Культура и искусство

Морской пейзаж в мировой живописи. Каталог картин. Часть 4

Морской пейзаж в мировой живописи.

Рассказ о морском пейзаже построен в удобной для восприятия форме. Двигаясь по хронологии, от древнейших помпейских фресок до полотен живописцев, созданных на рубеже XIX-XX веков, Вы получите представление о специфике той или иной национальной школы морского пейзажа, а также о творческом пути художников-маринистов.

морской пейзаж
Гаспаре Ванвителли
Ведута Бачино ди Сан Марко. Холст, масло 54 х 106,5 см
Галерея Трафальгар, Лондон
Новатором в этой области выступил живописец голландского происхождения Гаспар ван Вител, прозванный Ванвителли (1652/1653-1736), создавший жанр «топографической ведуты». Он учился у Маттиаса Витхоса, приблизительно в 1674 году приехал в Рим, где спустя почти сорок лет был избран членом римской Академии Святого Луки. Начиная с 1690 года, художник совершал путешествия во Флоренцию, Неаполь и Венецию, одним из его учеников стал Антонио Джоли.

Решающую роль в творчестве «педантичного, но поэтичного» Ванвителли, отмечает Франческа Бальдассари, сыграл опыт топографа и рисовальщика, полученный в работе с инженером-гидравликом Корнелисом Мейером. Его картины с точно выверенными перспективными построениями детально воспроизводят реальные места (ВедутаБачи-ио ди Сан Марко) и Moiyr служить «документальным» свидетельством об окружающей среде и жизни того времени.

Многие венецианские ведуты одновременно являются и маринами (ведь город в буквальном смысле стоит на воде). Помимо архитектурных сооружений на них изображены морские лагуны, каналы, заливы и легко скользящие по глади воды гондолы.

морской пейзаж
Лука Карлеварис
Вид мола от Дворца дожей Около 1710
Холст, масло 73,5 х 1 17,5 см
Дворец Сан-Суси, Потсдам
Одним из основоположников жанра ведуты был венецианский художник-самоучка, математик, архитектор и гравер Лука Карлеварис (1663-1730), родившийся в Удине. В работе над построением своих композиций он (как и многие художники того времени) использовал специальное оптическое устройство - так называемую «камеру-обскуру» («темную камеру»), изобретешгую ранее. «Система линз и зеркал, - пишет Прилуцкая, - направленных на определенный архитектурный вид или ландшафт, позволяла получить на экране или стене их световую проекцию - "нерукотворную картину".

Камера-обскура была отдаленным прообразом проекционной и фотографической аппаратуры последующих столетий и пользовалась в светском обществе и даже в балаганных представлениях в Венеции большим успехом, как одно из "научных развлечений"». Для ведуты Вид мола от Дворца дожей Карлеварис выбрал очень необычный ракурс, позволяющий одновременно видеть круто скомпонованный угол здания дворца с восточной стороны, обе колонны и уходящую вдаль панораму набережной Рива дельи Скьявони, которая тянется от Дворца дожей до Арсенала.

морской пейзаж
Каналетто
Венеция. Набережная Сан Марко в день Вознесения Около 1740
Холст, масло 121,9 х 182,8 см. Национальная галерея, Лондон
Еще тоньше с перспективой «манипулировал» талантливый ученик Карлевариса и сын театрального художника Каналя - Джованни Антонио Каналь, прославившийся под именем Каналетто (1697-1768). Добиваясь живописной гармонии, он блистательно сочетал в своих знаменитых «светозарных» композициях документальную достоверность и намеренные искажения, часто совмещая в одном произведении изображения, взятые с разных ракурсов или представленные под «невозможным» углом. Столь же виртуозно художник «режиссировал» вписанные в пейзаж небольшие жанровые мизансцены.

При этом он был невероятно педантичен и скрупулезен в передаче деталей и «примет эпохи». Любовно, поэтично и радостно воссоздавал Каналетто неповторимую атмосферу родной Венеции, «будто сотканной неким кудесником из света, воды и камня», в дни шумных красочных празднеств и спокойных будней.

Камера-обскура была отдаленным прообразом проекционной и фотографической аппаратуры последующих столетий и пользовалась в светском обществе и даже в балаганных представлениях в Венеции большим успехом, как одно из "научных развлечений"». Для ведуты Вид мола от Дворца дожей Карлеварис выбрал очень необычный ракурс, позволяющий одновременно видеть круто скомпонованный угол здания дворца с восточной стороны, обе колонны и уходящую вдаль панораму набережной Рива дельи Скьявони, которая тянется от Дворца дожей до Арсенала.

