Культура и искусство

Морской пейзаж в мировой живописи. Каталог картин. Часть 5

Морской пейзаж в мировой живописи.

Рассказ о морском пейзаже построен в удобной для восприятия форме. Двигаясь по хронологии, от древнейших помпейских фресок до полотен живописцев, созданных на рубеже XIX-XX веков, Вы получите представление о специфике той или иной национальной школы морского пейзажа, а также о творческом пути художников-маринистов.



В творчестве выдающегося дрезденского живописца Каспара Давида Фридриха (1774-1840) с наибольшей последовательностью воплотилась центральная идея северонемецкого романтизма о нерасторжимом единстве природы, являющейся, по мнению Шеллинга, созданием мирового духа, и внутреннего мира человека, а также мысль о том, что все сущее одухотворено и находится в непрерывном процессе творения.

Фридрих полностью посвятил себя пейзажу. Он много путешествовал по Германии и делал многочисленные зарисовки с натуры, однако его пейзажи, отмечает В.И. Раздольская, «при всем их поразительном, завораживающем предметном веризме обычно не связаны с конкретными ландшафтами, а создают собирательный образ мира, его аллегорию, включающую и символы человеческой жизни и воплощающую единство конечного и бесконечного, конкретного и универсального».

морской пейзаж
Каспар Давид Фридрих
Меловые горы на острове Рюген. Около 1818
Холст, масло 91 х71 см. Собрание О Рейнхардта, Винтертур
Искусство, полагал Фридрих, - «это наша молитва», оно призвано служить посредником между Богом и людьми и объединять «духовное и чувственное», но сокровенный Божественный смысл может быть раскрыт лишь в символической форме. Одной из главных тем в творчестве художника, родившегося в маленьком городке Балтийского побережья Грейфсвальде, являлось море, перед величием и красотой которого он преклонялся. В картинах Фридриха, человека глубоко религиозного и склонного к острому ощущению драматических сторон жизни, часто возникает изображение креста, придающее пейзажам мистическое звучание. В композиции Крест на Балтийском море крест и якорь символизируют две основные христианские добродетели - веру и надежду.

«Мастер должен писать не только то, что он видит перед собой, но и то, что он видит в себе. Но если он ничего не видит в себе, то ему не стоит писать и то, что он видит перед собой», - угверждал Фридрих. И далее призывал живописцев: «Закрой глаза, чтобы увидеть свою картину духовными очами. Затем вынеси на свет то, что ты видел в темноте, чтобы увиденное изнутри отразилось вовне». Марину Вид гавани художник создал по возвращении из путешествия в родной Грейфсвальд, которое он совершил в августе-сентябре 1815 года. В детстве и отрочестве Фридрих пережил много трагических событий: раннюю смерть матери, затем сестры, а потом гибель брата, спасавшего Каспара Давида, когда тот тонул. Возможно, поэтому на символическом языке художника корабль (лейтмотив всего его творчества), в зависимости от контекста, мог означать жизнь или смерть.

Гавань, полная кораблей без парусов и пестрящая остовами мачт, чернеющих на фоне гуманного заката, представляет собой аллегорию смерти.

Композиция Северное море (Гибель «Надежды») навеяна полярными экспедициями 1819-1820 и 1824 годов и является частью серии так называемых «полярных» пейзажей. На ней изображены необъятные ледяные просторы Гренландии, пугающие безмолвием и пустынностью. Человек ничтожно мал и беспомощен перед могуществом природы, с холодным безразличием отбирающей надежду на спасение. Художник передает неотвратимость натиска вздыбленных льдин, из-под которых едва видна корма погибшего корабля, похожего на разбитую скорлупку. Заледеневшее море подобно величественной каменной гробнице, от которой веет космическим холодом.

морской пейзаж
Каспар Давид Фридрих
Северное море (Гибель «Надежды»). 1823-1824
Холст, масло 96,7 х 126,9 см Кунстхалле, Гамбург
Совсем иные, радостные и светлые чувства вызывает море, запечатленное художником в сложной аллегорической картине Меловые скалы на острове Рюген, созданной вскоре после свадебного путешествия. На переднем плане композиции, на «вершине счастья», Фридрих изобразил свою жену Каролину сидящую на камне, себя, заглядывающего в пропасть или расщелину в скалах, на которую указывает супруга, и, очевидно, своего брата Кристиана, созерцающего безбрежные дали, прислонившись к стволу дерева.

Меловые скалы и сросшиеся кроны деревьев, символизирующие супружество, образуют некую раму волшебного окна в иной мир. Красный, синий и зеленый цвет в одежде персонажей символизирует любовь, веру и надежду. «Смысл картины, - считает Раздольская, - сосредоточен, прежде всего, в бесконечном пространстве моря, которое поднимается до непомерно высокого горизонта, опрокидываясь своей гладью па зрителя, как в работах китайских художников, и лишь где-то в верхней части композиции почти незаметно сливаясь с небом».

Философскую глубину творчества Фридриха и своеобразие его работ высоко ценил наш соотечественник, поэт-романтик В А. Жуковский, способствовавший приобретению ряда произведений художника, ныне хранящихся в русских музеях.

