ПРОЧИТАВ ЭТУ СТАТЬЮ ВЫ УЗНАЕТЕ О НАТЮРМОРТАХ ИЗВЕСТНЫХ ХУДОЖНИКОВ ОЧЕНЬ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО И НОВОГО ОБ ЭТОМ ЖАНРЕ ЖИВОПИСИ
СОДЕРЖАНИЕ:
Натюрморт как самостоятельный жанр
14-15 век
Нидерланды 16 века
Снейдерс - Рубенс натюрморта
Харлемские художники
Натюрморт во франции
Ломбардская школа
Американские "обманки"
Импрессионизм в натюрморте
В истории развития мировой живописи натюрморт никогда не занимал главенствующее место. Его традиционно считали «малым» жанром изобразительного искусства, ведь, в отличие от портрета или исторической живописи, объектом изображения здесь являлся не сам человек, а принадлежащие ему предметы и окружающие его жизнь обыденные вещи, из которых художник составлял на столе единую, порой весьма причудливую предметно-пространственную композицию.
«Персонажами» картин, призванных в первую очередь доставить удовольствие для глаз и украсить собой жилище, становились пышные букеты цветов и спелые фрукты, любая домашняя утварь, выловленные рыбы, охотничьи трофеи, скомканные листы бумаги, обувь, музыкальные инструменты, всевозможные диковины, лакомства и даже... мусор. «Какая странная живопись - натюрморт! - восклицал французский философ Блез Паскаль. - Она заставляет любоваться копиями вещей, оригиналами которых не любуешься». Неубранная комната (Asarotos Oikos). Мозаика 405 х 405 см. Фрагмент Музеи Ватикана, Рим
Преображенные кистью живописца и показанные крупным планом предметы на холсте оживали, начинали взаимодействовать друг с другом, обретали глубокий смысл и значимость, говорили со зрителем тайным языком аллегорий. Не имевший увлекательного сюжета, не освещавший деяния богов и героев, натюрморт обладал уникальной способностью вторгаться в область человеческих чувств. Он отражал душевный мир своего создателя и передавал чувственное ощущение материального мира, воздействуя, казалось, на органы не только зрения, но и обоняния, осязания, вкуса и слуха, обычно неподвластные изобразительному искусству. Не зря этот по сей день популярнейший жанр живописи многие искусствоведы предпочитают именовать не «мертвой натурой» (фр. nature morte), а термином голландского происхождения «stilleven», в буквальном переводе означающим «тихая жизнь».
Нидерландские художники XV века к изображению предметов относились с большим вниманием, включая их в свои картины уже не только в качестве декоративных и поясняющих деталей придающих убедительность общей религиозной концепции произведения (как это было в средневековом искусстве), но и ради передачи их красоты и фактурного богатства. Поиски истоков европейского натюрморта приводят в золотой век живописи Нидерландов не случайно, ведь, как пишет А.В. Камчатова, «ни у кого из европейских мастеров предметный мир, окружающий человека, не изображался с такой подробностью, убедительностью и одновременно - с таким трепетным восторгом: каждая вещь в нидерландских картинах словно “обласкана” взглядом и кистью автора».
Работавший в Турне художник Робер Кампен (около 1378-1444), один из основателей нидерландской школы живописи, по мнению Н.М. Гершензон-Чегодаевой, «был влюблен в материальный мир и всеми доступными ему средствами славословил его явления». С неподдельным интересом он досконально изучал и тщательно прорисовывал в своих алтарных композициях, подробно воссоздающих обстановку нидерландского жилища XV века, множество обыденных вещей, одновременно реалистичных, как мышеловка, книга, прекрасная ваза, полотенце или отбрасывающий сложные тени сосуд с водой, и традиционно сохраняющих свое символическое значение.
Невиданные доселе изобразительные возможности открыло усовершенствование художником Яном ван Эйком (около 1390/1400-1441) технологии масляной живописи. Тонкая игра бликов и оттенков могла теперь передать особенности поверхности предметов.
