Культура и искусство

Морской пейзаж в мировой живописи. Каталог картин. Часть 6

Морской пейзаж в мировой живописи.

Рассказ о морском пейзаже построен в удобной для восприятия форме. Двигаясь по хронологии, от древнейших помпейских фресок до полотен живописцев, созданных на рубеже XIX-XX веков, Вы получите представление о специфике той или иной национальной школы морского пейзажа, а также о творческом пути художников-маринистов.

Месдаг родился в Гронингене в семье банкира. Его отец, художник-самоучка, привил ему любовь к изобразительному искусству и дал первые уроки рисования. В 1866 году Месдаг оставил банковское дело и посвятил себя живописи. Он учился в Бельгии у пейзажиста В. Рулофса. С 1869 года живописец поселился в Гааге и стал писать морские пейзажи неподалеку, в Схевенингене, длительно и глубоко изучая натуру. «Море у Месдага, - пишет Сидорова, - это постоянно покоряемая человеком стихия. Художник изображает море в разное время дня, при различной погоде, то тихим и покорным, то бурным и опасным.

Месдаг пишет море чаще всего с рыбацкими лодками, уходящими под парусами в открытое морс или возвращающимися после рыбной ловли. В его морских пейзажах всегда много воздуха, который смягчает силуэты лодок. Их очертания почти сливаются на горизонте с небом». Хендрик Месдаг был первым крупным коллекционером современной живописи. В 1903 году художник и меценат, еще при жизни «сделавшийся одной из достопримечательностей Гааги», передал государству принадлежавший ему дом в Лане и хранившуюся в нем большую коллекцию картин (в том числе произведения барбизонцев), ставшие ныне музеем его имени.

морской пейзаж
Авраам Халк, старший
Вечер в устье реки. 1846
дерево, масло Высота: 17,8 см (7 дюймов); Ширина: 25,4 см (10 дюймов)
Частное собрание
Художник Абрахам Халк (1813-1897) родился в Лондоне в семье выходцев из Голландии и был привезен в Амстердам годовалым ребенком. Он учился в престижной амстердамской Академии (куда почти не брали иностранцев), жил и работал в Голландии до 1870 года, писал типичные голландские марины, а затем вернулся в Лондон, где провел последнюю четверть века и скончался. Неудивительно, что художника часто называют то англичанином, то нидерландцем.

В 1830-е годы Халк совершил путешествие в Америку, во время долгого плавания он изучал океан. На большинстве его картин изображены голландские барки с поднятыми парусами {Корабли в море) и высокое изменчивое небо. В одно время с Халком и Германом Куккуком в Амстердаме и Дордрехте успешно и плодотворно работал маринист-самоучка Николас Риеген (1827-1889), любивший наблюдать за маневрами судов во время отливов.

морской пейзаж
Йохан Йонгкинд
Effet de lune sur l'estuaire, Олланд
дерево, масло Высота: 13 1/8 x 16 7/8 дюйма (33,3 x 42,9 см)
Анонимная продажа; Christie's, Нью-Йорк, 4 ноября 2010 г., лот 310.
Творчество великого голландского живописца и графика Иохана Бартолда Йонгкинда (1819-1891), вплотную подошедшего к пленэрной живописи, сыграло значительную роль в искусстве Франции второй половины XIX века и оказало большое влияпие па искания будущих французских импрессионистов. Художник родился в Латропе близ Роттердама, с 1837 года учился в Гааге у пейзажиста А. Схелфхаута, а с 1846 года - в мастерской у Э. Изабо и у Ф.Э. Пико в Париже.

В 1848 году он впервые выставился в парижском Салоне, его ранние работы выполнены в традициях голландского пейзажа XVII века. В 1850-х годах художник жил то в Голландии, то в Париже, путешествовал по Бельгии, Швейцарии, Голландии и Франции. Палитра Йонгкинда в этот период заметно светлеет, он создает картины, в которых стремится передать различные оттенки состояния природы.

С 1863 года живописец часто проводил лето в Нормандии, где подружился с Э. Буденом и молодым К. Моне, на которого оказал большое влияние. В свою очередь, в произведениях самого Йонгкинда появляется динамизм, он пишет акварельные этюды на открытом воздухе, используя мазки чистых, несмешанных красок, интуитивно приближаясь к новой живописной системе.

Масляные морские пейзажи художник выполнял обычно на основе пленэрных этюдов в мастерской, как и его предшественники. В работах последних десятилетий стиль мастера упростился, а цвета стали более яркими. Несмотря па то что большую часть жизни Йонгкинд провел во Франции и воспринял достижения французской пейзажной живописи, его взгляд на природу всегда оставался решительно голландским.

В композициях Пляж в Схевенингене и Ветряные мельницы в Киндердайке он старался подчеркнуть национальные черты. Как утверждал сам художник: «Страна прекрасна по своему национальному духу: я говорю - национальному, так как мельницы, порты, аллеи, деревья - все это носит национальный характер, который, я полагаю, нигде нельзя найти».

