Культура и искусство

Морской пейзаж в мировой живописи. Каталог картин. Часть 2

Морской пейзаж в мировой живописи

Рассказ о морском пейзаже построен в удобной для восприятия форме. Двигаясь по хронологии, от древнейших помпейских фресок до полотен живописцев, созданных на рубеже XIX-XX веков, Вы получите представление о специфике той или иной национальной школы морского пейзажа, а также о творческом пути художников-маринистов.

морской пейзаж
Агостимо Тасси
Гавань с парусными судами и людьми
Около 1628 Холст, масло. 122x153,5 см Частное собрание
Морские пейзажи художника и декоратора Агос-тино Тасси (1578-1644) не только пленяют тонким сочетанием реального и идеального ландшафтов, но и демонстрируют обширную осведомленность живописца в устройстве и оснастке кораблей, лодок, верфей, о рыболовстве и особенностях кораллового промысла (Гавань с парусными судами и людьми). Одним словом, подобные картины мог писать лишь человек, в течение долгого времени наблюдавший за жизнью тружеников моря.

Действительно, Тасси много лет провел в Ливорно, куда он, вероятнее всего, был сослан за совершенное им преступление. Говорили также, что он отбывал наказание на галере, где ему было позволено не грести, а рисовать. В биографии художника много неясностей, к тому же и сам он любил сочинять небылицы: утверждал, что родился в Риме, а не в Перудже, приписывал себе благородное происхождение, хотя был сыном скорняка. Темным пятном на его репутацию легла история его взаимоотношений с художницей Артемизией Джентилески. Но важно другое: Тасси - автор замечательных пейзажей и учитель знаменитого Клода Лоррена.

морской пейзаж
Франческо Альбани
Похищение Европы. Около 1630
Холст, масло. 76,3 х 97 см Галерея Уффици, Флоренция
Приверженцем классических принципов композиции выступал живописец академического направления Франческо Альбани (1578-1660), любимый ученик братьев Карраччи. «Болонская школа в лице братьев Карраччи, Доменикино, Альбани и других представителей, - пишет СМ. Даниэль, - содействовала установлению своеобразного союза между историей и природой, благодаря чему пейзаж мог сосуществовать с живописью "высокого рода" - историческим жанром. Этот союз и обрел канонизированную форму в историческом пейзаже, который именуют также "героическим", "идеальным", "аркадийским"». В мифологической картине Похищение Европы морской пейзаж изображен Альбани в идиллическом ключе.

Крупнейшим центром живописи оставался Рим, куда стекались художники из разных городов Европы. «Обетованной страной» пейзажистов, над которой, по словам Муратова, «время остановило свой полет и сложило крылья», сделалась Римская Кампания (окрестности Вечного города). Ее ландшафты вдохновляли «театрального и романтического» неаполитанца Сальватора Розу (1615-1673), «декоративного» (как его характеризует Муратов) Пауля Брилла (1554-1626), уроженца Антверпена, и, конечно же, великих «французских римлян» Клода Лоррена (1600-1682) и Никола Пуссена (1594-1665).
«Пуссен проводил целые дни в долине за Понте Молле, еще и теперь носящей имя Валь Пуссино.

морской пейзаж
Клод Лоррен Морской порт.
1644 Холст, масло. 103 х 131 см
Национальная галерея, Лондон
Клод Лоррен встречал восход солнца на пустынном взморье у Кастель Фузано. Белокурые фламандцы и голландцы с итальянскими именами или итальянскими прозвищами скитались по остериям Кампании, ища своих героев среди пастухов и погонщиков мулов» (Муратов). Умопомрачительные ландшафты Римской Кампании ассоциировались у них с Аркадией -идиллической страной райской невинности, вечной молодости, любви и мирного счастья. «В эпоху Возрождения и в XVII веке, - отмечает С.Ф. Кудрикова, -под Аркадией понимался безвозвратно утраченный человечеством золотой век, земной рай, мир всеобщего благоденствия. Поэтому удел художников и поэтов - лишь воспевать легендарное прошлое. Отсюда меланхолический характер многих картин Лоррена, проникнутых чувством ностальгии и олицетворяющих мечту живописца о гармонично устроенном мироздании».
Многочисленные бухты и гавани на полотнах живописца зовут нас в дальние странствия, сулят прекрасные встречи в невиданных сказочных землях.

