ПРОЧИТАВ ЭТУ СТАТЬЮ ВЫ УЗНАЕТЕ О НАТЮРМОРТАХ ИЗВЕСТНЫХ ХУДОЖНИКОВ ОЧЕНЬ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО И НОВОГО ОБ ЭТОМ ЖАНРЕ ЖИВОПИСИ
СОДЕРЖАНИЕ:
Натюрморт как самостоятельный жанр
14-15 век
Нидерланды 16 века
Снейдерс - Рубенс натюрморта
Харлемские художники
Натюрморт во франции
Ломбардская школа
Американские "обманки"
Импрессионизм в натюрморте
Медленно и вдумчиво работающий живописец находил в натюрморте наиболее подходящее поле для поисков в области выразительности формы, ведь неподвижный предмет являлся замечательным и «безмолвным» объектом длительного эксперимента. Вещь можно как угодно поставить, разглядывать, ощупывать и (что Сезанну казалось весьма существенным) не разговаривать с ней. Художник мог до бесконечности передвигать и поворачивать отобранные для композиции фрукты, подкладывая под них монетки.
Но Сезанн переносит и на человека, и на пейзаж принципы своей “предметной” живописи. Ему хочется, чтобы в его живописи и человек и деревья, и небо и вода сделались предметами, то есть натюрмортом» (Виппер).
Излюбленными объектами изображения, постоянными «моделями» художника являлись яблоки, груши и персики. «Я хочу поразить Париж с помощью яблока», - писал он. Широко известен забавный рассказ Воллара о том, как он, позируя Сезанну для портрета случайно нарушил позу. «Сезанн набросился на меня: “Несчастный! Вы испортили позу. Я же говорил вам в самом деле, что вы должны держаться, как яблоко. Разве яблоко делает движения?”» Даниэль, приводя в книге этот любопытный случай, добавляет, что «если Гоген назвал Сезанна “Рембрандтом яблок”, то он обнаружил нечто большее, нежели свое остроумие».
Выпуклые и вогнутые, твердые и эластичные предметы воздействуют друг на друга, “оказывают сопротивление” - как говорил Сезанн. Ткань, свисая, нарушает горизонтальность стола, создавая ощущение прерывистости линий. Тарелки, наполненные массивными апельсинами, словно врастают в наклонную плоскость доски.
Эта неразрывная спаянность всех элементов связана с построением картины: композиция развертывается под двумя углами зрения - верхним и боковым. Благодаря этому взгляд одновременно упирается во фронтально поставленные предметы, находящиеся в глубине, и охватывает предметы переднего плана, тем самым воспринимая все в едином пространстве». Художественные открытия и, как тонко заметил М.Ю. Герман, «космические метаморфозы» Сезанна во многом определили облик современного искусства.
Родоначальником символического натюрморта XX века стал младший современник Сезанна французский живописец, скульптор, мастер керамики и гравер Поль Гоген (1848-1903), также «вышедший из импрессионизма» (он участвовал в пяти выставках), но постепенно разработавший свой живописный метод, названный «синтетизмом», и особый изобразительный язык. Как и Сезанн, картины которого он коллекционировал, Гоген создавал на холсте собственную реальность.
Он полагал, что живопись должна «заставить человека мыслить», и соединял в своих красочных смелых работах действительность и миф. В его произведениях преобладает декоративное начало, формы изображаемых объектов упрощены и «уплощены», чистые сильные тона контрастируют друг с другом. Предметы в натюрмортах Гогена, по словам В.М. Обухова, «обретают иную, не всегда естественную для них расцветку - краски кажутся чрезмерно звучными, а порой и слишком теплыми, почти горячими.
Жизнь Гогена нельзя назвать спокойной. Детство он провел в Перу, воспитание получил во Франции. В 1871 году подружился с импрессионистами и стал заниматься живописью как любитель-коллекционер, вел в Париже буржуазный образ жизни и выставлялся в Салонах 1876,1880 и 1881 годов. Затем все бросил, оставил семью и удалился в Бретань, полностью посвятив себя живописи. В 1888 году Гоген работал в Арле с Ван Гогом, но их взгляды на искусство оказались слишком несхожими, и художники окончательно рассорились. Спустя три года Гоген отправился на Таити в надежде создать «мастерскую в тропиках», чтобы вдали от цивилизации обрести в своем творчестве утраченную европейской культурой чистоту и первозданность.
