Культура и искусство

Морской пейзаж в мировой живописи. Каталог картин. Часть 9

Морской пейзаж в мировой живописи.

Рассказ о морском пейзаже построен в удобной для восприятия форме. Двигаясь по хронологии, от древнейших помпейских фресок до полотен живописцев, созданных на рубеже XIX-XX веков, Вы получите представление о специфике той или иной национальной школы морского пейзажа, а также о творческом пути художников-маринистов.

Символизм, в основе которого лежит идея двойственности мира, охватил все виды искусства и стал очень привлекательным дою современников, желавших уйти от гнетущей повседневности в мир идеалов, открыв дотоле неизвестные бездны смыслов, универсальным инструментом постижения которых стал символ. Посредником между двумя мирами выступал художник-творец. Первая волна символизма во Французской живописи XIX века отмечена исканиями Пьера Пюви де Шаванна (1824-1898), Гюстава Моро (1826-1898) и Одилона Редона (1840-1916).

морской пейзаж
Пьер Пюви де Шаванн
Молодые девушки на берегу моря. 1879
Холст, масло 205 х 154 см
Музей Орсе, Париж
Пьер Пюви де Шаванн был выдающимся монументалистом, создававшим огромные настенные росписи на темы античных и христианских мифов о золотом веке в традициях итальянской фресковой живописи. В 1869 году он выполнил для дворца Лоншан в Марселе две композиции: Массилия - греческая колония к Марсель. Врата на восток, прославляющие этот крупнейший город-порт Франции и всего Средиземноморья, торговое значение которого возросло во времена Крестовых походов.

Художник известен и станковыми картинами, написанными в той же условно-обобщенной мягкой манере в «продуманно-блеклой» гамме. Своей лучшей работой он считал полотно Молодые девушки на берегу моря - живописную аллегорию гармонии человека и природы. Героини картины завораживающе медлительны и эфемерны, ибо пребывают в ином измерении, их действия многозначны, исполнены сакрального смысла. Каждая деталь композиции (вереск, гора, море, чайка) может восприниматься и как элемент пейзажа, и как символ.

морской пейзаж
Постав Моро
Сапфо, бросающаяся с вершины скалы на Левкаде. 1893
Холст, масло 82 х 65 см
Частное собрание
Болезненно-утонченная живопись Гюстава Моро отличается сложностью содержания и разнообразием символов. Более всего художника привлекали мифологические темы. Сюжет для картины Сапфо, бросающаяся с вершины, скалы в Левкаде Моро, возможно, заимствовал у Гро.

«Смерть», «любовь» и «страдание» являлись основными мотивами творчества живописца, работы которого характеризуются тщательной проработкой деталей и звучностью колорита. Мерцающие краски его феерических композиций часто вызывают ощущение недосказанности и тревоги.

морской пейзаж
Одилон Редон
Порт в Бретани. Холст, масло, 26.5х36.5 см.
Музей Орсе, Париж
«Значительную часть творческого наследия Одилона Редона (1840-1916), - пишет Геллер, - составляют рисунки, которые он населил призраками и чудовищами - порождением его внутренних душевных страхов и беспокойных грез». Период «демонического символизма» сменился периодом «магического символизма», и палитра живописца засверкала переливающимися цветами, излучающими животворящую энергию. Но иногда художник, пытавшийся, как он сам говорил, «логику видимого поставить на службу невидимого», обращался к мотивам реального мира и создавал замечательные морские пейзажи, дышащие покоем и покоряющие «редкой чувствительностью» (Порт в Бретани).

В Италии, где во второй половине XIX века продолжалась тяжелая борьба за национальное объединение, поисками новых путей в искусстве занимались сторонники Мадзини и Гарибальди - живописцы «Школы маккьяйоли» (от ит. macchia - «пятно»), стремящиеся запечатлеть в своих работах современную живую действительность.

морской пейзаж
Джованни Фаттори
Порыв ветра. 1880. Дерево, масло 28,5 х 68 см.
Галерея Питти, Флоренция
Это товарищество молодых художников (получивших от критиков ироническое прозвище мак-кьяйоли за свободную живописную манеру с использованием крупных цветовых пятен) возникло в 1861 году во Флоренции, когда единомышленники впервые организовали совместную выставку. А встретились многие из них, в том числе тосканцы Телемако Синьоршш (1835-1901) и Джованни Фаттори (1825-1908) еще в начале 1850-х годов в степах Флорентийской академии художеств.