«Развитие пейзажной живописи, - отмечает Сидорова, - не случайно для Голландии. В течение веков голландцы отстаивали свою землю от сурового Северного моря. Разбушевавшаяся стихия не раз губила жителей, сравнивая с землей деревни, затопляя города. В памяти населения остались наводнения 1825, 1831, 1855 годов. Охраняя страну от вторжения моря, в течение веков голландцы воздвигали гигантские плотины.

Столь живописно разбросанные по всей стране ветряные мельницы исполняют осушительные работы. Так, в течение 1840-1852 годов было осушено огромное Гарлемское озеро. На дне его и сорока восьми осушенных озер выросли новые города и деревни.

Богатые польдеры давали обильные урожаи и хороший корм для первоклассного голландского скота - гордости страны. Не потому ли голландский художник в пейзаже стремится запечатлеть не просто идиллические красоты природы, но передать труд народа. Изображая человека в пейзаже, художник часто сближает пейзажную живопись с жанровой».

морской пейзаж
Йозеф Израэлс
У моря.
Холст, масло 58,4 х 74,9 см
Частное собрание
На картинах крупнейших представителей гаагской школы художника-реалиста Йозефа Израэлса (1824-1911) и его последователя Бернарда Иоханнеса Бломмерса (1845-1914) нередко можно встретить изображения рыбаков из Схевенингена или членов их семей, за привычными взрослыми делами или детскими играми на берегу моря. Оба живописца проводили много времени за натурными: наблюдениями.

Бломмерс как-то сказал, что хотя он видел детей на море почти каждый лень, «они каждый раз предлагали ему что-то эдакое». Жанровые произведения живописцев часто имели драматизированный или сентиментальный характер. Работы Израэлса, который был членом художественных академий Парижа, Амстердама, Гааги и Брюсселя, особо ценились в Голландии и Франции.

морской пейзаж
Бернард Иоханнес Бломмерс
Дети на взморье.
Холст, масло 77,5 х 54,5 см
Частное собрание
А картины Бломмерса были востребованы на родине, в Англии и Америке. Художник имел такую высокую репутацию за океаном, что, когда супруги Бломмсрс посетили в 1904 году Соединенные Штаты, их со всеми почестями принял президент Теодор Рузвельт.

морской пейзаж
Джон Томас Серрес
Обломки HMS Deal Castle недалеко от Пуэрто-Рико, во время урагана 1780 года, когда команда спаслась на плоту.
Холст, масло Высота: 60,9 см (23,9 дюйма); Ширина: 90,8 см (35,7 дюйма)
Частное собрание
В Англии жанр марины в XIX столетии пользовался неизменным успехом. Лондонский художник Джон Томас Серрес (1759-1825) был, как его отец и учитель Доминик Серрес, морским живописцем короля Георга III. Самостоятельную карьеру он начал мастером рисунка в Королевском военно-морском колледже в Челси. Гардемаринам преподавали основы рисования, чтобы они могли потом во время военных рейдов «фотографировать» увиденное - выполнять эскизы береговой линии и гаваней противника.

В свою очередь, профессиональные художники-маринисты, как мы помним, нередко состояли на службе военно-морского флота и либо сопровождали рейсы разведки, детально фиксируя «прибрежные профили» и оснащенность кораблей, либо запечатлевали для потомков «портреты» судов, исторические события, морские сражения и доблестные победы.

В 1780 году Джон Томас Серрес впервые выставил свои работы в Королевской Академии живописи, а в 1793 году стал преемником своего отца при королевском дворе и получил должность морского художника в Адмиралтействе. В его распоряжении находилось судно, он получал большие деньги и ежегодно выставлял свои марины, пользующиеся широкой известностью. Серию из трех картин художник посвятил истории гибели тридцатидвухпушечного фрегата «Амазония».

Это был второй корабль с таким названием, спущенный па воду в 1773 году в Темзе, весивший 687 тонн. Экипажем в составе 220 человек командовал капитан Уильям Клемент Финч, позже ставший контр-адмиралом. Фрегат «Амазония» попал в жуткий ураган, пронесшийся в 1780 году по Вест-Индии. Британский флот потерял в ту бурю 13 судов и лишился многих береговых укреплений на островах.

морской пейзаж
Чарльз Мартин Пауэлл
Английский военный корабль «Чародейка» проходит маяк в Эддистоне.
Холст, масло 89 х 169 см
Частное собрание
Маринист Чарльз Мартин Пауэлл (1775-1824) был художником-самоучкой родом из Чичестера. Предполагают, что в молодые годы Пауэлл служил моряком, но документальных сведений о том, что он числился в рядах Королевского флота, не сохранилось. В своих работах Пауэлл демонстрировал высокое живописное мастерство и глубокое понимание морской специфики. Известно, что он очень часто переезжал с места на место (Плимут, Саутгемптон, Портсмут, Лондон), хотя художник такого уровня имел бы гораздо более высокий статус и жалованье в качестве королевского морского живописца.