морской пейзаж
Бернардо Беллотто
Каприччо с руинами римского храма на берегу лагуны 1742-1743.
Холn, масло 40,5 х 49 см. Городской музей, Асоло
Большую художественно-документальную ценность представляют ведуты Бернардо Беллотто (1720-1780), племянника и ученика Каналетто, часто подписывавшего свои работы всем известным именем дяди. Его произведениям, утверждают специалисты, присуще рассудочное начало, они «прозаически-конкретны», в них мало движения, но они «уютны» и дают верное представление об архитектуре и быте того времени. На картине одного из ведущих «художников-виртуозов» венецианской школы Гаспаре Дициани (1689-1767) запечатлен праздник, посвященный святой Марте.

морской пейзаж
Гаспаре Дициани
Ночь святой Марты холст, масло. 167x329 см
Дворец Ко'Реццонико, Венеция
Его проводили 29 июля, и всю ночь жители и гости Венеции веселились на карнавале. Откуда возникла эта традиция, неизвестно, но со святой Мартой связана апокрифическая легенда, весьма распространенная в Провансе с XII века, о том, что дева укротила страшного дракона, который, услышав ее пение, вышел па берег и уснул у ее ног. Живописец изобразил освещенную ночными огнями набережную Большого канала, пестрящую причаливающими гондолами, заполненными нарядной публикой. Совершенно противоположные ощущения вызывает композиция Франческо Тирони (1745-1800), передающая тихое очарование обыденной жизни венецианцев.

В «дофотографическую» эпоху Каналетто и Белотто слыли лучшими ведутистами, их произведения пользовались невероятным успехом, но все же наследником лучших традиции венецианской школы и предшественником импрессионистов СМ. Даниэль называет Франческо Гварди (1712-1793), создававшего пленительные «пейзажи настроения», в которых словно звучит музыка (Видлагуны).

морской пейзаж
Франческо Гварди
Дож на «Бучинторо» на острове Лидо. 1760-е
Холст, масло 67 х 101 см Лувр, Париж
В своих картинах, отличающихся необыкновенной живописной целостностью, художник стремился не только с топографической точностью зафиксировать архитектуру, а, основываясь на непосредственных впечатлениях и наблюдениях, передать самый дух Венеции: вибрацию влажного морского воздуха и солнечного света, трепетную изменчивость отражений сказочных дворцов и мостов, мимолетные атмосферные эффекты, легкое движение людей и лодок.

«Работая быстро, alia prima, не пренебрегая уже использованными холстами, он сообщал своим вещам такую одухотворенность, что его маленькие шедевры не проигрывают от самого обязывающего соседства, будь это чем-то похожий на него Ватто или монументальный Тьепо-ло» (Даниэль). На знаменитой луврской картине Дож на «Бучинторо» на острове Либо Гварди изобразил феерию легендарной венецианской церемонии обручения дожа с морем, происходящей ежегодно в праздник Вознесения.

«Законодательницей мод» в европейском искусстве XVIII столетия являлась Франция. «Когда век Людовика XIV сменился веком Людовика XV, идеал искусства от величественного перешел к приятному. Повсюду распространяются утонченность элегантности и тонкость чувственного наслаждения», - писали в сочинениях той поры. В эпоху рококо (от фр. го-caille - «раковина») даже религиозные произведения проникались светским духом. Игривость, развлекательность, причудливое изящество - основные составляющие этого беспокойного, дразнящего и арти-стичного стиля.

морской пейзаж
Ноэль Никола Куапель
Похищение Европы. 1727.
Холст , Музей искусств, Филадельфия
Ноэль Никола Куапель (1690-1734), представитель знаменитой династии французских придворных живописцев, одним из первых стал работать в стиле рококо. Его полотно Похищение Европы, отличающееся изысканной грацией и тонким колоритом, предвосхитило мифологическую композицию на ту же тему непревзойденного мастера ро-кайля Франсуа Буше (1703-1770), написанную двадцатью годами позже.

морской пейзаж
Франсуа Буше
Похищение Европы. 1747. Холст, масло 161 х 194м. Лувр, Париж
«Если существовал художник, персонифицировавший собою стиль рококо, - утверждает СМ. Даниэль, - то таким художником, безусловно, следует признать Франсуа Буше. Ему в большей степени, чем кому бы то ни было, эпоха обязана созданием того особого уклада жизни, в котором какая-нибудь безделушка вполне могла соперничать с высокими творениями живописи, ваяния и зодчества». В основе всех работ Буше лежит декоративное начало, даже станковые картины часто замысливались им как часть интерьера. Миф о похищение Европы представлен художником в виде очаровательной, «галантной» сцены, украшенной морским пейзажем, изысканная театральность которого дополнена свежестью непосредственных наблюдений за природой.

