ПРОЧИТАВ ЭТУ СТАТЬЮ ВЫ УЗНАЕТЕ ОБ ИТАЛИИ: ЖИВОПИСИ, КАРТИНАХ, ИСКУССТВЕ, КУЛЬТУРЕ 15-16 ВЕКА ОЧЕНЬ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО

СОДЕРЖАНИЕ:
ПОРТРЕТ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЖИВОПИСИ
в Нидерландах 15 век
в Италии 15век
в Италии 16 век
в Германии 16 век
в Голландии и Фландрии 17 век
в Испании 17-18 век
в Англии 17-18 век век
во Франции конец 18 - 1-я половина 19 века
во Франции конец 19 - 1-я половина 20 века
Портрет 20 века
ПОРТРЕТ В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ


Поэты и философы эпохи Возрождения искренне считали, что участвуют в возрождении идеалов прекрасной античности, когда в человеке ценилось деятельное начало и гражданское достоинство. В далеком прошлом деятели Ренессанса искали и находили те знания и ценности, которые были нужны им в настоящем.

Благодаря портретным изображениям мы знаем в лицо многих исторических персонажей Италии XV века. Художники часто писали своих современников во фресках на сюжеты Священной истории — в качестве свидетелей или участников события. Станковый портрет как самостоятельный жанр сложился под влиянием античного скульптурного портрета и медальерного искусства, а также нидерландской живописи. Но по сравнению с последней для итальянского портрета в первую очередь характерно стремление к обобщенной характеристике и идеализации персонажа.

Флорентийская традиция предпочитала профильный портрет, по аналогии с изображением на монетах и медалях — как, например, на «Портрете дамы в желтом платье» у Алессо Бальдовинетти (ок. 1425-1499).

Крупнейший мастер ренессансного портрета Антонелло да Мессина (1430-1479) в своих работах следовал нидерландской традиции, но воплощал итальянское понимание идеала человека.

Синтез флорентийского профильного портрета и северной традиции представляет собой знаменитый урбинский диптих Пьеро делла Франчески (1415/20— 1492). Созданные этим художником образы — одновременно идеально-типические и конкретно-реалистические. Его профильный портрет на фоне ландшафта представляет героический образ человека в открытом взаимодействии с окружающим миром.

Джованни Беллини (1435-1516) принадлежал к семье известных живописцев, состоявших на службе у Венецианской республики. Казна оплачивала их работу, в том числе и создание официальных портретов дожей. Портретный стиль Беллини также складывался под влиянием нидерландской живописи.

ИТАЛИЯ живопись картины искусство культура
АНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА. КОНДОТЬЕР.
1475. Дерево, масло. Лувр, Париж
Кондотьерами называли наемных военных (от «кон-дотта» — «договор»). В трехчетвертном повороте модели, миниатюрной отделке деталей и тонкости живописной моделировки сказывается нидерландское влияние, но пластическая смелость, с которой обобщаются формы лица, напоминает об античной скульптуре. Магическая притягательность образа связана с агрессивной властностью, чего не было у нидерландцев. Это образ итальянского героя своего времени — энергичного, сознающего свою силу и привыкшего повелевать.

ИТАЛИЯ живопись картины искусство культура
ПЬЕЮ ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА. ПОРТРЕТ БАТТИСТЫ СФОРЦА.
1465. Дерево, темпера, масло. Галерея Уффици, Флоренция
На обратной стороне этих портретов помещены аллегорические композиции с изображениями триумфов: герцог восседает на колеснице, запряженной белыми конями, его венчает Слава, а его жена в окружении фигур Веры, Надежды и Милосердия едет ему навстречу.

Портрет с заполненным живописью оборотом представляет собой аналогию памятной медали. Однако здесь профильные изображения даны на фоне глубокого пространства пейзажа и потому становятся более объемными и живыми. Четкость силуэтов сохраняется и подчеркивается крупными пятнами цвета. При этом отдельные детали художник прописывает подробно: морщинки и бородавки на лице герцога, драгоценные украшения его жены. Пейзаж представляет собой панораму, открывающуюся с балкона урбинского дворца (Федерико да Монтефельтро был правителем Урбино). Художник изображает государя, властвующего над своими землями, и его супругу — и одновременно воплощает ренессансное представление о человеке как центре мироздания.

