Морской пейзаж в мировой живописи.
Рассказ о морском пейзаже построен в удобной для восприятия форме. Двигаясь по хронологии, от древнейших помпейских фресок до полотен живописцев, созданных на рубеже XIX-XX веков, Вы получите представление о специфике той или иной национальной школы морского пейзажа, а также о творческом пути художников-маринистов.
«Замка на море» открывался чудесный вид на заливы. Жизнь на побережье вдохновляла Гримшоу все чаще обращаться к теме моря.Джон Аткинсон ГримшоуХудожника влекли сумерки, время дивных полутонов, когда лунный свет, туман и мерцающие светлячки газовых фонарей преображают невзрачные пристани, рыбные причалы, доки и набережные в таинственные звенящие ландшафты «волшебной страны».
Уитби с восточной стороны. 1877
Частное собрание
Многие работы Гримшоу выполнены в несвойственной прерафаэлитам коричневой гамме. Известно, что художник, добиваясь максимальной тональной выразительности в передаче световых эффектов, подмешивал в краски песок.
Гримшоу был истинным поэтом и романтиком: в его реалистичные пейзажи внезапно впархивают на прозрачных крылышках феи, а собственным детям он дал имена персонажей поэмы Теннисона. Его сын Артур Гримшоу (1868-1913) тоже стал живописцем и работал в жанре пейзажа в близкой отцу манере (Отлив).
Уильям Лайонел УайлиЗнаменитый маринист Уильям Лайонел Уайли (1851-1931) родился в Лондоне, но часто бывал со своими родителями во Франции. Отец, художник-жанрист, всячески поддерживал и развивал творческие способности сына, проявившиеся в раннем возрасте.
Рассвет после бури 1869
Холст, масло 77 х 127 см
Частное собрание
Уайли начал изучать живопись в Школе изобразительных искусств в Хэтерли, а затем с пятнадцати лет продолжил образование в лондонской школе при Королевской Академии, где его учителями были Лэндсир, Миллес и Лейтон.
Первый успех пришел к начинающему живописцу в 1869 году, когда восемнадцатилетний Уайли был награжден золотой медалью Тернера за картину Рассвет после бури.
Второй страстью художника был парусный спорт, он выходил в море, принимал участие в регатах и дальних морских круизах, поэтому пет ничего удивительного в том, что в живописи стал специализироваться в жанре марины.
А когда в судьбе живописца случались профессиональные неудачи и его картины отклоняла Академия, Уайли даже всерьез собирался оставить искусство и посвятить себя морскому делу.
К счастью, этого не произошло, и за долгую, плодотворную творческую жизнь художник создал множество прекрасных морских пейзажей, «портретов» кораблей и изображений морских битв. В 1899 году он был избран ассоциированным членом Королевской Академии, а в 1907 стал полноправным академиком.
В период Первой мировой войны Уайли служил военным корреспондентом.
Уильям Лайонел УайлиНа одной из своих марин, вызывающей в памяти ассоциации с работами Тернера, художник изобразил корабль-призрак, воспсгый в многочисленных морских легендах. Возможно, перед нами в клубах светящегося тумана возникает печально известный во всем мире «Летучий голландец» - предвестник несчастья.
Корабль-призрак
Холст, масло 110х 135 см
Частное собрание
И люди в страхе поспешно покидают собственное судно. А может, художник запечатлел какую-нибудь британскую «достопримечательность» -например, трехмачтовую шхуну-призрак «Леди Ла-вибонд», которая каждые пятьдесят лет появляется 13 февраля (в день своей гибели) в районе песчаных отмелей Ла-Манша.
Корабль выглядит так реально, что моряки с судов береговой охраны думают, что видят происходящее в данный момент кораблекрушение и высылают лодки со спасателями, чтобы подобрать в воде уцелевших пассажиров.
Клод Т. Стэнфилд МурЗамечательные прибрежные пейзажи с переливающимся всеми пастельными оттенками небом создавал живописец из Ноттингема Клод Т. Стэнфилд Мур (1853-1901), предпочитавший изображать виды Темзы и известных английских портов, включая Скарборо и Уитби в Йоркшире (Военный корабль на якоре в Скарборо).
Военный корабль на якоре в Скарборо 1891
Холст, масло 110 х 135 см
Частное собрание
Уильям Мак-Таггарт«Шотландским импрессионистом» называют одного из величайших мастеров шотландского пейзажа художника Уильяма Мак-Таггарта (1835-1910), увлеченного пленэрными изысканиями в передаче света на воде. Критики считали, что в картине Шторм им продемонстрирована «самая значительная и целостная трактовка стихийных сил природы».
Шторм. 1890
Холст, масло 121,9 х 183 см
Национальная галерея Шотландии, Эдинбург
Его смелая манера письма и цветовая палитра картин перекликаются с работами Констебла и Тернера, которыми он восхищался. Внимательное наблюдение свстовоздуш-ной среды привело Мак-Таггарта, совершенно независимо от изысканий современных ему французских живописцев, к созданию собственной живописной техники, напоминающей импрессионизм.