Формальный изобразительный язык художников-романтиков Германии в начале XIX века, отмечает Е.П. Львова, оставался в рамках классицизма. Поэтому самым важным для пейзажистов (в том числе и для Каспара Давида Фридриха, принадлежавшего к той немногочисленной группе немецких мастеров, которые никогда не посещали Италию) было не то, как исполнена картина, а что она выражала. Композиция с морским пейзажем Наполеон в Порто-Феррайо из собрания Государственного Эрмитажа принадлежит кисти крупного немецкого архитектора и художника Лео фон Кленце (1784-1864), страстно увлеченного эллинистическим искусством и следовавшего в своем творчестве принципам классицизма.

Уроженец Южной Саксонии, он учился в Берлине и Париже, затем путешествовал по Италии, где знакомился с памятниками античности и Ренессанса, но основная деятельность этого знаменитого зодчего связана с Мюнхеном.

морской пейзаж
Лео фон Кленце
Наполеон в Порто-Феррайо 1839
Холст, масло 40 х 51 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
В 1808-1813 годах Кленце был придворным архитектором Джерома Бонапарта, короля Вестфалии. Картина, посвященная его великому брату, была написана уже после краха наполеоновской империи в 1839 году, когда по заказу русского императора Николая I Кленце работал над проектом нового здания Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

морской пейзаж
Йозеф Антон Кох
Прибрежный пейзаж с радугой и возвращающимся домой всадником Около 1830
Холст, масло 75,7 х 103 см Государственная галерея, Штутгарт
Героические пейзажи в духе Пуссена, окрашенные в романтические тона, писали в Италии тиролец Йозеф Антон Кох (1768-1839) и берлинец Франц Людвиг Катель (1778-1856). Следование классицистическим канонам вовсе не исключало живого наблюдения итальянских ландшафтов, хотя Кох выступал противником натурализма и писал в 1810 году, что «простая имитация природы намного ниже искусства; даже когда искусство выглядит вполне реалистичным, возвышенный гений художника должен преображать природу». Для усиления поэтической экспрессивности и передачи возвышенного героического духа в своих пейзажах Кох пренебрегал иногда географической точностью.

морской пейзаж
Франц Людвиг Катель
Неаполитанский залив. 1831
Холст, масло 99 х 138 см. Германский национальный музей, Нюрнберг
В картинах или, точнее, «идиллических поэмах в красках» обоих художников можно встретить изображение радуги, которая, по словам Норберта Вольфа, «является символом божественного милосердия, связывает небо и землю, античную и средневековую жизнь в некое гармоническое целое».

морской пейзаж
Андреас Ахенбах
Берег замерзшего моря. 1839.
Холст, масло 1 38 х 225cm. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Излюбленными темами живописи пейзажиста Ан-дреаса Ахенбаха (1815-1910) были бури и кораблекрушения. Во второй половине XIX века Андреас Ахенбах, не являясь членом профессорской коллегии Академии Дюссельдорфа, был самым влиятельным художником дюссельдорфской школы. Его пейзажи и марины имели широкую известность, в том числе и в России (кстати, в раннем детстве он учился рисованию в Петербурге, а спустя много лет, будучи известным европейским мастером, являлся почетным вольным общником петербургской Академии художеств). В 1827 году Андреас поступил в дюссельдорфскую Академию (его учителем стал талантливый педагог И.В. Ширмер), а спустя восемь лет покинул ее, протестуя против порядка обучения и политики, проводимой ее главой В. Шадовым.

В 1830-1850 годах художник много путешествовал по северу Германии, балтийским странам, Норвегии, Нидерландам, посетил Париж и Италию. Большое влияние на его творчество оказали работы Рейсдала, с которыми он ознакомился во время своих поездок в Голландию.

Следуя призыву своего учителя, А. Ахенбах скрупулезно исследовал натуру. Одним из первых немецких художников он стал отдавать предпочтение простым, «неприукрашенным>> пейзажным мотивам, почерпнутым из наблюдений за окружающей природой. Его реалистичные картины во многом нарушали академические традиции. Он любил писать побережья Северного и Балтийского морей в разные сезоны и время суток (Берег замерзшего моря). Его вдохновляла передача влажной морской атмосферы при постоянно меняющемся естественном освещении (Лодки в гавани).

Многие марины он выполнил на побережье Голландии в Схевенингене, которое он посещал неоднократно. «Высокое профессиональное мастерство пейзажиста, - пишет Е. Федотова, -педагогический талант сделали Андреаса Ахенбаха одним их мастеров, учиться у которого стремились многие европейские художники (Х.Ф. Гуде, А.П. Боголюбов и другие)».

морской пейзаж
Освальд Ахенбах
Фейерверк в Неаполе. 1875.
Холст, масло 65,5 х 101,5 см Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Учеником Андреаса Ахенбаха был его младший брат Освальд Ахенбах (1827-1905), окончивший вслед за ним дюссельдорфскую Академию художеств также в мастерской Ширмера. Освальд много путешествовал по Тиролю и Италии. На основе натурных этюдов он писал романтические итальянские пейзажи со стаффажем, уделяя большое внимание световым эффектам (Фейерверк в Неаполе).

