ПРОЧИТАВ СТАТЬЮ ВЫ УЗНАЕТЕ ОБ ИСПАНСКОЙ ЖИВОПИСИ 17-18 ВЕКА, ПРЕЗЕНТАЦИИ КАРТИН С НАЗВАНИЯМИ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО
СОДЕРЖАНИЕ:
ПОРТРЕТ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЖИВОПИСИ
в Нидерландах 15 век
в Италии 15век
в Италии 16 век
в Германии 16 век
в Голландии и Фландрии 17 век
в Испании 17-18 век
в Англии 17-18 век
во Франции конец 18 - 1-я половина 19 века
во Франции конец 19 - 1-я половина 20 века
Портрет 20 века
ПОРТРЕТ В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ
В двадцать четыре года Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599-1660) был назначен придворным живописцем короля Испании Филиппа IV. Художник написал тридцать четыре портрета короля и множество портретов членов королевской семьи и придворных. Служба при дворе предполагала также организацию праздников, оформление дворцовых покоев и пополнение королевской коллекции живописи — по поручению короля Веласкес дважды ездил в Италию. Его творческие усилия концентрировались прежде всего на портретном жанре, хотя писал он и жанровые сцены, так называемые «бодегоны», и картины на исторические и мифологические сюжеты.
В этом были свои преимущества: Веласкес не был вынужден зарабатывать себе на жизнь с помощью живописи и зависел всегда только от одного, весьма благосклонного к нему, заказчика. Ограничения же в выборе сюжета подталкивали художника к поискам возможности совершенствования самой живописной формы, языка живописи. Его цветовая гамма сдержанна, а позы и жесты персонажей непринужденны. В картинах мастера присутствует как бы двойная реальность: реальность открытой живописной поверхности — мы видим плоскость холста, различаем мазок — и одновременно реальность персонажа, вполне естественно являющегося из этой поверхности.
«Моими учителями были Природа, Веласкес и Рембрандт», — скажет Франсиско Хосе де Гойя (1746-1828). Если образы Веласкеса рождаются из мудрого и несколько отстраненногонаблюдениязажизнью,тоГойя—всегдавцентресобытий,ивсепроходит через его собственный внутренний мир, прежде чем предстать перед зрителем. Он невероятно эмоционален, и персонажи его портретов не так независимы, как у Веласкеса. Они отмечены личным отношением: Гойя «проживает » их, как актер проживает роль, и всегда высказывает о них свое мнение.
Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет-так отозвался в своей книге о Веласкесе о портретных образах мастера: «Они никогда не смогут полностью закрепиться в реальном измерении и стать вполне явными, но всегда будут возникать из небытия, переходя от отсутствия к присутствию».
Присутствующие отмечали это как свидетельство подлинно испанской выдержки. Подобную выдержку и королевскую осанку Бальтасар Карлос демонстрирует и в этом портрете. Рядом с инфантом изображен придворный карлик, в одной руке он, как скипетр, держит серебряную погремушку, в другой — яблоко, как державу. Это, конечно, всего лишь шутка: настоящего короля можно узнать и без знаков его королевского достоинства.
СОДЕРЖАНИЕ:
ПОРТРЕТ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЖИВОПИСИ
в Нидерландах 15 век
в Италии 15век
в Италии 16 век
в Германии 16 век
в Голландии и Фландрии 17 век
в Испании 17-18 век
в Англии 17-18 век
во Франции конец 18 - 1-я половина 19 века
во Франции конец 19 - 1-я половина 20 века
Портрет 20 века
ПОРТРЕТ В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ
В двадцать четыре года Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599-1660) был назначен придворным живописцем короля Испании Филиппа IV. Художник написал тридцать четыре портрета короля и множество портретов членов королевской семьи и придворных. Служба при дворе предполагала также организацию праздников, оформление дворцовых покоев и пополнение королевской коллекции живописи — по поручению короля Веласкес дважды ездил в Италию. Его творческие усилия концентрировались прежде всего на портретном жанре, хотя писал он и жанровые сцены, так называемые «бодегоны», и картины на исторические и мифологические сюжеты.
В этом были свои преимущества: Веласкес не был вынужден зарабатывать себе на жизнь с помощью живописи и зависел всегда только от одного, весьма благосклонного к нему, заказчика. Ограничения же в выборе сюжета подталкивали художника к поискам возможности совершенствования самой живописной формы, языка живописи. Его цветовая гамма сдержанна, а позы и жесты персонажей непринужденны. В картинах мастера присутствует как бы двойная реальность: реальность открытой живописной поверхности — мы видим плоскость холста, различаем мазок — и одновременно реальность персонажа, вполне естественно являющегося из этой поверхности.
