Культура и искусство

Морской пейзаж в мировой живописи. Каталог картин. Часть 7

Морской пейзаж в мировой живописи.

Рассказ о морском пейзаже построен в удобной для восприятия форме. Двигаясь по хронологии, от древнейших помпейских фресок до полотен живописцев, созданных на рубеже XIX-XX веков, Вы получите представление о специфике той или иной национальной школы морского пейзажа, а также о творческом пути художников-маринистов.

«Замка на море» открывался чудесный вид на заливы. Жизнь на побережье вдохновляла Гримшоу все чаще обращаться к теме моря.

морской пейзаж
Джон Аткинсон Гримшоу
Уитби с восточной стороны. 1877
Частное собрание
Художника влекли сумерки, время дивных полутонов, когда лунный свет, туман и мерцающие светлячки газовых фонарей преображают невзрачные пристани, рыбные причалы, доки и набережные в таинственные звенящие ландшафты «волшебной страны».

Многие работы Гримшоу выполнены в несвойственной прерафаэлитам коричневой гамме. Известно, что художник, добиваясь максимальной тональной выразительности в передаче световых эффектов, подмешивал в краски песок.

Гримшоу был истинным поэтом и романтиком: в его реалистичные пейзажи внезапно впархивают на прозрачных крылышках феи, а собственным детям он дал имена персонажей поэмы Теннисона. Его сын Артур Гримшоу (1868-1913) тоже стал живописцем и работал в жанре пейзажа в близкой отцу манере (Отлив).

морской пейзаж
Уильям Лайонел Уайли
Рассвет после бури 1869
Холст, масло 77 х 127 см
Частное собрание
Знаменитый маринист Уильям Лайонел Уайли (1851-1931) родился в Лондоне, но часто бывал со своими родителями во Франции. Отец, художник-жанрист, всячески поддерживал и развивал творческие способности сына, проявившиеся в раннем возрасте.

Уайли начал изучать живопись в Школе изобразительных искусств в Хэтерли, а затем с пятнадцати лет продолжил образование в лондонской школе при Королевской Академии, где его учителями были Лэндсир, Миллес и Лейтон.

Первый успех пришел к начинающему живописцу в 1869 году, когда восемнадцатилетний Уайли был награжден золотой медалью Тернера за картину Рассвет после бури.

Второй страстью художника был парусный спорт, он выходил в море, принимал участие в регатах и дальних морских круизах, поэтому пет ничего удивительного в том, что в живописи стал специализироваться в жанре марины.

А когда в судьбе живописца случались профессиональные неудачи и его картины отклоняла Академия, Уайли даже всерьез собирался оставить искусство и посвятить себя морскому делу.

К счастью, этого не произошло, и за долгую, плодотворную творческую жизнь художник создал множество прекрасных морских пейзажей, «портретов» кораблей и изображений морских битв. В 1899 году он был избран ассоциированным членом Королевской Академии, а в 1907 стал полноправным академиком.

В период Первой мировой войны Уайли служил военным корреспондентом.

морской пейзаж
Уильям Лайонел Уайли
Корабль-призрак
Холст, масло 110х 135 см
Частное собрание
На одной из своих марин, вызывающей в памяти ассоциации с работами Тернера, художник изобразил корабль-призрак, воспсгый в многочисленных морских легендах. Возможно, перед нами в клубах светящегося тумана возникает печально известный во всем мире «Летучий голландец» - предвестник несчастья.

И люди в страхе поспешно покидают собственное судно. А может, художник запечатлел какую-нибудь британскую «достопримечательность» -например, трехмачтовую шхуну-призрак «Леди Ла-вибонд», которая каждые пятьдесят лет появляется 13 февраля (в день своей гибели) в районе песчаных отмелей Ла-Манша.

Корабль выглядит так реально, что моряки с судов береговой охраны думают, что видят происходящее в данный момент кораблекрушение и высылают лодки со спасателями, чтобы подобрать в воде уцелевших пассажиров.

морской пейзаж
Клод Т. Стэнфилд Мур
Военный корабль на якоре в Скарборо 1891
Холст, масло 110 х 135 см
Частное собрание
Замечательные прибрежные пейзажи с переливающимся всеми пастельными оттенками небом создавал живописец из Ноттингема Клод Т. Стэнфилд Мур (1853-1901), предпочитавший изображать виды Темзы и известных английских портов, включая Скарборо и Уитби в Йоркшире (Военный корабль на якоре в Скарборо).

морской пейзаж
Уильям Мак-Таггарт
Шторм. 1890
Холст, масло 121,9 х 183 см
Национальная галерея Шотландии, Эдинбург
«Шотландским импрессионистом» называют одного из величайших мастеров шотландского пейзажа художника Уильяма Мак-Таггарта (1835-1910), увлеченного пленэрными изысканиями в передаче света на воде. Критики считали, что в картине Шторм им продемонстрирована «самая значительная и целостная трактовка стихийных сил природы».

