ПРОЧИТАВ ЭТУ СТАТЬЮ ВЫ УЗНАЕТЕ О НАТЮРМОРТАХ ИЗВЕСТНЫХ ХУДОЖНИКОВ ОЧЕНЬ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО И НОВОГО ОБ ЭТОМ ЖАНРЕ ЖИВОПИСИ
СОДЕРЖАНИЕ:
Натюрморт как самостоятельный жанр
14-15 век
Нидерланды 16 века
Снейдерс - Рубенс натюрморта
Харлемские художники
Натюрморт во франции
Ломбардская школа
Американские "обманки"
Импрессионизм в натюрморте
Основателем жанра «кунсткамер» или «картинных галерей», получивших широкое развитие во Фландрии, стал Франс Франкен II (1581—1б42), самый знаменитый представитель многочисленной династии фламандских художников.
Прообразами современных музеев в Европе XVII столетия были королевские и частные галереи и кабинеты, в которых хранились всевозможные коллекционные образцы. «Галерея представляла собой обширный удлиненный зал, одну из продольных стен которого прорезывал сплошной ряд больших окон. Простор и обилие света делали ее наиболее удобной архитектурной постройкой для размещения картин и скульптуры, которые становились при этом частью декора.
На картине Франса Франкена II, ориентированной на вкусы знатоков и коллекционеров (владельцы гордились своими собраниями и заказывали их детальные изображения), экспозиция запечатленного на холсте кабинета редкостей весьма забавна: живопись на стене соседствует с чучелами морских животных, а миниатюры и небольшие скульптуры на столе окружены монетами, медалями, раковинами и рукотворными диковинами.
Вопреки звучанию своей фамилии, живописец Адриан ван Утрехт (1599-1652) на самом деле жил в Антверпене, но побывал во Франции, Италии и Германии.
Нужно сделаться смиренным для вещей смиренных, маленьким для вещей маленьких, хитрым для вещей хитрых, принять все, ничего не отбирая и ничем не пренебрегая, по-дружески заглянуть в их частную жизнь, любовно вникнуть в привычки: тут все дело в симпатии, прилежном любопытстве, в терпении».
Нигде в других европейских странах художники (а в Голландии их насчитывалось более двух тысяч!) не уделяли столько внимания доскональному и добросовестному изображению неодушевленного мира, обретавшего в камерных, негромких, «центростремительных» по композиционному строю и интимных по характеру голландских натюрмортах духовную и эстетическую ценность. «В создании национального натюрморта приняли участие многие локальные центры художественной культуры Голландии. Характер их вклада определился в каждом отдельном случае конкретными условиями исторического и культурно-исторического порядка.
Основателями харлемской школы «живописи вещей» и крупнейшими мастерами «тонального» (выполненного в единой цветовой гамме) голландского натюрморта были Питер Клас (около 1597-1661) и Виллем КласХеда (1593/1594 - около 1680/1682).
Питер Клас родился в городе Бургштейнфурте в Вестфалии, в двадцатилетием возрасте поселился в Харлеме, где, возможно, учился у Флориса Класа ван Дейка. Художник писал небольшие по размеру скромные натюрморты в мягких серебристо-серых или коричневато-золотистых тонах, «действующими лицами» которых становились выставленные на застеленном белой скатертью столе серебряные и оловянные кубки и кувшины, возвышающиеся над всем стеклянные бокалы с вином, блюда с пирогами или рыбой, столовые приборы, курительные принадлежности, разрезанные лимоны и румяные булочки.
Ранняя работа с турецким пирогом, яркой фаянсовой миской с фруктами, внушительной индейкой и перламутровой раковиной на ножке своей экзотичностью и изобилием больше напоминает живопись «банкета». Она предназначалась для украшения дома процветающего горожанина. Год создания картины (1627) и собственные инициалы Питер Клас поместил на ручке ножа, лежащего на переднем плане. Новшество, которое художник ввел в этом натюрморте, заключалось в том, что он показал обычно скрытый для зрителя левый край стола, что усиливало глубину композиции.