Ричард Бриджес БичиНебольшая изящная марина Судоходство в Дан Лире примечательна тем, что ее автором является... адмирал Королевского флота и, одновременно, популярный англо-ирландский морской художник Ричард Бриджес Бичи (1808-1895), происходивший из семьи знаменитых лондонских живописцев.
Судоходство в Дан Лире
Холст, масло 26,5 х 37 см
Частное собрание
В графство Дублин Бичи переехал со своей женой-ирландкой и провел там долгие годы. Художник отобразил вид на горы и Дублинский залив со стороны восточного пирса пригородного Дан Лира (другое название Кингстоун).
Слева можно отчетливо разглядеть здания ратуши и Королевского Георгиевского яхт-клуба, а вдали справа - очертания Королевского ирландского яхт-клуба.
Гавань и песчаные пляжи Танжера, омываемые водами Гибралтара, много рисовал ирландско-шотландский живописец Джон Лаверн (1856-1941), часто проводивший зимние месяцы на северном побережье Марокко.
Джон Лаверн«Американское искусство, - пишет АД. Чегодаев, -появилось на сцене мировой истории искусств гораздо позже многовековых художественных культур Старого Света. Зародившись - сначала совсем еще смутно и невнятно - в семнадцатом веке, в малолюдных и бедных заморских селениях, устроенных выходцами из Англии на побережье Атлантического океана, французскими гугенотами в дельте Миссисипи, испанскими монахами-миссионерами на дальнем западе Северной Америки, это искусство далеко не скоро достигло достаточно высокого художественного уровня и достаточно отчетливого национального своеобразия».
Гавань. Танжер. 1912
Холст, масло 63,5 х 76,2 см
Частное собрание
Джон Синглтон КоплиОдним из самых ярких и талантливых художников колониального периода был Джон Синглтоп Копли (1738-1815), творчество которого в значительной мере способствовало выходу американской живописи «на арену мирового искусства». На широко известной жанровой картине Уотсон и акула мастер запечатлел реальный драматический эпизод, произошедший в 1749 году в бухте Гаваны. Моряки английского торгового судна сопровождали на шлюпке своего капитана на берег.
Уотсон и акула. 1782
холст, масло 91,4 х 77,5 см.
Институт искусств, Детройт
Четырнадцатилетний юнга Брук Уотсон решил искупаться и подвергся нападению гигантской тигровой акулы. Юношу удалось спасти, но акула откусила ему ногу выше ступни. Везучий Уотсон выжил, впоследствии разбогател и стал лорд-мэром Лондона. На своем фамильном гербе он пожелал в назидание потомкам изобразить утраченную ногу.
Томас КоулВедущим американским пейзажистом XIX века был Томас Коул (1801 -1848), основатель «школы реки Гудзон». Художник первым стал систематически писать романтизированные пейзажи, навеянные творчеством Лоррена и Тернера, в долине Гудзона и даже построил там себе поместье, чтобы быть «ближе к природе». В своих грандиозных и необузданных по духу композициях Коул совмещал скрупулезные натуралистические исстедования реальной природы с мистико-символическим содержанием. В его картинах, в том числе эффектных морских пейзажах, пространство дикой девственной природы Америки часто предстает в образе нового Эдема, незапятнанного грехами Старого Света {Убывание вод Потопа).
Убывание вод Потопа 1829
холст, масло 90,8 х 121,4 см
Национальный музей Американского искусства, Вашингтон
Томас БёрчОдним из первых американских маринистов называют художника Томаса Бёрча (1779-1851), непревзойденного мастера «портретирования» кораблей. Он родился в Лондоне, но почти всю жизнь провел в Филадельфии, куда приехал со своим отцом-живописцем в 1794 году. В течение сорока лет он регулярно выставлял свои работы в Пенсильванской Академии изящных искусств. Марина Кораблекрушение Фалконера имеет историческую и литературную первооснову. Живший в XVIII веке шотландский поэт и моряк Уильям Фалконер воспел в своей поэме, вышедшей в 1762 году, кораблекрушение, участником которого стал.
Кораблекрушение Фалконера. 1828
Холст, масло 101,6 х 152,4 см.
Частное собрание
На картине изображена сцена гибели от ран молодого офицера Палемоне, лучшего друга Ариона (под именем этого персонажа выступал сам автор). Фалконер пережил немало приключений на море, писал стихи и оды, издал популярный Морской словарь. В 1769 году судно, на котором служил поэт, бесследно исчезло, предположительно в районе Мо-замбикского пролива.
Фиц Хью ЛейнРеалистичные лирические марины создавал пейзажист Фиц Хью Лейн (1804-1865), живший и работавший в Новой Англии, более всего в штате Мэп. «В пейзажах Лейна, - пишет Чегодаев, - всегда очень простых и строгих, с ясным чередованием пространственных планов, с почти иллюзионистической точностью наблюдения деталей пейзажа, но смягченной колористическим и световоздушным единством, предстает та самая скромная, неэффектная природа северного океанского побережья, что предстала когда-то глазам первых пришельцев из Англии.
