ПРОЧИТАВ ЭТУ СТАТЬЮ ВЫ УЗНАЕТЕ О НАТЮРМОРТАХ ИЗВЕСТНЫХ ХУДОЖНИКОВ ОЧЕНЬ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО И НОВОГО ОБ ЭТОМ ЖАНРЕ ЖИВОПИСИ

СОДЕРЖАНИЕ:
Натюрморт как самостоятельный жанр
14-15 век
Нидерланды 16 века
Снейдерс - Рубенс натюрморта
Харлемские художники
Натюрморт во франции
Ломбардская школа
Американские "обманки"
Импрессионизм в натюрморте


Джотто ди БондоНе
Альберт Kay (Кейп)
Натюрморт с молодой женщиной, сидящей в окружении цветов за столом с фруктами, овощами и орехами
холст, масло. 119,5 х 179 см
Частное собрание
Наивной и архаичной выглядит композиция с молодой женщиной, сидящей в окружении цветов и фруктов, принадлежащая кисти малоизвестного живописца из Страсбурга Альберта Кау (Кейп) (1616-1681). Однако педантично разложенные художником на столе и полках «дары природы» (вплоть до крошечных орехов и ягод) написаны с любовью и «голландской» тщательностью. В XVII столетии изобразительное искусство Германии переживало не самые лучшие времена. Из-за политической раздробленности территории на множество мелких королевств, княжеств и герцогств (около трехсот самостоятельных государств!), Тридцатилетней войны, приведшей к затяжному кризису, не была создана национальная школа живописи, многие старые мастерские прекратили свое существование, а художники предпочитали работать за границей.

Много лет провел в Голландии основоположник немецкого натюрморта Георг Флегель (1566-1638). Первым из немецких художников он посвятил свое творчество изображению предметов из повседневного окружения человека. «В немецкой живописи XVII века, - восторженно восклицает А. Майер-Мейнтшел, - едва ли можно что-либо поставить выше маленьких натюрмортов Георга Флегеля...» Он учился в Нидерландах, жил в Вене и Линце, с 1597 года обосновался во Франкфурте-на-Майне, где писал композиции, близкие по типу к ранним голландским «завтракам» и «банкетам». Сила таланта помогла ему преодолеть оковы чужого влияния и выработать, по словам Е.П. Львовой, «собственный узнаваемый почерк, выделяющий его из блестящего ряда голландских мастеров. В работах Флегеля всегда есть некий поэтический подтекст, придающий значительность его композициям». Джотто ди БондоНе
Георг Флегель
Шкаф с цветами, фруктами и кубком. Около 1610
Холст, масло. 92 х 62 см
Национальная галерея, Прага
Картина из коллекции пражской Национальной галереи относится к разновидности «trompe1'oeil» и имитирует шкаф, на полках которого размещены аппетитные десертные яства, изящный букет в драгоценной вазе и небольшое собрание редкостей. Раритетные вещи на холсте выглядят так волшебно, правдиво и маняще, что с ними подетски хочется «поиграть». Джотто ди БондоНе
Георг Флегель
Большой пир. 1630 -1638 гг.
Медь, масло. 78 х 67 см
Старая пинакотека, Мюнхен
Похожую серебряную вазу, украшенную золотыми маскаронами (так называются скульптурные декоративные детали в виде человеческого лица или головы животного), художник включил в композицию с попугаем большом пир. Зрелище продуктового и предметного изобилия на первый взгляд кажется спонтанным, однако при внимательном «прочтении» произведения нельзя не отметить точно вычисленное соотношение всех представленных объектов, мастерское распределение цветовых пятен и виртуозное воспроизведение живописцем материальных качеств каждой вещи, будь то стеклянный бокал, изысканная золотая чаша со статуэткой Марса или простая глиняная чашка.

«Со временем, - пишет Маркова, - композиции Флегеля стали более лаконичными и простыми. В его зрелых работах обычно показано всего два-три предмета, между которыми чувствуется органическая связь». Осязаемо убедительный и лирический по настроению натюрморт с веткой абрикосов и наполненный символическим содержанием Завтрак с селедкой, кувшином и жуком-оленем - яркое тому подтверждение. Натюрморт с бокалом вина, селедкой, хлебом, зеленым луком и жуком-оленем. Флегель, Георг
Название: «Натюрморт с бокалом вина, селедкой, хлебом, зеленым луком и жуком-оленем» после 1635 г. г.
Автор: Флегель, Георг
Размер: высота: 23,8 см (9,3 дюйма); ширина: 31 см (12,2 дюйма) см.
Техника: холст, масло.
Где находится: частная коллекция
Скачать файл: 1000х772 px.
Большие файлы.
Репродукция (MAX. размер 80х62 см.) Цена файла.
Ȼ Общественное достояние
Эффекты светотени использовал в своих картинах кёльнский художник Готфрид фон Ведиг (1583-1641), известный более в портретной живописи. Джотто ди БондоНе
Готфрид фон Ведиг
Натюрморт со свечой. 1630-е. Дерево, масло. 34,5 х 27
Музей земли Гессен, Дармштадт
Излюбленной темой его предметных композиций были освещенные светом единственной свечи скромные «завтраки».