Ни одна вещь на портрете не является случайной и незначительной: люстра с горящей свечой - это брачный символ, а также напоминание о незримом присутствии Бога, а туфли - знак супружеской верности.
Живописные приемы Яна ван Эйка перенял живший в Брюгге мастер Петрус Кристус (около 1410-1472/1473), который, возможно, был его учеником.
Еще большей степени реальности в изображении материальной действительности достиг гентский живописец Хуго ван дер Гус (около 1440-1482) -один из ведущих мастеров нидерландской школы. Элементы натюрмортов возникают на переднем плане его знаменитых триптихов Монфорте и Портинари
Последним великим живописцем золотого века и одним из первых создателей натюрморта стал нидерландский художник немецкого происхождения Ханс Мемлинг (1433/1435-1494), работавший в Брюгге. Цветы рисовали многие его предшественники. Редкое Благовещение или Поклонение волхвов обходилось без присутствия на картине лилии, цветка Девы Марии, означающего чистоту и непорочность. Но цветы или букет в вазе всегда являлись лишь знаком, деталью фигурной композиции, а не самостоятельным предметом изображения.
Мемлинг, по словам Н.Ю. Марковой, написал «первый цветочный натюрморт на обороте мужского портрета в маленьком триптихе, где центральную створку с изображением Марии с Младенцем обрамляли портреты четы донаторов (1490).
Это одно из величайших проявлений скрытого символизма нидерландской живописи XV века, достигшей высочайшего совершенства в воплощении сакрального смысла в религиозной картине при помощи точно выбранных и предельно правдоподобно переданных предметов окружающего мира».
Живописные традиции Робера Кампена и Яна ван Эйка продолжил в своем творчестве талантливый живописец и блистательный миниатюрист нидерландского происхождения Бартелеми д’Эйк (около 1420 - после 1470 гг.), которого называют одним из родоначальников провансальской художественной школы.
Главным произведением среди приписываемых ему работ является ныне разрозненный триптих Благовещение, выполненный по заказу богатого торговца Пьеро Корпичи. Виртуозного иллюзионистского эффекта художнику удалось достичь в передаче глубины пространства и фактуры материалов. Натюрморт с «настоящими» книгами с люнетты (арки) левой створки триптиха - яркое тому подтверждение.
демонстрировал в своем творчестве великий немецкий художник Поистине «нидерландскую» любовь к точному и подробному «воспеванию» предметного мира Ханс Хольбейн (Гольбейн) Младший (1497/1498-1543), работавший в Англии и назначенный в 1536 году придворным живописцем короля Генриха VIII Тюдора.
Выдающийся портретист, он изображал людей в окружении близких им вещей, способных пролить свет на их социальное положение, а также род занятий и увлечений. На двойном портрете французских послов в Англии Жана де Ден-твилля и Жоржа де Сельва, который называют самым «многословным» среди его произведений, натюрморт является своеобразной «картиной в картине» и занимает центральное место в композиции.
Искусство Иеронима Босха (около 1450-1516) занимает особое место и в нидерландской живописи, и в живописи Северного Возрождения. Его произведения, пронизанные духом народной мудрости и средневековых суеверий, по сей день поражают воображение сочетанием буйной фантазии, реалистических деталей, изощренного гротеска, сложной символики, аллегоричности, острого юмора и жизненных наблюдений. «Впервые северное искусство, - писал Б.Р. Виппер, - выдвинуло творческую силу юмора, признание какой-то причинной связи вещей, их особенной целесообразности и мимики.
По мнению Б.Р. Виппера, «северный натюрморт исходит от имитации поверхностного блеска предмета. Напротив, в Италии, где живопись явилась продолжением стенной декорации, сущность натюрморта выразилась в имитации рельефа, раскрашенного предмета. <...> Разница севера и юга сразу же бросается в глаза: там художник исходил из естества предмета, здесь - от его структуры, и любопытно отметить, как при этом по-разному открывалась самая сущность предмета в итальянском и фламандском искусстве: через естество вещи северный художник выяснил ее душу, ее темперамент, а итальянцу конструкция предмета открыла жест, движение предмета, его чувственные свойства».