Яркие и подкупающие своей непосредственностью воспоминания о своей учебе у Ахенбаха оставил в Записках моряка-художника А.П. Боголюбов: «Принял он меня гордо, но довольно вежливо. Взялся учить за 30 талеров в месяц. Учеников у него было только трое: Пост, Гуде и я, остальных он тотчас выпроваживал, коль скоро замечал, что ничего не делают или бесталанны. При таких условиях работать стало необходимо во все пары, что я и делал. К тому же приспела весна, и он послал меня в Шевенинген на этюды, рекомендуя забыть о его картинах и руководствоваться только своим собственным взглядом на природу: "Мною вы никогда не будете, да и Боголюбова не создадите, думая об Ахенбахе".

Возвратясь домой через три месяца, я привез пропасть тщательных рисунков с натуры и столько же этюдов. Более всего отец Андрей одобрил корабли, барки, пароходы, лодки и, узнав мою силу, советовал мне всегда держаться этой отрасли и сказал: "Истинно морских художников очень немного, а мы все только лодочники".

Это и правда. Ахенбах чертил и знал превосходно шеве-нингенскую конструкцию, но как только дело доходило до морского судна, он вечно хромал знанием, почему впоследствии ему, как и Изабе, мне приходилось поправлять конструкцию судов, чертить снасти от руки, по муштабелю и указывать на недостаточность страдания судна на волне. Но до этого доверия я дожил только разве через полтора года. Маэстро ругал меня всегда за небрежность письма, чем я сильно заразился во Франции. "Хотите быть мастером, не быв учеником", - говорил он мне, часто уснащая речь острыми до язвительности словами...»

морской пейзаж
Густав Шёнлебер
Прибрежный город в сильный ветер. 1888
Холст, масло 1 80,3 х 261,6 см Частное собрание
Традиции реалистического морского пейзажа, заложенные Ахенбахом и его учениками, продолжил в своем творчестве немецкий живописец Густав Шёилебер (1851-1917), обучавшийся вначале в Штутгарте, а затем у Адольфа Лира в Мюнхене. Он писал натурные этюды под открытым небом на побережьях Голландии, Италии, Нормандии, Бретани, Англии и Германии, а потом в студии создавал большие, более сложные картины. В результате несчастного случая Шёилебер в юности ослеп на один глаз, но это печальное обстоятельство не помешало ему стать замечательным художником, тонким колористом, членом Академии, профессором и главой художественной школы в Карлсруэ.

Веянья романтизма не иссякали в немецком искусстве на протяжении всего XIX века и нашли своеобразное завершение в творчестве символистов, выражающих посредством символов (symbolon в пер. с греч. «знак») интуитивно постигаемые сущности и идеи.

«Символистов, - пишет Камчатова, - роднила с романтиками убежденность в том, что жизнь не ограничивается теми видимыми формами, которые человек воспринимает с помощью данных ему пяти чувств. Однако в целом они ставили перед собой иные задачи, часто намеренно затемняя смысл своих произведений, обращаясь к языку аллегорий, предлагая необычные (а порой и шокирующие) трактовки классических образов».

морской пейзаж
Франц фон Штук
Фавн и Наяда. 1918
Холст, масло 156,7x61,5 см.
Частное собрание
Творчество крупнейшего мюнхенского художника Франца фон Штука (1863-1928) граничит с тремя направлениями искусства рубежа ХЕХ-ХХ веков: символизмом, импрессионизмом и югендстилем (модерн). Живописец населял свои картины, написанные в духе «брутального» символизма, персонажами античной мифологии. Нарочито нереальные фигуры фавна и наяды на одной из его работ словно бы внезапно возникают на темном фоне неба, освещенные волшебным, непонятно откуда льющимся светом. Художника волновала проблема пересечения духовного и телесного.

По мнению М.Ю. Германа, Штук трактовал мир «как пугающую или завораживающую пантомиму, сыгранную многозначительными страшноватыми персонажами-масками, статистами, олицетворявшими ("символизировавшими") те или иные понятия».

В 1892 году Штук вместе с Уде и Тюбнером основал Мюнхенский Сецессион. Это творческое объединение охватывало не только живопись, но и другие сферы изобразительного искусства и постепенно стало очагом немецкого модерна. В 1896-1901 годах Штук; сотрудничал с журналом Югенд, являвшимся главным органом пропаганды этого стиля.

Море и обитающие в нем мифологические существа волновали воображение художника Бенегаа (Бенедикта) Кнупфера (1848-19Ю), учившегося в Пражской Академии изящных искусств, а затем в Мюнхене у профессора К. Пилоти. Он удачно соединял в своих изящных, декоративных, как правило, удлиненных композициях элементы символизма и модерна, используя достижения современной ему пленэрной живописи.

На одной из его картин изображена увлекательная «борьба» нереиды и морского божества греческой мифологии Тритона (представавшего обычно в виде старца или юноши с рыбьим хвостом), за перипетиями которой а затем жил по преимуществу в Италии, путешествуя по стране и изучая классическое искусство.