Удивительные натю рморты Кристофера Паудисса (1625/1630-1666), ученика Рембрандта, работавшего в разных городах Германии и Австрии, предвосхитили, по словам Кузнецова, достижения живописцев XIX века. Непритязательная натура изображена на них с «импрессионистской» воздушностью и естественностью. Натюрморт с луком, нотами и трубкой. Паудисс, Кристофер
Название: «Натюрморт с луком, нотами и трубкой» 1660 г.
Автор: Паудисс, Кристофер
Размер: Высота: 62 см (24,4 дюйма); Ширина: 47 см (18,5 дюйма)
Техника: доска, масло.
Где находится: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Скачать файл: 800х1092 px.
Большие файлы.
Одним из шедевров мастера является Натюрморт с трубкой, связкой лука, кувшином и смятыми нотами из собрания Эрмитажа. «Предмет с его мягкими контурами и нежнейшей моделировкой как бы растворяется в серебристой световоздушной среде, пространство обретает осязаемую глубину, а тончайшие оттенки тона и градации цвета становятся едва уловимыми. В подобных произведениях Паудисс делает далеко идущий вывод: предметный мир и конкретная среда, в которой он живет и существует, пребывают в нерасторжимом единстве. Но такие явления, как Паудисс, были в немецком искусстве исключениями» (Кузнецов).

Основателем натюрмортной живописи в Гамбурге стал Иоганн Георг Хинз (Хайнз; 1бЗО/1бЗ 1—1688), получивший статус гражданина в этом городе к 1668 году, а спустя четырнадцать лет добившийся в результате долгих разбирательств с гильдией художников) звания независимого мастера. Самые ранние его предметные работы-«обманки», выполненные в традиции голландских «stilleven», датированы с 1665 года. Художник специализировался в изображениях крайне популярных в королевских и аристократических кругах «кабинетов редкостей» с коллекциями диковинок и драгоценных объектов искусства. Натюрморт Кунсткамера. Хайнц, Йоган Георг
Название: «Натюрморт Кунсткамера» 1666 г. г.
Автор: Хайнц, Йоган Георг
Размер: высота: 114,5 см (45 дюймов); Ширина: 93,3 см (36,7 дюйма) см.
Техника: холст, масло.
Где находится: Гамбургский Кунстхалле, Гамбург, Германия
Скачать файл: 1000х1220 px.
Большие файлы.
Гамбургская картина 1666 года с иллюзионистской точностью воспроизводит содержимое одиннадцати деревянных полок Шкафа с сокровищами, Мы можем увидеть роскошный, украшенный самоцветами ларец со встроенными в панель часами, агатовую чашу с крышкой для вина, в которой отражается окно, филигранной работы резные кубок и банку из слоновой кости, выполненные в манере мастера Георга Петеля, ювелирные изделия и прочие реальные (в том числе имеющие символическое значение) предметы.

Элегантная закуска
Название: «Элегантная закуска»
Дата написания: 1717 год
Автор: Беренц, Кристиан
Размер: 80x120 см.
Техника: Холст, масло.
Где находится: Галерея Корсини, Национальная галерея античного искусства, Рим
Скачать файл: 1000x773 px.
Большие файлы.
В студии Хинза учился художник Кристиан Беренц (1658-1722), творчество которого «распадается на два исключающих друг друга этапа» (Кузнецов) - гамбургский, когда он писал скромные «голландские» натюрморты (к ним можно отнести и выполненную позже работу Элегантная закуска'), и римский, когда живописец создавал большие, красочные и по-итальянски декоративные полотна.

На рубеже XVII-XVIII веков европейскими «законодателями моды» в области цветочного натюрморта являлись представители семьи голландских живописцев Хейсумов, картины которых пользовались огромной любовью зрителей. Хейсум, Юстус ван. Картины с названиями и описанием
«Натюрморт с попугаями» до 1716 г.
Автор: Хейсум, Юстус ван
Размер: высота: 87,2 см (34,3 дюйма); Ширина: 69,2 см (27,2 дюйма)
Материал: дерево, масло
Где находится: частная коллекция
Основатель династии, Юстус ван Хейсум I (1659-1716), родился и работал в Амстердаме, учился у Николаса Берхема. Художник пробовал себя в разных жанрах, писал портреты, марины, пейзажи, занимался исторической живописью и декорированием помещений, но известность ему принесли работы с изображением цветов и фруктов (Кусочки фруктов с цветущими ветками и попугаями). Четверо из десяти детей Юстуса ван Хейсума продолжили его дело, обучались у отца и помогали ему в мастерской.