«Моими учителями были Природа, Веласкес и Рембрандт», — скажет Франсиско Хосе де Гойя (1746-1828). Если образы Веласкеса рождаются из мудрого и несколько отстраненногонаблюдениязажизнью,тоГойя—всегдавцентресобытий,ивсепроходит через его собственный внутренний мир, прежде чем предстать перед зрителем. Он невероятно эмоционален, и персонажи его портретов не так независимы, как у Веласкеса. Они отмечены личным отношением: Гойя «проживает » их, как актер проживает роль, и всегда высказывает о них свое мнение.
ДИЕГО ВЕЛАСКЕС.ПОРТРЕТ ИНФАНТЫ МАРГАРИТЫ В ВОЗРАСТЕ 8 ЛЕТПортрет был написан для жениха Маргариты, австрийского императора Леопольда I, и послан из Мадрида в Вену. Манера исполнения характерна для позднего периода творчества Веласкеса: плотное и гладкое письмо лица и рук сменяется пастозными мазками, которыми написаны пыш- ные рукава платья. Холодные тона наряда и металлический блеск украшений образуют тонкий контраст с нежным и теплым цветом лица инфанты.
1659. Музей истории искусств, Вена
Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет-так отозвался в своей книге о Веласкесе о портретных образах мастера: «Они никогда не смогут полностью закрепиться в реальном измерении и стать вполне явными, но всегда будут возникать из небытия, переходя от отсутствия к присутствию».
ДИЕГО ВЕЛАСКЕС. ПОРТРЕТ ПАПЫ ИННОКЕНТИЯ X.Обычно цветовая гамма Веласкеса сдержанна, но в портрете папы художник не мог избежать обилия красного цвета. Но это великолепие пурпурного, алого и вишневого оттенков, прекрасно переданная фактура атласа и бархата все же не могут затмить впечатление от лица модели, одновременно отталкивающего и притягательного. Рассказывают, что сам папа, увидев портрет, воскликнул: «Troppo vero!» («Слишком правдиво!»).
1650. Галерея Дориа-Памфили, Рим
ДИЕГО ВЕЛАСКЕС. ПОРТРЕТ ПАПЫ ИННОКЕНТИЯ X.
1650. Галерея Дориа-Памфили, Рим (фрагмент)
ДИЕГО ВЕЛАСКЕС. ПОРТРЕТ ПРИНЦА БАЛЬТАСАРА КАРЛОСА 1 С КАРЛИКОМ.Портреты кисти Веласкеса составляют живописную летопись жизни принца. Самый первый был написан, когда Бальтасару Карлосу было два года, последний — в возрасте шестнадцати лет. Сохранилось свидетельство о том, что во время одной из придворных церемоний 1632 года, когда принцу еще не было и трех лет, он около четырех часов спокойно простоял в специально устроенном стульчике, и при этом не задремал и ни разу не заплакал.
631. Музей изящных искусств, Бостон
Присутствующие отмечали это как свидетельство подлинно испанской выдержки. Подобную выдержку и королевскую осанку Бальтасар Карлос демонстрирует и в этом портрете. Рядом с инфантом изображен придворный карлик, в одной руке он, как скипетр, держит серебряную погремушку, в другой — яблоко, как державу. Это, конечно, всего лишь шутка: настоящего короля можно узнать и без знаков его королевского достоинства.
ДИЕГО ВЕЛАСКЕС. ПОРТРЕТ ПРИНЦА БАЛЬТАСАРА КАРЛОСА 1 С КАРЛИКОМ.
631. Музей изящных искусств, Бостон (фрагмент)
ДИЕГО ВЕЛАСКЕС. КОННЫЙ ПОРТРЕТ ПРИНЦА БАЛЬТАСАРА КАРЛОСАХудожник изображает здесь свободное движение на фоне просторного горного ландшафта и высокого неба, которые словно выпускают из себя юного всадника. Взгляд принца направлен на зрителя. Поля шляпы подняты, лицо открыто и выражает чуткость и внимание, что соответствует гармонии фигуры мальчика с окружающей природой и его умению управлять огромным конем.