«Одухотворенная декоративность» и жизненная сила живописи Гогена проявились в полной мере в его натюрмортах, предметы в которых часто наделены символическим смыслом. Картина Натюрморт с попугаем, хранящаяся в коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, была написана художником в 1902 году на острове Доменик (Маркизские острова). На заднем плане картины изображен идол, сделанный Гогеном из терракоты. Это Хина - таитянская богиня луны и смерти. «Кульминационное место таитянского мифа, диалог Хины и Тефатоу о судьбе человечества, из-за которого явствует, что все живое обречено смерти, неоднократно изображался Гогеном в картинах, рисунках и скульптуре, - пишет М.А. Бессонова.
Присутствие главной участницы этого диалога в Натюрморте с попугаями из ГМИИ раскрывает символическое значение этого полотна. Яркие радужные краски, сочная лепка, применение системы раздельного мазка, передающей трепетность жизни, вступают в противоречие со скрытой мрачной символикой натюрморта. Битая дичь, сорванные и падающие со скатерти цветы, походная фляжка для воды из тыквы говорят о временном пребывании человека на земле. Нельзя забывать, что натюрморт написан в самый последний период жизни Гогена, в преддверии скорой смерти.
Его созданию предшествовали уход, переезд, бегство Гогена с Таити на о. Доменик -его последнее пристанище. Складывается впечатление, что скатерть с лежащими на ней предметами и образком Хины расстелена не на столе, а на походном кофре, запечатленном на натюрморте из частного собрания в Нью-Йорке и в Букете цветов, выполненных в то же время. В этом случае перед нами не просто Натюрморт с попугаями, но нечто вроде “походного алтаря” вечного скитальца Гогена».
Натюрморт занимал важное место в творчестве еще одного корифея постимпрессионизма - голландского художника Винсента Ван Гога (1853-1890), пережившего, как и Гоген, много кризисов и неудач в своей личной и профессиональной жизни. Картины живописца, который, по мнению М.В. Алпатова, «болел за всех страдальцев», не оставляют равнодушными никого из зрителей. «Их воздействие на наши чувства столь велико, что люди, которых обыкновенно ничего не трогает, понимают: здесь происходит нечто необычное, - писал Кеннет Кларк - (Они) не могут не услышать голос Ван Гога, поднимающийся до крика восторга, скорби и отчаянья».
Порыв живописца, усиленный ярчайшим цветовым излучением, его бурные эмоции, взволнованные чувства, направленные на бесстрастные и бессловесные предметы, невероятным образом «преображают их, подобно мощному удару, высекающему искру из камня» (Костеневич).
Благодаря Мане и импрессионистам, а еще в большей мере - Сезанну, Ван Гогу, Гогену натюрморт на рубеже XIX-XX столетий стал областью важнейших и разнообразных живописных поисков. К нему обращались художники самых разных направлений: основатель дивизионизма Жорж Сёра (1859-1891), писавший свои картины точечными мазками чистой краски (дивизионизм в пер. с французского «разделение»); представитель символизма Одилон Редон (1840-1916), работы которого «вызывают мечтания и озарения, возбуждающие мысль»; член творческой группы «Наби» Эдуар Вюйар (1868-1940), тонко передававший настроения.
Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу:
ИЗВЕСТНЫЕ ХУДОЖНИКИ
СОДЕРЖАНИЕ:
Натюрморт как самостоятельный жанр
14-15 век
Нидерланды 16 века
Снейдерс - Рубенс натюрморта
Харлемские художники
Натюрморт во франции
Ломбардская школа
Американские "обманки"
Импрессионизм в натюрморте
Медленно и вдумчиво работающий живописец находил в натюрморте наиболее подходящее поле для поисков в области выразительности формы, ведь неподвижный предмет являлся замечательным и «безмолвным» объектом длительного эксперимента. Вещь можно как угодно поставить, разглядывать, ощупывать и (что Сезанну казалось весьма существенным) не разговаривать с ней. Художник мог до бесконечности передвигать и поворачивать отобранные для композиции фрукты, подкладывая под них монетки.