Еще исследователи обращают внимание на тот любопытный факт, что Пауэлл предпочитал изображать военно-морские суда лишь в отдалении или на средней дистанции, а на переднем плане в композициях размещал обычно торговые или рыбацкие корабли. На основе этого даже выдвигается версия, что художника в юности насильно завербовали на морскую службу, а потом он бежал и был вынужден долгое время скрываться. Другие исследователи полагают, что от британского военного флота маринисту скрыться бы не удалось, если бы его хотели вернуть в строй, то вернули. А к перемене мест Пауэлла подвигала любовь к путешествиям, поэтому он бывал и в Голландии, и на Средиземном морс.

На одной из его картин изображен английский военно-морской корабль «Чародейка», построенный в 1802 году для Томаса Листера, первого барона Риблсдейла.

морской пейзаж
Николас Мэтью Конди
Русская эскадра у берегов Ирландии в 1844 году. 19 век
Холст, масло 54х81 см
Центральный военно-морской музей Санкт-Петербург
Композиция Русская эскадра у берегов Англии, хранящаяся ныне в собрании Центрального военно-морского музея Санкт-Петербурга, выполнена в 1846 году английским художником-маринистом Николасом Мэтью Конди Младшим (1818-1851), учившимся в Лондонской Морской академии. Картина входила в серию работ, посвященных визиту в Англию русского императора Николая I. Все марины этой серии имели одинаковый формат и предназначались для украшения интерьеров парусной яхты «Королева Виктория», построенной английскими корабельщиками и подаренной самодержавному гостю. До 1886 года картины находились на яхте, а затем были переданы в музей.

морской пейзаж
Джон Уилсон Кармайкл
Плавание мористее Сихама. 1843
Холст, масло Высота: 9 дюймов (22,8 см); Ширина: 30,4 см (12 дюймов)
Частная коллекция
Известный английский маринист, акварелист и иллюстратор Джон Уилсон Кармайкл (1799/1800-1868) был сыном корабельного плотника и служил во время войны за независимость Испании юнгой на флоте. В 1814 году он поступил учеником чертежника на судостроительные верфи на реке Тайн в городе Ньюкасле, где родился. Знакомство с пейзажистом Т. Ричардсоном Старшим, взявшимся его учить, повлияло на выбор Кар-майкла полностью посвятить себя живописи.

На одной из своих марин художник запечатлел корабль, проходящий при сильном ветре легендарный Солент. Этот пролив, расположенный в северной части Ла-Манша, между южным побережьем Англии и островом Уайт, поэтично именуют морской душой Альбиона. Пролив издавна являлся перекрестком важнейших маршрутов и путей пассажирских, военных и грузовых судов. На берегах пролива находятся два стратегически важных морских города-порта - Саутгемптон и Портсмут, являющийся «столицей» британского военно-морского флота. С XVIII века Солент стал центром яхтинга и парусного спорта.

Существует даже английская поговорка: «Кто сможет ходить под парусом в проливе Солент, может ходить под парусом где угодно, но не всегда тот, кто ходил в остальных местах земного шара, сможет пройти через Солент».

морской пейзаж
Уильям Адольфус Кнель
Парусное судно и пароход в Спитхеде. 19 век
Холст, масло 45,5 x 60 см (17 15/16 x 23 5/8 дюйма).
Частное собрание
морской пейзаж
Уильям Адольфус Кнель
Прибытие принцессы Александры в Грейвсенд. 1863
Холст, масло 30,5 х 46 см
Частное собрание
Картина Уильяма Адольфуса Кнеля (1805-1875) изображает сцену в Грейвсенде 7 марта 1863 года, когда датская принцесса Александра прибыла в Англию для свадьбы с принцем Уэльским Альбертом, старшим сыном королевы Виктории. В путешествии через Северное море невесту, находившуюся на борту королевской яхты Альберта и Виктории, сопровождала эскадра британских кораблей, включая флагманский фрегат адмирала Смарта «Реванш». В честь важного события салютуют береговые орудия и пушки на канонерских лодках.

морской пейзаж
Джои Джеймс Уилсон
Фекамп Хед, Нормандия. 1871
Холст, масло 45,5 x 60 см (17 15/16 x 23 5/8 дюйма).
Частное собрание. (Sotheby's Belgravia, 8 апреля 1975 г., лот 80)
На побережье Грейвсенда работали многие маринисты, в том числе лондонский художник Джои Джеймс Уилсон (1818-1875), которого тоже волновала тема прибытий и отплытий морских судов (Корабли покидают гавань).

морской пейзаж
Сэмюэль Уолтерc
Состязание яхт в Дублинском заливе. 1875
Холст, масло 62 х 102 см
Частное собрание
Популярнейшей в Викторианскую эпоху теме парусных гонок посвящена работа известного живописца ливерпульской школы Сэмюэля Уолтерса (1811-1882). Художник превосходно знал морское дело и преуспел в разных видах морского пейзажа, но более всего ему удавалось «портретирование» кораблей. Утонченные марины принесли Уолтерсу славу «аристократа среди британских морских живописцев XIX века».