морской пейзаж
Адриан Манглар
Сцена средиземноморской гавани с моряками и другими фигурами в доках около разрушенной крепости
Холст, масло 138,4 х 258,8 см. Частное собрание
Залитые солнечным светом марины Адриана Манглара (1695-1760) напоминают поэтические пейзажи Клода Лоррена, что и неудивительно, ведь художник также провел большую часть своей жизни в Риме и был покорен итальянскими ландшафтами. Член французской Королевской Академии живописи и скульптуры в Париже и Академии Святого Луки в Риме, он посвятил много времени изучению судов и приобрел славу искусного мариниста, работами которого украшались дворцы. Его постоянными клиентами были представители ведущих аристократических римских семейств.

Более 140 работ для своего палаццо заказал у живописца Филиппо Бордони, герцог Пармы. В отличие от Лоррена, Манглар уделял большое внимание стаффажу и оживлял виды средиземноморских гаваней милыми жанровыми сценами с участием горожан, моряков и рыбаков.

Подобно «вездесущему» Бутле, признанному фавориту эпохи, многие художники той поры были «универсальными» специалистами, владели навыками разных ремесел и плодотворно работали во всевозможных областях изобразительного искусства. Жан-Батист Пиллеман (1728-1808) писал пейзажи и марины, занимался рисунком и гравюрой, создавал альбомы, проектировал интерьеры, исполнял эскизы для текстиля, обоев, фарфора, керамики и серебра, оформлял королевские кабинеты в характерном для искусства рококо стиле «гаинуазри» (в «китайском вкусе»), преподавал в школе искусств и Академии, открыл новый метод печати на шелке и так далее.

морской пейзаж
Жан-Батист Пиллеман
Морской пейзаж с обломками кораблекрушения
Холст, пастель 57 х 89 см Галерея Уффици. Флоренция
«Неутомимый» Пиллеман объездил всю Европу: в Вене он работал для императорского двора Франца I и Марии-Терезии, в Варшаве украшал королевские замки Станислава II Авгусга Понятовского и получил звание Первого художника при его дворе, во Франции он являлся придворным живописцем Марии-Антуанетты и стал одним из создателей Малого Трианона в Версале.

Много лет провел в Англии, Испании и Португалии, работал в городах Италии, а в конце жизни вернулся в родной Лион. В истории французского изобразительного искусства имя Пиллемана прочно связано с развитием орнаментального ро-кайльного рисунка, растиражированного сериями гравюр. Европейскую славу художнику принесли «игры в Китай», остроумные по замыслу и изящные по исполнению (Даниэль).

Однако не менее значимо творческое наследие Пиллемана-мариниста, продолжателя пейзажных традиций Буше, Берне и Берхема, картины которого отражают тончайшие нюансы цвета и настроения, необычайно ценимые в эпоху рококо (Сцена в гавани с фигурами на берегу в сумерках).

морской пейзаж
Клод Жозеф Берне
Средиземноморская сцена на берегу с рыбаками, перетаскивающими лодку, и фрегатом, стоящим на якоре
Холст, масло 74 х 99 см. Частное собрание
Значительную роль в развитии французской марины сыграл выдающийся пейзажист Клод Жозеф Берне (1714-1789), уделявший много внимания достоверной передаче действительности и считавший натуру «первейшим из учителей». В 1734 году молодой художник приехал в Рим, где девять лет спустя стал членом Академии Святого Луки. В Италии Берне прожил около двадцати лет и прославился созданием «картин-воспоминаний» для путешественников с изображением живописных видов гаваней, мостов, крепостей, маяков, каскадов в Тиволи и так далее.

В Неаполе пейзажист познакомился с творчеством Сальватора Розы, оказавшим на него сильнейшее влияние. Подобно Розе, Верпе стал населять свои романтические по настрою пейзажи фигурами солдат и разбойников, изображать стихийные бедствия и кораблекрушения (Буря, Шторм). Своей декоративностью его композиции напоминают и о традициях живописи Клода Лоррена. По возвращении па родину, после успеха в луврском Салоне 1753 года, Берне стал полноправным членом парижской Королевской Академии и получил престижный королевский заказ на создание серии картин Порты Франции.

Выполняя этот заказ, имевший целью прославить военно-морской и торговый флот страны, художник посетил Марсель, Тулон, Антибы, Сетт, Бордо, Рошфор, Ла-Рошель и написал пятнадцать топографически точных видовых морских пейзажей, выставлявшихся в Салоне между 1755 и 1765 годами. Берне любил показывать море в разное время суток и при разной погоде, мастерски передавая изменения атмосферы и игру лунного света.