Маяк в Камдене, Мэн. 1851
Холст, масло 58,4 х 86,4 см
Художественная галерея Иельского университета, Нью-Хейвен
И эти пологие берега, изрезанные спокойными бухтами, невысокие холмы, поросшие дубами и кленами, морская гладь, оживленная белыми парусами лодок, -обжитой человеком мир, преломленный через глубоко лирическое чувство, - придают пейзажам Лейна <„.> немеркнущую от времени прелесть и неугасимую поэтическую взволнованность».
Мартин Джонсон ХидУдивительной материальностью и правдивостью отличаются горизонтально вытянутые прибрежные пейзажи Мартина Джонсона Хида (1819-1904), уроженца Пенсильвании. В его близких по настроению, довольно суровых маринах Приближающийся шторм. Пляж у Ньюпорта и Морское побережье. Восход, выдержанных в темно-серых тонах, ощущается драматическая напряженность. Подобное впечатление достигается за счет «монолитной целостности» композиции и колорита. Хид много путешествовал, учился в Лондоне и Риме. Огромное влияние на его творчество оказали совершенные им три поездки в Южную Америку, вдохновившие на создание новаторских работ.
Лейк-Джордж 1862 г.
Холст,масло. 66,04 x 125,41 см (26 x 49 3/8 дюйма)
Частное собрание
Джон Фредерик КенсеттДеятельность представителей гудзонской школы (как стали называть последователей Коула), первоначально ограниченная кругом тем и сюжетов, связанных с живописными окрестностями реки Гудзон, в скором времени распространилась далеко за пределы Новой Англии, штатов Нью-Йорк и Пенсильвания. Живописец Джон Фредерик Кенсетт (1818-1872), гравер по образованию, в 1840 году отправился на родину своих предков в Англию, где в родовом имении Хэмптон-Корт жила его бабушка. Разочаровавшись в гравюре и решив посвятить себя пейзажу, художник учился сначала в Лондоне, а затем в Школе изящных искусств в Париже.
Береговой пейзаж с фигурами (Берег Беверли).1869
Холст, масло 91,4 х 153,4 см
Художественный музей, Хартфорд
Живя в Англии, он в течение пяти лет постоянно путешествовал по континентальной Европе и с 1843 года стал посылать на выставки в Нью-Йорк свои работы. По возвращении в Америку в 1849 году Кенсетт был избран членом нью-йоркской Национальной Академии рисунка. Среди художников «школы реки Гудзон» Кенсетт яв-ляегся признанным мастером-люминистом (от лат. lumen - «свет»).
Приверженцы этого художественного течения, получившего наибольшее распространение в американской школе живописи, уделяли большое внимание изучению атмосферных и световых эффектов и воспроизведению в пейзажах «особого американского света», свидетельствовавшего, поих мнению, о постоянном присутствии в «новом Эдеме» Создателя. В 1867 году художник приобрел у своего друга участок земли на острове недалеко от побережья Дариен в Лонг-Айленде, где построил студию, в которой работал преимущественно над морскими пейзажами (Береговой пейзаж с фигурами).
Джеймс ГамильтонОсобенное свечение, присущее конкретной местности, пробовал передать в своих маринах ирландско-американский живописец Джеймс Гамильтон (1819-1878), родившийся в Белфасте и переехавший с семьей в пятнадцатилетнем возрасте в Филадельфию (Вечер на побережье). В поисках впечатлений он путешествовал по всему миру, но множество замечательных морских пейзажей выполнил на побережье Нью-Джерси. За свободную манеру письма и любовь к ярким световым эффектам художник получил прозвище «американский Тернер».
Прибрежная сцена на закате.
Холст, масло 19,5 x 29,25 дюйма
Частное собрание
Альберт БирштадтБольшую популярность американскому пейзажисту немецкого происхождения Альберту Бирштадту (1830-1902), представителю гудзонской школы, принесли огромные, тщательно выписанные полотна с изображением Скалистых гор и других ландшафтов дикого Запада, хотя многие современные ему критики находили романтизированную манеру художника чрезмерной, считая, что картины перенасыщены цветом и светом. Чтобы сделать пейзаж более захватывающим и внушающим благоговейный трепет, Бирштадт нередко изменял реальные детали и «улучшал» цветовую гамму обожествляемой им дикой природы.
Индейская рыбалка с гарпунами. 1862
Холст, масло Высота: 48,9 дюйма (124,2 см) Ширина: 74,3 дюйма (188,7 см)
Музей изящных искусств (Хьюстон).
Наряду с монументальными произведениями, «мощными в их националистической и религиозной системе символов», которые, кстати, живописец выполнял по натурным эскизам в своей нью-йоркской студии (во время экспедиций он исколесил тысячи миль), он писал замечательные неброские марины, пленяющие искренностью живых наблюдений (Побережье в Сан-Франциско). Деятельность Коула, Бирштадта и других художников гудзонской школы, пробудивших своим творчеством огромный интерес к первозданной природе и ратующих за ее сохранение, немало способствовала созданию в стране сети национальных парков.
