ПРОЧИТАВ ЭТУ СТАТЬЮ ВЫ УЗНАЕТЕ О ЖИВОПИСИ АНГЛИИ 18 ВЕКА КРАТКО И О КАРТИНАХ С НАЗВАНИЯМИ ОЧЕНЬ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО

СОДЕРЖАНИЕ:
ПОРТРЕТ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЖИВОПИСИ
в Нидерландах 15 век
в Италии 15век
в Италии 16 век
в Германии 16 век
в Голландии и Фландрии 17 век
в Испании 17-18 век
в Англии 17-18 век
во Франции конец 18 - 1-я половина 19 века
во Франции конец 19 - 1-я половина 20 века
Портрет 20 века
ПОРТРЕТ В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ


1632 году лучший ученик Рубенса Антонис ван Дейк (1599-1649) переезжает в Англию и начинает карьеру в качестве придворного живописца, карьеру блестящую — за особые заслуги художник был посвящен в рыцари. Именно сэр Антонис ван Дейк создал тот тип портрета, который принято называть «парадным». Величественная поза, дорогой костюм и окружение — все подчеркивает статус позирующего.

Уильям Хогарт (1697-1764), гравер по образованию, работал как портретист по заказам аристократов. Парадный дворянский портрет в его работах сопровождался атрибутами буржуазного благополучия и процветания его моделей. Хогарт всегда трактовал образ портретируемого в контексте современной жизни, а не в рамках исторической картины. Циклы его сатирических работ также обращались к повседневной жизни английского общества.

Его современник и соперник Томас Гейнсборо (1727-1788) никогда не покидал пределов Англии, а картины великих европейских мастеров изучал на аукционах и по коллекциям своих богатых заказчиков. В его работах можно обнаружить следы влияния «малых голландцев», а также Ватто, Пуссена, Рубенса. Персонажи портретов работы Гейнсборо принадлежат к высшему обществу, но художник позволяет себе изобразить их в более непринужденной обстановке, а позы сделать чуть менее величественными.

Поэтому мужчины у него выглядят раскованнее, а женщины очаровательнее, они не воображают себя героями былых легенд. Состояние персонажей и настроение своих портретов Гейнсборо часто подчеркивает с помощью пейзажного фона — это может быть как грозовое небо, так и безмятежный ландшафт.

Традиции парадного портрета продолжает и развивает сэр Джошуа Рейнолдс (1723-1792). В портретах у него всегда присутствует определенная доля «историзма». Для изображения своих заказчиков Рейнолдс часто использовал композиции известных картин эпохи Возрождения, а стремясь подчеркнуть достоинства моделей, мог представить их в образах античных героев и богинь.



Художники Италии 16 века
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ.МОНА ЛИЗА (ДЖОКОНДА)
1503. Дерево, масло. Лувр, Париж
Парапет, обычно использовавшийся художниками для оптического разделения внутреннего пространства картины от пространства зрителя, у Леонардо отделяет пейзажный фон от женской фигуры. Безлюдный горный пейзаж кажется фантастическим и увиденным словно в подзорную трубу. Этот «космический» пейзажный фон рифмуется с тем космосом, который представляет собой человек и его внутренний мир — со всем многообразием чувств и желаний, страстей и помыслов; в лице модели это многообразие отзывается лишь неопределенным движением губ, похожим на улыбку.

Художники Италии 16 века
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. ДЖИНЕВРА ДЕИ БЕНЧИ.)
1474. Дерево, масло. Национальная галерея искусства, Вашингтон
И в облике самой Джиневры, и в отдаленном пейзаже присутствует оттенок меланхоличности. Этому эмоциональному строю соответствует и приглушенная, чуть холодная цветовая гамма золотисто-коричневатых, зеленоватых и голубоватых тонов. В рассеянном свете и мягких светотеневых переходах есть предчувствие знаменитого «сфумато» Леонардо — окружающей предметы дымки из воздуха и света.