морской пейзаж
Пьер Жак Волер
Кораблекрушение. Около 1774. бумага, пастель 53 х 65 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербур
Одним из самых известных учеников и последователей мастера был Пьер Жак Волер (1729-1802), происходивший из семьи тулонских живописцев. Они познакомились в Тулоне, куда Берне прибыл в 1754 году для работы над Портами Франции, и, вероятно, Волер ассистировал ему и консультировал как эксперт в области устройства военного порта и военно-морской жизни в своем городе. Волер перенял от учителя живописную технику и знания о необходимости непосредственных наблюдений за природой. Его тоже волновали вопросы освещения и притягивали зрелища стихийных бедствий. Во время пребывания в Неаполе, где он стал очевидцем извержений Везувия, живописец выполнил множество эффектных картин с изображением вулкана и ночного залива, освещенного холодным светом луны и теплым свечением горящей лавы.

В конце XVIII столетия европейский художественный вкус, по словам Даниэля, пресытился изысканной чувственностью рококо и требовал пищу для ума. Устремленные в будущее идеи просветителей, воспевающих культ разума и ратующих о необходимости «общественной активности искусства как средства воспитания нравов», неразрывно связаны с идеями неоклассицизма. Языком этого стиля, который еще называют классицизмом второй волны (основателями первой волны классицизма во Франции были, как мы помним, Пуссен и Лоррсн) заговорила Великая французская революция.

морской пейзаж
Жан Жозеф Тайлассон
Геро и Леандр. Около 1 798. Холст, масло 253 х 3 1 8 см.
Музей изящных искусств. Бордо
Тема моря часто звучала в произведениях «высокого» жанра, к которым относились картины, написанные на мифологический сюжет. Исторический живописец и портретист из Бордо Жан Жозеф Тайлассон (174 5 -1809), член парижской Академии с 1784 года, обратился к античному мифу о любви Леандра и Ге-ро, широко известному благодаря множеству литературных переложений. Леандр, юноша из Абидоса в Троаде, воспылал глубоким чувством к прекрасной жрице богини Афродиты Геро, которая жила в Сеете, расположенном на другом берегу пролива Геллеспонт. Родственники никогда не дали бы согласия на их брак, поэтому влюбленные стали встречаться тайно. Каждую ночь Геро зажигала па башне огонь, а Леандр, ориентируясь на свет маяка, переплывал пролив. Однажды сильный ветер погасил огонь, и Леандр не смог доплыть. Утром волны вынесли бездыханное тело на берег, где его нашла Геро (этот эпизод запечатлен на картине). Справа от героев в композиции художник изобразил башню, с которой позже безутешная девушка бросилась в море.

морской пейзаж
Антуан Жан Гро
Сафо в Леокадии. Около 1801. Холст, масло
Музей барона Герарда, Байо
Антуан Жан Гро (1771-1835), официальный живописец Наполеона I Бонапарта и один из любимых учеников Жака Луи Давида, прославившийся созданием портретов и овеянных духом героики батальных сцен, соединял в своем творчестве черты неоклассицизма и предромантизма. Пейзаж с успокоившимся после бури и освещенным первыми светлыми лучами солнца морем в картине Сафо в Леокадии созвучен эмоциональному состоянию героини, знаменитой древнегреческой поэтессе Сафо, Ее лицо выглядит умиротворенным и устремленным в вечность, а ведь в этот самый момент она, разочаровавшись в земной любви, собирается броситься со скалы.

морской пейзаж
Христиан Вильгельм Эрнст Дитрих
Пейзаж с путником в дюнах. 1753. Дерево, масло. 50х60см.
Национальная галерея, Осло
Романтические настроения нарастали в XVIII веке и в искусстве немецких художников-неоклассицистов Христиана Вильгельма Эрнста Дитриха (1712-1774), работавшего при дворе Августа II Сильного и испытавшего в своем творчестве влияние голландских и французских живописцев, и Якоба Филиппа Хаккерта (1737-1807), являвшегося придворным художником короля Фердинанда IV в Неаполе и тяготеющего к созданию ландшафтов с руинами в традициях «героического» пейзажа.

морской пейзаж
Якоб Филипп Хаккерт
Гибель турецкого флота в Чесменском бою. 1771
Холст, масло 162,5 х 220 см Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Особое место в живописи Хаккерта занимает так называемая Чесменская серия, выполненная им в 1771 году по заказу русского двора и посвященная разгрому турецкого флота в Эгейском море. Серия состоит из шести полотен, на которых с документальной достоверностью изображены морские баталии и корабли, принимавшие в них участие (Гибель турецкого флота в Чесменском бою). Художник был весьма популярен в России и часто получал заказы от Екатерины II и русских вельмож.

«Расцвет английского искусства, - пишет А.В. Дзяк, - начался в конце первой трети XVIII века, когда Уильям Хогарт талантом, упорством и почти фанатической убежденностью в верности своих творческих принципов фактически создал английскую художественную школу. Силы цветения хватило примерно на сто лет, и за это время ведущие английские художники не только встали вровень со своими континентальными коллегами, но и во многом их опередили».