Величавые, монументальные произведения художника на античные и исторические сюжеты были технически виртуозны и устремлены к возвышенным идеалам, но в них часто проявлялась близость к салонно-ака-демической живописи с се «мелодраматическим пафосом и внешней красивостью» (Камчатова). В образе Медеи, изображенной у моря перед ее отъездом в изгнание, Фейербах запечатлел известную римскую натурщицу Анну (Нанну) Ризи, которая являлась его любимой моделью. В Медее художник представил подлинный пейзаж побережья Тирренского моря.

морской пейзаж
Арнольд Бёклин
Остров мертвых 1880
Холст, масло 111 х 155 см. Художественный музей, Базель
Небывалым успехом пользовались многозначительные картины швейцарского художника-символиста Арнольда Бёклина (1827-1901), одна из которых -

Остров мертвых - стала, по меткому определению Германа, «своего рода иконой и знаком времени». Начав работу в 1880 году (заказчица мечтала получить картину, «которая заставляла бы грезить»), живописец создал пять версий композиции, хранящихся ныне в музеях Европы и Соединенных Штатов Америки (одна из них была в коллекции Гитлера). На версии из музея Базеля мы видим необычно освещенный таинственный остров со скалой и высокими кипарисами возле высеченных в скале склепов, к которому в ночи медленно подплывает лодка с гребцом, гробом и статуеподобной фигурой, закутанной в саван.

Сам Бёклин полагал, что сильное эмоциональное воздействие этот «инфернальный» пейзаж оказывает тем, что в нем царит «такая тишина, которая заставит вас вздрогнуть, если к вам внезапно постучат в дверь».

Под впечатлением от увиденной в Париже черно-белой репродукции картины Рахманинов написал свою симфоническую поэму Остров мертвых, но, ознакомившись позже в Лейпцигской пинакотеке с оригиналом, был разочарован. «Если бы я сперва увидел оригинал, - признавался композитор впоследствии, -мой Остров мертвых, наверно, никогда не был бы паписан. Мне гораздо больше понравилась репродукция "в черном и белом"». Цветовое решение картин живописца, считают многие искусствоведы, отличалось некоторой пестротой и резкостью, которая с годами усиливалась.

Следуя эстетике символизма, художник часто населял свои мистические пейзажи, проникнутые духом пантеизма, изображениями причудливых фантастических и мифологических существ (Игра наяд). В фигурах персонажей, отмечает А.Н. Тихомиров, чувствуется слабый рисунок - работа «от себя», так как Бёклин почти никогда не пользовался моделью.

Австрийский художник Йозеф Ребель (1787-1828) учился в венской Академии, одной из старейших в Европе, основанной в 1692 году. Важнейшую роль в становлении творчества живописца сыграло длительное пребывание в Италии. Под влиянием работавших в Риме художников Берне и Коха Ребель обратился к жанру ведугы и марины. На своих камерных полотнах он изображал небольшие итальянские гавани с реальными архитектурными сооружениями на высоких величественных берегах, рыбачьи суда и фигурки людей, мирно занятых повседневной работой, заменившие в его композициях традиционные античные руины и «героически» сгруппированный стаффаж.

Гораздо больше живописца занимала игра света и передача атмосферных эффектов, например туманной дымки, окутывающей сиреневой вуалью склоны прибрежных холмов вдали {Вид Сорренто).

морской пейзаж
Йозеф Ребель
Вид Сорренто. Холст, масло 47,5 х 66,5 см
Частное собрание
Ребеля, который стал профессором венской Академии и возглавил мастерскую пейзажа, называют одним из основателей австрийской реалистической пейзажной живописи. В 1824 году император Франц I назначил художника директором Императорской картинной галереи, размещавшейся тогда во дворце Бельведер.

морской пейзаж
Йозеф Ребель
Kuste bei Neapel mit Kastell und netzziehenden 1815
Холст, масло Высота: 23 см (9 дюймов): 36 см (14,1 дюйма).
Галерея Бельведер во дворце Бельведер в Вене , Австрия .
Морские ландшафты Франца Рихарда Унтербергера (1838-1902) залиты солнечным светом и излучают спокойную радость. Живописцу непостижимым образом удалось совместить в них «пространственную бесконечность» и волнующую интимность (Вид Монако). Панорамные композиции Унтербергера, проникнутые теплом и мерцающим серебристым цветом, получили международное признание (Монахи на террасе в Амальфи).

морской пейзаж
Франц Рихард Унтербергер
Рыбаки в норвежских фьордах. 1861
Холст, масло 68 х 101 см. Частное собрание
Художник родился в Инсбруке в многодетной буржуазной семье. В пятнадцатилетнем возрасте он поступил в мюнхенскую художественную Академию, где учился в классе К. фон Циммермана и Ю. Ланге. Затем он продолжил свое образование в Академии Веймара у А. Циммермана. В 1858 году молодой живописец впервые посетил Италию и жил несколько месяцев в Милане, а спустя год отправился в Дюссельдорф изучать живопись под руководством знаменитых пейзажистов братьев Ахенбахов, оказавших на него большое влияние.