морской пейзаж
Клод Лоррен
Утро в гавани. 1 640-е
Холст, масло. 74 х 97 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Как дали тонкие, чарует Клод Лоррен
И зеленью морей влечет, как песнь сирен,
В плен ясных гаваней, где спят чужие воды,
Под стройные столпы и мраморные своды
И мачты, свившие на отдых паруса,
Меж тем как чистый серп прорезал небеса.
Вячеслав Иванов

Мифологические и библейские герои, давшие название многим композициям (Пейзаж с Энеем в Делосе, Пейзаж с Аполлоном и Сивиллой Кумской), мало интересовали художника, предполагают даже, что он не писал фигуры персонажей сам, а предоставлял это делать своим ученикам (при этом важно отметить, что между сюжетом и пейзажем существовала глубокая смысловая связь). Непременным атрибутом почти всех марин являлись античные руины и постройки - знаки времени, бренности и вечности, связующие настоящее и прошлое. Живописец редко изображал реальные ландшафты, но выполнял много натурных набросков и часами наблюдал за изменениями в природе, которую он боготворил. Художник любил писать против света, повернувшись лицом к солнцу (не зря современники шутливо называли его «солнцепоклонником»). Все линии на его картинах (Морской порт, Утро в гавани) стремятся вглубь к единому центру на линии горизонта, но по мере приближения к нему, пишет Даниэль, «теряют ясность начертания и исчезают во встречном потоке света». Все внимание Лоррена было сконцентрировано на передаче красоты и величия природы, «одушевленной» и облагороженной им в композициях в соответствии с принципами эстетики классицизма (от лат. «образцовый»).

Имена основоположников европейского классицизма «мечтателя» Лоррена и «мыслителя» Пуссена в истории искусства стоят рядом, но, как отмечает Даниэль, «близость их художественно-эстетических позиций не может заслонить различия двух линий в развитии европейской пейзажной живописи - по преимуществу эпической у Пуссена и лирической у Лоррена». Их творчество оказало колоссальное влияние на последующие поколения живописцев. К лагерю «пуссенистов» причислял себя любимый придворный портретист французского короля Людовика XIV Пьер Миньяр (1612-1695), запечатлевший маркизу де Сейнеле, вдову министра Военно-морского флота, в аллегорическом образе Фетиды (морского божества из греческой мифологии), ее старшего ребенка в облике Ахилла, сына Фетиды, а младшего - в виде Амура с раковиной в руке на фоне морского пейзажа и вулкана Этны.

В испанском изобразительном искусстве XVI -первой половины XVII века, где главенствовала религиозная живопись, а единственным светским жанром, получившим широкое развитие, был портрет, морской пейзаж играл второстепенную роль. На фресках Мосарабской капеллы собора в Толедо, выполненных художником Хуаном де Боргонья (около 1470 - около 1536?), родившимся, предположительно, во Франции и работавшим в Испании почти сорок лет, можно увидеть изображение моря и кораблей, на которых кардинал Сиснерос отправился завоевывать город Оран в Северной Африке.

морской пейзаж
Алехо Фернандес
Мадонна мореплавателей. 1531
Алькасар, Севилья
Самым выдающимся произведением севильского мастера Алехо Фернандеса (1475/1479-1546), обладавшего тонким колористическим даром, является алтарная композиция Мадонна мореплавателей -единственная в испанской живописи картина, посвященная теме открытия мира. «Редкий мотив на переднем плане - уходящее вдаль лазоревое море со множеством разнообразных кораблей - как бы олицетворяет безграничные возможности испанского флота, бороздившего океан. Выше, в небесах, под покровом Мадонны Милосердия - коленопреклоненные фигуры мореплавателей, один из них считается изображением Христофора Колумба» (Т.П. Каптерева). Славу испанского оружия воспевают монументальные исторические полотна Хуана Баутисты дель Майно (1578-1641) и Франсиско де Сурбарана (1598-1664). Оборона Кадиса посвящена битве 1625 года, в которой приняли участие восемь тысяч английских солдат под командованием лорда Уимблдона (они в течение шестнадцати месяцев осаждали Кадис) и шестьсот испанских защитников морской крепости. Сурбаран запечатлел эпизод, когда старый комендант Кадиса маршал дон Фернандо Хирон, прикованный к креслу жесточайшей подагрой, отдает приказ адмиралу флота герцогу Медану Сидонию начать военные действия против английской армады. Широкая пейзажная панорама на заднем плане напоминает декорацию или карту, многочисленные кораблики противника на ней кажутся совсем игрушечными, а фигуры испанских героев на авансцене - наоборот, значительными и реалистичными, что вселяет уверенность в их победе.