Хейсум Ян ван, картины
Название: «Плоды и цветы»
Дата написания: 1723 год
Автор: Хейсум Ян ван
Размер: Высота: 80 см (31,4 дюйма); Ширина: 61 см (24 дюйма)
Техника: доска, масло.
Где находится: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Современная копия картины (2022год). Москва
Скачать файл: 747х1000 px.
Самым талантливым живописцем из всей семьи был Ян ван Хейсум (1682-1749), который приступил к самостоятельному творчеству в 1706 году и создавал вначале идеализированные пейзажи. Позже он специализировался в сложных, по-барочному пышных и ботанически точных композициях из цветов и фруктов, нередко размещая натуру в дорогих вазах с рельефами на мраморных столешницах на фоне античной архитектуры, что усиливало впечатление роскоши (Цветы в вазе на фоне пейзажа с архитектурой и статуей Флоры). Цветы
Название: «Цветы»
Дата написания: 1722 год
Автор: Хейсум Ян ван
Размер: 80х61 см.
Техника: доска, масло
Где находится: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Скачать файл: 755х1000 px.
Произведения мастера отличались редкой даже для голландской натюрмортной живописи передачей малейших деталей (Букет цветов). «Объединяя в своих роскошных букетах, занимающих всю плоскость холста, растения, цветущие в разное время года, - пишет Каптерева, - населяя их множеством не сразу различимых, ползающих, порхающих живых существ, точно, словно под микроскопом передавая капельки воды, цветочную пыльцу, самые тонкие жилки на крылышках насекомых, художник достигает впечатления холодной и несколько искусственной виртуозности». Ян ван Хейсум применил новаторский прием: он отказался от традиционного темного фона и стал писать натюрморты светлыми красками на очень светлом фоне.

Он тщательно оберегал секреты своего живописного мастерства и старался не допускать никого в студию во время работы, особенно когда готовил пигменты для красок. Его дорогостоящие картины имели колоссальный успех во всей Европе, им подражали вплоть до XIX века.

Стиль своего знаменитого брата имитировал Якоб ван Хейсум (1687/1689-1740), работавший в Англии. Цветочная композиция с фигуристами на заднем плане
. Хейсум, Якоб ван
Название: «Цветочная композиция с фигуристами на заднем плане » около 1732 г. г.
Автор: Хейсум, Якоб ван
Размер: высота: 76,5 см (30,1 дюйма); 65 см (25,5 дюйма) см.
Техника: холст, масло.
Где находится: Музей Фицуильяма в Кембриджшире
Скачать файл: 564х685 px.
Большие файлы.
Натюрморт с цветами. Рупель Конрает
Название: «Натюрморт с цветами» 1721 г. г.
Автор: Рупель Конрает
Размер: Высота: 66,5 см (26,1 дюйма) Ширина: 52,5 см (20,6 дюйма) см.
Техника: холст, масло.
Где находится: Государственный музей Амстердама
Скачать файл: 800х1036 px.
Большие файлы.
Репродукция (MAX. размер 90х116 см.) Цена файла.
Ȼ Общественное достояние
Последователями творчества Яна ван Хейсума были гаагский художник Кунрат Рупель (1678-1748), а также родившаяся в городе Бреда и жившая в Париже натюрмортистка Маргарет Хаверман (1695 - после 1750), которая стала второй женщиной-художницей, принятой во французскую Королевскую академию изящных искусств (позже ее исключили, так как академики решили, что она предъявила им при поступлении работы, выполненные ее учителем Яном ван Хейсумом). Ваза с цветами. Хаверман, Маргарет
Название: «Ваза с цветами» 1716 г. г.
Автор: Хаверман, Маргарет
Размер: 31 1/4 x 23 3/4 дюйма (79,4 x 60,3 см) см.
Техника: доска, масло.
Где находится: Метрополитен музей, Нью-Йорк
Скачать файл: 933х1250 px.
Большие файлы.
Репродукция (MAX. размер 70х91 см.) Цена файла.
Ȼ Общественное достояние
Фрукты и цветы в терракотовой вазе
Название: «Фрукты и цветы в терракотовой вазе»
Дата написания: 1777 год
Автор: Ос Ян ван
Размер: Высота: 89,1 см (35 дюймов) Ширина: 71 см (27,9 дюйма)
Техника: масло на красном дереве
Где находится: Национальная Галерея, Лондон
Скачать файл: 631х800 px.
Во второй половине XVIII века самыми известными продолжателями традиций мэтра цветочной живописи считались Ян ван Ос (1744-1808), обосновавшийся в Гааге, и Герард ван Спаендонк (1746-1822), который учился в Антверпене, а работал в Париже, где он получил в 1780 году звание профессора Академии, а в 1804 - орден Почетного легиона. Натюрморт с цветами в корзине на мраморном постаменте. Спаендонк, Герард ван
Название: «Натюрморт с цветами в корзине на мраморном постаменте» 1787 г. г.
Автор: Спаендонк, Герард ван
Размер: высота: 99,6 см (39,2 дюйма) ширина: 81,2 см (31,9 дюйма) см.
Техника: холст, масло.
Где находится: частная коллекция
Скачать файл: 705х899 px.
Большие файлы.
Все они создавали вертикальные асимметричные композиции из дорогих цветов и фруктов (выстроенных обычно вокруг S-образной оси), расположенные на мраморных консолях, часто в соседстве с алебастровыми урнами.

Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу:
Если Вам понравилась публикация-поделитесь в соцсетях en