Ок. 1635. Прадо, Мадрид
ДИЕГО ВЕЛАСКЕС. КОННЫЙ ПОРТРЕТ ГРАФА-ГЕРЦОГА ОЛИВАРЕСАОливарес относился к тому типу государственных деятелей, которые больше работают с бумагами и сочиняют законопроекты, нежели принимают участие в реальных, а тем более военных действиях. Однако он заказал Веласкесу свой конный портрет, который можно рассматривать почти как парный конному портрету короля. В этом проявилось и его давнее соперничество с предшественником на посту первого министра, герцогом Лерма, чей прекрасный конный портрет был написан Рубенсом в 1605 году. Веласкес изобразил Оливареса, который никогда не был ни в одном бою, как военачальника, увлекающего за собой полки. Но зритель понимает, что маскарад устроен по взаимному согласию художника и модели.
1633. Прадо, Мадрид
ФРАНСИСКО ГОЙЯ. СЕМЬЯ КОРОЛЯ КАРЛОСА IV.О персонажах этого портрета остроумный Теофиль Готье заметил, что они похожи на семейство булочника, выигравшего крупный приз в лотерею. С одной стороны, Гойя дает почти карикатурные определения представленных характеров, но в то же время чувствуется определенная симпатия художника к этим человеческим существам — они для него что-то вроде карликов Веласкеса. Второй воспринятый им урок великого мастера: Гойя слева изображает себя самого за мольбертом — так же, как Веласкес в «Менинах», а персонажей выстраивает, словно перед зеркалом.
800. Прадо, Мадрид
ФРАНСИСКО ГОЙЯ.ДОНЬЯ ИСАБЕЛЬ КОБОС ДЕ ПОРСЕЛЬ.Донья Исабель и ее муж были друзьями Гойи, а в портретах друзей и близких людей всегда чувствуется не только симпатия художника, но и большая свобода. Гойя подчеркивает лучшие черты модели — большие глаза, нежную кожу, прекрасный цвет лица, который оттеняет черная мантилья. Такие мантильи носили махи — дамы мадридского полусвета, а в начале XIX века на волне патриотизма этот народный костюм вошел в моду. Поза модели напоминает позу танцовщицы фламенко — без соответствующего костюма она была бы неприличной в портрете знатной дамы.
1805. Национальная галерея, Лондон
Каталог картин: название, год написания, где находится, автор, размер, техника.
-
Название картины: «Голова женщины» около 1658 г.
Автор: Вальдес Леаль, Хуан де
Размер: Высота: 44 см (17,3 дюйма) Ширина: 43 см (16,9 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург -
Название картины: «Два фермера перед столом с размещенной пищей» 17 век
Автор: Бургос Мантилла, Франсиско де
Размер: 101 х 86 см.
Техника: холст, масло.
Где находится: частная коллекция, каталожная стоимость € 40.000 - 60.000 -
Название картины: «Святой Иероним» между примерно 1656 и примерно 1657 гг
Автор: Вальдес Леаль, Хуан де
Размер: Высота: 252 см (99,2 дюйма); Ширина: 133 см (52,3 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Национальный музей Прадо, Мадрид -
Название картины: «Фрай Педро Фернандес Пеха» между примерно 1656 и примерно 1657 гг.
Автор: Вальдес Леаль, Хуан де
Размер: Высота: 243 см (95,6 дюйма); Ширина: 126 см (49,6 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Музей изящных искусств Севильи -
Название картины: «Менины» 1656 г.
Автор: Диего Веласкес
Размер: 318 х 276 см
Техника: холст, масло.
Где находится: Национальный музей Прадо, Мадрид -
Название картины: «Успение Богородицы» 1659 г.
Автор: Вальдес Леаль, Хуан де
Размер: Высота: 215,1 см (84,6 дюйма) Ширина: 156,3 см (61,5 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Национальная галерея искусств, Вашингтон -
Название картины: «Конный портрет короля Филиппа 4» 1635 г.
Автор: Диего Веласкес
Размер: Высота: 303 см (119,2 дюйма); Ширина: 317 см (10,4 фута)
Техника: холст, масло.
Где находится: Национальный музей Прадо, Мадрид -
Название картины: «Луис де Гонгора и Арготе» 1622 г.
Автор: Диего Веласкес
Размер: Высота: 50 см (19,6 дюйма); Ширина: 40 см (15,7 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Музей изящных искусств (Бостон) -
Название картины: «Инфанта Маргарета Тереза в бело-серебряном платье» 1656 г.
Автор: Диего Веласкес
Размер: Высота: 128,5 см (50,5 дюйма) Ширина: 100 см (39,3 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Музей истории искусств, Вена -
Название картины: «Эрцгерцогиня австрийская Мария Анна» между 1652 и 1653 гг.
