Культура и искусство

Морской пейзаж в мировой живописи. Каталог картин. Часть 1

Морской пейзаж в мировой живописи.

Рассказ о морском пейзаже построен в удобной для восприятия форме. Двигаясь по хронологии, от древнейших помпейских фресок до полотен живописцев, созданных на рубеже XIX-XX веков, Вы получите представление о специфике той или иной национальной школы морского пейзажа, а также о творческом пути художников-маринистов.

Морской вид или все происходящее на море -шторм, бой или кораблекрушение - называется мариной (фр. marine, ит. marina от лат. marinus -«морской»). В европейском изобразительном искусстве этот тип пейзажной живописи приобрел самостоятельное значение в XVII столетии. Расцвет его во многом связан с достижениями голландских художников-маринистов Яна Порселлиса, Симона де Влигера, Виллема ван де Велде и других выдающихся мастеров, обращавшихся в своем творчестве к морской стихии, детальному воспроизведению кораблей и морских сражений.

Однако элементы морского ландшафта, изображения судов и сцены рыбной ловли встречаются в живописи с «незапамятных времен». В произведениях античных художников, создававших свои фрески в Геркулануме, Помпеях и Стабиях (эти города погибли во время извержения вулкана Везувия в 79 году и остались на много веков погребенными под многометровым слоем вулканической породы, что сохранило для потомков множество бесценных памятников древнеримского искусства), можно найти замечательные образцы раннего морского пейзажа. Причем пейзаж - не только декоративное обрамление мифологических сюжетов, но и самостоятельное изображение реального мира.

1 Морской порт, или Гавань.
Роспись из Стабий Конец I века до н. э. Фрагмент
Национальный музей, Неаполь


В Национальном музее Неаполя хранится маленькая роспись из Стабий, на которой запечатлена гавань. «В свободной, эскизной манере художник передал реальную картину порта на Неаполитанском заливе, - пишет В.И. Кривченко. - С живым интересом к повседневной действительности он показал опирающиеся на арочные опоры пирсы, пристани с причаленными кораблями, верфи, склады, колонны, увенчанные статуями. Картину оживляют изображенные на переднем плане рыбаки и лодки, снующие по голубой глади. Эта роспись имеет не только художественную, но и большую историческую ценность. Глядя на нее, мы можем себе представить, какой вид имели древнеримские морские порты. Ведь большинство из них разрушено и занесено прибрежными наносами».

На фресках из дома на Эсквилинском холме в Риме, находящихся ныне в Музеях Ватикана, море является важнейшей деталью мифологического повествования, так как весь цикл настенных росписей посвящен долгим странствиям «многострадального» Одиссея, знаменитого героя древнегреческого эпоса. Эпизод Одиссей на земле Лестригонов рассказывает о моменте прибытия двенадцати кораблей Одиссея к «высокому городу» Ламоса, где жил народ великанов-людоедов во главе с царем Антифатом. Одна из изображенных на фреске рослых девушек с медными кувшинами - царская дочь, встретившая на берегу послов правителя Итаки. Согласно Гомеру, после внезапного нападения лестригонов флот ахейцев был уничтожен, а Одиссей с немногими спутниками спасся на единственном уцелевшем корабле. По словам Кеннета Кларка, пейзаж в работах этого красочного цикла впервые становится не просто фоном, а «средством поэтического выражения».



1 Одиссей на земле Лестригонов —»
Цикл Пейзажи Гомера из Эскилина. Фрагмент
Библиотека Ватикана


Начало настоящего пейзажного искусства в Европе исследователи относят к эпохе Ренессанса. Морская тематика наряду с другими элементами ландшафтной живописи проникла в произведения художников, трактующих сюжеты Священного Писания, еще во времена позднего Средневековья, но по-прежнему присутствовала только на задних планах в знак того, что действие картины происходит на море или побережье.

Еще она могла быть символом. «С момента своего возникновения, - отмечает американский искусствовед Бернард Бернсон, - церковь сумела учесть воздействие цвета, так же как и музыки, на чувства молящихся. С самых древних времен она использовала мозаику и живопись для утверждения религиозных догматов и пересказа своих легенд не только потому, что они оказывали влияние на людей, не умевших читать и писать, но также и потому, что искусство внушало известные понятия, принимаемые на веру, и побуждало к набожности и покаянию». Итальянский художник периода Дученто (XIII век) Якопо Торрити (работал в Риме около 1285-1300), прославившийся главным образом своими блестящими мозаиками, принимал участие в росписи фресками Верхнего храма церкви Сан Франческо в Ассизи.