морской пейзаж
Питер Монеми
Сожжение HMS Royal James в битве при Солебе 28 мая 1672г.
Холст, масло. В 89 x Ш 129,5 см. Национальный Морской Музей, Лондон
Первопроходцами в жанре английской марины называют живописцев Питера Монеми (1681-1749) и Чарльза Брукинга (1723-1759), самобытные картины которых не уступали работам голландских мастеров, в том числе «законодателя» морской живописи ван де Велде Младшего, много лет проработавшего в Англии. Композиции Монеми имели высокую репутацию среди моряков за тщательность исполнения и точные знания в области парусного судоходства.

морской пейзаж
Чарльз Брукинг
Житель восточной индии на свежем ветру. 1750-е г.
Холст, масло В 91,2 x Ш 143,5 см Национальный Морской Музей
Марины Брукипга ценились не только за демонстрацию превосходной морской квалификации художника (выходившего в плавание на маленькой яхте), но и за трепетное отношение влюбленного в море мастера к отображению эффекта движения волн и ветра, основанного на личном опыте пристального наблюдения за стихией.

морской пейзаж
Бенджамин Уэст
Битва при Ла Гоге. 1 778. Холст, масло 152,7 х 2 14,3 см.
Национальная галерея искусства, Вашингтон
Художник Бенджамин Уэст (1738-1820) родился в Америке и был близким другом Франклина, но с 1763 года работал в Лондоне, где стал одним из основателей, а затем (после смерти Рейнолдса) и президентом Королевской Академии художеств и придворным историческим живописцем. В его лондонской мастерской учились некоторые крупнейшие американские художники, поэтому его по праву считают «своим» национальные школы по обе стороны океана. Еще его называют родоначальником нового вида исторической картины, изображающей эпохальные события современной жизни, притом без драпировки героев в античные одежды (в пору неоклассицизма это казалось очень смелым художественным решением). Работы Уэста получили международное признание и оказали решающее влияние на развитие исторического жанра в американской и французской живописи (у англичан, к сожалению, его инициатива не нашла достойного продолжения).

На композиции из вашингтонской Национальной галереи искусств запечатлен эпизод морской битвы при Ла Гоге, состоявшейся в 1692 году в период девятилетней войны, в которой принимали участие Франция и другие европейские страны. Якобиты, приверженцы изгнанного во Францию после «Славной революции» 1688 года английского короля-католика Якоба II и его потомков, боролись с помощью французских войск за восстановление на троне рода Стюартов. Их противниками выступала коалиция, защищающая интересы Вильгельма III Оранского и Марии II, основателей провозглашенной парламентом новой королевской династии. В сражении при Ла Гоге объединенный голландско-английский флот под командованием адмиралов Рассела и Олмонда, состоящий из девяноста шести судов, уничтожил французский флот под командованием адмирала де Турвиля.

морской пейзаж
Джошуа Рейнолдс
Портрет коммодора Кеппела. 1753-1754. Холст, масло 239 х 147,5 см
Национальный морской музей, Гринвич
Первым президентом основанной в 1768 году лондонской Королевской Академии художеств стал выдающийся английский портретист, коллекционер и теоретик искусства Джошуа Рейнолдс (1723-1792), сумевший поднять жанр портретной живописи в академической иерархии жанров до «высокого» уровня исторической картины. Известно, что художник мечтал полностью посвятить себя исторической живописи, но в Англии XVIII века этот жанр не пользовался спросом у публики. Портреты кисти Рейнолдса, исполненные в широкой свободной живописной манере в натуральную величину модели, отличаются удивительным разнообразиехМ и психологической глубиной раскрываемого образа. Адмирал Кеппел, старый друг художника, представлен стоящим в позе Аполлона Бельведерского на фоне моря и грозовых облаков.

Флотоводец сыграл в жизни Рейнолдса важную роль, взяв его в 1749 году в путешествие на своем корабле по Средиземному морю. Во время этой поездки живописец с 1750 по 1752 год провел в Риме, посещая другие города Италии, и изучал античные произведения и работы итальянских мастеров.

морской пейзаж
Самуэль Скотт
Отправление Франциска, герцога Лотарингии, из Англии. 1732
Холст, масло 124,3 х 180 см. Частное собрание
На творчество мариниста и пейзажиста Самуэля Скотта (около 1702-1772) оказало несомненное влияние искусство Каналетто, посетившего в 1746 году Лондон. Вслед за знаменитым венецианцем он стал писать топографические виды Лондона и Темзы, пользующиеся большим успехом. Но художник вовсе не был простым подражателем, создавая самобытные ведуты, он тонко передавал туманную северную атмосферу. Впервые о живописце заговорили гораздо раньше, в 1732 году, когда он в сотрудничестве с Джорджем Ламбертом писал виды поселений Ост-Индской компании. Изображал он также сцены морских сражений во время восстания 1745 года и войны за австрийское наследство. На одной из марин Скотта изображен Франсиск I, герцог Лотарингии (будущий император Священной Римской империи и основатель лотарингской ветви немецких Габсбургов), покидающий на корабле берега Англии в 1731 году.