Название: «Натюрморт с супом-террином» 1870-е годы г.Как говорили очевидцы, было видно, что этот процесс доставляет ему истинное наслаждение. «У предметов нет анатомии, как у человека, нет функционального существования, как у дерева. Функции предмета совпадают с его формой. И так как человек дает предметам их форму, то он же волен ее отнять у них и дать им другую. <...>
Автор: Сезанн, Поль
Размер: высота: 65 см (25,5 дюйма) ширина: 81,5 см (32 дюйма) см.
Техника: холст, масло.
Где находится: Музей Орсе, Париж
Скачать файл: 1000х667 px.
Большие файлы.
Репродукция (MAX. размер 100х67 см.) Цена файла.
Ȼ Общественное достояние
Но Сезанн переносит и на человека, и на пейзаж принципы своей “предметной” живописи. Ему хочется, чтобы в его живописи и человек и деревья, и небо и вода сделались предметами, то есть натюрмортом» (Виппер).
Излюбленными объектами изображения, постоянными «моделями» художника являлись яблоки, груши и персики. «Я хочу поразить Париж с помощью яблока», - писал он. Широко известен забавный рассказ Воллара о том, как он, позируя Сезанну для портрета случайно нарушил позу. «Сезанн набросился на меня: “Несчастный! Вы испортили позу. Я же говорил вам в самом деле, что вы должны держаться, как яблоко. Разве яблоко делает движения?”» Даниэль, приводя в книге этот любопытный случай, добавляет, что «если Гоген назвал Сезанна “Рембрандтом яблок”, то он обнаружил нечто большее, нежели свое остроумие».
Название: «Натюрморт с занавеской» около 1898 г. г.Одним из шедевров художника является знаменитый Натюрморт с драпировкой из собрания Эрмитажа. В этом произведении Сезанн с наибольшей полнотой выразил, по словам А.Г. Барской, острое ощущение единства и динамичности мира, глубокое понимание закономерности зрительского восприятия. «На подступах к центру композиции, - пишет она, - мощными изгибами складок вздымаются салфетки, своими кривыми линиями подчеркивая округлость плодов.
Автор: Сезанн, Поль
Размер: высота: 55 см (21,6 дюйма); ширина: 74,5 см (29,3 дюйма) см.
Техника: холст, масло.
Где находится: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Скачать файл: 1000х735 px.
Большие файлы.
Репродукция (MAX. размер 80х58 см.) Цена файла.
Ȼ Общественное достояние
Выпуклые и вогнутые, твердые и эластичные предметы воздействуют друг на друга, “оказывают сопротивление” - как говорил Сезанн. Ткань, свисая, нарушает горизонтальность стола, создавая ощущение прерывистости линий. Тарелки, наполненные массивными апельсинами, словно врастают в наклонную плоскость доски.
Эта неразрывная спаянность всех элементов связана с построением картины: композиция развертывается под двумя углами зрения - верхним и боковым. Благодаря этому взгляд одновременно упирается во фронтально поставленные предметы, находящиеся в глубине, и охватывает предметы переднего плана, тем самым воспринимая все в едином пространстве». Художественные открытия и, как тонко заметил М.Ю. Герман, «космические метаморфозы» Сезанна во многом определили облик современного искусства.
Родоначальником символического натюрморта XX века стал младший современник Сезанна французский живописец, скульптор, мастер керамики и гравер Поль Гоген (1848-1903), также «вышедший из импрессионизма» (он участвовал в пяти выставках), но постепенно разработавший свой живописный метод, названный «синтетизмом», и особый изобразительный язык. Как и Сезанн, картины которого он коллекционировал, Гоген создавал на холсте собственную реальность.