В середине 1850-х годов к ним присоединился венецианец Гульельмо Чиарди, отец и учитель замечательного пейзажиста Беппе Чиарди (1875-1932), продолжившего в своем творчестве традиции пленэрной живописи маккьяйоли с ее эмоционально-личностным видением природы. Морские пейзажи Маккьяйоли заметно отличались от современных им произведений представителей академического направления итальянской живописи, к которым относился художник и путешественник Герман Давид Соломон Корроди (1844-1905), получавший заказы от европейских королевских дворов.

Маккьяйо-ли работали открытым цветом, начинали и заканчивали марины па пленэре, писали не смешанными на палитре красками, которые клали прямо на загрунтованный холст, стремясь сочетанием сочных цветовых и световых пятен «передать далевую перспективу пейзажа и достичь слитности фигур и фона» (Е.Д. Федотова). Словом, они шли в одном направлении с импрессионистами, но при этом совершенно самостоятельно и независимо.

морской пейзаж
Хоакин Соролья и Бастида
На волнорезе. Сан-Себастьян.
Холст, масло 52,2 х 73 см.
Частное собрание
Крупнейшим представителем импрессионистского движения в Испании был художник Хоакин Соролья и Бастида (1863-1923), обучавшийся в Италии и Париже. «Его техника, - пишет Каптерева, -как бы не знала трудностей в изображении залитых солнцем песчаных пляжей валенсийского побережья, игры лучей сквозь листву деревьев, мерцания световых бликов на одеждах, на смуглых телах купающихся детей. Чаще всего Соролья запечатлевал эпизоды из повседневного быта рыбаков Валенсии: улов рыбы, шитье паруса, спуск барки в море.

Художник был увлечен только внешней, только радостной стороной жизни». И пусть прославленные огромные полотна живописца, по словам Германа, демонстрируют лишь «своего рода "импрессионистический маньеризм", столь же впечатляющий, сколь искусственный», небольшие пленэрные марины сохраняют тепло чувств Сорольи и неповторимость уловленного его кистью мгновенья {На волнорезе. Сан-Себастьян).

морской пейзаж
Клод Моне
Впечатление. Восход солнца 1872
Холст, масло 48 x 63 см
Музей Мармоттан-Моне, Париж
Отдельную страницу в историю развития морского пейзажа вписали французские импрессионисты (от фр. impression - «впечатление»), весьма ценившие мимолетность. Они не могли не любить жанр живописи, посвященный изображению волн, солнечных лучей и облаков - самых изменчивых и непостоянных явлений природы. Символично, что даже знаменитая картина Клода Моне Впечатление. Восход солнца, давшая (стараниями иронизирующего критика) название всему направлению, возникшему во Франции в 1860-х годах, является мариной, ведь на ней запечатлены море и гавань в юго-восточной части Гавра.

За исключением Ренуара, импрессионисты были преимущественно пейзажистами. В своем стремлении «видеть природу и передавать ее такой, какой она является, а именно через цветную вибрацию» (Л.Г. Андреев), художники совершили в живописи несколько открытий.

Работа на открытом воздухе при солнечном свете высветлила их палитру: краски па холстах стали более яркими, а тени - цветными. «Разнообразие цветов и оттенков в наблюдаемых рефлексах, - пишет Н.Н. Фомина, - навела художников на мысль передавать светотень через цветовые контрасты и выбросить из палитры грязные тона, которыми обычно писались тени». Импрессионисты смешивали краски не на палитре, а на холсте, оптически совмещая сложные тона путем нанесения раздельных мазков чистого цвета, которые сливались в глазах зрителя, что рождало нужное живописное ощущение и открывало богатые световые эффекты. Они стали создавать серии произведений, изображающих один мотив, и часто писали один и тот же вид в разное время суток.

Объемные формы в «сотканных из цвета и света» морских пейзажах импрессионистов порой как бы растворяются в окутывающей их световоздуш-иой оболочке, игра солнечных рефлексов размывает контуры предметов, все движется, трепещет и изменяется на глазах.

