ПРОЧИТАВ СТАТЬЮ ВЫ УЗНАЕТЕ ОБ ИСПАНСКОЙ ЖИВОПИСИ 17 ВЕКА, ПРЕЗЕНТАЦИИ КАРТИН С НАЗВАНИЯМИ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО

СОДЕРЖАНИЕ:
ПОРТРЕТ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЖИВОПИСИ
в Нидерландах 15 век
в Италии 15век
в Италии 16 век
в Германии 16 век
в Голландии и Фландрии 17 век
в Испании 17-18 век
в Англии 17-18 век
во Франции конец 18 - 1-я половина 19 века
во Франции конец 19 - 1-я половина 20 века
Портрет 20 века
ПОРТРЕТ В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ


В двадцать четыре года Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599-1660) был назначен придворным живописцем короля Испании Филиппа IV. Художник написал тридцать четыре портрета короля и множество портретов членов королевской семьи и придворных. Служба при дворе предполагала также организацию праздников, оформление дворцовых покоев и пополнение королевской коллекции живописи — по поручению короля Веласкес дважды ездил в Италию. Его творческие усилия концентрировались прежде всего на портретном жанре, хотя писал он и жанровые сцены, так называемые «бодегоны», и картины на исторические и мифологические сюжеты.

В этом были свои преимущества: Веласкес не был вынужден зарабатывать себе на жизнь с помощью живописи и зависел всегда только от одного, весьма благосклонного к нему, заказчика. Ограничения же в выборе сюжета подталкивали художника к поискам возможности совершенствования самой живописной формы, языка живописи. Его цветовая гамма сдержанна, а позы и жесты персонажей непринужденны. В картинах мастера присутствует как бы двойная реальность: реальность открытой живописной поверхности — мы видим плоскость холста, различаем мазок — и одновременно реальность персонажа, вполне естественно являющегося из этой поверхности.

«Моими учителями были Природа, Веласкес и Рембрандт», — скажет Франсиско Хосе де Гойя (1746-1828). Если образы Веласкеса рождаются из мудрого и несколько отстраненногонаблюдениязажизнью,тоГойя—всегдавцентресобытий,ивсепроходит через его собственный внутренний мир, прежде чем предстать перед зрителем. Он невероятно эмоционален, и персонажи его портретов не так независимы, как у Веласкеса. Они отмечены личным отношением: Гойя «проживает » их, как актер проживает роль, и всегда высказывает о них свое мнение.

Испания живопись 17 век
ДИЕГО ВЕЛАСКЕС.ПОРТРЕТ ИНФАНТЫ МАРГАРИТЫ В ВОЗРАСТЕ 8 ЛЕТ
1659. Музей истории искусств, Вена
Портрет был написан для жениха Маргариты, австрийского императора Леопольда I, и послан из Мадрида в Вену. Манера исполнения характерна для позднего периода творчества Веласкеса: плотное и гладкое письмо лица и рук сменяется пастозными мазками, которыми написаны пыш- ные рукава платья. Холодные тона наряда и металлический блеск украшений образуют тонкий контраст с нежным и теплым цветом лица инфанты.
Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет-так отозвался в своей книге о Веласкесе о портретных образах мастера: «Они никогда не смогут полностью закрепиться в реальном измерении и стать вполне явными, но всегда будут возникать из небытия, переходя от отсутствия к присутствию».

Испания живопись 17 век
ДИЕГО ВЕЛАСКЕС. ПОРТРЕТ ПАПЫ ИННОКЕНТИЯ X.
1650. Галерея Дориа-Памфили, Рим
Обычно цветовая гамма Веласкеса сдержанна, но в портрете папы художник не мог избежать обилия красного цвета. Но это великолепие пурпурного, алого и вишневого оттенков, прекрасно переданная фактура атласа и бархата все же не могут затмить впечатление от лица модели, одновременно отталкивающего и притягательного. Рассказывают, что сам папа, увидев портрет, воскликнул: «Troppo vero!» («Слишком правдиво!»).