Его смелая манера письма и цветовая палитра картин перекликаются с работами Констебла и Тернера, которыми он восхищался. Внимательное наблюдение свстовоздуш-ной среды привело Мак-Таггарта, совершенно независимо от изысканий современных ему французских живописцев, к созданию собственной живописной техники, напоминающей импрессионизм.

морской пейзаж
Ричард Бриджес Бичи
Судоходство в Дан Лире
Холст, масло 26,5 х 37 см
Частное собрание
Небольшая изящная марина Судоходство в Дан Лире примечательна тем, что ее автором является... адмирал Королевского флота и, одновременно, популярный англо-ирландский морской художник Ричард Бриджес Бичи (1808-1895), происходивший из семьи знаменитых лондонских живописцев.

В графство Дублин Бичи переехал со своей женой-ирландкой и провел там долгие годы. Художник отобразил вид на горы и Дублинский залив со стороны восточного пирса пригородного Дан Лира (другое название Кингстоун).

Слева можно отчетливо разглядеть здания ратуши и Королевского Георгиевского яхт-клуба, а вдали справа - очертания Королевского ирландского яхт-клуба.

Гавань и песчаные пляжи Танжера, омываемые водами Гибралтара, много рисовал ирландско-шотландский живописец Джон Лаверн (1856-1941), часто проводивший зимние месяцы на северном побережье Марокко.

морской пейзаж
Джон Лаверн
Гавань. Танжер. 1912
Холст, масло 63,5 х 76,2 см
Частное собрание
«Американское искусство, - пишет АД. Чегодаев, -появилось на сцене мировой истории искусств гораздо позже многовековых художественных культур Старого Света. Зародившись - сначала совсем еще смутно и невнятно - в семнадцатом веке, в малолюдных и бедных заморских селениях, устроенных выходцами из Англии на побережье Атлантического океана, французскими гугенотами в дельте Миссисипи, испанскими монахами-миссионерами на дальнем западе Северной Америки, это искусство далеко не скоро достигло достаточно высокого художественного уровня и достаточно отчетливого национального своеобразия».

морской пейзаж
Джон Синглтон Копли
Уотсон и акула. 1782
холст, масло 91,4 х 77,5 см.
Институт искусств, Детройт
Одним из самых ярких и талантливых художников колониального периода был Джон Синглтоп Копли (1738-1815), творчество которого в значительной мере способствовало выходу американской живописи «на арену мирового искусства». На широко известной жанровой картине Уотсон и акула мастер запечатлел реальный драматический эпизод, произошедший в 1749 году в бухте Гаваны. Моряки английского торгового судна сопровождали на шлюпке своего капитана на берег.

Четырнадцатилетний юнга Брук Уотсон решил искупаться и подвергся нападению гигантской тигровой акулы. Юношу удалось спасти, но акула откусила ему ногу выше ступни. Везучий Уотсон выжил, впоследствии разбогател и стал лорд-мэром Лондона. На своем фамильном гербе он пожелал в назидание потомкам изобразить утраченную ногу.

морской пейзаж
Томас Коул
Убывание вод Потопа 1829
холст, масло 90,8 х 121,4 см
Национальный музей Американского искусства, Вашингтон
Ведущим американским пейзажистом XIX века был Томас Коул (1801 -1848), основатель «школы реки Гудзон». Художник первым стал систематически писать романтизированные пейзажи, навеянные творчеством Лоррена и Тернера, в долине Гудзона и даже построил там себе поместье, чтобы быть «ближе к природе». В своих грандиозных и необузданных по духу композициях Коул совмещал скрупулезные натуралистические исстедования реальной природы с мистико-символическим содержанием. В его картинах, в том числе эффектных морских пейзажах, пространство дикой девственной природы Америки часто предстает в образе нового Эдема, незапятнанного грехами Старого Света {Убывание вод Потопа).

морской пейзаж
Томас Бёрч
Кораблекрушение Фалконера. 1828
Холст, масло 101,6 х 152,4 см.
Частное собрание
Одним из первых американских маринистов называют художника Томаса Бёрча (1779-1851), непревзойденного мастера «портретирования» кораблей. Он родился в Лондоне, но почти всю жизнь провел в Филадельфии, куда приехал со своим отцом-живописцем в 1794 году. В течение сорока лет он регулярно выставлял свои работы в Пенсильванской Академии изящных искусств. Марина Кораблекрушение Фалконера имеет историческую и литературную первооснову. Живший в XVIII веке шотландский поэт и моряк Уильям Фалконер воспел в своей поэме, вышедшей в 1762 году, кораблекрушение, участником которого стал.

На картине изображена сцена гибели от ран молодого офицера Палемоне, лучшего друга Ариона (под именем этого персонажа выступал сам автор). Фалконер пережил немало приключений на море, писал стихи и оды, издал популярный Морской словарь. В 1769 году судно, на котором служил поэт, бесследно исчезло, предположительно в районе Мо-замбикского пролива.