морской пейзаж
Эдгар Дега
Сцена на пляже. Около 1869-1870
Бумага на холсте, масло 47,5 х 82,9 см
Национальная галерея, Лондон
В отличие от соратников по кисти, Эдгар Дега (1834-1917), «живописец движения», был убежденным урбанистом, поэтому его более всего интересовала жизнь современного ему города, к морским пейзажам он обращался крайне редко. Главным средством выразительности для Дега являлся не мазок, а линия. Плоскостно-декоративное начало в картине Сцена на пляже выдает увлечение художника японской гравюрой. Эта работа экспонировалась на Третьей выставке импрессионистов в 1877 году.

Герман пишет, что картина поражает воображение своей парадоксальностью, мы видим «смешение почти пленэрно написанного, растворенного в бледном солнце пейзажа (редкий пример вполне импрессионистической манеры у Дега) и вызывающе-прозаической бытовой сцены - дама, расчесывающая волосы лежащей девочки, а рядом - распластанная на песке детская одежда, напоминающая раздавленное, уплощенное до силуэта неподвижное тело».

Большое океанское плаванье, совершенное Эдуардом Мане (1832-1883) в шестнадцатилетнем возрасте, когда он в качестве юнги добрался на учебном корабле до берегов Бразилии, сделало художника настоящим знатоком морской жизни. Марина являлась единственным видом пейзажа, который он любил писать. Он выполнял серии морских пейзажей в Бу-лопи, где изображал портовые сцены и жизнь тружеников моря. А в 1864 году Мане даже запечатлел сцену морского сражения, свидетелем которого он, предположительно, стал летом в Шербуре, где незадолго до описываемых событий укрылось от погони американское судно. В Америке в это время шла Гражданская война. Корвет северян «Кирсардж» преследовал во французских водах корабль «Алабама», принадлежавший южанам.

морской пейзаж
Эдуар Мане
Бой «Кирсарджа» и «Алабамы». 1864
Холст, масло 134 х 127 см
Филадельфийский художественный музей, собрание Джона Джонсона
«Алабама» встала на док в шербурском порту, но срок ее стоянки и ремонта по международным соглашениям был ограничен и истекал 19 июня, а осведомленный об этом противник поджидал у ворот. Французы, желающие стать очевидцами неизбежного сражения, толпой хлынули в город. На переднем плане картины изображен парусник, переполненный зрителями. Художник, по словам А Перрюшо, находился на лоцманском судне и делал наброски с натуры. Что подтолкнуло Мане приехать на побережье и увековечить победу северян? «Артистичность и маэстрия эффектного полотна, - размышляет Герман, - не свободна от репортажиости, и мысль о поисках выигрышной злободневной темы возникает достаточно основательно».

Первыми яркими впечатлениями детства Клода Моне (1840-1926) были море, гавань, маяк, рыбацкие лодки и корабли, которые он увидел в портовом Гавре, куда переехала из Парижа его семья. Именно здесь, на побережье Нормандии, где он наблюдал за ежеминутно преображающейся под влиянием света водной стихией, формировалось мировосприятие художника. Во время учебы в колледже Клод брал уроки рисования и увлекался карикатурой, а к пленэрной живописи его приобщил Буден. На склоне лет Моне вспоминал о том, как они подружились: «Я часто выставлял на продажу свои шаржи у торговца рамами. Эти рисунки снискали мне некоторую известность в Гавре и немного денег. Там я познакомился с Эженом Буденом, которому было в то время около тридцати лет.

Уже тогда этот человек представлял собой яркую индивидуальность. По его настоянию я решил заняться живописью под открытым небом. Я купил себе коробку с красками, и мы отправились в Рюэль (на северо-востоке от Гавра). Буден установил свой мольберт и принялся за работу. Вдруг словно пелена спала с моих глаз: я понял, почувствовал, что такое живопись; ...я понял свое предназначение».

Вторым его учителем стал голландский пейзажист Йохаи Йонгкиид, знакомство с которым состоялось после возвращения с военной службы в Алжире. Моне считал, что именно ему он «обязан окончательным воспитанием... глаза». Летом 1862 года Моне, Буден и Йонгкинд вместе писали пленэрные морские пейзажи в Гавре. Ранние марины Моне, экспонировавшиеся в 1865 году в парижском Салоне, были весьма положительно оценены критикой. Обозреватель модного журнала Поль Манц писал: «Мы должны отметить здесь новое имя. Раньше мы не знали господина Моне, автора Мыса Эв и Устья Сены в Онфлёре.