Голландский натюрморт - это некий порядок, начавший разваливаться, это нечто переживающее испытание временем. И если часов, которые у Класа часто лежат на краю блюда и циферблату которых подражает разрезанный лимон, недостаточно, чтобы мы это уразумели, то как не угадать в свисающей лимонной кожуре ослабшую пружину времени - а выше витая перламутровая раковина являет нам ту же пружину, но тугую, создает ощущение вечности»
Уроженец Харлема, Хеда был учеником Николаса Гиллиса и Флориса Класа ван Дейка , в ранний период творчества пробовал свои силы в исторической и портретной живописи, но с 1б20-х годов полностью посвятил себя жанру натюрморта. Излюбленным мотивом живописца стали «завтраки», но он отдавал предпочтение изображению драгоценной посуды и изысканных деликатесов (устрицы, омары, окорока), что, впрочем, давало ему возможность демонстрировать высочайшее мастерство в передаче световоздушной среды и фактуры предметов.
Натюрморты со стеклом заключали в себе множество символических намеков, ведь, согласно голландской пословице, «счастье и стекло - они недолговечны».
Свидетельств о жизни талантливого живописца сохранилось очень мало, с 1642 года он упоминается в реестре харлемской гильдии Святого Луки. Последняя запись о нем относится к 1649 году: он умер в возрасте около тридцати лет.
Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу:
ИЗВЕСТНЫЕ ХУДОЖНИКИ
СОДЕРЖАНИЕ:
Натюрморт как самостоятельный жанр
14-15 век
Нидерланды 16 века
Снейдерс - Рубенс натюрморта
Харлемские художники
Натюрморт во франции
Ломбардская школа
Американские "обманки"
Импрессионизм в натюрморте
Основателем жанра «кунсткамер» или «картинных галерей», получивших широкое развитие во Фландрии, стал Франс Франкен II (1581—1б42), самый знаменитый представитель многочисленной династии фламандских художников.
Прообразами современных музеев в Европе XVII столетия были королевские и частные галереи и кабинеты, в которых хранились всевозможные коллекционные образцы. «Галерея представляла собой обширный удлиненный зал, одну из продольных стен которого прорезывал сплошной ряд больших окон. Простор и обилие света делали ее наиболее удобной архитектурной постройкой для размещения картин и скульптуры, которые становились при этом частью декора.
«Кабинет коллекционера» 1617 г.Кабинет был гораздо меньшим по размерам квадратным помещением, в котором хранились разного рода редкости, естественно-научные образцы и произведения искусства небольшого формата. В немецком языке в качестве синонима к слову кабинет использовалось слово “камера” - kammer. Самостоятельно оба термина употреблялись довольно редко и обычно входили в состав сложных слов, первая часть которых говорила о характере собрания: Munzkabi-nett - кабинет монет и медалей... <...> Kunstkammer -кабинет искусства, в который помещали необычные “творения рук человеческих” и редкие “создания природы”» (Т.Ю. Юренева).
Автор: Франс Франкен Младший
Размер: высота: 76,7 см (30,1 дюйма) ширина: 119,1 см (46,8 дюйма)
Материал: дерево, масло
Где находится: Королевская коллекция британской королевской семьи
На картине Франса Франкена II, ориентированной на вкусы знатоков и коллекционеров (владельцы гордились своими собраниями и заказывали их детальные изображения), экспозиция запечатленного на холсте кабинета редкостей весьма забавна: живопись на стене соседствует с чучелами морских животных, а миниатюры и небольшие скульптуры на столе окружены монетами, медалями, раковинами и рукотворными диковинами.
Ян ван Кессель СтаршийХудожник Ян ван Кессель Старший (1626-1679) являлся последователем Яна Брейгеля Бархатного и благодаря своим натюрмортам приобрел большую известность при европейских дворах, прежде всего в Вене и Мадриде. Он специализировался на скрупулезных изображениях цветов, животных, раковин и насекомых на маленьких медных пластинах. Аллегорическая работа Европа входила в серию картин, символизирующих четыре части света (эта тема пользовалась большой популярностью со времени открытия Америки).
Европа. Центральная часть цикла Четыре части света Около 1664 г.
Медь, масло 48,5 х 67,5 см Старая пинакотека, Мюнхен
Вопреки звучанию своей фамилии, живописец Адриан ван Утрехт (1599-1652) на самом деле жил в Антверпене, но побывал во Франции, Италии и Германии.