морской пейзаж
Фиц Хью Лейн
Маяк в Камдене, Мэн. 1851
Холст, масло 58,4 х 86,4 см
Художественная галерея Иельского университета, Нью-Хейвен
Реалистичные лирические марины создавал пейзажист Фиц Хью Лейн (1804-1865), живший и работавший в Новой Англии, более всего в штате Мэп. «В пейзажах Лейна, - пишет Чегодаев, - всегда очень простых и строгих, с ясным чередованием пространственных планов, с почти иллюзионистической точностью наблюдения деталей пейзажа, но смягченной колористическим и световоздушным единством, предстает та самая скромная, неэффектная природа северного океанского побережья, что предстала когда-то глазам первых пришельцев из Англии.

И эти пологие берега, изрезанные спокойными бухтами, невысокие холмы, поросшие дубами и кленами, морская гладь, оживленная белыми парусами лодок, -обжитой человеком мир, преломленный через глубоко лирическое чувство, - придают пейзажам Лейна <„.> немеркнущую от времени прелесть и неугасимую поэтическую взволнованность».

морской пейзаж
Мартин Джонсон Хид
Лейк-Джордж 1862 г.
Холст,масло. 66,04 x 125,41 см (26 x 49 3/8 дюйма)
Частное собрание
Удивительной материальностью и правдивостью отличаются горизонтально вытянутые прибрежные пейзажи Мартина Джонсона Хида (1819-1904), уроженца Пенсильвании. В его близких по настроению, довольно суровых маринах Приближающийся шторм. Пляж у Ньюпорта и Морское побережье. Восход, выдержанных в темно-серых тонах, ощущается драматическая напряженность. Подобное впечатление достигается за счет «монолитной целостности» композиции и колорита. Хид много путешествовал, учился в Лондоне и Риме. Огромное влияние на его творчество оказали совершенные им три поездки в Южную Америку, вдохновившие на создание новаторских работ.

морской пейзаж
Джон Фредерик Кенсетт
Береговой пейзаж с фигурами (Берег Беверли).1869
Холст, масло 91,4 х 153,4 см
Художественный музей, Хартфорд
Деятельность представителей гудзонской школы (как стали называть последователей Коула), первоначально ограниченная кругом тем и сюжетов, связанных с живописными окрестностями реки Гудзон, в скором времени распространилась далеко за пределы Новой Англии, штатов Нью-Йорк и Пенсильвания. Живописец Джон Фредерик Кенсетт (1818-1872), гравер по образованию, в 1840 году отправился на родину своих предков в Англию, где в родовом имении Хэмптон-Корт жила его бабушка. Разочаровавшись в гравюре и решив посвятить себя пейзажу, художник учился сначала в Лондоне, а затем в Школе изящных искусств в Париже.

Живя в Англии, он в течение пяти лет постоянно путешествовал по континентальной Европе и с 1843 года стал посылать на выставки в Нью-Йорк свои работы. По возвращении в Америку в 1849 году Кенсетт был избран членом нью-йоркской Национальной Академии рисунка. Среди художников «школы реки Гудзон» Кенсетт яв-ляегся признанным мастером-люминистом (от лат. lumen - «свет»).

Приверженцы этого художественного течения, получившего наибольшее распространение в американской школе живописи, уделяли большое внимание изучению атмосферных и световых эффектов и воспроизведению в пейзажах «особого американского света», свидетельствовавшего, поих мнению, о постоянном присутствии в «новом Эдеме» Создателя. В 1867 году художник приобрел у своего друга участок земли на острове недалеко от побережья Дариен в Лонг-Айленде, где построил студию, в которой работал преимущественно над морскими пейзажами (Береговой пейзаж с фигурами).

морской пейзаж
Джеймс Гамильтон
Прибрежная сцена на закате.
Холст, масло 19,5 x 29,25 дюйма
Частное собрание
Особенное свечение, присущее конкретной местности, пробовал передать в своих маринах ирландско-американский живописец Джеймс Гамильтон (1819-1878), родившийся в Белфасте и переехавший с семьей в пятнадцатилетнем возрасте в Филадельфию (Вечер на побережье). В поисках впечатлений он путешествовал по всему миру, но множество замечательных морских пейзажей выполнил на побережье Нью-Джерси. За свободную манеру письма и любовь к ярким световым эффектам художник получил прозвище «американский Тернер».

морской пейзаж
Альберт Бирштадт
Индейская рыбалка с гарпунами. 1862
Холст, масло Высота: 48,9 дюйма (124,2 см) Ширина: 74,3 дюйма (188,7 см)
Музей изящных искусств (Хьюстон).
Большую популярность американскому пейзажисту немецкого происхождения Альберту Бирштадту (1830-1902), представителю гудзонской школы, принесли огромные, тщательно выписанные полотна с изображением Скалистых гор и других ландшафтов дикого Запада, хотя многие современные ему критики находили романтизированную манеру художника чрезмерной, считая, что картины перенасыщены цветом и светом. Чтобы сделать пейзаж более захватывающим и внушающим благоговейный трепет, Бирштадт нередко изменял реальные детали и «улучшал» цветовую гамму обожествляемой им дикой природы.