Становлению художника способствовало длительное путешествие по Норвегии и Дании, совершенное Уптербсргером вместе со своим учителем А. Ахснбахом. Рыбаки в норвежских фьордах - одна из написанных во время этой поездки работ. Природа Скандинавии на картине вовсе не пугает северной суровостью и одиночеством, напротив, она вызывает восторг своей поэтичностью и, как ни странно, «обжитостыо».

Композиция выстроена таким образом, что вначале видишь высокое небо и спускающиеся по диагонали яркие лучи солнца, потом охватываешь глазом величавую красоту фьорда и мощь скал, напоминающих склонившихся над водой бородатых великанов, а затем не можешь оторвать взор от «уютного» зрелища безмятежной провинциальной жизни, царящей на переднем плане. А после этого вновь внимательно исследуешь пространство картины, отмечая то корабли, пришвартованные у подножия скал, то парус, сверкнувший на горизонте, то чаек, кружащих над морем.

В 1864 году Унтербергер обосновался в Брюсселе и оставался там до конца жизни. Лето он обычно проводил в Нейи-сюр-Сеи недалеко от Парижа, откуда часто совершал поездки в Южную Италию, Венецию и Сицилию, а однажды отправился путешествовать вдоль побережья Англии и Шотландии. Наибольший успех художнику принесли марины с видами Венеции и окрестностями Неаполя.

морской пейзаж
Шарль Анри Жозеф Лейкерт
Зимний пейзаж близ Амстердама 1850.
Холст, масло 81 х 114 см. Рейксмузеум, Амстердам
Зимние морские пейзажи составляют существенную часть творческого наследия бельгийского художника Шарля Анри Жозефа Лейкерта (1816-1907), работавшего в Голландии. С одиннадцати лет он учился в гаагской Академии рисунка и продолжил свое обучение в Гааге у известного пейзажиста А. Схелфаута. Многие мотивы ландшафтов Лейкерта (Зимний пейзаж близ Амстердама) перекликаются с работами учителя.

морской пейзаж
Шарль Анри Жозеф Лейкерт
многочисленные фигуристы возле koek-en-zopie на замерзшем водном пути возле особняка 1892.
Холст, масло 92 х 140 см.. Частная коллекция
В 1848 году художник переехал в Амстердам, где спустя восемь лет стал действующим членом Королевской Академии искусств. В амстердамский период (до 1883 года) Лейкерт часто обращался к изображению сцен на морском берегу, приобретающих на холсте романтический оттенок благодаря переливающемуся яркими розовыми и голубыми красками небу.

Работы живописца, отмечает М. Сенеико, «отличаются ровным мастерством исполнения и устойчивостью мотивов, которые художник, как правило, повторял много раз; видимо, он неоднократно использовал на протяжении своей долгой жизни те же самые наброски и эскизы». Оттого похожие (но не полностью идентичные) архитектурные сооружения и приметы местности можно встретить па многих его полотнах, исполненных почти всегда в мастерской.

морской пейзаж
Альфред Стевенс
Отплытие судна
Холст, масло 46 х 38,3 см.
Частное собрание
Творчество бельгийского живописца Альфреда Стевснса (1823-1906) в основном связано с Парижем, где мастер обитал долгие годы и входил в интеллектуальную и творческую среду, в которой формировался импрессионизм. «Стевенс, - пишет М.Ю. Герман, - с юности жил во Франции, училсяу Эн-гра, стал преуспевающим художником салонного толка, писал батальные картины и сентиментальные жанры, получил орден от бельгийского короля. Это человек светский, в числе его добрых знакомых Дюма-сын, Делакруа, Бодлер, Дега и множество других известных персонажей. Но, главное, он был деятелен, доброжелателен, понимал современное и смелое искусство, сочувствовал новым художникам. И с готовностью предоставил Мане свою просторную мастерскую».

К жанру морского пейзажа художник обратился после 1880 года, когда по состоянию здоровья был вынужден по предписанию врача проводить каждое лето на море. Постепенно эта тема так увлекла Стевенса, что он написал сотни марин с видами побережья Нормандии, выполненных в смелой спонтанной манере (Купальщики и парусные суда).

морской пейзаж
Иохан Кристиан Даль
Фьорд около Холместранда 1843
Холст, масло 38 х52,5 см
Национальная галерея, Берлин
Основоположником норвежской национальной школы живописи был пейзажист Йохан Кристиан

Даль (1788-1857), родившийся в семье рыбака из Бергена. После обучения в родном городе и в Академии художеств в Копенгагене он переехал в Дрезден, где в 1818 году познакомился с КД. Фридрихом и художниками его круга. В 1824 году, после поездки в Италию, Даль (одновременно со своим ближайшим другом Фридрихом) стал профессором дрезденской Академии художеств. «Среди последователей Фридриха, - отмечает Раздольская, - наиболее интересным живописцем был Даль.

Некоторые исследователи полагают, что его непосредственное и свободное видение натуры могло оказать влияние на эволюцию живописных приемов Фридриха. Он писал разнообразные мотивы немецкой, норвежской и итальянской природы.