Он полагал, что живопись должна «заставить человека мыслить», и соединял в своих красочных смелых работах действительность и миф. В его произведениях преобладает декоративное начало, формы изображаемых объектов упрощены и «уплощены», чистые сильные тона контрастируют друг с другом. Предметы в натюрмортах Гогена, по словам В.М. Обухова, «обретают иную, не всегда естественную для них расцветку - краски кажутся чрезмерно звучными, а порой и слишком теплыми, почти горячими.
Название: «Натюрморт с попугаями»Живописис искренне считавший себя учеником Сезанна, не показывает нам внутренний строй вещей, а рассказывает о них, причем в высшей степени эмоционально». Столь же горяч и эмоционален Гоген и в своих размышлениях об изобразительном искусстве: «Цвет далек от натуры: представьте себе смутное воспоминание о керамике, обожженной на сильном огне! Все тона красные, фиолетовые, исполосованные огненными бликами, словно огромна, сияющая перед глазами печь, место борьбы противоречивых мыслей художника».
Дата написания: 1902 год
Автор: Эжен Анри Поль Гоген
Размер: 62х76 см.
Техника: Холст, масло.
Где находится: частная коллекция
Скачать файл: 700x549 px.
Жизнь Гогена нельзя назвать спокойной. Детство он провел в Перу, воспитание получил во Франции. В 1871 году подружился с импрессионистами и стал заниматься живописью как любитель-коллекционер, вел в Париже буржуазный образ жизни и выставлялся в Салонах 1876,1880 и 1881 годов. Затем все бросил, оставил семью и удалился в Бретань, полностью посвятив себя живописи. В 1888 году Гоген работал в Арле с Ван Гогом, но их взгляды на искусство оказались слишком несхожими, и художники окончательно рассорились. Спустя три года Гоген отправился на Таити в надежде создать «мастерскую в тропиках», чтобы вдали от цивилизации обрести в своем творчестве утраченную европейской культурой чистоту и первозданность.
Название: «Натюрморт с подсолнухами на кресле»После кратковременного возвращения во Францию в 1893-1895 годах художник поселился на островах Океании навсегда.
Дата написания: 1901 год
Автор: Эжен Анри Поль Гоген
Размер: 66 х 75,5 см.
Техника: Холст, масло.
Где находится: частная коллекция
Скачать файл: 700x614 px.
«Одухотворенная декоративность» и жизненная сила живописи Гогена проявились в полной мере в его натюрмортах, предметы в которых часто наделены символическим смыслом. Картина Натюрморт с попугаем, хранящаяся в коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, была написана художником в 1902 году на острове Доменик (Маркизские острова). На заднем плане картины изображен идол, сделанный Гогеном из терракоты. Это Хина - таитянская богиня луны и смерти. «Кульминационное место таитянского мифа, диалог Хины и Тефатоу о судьбе человечества, из-за которого явствует, что все живое обречено смерти, неоднократно изображался Гогеном в картинах, рисунках и скульптуре, - пишет М.А. Бессонова.
Присутствие главной участницы этого диалога в Натюрморте с попугаями из ГМИИ раскрывает символическое значение этого полотна. Яркие радужные краски, сочная лепка, применение системы раздельного мазка, передающей трепетность жизни, вступают в противоречие со скрытой мрачной символикой натюрморта. Битая дичь, сорванные и падающие со скатерти цветы, походная фляжка для воды из тыквы говорят о временном пребывании человека на земле. Нельзя забывать, что натюрморт написан в самый последний период жизни Гогена, в преддверии скорой смерти.
Его созданию предшествовали уход, переезд, бегство Гогена с Таити на о. Доменик -его последнее пристанище. Складывается впечатление, что скатерть с лежащими на ней предметами и образком Хины расстелена не на столе, а на походном кофре, запечатленном на натюрморте из частного собрания в Нью-Йорке и в Букете цветов, выполненных в то же время. В этом случае перед нами не просто Натюрморт с попугаями, но нечто вроде “походного алтаря” вечного скитальца Гогена».