Наряду с монументальными произведениями, «мощными в их националистической и религиозной системе символов», которые, кстати, живописец выполнял по натурным эскизам в своей нью-йоркской студии (во время экспедиций он исколесил тысячи миль), он писал замечательные неброские марины, пленяющие искренностью живых наблюдений (Побережье в Сан-Франциско). Деятельность Коула, Бирштадта и других художников гудзонской школы, пробудивших своим творчеством огромный интерес к первозданной природе и ратующих за ее сохранение, немало способствовала созданию в стране сети национальных парков.

морской пейзаж
Сенфорд Робинсон Гиффорд
Закат в бухте Нью-Йорка. 1878.
Холст, масло 52,7 х 103,5 см
Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Одним из ведущих пейзажистов «птколы реки Гудзон» был художник-люминист Сенфорд Робинсон Гиффорд (1823-1880), сопровождавший Бирштадта и Кенсетта в некоторых экспедициях. Его поэтические пейзажи, как отмечали современники, не ослепляли, а выигрывали, апеллируя к спокойной и вдумчивой оценке, заслуживая самые нежные симпатии.

Для достижения изящных переходов от темного к светлому художник использовал в своих небольших по формату и сложных по технике картинах тонкие глазури, мастерски передавая нюансы света и атмосферы. Отличительной особенностью, «фирменным знаком» его работ является золотая дымка, солнечная вуаль, мягко обволакивающая в морских пейзажах контуры самого дневного светила и отражающаяся на закате в зеркале прибрежных вод (Закат в бухте Нью-Йорка). В конце 1870-х годов Гиффорд делал множество набросков во время поездок вдоль побережья штата Мэн и на остров Лонг-Айленд.

На некоторых эскизах изображены охотники с винтовками и ружьями. Очевидно, на основе именно этих рисунков художник выполнил маслом пейзаж Стрельба на пляже острова с уходящей вдаль песчаной косой и накатывающими волнами. Наполненная светом и теплом картина завораживает вдумчивого зрителя и будит его воображение.

морской пейзаж
Джеймс Эдвард Баттерсворт
МАТЧ МЕЖДУ ЯХТАМИ VISION И META - СУРОВАЯ ПОГОДА
Холст, масло 40,6 х 50,9 см
Частное собрание
Знаменитым маринистом XIX века был англо-американский живописец Джеймс Эдвард Баттерсворт (1817-1894), родившийся в Лондоне в творческой семье и продолживший дело своего отца, художника-мариниста. В 1845 году Джеймс Эдвард переехал в США и поселился в Нью-Джерси, а спустя девять лет он имел свою студию в Бруклине. Основными объектами его картин, имеющих не только художественную, но и историческую ценность, являлись парусные суда в открытом море. Особое место в творчестве Баттерсворта занимали живописные хроники регат на Кубок Америки.

морской пейзаж
Джаспер Френсис Кропси
Побережье Генуи. 1854
Холст, масло 1 22,4 х 1 84,2 см
Национальный музей американского искусства, Вашингтон
Светлые панорамные пейзажи в стиле «школы реки Гудзон» принесли славу художнику Джасперу Френсису Кропси (1823-1900), ставшему в 1844 году членом Национальной Академии рисунка. Марина Побережье Генуи была выполнена им в 1854 году под впечатлением от длительной итальянской поездки, совершенной несколькими годами ранее.

морской пейзаж
Джонатан Истмен Джонсон
Девушка, которую я покинул. Около 1875
Холст, масло 23,5 х 40,6 см
Национальный музей искусства Америки, Смитсоновский институт, Вашингтон
Трогательная сентиментальная картина Девушка, которую я покинул, win в дословном переводе Девушка, которую я оставил позади себя, принадлежащая кисти Джонатана Истмена Джонсона (1824-1906), написана по мотивам популярной в США народной песни с тем же названием. Существует мнение, что эту знаменитую «прощальную» песню английские моряки традиционно исполняли на пристани еще во времена Елизаветы I в момент, когда отплывал военный корабль.

морской пейзаж
Фредерик Эдвин Чёрч
Брошенная лодка 1850
Дерево, масло 28x43,2 см.
Музей Тиссен- Борнемисса, Мадрид
Лучшим учеником, близким другом и наиболее значимым преемником Томаса Коула стал выдающийся американский пейзажист-романтик Фредерик Эдвин Чёрч (1826-1900), заслуживший славу «выдающегося мастера визуализации духа Америки». «В пейзажах Чёрча, - пишет Вольф, - первозданная природа предстает как воплощение веры в дарованную Богом силу Нового Света и его историческую миссию, которую художник называл «священной судьбой Америки». Примером живописи Чёрча может служить картина Ниагарский водопад, которая стала своего рода иконой американского искусства. <...> Водопад и огромный нетронутый ландшафт стали национальным символом политической энергии нации, стремящейся сделать мир лучше».