Простые предметы, изображенные на столе в традиционной плоскостной манере, искренне вторят неторопливому евангельскому рассказу, их «речь» бесхитростна и лаконична. Художник запечатлел их торжественно замершими в ожидании таинства евхаристии, которое вот-вот произойдет на наших глазах. Многие исследователи полагают, что выдающийся флорентийский живописец и архитектор Джотто ди Бондоне (1266-1337) принимал участие в росписи церкви Сан Франческо в Ассизи, хотя этот факт не считается бесспорным. Созданный им цикл из двадцати восьми фресок посвящен житию святого Франциска Ассизского, горячо любимого христианами проповедника и основателя монашеского ордена, канонизированного всего через два года после смерти.
Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу:
ИЗВЕСТНЫЕ ХУДОЖНИКИ
СОДЕРЖАНИЕ:
Натюрморт как самостоятельный жанр
14-15 век
Нидерланды 16 века
Снейдерс - Рубенс натюрморта
Харлемские художники
Натюрморт во франции
Ломбардская школа
Американские "обманки"
Импрессионизм в натюрморте
Натюрморт в мировой живописи
Персики и сосуд с водой. Фреска из Геркуланума. 33 х 1 19 см. ФрагментПредметный мир натюрморта не только прекрасен, но и значителен, он всегда вступает в разговор с людьми, даже если создателя работы и зрителя отделяют друг от друга целые столетия. «Герои» натюрморта - вещи, предметный мир. Однако ничто в человеческой жизни не существует отдельно от людей. II потому вещь зачастую начинает символизировать нечто тесно связанное с нашими эмоциями. Мышеловка - не просто мышеловка. но символ дьявола, улавливающего грешников в свои сети. Домашние туфли - символ супружеской верности и семейного очага, яблоко - рая, часы - бренности жизни.
Национальный музей археологии, Неаполь
В истории развития мировой живописи натюрморт никогда не занимал главенствующее место. Его традиционно считали «малым» жанром изобразительного искусства, ведь, в отличие от портрета или исторической живописи, объектом изображения здесь являлся не сам человек, а принадлежащие ему предметы и окружающие его жизнь обыденные вещи, из которых художник составлял на столе единую, порой весьма причудливую предметно-пространственную композицию.
«Персонажами» картин, призванных в первую очередь доставить удовольствие для глаз и украсить собой жилище, становились пышные букеты цветов и спелые фрукты, любая домашняя утварь, выловленные рыбы, охотничьи трофеи, скомканные листы бумаги, обувь, музыкальные инструменты, всевозможные диковины, лакомства и даже... мусор. «Какая странная живопись - натюрморт! - восклицал французский философ Блез Паскаль. - Она заставляет любоваться копиями вещей, оригиналами которых не любуешься». Неубранная комната (Asarotos Oikos). Мозаика 405 х 405 см. Фрагмент Музеи Ватикана, Рим
Преображенные кистью живописца и показанные крупным планом предметы на холсте оживали, начинали взаимодействовать друг с другом, обретали глубокий смысл и значимость, говорили со зрителем тайным языком аллегорий. Не имевший увлекательного сюжета, не освещавший деяния богов и героев, натюрморт обладал уникальной способностью вторгаться в область человеческих чувств. Он отражал душевный мир своего создателя и передавал чувственное ощущение материального мира, воздействуя, казалось, на органы не только зрения, но и обоняния, осязания, вкуса и слуха, обычно неподвластные изобразительному искусству. Не зря этот по сей день популярнейший жанр живописи многие искусствоведы предпочитают именовать не «мертвой натурой» (фр. nature morte), а термином голландского происхождения «stilleven», в буквальном переводе означающим «тихая жизнь».
Неубранная комната (Asarotos Oikos). Мозаика 405 х 405 см. ФрагментКак отмечал Б.Р. Виппер, «предметная живопись -создание европейского искусства». Самостоятельным жанром западноевропейской живописи, преимущественно станковой, натюрморт стал на рубеже XVI-XVII веков, но его появление имело длинную предысторию. Натюрмортные мотивы можно найти и в древневосточном, и в античном искусстве, и в средневековой книжной миниатюре.