Насколько мы знаем, это его первые работы, им еще не хватает завершенности, которая приобретается только путем длительных занятий. Но полная вкуса гармония красок, игра валёров, и вообще понимание ценности цвета, смелая манера видеть вещи и привлекать внимание зрителя - вот качества, которыми господин Моне уже владеет в значительной степени.

Отныне мы будем с интересом следить за будущими успехами этого искреннего мариниста».

В морских пейзажах, созданных в доимпрессионистический период (открытие Первой выставки импрессионистов состоялось 15 апреля 1874 года), еще реалистического толка, Моне экспериментирует, ищет, постепенно вырабатывает свою, ставшую классической, манеру писать мазками чистого цвета. В знаменитой картине Терраса па берегу моря в Сент-Адрессе, на которой он запечатлел своего отца, тетю и кузину, художник еще стремился к строгому построению. Фигуры и предметы, контуры которых еще не размылись, не потеряли своей определенности, как в более поздних произведениях, выполняют роль уравновешивающих композицию цветовых пятен.

«Чтобы написать море по-настоящему, - объяснял художник в одном из своих писем Алисе Ошеде, - его нужно видеть каждый день и каждый час с одного и того же места, чтобы ощутить жизнь этого уголка. Я пишу один сюжет четыре, а то и шесть раз». Монс подолгу работал на пленэре, мог писать целыми днями под дождем и солнцем (это стало возможно благодаря замечательному изобретению - тюбику с красками, которыми стало удобно пользоваться). Однажды он неудачно выбрал место, и волна утащила в море и недописанный холст и мольберт. С 1883 по 1886 год он постоянно приезжал в Этрета и создал целый ряд полотен с изображением прибрежных скал. На шести из них запечатлена знаменитая арка Маниепорт.

В 1886 году Моне поселился в рыбацкой хижине в Бель-Иле в дикой части острова, уходящей в открытое море, и писал воду, камни и небо в разное время суток, при разной погоде и освещении. «И туманно-элегический пейзаж Скалы в Этрета, и феерический взрыв яростных цветовых молекул в картине Скалы в Бвль-Илъ, и множество других картин, связанных с поездками Моне в Нормандию и Бретань, удивительны синтезом формальных поисков и виртуозного использования пленэра с "портретной точностью" пейзажа.

Сказочные скалы в Этрета, которыми художник любуется, как живописец из рассказа Мопассана МиссГариетт, написанного, кстати, как раз в 1883 г., узнаваемы как среда обитания романтических мечтаний; а пена, рассыпающаяся радужным фейерверком у темных скал Бель-Иль, сумеречный высокий горизонт создают редкий по точности образ затерянного в море и исторических легендах загадочного далекого острова» (Герман).

морской пейзаж
Альфред Сислей
Бухта Ледиз Коув перед штормом. 1897
Холст, масло 65 х 81 см Художественный музей Фудзи, Токио
Тонкие и лирические марины с видами атлантического побережья кисти французского импрессиониста Альфреда Сислея (1839-1899), англичанина по происхождению, дружившего с Монс, Ренуаром и Базилем еще со времен совместной учебы в мастерской Глейра, чем-то напоминают пейзажи Бель-Иля, написанные Моне одиннадцатью годами ранее, но отличаются от них большей глубиной переживаний и светлой щемящей трепетностью. Сислей полагал, что «каждая картина показывает то место, в которое влюблен художник», и является неким «хранилищем» его непосредственных ощущений и чувств.

Сюда, в Южный Уэльс, больной и измученный постоянным безденежьем живописец приехал за два года до смерти, воспользовавшись предложением своего давнего покровителя. С июля по сентябрь 1897 года Сислей провел в Пеиарте, недалеко от Кардиффа, и на полуострове Гоуер, знаменитом своими прекрасными пляжами, разделенными живописными скалами.

В Кардиффе он сочетался браком со своей давней спутницей жизни Евгенией (она была профессиональной натурщицей), и это их совместное путешествие к океану стало запоздалым, но счастливым медовым месяцем, подарившим надежду и вдохновение художнику, впечатления которого всегда были «животворными».