ИТАЛИЯ живопись картины искусство культура
ПЬЕЮ ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА. ПОРТРЕТ ГЕРЦОГА ФЕДЕРИКО ДА МОНТЕФЕЛЬТРО
1465. Дерево, темпера, масло. Галерея Уффици, Флоренция


ИТАЛИЯ живопись картины искусство культура
ДЖОВАННИ БЕЛЛИНИ. ОБНАЖЕННАЯ ПЕРЕД ЗЕРКАЛОМ.

1515. Музей истории искусства, Вена
Картина написана в последние годы жизни Беллини (на момент ее создания художнику было около 90 лет), однако она решительно свидетельствует о том, что старый мастер не утратил свежести письма. Некоторые исследователи предполагают, что Джорджо Вазари имел в виду именно это произведение, сообщая, что «Джованни написал для мессера Пьетро Бембо перед отъездом того к папе Льву X портрет одной его возлюбленной столь живо, что, подобно тому как Симон-сиенец [Симоне Мартини] заслужил себе прославление от первого флорентийского Петрарки, так и Джованни — от второго венецианского Петрарки [Пьетро Бембо] в его стихах, как, например, в сонете „О, образ мой небесный и столь чистый..."».

ИТАЛИЯ живопись картины искусство культура
АЛЕССО БАЛЬДОВИНЕТТИ. ПОРТРЕТ ДАМЫ В ЖЕЛТОМ ПЛАТЬЕ.
Около 1465. Дерево, темпера, масло. Национальная галерея, Лондон
На происхождение дамы, изображенной на этом портрете, могут указывать вышитые на рукаве пальмовые ветки, имеющие явно геральдическое значение. Профильное изображение делает модель более отстраненной — ведь при этом зрительный контакт изображенного и смотрящего невозможен. Четкость силуэта художник подчеркивает с помощью тонкой белой линии в более темных участках. С медальерной двухмерностью лица как бы спорят подчеркнуто объемные детали: жемчужины, украшающие прическу, бусы и подробно выписанные складки рукава.

ИТАЛИЯ живопись картины искусство культура
ДЖОВАННИ БЕЛЛИНИ. ПОРТРЕТ ДОЖА ЛЕОНАРДО ЛОРЕДАНА.
1501. Дерево, масло. Национальная галерея, Лондон
Леонардо Лоредан (1436— 1521) изображен в парадной мантии и шапочке дожа. Беллини создает образ мудрого правителя и вместе с тем дает почувствовать яркую индивидуальность модели. Выражение лица дожа не симметрично: правая, освещенная сторона, кажется более суровой, левая, в тени — благосклонной. Голубой цвет фона становится интенсивным вверху. Это создает эффект неба и объемного пространства, в отличие от «Портрета дамы в желтом платье», где фон более нейтрален.

Если Вам понравилась статья "ИТАЛИЯ: живопись, картины, искусство, культура 15-16 век" - поделитесь в соцсетях en