Музеи Ватикана, Рим
Робер Кампен — Благовещение. Центральная композиция Триптиха Мероде. Около 1420-1430 гг.На фресках из Геркуланума и Помпей изображения плодов и утвари, по словам П.П. Гнедича, «удивительно верны природе». На знаменитой мозаике работы пергамского мастера Соса Неубранная комната (в Латеранском музее Ватикана хранится ее копия, выполненная Гераклиатом) с большой достоверностью запечатлены... разбросанные по полу объедки с пиршественного стола. Впрочем античные ценители прекрасного и нарисованные фрукты пренебрежительно называли «мусором».
Дерево, масло. 64 х 63 см. Фрагмент. Метрополитен музей, Нью-Йорк
Нидерландские художники XV века к изображению предметов относились с большим вниманием, включая их в свои картины уже не только в качестве декоративных и поясняющих деталей придающих убедительность общей религиозной концепции произведения (как это было в средневековом искусстве), но и ради передачи их красоты и фактурного богатства. Поиски истоков европейского натюрморта приводят в золотой век живописи Нидерландов не случайно, ведь, как пишет А.В. Камчатова, «ни у кого из европейских мастеров предметный мир, окружающий человека, не изображался с такой подробностью, убедительностью и одновременно - с таким трепетным восторгом: каждая вещь в нидерландских картинах словно “обласкана” взглядом и кистью автора».
Работавший в Турне художник Робер Кампен (около 1378-1444), один из основателей нидерландской школы живописи, по мнению Н.М. Гершензон-Чегодаевой, «был влюблен в материальный мир и всеми доступными ему средствами славословил его явления». С неподдельным интересом он досконально изучал и тщательно прорисовывал в своих алтарных композициях, подробно воссоздающих обстановку нидерландского жилища XV века, множество обыденных вещей, одновременно реалистичных, как мышеловка, книга, прекрасная ваза, полотенце или отбрасывающий сложные тени сосуд с водой, и традиционно сохраняющих свое символическое значение.
Название картины: «Благовещение. Альтернативное название: Алтарь Мерод» между примерно 1427 и примерно 1432 годамиНапример, присутствие мышеловки в Триптихе Мероде имеет богословский смысл, раскрываемый словами блаженного Августина: «Смерть Христа означает победу над дьяволом, как если бы он проглотил приманку мышеловки. Он наслаждался смертью Христа, как палач. Но то, чем он наслаждался, привело его к собственной гибели. Крест Господа Бога стал мышеловкой для дьявола...»
Автор: Кампен Робер
Размер: Высота: 64,5 см (25,3 дюйма); Ширина: 117,8 см (46,3 дюйма)
центральная панель: 25,2 х 24,8 дюйма (64,1 х 63,1 см)
левая панель: 25,3 х 10,7 дюйма (64,4 х 27,3 см)
правая панель: 25,3 х 11 дюймов (64,4 х 27,9 см)
Техника: масло на дубе
Где находится: Монастыри, также известные как Met Cloisters, - это музей в парке Форт-Трион в Вашингтон-Хайтс, Манхэттен, Нью-Йорк
Скачать файл: 800х405 px.
Большие файлы.
Невиданные доселе изобразительные возможности открыло усовершенствование художником Яном ван Эйком (около 1390/1400-1441) технологии масляной живописи. Тонкая игра бликов и оттенков могла теперь передать особенности поверхности предметов.
Название: «Портрет четы Арнольфини»Блестящая металлическая люстра над головой четы Арнольфини кажется объемной, тяжелой и холодноватой на ощупь, а стоящие на переднем плане туфли - легкими и гладкими (эти оставленные на полу туфли весьма «красноречивы», они словно дожидаются возвращения хозяина).
Дата написания: 1434 г.
Автор: Ян Ван Эйк
Размер: 82 см (32,2 дюйма); Ширина: 59,5 см (23,4 дюйма)
Техника: дерево, масло.