Сенфорд Робинсон ГиффордОдним из ведущих пейзажистов «птколы реки Гудзон» был художник-люминист Сенфорд Робинсон Гиффорд (1823-1880), сопровождавший Бирштадта и Кенсетта в некоторых экспедициях. Его поэтические пейзажи, как отмечали современники, не ослепляли, а выигрывали, апеллируя к спокойной и вдумчивой оценке, заслуживая самые нежные симпатии.
Закат в бухте Нью-Йорка. 1878.
Холст, масло 52,7 х 103,5 см
Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Для достижения изящных переходов от темного к светлому художник использовал в своих небольших по формату и сложных по технике картинах тонкие глазури, мастерски передавая нюансы света и атмосферы. Отличительной особенностью, «фирменным знаком» его работ является золотая дымка, солнечная вуаль, мягко обволакивающая в морских пейзажах контуры самого дневного светила и отражающаяся на закате в зеркале прибрежных вод (Закат в бухте Нью-Йорка). В конце 1870-х годов Гиффорд делал множество набросков во время поездок вдоль побережья штата Мэн и на остров Лонг-Айленд.
На некоторых эскизах изображены охотники с винтовками и ружьями. Очевидно, на основе именно этих рисунков художник выполнил маслом пейзаж Стрельба на пляже острова с уходящей вдаль песчаной косой и накатывающими волнами. Наполненная светом и теплом картина завораживает вдумчивого зрителя и будит его воображение.
Джеймс Эдвард БаттерсвортЗнаменитым маринистом XIX века был англо-американский живописец Джеймс Эдвард Баттерсворт (1817-1894), родившийся в Лондоне в творческой семье и продолживший дело своего отца, художника-мариниста. В 1845 году Джеймс Эдвард переехал в США и поселился в Нью-Джерси, а спустя девять лет он имел свою студию в Бруклине. Основными объектами его картин, имеющих не только художественную, но и историческую ценность, являлись парусные суда в открытом море. Особое место в творчестве Баттерсворта занимали живописные хроники регат на Кубок Америки.
МАТЧ МЕЖДУ ЯХТАМИ VISION И META - СУРОВАЯ ПОГОДА
Холст, масло 40,6 х 50,9 см
Частное собрание
Джаспер Френсис КропсиСветлые панорамные пейзажи в стиле «школы реки Гудзон» принесли славу художнику Джасперу Френсису Кропси (1823-1900), ставшему в 1844 году членом Национальной Академии рисунка. Марина Побережье Генуи была выполнена им в 1854 году под впечатлением от длительной итальянской поездки, совершенной несколькими годами ранее.
Побережье Генуи. 1854
Холст, масло 1 22,4 х 1 84,2 см
Национальный музей американского искусства, Вашингтон
Джонатан Истмен ДжонсонТрогательная сентиментальная картина Девушка, которую я покинул, win в дословном переводе Девушка, которую я оставил позади себя, принадлежащая кисти Джонатана Истмена Джонсона (1824-1906), написана по мотивам популярной в США народной песни с тем же названием. Существует мнение, что эту знаменитую «прощальную» песню английские моряки традиционно исполняли на пристани еще во времена Елизаветы I в момент, когда отплывал военный корабль.
Девушка, которую я покинул. Около 1875
Холст, масло 23,5 х 40,6 см
Национальный музей искусства Америки, Смитсоновский институт, Вашингтон
Фредерик Эдвин ЧёрчЛучшим учеником, близким другом и наиболее значимым преемником Томаса Коула стал выдающийся американский пейзажист-романтик Фредерик Эдвин Чёрч (1826-1900), заслуживший славу «выдающегося мастера визуализации духа Америки». «В пейзажах Чёрча, - пишет Вольф, - первозданная природа предстает как воплощение веры в дарованную Богом силу Нового Света и его историческую миссию, которую художник называл «священной судьбой Америки». Примером живописи Чёрча может служить картина Ниагарский водопад, которая стала своего рода иконой американского искусства. <...> Водопад и огромный нетронутый ландшафт стали национальным символом политической энергии нации, стремящейся сделать мир лучше».
Брошенная лодка 1850
Дерево, масло 28x43,2 см.
Музей Тиссен- Борнемисса, Мадрид
В отличие от учителя Чёрч старался в своих эпических полотнах изображать природу во всем ее геологическом и ботаническом разнообразии с научной точки зрения. Вдохновленный идеями Джона Рёскина и сочинениями немецкого натуралиста Александра фон Гумбольдта, художник исследовал самые труднодоступные уголки континентов, расширяя границы и открывая для американского зрителя ошеломительную красоту Анд, Ниагарского водопада и невиданных доселе живописцами США тропических лесов Южной Америки (Чёрч прошел по маршруту Гумбольдта от Колумбии до Эквадора). В его композициях, созданных на основе натурных зарисовок, оживало фантастическое зрелище извергающихся вулканов, дрейфующих айсбергов и северного сияния.