Название: «Кладовая» 1642 г.В его переполненных вещами натюрмортах с изображением кладовых, рыбных рынков и птичьих дворов заметно влияние Снейдерса.
Автор: Утрехт, Адриан ван
Размер: высота: 221 см (87 дюймов); ширина: 307 см (10 футов) см.
Техника: холст, масло.
Где находится: Национальный музей Прадо, Мадрид
Скачать файл: 1000х775 px.
Большие файлы.
Репродукция (MAX. размер 80х57 см.) Цена файла.
Ȼ Общественное достояние
Исаак СороСломанные гвоздика и роза на картине Исаака Соро (1604-1638) - такие же знаки бренности, как саркофаг или любой предмет, ставший частью помпезной пирамиды, увенчанной черепом, тюрбаном и горностаевой мантией в барочном натюрморте Питера Бола (1622-1674), выполненном в стиле «vanitas».
Натюрморт с цветами, плоским блюдом с виноградом и сливами и пиалой с ежевикой
Дерево, масло. 43,8 х 61,5 см. Кунстхалле, Цюрих
Название: «Суета сует»Воинские доспехи, музыкальные инструменты и оружие в композиции Бола - «говорящие» символы «суеты сует», а в жанровой сцене Давида Тенирса Младшего (1610-1690) - всего лишь сваленные в кучу на полу караульного помещения атрибуты военной службы, из которых художник на переднем плане работы составил живописный натюрморт.
Дата написания: 1663 г.
Автор: Бол, Питер
Размер: 207х260 см.
Техника: Холст, масло.
Где находится: Музей изящных искусств. Лилль
Скачать файл: 1051x878 px.
Большие файлы.
Название: «Караульное помещение» 1640-1650 гг.В свой золотой век голландская живопись вступила в начале XVII столетия, когда Голландия, победившая в кровопролитной освободительной войне, стала первой в Европе буржуазной республикой. В маленькой стране мореплавателей, купцов и крестьян, переживающей бурный экономический подъем, развивались наука и культура. Изобразительное искусство отвечало чаяниям демократичных и реалистичных голландских бюргеров ощущать «чувство честной, бодрой жизни» и отдыхать душой, разглядывая запечатленный на картине облик привычных уютных вещей. «Это живопись толпы, обывателя, человека труда, выскочки и первого встречного, - писал французский живописец и писатель Эжен Фромантен, - созданная только для него, созданная им самим.
Автор: Тенирс Младший, Дэвид
Размер: высота: 67 см (26,3 дюйма); ширина: 52 см (20,4 дюйма) см.
Техника: медь, масло.
Где находится: Национальный музей Прадо, Мадрид
Скачать файл: 800х1067 px.
Большие файлы.
Нужно сделаться смиренным для вещей смиренных, маленьким для вещей маленьких, хитрым для вещей хитрых, принять все, ничего не отбирая и ничем не пренебрегая, по-дружески заглянуть в их частную жизнь, любовно вникнуть в привычки: тут все дело в симпатии, прилежном любопытстве, в терпении».
Нигде в других европейских странах художники (а в Голландии их насчитывалось более двух тысяч!) не уделяли столько внимания доскональному и добросовестному изображению неодушевленного мира, обретавшего в камерных, негромких, «центростремительных» по композиционному строю и интимных по характеру голландских натюрмортах духовную и эстетическую ценность. «В создании национального натюрморта приняли участие многие локальные центры художественной культуры Голландии. Характер их вклада определился в каждом отдельном случае конкретными условиями исторического и культурно-исторического порядка.
Название: «Натюрморт с попугаем или Аллегория огня» 1636 г.Если Утрехту, сохранившему даже во времена республики католическую пышность и любовь к нарядности, новый жанр был обязан разработкой проблем цветочного натюрморта, а Гаага с ее морским промыслом подняла на невиданную высоту реалистичное мастерство изображения рыб и других обитателей моря, то университетский Лейден создал и усовершенствовал “ученый” натюрморт типа “vanitas”, а более демократический Роттердам - “кухонный” натюрморт. Однако самым перспективным и прогрессивным видом голландского натюрморта был жанр “завтраков”, возникший в Харлеме» (Кузнецов).