морской пейзаж
Гюстав Кайботт
Розовая вилла. Трувиль. 1884
Холст, масло 60 х 75 см
Частное собрание
Живопись, коллекционирование и парусный спорт были излюбленными занятиями талантливого живописца Гюстава Кайботта (1848-1894), всей душой преданного движению импрессионизма. В картине Розовая вилла. Трувиль художник, смело экспериментирующий с перспективой, покорен открывающимся волшебным видом и претворяет его в тонкую, сотканную солнечными лучами, колористическую поэму с неизменными парусниками вдали.

морской пейзаж
Поль Сезанн
Вид Марсельской бухты
из Эстака. 1885
Холст, масло 73 х 100,3 см
Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Практически все морские пейзажи Поля Сезанна (1839-1906) связаны с Эстаком - небольшим рыбацким городком, расположенным в восьми километрах на северо-запад от Марселя. Художник побывал там впервые в 1864 году и постоянно возвращался в последующие годы, плененный красотой Марсельского залива и ярким средиземноморским светом. «Солнце здесь такое устрашающее, - писал он своему близкому другу Писсарро, - мне кажется, что предметы поднимаются в силуэтах не только в белом и черном, но и в синем, красном, коричневым, фиолетовом... Как были бы здесь счастливы наши нежные овернские пейзажисты!» К концу 1870-х годов Сезанн отходит от импрессионистов с их поисками переменчивости и мимолетности, художника интересует вечный, монументальный характер реального мира, его конструкция, он хочет вернуть пейзажу объем, структуру и весомость.

«Если в основе импрессионизма лежит вера в то, что единство картины зависит от общей атмосферы, создаваемой непрерывным взаимодействием цветов, то Сезанн стремился к тому, чтобы формы сохраняли индивидуальность и объединялись архитектурными связями» (Кеннет Кларк). Формообразующим началом его картин становится цвет, а с помощью контрастов и точного соотношения тонов он лепит рельеф. «В видах Эстака, - пишет Мишель Хуг, - исчезновение прямой перспективы и уплощение поверхностей чувствуется особенно. Морс сведено к огромной гладкой плоскости, а скалы и деревья обозначены формой, цветом и направлением каждого мазка, что напоминает цветную мозаику».

«Кто любит японское искусство, - писал из Арля своему брату Тео величайший художник постимпрессионизма Винсент Ван Гог (1853-1890), - кто ощутил его влияние, - а это общее влияние для всех импрессионистов, - тому есть смысл отправиться в Японию, вернее сказать, в места, равноценные Японии, - на Юг». В 1888 году он переехал сюда, на юг Франции, и начался последний, неистовый, короткий, но самый плодотворный период его творчества. Лучшие свои марины с навеянными японскими гравюрами яркими лодками па пляже и парусниками, лавирующими в ослепительно-синем море на волнах при вечно дующем в этих краях свирепом ветре мистрале, Ван Гог исполнил в июне того же года в Сент-Мари на берегу Средиземного моря, куда он приезжал на восемь дней из Арля.

морской пейзаж
Поль Гоген
Пирога. 1896
Холст, масло 95,5 х 131,5 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Интенсивная по колориту, проникнутая лиризмом, безмятежностью и гармонией картина Пирога была создана Полем Гогеном (1848-1903) в 1896 году на Таити, когда он окончательно вернулся на остров после краткого пребывания на родине. «Там, под теплым небом, на чрезвычайно плодородной и щедрой земле, - писал художник, - таитянину достаточно протянуть руку, чтобы достать для себя пищу, он никогда не работает. В то время как в Европе мужчины и женщины только тяжелым и непрерывным трудом добиваются удовлетворения своих потребностей; и пока они в конвульсиях борются с холодом и голодом, в тисках нищеты, таитяне, наоборот, чувствуют себя счастливыми обитателями рая Океании, для них жить - значит петь и любить».

Парадоксально, но эта «райская» композиция никак не обнаруживает страданий самого Гогена, пребывавшего в последние годы жизни в состоянии моральной и физической подавленности. Он явственно ощущает и передает в картине глубочайшую таинственную связь между природой и человеком, цикличность круговращений их жизни. Как и в других произведениях художника, цвет в этой работе приобретает декоративное и символическое значение.