В отличие от учителя Чёрч старался в своих эпических полотнах изображать природу во всем ее геологическом и ботаническом разнообразии с научной точки зрения. Вдохновленный идеями Джона Рёскина и сочинениями немецкого натуралиста Александра фон Гумбольдта, художник исследовал самые труднодоступные уголки континентов, расширяя границы и открывая для американского зрителя ошеломительную красоту Анд, Ниагарского водопада и невиданных доселе живописцами США тропических лесов Южной Америки (Чёрч прошел по маршруту Гумбольдта от Колумбии до Эквадора). В его композициях, созданных на основе натурных зарисовок, оживало фантастическое зрелище извергающихся вулканов, дрейфующих айсбергов и северного сияния.

Когда в 1859 году монументальная картина Чёрча Сердце Анд, написанная с мельчайшими подробностями и чувством благоговения, была представлена публике в затемненной комнате со специальной скрытой подсветкой, она произвела неизгладимое впечатление. В глазах современников живописца его сияющие картины не уступали работам Тернера. Благодаря мастерской трактовке света панорамные пейзажи художника приобретали драматический характер. Героическое великолепие его работ, отражающих «экспансивное и оптимистическое мировоззрение» граждан огромной молодой страны, пробуждало патриотическое и религиозное чувство. Неутомимый путешественник, Чёрч месяцами делал эскизы на природе, ища вдохновение по всему свету, посетил Европу, Северную Африку, Ближний Восток, но неизменно возвращался в свой дом на берегу Гудзона.

Художник внес большой вклад в развитие жанра морского пейзажа. Особый интерес у него вызывала тема освоения Арктики. Натурные этюды к знаменитой картине Айсберги, сравнимой по мощи с полотном Сердце Анд, Чёрч выполнял на севере Атлантики между Гренландией и Лабрадором во время экспедиции в полярных морях. На примере марин можно заметить, что художественное видение живописца с годами становилось все более поэтичным.

Сосредоточивая свое внимание на связи между светом и формой, он пытался передать «непредвзятое чувство реальной природы» (Чегодаев). Многоликое изменчивое море стало его любимым мотивом. Один из лучших своих пейзажей он создал на основе наблюдений за разбивающимися о скалистый дикий берег острова Маунт-Десерт свирепыми волнами, золотящимися в лучах закатного солнца. Возможно, что он изобразил знаменитую Гремящую расселину где никогда не затихает грохот морского прибоя, а пенные струи воды выбрасываются на высоту девяноста футов. На заповедный остров в заливе Мэн, входящий в наши дни в состав Национального парка Акадия, Чёрч возвращался не менее семи раз.

Он начал сюда регулярно приезжать летом для работы на природе еще вместе со своим учителем Коулом. Их картины с видами Маунт-Десерта способствовали популяризации этой живописной местности, ставшей излюбленным загородным курортом для последующих поколений американцев.

морской пейзаж
Уильям Брэдфорд
Арктический закат, 1873 г.
Картон, масло 12 1/16 x 20 дюймов
Частное собрание
Самым увлеченным «певцом северных морей» среди художников гудзонской гаколы являлся живописец, фотограф и полярный исследователь Уильям Брэдфорд (1823-1892), которого наравне с оказавшим на него влияние Чёрчем считают первопроходцем в области арктических морских пейзажей. Уроженец города Феаргевена штата Массачусетс, он начал свой творческий путь с написания прибрежных ландшафтов и «портретов» торговых и китобойных судов. Арктикой он «заболел» в середине 1850-х годов после знакомства с публикациями о поисках пропавшей в 1845 году экспедиции сэра Джона Франклина. «Мною овладела жажда, - писал позже Брэдфорд, - которую я уже не мог сдерживать: увидеть воочию все те виды, которые они исследовали, и изучить природу, охваченную зоной вечных холодов».

Следуя примеру Чёрча, живописец находит у спонсоров средства и организовывает с 1861 по 1867 год ежегодные северные экспедиции вдоль берегов Лабрадора и Новой Шотландии. Во время путешествий он делал карандашом эскизы, зарисовывая с борта корабля и с берега сверкающие на солнце айсберги, белых медведей, эскимосские деревни и покрытые вечными снегами ледяные пустыни. В 1869 году Брэдфорд зафрахтовал небольшое тиотландское китобойное судно «Пантера» и отправился на нем в свое последнее арктическое плаванье к берегам Гренландии. Результатом экспедиций стали многочисленные картины художника и опубликованная им в 1873 году в Лондоне книга об Арктике, богато иллюстрированная фотографиями.

морской пейзаж
Френсис Август Силва
Ньюпорт, Род-Айленд. 1875
Холст, масло 36,2 х 61 см
Частное собрание
Ведущими американскими маринистами второй половины XIX века были нью-йоркский художник Френсис Август Силва (1835-1886) и уроженец Филадельфии пейзажист Уильям Трост Ричарде (1833-1905), примыкавшие к «школе реки Гудзон». Живописцу-самоучке Силве, сыну парикмахера, пришлось приложить немало усилий, чтобы добиться успехов в избранной им профессии, но судьба явно благоволила его начинаниям и даже подавала тайные знаки: во время Гражданской войны он служил в одном полку с «гудзонцем» Гиффордом.