Автор: Утрехт, Адриан ван
Размер: высота: 117 см (46 дюймов); ширина: 154 см (60,6 дюйма) см.
Техника: холст, масло.
Где находится: Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
Скачать файл: 1000х776 px.
Большие файлы.
Репродукция (MAX. размер 220х171 см.) Цена файла.
Ȼ Общественное достояние
Название картины: «Натюрморт с фруктами, орехами и сыром» 1633 г.Ранние натюрморты харлемских художников Флориса Класа ван Дейка (1575-1651), ставшего в 1637 году старейшиной городской гильдии Святого Луки, и его современника Николаса Гиллиса (около 1575-1632) продолжали традицию торжественных обильных столов, изображавшихся на групповых корпоративных портретах.
Автор: Дейк Флорис ван
Размер: Высота: 49,5 см (19,4 дюйма); Ширина: 77 см (30,3 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Музей Франса Хальса, Нидерланды
Скачать файл: 700x450 px.
Николаес ГиллисПостепенно «свидетельства» роскошных застолий стали видоизменяться в сторону показа более скромных трапез на одну персону. Наряду с предметами повседневного быта в «завтраках» фигурировала аппетитная, но достаточно простая и привычная глазу зажиточного голландца снедь. Оба живописца славились умением превосходно «подавать» зрителям сыр, сооружая из относящегося к десерту лакомства пирамиды, состоящие из нескольких больших головок любимого в Голландии молочного продукта, цвет которого, как поясняют специалисты, указывал на степень его зрелости (желтый сыр внизу - более молодой).
Накрытый стол. 1611 г.
Холст, масло. высота: 59 см (23,2 дюйма) ширина: 79 см (31,1 дюйма)
Частная коллекция
Основателями харлемской школы «живописи вещей» и крупнейшими мастерами «тонального» (выполненного в единой цветовой гамме) голландского натюрморта были Питер Клас (около 1597-1661) и Виллем КласХеда (1593/1594 - около 1680/1682).
Питер Клас родился в городе Бургштейнфурте в Вестфалии, в двадцатилетием возрасте поселился в Харлеме, где, возможно, учился у Флориса Класа ван Дейка. Художник писал небольшие по размеру скромные натюрморты в мягких серебристо-серых или коричневато-золотистых тонах, «действующими лицами» которых становились выставленные на застеленном белой скатертью столе серебряные и оловянные кубки и кувшины, возвышающиеся над всем стеклянные бокалы с вином, блюда с пирогами или рыбой, столовые приборы, курительные принадлежности, разрезанные лимоны и румяные булочки.
Название: «Натюрморт с сельдью, вином и хлебом»Все предметы «завтраков» неразрывно связаны с человеком, непременно присутствующим «за кадром», готовым подойти к накрытому столу или только что отошедшим от него, оставившим после себя «художественный» беспорядок скомканные салфетки, опрокинутые кубки и сдвинутые на самый край тарелки.
Дата написания: 1647 г.
Автор: Питер Клас
Размер: Высота: 44,4 см (17,5 дюйма); Ширина: 59 см (23,2 дюйма)
Техника: доска, масло.
Где находится: Музей искусств округа Лос-Анджелес
Скачать файл: 1000х756 px.
Ранняя работа с турецким пирогом, яркой фаянсовой миской с фруктами, внушительной индейкой и перламутровой раковиной на ножке своей экзотичностью и изобилием больше напоминает живопись «банкета». Она предназначалась для украшения дома процветающего горожанина. Год создания картины (1627) и собственные инициалы Питер Клас поместил на ручке ножа, лежащего на переднем плане. Новшество, которое художник ввел в этом натюрморте, заключалось в том, что он показал обычно скрытый для зрителя левый край стола, что усиливало глубину композиции.
Питер КласЭтот прием живописец использовал во многих последующих работах. Позднее произведение Завтрак, с рыбой (1653) отличается от большинства картин Класа вертикальным форматом, подчеркнутым стоящей в центре высокой, вытянутой, «словно флейта», рюмкой.
Натюрморт с турецким пирогом и индейкой. 1627 г.