Интенсивная по колориту, проникнутая лиризмом, безмятежностью и гармонией картина Пирога была создана Полем Гогеном (1848-1903) в 1896 году на Таити, когда он окончательно вернулся на остров после краткого пребывания на родине. «Там, под теплым небом, на чрезвычайно плодородной и щедрой земле, - писал художник, - таитянину достаточно протянуть руку, чтобы достать для себя пищу, он никогда не работает. В то время как в Европе мужчины и женщины только тяжелым и непрерывным трудом добиваются удовлетворения своих потребностей; и пока они в конвульсиях борются с холодом и голодом, в тисках нищеты, таитяне, наоборот, чувствуют себя счастливыми обитателями рая Океании, для них жить - значит петь и любить».

морской пейзаж
Жорж Сера
Порт-ан-Бессен. Внешняя гавань. Прилив 1888
Холст, масло 61 х 82 с»
Музей Орсе, Париж
Морские пейзажи иеоимпрессионистов Жоржа Сера (1859-1891) и Поля Синьяка (1863-1935) напоминают мозаичные панно, видимые, словно сквозь легкую туманную завесу, только издали, а вблизи -распадающиеся на отдельные красочные фрагменты. Художники повстречались в 1884 году и, опираясь па интуитивные открытия импрессионистов и современные научные теории света француза Эжена Шев-рёля, швейцарца Давида Сюттера, немца Германа Гельмгольца, американца О.Н. Руда и автора Научной эстетики Шарля Анри, «рационализировали» творческий акт. Они создали стройную научно обоснованную систему и изобрели новый живописный метод -пуантилизм (от фр. point - «точка»).

Руководствуясь законом спектрального анализа, живописцы разлагали цвет на составные части (отсюда другое название течения, дивизионизм, от фр. division - «разделение») и покрывали всю поверхность холста раздельными точечными мазками чистой краски, которые на определенном расстоянии в процессе зрительского восприятия оптически смешивались в единое изображение. Техника пуантилистов, сочетающая точечный мазок с четкой конструктивностью строгого композиционного построения, плавными контурами и соблюдением «принципа цвето-тонового контраста», производила сильное впечатление, но была очень сложна и трудоемка. Сера, в отличие от своих последователей, постоянно изменял размер точки от крупного, почти мазкового, до мелкого, почти миниатюрного, поэтому все его картины отличаются друг от друга.

«В своих морских пейзажах из Гранкана, - отмечает Вольф, -этот великий пуантилист попытался довести живописную технику до состояния наивысшей чистоты: с помощью точечного письма он создавал на холстах нечто крайне регулярное и декоративное. На самой известной картине серии представлен мыс Дю Ок - так называется скала к востоку от Гранкана. Ее каменный массив поднимается над горизонтом "почти как волна, обращенная в камень", - так пишет об образах Сера Хайо Дюхтинг. И это не просто совпадение, что характерная для пуантилизма абстракционистская тенденция главным образом, если не целиком, развивалась в пределах пейзажного жанра. В XIX веке этот жанр менее чем все другие зависел от сюжета и поэтому более всего был пригоден для формальных художественных экспериментов». морской пейзаж
Поль Синьяк
Красный буй. 1895. Холст, масло 81 х 65 см
Музей Орсе, Париж
Марины Поля Синьяка, скрупулезно выполненные небольшими квадратными мазками, необыкновенно ярки, красочны и оттого радостны и немного фантастичны. В письме своему другу ван Риссельберге он писал: «Мы должны избегать сухости, медленности исполнения, худосочности. Мы должны вернггь мазку всю яркость и чистоту, на какую он способен, и в то же время найти способ, как добиться того, чтобы он не бросался в глаза и мягко гармонировал с соседним». Художник был страстным мореплавателем и путешественником. На своей яхте он совершил плаванье от Бретани до Марселя, а по дороге писал морские пейзажи, в 1893 году купил дом в приморском Сеп-Тропезе. На его так возмущен, что от волнения и негодования сломал свою трость. Воистину, неисповедимы пути живописцев... Спустя год он уже экспонировал свои неоимпрессионистические полотна па выставке «Группы двадцати».

Перефразируя Норберта Вольфа, можно сказать, что живопись, изображающая море, переживет, как это уже и случалось в истории жанра, метаморфозы любых течений в искусстве и обязательно отвоюет себе новые пространства.
Потому что, пока жив человек, он будет смотреть на волны и искать на линии горизонта белый парус.
А. Голованова


Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на эту страницу: Также бесплатно скачивайте файлы «Морские пейзажи» на страницах сайта!

Если Вам понравилась статья "Морской пейзаж в мировой живописи" - поделитесь в соцсетях en
Back to Top