В ходе многолетней борьбы Нидерландов против власти испанской короны и Католической церкви в конце XVI - начале XVII века произошло разделение страны и образование двух государств. Северные провинции (Голландия) обрели независимость и провозгласили себя буржуазной протестантской республикой, а Южные провинции (Фландрия) оставались под протекторатом Испании. Обе страны и их культуры развивались отныне по индивидуальному пути. В это же время складывались и две самостоятельные национальные школы живописи, в том числе и пейзажной, - голландская и фламандская. Фламандская школа формировалась в тесной связи с итальянскими живописными традициями, господствующим стилевым направлением в искусстве Фландрии было барокко.

Одним из первых фламандских маринистов называют художника из Антверпена Андриеса ван Эрт-фелта (1590-1652), работы которого ценились и на родине, и за границей. Цветовая палитра и стиль его картин менялись с годами. Ранние морские пейзажи живописца посвящены изображению кораблей во время шторма и выполнены в зеленовато-черных и коричневых тонах. Он использовал белый цвет для того, чтобы выделить такелаж на фоне темного бурного моря. После путешествия в Италию пейзажист чаще писал виды южных гаваней со спокойной водной гладью и мягкой световоздушной средой. Как и многие другие художники XVII столетия, Андриес ван Эртфелт занимался «портретировани-ем» кораблей и изображением исторических морских сражений {Битва приЛепанто).

морской пейзаж
Каспар ван Эйк
Марина
Дерево, масло. 87 х 118 см.
Прадо, Мадрид
Его ученик Каспар ван Эйк (1613-1673) также специализировался в жанре морских пейзажей и баталий. В списках антверпенской гильдии Святого Луки имя живописца впервые упоминается в 162 5 году, а спустя семь лет он получил звание мастера. Помимо Фландрии, ван Эйк работал в Генуе и Испании, последние годы своей жизни он провел в Брюсселе. Высокое качество его марин отмечал Клод Лоррен.

морской пейзаж
«Петер Пауль Рубенс
Пейзаж с маяком Святого Павла Около 1 620
Дерево, масло. 61 х 98 см
Государственные музеи (Гемальдегалери), Берлин
«Не будет преувеличением сказать, - пишет Н.Н. Калитина, - что вся фламандская живопись вышла из творчества Питера Пауля Рубенса (1577-1640). И когда мастер заявлял: "Мой талант таков, что как бы огромна ни была работа... она еще ни разу не превзошла моих сил", в этих словах звучало не пустое бахвальство, а сознание своих творческих возможностей». Его гению были подвластны любые жанры и темы. Все работы Рубенса отражают полнокровное восприятие жизни, ощущение цельности бытия, радостный мощный напор живой реальности. Кисть художника создавала обобщенный и одновременно жизненно убедительный образ природы, полный глубокого внутреннего содержания и поэтического смысла. В динамичном, свободном и тонком по цветовым нюансам Пейзаже с маяком Святого Павла нам кажется, что свет исходит из глубины самой картины, и мы становимся свидетелями чуда, зримого подтверждения милости Создателя, остановившего разрушительную бурю и подающего людям надежду на Спасение.

В отличие от Рубенса и многих других фламандских мастеров, художник и гравер Адриан Браувер (1605/1606-1638) не писал монументальных полотен.