На картине запечатлен этап регаты в дублинском заливе, когда суда минуют ряд опасных песчаных отмелей, тянущихся параллельно ирландскому побережью, где погибло множество кораблей. Остов одного потерпевшего крушение судна долгое время служил ориентиром для яхтсменов, впоследствии на этом месте возвели маяк. Яхтинг в Ирландии имел солидную историю, первый яхт-клуб был создан в Корке еще в 1720 год)'.

морской пейзаж
Кларксон Стенфилд
В Доггер-банке. 1846.
Холст, масло 76,1 х 69,8 см
Музей Виктории и Альберте, Лондон
Песчаные отмели моряки называют банками (от голландского bank), а разновидность голландского двухмачтового рыболовного судна - доггером (от голландского dogge - «рыбацкая лодка»), поэтому большой район отмелей на мелководье Северного моря у восточного побережья Англии, место, где голландские и английские рыбаки традиционно занимались промыслом трески и сельди, стали называть Доггер-банкой.

На марине художника Кларксона Стенфилда (1793-1867) запечатлена экстремальная для новичков, но привычная для бывалых рыбаков сцена в Доггер-банке: когда сильный ветер и волны заваливают судно, два человека хоть и с трудом, но справляются с управлением, а третий продолжаег невозмутимо рыбачить.

Работа отличается детальной убедительностью и драматической повествовательностью, что и неудивительно, так как в юности живописец провел два года на сторожевом корабле военно-морского флота (будучи насильно завербован), затем выходил в море на торговых и парусных судах, а прежде чем стать маринистом, долгое время работал театральным художником.

морской пейзаж
Ричард Бивис
Замок Данноттар. 1863.
Холст, масло 109х 159 см
Частное собрание
Прибрежные морские пейзажи писали художники Ричард Бивис (1824-1896), на картине которого запечатлен знаменитый замок Дан-ноттар - стратегический форт, расположенный на скалистом мысе побережья Шотландии на границе морских путей; Джеймс Дэвид (работал в 1881-1898 годах), любивший рисовать прибой; Эдвард Генри Хол-дер (около 1864-1917), «поймавший» грозу на далеком мысе Лендс-Энд полуострова Корнуолл, то есть буквально на «Краю Земли», и Генри Редмур (1820-1887), которому были по ссрдну гавани Уитби и Скарборо.

Особое место в английском изобразительном искусстве длительного викторианского периода (королева Виктория правила с 1837 по 1901 год) занимают «волшебные картины». «Эпоха романтизма, - отмечал Б.Р. Виппер, - длится какие-нибудь три десятилетия... Но... отблески ее, причем совсем холодные и чисто декоративные отблески романтического огня, можно наблюдать еще долго. Это - длительная, растянувшаяся до нашего века, инерция романтических настроений». морской пейзаж
Джозеф Ноэль Патон
Над морем 19 век
Дерево, масло Диаметр 33 см
Частное собоание
Неземное создание парит на прозрачных крыльях над морем в рондо (картина круглой формы, от ит. rondo -«круг») Джозефа Ноэля Патона (1821-1901), знаменитого своими сказочными фантазиями. Существует парная картина, где фея в сопровождении рыб «прогуливается» по дну морскому.

Особое место в английском изобразительном искусстве длительного викторианского периода (королева Виктория правила с 1837 по 1901 год) занимают «волшебные картины». «Эпоха романтизма, - отмечал Б.Р. Виппер, - длится какие-нибудь три десятилетия... Но... отблески ее, причем совсем холодные и чисто декоративные отблески романтического огня, можно наблюдать еще долго. Это - длительная, растянувшаяся до нашего века, инерция романтических настроений». Неземное создание парит на прозрачных крыльях над морем в рондо (картина круглой формы, от ит. rondo -«круг») Джозефа Ноэля Патона (1821-1901), знаменитого своими сказочными фантазиями. Существует парная картина, где фея в сопровождении рыб «прогуливается» по дну морскому.

морской пейзаж
Френсис Дэнби
Потоп. Около 1840
Холст, масло 284 х 451,6 см.
Галерея Тейт, Лондон
Френсис Дэнби (1793-1861), ирландский пейзажист, ведущий представитель так называемой школы Бристоля, выставил свою огромную, полную драматизма и иллюзионистских эффектов эпическую композицию Потоп, написанную в «байроновском» духе на тему из Книги Бытия, в Королевской Академии в 1840 году. Картина имела большой успех и принесла художнику широкую известность. В правом нижнем углу полотна ангел плачет над смертью ребенка.

морской пейзаж
Джордж Фредерик Уотс
Удачной рыбалки.
Холст, масло 30,5 х 25,5 см
Частное собрание
Лондонский художник Джордж Фредерик Уотс (1817-1904) считал себя «живописцем идей», а не предметов. У него был собственный символический язык, вобравший мотивы из Библии и мифологии, который был понятен его современникам. Чаще всего Уотс писал картины морально-аллегорического характера, но, как истинному англичанину, ему было не чуждо чувство юмора (Удачнойрыбалки).