Как и Гиффорд, Силва увлекся созданием широких панорамных морских пейзажей с низким горизонтом и световоздушными эффектами, характерными для люмииизма, в которых он уделял большое внимание естественному мягкому освещению. Его работы, впервые выставленные в 1868 году в нью-йоркской Национальной Академии дизайна, довольно быстро получили признание, что позволило их создателю в дальнейшем ре!улярно экспонировать свои картины на престижных выставках. Имея студию в Нью-Йорке, Силва много путешествовал по побережьям, часто бывал в Ньюпорте.

морской пейзаж
Уильям Трост Ричарде
Морской прибой у скалистого острова. 1903.
Холст, «аспо 110 х 57.7 см
Частное собрание
В XVII-XVIII веках этот город в Род-Айленде, расположенный на острове Акиднек в Наран-гансетском заливе Атлантического океана, являлся крупнейшим центром пиратства, а к концу XIX столетия стал популярным местом летнего отдыха. Сюда нередко приезжал с семьей (а затем купил в городе дом) живописец и акварелист Уильям Трост Ричарде, прославившийся своими фотографически точными морскими пейзажами.

морской пейзаж
Джеймс Эббот Макнил Уистлер
Сумерки в телесном и зеленом тонах: Вальпараисо. 1866
Холст, масло 58,6 х 75,9 см
Галерея Тейт, Лондон
Особенное место в американском морском пейзаже занимают удивительные марины великого Джеймса Эббота Макнила Уистлера (1834-1903), творчество которого выходит за пределы национальной истории искусства США и Европы. Родившись в Массачусетсе, он провел молодые годы в России, где учился в Петербургской Академии художеств; после нескольких неудачных лет занятий в Американской военно-инженерной академии и работы картографом переехал в Париж и был тесно связан с французскими импрессионистами; долго жил в Англии, ведя открытую борьбу с официальной викторианской критикой (наиболее острые формы приняла его полемика с Рёскином); временами возвращался в Париж и посещал Венецию. «Утонченный реализм его ранних произведений, - пишет английский искусствовед М. Шамо, - близок к манере его современников - Мане, Дега и Фантен-Латура.

Так же как и импрессионисты, Уистлер все больше убеждался в важности световых эффектов в живописи, но он до конца оставался тональным художником, и краски его очень сдержанны. Он заинтересовался смелыми композициями и плоским рисунком японских гравюр, только что начинавших тогда проникать в Европу. Но более важную роль в его работе играли аналогии с музыкой, на которые он указывал самими названиями своих картин, подчеркивая этим гармонические и ритмические свойства живописи, часто почти забываемые в Викторианской Англии».

Тончайший поэт природы, Уистлер часто именовал свои легкие, внешне похожие на импровизации (но на самом деле продуманные и сложные по созвучию цветовых построений) произведения «ноктюрнами», «симфониями» и «гармониями», что сближает его творчество с работами символистов, стремившихся найти пути синтеза различных видов искусств {Симфония в сером и зеленом. Океан). В 1881 году французский критик Дюре отмечал: «Ноктюрны Уистлера напоминают музыку Вагнера, где гармонии, освобожденные от мелодий и ритма, становятся как бы отвлеченными и дают только непередаваемое музыкальное впечатление».

Первый значительный морской пейзаж Берег Бретани художник написал в 1861 году, когда, следуя предписанию врача, проводил три месяца на море. Заметное влияние на его творчество оказала предпринятая им в 1866 году поездка на корабле «Солент» в Южную Америку, где в этот период Республика Чили в союзе с Перу, Эквадором и Боливией вела войну с Испанией. В Вальпараисо Уистлер в течение пяти месяцев вел журнал морских и военных действий (не принимая в них непосредственного участия) и писал марины, в том числе свои первые ночные сцепы, выполненные в серебристо-голубых и зеленоватых тонах жидкими красками. Живописный слой на картинах так тонок и прозрачен, что сквозь него просвечивает грунт, и это создает эффект свечения.

Серии пейзажей он часто рисовал с одной точки зрения, фиксируя нюансы меняющегося в течение дня освещения. Особым очарованием для него были наполнены сумерки - загадочный «синий час», меланхолически-пленительное врехмя мечтателей (Сумерки в телесном и зеленых тонах. Вальпараисо).

морской пейзаж
Уинслоу Хомер
На пляже. 1869.
Холст, масло 38,1 х 62,2 см
Библиотека и художественная галерея Канаджари, Нью-Йорк
Уинслоу Хомер (1836-1910), которого называют «самым национальным» из всех американских художников, увлекся морским пейзажем в поздние годы своей жизни. Свой творческий путь он начал как иллюстратор, делая рисунки для статей еженедельных нью-йоркских журналов. В годы Гражданской войны (1861 -1865) он посылал свои фронтовые рисунки-репортажи со сценами сражений и лагерной жизни в Харпес Уикли. Параллельно Хомер стал писать картины, широкую известность ему принесла смелая и правдивая живописная работа Пленные с фронта, за которую он был принят в Академию художеств. «Поездка во Францию, - пишет Чегодаев, -дала возможность Хомеру увидеть живопись Милле, Курбе и Эдуарда Мане.