Когда в 1859 году монументальная картина Чёрча Сердце Анд, написанная с мельчайшими подробностями и чувством благоговения, была представлена публике в затемненной комнате со специальной скрытой подсветкой, она произвела неизгладимое впечатление. В глазах современников живописца его сияющие картины не уступали работам Тернера. Благодаря мастерской трактовке света панорамные пейзажи художника приобретали драматический характер. Героическое великолепие его работ, отражающих «экспансивное и оптимистическое мировоззрение» граждан огромной молодой страны, пробуждало патриотическое и религиозное чувство. Неутомимый путешественник, Чёрч месяцами делал эскизы на природе, ища вдохновение по всему свету, посетил Европу, Северную Африку, Ближний Восток, но неизменно возвращался в свой дом на берегу Гудзона.
Художник внес большой вклад в развитие жанра морского пейзажа. Особый интерес у него вызывала тема освоения Арктики. Натурные этюды к знаменитой картине Айсберги, сравнимой по мощи с полотном Сердце Анд, Чёрч выполнял на севере Атлантики между Гренландией и Лабрадором во время экспедиции в полярных морях. На примере марин можно заметить, что художественное видение живописца с годами становилось все более поэтичным.
Сосредоточивая свое внимание на связи между светом и формой, он пытался передать «непредвзятое чувство реальной природы» (Чегодаев). Многоликое изменчивое море стало его любимым мотивом. Один из лучших своих пейзажей он создал на основе наблюдений за разбивающимися о скалистый дикий берег острова Маунт-Десерт свирепыми волнами, золотящимися в лучах закатного солнца. Возможно, что он изобразил знаменитую Гремящую расселину где никогда не затихает грохот морского прибоя, а пенные струи воды выбрасываются на высоту девяноста футов. На заповедный остров в заливе Мэн, входящий в наши дни в состав Национального парка Акадия, Чёрч возвращался не менее семи раз.
Он начал сюда регулярно приезжать летом для работы на природе еще вместе со своим учителем Коулом. Их картины с видами Маунт-Десерта способствовали популяризации этой живописной местности, ставшей излюбленным загородным курортом для последующих поколений американцев.
Уильям БрэдфордСамым увлеченным «певцом северных морей» среди художников гудзонской гаколы являлся живописец, фотограф и полярный исследователь Уильям Брэдфорд (1823-1892), которого наравне с оказавшим на него влияние Чёрчем считают первопроходцем в области арктических морских пейзажей. Уроженец города Феаргевена штата Массачусетс, он начал свой творческий путь с написания прибрежных ландшафтов и «портретов» торговых и китобойных судов. Арктикой он «заболел» в середине 1850-х годов после знакомства с публикациями о поисках пропавшей в 1845 году экспедиции сэра Джона Франклина. «Мною овладела жажда, - писал позже Брэдфорд, - которую я уже не мог сдерживать: увидеть воочию все те виды, которые они исследовали, и изучить природу, охваченную зоной вечных холодов».
Арктический закат, 1873 г.
Картон, масло 12 1/16 x 20 дюймов
Частное собрание
Следуя примеру Чёрча, живописец находит у спонсоров средства и организовывает с 1861 по 1867 год ежегодные северные экспедиции вдоль берегов Лабрадора и Новой Шотландии. Во время путешествий он делал карандашом эскизы, зарисовывая с борта корабля и с берега сверкающие на солнце айсберги, белых медведей, эскимосские деревни и покрытые вечными снегами ледяные пустыни. В 1869 году Брэдфорд зафрахтовал небольшое тиотландское китобойное судно «Пантера» и отправился на нем в свое последнее арктическое плаванье к берегам Гренландии. Результатом экспедиций стали многочисленные картины художника и опубликованная им в 1873 году в Лондоне книга об Арктике, богато иллюстрированная фотографиями.
Френсис Август СилваВедущими американскими маринистами второй половины XIX века были нью-йоркский художник Френсис Август Силва (1835-1886) и уроженец Филадельфии пейзажист Уильям Трост Ричарде (1833-1905), примыкавшие к «школе реки Гудзон». Живописцу-самоучке Силве, сыну парикмахера, пришлось приложить немало усилий, чтобы добиться успехов в избранной им профессии, но судьба явно благоволила его начинаниям и даже подавала тайные знаки: во время Гражданской войны он служил в одном полку с «гудзонцем» Гиффордом.
Ньюпорт, Род-Айленд. 1875
Холст, масло 36,2 х 61 см
Частное собрание
Как и Гиффорд, Силва увлекся созданием широких панорамных морских пейзажей с низким горизонтом и световоздушными эффектами, характерными для люмииизма, в которых он уделял большое внимание естественному мягкому освещению. Его работы, впервые выставленные в 1868 году в нью-йоркской Национальной Академии дизайна, довольно быстро получили признание, что позволило их создателю в дальнейшем ре!улярно экспонировать свои картины на престижных выставках. Имея студию в Нью-Йорке, Силва много путешествовал по побережьям, часто бывал в Ньюпорте.