Глядя на монументальную аллегорическую фреску Нептун передает Британии морскую империю, выполненную в «архаическом» стиле, и «викторианский» по ощущениям морской пейзаж Пегуэлл-Бей, Кент - Воспоминание о 5 октября 1858 года, трудно понять, что они созданы одним художником - Уильямом Дайсом (1806-1864). Но Дайс был человеком разносторонних талантов: он занимался математическими науками, получил приз за работу об электромагнетизме, организовывал школы рисования, расписывал фресками залы парламента, открыл портретную мастерскую, являлся прекрасным органистом и композитором, а также был одним из вождей англиканской церкви.

морской пейзаж
Уильям Дайс
Нептун передает Британии морскую империю. 1847
фреска 350x510 см
Озборн-Хаус, остров Уайт
В написанный с натуры в Кенте прибрежный ландшафт с видом Пегуэльской бухты живописец включил изображения своей жены, сестер и сына, занятых сбором ракушек во время отлива и приулива-ющихся в золотых сумерках по пляжу, совершенно не подозревающих о том, что в небе над их головами в этот момент проходит комета Донати.

морской пейзаж
Томас Кресвик
Лендс-Энд. Корнуолл. 1842
Холст, масло 92,1 х 130,2 см
Музей Виктории и Альберта, Лондон
Еще один величественный вид корнуоллского мыса Лендс-Энд принадлежит кисти пейзажиста Томаса Кресвика (1811-1869), подававшего другим английским живописцам пример добросовестного изучения природы под открытым небом. Небольшой городок Уолтоп-он-зе-Нейз, расположенный на берегу Северного моря в Эссексе, и влюбленную пару, любующуюся радугой над ним, запечатлел серьезный и вдумчивый художник Форд Мэдокс Браун (1821-1893), близкий в своем творчестве по стилю и идеям к прерафаэлитам.

Прерафаэлитизм был одним из важных, ярких и влиятельных направлений в истории английской культуры XIX века. Возник он в 1848 году, когда группа молодых студентов из Академии художеств, во главе с Россетти, Хаитом и Миллесом, объединилась в «Братство прерафаэлитов» с целью обновления английской живописи. Призывая отказаться в искусстве от «тупикового» догматичного академизма (уходящего корнями в Высокое Возрождение), члены Братства обращались к «наивной религиозности» английского Средневековья и эстетике Кватроченто -серьезной и искренней раннеренессансной итальянской живописи, предшествующей Рафаэлю.

Почти все прерафаэлиты были поэтами и писателями и стремились к объединению литературы и изобразительного искусства, с помощью которых они мечтали обновить не только культуру, но и все общество. «Идейная база объединения - реставрация старого искусства XV века - была, однако, утопической.

Выступив против академической рутины, - пишет Б.В. Кудрявцев, - прерафаэлиты в большинстве своем приходили к декоративной вычурности и символизму или развивали чисто натуралистические принципы, ограничиваясь в основном литературной и религиозной тематикой». Ранние работы членов братства, исполненные поэзии и детальной реалистичной предметности, приковывали взор яркими красками и необычными сюжетами в сочетании с простотой и ясностью пластического решения. Художники писали с натуры, в качестве моделей выбирали чаще всего друзей и родственников, нередко изображали фигуры и предметы на своих больших полотнах в натуральную величину.

Пытаясь достичь в своих картинах эффекта яркости и равномерного свечения итальянских фресок, применяли новаторскую живописную технику, используя белую основу без подмалевка и нанося чистые цвета на сырой белый грунт (отчего работы до сих пор не потеряли свой сияющий первозданный цвет).

Само Братство просуществовало лишь до 1853 года, но движение прерафаэлитов, которых называют «глашатаями модернизма», привлекало все новых последователей и оказывало революционное влияние на все стороны культурной жизни Англии до конца столетия. Как это ни покажется странным, но антагонизм прерафаэлитов с академистами на самом деле был надуманным. Первым в стан академических художников «безболезненно» перешел Миллес, отмечает Дзяк, «и в конце концов возглавил Королевскую академию, а картины других прерафаэлитов довольно быстро стали покупаться буржуазной публикой и постепенно превратились в эталон салонного искусства».

морской пейзаж
Уильям Квиллер Орчардсон
Наполеон на корабле «Беллерофонт». 1880
Холст, «асло 164,9 х 248,6 см
Галерея Тейт, Лондон
Выдающимся мастером повествовательного жанра (в Англии разновидность жанровой живописи носила название incident school - школа события), часто связанного с изображением исторических сюжетов, был шотландский художник Уильям Квиллер Орчадсон (1832-1910). Он родился в Эдинбурге и учился в школе искусств Попечительской академии. В 1862 году живописец переехал в Лондон, через пятнадцать лет стал академиком, а в 1907 году был посвящен в рыцари. Картины Орчадсона, выполненные легкими мазками в свободной импульсивной манере в приглушенных тонах, демонстрируют высокий уровень живописной техники.