В то же время она лишь укрепила национальное своеобразие его реализма, тесно связанного с демократической линией американской культуры. Пример французских художников помог Хомеру утвердиться в своем тяготении к этической значительности художественных образов и к большим обобщенным формам реалистического видения, переданным с помощью точного, уверенного рисунка и светлого, с течением времени все более холодного пленэрного колорита». Излюбленным мотивом творчества Хомера было море. Живописец часто уединялся для работы под открытым небом на берег Атлантического океана и писал виды побережья штата Мэн, где он жил (ПраутсНек). В темпераментных маринах художника море предстает необузданной и прекрасной стихией, действующей по своим таинственным законам (Летний шторм).

морской пейзаж
Дэвид Джеймс
Прибой.
Холст, масло 64 х 1 27 см
Частное собрание
Восхищение этой стихией ощущается и в морских пейзажах Дэвида Джеймса (1853-1904?), также покоренного мощью Атлантики.

С общим ходом развития мирового искусства связано творчество еще одного крупного американского художника конца XIX - начала XX века - Джона Син-гера Сарджента (1856-192 5), которого восхищенный его блестящими портретами Роден назвал «Ван Дейк нашего времени». «Сарджент - национальная гордость американцев, - отмечает М. Герман, - и действительно, хотя он провел большую часть жизни в Европе, в его искусстве реализуется многое, что можно было бы отнести к характерным - и востребованным - качествам изобразительного искусства США <...>

Он родился во Флоренции и умер в Лондоне, жил и работал в Италии, Франции, Англии, сравнительно редко бывал в Штатах, но сумел стать для американцев национальным классиком в большей мере, чем Уистлер.

Его связь с французским импрессионизмом трудно поддается точному анализу, хотя любое исследование, посвященное импрессионизму американскому (в искусствознании США это понятие обычно сомнению не подвергается), неизменно отводит Сар-дженту центральную или одну из центральных ролей в его становлении». Самое сильное влияние оказал на него Моне. Увидев на высгавке его работы, Сарджент был буквально заворожен ими. При каждом удобном случае он старался встретиться с мэтром в Париже, Нормандии, приезжал к нему в Живерни, пользовался его советами. Подобно друзьям-импрессионистам, Сарджент совершал путешествия на морс, где занимался пленэрной живописью по методу Мопе {Морской пейзаж).

морской пейзаж
Альберт Пинкхем Райдер
Труженики моря. 1880-1885
Дерево, масло 29,2 х 30,5 см
Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Своеобразными романтическими видениями предстают марины американского художника-визионера Альберта Пинкхема Райдера (1847-1917), обладавшего огромной силой воображения. «Поэтический мир Рай-дера, - пишет Чегодаев, - страшный, тревожный, пугающий, где реальность переплавляется в образный строй обостренных форм полубредовой фантастики. Аналогии его можно найти в стихах и новеллах Эдгара По или рассказах Амброза Бирса. Райдер провел детство у моря, в Нью-Бедфорде в штате Массачусетс, и впечатления, возбужденные морской стихией, на всю жизнь легли в его память, хотя он с двадцатилетнего возраста поселился в Нью-Йорке и был типичным горожанином.

В его маленьких картинах, обработанных с необычайной тщательностью - до почти эмалевой сплавлсшюсти мазков, - встает мир грандиозных видений: бушующие волны ночного моря, залитые лунным сиянием призрачные чащи с очертанием неведомых храмов, стремительно несущиеся облака, гонимые бурей; на фоне этой дисгармоничной борьбы стихий, проникнутой глубокой тоской, Райдер изображает едва различимые фигуры или, скорее, тени людей, затерянные среди бесприютного простора» {Труженикиморя).

В изобразительном искусстве Дальнего Востока, заметно отличающемся от европейского и американского искусства, пейзаж являлся излюбленным и традиционным жанром живописи, тесно связанным с классической поэзией и религиозно-философскими и мистическими учениями, в частности с конфуцианством, даосизмом и чань-буддизмом (в Японии это направление называлось дзен-буддизмом). Пейзаж зародился в Китае в начале правления династии Тан (618-907), и его основные художественные принципы, воспринятые художниками Японии и Кореи, сложились приблизительно к XIII веку, когда заканчивалась эпоха правления китайской династии Суп.

Средневековый художник, преклоняясь перед красотой и величием мира, не писал с натуры и пс ставил своей задачей с точностью воспроизвести какую-либо конкретную местность, а создавал обобщающий поэтический образ природы. Его больше интересовала в картине «верность внутренней правде жизни, глубочайшим истокам человеческого опыта». Он изображал не просто то, что видел, а «свое отношение к тому, как мир видел до него кто-то другой» (В.В. Малявин).

В предисловии к книге Записи о прославленных живописцах династии Тан ученый и коллекционер живописи Чжу Цзинсюань, живший в IX веке, писал: «Я смиренно внимаю словам древних, говоривших, что живописец - великий мудрец, ведь он вмещает в себя то, что не охватят Небо и Земля, и выявляет то, что не осветят солнце и луна. С кончика его кисти сходит вся тьма вещей, а пространство его сердца величиною в дюйм вбирает в себя просторы в тысячи ли.