Художники Италии 16 века
РАФАЭЛЬ. ПОРТРЕТ БАЛЬДАСАРЕ КАСТИЛЬОНЕ
1515. Лувр, Париж
Бальдасаре Кастильоне, известный гуманист и писатель, был автором книги «Придворный», где рассказывается о культуре и нравах времен итальянского Возрождения. Рафаэль был знаком с ним с детства: Кастильоне жил при дворе герцога Урбинского, где отец Рафаэля, Джованни Санти, был придворным живописем и поэтом. В этом портрете Рафаэль повторяет схему «Джоконды» и отказывается от пейзажного фона, концентрируя внимание на фигуре и лице портретируемого. Композиционное равновесие, тонкость и благородство колористического решения сделали портрет образцом для подражания: его копировал Рубенс, а Рембрандт цитирует его в своем автопортрете 1640 года.

Художники Италии 16 века
РАФАЭЛЬ. ПОРТРЕТ ДАМЫ ПОД ПОКРЫВАЛОМ (ДОННА ВЕЛАТА).
1516. Галерея Питти, Флоренция
Считается, что это возлюбленная Рафаэля Форнарина, которую он изображал в своих картинах, в том числе и в «Сикстинской Мадонне». Теплый колорит, согласованность тонов лица и цветов одежды оставляют впечатление удивительной гармонии, а уравновешенная композиция подчеркивает классические черты прекрасной женщины. Положение фигуры напоминает «Джоконду», но Рафаэль использует нейтральный фон вместо причудливого пейзажа.

Художники Италии 16 века
РАФАЭЛЬ. ПОРТРЕТ ПАПЫ ЛЬВА X С КАРДИНАЛАМИ ДЖУЛИО МЕДИЧИ И ЛУИДЖИ РОССИ.
1517. Дерево, масло. Галерея Уффици, Флоренция
В римский период своего творчества Рафаэль много работает по заказу Ватикана: расписывает парадные покои Ватиканского дворца, участвует в проектировании собора Св. Петра, занимается изучением и охраной памятников 36 Рима. Пишет он и портреты своих главных заказчиков:
Юлия II и его преемника Льва X. В том, как изображено пухлое лицо и близорукий взгляд Льва X, не заметно сильной идеализации. Папа сидит за столом, перед ним — старинный манускрипт. За его спиной стоят кардиналы. Однако если папа встанет, то окажется намного выше ростом, чем его подчиненные. Подобный прием античные скульпторы использовали, когда изображали на своих рельефах богов рядом со смертными.

Художники Италии 16 века
РАФАЭЛЬ. ПОРТРЕТ ПАПЫ ЛЬВА X С КАРДИНАЛАМИ ДЖУЛИО МЕДИЧИ И ЛУИДЖИ РОССИ.
1517. Дерево, масло. Галерея Уффици, Флоренция (Фрагмент картины)


Художники Италии 16 века
АНЬОЛО БРОНЗИНО. ПОРТРЕТ ЭЛЕОНОРЫ ТОЛЕДСКОЙ С СЫНОМ ДЖОВАННИ.
1545. Дерево, масло. Галерея Уффици, Флоренция
Элеонора Толедская была дочерью неаполитанского короля и женой Козимо I Медичи. На портрете она изображена со своим младшим сыном. Ее образ представлен как сакральный: синий фон высветляется вокруг ее головы, образуя подобие нимба. Платье украшает узор из стилизованных изображений граната, считающегося одним из символов Мадонны. В качестве обязательного элемента в портрете присутствует уже почти незаметная полоска пейзажа.