морской пейзаж
Томас Гейнсборо
«Прибрежный пейзаж с пастухом и стадом» (1783-1784)
Холст, масло Высота: 635 мм (25 дюймов); Ширина: 762 мм (30 дюймов). Йельский центр британского искусства
Крупнейшим мастером пейзажной живописи был величайший английский художник второй половины XVIII столетия Томас Гейнсборо (1727-1788), которому, как и Рейнолдсу приходилось большую часть творчества уделять востребованному жанру портрета и выполнять многочисленные заказы, хотя сердце его всецело принадлежало пейзажу. «Именно в Англии, - поясняет Дзяк, - почти на сто лет раньше сложилось то "пейзажное видение", которое перевернуло в XIX веке европейскую (сначала французскую) живопись. Нет никакой существенной разницы между живописными приемами Гейнсборо и, например, Ренуара. Стоит только убрать коричневые тона, и появится импрессионистическая картина.

Суть революции Гейнсборо в том, что фигура пишется так же, как и пейзажный фон. Не фигура (пластически вылепленная) на фоне пейзажа (как до этого даже у лучших портретистов), по фигура (лицо и так далее) как часть единой живописной среды. Это не просто особенность Гейнсборо, это новое видение. <...> В его картинах нет ничего неподвижного, все текуче, все - эмоция, переживание, нет четких форм.

Это нежнейшая поэзия, это душа, это чистая живопись». Выполненный с акварельной легкостью в гармоничном сочетании жемчужно-серо-голубых и оливковых тонов морской пейзаж пленяет воздушностью и ощущением покоя.

морской пейзаж
Джозеф Райт из Дерби
Пещера вечером. 1774 Холст, масло 101,5 х 127 см
Художественный музей колледжа Смита, Нортгемптон, Массачусетс
Любовь к световым эффектам во многом определяет творчество художника Джозефа Райта из Дерби (1734-1797), учившегося в Лондоне у портретиста Хадсона, но предпочитавшего работать в глубинке, вдали от столицы, что и отразилось на его прозвище. Любознательный живописец, знакомый со многими учеными, промышленниками и поэтами, он был очень увлечен современными достижениями науки, проявлял огромный интерес к тайнам мироздания и научным экспериментам и даже состоял членом знаменитого Лунного общества.

В картине Пещера вечером Райт соединил пейзажную живопись с результатом подробных научных наблюдений. Композиция была выполнена художником в его римской студии во время двухлетнего пребывания в Италии, однако основана на эскизах с натуры, которые он делал в прибрежных гротах близ Неаполя. Живописец нашел очень интересный ракурс: зритель находится как бы внутри темной пещеры и стоит на выступе в одной из ниш, откуда он может любоваться резкими контрастами освещения, создающими атмосферу таинственности, и представлять себя героем приключений, а может с педантичностью естествоиспытателя изучать скальные породы.

Царящий в Англии культ природы, являющийся, по словам Т.Ф. Верижниковой, «краеугольным камнем национального художественного мышления», воодушевлял художников заниматься пейзажной живописью, хотя почти все они в начале творческого пути подражали голландцам и Лоррену. А неизбывная страсть англичан к путешествиям повлияла на развитие акварели, оказавшейся наиболее удобной техникой для фиксации дорожных впечатлений. Художники оценили ее возможности в передаче эффектов воздушной среды и тончайших световых нюансов, столь важных в пейзажной живописи.

морской пейзаж
Джон Селл Котмен
Форт Сен-Маркуф около Кенвилля, Нормандия Около 1820
бумага, акварель 22,4x33,3 см.
Университет Кембриджа, Музей Фицуильям, Кембридж
Многочисленные рисунки и акварели, на основе которых были созданы альбомы офортов, привез из поездок в Нормандию живописец-акварелист Джон Селл Котмен (1782-1842), крупнейший представитель нориджской школы. Яркая солнечная гамма его работ сочетается с топографической точностью изображаемых архитектурных объектов {Форт Сен-Марку ф околоКенвилля, Нормандия).