Уильям Трост РичардеВ XVII-XVIII веках этот город в Род-Айленде, расположенный на острове Акиднек в Наран-гансетском заливе Атлантического океана, являлся крупнейшим центром пиратства, а к концу XIX столетия стал популярным местом летнего отдыха. Сюда нередко приезжал с семьей (а затем купил в городе дом) живописец и акварелист Уильям Трост Ричарде, прославившийся своими фотографически точными морскими пейзажами.
Морской прибой у скалистого острова. 1903.
Холст, «аспо 110 х 57.7 см
Частное собрание
Джеймс Эббот Макнил УистлерОсобенное место в американском морском пейзаже занимают удивительные марины великого Джеймса Эббота Макнила Уистлера (1834-1903), творчество которого выходит за пределы национальной истории искусства США и Европы. Родившись в Массачусетсе, он провел молодые годы в России, где учился в Петербургской Академии художеств; после нескольких неудачных лет занятий в Американской военно-инженерной академии и работы картографом переехал в Париж и был тесно связан с французскими импрессионистами; долго жил в Англии, ведя открытую борьбу с официальной викторианской критикой (наиболее острые формы приняла его полемика с Рёскином); временами возвращался в Париж и посещал Венецию. «Утонченный реализм его ранних произведений, - пишет английский искусствовед М. Шамо, - близок к манере его современников - Мане, Дега и Фантен-Латура.
Сумерки в телесном и зеленом тонах: Вальпараисо. 1866
Холст, масло 58,6 х 75,9 см
Галерея Тейт, Лондон
Так же как и импрессионисты, Уистлер все больше убеждался в важности световых эффектов в живописи, но он до конца оставался тональным художником, и краски его очень сдержанны. Он заинтересовался смелыми композициями и плоским рисунком японских гравюр, только что начинавших тогда проникать в Европу. Но более важную роль в его работе играли аналогии с музыкой, на которые он указывал самими названиями своих картин, подчеркивая этим гармонические и ритмические свойства живописи, часто почти забываемые в Викторианской Англии».
Тончайший поэт природы, Уистлер часто именовал свои легкие, внешне похожие на импровизации (но на самом деле продуманные и сложные по созвучию цветовых построений) произведения «ноктюрнами», «симфониями» и «гармониями», что сближает его творчество с работами символистов, стремившихся найти пути синтеза различных видов искусств {Симфония в сером и зеленом. Океан). В 1881 году французский критик Дюре отмечал: «Ноктюрны Уистлера напоминают музыку Вагнера, где гармонии, освобожденные от мелодий и ритма, становятся как бы отвлеченными и дают только непередаваемое музыкальное впечатление».
Первый значительный морской пейзаж Берег Бретани художник написал в 1861 году, когда, следуя предписанию врача, проводил три месяца на море. Заметное влияние на его творчество оказала предпринятая им в 1866 году поездка на корабле «Солент» в Южную Америку, где в этот период Республика Чили в союзе с Перу, Эквадором и Боливией вела войну с Испанией. В Вальпараисо Уистлер в течение пяти месяцев вел журнал морских и военных действий (не принимая в них непосредственного участия) и писал марины, в том числе свои первые ночные сцепы, выполненные в серебристо-голубых и зеленоватых тонах жидкими красками. Живописный слой на картинах так тонок и прозрачен, что сквозь него просвечивает грунт, и это создает эффект свечения.
Серии пейзажей он часто рисовал с одной точки зрения, фиксируя нюансы меняющегося в течение дня освещения. Особым очарованием для него были наполнены сумерки - загадочный «синий час», меланхолически-пленительное врехмя мечтателей (Сумерки в телесном и зеленых тонах. Вальпараисо).
Уинслоу ХомерУинслоу Хомер (1836-1910), которого называют «самым национальным» из всех американских художников, увлекся морским пейзажем в поздние годы своей жизни. Свой творческий путь он начал как иллюстратор, делая рисунки для статей еженедельных нью-йоркских журналов. В годы Гражданской войны (1861 -1865) он посылал свои фронтовые рисунки-репортажи со сценами сражений и лагерной жизни в Харпес Уикли. Параллельно Хомер стал писать картины, широкую известность ему принесла смелая и правдивая живописная работа Пленные с фронта, за которую он был принят в Академию художеств. «Поездка во Францию, - пишет Чегодаев, -дала возможность Хомеру увидеть живопись Милле, Курбе и Эдуарда Мане.
На пляже. 1869.