Его призванием были самобытные жанровые сцены (довольно дерзкие и маргинальные по характеру: сцены драк, попоек, карточных игр) и удивительные лирические пейзажи, к которым живописец обратился в последние годы жизни. «Непритязательные по мотивам, - отмечает А.В. Камчатова, - они показывают природу в сумерках или при лунном свете и полны настроения интимности и щемящей грусти, порой в них звучат и драматические ноты». Выполненный стремительными легкими мазкамиДюкный пейзаж с восходящей луной перекликается с ландшафтами Рембрандта, который (как, впрочем, и Рубенс) высоко ценил мастерство Браувера и собирал его картины.

морской пейзаж
Франс Снейдерс и другие
Олень, загнанный в море Около 1630-1650
Холст, масло 172 х 240 см Алторп-Хауз, Нортгемптон
Одним из крупнейших представителей фламандского барокко был Франс Снейдерс (1579-1657), соратник Рубенса, посвятивший все свое творчество жанру натюрморта и сценам охоты. Яркие декоративные полотна художника, воспевающие богатство и разнообразие форм окружающего мира, пользовались заслуженным успехом у современников. Морской пейзаж в его картинах чаще всего возникал на задних планах внушительных по размеру «рыбных лавок», в которых Снейдерс демонстрировал роскошную фауну моря, но мог занимать и все пространство картины, становясь «сценой», где на наших глазах стремительно развивается драматическое зрелище яростной схватки травимого собаками дикого зверя (Олень, загнанный в море).

морской пейзаж
Давид Тенирс Младший
Бой между испанскими галерами под командованием Дона Хуана Австрийского и турецким флейтам
Холст, масло. 66,6.x 80,6 см. Частное собрание
Эффектные марины Давида Тенирса Младшего (1610-1690), друга и последователя Браувера, напоминают театральные декорации. Выполненные в голубовато-коричневой гамме, они выделяются, прежде всего, своим необычным живописным обрамлением. Художник изобразил на переднем плане по периметру картин некую барочную «гирлянду», обвивающую золотую раму, состоящую из рыб, ракушек, фигурок путти, гарпунов, якорей и прочих морских атрибутов. Марины посвящены деяниям испанского полководца и политического деятеля Дона Хуана Австрийского, получившего от короля титул «князя моря». Назначенный в 16 56 году на пост губернатора Испанских Нидерландов (Фландрии), он покровительствовал Тенирсу (который являлся придворным художником и хранителем картинной галереи) и, возможно, даже брал у него уроки живописи.

морской пейзаж
Ян ван Кессель Старший
Улов на морском берегу
Холст, масло. 14 х 19 см. Прадо, Мадрид
Антверпенский мастер Ян ван Кессель Старший (1626-1679) приобрел большую известность при европейских дворах, прежде всего в Вене и Мадриде, благодаря своим натюрмортам. В эпоху расцвета естественных наук картины, на которых со скрупулезной тщательностью запечатлены лежащие на берегу моря рыбы, раковины и моллюски, были весьма популярны у коллекционеров. Добиваясь точности в малейших деталях, художник рисовал с натуры и использовал в работе в качестве источника иллюстрированные научные тексты.

морской пейзаж
Бонавентура Петере Старший
Укрепленная гавань. Около 1646
Дерево, масло. 56,5 х 87,7 см Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Одним из ведущих фламандских живописцев, специализирующихся на морских пейзажах, был Бонавентура Петере Старший (1614-1652), происходивший из семьи художников. Его ранние марины с изображением кораблекрушений или волнуемого ветром моря написаны под влиянием голландских мастеров. Позже излюбленной темой Петерса становятся виды экзотических укрепленных гаваней и прибрежных городов, изобилующие реалистичными подробностями. Младший брат и ученик художника, Ян Петере (1624-1677), продолжил его дело. В своих композициях он уделял большое внимание стаффажу (фигурки людей и животных, включенные в пейзаж для оживления вида) и передаче влажного морского воздуха.

морской пейзаж
Питер Кастельс Младший
Фантастический порт с морской отмелью и многочисленными судами
Холст, масло 28,3 х 40,5 см Собрание П. Людвига, Ахен
Фантастический пейзаж-каприччио (от ит. сар-riccio - «каприз», «прихоть») антверпенского живописца Питера Кастельса (около 1650-1674) потрясает воображение. Какое бесчисленное количество архитектурных сооружений, руин, кораблей, лодок, людей, повозок и построек художник умудрился разместить в столь маленькой по формату работе. Стаффаж в ней уже не «оживляет», а затмевает туманные дали.