Дерево, масло. 75 х 1 32 см. Рейксмюзеум, Амстердам
Питер КласРазмышляя об однообразии сюжетов и композиций «завтраков», а также о тайном значении представленных в них металлических и стеклянных вещей, французский писатель Поль Клодель приходит к выводу: «Именно эта почти одухотворенная незыблемость заднего плана, этот строй полувоз-душных свидетелей придает смысл обвальному падению предметов на переднем плане.
Завтрак с рыбой. 1653 г.
Холст, масло. 80,5 х 67 см Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Голландский натюрморт - это некий порядок, начавший разваливаться, это нечто переживающее испытание временем. И если часов, которые у Класа часто лежат на краю блюда и циферблату которых подражает разрезанный лимон, недостаточно, чтобы мы это уразумели, то как не угадать в свисающей лимонной кожуре ослабшую пружину времени - а выше витая перламутровая раковина являет нам ту же пружину, но тугую, создает ощущение вечности»
Название: «Натюрморт с ветчиной» 1650 г.Произведения Виллема Класа Хеды (при всем сходстве в тематике, цвете и принципах построения с полотнами Питера Класа) отличаются большим пространственным охватом, продуманностью композиции, виртуозностью передачи материальных форм дорогой серебряной и золоченой утвари, тонкостью игры света на поверхности искусно выписанного венецианского стекла и перламутровых раковин, философско-аллегорической наполненностью.
Автор: Хеда, Геррет Виллемс
Размер: 98,5 x 82,5 см (38 3/4 x 32 1/2 дюйма) см.
Техника: дерево, масло.
Где находится: Национальная галерея искусств, Вашингтон
Скачать файл: 1000х1182 px.
Большие файлы.
Репродукция (MAX. размер 82х97 см.) Цена файла.
Ȼ Общественное достояние
Уроженец Харлема, Хеда был учеником Николаса Гиллиса и Флориса Класа ван Дейка , в ранний период творчества пробовал свои силы в исторической и портретной живописи, но с 1б20-х годов полностью посвятил себя жанру натюрморта. Излюбленным мотивом живописца стали «завтраки», но он отдавал предпочтение изображению драгоценной посуды и изысканных деликатесов (устрицы, омары, окорока), что, впрочем, давало ему возможность демонстрировать высочайшее мастерство в передаче световоздушной среды и фактуры предметов.
Натюрморты со стеклом заключали в себе множество символических намеков, ведь, согласно голландской пословице, «счастье и стекло - они недолговечны».
Название: «Натюрморт с кубком наутилус» ок. 1645 г.Живописную манеру отца перенял Геррит Вильямс Хеда (около 1620-1649), второй сын и ученик Виллема Класа, помогавший ему в мастерской и делавший много копий его работ. Стиль художников очень близок, их натюрморты порой трудно различить, тем более что на них часто запечатлены одни и те же предметы.
Автор: Хеда, Геррет Виллемс
Размер: 84,6 х 99,5 см. см.
Техника: холст, масло.
Где находится: Национальная Галерея, Лондон
Скачать файл: 1000х855 px.
Большие файлы.
Репродукция (MAX. размер 120х102 см.) Цена файла.
Ȼ Общественное достояние
Свидетельств о жизни талантливого живописца сохранилось очень мало, с 1642 года он упоминается в реестре харлемской гильдии Святого Луки. Последняя запись о нем относится к 1649 году: он умер в возрасте около тридцати лет.
Название: «Натюрморт с лобстером»Вокруг П. Класа и В.К. Хеды, отмечает Кузнецов, в середине XVII столетия образовалась большая группа последователей (не только в Харлеме, но и в других городах), продолжающих традицию жанра так называемых «монохромных завтраков», выполненных в «очень скупой цветовой гамме, подчиненной единому, как правило, серебристо-серому тону». Среди них был художник Ян ван де Велде (1619/1620-1662), происходивший из семьи известных голландских живописцев. Большую часть жизни он проработал в Харлеме, а в 1656 году переехал в Амстердам. Потухшие трубки, черепки и скорлупа орехов в его композициях напоминают о сущности бренной жизни.
Дата написания: 1650-1659 гг.
Автор: Виллем Клас Хеда
Размер: Высота: 114 см (44,8 дюйма) Ширина: 103 см (40,5 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Национальная Галерея, Лондон
Скачать файл: 625х700 px.
Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу:
Если Вам понравилась публикация-поделитесь в соцсетях