Автор: Диего Веласкес
Размер: Высота: 204 см (80,3 дюйма) Ширина: 126,5 см (49,8 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Музей истории искусств, Вена -
Название картины: «Принц Бальтасар Карлос» (6 лет, в костюме охотника) между 1635 и 1636 гг.
Автор: Диего Веласкес
Размер: Высота: 153,7 см (60,5 дюйма) Ширина: 90,2 см (35,5 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Национальный фонд исторических памятников и природных красот. Хилис, Суиндон, Уилтшир, Англия -
Название картины: «Старуха жарящая яйца» около 1618 г.
Автор: Диего Веласкес
Размер: 100,5 х 119,5 см (39,5 х 47 дюймов)
Техника: холст, масло.
Где находится: Шотландская национальная галерея -
Название картины: «Ритратто дель Инфанта Мария д'асбург» 1630 г.
Автор: Диего Веласкес
Размер: Н/Д см.(по мнению экспертов предположительно 160х99 см.)
Техника: холст, масло.
Где находится: Берлинская картинная галерея, Берлин -
Название картины: «Портрет Филиппа IV в доспехах» между примерно 1626-1628 гг.
Автор: Диего Веласкес
Размер: Высота: 57 см (22,4 дюйма); Ширина: 44 см (17,3 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Национальный музей Прадо, Мадрид -
Название картины: «Портрет кардинала Гаспара де Борха и Веласко» этюд для потерянного портрета. 17 век
Автор: Диего Веласкес
Размер: 18,6 х 11,6 см.
Техника: Бумага, черный карандаш
Где находится: Настоящая академия изящных искусств Сан-Фернандо, Мадрид -
Название картины: «Изабель де Бурбон» 1632 г.
Автор: Диего Веласкес
Размер: 207 х 119 см.
Техника: холст, масло.
Где находится: Частная коллекция , Нью-Йорк -
Название картины: «Филипп 4 в черном костюме» 1628 г.
Автор: Диего Веласкес
Размер: Высота: 198 см (77,9 дюйма); Ширина: 101,5 см (39,9 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Национальный музей Прадо, Мадрид -
Название картины: «Конный портрет графа-герцога Оливареса» около 1636 г.
Автор: Диего Веласкес
Размер: Рост: 313 см (10,2 фута); Ширина: 239 см (94 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Национальный музей Прадо, Мадрид -
Название картины: «Филипп 4 в коричневом и серебряном цвете» около 1631-1632 гг.
Автор: Диего Веласкес
Размер: Высота: 199,5 см (78,5 дюйма) Ширина: 113 см (44,4 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Национальная Галерея, Лондон -
Название картины: «Конный портрет Филиппа 3» около 1635 г.
Автор: Диего Веласкес
Размер: Высота: 300 см (118,1 дюйма); Ширина: 212 см (83,4 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Национальный музей Прадо, Мадрид -
Название картины: «Донья Антония де Ипеньярриета-и-Гальдос и ее сын Дон Луис» около 1632 г.
Автор: Диего Веласкес
Размер: Высота: 215 см (84,6 дюйма); Ширина: 110 см (43,3 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Национальный музей Прадо, Мадрид -
Название картины: «Конный портрет Елизаветы Французской» около 1635 г.
Автор: Диего Веласкес
Размер: Высота: 301 см (118,5 дюйма); Ширина: 314 см (10,3 фута)
Техника: холст, масло.
Где находится: Национальный музей Прадо, Мадрид -
Название картины: «Конный портрет Маргариты Австрийской» около 1635 г.
Автор: Диего Веласкес
Размер: Высота: 297 см (116,9 дюйма); Ширина: 212 см (83,4 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Национальный музей Прадо, Мадрид -
Название картины: «Иннокентий 10» около 1650 г.
Автор: Диего Веласкес
Размер: Высота: 141 см (55,5 дюйма); Ширина: 119 см (46,8 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Галерея Дориа Памфили -
Название картины: «Конный портрет принца Бальтазара Чарльза» около 1635 г.
Автор: Диего Веласкес
Размер: Высота: 211,5 см (83,2 дюйма); Ширина: 177 см (69,6 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Национальный музей Прадо, Мадрид -
Название картины: «Туалет Венеры» 1644 г.
Автор: Диего Веласкес
Размер: Высота: 122,5 см (48,2 дюйма) Ширина: 175 см (68,8 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Национальная Галерея, Лондон -
Название картины: «Сдача Бреды» Около 1635 г.
Автор: Диего Веласкес
Размер: Высота: 307 см (10 футов); Ширина: 367 см (12 футов)
Техника: холст, масло.