морской пейзаж
Ричард Уилсон
Белый монах
Холст, масло 62x79 см
Смитсоновский музей американского искусства (США)
Художник Ричард Уилсон (1713-1782), начинавший как портретист, вернувшись на родину после семилетнего итальянского путешествия, полностью посвятил себя жанру пейзажа. Его достижения в области передачи освещения и световоздуганой среды, отмечает Б.В. Кудрявцев, во многом определили дальнейшие искания английских пейзажистов. Светотеневые контрасты и виды руин придают морскому пейзажу, выполненному художником по зарисовкам, сделанным в окрестностях Неаполя, драматический характер. Помимо итальянских ландшафтов в духе Лоррена и Дюге, Уилсоп писал узнаваемые поэтические виды Темзы и родного Уэльса.

морской пейзаж
Джон Кром
Баржа с раненым солдатом, 19 век
Холст, масло Высота: 346 мм (13,62 дюйма); Ширина: 511 мм (20,11 дюйма)
Йельский центр британского искусства
На произведениях Гейнсборо, Уилсона и голландских пейзажистов учился будущий основатель «Нориджского общества художников» Джон Кром (Старый Кром; 1768-1821), который в юности изучал и копировал работы из собрания мецената Харви. Обладающий целостным восприятием природы, он одним из первых английских пейзажистов стал использовать возможности пленэрной живописи и писать этюды под открытым небом. В 1802 году он совершил поездку в Озерный край, часто бывал и выставлялся в Лондоне, а в 1814 году посетил Булог ш и Париж.

Тончайшие нюансы полутонов и освещения передает Кром в утреннем пейзаже с мельницей, на котором запечатлена песчаная отмель Ярмута, расположенного на побережье Северного моря в графстве Норфолк Перекликается с этой мариной пленительный вечерний пейзаж с мельницей и слепящим на солнце подобно маяку белым домом, выполненный выдающимся английским акварелистом Томасом Гертином (1775-1802). Страстный путешественник, он собирал художников для работы на природе и уделял много внимания изучению атмосферы, детально отмечая, по словам Псвзнера, «время дня, тип облаков и вид, складывающийся в это время».

На самом деле Белый дом в Челси представляет собой широкую панораму реки Темзы, которая в этом месте, как утверждает поэт Иосиф Бродский, «катится к морю, разбухшая точно вена...».

морской пейзаж
Джон Констебл
Маяк в Харидже. Около 1820. Холст, масло 32,7 х 50,2 см.
Галерея Тейт, Лондон
Огромный вклад в развитие морского пейзажа внес великий английский пейзажист Джон Констебл (1776-1837), придававший большое значение живописи с натуры и изображавший природу такой, «какая она есть». Он первым из больших европейских художников Нового времени обратился к непосредственному наблюдению постоянно изменяющейся окружающей природы и стал писать реалистические пейзажи полностью с натуры, предвосхитив во многом пленэрные искания барбизонцев и импрессионистов. «Лейтмотивом» всех пейзажей художник называл небо: «Небо - это ключевая нота, это диапазон, это основной источник восприятия».

Своим многочисленным этюдам с изображением разных состояний и облаков он даже придумал особый термин «скайиинш» (от англ. sky - небо). Облачность над морем он воссоздавал с «метеорологической» достоверностью (Студийный пейзаж с дождевыми облаками).

Восхитительные этюды были написаны Констеблом под открытым небом «на раскрытой крышке ящика с красками у него на коленях» в приморском городе Брайтоне, куда он с 1824 года стал часто привозить жену в надежде, что она поправит здоровье {Пляж в Брайтоне и угольщик). На картине из собрания Галереи Тейт можно увидеть море с легкими парусниками, пирс и бурлящий жизнью пляж модного курорта на фоне новых отелей и строящихся резиденций.

морской пейзаж
Джон Мартин
Усмирение волн. 1800. Холст, масло 143 х 218 см.
Церковь Шотландской генеральной ассамблеи, Эдинбург
Романтическая композиция Усмирение волн принадлежит кисти художника и гравера Джона Мартина (1789-1854), получившего за свою приверженность к изображению громоздящихся скал, кипящей лавы и бушующих волн прозвище «мастер катастроф».

Европейскую известность принесли ему монументальные полотна на литературные и библейские сюжеты. В начале карьеры Мартин занимался живописью по стеклу. В его палитре встречаются «химически-красные оттенки», а световыми эффектами и интенсивностью звучания многие работы напоминают витражи. «Мне кажется, - отмечал Сэмюэл Тейлор Кол-ридж, - что Мартин всегда смотрел на природу через кусочки цветных стекол».