Несмотря на многолетнюю дружбу с Фридрихом, творчески он был достаточно независим и, даже обращаясь к близким мотивам, обычно не стремился к их символическому истолкованию». Наиболее ценную часть творческого наследия Даля составляют картины, выполненные под впечатлением от путешествий по Норвегии. Художник часто бывал на родине, много работал над этюдами под открытым небом, что пробуждало в нем глубокое чувство благоговения перед великолепием норвежской природы (Фьорд около Холместранда).

Учеником и последователем Даля был Томас Фирнлей (1802-1893), искусство которого также можно охарактеризовать как «романтический реализм».

морской пейзаж
Ханс Даль
Дочери Ран.
Холст, масло 92 х 144 см
Частное собрание
Ради занятий живописью норвежский офицер Ханс Даль (1849-1937) оставил службу в армии, вышел в отставку и отправился учиться в 1873 году в немецкий город Карлсруэ, а затем продолжил художественное образование в Дюссельдорфе, где прожил до 1888 года. Став известным пейзажистом и мастером жанровой живописи, он работал в Берлине, но каждое лето проводил в Норвегии, где у него была вилла в Балестранде на берегу второго по величине в мире фьорда.

Частым гостем на вилле был... германский император, с которым художник близко дружил. Хотя некоторые норвежские деятели искусства недолюбливали «дюссельдорфца», но даже они вынуждены были признать, что X. Даль своим творчеством и гостеприимством немало способствовал тому, что о красоте Норвегии узнали за рубежом.

Художник мечтал, чтобы его картины были понятны простым людям, а не только «высоколобым» эстетам. Композиция Дочери Ран была создана по мотивам скандинавского эпоса. На ней изображены прекрасные девы волн, дочери морской великанши Ран, почитавшейся богиней штормов. С помощью волшебной сети она утаскивала на дно корабли и моряков, но ее можно было задобрить золотом.

морской пейзаж
Фритс Таулов
Публика на улице приморского города. 1875
Холст, масло 90 х 147,5 см. Частное собрание
Европейскую известность получили чудесные пейзажи Фритса Таулова (1847-1906), норвежского мастера, испытавшего влияние французских импрессионистов. Работу на родине он перемежал с длительным пребыванием в Карлсруэ, Берлине, а затем Париже. Морская тема интересовала художника всю жизнь.

В начале творческого пути, обучаясь в художественной Академии в Копенгагене у мариниста К.Ф. Серенсена, он даже собирался специализироваться в этом жанре. В своих виртуозных по технике, поэтичных работах он стремился в первую очередь передать настроение неброских, укромных уголков северной природы.

морской пейзаж
Фритьоф Смит-Хальд
В ожидании парома.
Холст, масло 90 х 147,5 см Частное собрание
Чувством глубокого патриотизма проникнуты пейзажи его соотечественников Фритьофа Смит-Хальда (1846-1903) и Адельстена Норманна (1848-1918), который без устали покорял горы и зарисовывал фьорды Норвегии, создавая затем на основе этюдов свои отличающиеся сильным колоритом картины.

морской пейзаж
Георг Антон Расмуссен
Фьорд в Норвегии. 1891.
Холст, масло 76 х 1 25 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Прозрачность вод и бездонную синеву неба своей маленькой страны воспевал Георг Антон Расмуссен (1842-1914), работавший в Дюссельдорфе и Берлине (Фьорд в Норвегии). Исполненные суровой романтики морские пейзажи писал его однофамилец и современник Йене Эрих Карл Расмуссен (1841-1893) - датский художник, окончивший свои дни в Гренландии (Ночьу побережья Гренландии).

морской пейзаж
Андерс Леонард Цорн
Мокрая 1910.
масло, холст Высота: 92 см (36,2 дюйма); Ширина: 62 см (24,4 дюйма)
Метрополитен музей, Нью-Йорк"
Одной из крупнейших фигур скандинавского искусства конца XIX столетия был шведский живописец, скульптор и график Андерс Леонард Цорн (1860-1920), творчество которого высоко ценили русские художники Репин, Серов, Коровин, Врубель и Архипов. Темпераментная и поэтичная живопись Цорна демонстрирует неповторимый артистизм художника и свободу владения всеми тонкостями мастерства.

Всемирную известность Цорн завоевал в Париже, где впитал достижения импрессионистов, не потеряв при этом своей яркой индивидуальности. Он побывал в Англии, России, Венгрии, Турции, Северной Африке, Америке, Италии и Испании. Наиболее распространенным сюжетом его картин являлись купающиеся девушки (Освещенная солнцем). Именно в этих небольших, выполненных в свободной манере, «полных чувственного оптимизма» натурных этюдах с наибольшей полнотой раскрылся колористический дар художника.