Где находится: Национальный музей Прадо, Мадрид -
Название картины: «Филипп 4 в роли охотника» около 1632-1634 гг.
Автор: Диего Веласкес
Размер: Высота: 189 см (74,4 дюйма); Ширина: 124 см (48,8 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Национальный музей Прадо, Мадрид -
Название картины: «Кардинал-инфант Фердинанд Австрийский в охотничьем костюме» между примерно 1632-1634 гг.
Автор: Диего Веласкес
Размер: Высота: 191 см (75,1 дюйма) Ширина: 107 см (42,1 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Национальный музей Прадо, Мадрид -
Название картины: «Инфанта Маргарита Тереза в синем платье» 1659 г.
Автор: Диего Веласкес
Размер: 148,5 x 129,3 x 7,5 см
Техника: холст, масло.
Где находится: Музей истории искусств, Вена -
Название картины: «Король Филипп 4 испанский во фраге» 1644 г.
Автор: Диего Веласкес
Размер: Высота: 129,9 см (51,1 дюйма); Ширина: 99,4 см (39,1 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Коллекция Фрика, музей в Генри Клея Фрика Дом на Верхний Ист - Сайд в Манхэттене , Нью - Йорк -
Название картины: «Хуан Франсиско де Пиментель, конд де Бенавенте» около 1648 г.
Автор: Диего Веласкес
Размер: Высота: 109 см (42,9 дюйма); Ширина: 88 см (34,6 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Национальный музей Прадо, Мадрид -
Название картины: «Филипп 4 король испании» 1625 г.
Автор: Диего Веласкес
Размер: 82 3/8 x 47 5/8 дюйма (209,2 x 121 см)
Техника: холст, масло.
Где находится: Художественный музей Джона и Мейбл Ринглинг -
Название: «Маха обнажённая» между 1795-1800 гг.
Автор: Гойя Франсиско
Размер: Высота: 98 см (38,5 дюйма) Ширина: 191 см (75,1 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Национальный музей Прадо, Мадрид -
Название: «Одетая Маха» Мария Тереза де Сильва, 13-я герцогиня Альба между 1800 и 1807 гг.
Автор: Гойя Франсиско
Размер: Высота: 95 см (37,4 дюйма) Ширина: 190 см (74,8 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Национальный музей Прадо, Мадрид -
Название: «Франсиско Байеу» 1795 г.
Автор: Гойя Франсиско
Размер: Высота: 112 см (44 дюйма); Ширина: 84 см (33 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Национальный музей Прадо, Мадрид -
Название картины: «Гаспар де Гусман, граф-герцог Оливарес» 1624 г.
Автор: Диего Веласкес
Размер: Высота: 202 см (79,5 дюйма); Ширина: 105,5 см (41,5 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Музей искусств Сан-Паулу, Сан - Паулу, Бразилия -
Название: «Карл 4 Испании и его семья» 1800–1801 гг.
Автор: Гойя Франсиско
Размер: Высота: 280 см (110,2 дюйма); Ширина: 336 см (11 футов)
Техника: холст, масло.
Где находится: Национальный музей Прадо, Мадрид -
Название: «Конный портрет Марии Луизы Пармской» 1799 г.
Автор: Гойя Франсиско
Размер: Рост: 338 см (11 футов); Ширина: 282 см (111 дюймов)
Техника: холст, масло.
Где находится: Национальный музей Прадо, Мадрид -
Название: «Хуан Мартин Диес, Эль Эмпесинадо» между примерно 1814 г. и примерно 1815 г.
Автор: Гойя Франсиско
Размер: Высота: 84 см (33 дюйма); Ширина: 65 см (25,5 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: частная коллекция -
Название: «Мария Луиза из Пармы в сумках» 1789 г.
Автор: Гойя Франсиско
Размер: Высота: 205 см (80,7 дюйма); Ширина: 132 см (51,9 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Национальный музей Прадо, Мадрид -
Название картины: «Портрет Фердинанда VII Испании в его государственных одеждах» 1815 г.
Автор: Гойя Франсиско
Размер: 208 х 142,5 х 2 см (81,8 х 56,1 х 0,7 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Национальный музей Прадо, Мадрид -
Название: «Мануэль Осорио Манрике де Сунига» между 1787 и 1788 годами
Автор: Гойя Франсиско
Размер: Высота: 127 см (50 дюймов); Ширина: 101,6 см (40 дюймов)
Техника: холст, масло.
Где находится: Метрополитен музей, Нью-Йорк
Если Вам понравилась публикация-поделитесь в соцсетях