морской пейзаж
Ричард Парке Бонингтон
Лодки у берегов Нормандии. Около 1825
Холст, масло 33,5 х 46 см Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Замечательный английский художник Ричард Парке Бонингтон (1802-1828) почти всю свою короткую жизнь прожил во Франции, где учился у Гро и дружил с Делакруа, но предпочитал писать не классицистические исторические полотна, а романтические пейзажи с натуры. Покинув мастерскую Гро в 1821 году, Бонингтон постоянно путешествовал. Много марин он выполнил на побережье Нормандии. Как отмечает Н. Певзнер, «у Боништона те же смелые широкие мазки, что и у Конетебла, ощущение морского ветра и ни на минуту не прекращающихся в природе изменений».

морской пейзаж
Джозеф Мэллорд Уильям Тернер
Восход солнца в тумане. Рыбаки чистят и продают рыбу. До 1807
Холст, масло 134,6х 179,1 см Национальная галерея, Лондон
Никто ранее не изображал море таким, каким оно предстает на картинах великого английского живописца-новатора Джозефа Мэллорда Уильяма Тернера (1775-1851), осуществившего наряду с Кон-стеблом революцию в области пейзажа. Художник прошел трудный путь исканий от реалистических марин в духе Лоррепа и голландцев {Восход солнца в тумане) до создания «поэтических симфоний», состоящих из «стихий воздуха, земли и воды». Следуя технике акварелистов, он разработал совершенно новую техник^' масляной живописи, которая в значительной степени легла в основу живописи XIX столетия, включая импрессионизм. Отказавшись от повсеместно принятой тогда тональной манеры письма, Тернер писал на белом грунте, накладывая краску очень тонким слоем, что позволило тонам звучать более ярко и дало возможность высветлить палитру.

С последовательностью ученого художник, «привыкший смотреть прямо в глаза природе», всю жизнь вдохновенно изучал натуру и световые эффекты, экспериментировал с цветом. Он работал кистью, мастихином, рукой и пальцами. Тернер редко стремился к топографической точности, ради точной передачи эмоциональных ощущений или впечатления движения он освобождался не только от традиционных схем композиции, по и от конкретного предмета изображения (Восход солнца. Морские чудовища).

«Тернер - самый талантливый из ныне живущих художников, - писал в 181 б году известный критик Хэзлитт, - однако его картины являются чересчур отвлеченной передачей воздушной перспективы и изображают не столько природные объекты, сколько среду, через которую они видны... Художнику нравится возвращаться в первобытный хаос... Все бесформенно и пусто. Кто-то сказал о его картинах, что они "изображают ничто, и очень похоже..."».

морской пейзаж
Джозеф Мэллорд Уильям Тернер
Последний рейс фрегата «Отважный». 1838
Холст, масло 90,8 х 121,9 см Национальная галерея, Лондон
В отличие от своего современника Констебла, Тернер редко писал натурные этюды маслом, но обладал феноменальной зрительной памятью и необыкновенным чувством композиции. Для того чтобы достоверно передать бурю и вызвать у зрителей явственное ощущение трагизма происходящего, художник вышел на корабле в бушующее море и упросил матросов привязать его к мачте. Результатом четырехчасовых наблюдений стало поражающее воображение полотно Снежная буря - пароход выходит из гавани..., представляющее собой, по словам А. Позианской, феерию света и цвета, более всего напоминающую абстрактную живопись XX века.

Картину Вечный покой. Похороны в море он посвятил памяти своего друга художника Уилки, умершего в 1841 году на борту корабля «Ориенталь» при возвращении из путешествия на Ближний Восток и погребенного в море близ Гибралтара. Драматическая выразительность композиции, построенной на холодных голубых тонах, достигается контрастом черных, траурных парусов, свечения горящих факелов и перемежающихся отблесков на воде.

Всю жизнь море притягивало Тернера. Одной из первых его картин, написанных маслом, была марина Рыбаки в море, выполненная художником в 1796 году после поездки на остров Уайт. Композиционным ядром в ней является беспокойный световой овал, в котором угадывается прообраз вихревых цветовых вибраций будущих пейзажей. В поздние годы море стало для живописца символом мо1ущественных сил природы и высшего начала, а также своеобразным «зеркалом» собственных мироощущений.

«Именно в эпоху романтизма - впервые после Возрождения - немецкая живопись в лице лучших ее представителей, - пишет Камчатова, - преодолела наконец эпигонскую зависимость от других школ, обрела самобытность и стала явлением общеевропейского значения. И хотя в течение всего XIX столетия ей суждено было пребывать в тени французской школы, она дала миру целый ряд ярких талантов. Немецкий романтизм по времени предшествовал французскому и весьма заметно отличался от него своей проблематикой. В нем различают два направления: "северное", протестантское, основанное на философии Шеллинга, который создал своеобразную "религию природы" (это направление называют еще патурсимволическим), и "южное", тяготевшее к католическому миру, к Италии».
А. Голованова


Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на эту страницу: Также бесплатно скачивайте файлы «Морские пейзажи» на страницах сайта!
Back to Top