морской пейзаж
Альберт Густав Аристид Эдельфельт
Мальчики, играющие на берегу. 1884
Холст, масло 89 х 106,5 см
Музей Атенеум, Хельсинки
Под влиянием «легкого дыхания» французской пленэрной живописи финский художник Альберт Густав Аристид Эдельфельт (1854-1905) отказался от карьеры исторического живописца и стал писать бытовые картины и пейзажи. Ощущение «сиюминутности» происходящего возникает в его работе Мальчики, играющие на берегу. Картина мгновенно захватывает нас и возвращает в детство, заставляя вспомнить и вновь пережить острое чувство внутренней свободы и безмятежной радости, которое мы испытывали в погожие летние дни от обилия солнца, воды и наличия дружеской компании.

морской пейзаж
Бруно Лильефорс
Орел, преследующий на море гагу. 1912
Холст, масло 87,6 х 135,9 сm.
Частное собрание
Художником «особого круга наблюдений» в шведском искусстве называет Тихомиров живописца Бруно Лильефорса (1860-1939), посвятившего свое творчество натуралистическим исследованиям скандинавской природы. «Первые его шаги, - пишет Тихомиров, - не были признаны Стокгольмской Академией. Тогда он удалился в тихий утолок Лапландии и там всецело ушел в изучение животного мира своей страны, птиц и зверей. Лильсфорс правдиво и очень убедительно изображает не только внешность животных, но и их жизнь, повадки, их жестокую борьбу за существование среди суровой северной природы» {Орел, преследующий на море гагу).

морской пейзаж
Карл Фредерик Соренсен
Морской пейзаж с двумя парусниками. 31 мая 1859 г.
Холст, масло Высота: 26 см (10,2 дюйма) Ширина: 40 см (15,7 дюйма)
10 декабря 2003 г.: продано на аукционе Bruun Rasmussen Auctions (лот 727/1459) за 18 000 датских крон (2400 евро)
Долгое время центром скандинавской культуры оставалось королевство Дания, в состав которой до 1814 года входила Норвегия. В основанной в 1754 году в Копенгагене Королевской академии изящных искусств обучались студенты всего европейского Севера. В XIX столетии, называемом золотым веком национальной датской живописи, необычайно возрос интерес к морскому пейзажу. В этот период появляется целая плеяда датских художников-маринистов, выпускников копенгагенской Академии. Небольшие парусные суда в неспокойном море любил писать Карл Фредерик Соренсен (1818-1879), работавший в Копенгагене, Стокгольме, Исландии и Италии.

морской пейзаж
Вильгельм Мельби
Клиппер у побережья Шотландии. 1856
Холст, масло 68 х 78 см
Частное собрание
морской пейзаж
Антон Даниэль Герман Мельби
Морской вид
Холст, масло 35 х 46 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Прославленными маринистами были неутомимые путешественники Вильгельм Мельби (1824-1882) и его старший брат и учитель Антон Даниэль Герман Мельби (1818-1875), не сумевший стать моряком и судостроителем из-за слабого зрения, но все равно связавший свою судьбу с морской стихией, которой он посвятил все свое творчество.

морской пейзаж
Отгрузка у берегов в Копенгагене. Подпись К. Нойман
Холст, масло 26 x 37 см (10 1/4 x 14 1/2 дюйма).
Частное собрание
Знатоками морского дела и устройства кораблей являлись датские художники Карл Нейман (1833-1891) и Христиан Вигилиус Блахс (1838-1920). Марины Педера Монстеда (1859-1941), выполненные в мягкой тональной манере, обнаруживают связь с картинами голландских мастеров, которых он изучал, особенно с работами Яна ван Гойена, придававшего большое значение освещению и изображению неба. Широкой известностью у современников пользовались морские пейзажи Вильгельма Виктора Билле (1864-1908) и Пауля Гюстава Фишера (1860-1934).

морской пейзаж
Пауль Гюстав Фишер
День на пляже. 1900
Холст, масло 55,9x71,8 см
Частное собрание
Палитра Фишера стала более насыщенной после поездки во Францию, особенно художнику удавались яркие солнечные сцены купания (День на пляже).

Голландская живопись в XIX столетии развивалась под большим влиянием фрашгузского искусства, но в жанре морского пейзажа связь с лучшими традициями голландской марины XVII века оставалась наиболее прочной. Национальное своеобразие пейзажной живописи сохранялось благодаря непосредственному обращению художников к наследию великих предшественников и неизбывной любви патриотичных голландцев к родной природе. Среди живописцев этого периода нельзя не отметить многочисленное семейство Куккук. Родоначальником династии стал талантливый маринист Иоганн Герман Куккук (1778-1851), не сумевший получить художественного образования.

«Работая на шпалерной фабрике, -пишет В.В. Калмыкова, - он начал писать этюды с натуры; свои работы он украшал то видами городов, то изображениями кораблей на водах залива. Никаких глобальных задач художник не ставил, кроме искренности чувства и верности натуре. В результате его искусство воспринималось современниками как нечто совершенно новое». Нередко он изображал море с парусными рыбацкими судами, кренящимися под сильным ветром, и рыбаков, противостоящих разбушевавшейся стихии или с тревогой ожидающих прибытия товарищей на берегу (Лодка в штормовом море).