Представленная в 1881 году на выставке в Королевской Академии историческая композиция Наполеон на корабле «Беллерофонт» имела шумный зрительский успех. На картине изображен погруженный в раздумья Бонапарт, одиноко смотрящий на море с палубы английского фрегата.

Корабль увозит свергнутого императора в ссылку на остров Святой Елены, где ему суждено провести последние шесть лет своей жизни и умереть в 1821 году. В группе стоящих поодаль у мачты офицеров можно различить фигуры генералов Монтолона, Бертрана и Лас-Каза, последовавших за Наполеоном в изгнание.

морской пейзаж
Джеймс Жак Жозеф Тиссо
До свидания 1881
Холст, масло 83 х 52,9 см
Коллекция журнала Форбс, Нью-Йорк
Одним из самых выдающихся живописцев бытовой жизни викторианской Англии стал... французский художник Джеймс (Жан Жозеф) Тиссо (1836-1902), большая часть жизни и творчества которого была связана с Туманным Альбионом. Даже свое французское имя он поменял на английское Джеймс. В Лондоне Тиссо приобрел широкую известность картинами, изображающими жизнь высшего английского общества. Тема моря часто звучит в его сценах встреч и провожаний на пирсах и на палубах кораблей (До свидания).

«В своем творчестве, - отмечает Н.Е. Кроллау, - он часто балансировал на грани вкуса и вульгарности, но умел не переступить ее. Несомненными являются высокие достоинства его свободной живописной манеры и изобретательность в создании сюжетной композиции».

Корабль увозит свергнутого императора в ссылку на остров Святой Елены, где ему суждено провести последние шесть лет своей жизни и умереть в 1821 году. В группе стоящих поодаль у мачты офицеров можно различить фигуры генералов Монтолона, Бертрана и Лас-Каза, последовавших за Наполеоном в изгнание.

морской пейзаж
Роберт Торберн Росс
Урок музыки. 1870.
Холст, Частное собрание
Сентиментальные жанровые картины со сценами из жизни рыбаков и членов их семей прославили шотландского живописца Роберта Торберна Росса (1816-1876) и английских художников Чарльза Напье Хеми (1841-1917) и Фредерика Моргана (1856-1927). Все они были академиками, но под влиянием прерафаэлитов прибегали в своих работах к детальному натурализму.

морской пейзаж
Фредерик Морган
Паром
Холст, масло 60,4 х43.8см.
Частное собрание
Они «преподносили» зрителям близко как на ладони рыбацкие лодки с тщательно выписанным рангоутом (мачты, реи и прочие надпалубные части судового оборудования), подробнейшим образом фиксировали предметы приморского быта (тросы, бочки, корзины, сети, якоря), а также одежду тружеников моря. Хеми работал на судах и заслужил репутацию блестятцего мариниста, изображая прибрежные виды и сцены рыбалки (В конце рабочего дня).



Его композиции более других перекликаются с живописью прерафаэлитов. Росс и Морган любили оживлять свои марины идиллическими сценами с детьми.

морской пейзаж
Джон Бретт
Масса, Неаполитанский залив 1864
Холст, масло
Художественный музей Индианаполиса
Созданию детально проработанных и «научно точных» ландшафтов посвятил свое творчество живописец, геолог и астроном Джон Бретт (1831-1902). В возрасте двадцати двух лет он поступил в школу Королевской Академии, но кумирами для него стали не преподаватели-академики, а художники-прерафаэлиты (в первую очередь Хант), а также главный идеолог и рьяный защитник их движения - авторитетный критик, искусствовед, пейзажист и философ Джон Рёскин. Рёскин призывал стремиться к правде и воспринимать природу, словно бы видя ее впервые, по пытаясь постичь ее сущность: «Легко управлять кистью и писать травы и растения с достаточной для глаза верностью; этого может добиться всякий после нескольких лет труда.

Но изображать среди трав и растений тайны созидания и сочетаний, которыми природа говорит нашему пониманию, передавать нежный изгиб и волнистую тень взрыхленной земли, находить во всем, что кажется самым мелким, проявление вечного божественного новосозидания красоты и величия, показывать это немыслящим и незря-щим - таково назначение художника».

Морскими пейзажами Бретт увлекся в последние десятилетия своей жизни. Он много путешествовал па собственной двухсотдесятитонной шхуне «Викинг», управляемой командой из двенадцати человек. Художник особенно любил изображать ландшафты Средиземного моря, побережье Корнуолла, южного и западного Уэльса. На одной из его марин мы видим с высокой точки обзора широкую панораму скалистых берегов и прозрачные воды Маунтс-Бей - крупнейшего залива в Корнуолле (Маунтс-Бей. Корнуолл).

В стремлении к созданию максимально правдивого изображения действительности Бретт следовал принципам глубоко почитаемого им живописца Уильяма Холмена Ханта (1827-19Ю), самого последовательного и верного представителя прерафаэлитизма. Хант писал с натуры каждую деталь пейзажа, пусть даже самую незначительную {Остров Аспарагус). Именно Ханту принадлежит большая заслуга в обновлении живописной техники прерафаэлитов.