Каталог картин: название, год написания, где находится, автор, размер, техника.
  • Мадонна с младенцем
    Название картины: «Мадонна с младенцем» ок. 1480 год
    Автор: Джованни Беллини
    Размер: Высота: 89 см (35 дюймов); Ширина: 71 см (27,9 дюйма)
    Техника: дерево, масло.
    Где находится: Музей Метрополитен, Нью-Йорк
  • Портрет кондотьера
    Название картины: «Портрет кондотьера» 1475-80 год
    Автор: Джованни Беллини
    Размер: Высота: 48,9 см (19,2 дюйма); Ширина: 34,6 см (13,6 дюйма)
    Техника: дерево, масло.
    Где находится: Вашингтон, Национальная галерея
  • Портрет юноши в красном
    Название картины: «Портрет юноши в красном» 1485-90 год
    Автор: Джованни Беллини
    Размер: 32 x 26 см.
    Техника: дерево, масло.
    Где находится: Вашингтон, Национальная галерея
  • Портрет молодого человека
    Название картины: «Портрет молодого человека» ок. 1500 года
    Автор: Джованни Беллини
    Размер: Высота: 31 см (12,2 дюйма) Ширина: 25 см (9,8 дюйма)
    Техника: дерево, масло.
    Где находится: Вашингтон, Национальная галерея
  • Священная аллегория
    Название картины: «Священная аллегория» 1490—50 гг.
    Автор: Джованни Беллини
    Размер: Высота: 73 см (28,7 дюйма); Ширина: 119 см (46,8 дюйма)
    Техника: дерево, масло.
    Где находится: Галерея Уффици, Флоренция
  • Триптих Святого Себастьяна
    Название картины: «Триптих Святого Себастьяна» 1460-64 гг.
    Автор: Джованни Беллини
    Размер: 127x48, боковые панели 103x45, люнет 59x170
    Техника: дерево, темпера.
    Где находится: Венеция, Галерея Академии
  • Антонелло да Мессина Святой Иероним в келье
    Название картины: «Святой Иероним в келье» Около 1465 года
    Автор: Антонелло да Мессина
    Размер: 45,7 х 36,2 см
    Техника: дерево, масло.
    Где находится: Национальная Галерея. Лондон
  • Мария Аннунциата. Картина
    Название картины: «Мария Аннунциата» Ок. 1476 года
    Автор: Антонелло да Мессина
    Размер: Высота: 45 см (17,7 дюйма); Ширина: 34,5 см (13,5 дюйма)
    Техника: дерево, масло.
    Где находится: Национальный музей. Палермо
  • Мужской портрет
    Название картины: «Мужской портрет» 1475-76 гг.
    Автор: Антонелло да Мессина
    Размер: Высота: 30 см (11,8 дюйма); Ширина: 24 см (9,4 дюйма)
    Техника: дерево, масло.
    Где находится: галерея Боргезе
  • Мужской портрет
    Название картины: «Мужской портрет» 1478 год
    Автор: Антонелло да Мессина
    Размер: Высота: 20,4 см (8 дюймов) Ширина: 14,5 см (5,7 дюйма)
    Техника: дерево ореховое, масло.
    Где находится: Берлинские государственные музеи
  • Распятие с Марией и Иоанном
    Название картины: «Распятие с Марией и Иоанном» 1475 год
    Автор: Антонелло да Мессина
    Размер: 52,5 х 42,5 см (20,6 х 16,7 дюйма)
    Техника: дерево, масло.
    Где находится: Музей изящных искусств. Антверпен
  • Распятие. Антонелло да Мессина
    Название картины: «Распятие» 1475 год
    Автор: Антонелло да Мессина
    Размер: Высота: 41,9 см (16,4 дюйма); Ширина: 25,4 см (10 дюймов)
    Техника: дерево, масло.
    Где находится: Национальная Галерея. Лондон
  • Святой Себастьян. Антонелло да Мессина
    Название картины: «Святой Себастьян» 1476 год
    Автор: Антонелло да Мессина
    Размер: Высота: 171 см (67,3 дюйма); Ширина: 85 см (33,4 дюйма)
    Техника: дерево, масло.
    Где находится: Галерея старых мастеров. Дрезден
  • История царицы Савской, картина
    Название картины: «История царицы Савской» 1452-1466 год
    Автор: Пьеро делла Франческа
    Размер: Высота: 336 см (11 футов) Ширина: 747 см (24,5 фута)
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Церковь Сан Франческо в Ареццо
  • «Алтарь Монтефельтро» Пьеро делла Франческа
    Название картины: «Алтарь Монтефельтро» 1472—74 год
    Автор: Пьеро делла Франческа
    Размер: 248 х 150 см
    Техника: дерево, масло.
    Где находится: Пинакотека Брера, Милан
  • Пьеро делла Франческа «Бичевание Христа»
    Название картины: «Бичевание Христа» 1444 год
    Автор: Пьеро делла Франческа
    Размер: Высота: 59 см (23,2 дюйма); Ширина: 82 см (32,2 дюйма)
    Техника: дерево, масло, темпера.
    Где находится: Национальная галерея Марке, Урбино
  • Триумф, Пьеро делла Франческа
    Название картины: «Триумф» Герцог и герцогиня на триумфальных колесницах, оборотная сторона 1472 год
    Автор: Пьеро делла Франческа
    Размер: Высота: 33 см (12,9 дюйма); Ширина: 47 см (18,5 дюйма)
    Техника: дерево, масло.
    Где находится: Музей Уффици, Флоренция
Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу: Также можно бесплатно скачать файлы «Джованни Беллини. Картины с названиями» на страницах с картинами.