С обретением независимости Голландия в короткое время превратилась в ведущую экономическую и политическую державу Европы и один из крупнейших центров ее культуры. Не будет преувеличением сказать, что ни в одной другой европейской стране до этого живопись не пережила такого интенсивного подъема, не имела подобного признания и повсеместного распространения среди всех слоев общества, а также не дала миру такого бесчисленного множества живописцев, специализирующихся в узких жанрах. Профессия художника впервые стала одной из самых востребованных, изобразительное искусство в буквальном смысле вошло в быт рядовых людей.

Все вышеперечисленное в полной мере относится и к жанру морского пейзажа, вступившего в свой золотой век «Нигде в Европе, - пишет Камчатова, - этот жанр не пользовался такой популярностью, как у голландцев. Вся их жизнь была неразрывно связана с морем. Жившие во многом морским промыслом, на землях, отвоеванных у моря, в постоянной борьбе с морской стихией, они недаром говорили: "Бог создал море, а голландцы землю". <...> Пейзажисты Голландии в буквальном смысле слова осваивали свою страну без устали бродя в окрестностях городов, по равнине и приморским дюнам, вдоль рек и каналов и делая при этом сотни зарисовок».

морской пейзаж
Адам Виллартс
Победа голландского флота под командованием адмирала Якоба Хеемскерка 25 апреля 1607 года над испанцами.
1607-1639. Холст, масло. 136x204,5 см. Рейксмузеум, Амстердам
В католическом городе Утрехте, который и после победы революции сохранил тесные связи с Италией, живописцы находились под сильным влиянием итальянского искусства. Представителем позднего маньеризма являлся художник Иоахим Антонис Втевол (Эйтевал; 1566-1638). Яркие и пестрые краски его картины Персей и Андромеда переливаются подобно драгоценным камням. Нарочито усложненная композиция включает в себя множество аллегорических символов бренности, к которым, например, относятся черепа, кости и пустые раковины, громоздящиеся у ног мифологической героини на переднем плане.

Родившийся в Антверпене художник Адам Виллартс (1577-1664) был одним из многих протестантов, эмигрировавших из Фландрии в Голландию в конце XVI столетия. Перед тем как осесть в Утрехте, он жил некоторое время в Англии. Его сыновья Абрахам (около 1603-1669) и Исаак (1620-1693) тоже стали живописцами и, как отец, специализировались в жанре марины. В их творчестве, связанном со старыми декоративными традициями, прослеживается влияние художников семейства Брейгелей. Абрахам Виллартс много путешествовал, посетил Париж, Рим и Неаполь, а с 1637 по 1644 год провел в Бразилии в составе свиты фельдмаршала Соединенных провинций князя Нассау-Зиген, прозванного «брази-лианцем», назначенного управляющим голландскими владениями в этой стране.
Помимо морских пейзажей с тщательно выписанными судами, Абрахам Виллартс выполнил несколько портретов адмиралов.

морской пейзаж
Корнелис Клас ван Виринген
Взрыв испанского флагмана во время битвы за Гибралтар
25 апреля 1607 года. Около 1621 Холст, масло. 136,8 х 187 см Рейксмузеум, Амстердам
Эффектная марина харлемского живописца Корнелиса Класа ван Вирингена (1580-1633) посвящена битве при Гибралтаре, произошедшей во время Восьмидесятилетней войны между Испанией и Нидерландами, когда голландский флот одержал первую решающую победу. Это знаменательное событие вдохновило немало художников (картину на эту тему, например, мы встречали у Адама Виллартса). 25 апреля 1607 года голландский флот под командованием выдающегося мореплавателя и исследователя вице-адмирала Якоба ван Хемскерка (состоявший из тридцати кораблей) застал врасплох стоящий на якоре в бухте Гибралтара флот Испании и разгромил его в четырехчасовом сражении.

Испанцы потеряли двадцать одно судно, включая десять галеонов, и четыре тысячи человек, среди которых был главнокомандующий флотом Альварес де Авила. Потери голландцев составили всего сто человек, но в числе убитых был Хемскерк. Виринген изобразил кульминационный момент битвы: впечатляющий красочный взрыв флагманского корабля с летящими (как в кино) по небу обломками.