морской пейзаж
Уильям Холмен Хант
Остров Аспарагус. 1860
Бумага, акварель 20,3 х 25,4 см.
Частное собрание
Образ моря стал романтическим лейтмотивом знаменитой жанровой картины Джона Эверетта Миллеса (1829-1896), одного из основателей Братства. На ней показан эпизод из детства известного в XVI веке исследователя сэра Уолтера Рэли, возведенного королевой Елизаветой I в рыцари. Будущий национальный герой, авантюрист, пират, писатель, поэт и открыватель новых земель, а пока еще просто юный мечтатель, вместе со своим братом пристально внимает рассказам «о чудесах на суше и на море», которые столь красочно и убедительно звучат в устах вышедшего на берег в Девоне загорелого генуэзского моряка.

Возможно, именно эта встреча определила дальнейптую судьбу Рэли. Кораблик в нижнем левом углу композиции символизирует грядущие морские приключения.рафаэлитами, но их сюжеты и мораль были викторианскими. После 1860-х годов интерес к этому особому жанру драматизированного "морального" пейзажа упал, и большая часть таких картин на долгое время вышла из моды...

Что было особенным в этих картинах, так это сверхчувствительное воспроизведение света, особенно солнечного света и погодных феноменов, скрупулезно изученных. Эта забота о точном воспроизведении видимого мира настолько сильна, что делает болезненным его созерцание. Их устремления были также в высшей степени моральными. Иногда эта мораль проста или достаточно провокационна, чтобы смутить. Часто она сложна и проблематична. Иногда она достаточно загадочна, чтобы настойчиво интриговать. Холман Хант - производитель загадок».

морской пейзаж
Эдвард Джон Пойнтер
Грот морских нимф. 1903
Холст, масло 110x146 см
Частное собрание
Особенным успехом при дворе королевы Виктории пользовались талантливые и широко образованные художники-академисты Эдвард Джон Пойнтер (1836-1919) и Фредерик Лейтон (1830-1896), создававшие свои богатые по колориту и безукоризненные по технике исполнения историко-мифологи-ческие полотна в духе «окрашенного в романтические тона» классицизма.

морской пейзаж
Фредерик Лейтон
Вид бухты. Остров Родос. 1867
Холст, масло 37,5 х 57,8 см
Частное собрание
В их картинах идеи популярного в Викторианскую эпоху классицизма переплетались с идеями развивающегося в эти же годы эстетизма, суть которого замечательно охарактеризовал Тсофиль Готье:

«Искусство для искусства - это творчество, освобожденное от всех стремлений, кроме стремления к совершенству...» Зеркальная гладь бухты с детально выписанными скалами на переднем плане па марине Лейтона заетавляег вспомнить пейзажи Ханта (Вид бухты. Остров Родос).

Похожая на странный дивный сон композиция Скала гибели, на которой Персей впервые видит так близко спасаемую им от морского чудовища царевну Андромеду и на мгновенье замирает, пораженный ее красотой, принадлежит кисти одного из основоположников «второй волны Братства» художника-прерафаэлита Эдварда Коли Бёрн-Джонса (1833-1898), ученика Россетти. На творчестве Бёрн-Джонса в значительной мере сказалось влияние итальянских живописцев XV века, так называемых примитивов (особенно Боттичелли), которых он изучал во время поездок в Италию (второе путешествие он совершил в сопровождении Рёскина).

морской пейзаж
Эдвард Коли Бёрн-Джонс
Скала гибели. 1885-88
Холст, масло 154х129 см
ГХГ, Штудгарт
«Под картиной я подразумеваю красивую романтическую мечту о том, чего никогда не было и никогда не будет, что освещено самым прекрасным светом и находится в таком месте, которое нельзя ни найти, ни вспомнить, а можно лишь желать», - писал этот удивительный художник из «страны грёз», отрицавший прозаическое восприятие бытия. Великолепный живописец, незаурядный мастер иллюстрации, предвосхитивший расцвет модерна, создатель изысканных эскизов для ковров и витражей, Бёрн-Джонс последовательно воплощал в своем искусстве эстетические, а затем и символические устремления английской живописи викторианского периода.

морской пейзаж
Джон Уильям Уотерхаус
Миранда. Буря. 1916.
Холcт,масло 100,4х137,8 см.
Частное собрание
Душу морской стихии, какой она предстает в сказках, сновиденьях и стихах Шекспира, Теннисона и Гомера, мог передать в своих таинственно-прекрасных картинах Джон Уильям Уотерхаус (1849-1917), последователь эстетических воззрений и тематических пристрастий поздних прерафаэлитов, никогда, впрочем, официально не состоявший в рядах Братства. Женщины на его полотнах, даже когда речь идет о хвостатых нереидах или пернатых сиренах, всегда непостижимы, пленительны, опасны, чувственны, возвышенны и при этом настолько жизненны и достоверны, что их изображения кажутся плодом иллюзионизма.