Испания живопись 17 век
ДИЕГО ВЕЛАСКЕС. ПОРТРЕТ ПАПЫ ИННОКЕНТИЯ X.
1650. Галерея Дориа-Памфили, Рим (фрагмент)


Испания живопись 17 век
ДИЕГО ВЕЛАСКЕС. ПОРТРЕТ ПРИНЦА БАЛЬТАСАРА КАРЛОСА 1 С КАРЛИКОМ.
631. Музей изящных искусств, Бостон
Портреты кисти Веласкеса составляют живописную летопись жизни принца. Самый первый был написан, когда Бальтасару Карлосу было два года, последний — в возрасте шестнадцати лет. Сохранилось свидетельство о том, что во время одной из придворных церемоний 1632 года, когда принцу еще не было и трех лет, он около четырех часов спокойно простоял в специально устроенном стульчике, и при этом не задремал и ни разу не заплакал.
Присутствующие отмечали это как свидетельство подлинно испанской выдержки. Подобную выдержку и королевскую осанку Бальтасар Карлос демонстрирует и в этом портрете. Рядом с инфантом изображен придворный карлик, в одной руке он, как скипетр, держит серебряную погремушку, в другой — яблоко, как державу. Это, конечно, всего лишь шутка: настоящего короля можно узнать и без знаков его королевского достоинства.

Испания живопись 17 век
ДИЕГО ВЕЛАСКЕС. ПОРТРЕТ ПРИНЦА БАЛЬТАСАРА КАРЛОСА 1 С КАРЛИКОМ.
631. Музей изящных искусств, Бостон (фрагмент)


Испания живопись 17 век
ДИЕГО ВЕЛАСКЕС. КОННЫЙ ПОРТРЕТ ПРИНЦА БАЛЬТАСАРА КАРЛОСА
Ок. 1635. Прадо, Мадрид
Художник изображает здесь свободное движение на фоне просторного горного ландшафта и высокого неба, которые словно выпускают из себя юного всадника. Взгляд принца направлен на зрителя. Поля шляпы подняты, лицо открыто и выражает чуткость и внимание, что соответствует гармонии фигуры мальчика с окружающей природой и его умению управлять огромным конем.

Испания живопись 17 век
ДИЕГО ВЕЛАСКЕС. КОННЫЙ ПОРТРЕТ ГРАФА-ГЕРЦОГА ОЛИВАРЕСА
1633. Прадо, Мадрид
Оливарес относился к тому типу государственных деятелей, которые больше работают с бумагами и сочиняют законопроекты, нежели принимают участие в реальных, а тем более военных действиях. Однако он заказал Веласкесу свой конный портрет, который можно рассматривать почти как парный конному портрету короля. В этом проявилось и его давнее соперничество с предшественником на посту первого министра, герцогом Лерма, чей прекрасный конный портрет был написан Рубенсом в 1605 году. Веласкес изобразил Оливареса, который никогда не был ни в одном бою, как военачальника, увлекающего за собой полки. Но зритель понимает, что маскарад устроен по взаимному согласию художника и модели.

Испания живопись 17 век
ФРАНСИСКО ГОЙЯ. СЕМЬЯ КОРОЛЯ КАРЛОСА IV.
800. Прадо, Мадрид
О персонажах этого портрета остроумный Теофиль Готье заметил, что они похожи на семейство булочника, выигравшего крупный приз в лотерею. С одной стороны, Гойя дает почти карикатурные определения представленных характеров, но в то же время чувствуется определенная симпатия художника к этим человеческим существам — они для него что-то вроде карликов Веласкеса. Второй воспринятый им урок великого мастера: Гойя слева изображает себя самого за мольбертом — так же, как Веласкес в «Менинах», а персонажей выстраивает, словно перед зеркалом.

Испания живопись 17 век
ФРАНСИСКО ГОЙЯ.ДОНЬЯ ИСАБЕЛЬ КОБОС ДЕ ПОРСЕЛЬ.
1805. Национальная галерея, Лондон
Донья Исабель и ее муж были друзьями Гойи, а в портретах друзей и близких людей всегда чувствуется не только симпатия художника, но и большая свобода. Гойя подчеркивает лучшие черты модели — большие глаза, нежную кожу, прекрасный цвет лица, который оттеняет черная мантилья. Такие мантильи носили махи — дамы мадридского полусвета, а в начале XIX века на волне патриотизма этот народный костюм вошел в моду. Поза модели напоминает позу танцовщицы фламенко — без соответствующего костюма она была бы неприличной в портрете знатной дамы.

Если Вам понравилась статья "Испания живопись 17 век, презентация картин с названиями" - поделитесь в соцсетях en