Художники Италии 16 века
ЛОРЕНЦО ЛОТТО. ПОРТРЕТ ДАМЫ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ САМОУБИЙСТВА ЛУКРЕЦИИ.
1530. Национальная галерея, Лондон
Необычный для портрета горизонтальный формат делает полотно более «картинным». Изображенная дама держит в руке портрет знатной римлянки, которая покончила с собой, не в силах вынести бесчестие. Предположительно, это свадебный портрет, и упоминание поступка Лукреции служит одновременно клятвой в супружеской верности. В этом портрете Лотто использует редкий для того времени прием активного обращения портретируемого к зрителю

Художники Италии 16 века
ТИЦИАН. МУЖСКОЙ ПОРТРЕТ.
1508. Национальная галерея, Лондон
Эту работу в разное время считали то портретом поэта Ариосто, то изображением самого Тициана в молодости. Парапет, который отделял зрителя от изображенного на портрете человека, как, например, в «Портрете дожа Леонардо Лоредана» работы Джованни Беллини, здесь преодолевается легким движением руки — рукав находится уже по эту сторону преграды. Слегка высокомерный взгляд открыто контактирует со зрителем — так персонаж портрета из пассивного объекта рассмотрения превращается в активного субъекта. Это может быть и художник, на некоторое время отвернувшийся от мольберта и обративший своей взгляд в зеркало.

Художники Италии 16 века
ДЖОРДЖОНЕ. ПОРТРЕТ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА
Ок. 1500. Дерево, масло. Старая пинакотека, Мюнхен
Новаторский прием в этом портрете — изображение движения: молодой человек оборачивается к зрителю. Темный фон не плоский, а глубокий — для движения требуется пространство.
За счет прямого взгляда портрет непосредственно контактирует со зрителем. «Непозирующее» положение модели, поворот головы, представленный как бы в случайном ракурсе, не противоречит требованию «благородного достоинства», которое предъявлялось к портрету.

Художники Италии 16 века
ТИЦИАН. ПОРТРЕТ ДОЖА АНДРЕА ГРИТТИ.
1535-1540. Национальная галерея искусства, Вашингтон
Активный, далее почти агрессивный темперамент своей модели Тициан подчеркивает как жестом, так и динамичной живописной манерой. В портрете Тициан использует цитату: жест правой руки дожа повторяет жест пророка Моисея в скульптуре Микеланджело, где библейский старец сжимает дланью пряди своей бороды. Венецианский скульптор Якопо Сансовино привез слепок руки пророка из Рима, а Тициан использовал прием Микеланджело, чтобы подчеркнуть характеристику венецианского правителя. Дож Андреа Гритти, повелитель богатой и еще могущественной Венецианской республики, был покровителем искусств, по заказу которого были написаны многие религиозные и исторические картины Тициана.

Художники Италии 16 века
ТИЦИАН. ФЛОРА.
Ок. 1515. Галерея Уффици, Флоренция
Произведения Тициана свидетельствуют об его удивительном колористическом даре. «Тайна его колорита до сих пор остается почти необъяснимой. Напрасно пытались подвергать краски химическому разложению, для чего пожертвовали даже несколькими его бесценными произведениями. Анализ дал самые обыкновенные результаты, и тайна его колорита так и осталась в гениальной недосягаемости», — восторженно отзывался Стендаль о мастерстве Тициана в области колорита. Полагают, что на портрете в образе богини цветов Флоры изображена Виоланта, дочь венецианского живописца Якопо Пальмы Старшего.

Художники Италии 16 века
ТИЦИАН. ПОРТРЕТ ДВОРЯНИНА.
Ок. 1545. Палаццо Питти, Флоренция
В портретах Тициана чувствуется стремление к идеализации, при этом сохраняется и удивительное жизнеподобие персонажей. Оно основано и на позе модели, которая кажется спонтанной и моментальной, и на прекрасном колорите, в котором лица выделены более ярким и интенсивным, по контрасту с окружением, тоном, более распространенным становится прямой взгляд модели, что позволяет художнику установить нечто вроде контакта персонажа со зрителем.

Если Вам понравилась статья "Живопись Англии 18 века кратко, картины с названиями" - поделитесь в соцсетях en