Холст, масло 38,1 х 62,2 см
Библиотека и художественная галерея Канаджари, Нью-Йорк
В то же время она лишь укрепила национальное своеобразие его реализма, тесно связанного с демократической линией американской культуры. Пример французских художников помог Хомеру утвердиться в своем тяготении к этической значительности художественных образов и к большим обобщенным формам реалистического видения, переданным с помощью точного, уверенного рисунка и светлого, с течением времени все более холодного пленэрного колорита». Излюбленным мотивом творчества Хомера было море. Живописец часто уединялся для работы под открытым небом на берег Атлантического океана и писал виды побережья штата Мэн, где он жил (ПраутсНек). В темпераментных маринах художника море предстает необузданной и прекрасной стихией, действующей по своим таинственным законам (Летний шторм).
Дэвид ДжеймсВосхищение этой стихией ощущается и в морских пейзажах Дэвида Джеймса (1853-1904?), также покоренного мощью Атлантики.
Прибой.
Холст, масло 64 х 1 27 см
Частное собрание
С общим ходом развития мирового искусства связано творчество еще одного крупного американского художника конца XIX - начала XX века - Джона Син-гера Сарджента (1856-192 5), которого восхищенный его блестящими портретами Роден назвал «Ван Дейк нашего времени». «Сарджент - национальная гордость американцев, - отмечает М. Герман, - и действительно, хотя он провел большую часть жизни в Европе, в его искусстве реализуется многое, что можно было бы отнести к характерным - и востребованным - качествам изобразительного искусства США <...>
Он родился во Флоренции и умер в Лондоне, жил и работал в Италии, Франции, Англии, сравнительно редко бывал в Штатах, но сумел стать для американцев национальным классиком в большей мере, чем Уистлер.
Его связь с французским импрессионизмом трудно поддается точному анализу, хотя любое исследование, посвященное импрессионизму американскому (в искусствознании США это понятие обычно сомнению не подвергается), неизменно отводит Сар-дженту центральную или одну из центральных ролей в его становлении». Самое сильное влияние оказал на него Моне. Увидев на высгавке его работы, Сарджент был буквально заворожен ими. При каждом удобном случае он старался встретиться с мэтром в Париже, Нормандии, приезжал к нему в Живерни, пользовался его советами. Подобно друзьям-импрессионистам, Сарджент совершал путешествия на морс, где занимался пленэрной живописью по методу Мопе {Морской пейзаж).
Альберт Пинкхем РайдерСвоеобразными романтическими видениями предстают марины американского художника-визионера Альберта Пинкхема Райдера (1847-1917), обладавшего огромной силой воображения. «Поэтический мир Рай-дера, - пишет Чегодаев, - страшный, тревожный, пугающий, где реальность переплавляется в образный строй обостренных форм полубредовой фантастики. Аналогии его можно найти в стихах и новеллах Эдгара По или рассказах Амброза Бирса. Райдер провел детство у моря, в Нью-Бедфорде в штате Массачусетс, и впечатления, возбужденные морской стихией, на всю жизнь легли в его память, хотя он с двадцатилетнего возраста поселился в Нью-Йорке и был типичным горожанином.
Труженики моря. 1880-1885
Дерево, масло 29,2 х 30,5 см
Музей Метрополитен, Нью-Йорк
В его маленьких картинах, обработанных с необычайной тщательностью - до почти эмалевой сплавлсшюсти мазков, - встает мир грандиозных видений: бушующие волны ночного моря, залитые лунным сиянием призрачные чащи с очертанием неведомых храмов, стремительно несущиеся облака, гонимые бурей; на фоне этой дисгармоничной борьбы стихий, проникнутой глубокой тоской, Райдер изображает едва различимые фигуры или, скорее, тени людей, затерянные среди бесприютного простора» {Труженикиморя).
В изобразительном искусстве Дальнего Востока, заметно отличающемся от европейского и американского искусства, пейзаж являлся излюбленным и традиционным жанром живописи, тесно связанным с классической поэзией и религиозно-философскими и мистическими учениями, в частности с конфуцианством, даосизмом и чань-буддизмом (в Японии это направление называлось дзен-буддизмом). Пейзаж зародился в Китае в начале правления династии Тан (618-907), и его основные художественные принципы, воспринятые художниками Японии и Кореи, сложились приблизительно к XIII веку, когда заканчивалась эпоха правления китайской династии Суп.
Средневековый художник, преклоняясь перед красотой и величием мира, не писал с натуры и пс ставил своей задачей с точностью воспроизвести какую-либо конкретную местность, а создавал обобщающий поэтический образ природы. Его больше интересовала в картине «верность внутренней правде жизни, глубочайшим истокам человеческого опыта». Он изображал не просто то, что видел, а «свое отношение к тому, как мир видел до него кто-то другой» (В.В. Малявин).
В предисловии к книге Записи о прославленных живописцах династии Тан ученый и коллекционер живописи Чжу Цзинсюань, живший в IX веке, писал: «Я смиренно внимаю словам древних, говоривших, что живописец - великий мудрец, ведь он вмещает в себя то, что не охватят Небо и Земля, и выявляет то, что не осветят солнце и луна. С кончика его кисти сходит вся тьма вещей, а пространство его сердца величиною в дюйм вбирает в себя просторы в тысячи ли.
