: орнаментированная арка за головой модели прочитывается и как окно на заднем плане, и одновременно как прическа, напоминающая своей формой прически испанских инфант XVII века. Кресло изображено в перспективном сокращении, но акцент на декоративном рисунке обивки значительно снижает эффект трехмерности. В этом портрете Климт впервые использует открытые участки золотого цвета, который исключает саму возможность перспективного построения. Таким образом в портрете стираются границы между телом и плоскостью, органическим и искусственным.

Портреты 20 века
ГУСТАВ КЛИМТ. ПОРТРЕТ ФРИТЦЫ РИДЛЕР.
1906. Австрийская галерея, Вена (фрагмент)


Портреты 20 века
ПАБЛО ПИКАССО. ПОРТРЕТ ПОЛЯ В КОСТЮМЕ АРЛЕКИНА.
1924. Музей Пикассо, Париж
Пабло Пикассо, известный своими новаторскими кубисти-ческими опытами, был поистине многоплановым художником — иногда он прибегал к классической манере письма. Рядом с работами, построенными на четкой геометризации форм человеческого тела и экспрессии четких острых граней объемов, возникали произведения, обращенные в еще недавнее прошлое мирового искусства. Так, трогательнолирический портрет своего сына, Поля, Пикассо решает в рамках традиционной живописи.

Портреты 20 века
САЛЬВАДОР ДАЛИ. ГАЛАРИНА.
1944-1945. Фонд Гала-Сальвадора Дали, Фигерас
Знакомство с Галой было одним из важнейших событий в жизни сюрреалиста Дали, во многом определившим его дальнейшую карьеру. Русская по происхождению (Елена Дьяконова), она была старше Дали на 10 лет. К тому времени, когда они познакомились, Гала была замужем за Полем Элюаром. Выбрав Дали, она стала его музой, моделью и менеджером, его опорой в жизни. Они поженились, а в 1958 году обвенчались. Их отношения становились все более сложными, но до последних дней Гала занималась всеми деловыми вопросами, связанными с выставками, продажей картин и публичными акциями Дали. Гала предстает перед зрителем на многих произведениях портретного жанра Дали — или реалистичных, как на этой работе, или же написанных им в стиле сюрреализма.

Портреты 20 века
САЛЬВАДОР ДАЛИ. ДАЛИ, СИДЯЩИЙ СПИНОЙ, ПИШЕТ ПОРТРЕТ ГАЛЫ, ПОВЕРНУВШЕЙСЯ СПИНОЙ И УВЕКОВЕЧЕННОЙ ШЕСТЬЮ ВИРТУАЛЬНЫМИ РОГОВИЦАМИ, ВРЕМЕННО ОТРАЖЕННЫМИ В ШЕСТИ РЕАЛЬНЫХ ЗЕРКАЛАХ.
1973. Театр-музей Дали, Фигерас
Шесть виртуальных роговиц — это глаза Дали, Галы и зрителя, смотрящие в зеркало, изображенное на картине. Полотно было задумано как двойное и должно было создавать стереоэффект, но вторая часть не была закончена. Рассуждение о портрете представлено как игра с зеркалами. Расстановка фигур в картине почти повторяет «Аллегорию живописи» Вермера Делфтского, а тема зеркала напоминает о Веласкесе.

Если Вам понравилась статья "Портреты 20 века и их характерные особенности. Примеры" - поделитесь в соцсетях en