Персонажи неразрывно связаны с окружающим миром, они являются частью этой волшебной, древней, существующей параллельно в двух мирах, пугающе реалистичной природы (Улисс и сирены).

«Умение свободно и остро группировать фигуры, то взвинчивая ритм, то создавая впечатляющие паузы, - отмечает И. Светлов, - обретает у него одновременно естественность и театральность... И как композитор, и как декоратор Уотерхаус приближается к характерному для модерна насыщению пространства, обыгрывает излюбленные в то время фактурные контрасты, но без лишнего экстремизма. Уотерхаус хорошо чувствует масштаб фигур и пейзажа, гибко соотносит ближние и задние планы».

Художник родился в Риме в семье английского живописца, который стал его первым учителем. В 1850-х годах Джон Уильям вместе с родителями вернулся в Лондон, по навсегда сохранил особое отношение к Вечному городу и античному искусству. Поработав в мастерской своего отца, Уотерхаус в 1870 году поступил в школу Королевской Академии, а в 1885 году -в саму Академию, став ее членом-корреспондентом. Спустя десять лет он уже был действительным академиком и популярнейшим мастером, работы которого пользовались большим успехом (как у зрителей, так и у критиков) и получали медали на выставках в Лондоне, Париже, Чикаго и Брюсселе.

За свою творческую жизнь Уотерхаус создал около двухсот полотен на античные, исторические и мифологические темы, а с 1880-х годов он чаще всего обращался к литературным сюжетам. На одной из самых знаменитых его картин изображена Миранда -героиня пьесы Шекспира Буря. Художник запечатлел единственную дочь законного герцога миланского Просперо на берегу затихающего после сильной бури моря. Миранда с отчаяньем смотрит на потерпевший крушение корабль и грустит о погибших на нем людях. По вине родного дяди, стремившегося захватить престол, она с малых лет оказалась с отцом на острове и вела отшельническую жизнь.

Девушка еще не знает, что бурю с помощью волшебных чар вызвал сам Просперо, а среди спасшихся мореплавателей находится ее будущий возлюбленный Фердинанд. Как ни прекрасна написанная художником Миранда, но сказочное настроение в картине создает пейзаж со светящимся морем, переливающимися в тон одеяния героини влажными камнями и рокочущими волнами.

Тема музыки в изобразительном искусстве волнует не одно поколение исследователей. И это касается не только живописных произведений, на которых изображены музыканты, музыкальные инструменты или композиторы. Единые формы воплощения образного строя музыки и живописи пытался найти Пуссен, построивший так называемую теорию «модусов» живописного творчества, которой он следовал в своей работе. Он уподоблял «модусы» древнегреческим музыкальным ладам. О светотеневом и тональном строе в картинах Рембрандта писал И.Е. Репин, отмечая, что он «как дивная музыка оркестра, его дрожащих и двигающихся во всех глубинах согласованных звуков».

Музыкальной называют живопись Боттичелли, Лоррена, Ватто, Уистлера и многих других художников. Мы не будем углубляться в эту интереснейшую тему, но не кажется ли, что сквозь ритм исполненной экспрессии и эмоционального напора символической композиции Уолтера Крейна (1845-1915) Лошади Нептуна явственно проступают звуки симфонии?

морской пейзаж
Лоуренс Альма-Тадема
Удобный наблюдательный пункт. 1895
Холcт,масло 64х44.5 см.
Музей Пола Гетти. Малибу
Один из самых необычных морских видов продемонстрировал в своей жанровой картоне Удобный наблюдательный пункт знаменитый английский художник-академист Лоуренс Альма-Тадема (1836-1912), голландец по происхождению. Вернее, необычен ракурс с залитой солнцем античной террасы, откуда героиням полотна и нам, зрителям картины, открывается головокружительный вид вдаль на тающий в солнечном мареве залив и вниз на заходящий в гавань корабль.

морской пейзаж
Джон Аткинсон Гримшоу
Фея Ночи 1879
Холст, масло 82,5 х 122 см
Частное собрание
Удивительный и самобытный живописец викторианского периода Джон Аткинсон Гримшоу (1836-1893) родился в Йоркшире на севере Англии. В шестнадцать лет он устроился в родном городе Лидсе клерком в Северную железнодорожную компанию, где ему пришлось девять лет трудиться и набираться решимости полностью посвятить себя живописи, вопреки воле родителей-баптистов.

Тяга к искусству выдержала все испытания, к тому же художнику-самоучке соггутствовала удача, его картины успешно продавались в книжных магазинах и двух галереях Лидса, а затем и в Лондоне, когда он получил признание Королевской Академии. Славу Гримшоу принесли необыкновенные «лунные» пейзажи, похожие на призрачные видения. Каждое лето семья живописца проводила в Скарооро, где из их
А. Голованова


Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на эту страницу: Также бесплатно скачивайте файлы «Морские пейзажи» на страницах сайта!
Back to Top