От него вечнопреемственен дух и дается определение вещам: его легкая тушь, попадая на некрашеный шелк, созидает образы и рождает безобразное. <...> Коли картины утончены, они вовлекут в токи духовные. Коли они обладают божественной силой, они осенят святостью...» Традиции китайской пейзажной живописи оказали большое влияние на корейское искусство, в котором с XII века получила распространение живопись на шелке и бумаге.

морской пейзаж
Чон Сон
Морские ворота. XVII-XVIII века.
Свиток на шелке Национальный музей, Сеул
Утверждение национального реалистического пейзажа в Корее во многом связано с именем художника Чон Сона (1676-1759), известного под псевдонимом Кёмджэ, который родился в Сеуле в семье конфуцианского ученого. На картине Морские ворота Чон Сон изобразил реально существующее место на Восточном берегу Корейского полуострова, где гранитные скалы Алмазных гор (Кымгансан), поросшие реликтовыми соснами, спускаются к Японскому морю.

Нашему взору открывается вид с высоты птичьего полета на проход между скалами («ворота») и бескрайнее море, волны которого бесконечной чередой набегают на берег и бьются о камни. «Объемность скал, - пишет Л.И. Киреева, - передана яркими ломаными линиями, прерывистыми, неровными, несколько небрежными.

Почти всегда художник оживляет пейзаж присутствием человека. Здесь человеческие фигуры играют едва ли не самую важную роль, - впервые художник дал не просто человеческую фигурку, часто встречающуюся в картинах любого художника, будь то китаец, кореец или японец, а именно корейских янбанов (янбан -дворянство в феодальной Корее), прибывших, вероятно, полюбоваться морским видом. Это всадники в черных широкополых янбанских шляпах и несколько поодаль от них - фигурки их слуг». Маленькие фигурки людей у подножия высоких скал на берегу громадной, движущейся водной стихии подчеркивают значимость, незыблемость и величие природы.

«Горы и вода в сознании китайцев, - отмечает НА. Виноградова, - воплощали важнейшие силы Вселенной - энергию и покой, активность и пассивность. Китайцы поклонялись им как святыням. Само понятие пейзажа "шань-шуй" и произошло от сочетания двух иероглифов: "шань" -гора и "шуй" - вода. Так в самом термине "шань-пгуй" закрепились главные мотивы китайского лагщшафта и воплотились основные понятия древней натурфилософии». Около девяти веков разделяют пейзажи великого мастера Донг Юаня (работал около 934-962), одного из основателей «южной» пейзажной школы, живопись которого в наши дни иногда сравнивают с искусством импрессионистов

(еще в XI веке Шэнь Ко отметил: «Он использует кисти так грубо, что если смотреть вблизи - картина не имеет никакого смысла, но стоит посмотреть издали, она оживает и захватывает, словно видишь сказочный мир»), и «чистого душой ученого» Дай Си (1801-1860), погибшего в водовороте трагических событий гражданской войны, создававшего элегантные, полные мира и гармонии работы.

морской пейзаж
Дай Си
Экскурсия к красной скале. Веер. Период династии Мин XIX век
. Шепк, чернила и краски 1 7 7 х 51,6 см
Государственный музей народоведения, Мюнхен
Произведения обоих художников объединяет верность традициям, медитативная «вневременность» и глубина чувств.

Если в пейзажной живописи Китая, «стране высоких гор и больших рек», морская тема и возникала в картине, речь чаще всего шла об изображении воды вообще, воды, олицетворяющей женское изменчивое начало, неразрывно связанной с горой - знаком устойчивого мужского начала.

Море символизировало границу между бытием и небытием, обозначало способность дао (в пер. с кит. «путь»; в даосизме - закономерность сущего, его порождающее и организующее начало) «входить во все явления мира». Художники, работавшие в жанре «шань-шуй», часто рисовали вымышленные виды природы, хотя, безусловно, могли воспроизвести и конкретный, в том числе приморский, ландшафт, славящийся своей красотой.

В островной Японии (где жанр «картин вод и гор», проникнувший в страну из Китая вместе с буддизмом, получил название «сансуйга») образ моря и морских волн был распространенным и излюбленным мотивом творчества многих поколений пейзажистов разных направлений и школ, положивших основу традиции национальной живописи.

морской пейзаж
Огата Корин
Бурные волны.
Двухпанельная ширма Золоченая бумага, чернила и краски 146,6 х 167,4 см.
Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Важнейшую роль в развитии декоративной японской живописи (в средневековой Японии не существовало заметной границы между изобразительным и прикладным искусством) сыграло творчество двух знаменитых мастеров так называемого периода Эдо (1614-1868) - Таварая Сотацу (около 1600 - около 1643) и Огата Корина (1658-1716), ставших основателями художественной школы Римпа. Сотацу занимался монументальной росписью, иллюстрацией,
А. Голованова


Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на эту страницу: Также бесплатно скачивайте файлы «Морские пейзажи» на страницах сайта!
Back to Top