Натюрморт занимал важное место в творчестве еще одного корифея постимпрессионизма - голландского художника Винсента Ван Гога (1853-1890), пережившего, как и Гоген, много кризисов и неудач в своей личной и профессиональной жизни. Картины живописца, который, по мнению М.В. Алпатова, «болел за всех страдальцев», не оставляют равнодушными никого из зрителей. «Их воздействие на наши чувства столь велико, что люди, которых обыкновенно ничего не трогает, понимают: здесь происходит нечто необычное, - писал Кеннет Кларк - (Они) не могут не услышать голос Ван Гога, поднимающийся до крика восторга, скорби и отчаянья».
Винсент Ван Гог Пара башмаков. 1887В простых по строению натюрмортах художника обыденные (даже иногда «приземленные», как, например, стоптанные башмаки) предметы практически не вступают в какие-либо отношения друг с другом. Вещи становятся носителями сокровенных мыслей и чувств изобразившего их человека. Как признавался сам Ван Гог, «вместо того чтобы стремиться точно передать то, что я вижу перед собой, я пользуюсь цветом произвольно, желая выразить себя с большей силой».
Холст, масло 34 х 41 см
Художественный музей, Балтимор
Порыв живописца, усиленный ярчайшим цветовым излучением, его бурные эмоции, взволнованные чувства, направленные на бесстрастные и бессловесные предметы, невероятным образом «преображают их, подобно мощному удару, высекающему искру из камня» (Костеневич).
Название: «Подсолнухи»Оттого линии, «создающие контурные арабески» на стуле {Стул Ван Гога и трубка), «звучат криком души»; подсолнухи «трепещут, как окруженный лучами солнечный диск», а ирисы {Ваза с ирисами), написанные больным Ван Гогом в год его самоубийства «после тяжелого приступа, который “прошел как шторм”», неожиданно преисполнены просветленной энергией кратковременного успокоения.
Дата написания: 1888 год
Автор: Ван Гог, Винсент
Размер: 92 х 73 см.
Техника: Холст, масло.
Где находится: Национальная Галерея, Лондон
Скачать файл: 634х800 px.
Благодаря Мане и импрессионистам, а еще в большей мере - Сезанну, Ван Гогу, Гогену натюрморт на рубеже XIX-XX столетий стал областью важнейших и разнообразных живописных поисков. К нему обращались художники самых разных направлений: основатель дивизионизма Жорж Сёра (1859-1891), писавший свои картины точечными мазками чистой краски (дивизионизм в пер. с французского «разделение»); представитель символизма Одилон Редон (1840-1916), работы которого «вызывают мечтания и озарения, возбуждающие мысль»; член творческой группы «Наби» Эдуар Вюйар (1868-1940), тонко передававший настроения.
Название: «Цветы в вазе» 1901 г.«С течением времени, - отмечает Даниэль, - натюрморт не только не утратил изначально присущую ему экспериментальную функцию, но более того - стал школой живописи. Для многих поколений европейских художников именно натюрморт служил моделью организации живописного пространства».
Автор: Редон, Одилон
Размер: 65,4 х 54 см (25 3/4 х 21 1/4 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: частная коллекция
Скачать файл: 815х1000 px.
Большие файлы.
Название: «Розы в стеклянной вазе»А предметный мир на холсте хоть и расширялся, но оставался неизменным спутником человека, который всматривался в него, желая понять что-то очень важное о самом себе и своих взаимоотношениях с окружающей реальностью. И если живопись, согласно знаменитому афоризму П. Валери, «позволяет увидеть вещи такими, какими были они однажды, когда на них глядели с любовью», то нельзя не согласиться с мыслью А. Чудецкой о том, что каждый натюрморт - в какой-то мере и автопортрет, и модель мира.
Дата написания: около 1919 г.
Автор: Вюйар, Эдуар
Размер: Высота : 372 мм (14,64 дюйма); Ширина : 470 мм (18,50 дюйма)
Техника: Холст, масло.
Где находится: Музей изящных искусств, Бостон
Скачать файл: 800х633 px.
Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу:
Если Вам понравилась публикация-поделитесь в соцсетях