Одним из основателей голландской морской живописи искусствоведы считают Хендрика Корнелиса Врома (1566-1640), представителя харлемской школы.

морской пейзаж
Хендрик Корнелис Вром
Голландские корабли таранят испанские галеоны у английского побережья 3 октября 1 602 года.
1617. Холст, масло. 1 1 8 х 146 см Рейксмузеум, Амстердам
Его отец был скульптором и художником по керамике, дядя - архитектором города Данцига, дети продолжили творческую династию и тоже стали художниками. С ранней юности мастер много странствовал, побывал в Италии, Фландрии, Франции. Первые свои марины Вро.м начал писать во время путешествий по Испании и Португалии. Говорят, что перед возвращением на родину он даже пережил кораблекрушение. Как и Виринген, Вром отдавал предпочтение пейзажам с иллюстративным сюжетом, изображающим какое-нибудь крупное морское сражение или официальное торжество (например, встреча в порту или отплытие на корабле важного лица). Эти композиции часто выполнялись на основании описаний непосредственных участников исторических событий. Художник прославился точным воспроизведением знаменитых военных судов со всеми деталями оснастки, причем корабли на его картинах обычно выдвигались вперед и «заслоняли» чуть ли не всю поверхность моря.

«Рафаэлем морской живописи» современники называли выдающегося мариниста и гравера Яна Порселлиса (около 1584-1632), вероятнее всего учившегося у Врома в Харлеме. Художник происходил из старинного испанского рода, осевшего во Фландрии. Порселлис родился в Генте и, будучи протестантом, еще юношей эмигрировал в Голландию. В гильдию Святого Луки он был принят в 1617 году в Антверпене, работал также в Роттердаме, Лондоне, Харлеме и маленьком городке Зутервауде недалеко от Лейдена. На картинах Порселлиса море «господствует безраздельно». Оно перестает быть только сценой, на которой разворачиваются морские сражения, а наряду с небом становится главным «героем» пейзажа. Своей основной задачей художник ставил передачу атмосферы, изменчивого освещения, быстро бегущих волн и облаков, прозрачности воды и жизненной энергии морской стихии. А корабли на его маринах «рассеялись» на безбрежных просторах и разных планах композиций, превратившись в «оживляющий мотив» или, если угодно, «пространственные вехи», помогающие нашему взору ориентироваться в морской дали.

морской пейзаж
Ян Порселлис
Море в пасмурный день. Около 1630
Дерево, масло. 47,5 х 63,5 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербур
В знаменитой эрмитажной картине Море в пасмурный день Порселлис, отмечает Е.Ю. Фехнер, «путем тончайших градаций серебристо-серых тонов переходит от затененного первого плана к светлеющему горизонту. Единственным более ярким пятном является поднятый на корабле трехцветный голландский флаг. Сдержанная красочность, основанная па понимании нюансов цвета, тонкая жидкая манера письма придают изображению легкость и воздушность». Художник первым превратил марину в чистый пейзаж, а его открытия в области тонального объединения пейзажа были подхвачены многими последователями (Два корабля и шторм).

морской пейзаж
Филипс Вауверман
Морская гавань
Холст, масло. 51 х 71,5 см Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Морской ландшафт в картинах харлемского живописца Филипса Ваувермана (1619-1668), специализировавшегося в анималистических, батальных и жанровых сценах, имеет самостоятельную художественную ценность. «Небольшие, искусно скомпонованные картины Ваувермана, - пишет Камчатова, -отличаются разнообразием и естественностью стаффажа, исполнены с тонким чувством световоздушиой среды. Особенно изысканны по цвету работы зрелого периода с их серебристо-серой гаммой, иногда оживленной пятнами желтого, красного, белого, голубого. Талантливый анималист, Вауверман прославился прежде всего как знаток лошадей, которые фигурируют в большинстве его картин и которых он изображал в самых разных ситуациях».
А. Голованова


Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на эту страницу: Также бесплатно скачивайте файлы «Морские пейзажи» на страницах сайта!
Back to Top