морской пейзаж
Иоганн Герман Куккук
Лодка в штормовом море
Дерево, масло 38,7 х 50,8 см
Частное собрание
Четверо сыновей Иоганна Германа и его супруги Анны Куккук стали профессиональными живописцами. Младший из них, Герман Куккук (1815 -1882), учился у своего отца и старшего брата Баренда Корнелиса в Миддслбурге, а с 1832 года перебрался в Амстердам, куда за ним чуть позже последовала вся семья. В 1840 году он был избран в члены амстердамской художественной Академии, а спустя год принят в Общество художников Роттердама.

морской пейзаж
Герман Куккук Младший
Вытягивание сетей в штормовом море.
Холст, масло 67,3 х 100,3 см
Частное собрание
Известно, что он был левшой и обладал тонким, интуитивным чувством природы. Излюбленной темой его произведений являлись гавани и бухты голландского побережья. Он умел виртуозно передавать смену настроений разбушевавшейся или утихающей стихии {Кораблекрушение). Работы художника были известны в Европе, особенно высоко их ценили английские коллекционеры. Герман Куккук Младший (1836-1909), его сын и ученик, тоже специализировавшийся в жанре марины и разделявший с отцом страсть к изображению бурь и поведения людей в драматической ситуации (Вытягивание сетей в штормовом море), отправился в 1869 году работать в Лондон, где оставался до конца жизни, занимаясь живописью и продажей произведений искусства. Картины пейзажиста выставлялись в Амстердаме, Гааге, Роттердаме и других европейских городах.

морской пейзаж
Иоганн Герман Баренд Куккук
Плавание в штиль.
Дерево, масло 37 х 55 см
Частное собрание
Династию продолжил еще один внук Иоганна Германа, сын Баренда Корнелиса, которого называли «князем пейзажной живописи», - Иоганн Герман Баренд Куккук (1840-1912), уделявший в своих маринах большое внимание наблюдению за тончайшими градациями вечернего и утреннего освещения (Плавание в штиль).

морской пейзаж
Иоханнес Кристиан Схотел
Плавание в открытом море
дерево, масло 44,5 х 57,5 см.
Частное собрание
Морские пейзажи голландского художника Иоханнеса Кристиана Схотела (1787-1838) славились далеко за пределами его родного города Дордрехта, даже в далекой России. Среди почитателей его таланта было немало русских аристократов. Картины Схотела находились, например, в собраниях Волконских и Голицыных. Император Николай I получал марины живописца в подарок от своей сестры Анны Павловны, которая была женой голландского кронпринца, а также покупал их лично. Некоторые из этих работ хранятся теперь в Эрмитаже и других русских музеях.

морской пейзаж
Эдвард Уильям Кук
Голландские пинки покидают Катвик 1853
Холст, масло 55 х 94 см
Частное собрание
На марине английского живописца и гравера Эдварда Уильяма Кука (1811-1880), выполненной в 1853 году, изображены голландские «пинки» - небольшие двухмачтовые парусно-моторные суда, использовавшиеся для рыболовства и перевозки грузов (Голландские пинки покидают Катвик). Эта широко распространенные рыболовные боты имели высокие борта, узкую корму и острое днище. Художник, горячо влюбленный в творчество голландских маринистов золотого века, тщательно изучал суда и зарисовывал их и прибрежный ландшафт во время путешествия в Голландию. Позже он использовал свои многочисленные эскизы для работ маслом.

морской пейзаж
Луис Иохан Хендрик Мейер
Шторм в проливе Па-де-Кале 1819
Рейксмузеум, Амстердам
Международное признание получили морские пейзажи голландского художника Луиса Иохана Хендрика Мейера (1809-1866), учившегося в амстердамской Академии, а затем продолжившего образование во Франции. Его работы экспонировались на родине и в Париже (Шторм в проливе Па-де-Кале). В 1842 году две картины художника были удостоены золотой медали на выставке в парижском Салоне, а спустя пять лег Мей-ер был награжден орденом Почетного легиона.

морской пейзаж
Хендрик Виллем Месдаг
Закат солнца. Около 1887
Холст, масло 140 х 180 см.
Музей Орсе, Париж
Большую роль в развитии голландского искусства конца XIX столетия, и в частности марины, сыграла так называемая гаагская школа - творческое сообщество группы художников, живших в Гааге между I860 и 1890 годами и работавших в реалистическом стиле, близком по духу искусству представителей барбизон-ской школы во Франции. Одним из ведущих живописцев гаагской школы был Хендрик Биллем Месдаг (1831-1915), которого называют первым маринистом той эпохи, изобразившим Голландию «как морскую страну, до него не показанную его современниками» (В.А. Сидорова). На картине Закат солнца мы не видим привычных клубящихся облаков, крутых волн, кружева белой пены и живописного побережья. Даже корабли здесь - призрачные силуэты у самой линии горизонта. Первозданная тишина, море и высокое небо, переливающееся подобно радужному опалу. В пейзаже, сохранившем свежесть первого впечатления художника/пульсирует радость открытия мира.
А. Голованова


Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на эту страницу: Также бесплатно скачивайте файлы «Морские пейзажи» на страницах сайта!
Back to Top