От него вечнопреемственен дух и дается определение вещам: его легкая тушь, попадая на некрашеный шелк, созидает образы и рождает безобразное. <...> Коли картины утончены, они вовлекут в токи духовные. Коли они обладают божественной силой, они осенят святостью...» Традиции китайской пейзажной живописи оказали большое влияние на корейское искусство, в котором с XII века получила распространение живопись на шелке и бумаге.
Чон СонУтверждение национального реалистического пейзажа в Корее во многом связано с именем художника Чон Сона (1676-1759), известного под псевдонимом Кёмджэ, который родился в Сеуле в семье конфуцианского ученого. На картине Морские ворота Чон Сон изобразил реально существующее место на Восточном берегу Корейского полуострова, где гранитные скалы Алмазных гор (Кымгансан), поросшие реликтовыми соснами, спускаются к Японскому морю.
Морские ворота. XVII-XVIII века.
Свиток на шелке Национальный музей, Сеул
Нашему взору открывается вид с высоты птичьего полета на проход между скалами («ворота») и бескрайнее море, волны которого бесконечной чередой набегают на берег и бьются о камни. «Объемность скал, - пишет Л.И. Киреева, - передана яркими ломаными линиями, прерывистыми, неровными, несколько небрежными.
Почти всегда художник оживляет пейзаж присутствием человека. Здесь человеческие фигуры играют едва ли не самую важную роль, - впервые художник дал не просто человеческую фигурку, часто встречающуюся в картинах любого художника, будь то китаец, кореец или японец, а именно корейских янбанов (янбан -дворянство в феодальной Корее), прибывших, вероятно, полюбоваться морским видом. Это всадники в черных широкополых янбанских шляпах и несколько поодаль от них - фигурки их слуг». Маленькие фигурки людей у подножия высоких скал на берегу громадной, движущейся водной стихии подчеркивают значимость, незыблемость и величие природы.
«Горы и вода в сознании китайцев, - отмечает НА. Виноградова, - воплощали важнейшие силы Вселенной - энергию и покой, активность и пассивность. Китайцы поклонялись им как святыням. Само понятие пейзажа "шань-шуй" и произошло от сочетания двух иероглифов: "шань" -гора и "шуй" - вода. Так в самом термине "шань-пгуй" закрепились главные мотивы китайского лагщшафта и воплотились основные понятия древней натурфилософии». Около девяти веков разделяют пейзажи великого мастера Донг Юаня (работал около 934-962), одного из основателей «южной» пейзажной школы, живопись которого в наши дни иногда сравнивают с искусством импрессионистов
(еще в XI веке Шэнь Ко отметил: «Он использует кисти так грубо, что если смотреть вблизи - картина не имеет никакого смысла, но стоит посмотреть издали, она оживает и захватывает, словно видишь сказочный мир»), и «чистого душой ученого» Дай Си (1801-1860), погибшего в водовороте трагических событий гражданской войны, создававшего элегантные, полные мира и гармонии работы.
Дай СиПроизведения обоих художников объединяет верность традициям, медитативная «вневременность» и глубина чувств.
Экскурсия к красной скале. Веер. Период династии Мин XIX век
. Шепк, чернила и краски 1 7 7 х 51,6 см
Государственный музей народоведения, Мюнхен
Если в пейзажной живописи Китая, «стране высоких гор и больших рек», морская тема и возникала в картине, речь чаще всего шла об изображении воды вообще, воды, олицетворяющей женское изменчивое начало, неразрывно связанной с горой - знаком устойчивого мужского начала.
Море символизировало границу между бытием и небытием, обозначало способность дао (в пер. с кит. «путь»; в даосизме - закономерность сущего, его порождающее и организующее начало) «входить во все явления мира». Художники, работавшие в жанре «шань-шуй», часто рисовали вымышленные виды природы, хотя, безусловно, могли воспроизвести и конкретный, в том числе приморский, ландшафт, славящийся своей красотой.
В островной Японии (где жанр «картин вод и гор», проникнувший в страну из Китая вместе с буддизмом, получил название «сансуйга») образ моря и морских волн был распространенным и излюбленным мотивом творчества многих поколений пейзажистов разных направлений и школ, положивших основу традиции национальной живописи.
Огата КоринВажнейшую роль в развитии декоративной японской живописи (в средневековой Японии не существовало заметной границы между изобразительным и прикладным искусством) сыграло творчество двух знаменитых мастеров так называемого периода Эдо (1614-1868) - Таварая Сотацу (около 1600 - около 1643) и Огата Корина (1658-1716), ставших основателями художественной школы Римпа. Сотацу занимался монументальной росписью, иллюстрацией,
Бурные волны.
Двухпанельная ширма Золоченая бумага, чернила и краски 146,6 х 167,4 см.
Музей Метрополитен, Нью-Йорк
А. Голованова
Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на эту страницу:
Также бесплатно скачивайте файлы «Морские пейзажи» на страницах сайта!
Если Вам понравилась публикация-поделитесь в соцсетях