Где находится: Лондонская национальная галерея, Лондон
Скачать файл: 731х1000 px.
Ни одна вещь на портрете не является случайной и незначительной: люстра с горящей свечой - это брачный символ, а также напоминание о незримом присутствии Бога, а туфли - знак супружеской верности.
Живописные приемы Яна ван Эйка перенял живший в Брюгге мастер Петрус Кристус (около 1410-1472/1473), который, возможно, был его учеником.
Название: «Святой Элигий в своей ювелирной мастерской» 1449 г.На картине Святой Элигый, представляющей небесного покровителя ювелиров, утварью заставлены полки маленькой лавочки. Это скопление произвольно составленных предметов (прообраз будущих натюрмортов) вызывает у зрителя немалое любопытство: достоверно выписанные ювелирные изделия хочется взять в руки и как следует разглядеть поближе.
Автор: Кристус, Петрус
Размер: высота: 85 см (33,4 дюйма); Ширина: 98 см (38,5 дюйма)
Техника: масло и темпера по дереву
Где находится: Метрополитен музей, Нью-Йорк
Скачать файл: 800х938 px.
Большие файлы.
Еще большей степени реальности в изображении материальной действительности достиг гентский живописец Хуго ван дер Гус (около 1440-1482) -один из ведущих мастеров нидерландской школы. Элементы натюрмортов возникают на переднем плане его знаменитых триптихов Монфорте и Портинари
Фрагмент (натюрморт)(стоящая на камне чаша с золотыми монетами в сцене Поклонения волхвов, стеклянный сосуд и ваза в мавританском стиле с цветами в Поклонении пастухов'). Художник передает мельчайшие подробности внешнего вида растений и предметов, создавая иллюзию материальности.
Фрагмент (натюрморт)Тщательно выписан каждый колосок снопа пшеницы, осязаем металл и мех, ощутима тяжесть шероховатого камня. При этом любая вещественная деталь имеет сакральный смысл (поскольку мастера Средневековья и Раннего Возрождения были уверены, что даже через самое малое творение познается мудрость Божия). На тайном языке символов семь хрупких чашечек цветков аквилегии (водосбора) на картине, запечатлевшей радостное событие Рождества, намекают на грядущие «Семь скорбей Марии», красная лилия и гвоздики говорят о предстоящей мученической смерти Христа, а белые ирисы - предвестники боли, которая пронзит тогда сердце Богоматери. Сноп пшеницы указывает на место рождения младенца Иисуса, так как Вифлеем в переводе означает «Дом хлеба».
Последним великим живописцем золотого века и одним из первых создателей натюрморта стал нидерландский художник немецкого происхождения Ханс Мемлинг (1433/1435-1494), работавший в Брюгге. Цветы рисовали многие его предшественники. Редкое Благовещение или Поклонение волхвов обходилось без присутствия на картине лилии, цветка Девы Марии, означающего чистоту и непорочность. Но цветы или букет в вазе всегда являлись лишь знаком, деталью фигурной композиции, а не самостоятельным предметом изображения.
Мемлинг, по словам Н.Ю. Марковой, написал «первый цветочный натюрморт на обороте мужского портрета в маленьком триптихе, где центральную створку с изображением Марии с Младенцем обрамляли портреты четы донаторов (1490).
Название: «Цветы в кувшине» около 1485 г.В нише на персидском ковре, покрывающем стол (а скорее алтарь), Мемлинг изобразил фаянсовую вазу с монограммой Христа (HIS) и букетом из лилии, ириса и колокольчика. В закрытом виде на створке перед молящимся представала не религиозная фигура, как обычно, а ее символ, выраженный в виде изящного цветочного натюрморта. Ниша есть знак сакрального пространства, ваза, как указывает монограмма, который есть “сосуд жизни вечной”, чистотой (лилия) и страданием (ирис) победивший смерть (колокольчик-аквилегия был символом победы жизни над смертью).
Автор: Мемлинг, Ханс
Размер: Высота: 29 см (11,4 дюйма) Ширина: 22 см (8,6 дюйма)
Техника: дерево, масло.
Где находится: Музей Тиссена-Борнемиса, Мадрид
Скачать файл: 800х1091 px.
Большие файлы.
Это одно из величайших проявлений скрытого символизма нидерландской живописи XV века, достигшей высочайшего совершенства в воплощении сакрального смысла в религиозной картине при помощи точно выбранных и предельно правдоподобно переданных предметов окружающего мира».
Живописные традиции Робера Кампена и Яна ван Эйка продолжил в своем творчестве талантливый живописец и блистательный миниатюрист нидерландского происхождения Бартелеми д’Эйк (около 1420 - после 1470 гг.), которого называют одним из родоначальников провансальской художественной школы.
Фрагмент (натюрморт). Бартелеми д’ЭйкСведений о его жизни сохранилось не много, но известно, что в течение многих лет он был придворным художником и доверенным лицом короля Рене I Доброго Анжуйского, по заказу которого иллюстрировал знаменитую Книгу турниров, пасторальный роман Сердце, плененное любовью и Тезеиду Боккаччо. Бартелеми д’Эйк прославился не только своими миниатюрами к светским книгам и часословам, но и как мастер монументальной алтарной живописи.
Главным произведением среди приписываемых ему работ является ныне разрозненный триптих Благовещение, выполненный по заказу богатого торговца Пьеро Корпичи. Виртуозного иллюзионистского эффекта художнику удалось достичь в передаче глубины пространства и фактуры материалов. Натюрморт с «настоящими» книгами с люнетты (арки) левой створки триптиха - яркое тому подтверждение.
демонстрировал в своем творчестве великий немецкий художник Поистине «нидерландскую» любовь к точному и подробному «воспеванию» предметного мира Ханс Хольбейн (Гольбейн) Младший (1497/1498-1543), работавший в Англии и назначенный в 1536 году придворным живописцем короля Генриха VIII Тюдора.
Выдающийся портретист, он изображал людей в окружении близких им вещей, способных пролить свет на их социальное положение, а также род занятий и увлечений. На двойном портрете французских послов в Англии Жана де Ден-твилля и Жоржа де Сельва, который называют самым «многословным» среди его произведений, натюрморт является своеобразной «картиной в картине» и занимает центральное место в композиции.
Название: «Послы»Представленные зрителю роскошные предметы, среди которых мы видим астрономические, музыкальные и измерительные инструменты, глобусы и книги, свидетельствуют о богатстве и широкой образованности послов, их знакомстве с передовыми идеями эпохи. Почти каждая из тонко выписанных вещей (лютня, солнечные часы, сборник духовных гимнов и так далее) несет в себе скрытую информацию и может поведать, например, не только о возрасте персонажей, но и о религиозных воззрениях автора картины.
Дата написания: 1533 г.
Автор: Гольбейн, Ганс (Младший)
Размер: 207х209 см.
Техника: доска, масло.
Где находится: Национальная Галерея, Лондон
Скачать файл: 800х788 px.
Искусство Иеронима Босха (около 1450-1516) занимает особое место и в нидерландской живописи, и в живописи Северного Возрождения. Его произведения, пронизанные духом народной мудрости и средневековых суеверий, по сей день поражают воображение сочетанием буйной фантазии, реалистических деталей, изощренного гротеска, сложной символики, аллегоричности, острого юмора и жизненных наблюдений. «Впервые северное искусство, - писал Б.Р. Виппер, - выдвинуло творческую силу юмора, признание какой-то причинной связи вещей, их особенной целесообразности и мимики.
Название: Босх, Иероним «Поклонение волхвов»
Дата написания: 1505-1506 гг.а
Автор: Босх, Иероним
Размер: 138x72 см.
Техника: дерево, масло.
Где находится: Музей Прадо Мадрид
Скачать файл: 1000x872 px.
Большие файлы.
Иероним Босх Поклонение волхвов (Триптих Бронхорст-Боссюйсе). 1505-1506 гг. Дерево, масло. 1 38 х 72 см. Фрагменты Прадо, МадридВ переходную эпоху XVI века особенно ярко наметилась эта юмористическая жилка северного искусства, которая впоследствии так расположила голландца к натюрморту. <..»> Но самый важный толчок к жанровым деталям северная живопись получила, по-видимому, от чертовщины, от тех diableries, которые широко распространились в Нидерландах с легкой руки Иеронима Босха».
Название: «Обжорство»Предыстория развития натюрморта в Италии, воспринявшей наследие Византии, имела свои особенности. В отличие от нидерландской масляной живописи, возникшей под влиянием книжной миниатюры и готического витража, итальянское изобразительное искусство изначально было тесно связано с иконописью и фресковой храмовой живописью и «отправлялось от пластики и конструкции предмета».
Дата написания: Фрагмент картины "Семь смертных грехов" 1475-1480 гг.
Автор: Босх, Иероним
Размер: общий 120 х 150 см.
Техника: дерево, масло.
Где находится: Музей Прадо Мадрид
Скачать файл: 1024x724 px.
Большие файлы.
По мнению Б.Р. Виппера, «северный натюрморт исходит от имитации поверхностного блеска предмета. Напротив, в Италии, где живопись явилась продолжением стенной декорации, сущность натюрморта выразилась в имитации рельефа, раскрашенного предмета. <...> Разница севера и юга сразу же бросается в глаза: там художник исходил из естества предмета, здесь - от его структуры, и любопытно отметить, как при этом по-разному открывалась самая сущность предмета в итальянском и фламандском искусстве: через естество вещи северный художник выяснил ее душу, ее темперамент, а итальянцу конструкция предмета открыла жест, движение предмета, его чувственные свойства».
«Тайная Вечеря» 1308-1311 гг.
Автор: Дуччо ди Буонинсенья
Размер: Н/Д
Материал: холст, масло
Где находится: Музей произведений искусства Собора, Сиена. «Тайная вечеря» является частью алтарного образа Маэста.
ФрагментПриверженцем византийской традиции письма был Дуччо ди Буонинсенья (около 1260-1318?), основатель сиенской школы живописи. Самым значительным произведением художника стал монументальный двусторонний алтарь Мадонна во славе (Маэста), выполненный для собора в Сиене. «Точность и красота каллиграфической линии, - отмечал П.П. Муратов, - насыщенное богатство цвета, ювелирная тонкость письма заставляют признать икону Дуччо совершеннейшим произведением того искусства, которое столько лет терпеливо выращивала Византия», но живописец привнес в него лиризм, новую пластичную трактовку образов и жизненную убедительность бытовых деталей. На оборотной стороне алтаря Дуччо разместил двадцать шесть сцен Страстей Христовых, среди которых была Тайная вечеря.
Простые предметы, изображенные на столе в традиционной плоскостной манере, искренне вторят неторопливому евангельскому рассказу, их «речь» бесхитростна и лаконична. Художник запечатлел их торжественно замершими в ожидании таинства евхаристии, которое вот-вот произойдет на наших глазах. Многие исследователи полагают, что выдающийся флорентийский живописец и архитектор Джотто ди Бондоне (1266-1337) принимал участие в росписи церкви Сан Франческо в Ассизи, хотя этот факт не считается бесспорным. Созданный им цикл из двадцати восьми фресок посвящен житию святого Франциска Ассизского, горячо любимого христианами проповедника и основателя монашеского ордена, канонизированного всего через два года после смерти.
Джотто ди БондоНеХрупкие и нежные растения возникли в сцене стигмации святого Франциска не случайно, ведь даже сборник религиозных писаний и легенд о нем, разговаривавшим с птицами, зверями, травами и деревьями (он читал им Библию), носит название Цветочки, Как следует из жития этого удивительного святого, «после обращения глаза его открылись, словно у неграмотного, научившегося читать.
Стигматизация святого Франциска. Около 1290-1300 гг. Фреска. Фрагменты
Главный неф Верхнего храма, церковь Сан Франческо, Ассизи
Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу:
Если Вам понравилась публикация-поделитесь в соцсетях