море
Якопо Торрити
Сотворение мира. Около 1290. Фреска. Фрагмент
Главный неф, Верхний храм церкви Сан Франческо, Ассизи


море
Андреа ди Бонайути
«Навичелла». 1366-1367. Фреска. Фрагмент
Свод Испанской капеллы церкви Санта Мария Новелла, Флоренци
Выполненная им фреска Сотворение мира воссоздавала события, описываемые в первой главе Книги Бытия: «И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую пернатую птицу по роду ее». Самым крупным и выдающимся произведением флорентийского мастера Андреа ди Бонаиути (около 1325-1379) является цикл фресок Испанской капеллы церкви Санта Мария Новелла.

море
Мазо ди Банко
Нахождение потерявшегося ребенка и Воскрешение жены правителя благодаря молитвам Марии Магдалины.
Около 1365. Фреска Южная стена капеллы Ринуччини, церковь Санта Кроче, Флоренция
На одной из картин, получившей название Навичемла (в пер. с итальянского «челнок», «лодка»), художник создал аллегорическое изображение Церкви в виде корабля, запечатлев евангельские сцены спасения Иисусом Христом апостолов, застигнутых бурей. Христианская традиция часто уподобляла Церковь кораблю, плывущему в порт Спасения. Мачта этого символического судна могла иметь форму креста, увенчанного голубем. Иногда его размещали на спине огромной рыбы, которая олицетворяла Спасителя. Место богослужения тоже сравнивали с ковчегом: часть интерьера храма (вытянутое помещение, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн) по сей день называется нефом (фр. nef от лат. navis -«корабль»).



море
Джентиле да Фабриано
Чудо святого Николая Пределла Полиптиха Кваратези. 1425
Дерево, масло Пинакотека, Ватикан
Одним из первых итальянских художников, обратившихся к реальному пейзажу, стал видный представитель сиенской школы Амброджо Лоренцетти (около 1290-1348?), украсивший стены Палаццо Пуб-блико монументальной росписью с пейзажной панорамой, на которой отцы города пожелали увидеть подлинные ландшафты родной Сиены. Чудесный морской пейзаж с кораблями и лодками занимает центральную часть композиции другой известной работы живописца - Святой Николай спасает Миры Ликийские от голода, написанной им несколькими годами ранее во Флоренции.

В этой картине Лоренцетти демонстрирует редкое для периода Треченто (XIV век) мастерство пространственного построения и уделяет большое внимание детальному изображению внешнего облика и оснастки византийских кораблей.

Сюжетная основа картины передает фрагмент из Жития почитаемого всеми христианами чудотворца Николая, архиепископа средиземноморского города Миры, ставшего небесным покровителем мореплавателей, рыбаков и путешественников: «Когда в Ликии наступил великий голод, добрый пастырь, чтобы спасти голодающих, сотворил новое чудо: один торговец нагрузил большой корабль хлебом и накануне отплытия куда-то на запад увидел во сне святителя Николая, который повелел ему доставить весь хлеб в Ликию, ибо он покупает у него весь груз и дает ему в задаток три золотые монеты. Проснувшись, купец был очень удивлен, найдя зажатыми у себя в руке действительно три золотые монеты.

Он понял, что это было повеление свыше, привез хлеб в Ликию, и голодающие были спасены. Здесь он рассказал о видении, и граждане по его описанию узнали своего архиепископа». Ангелы со снопами, парящие на картине над мачтами кораблей, символизируют воздаяние за добрые дела.

Похожее построение пейзажа можно увидеть на фреске падуанского мастера Джусто ди Джованни де Менабоуи (также Джусто да Падова; около 1320-1393) Призвание Симона, называемого Петром, и Андрея, где запечатлена евангельская сцена первой встречи будущих апостолов с Иисусом Христом. «Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним».

Если в религиозных произведениях художников Мазо ди Банко (работал в 1320-1350) и Оттавиано Нелли (1370-1444) море - всего лишь фон, незначительная деталь повествования (из которой, например, следует, что Блаженный Августин добирался до Карфагена водным путем), то в работе одного из самых ярких мастеров поздней готики Джентиле да Фабри-ано (около 1370-1427) Чудо святого Николая морская стихия заполняет почти все пространство картины и является важным художественным образом.

море
Джентиле да Фабриано
Чудо святого Николая Пределла Полиптиха Кваратези. 1425
Дерево, масло Пинакотека, Ватикан
Живописец представляет ее в виде огромного таинственного мира, населенного рыбами, русалками и прочими необыкновенными существами, где попавшему в беду слабому человеку остается только уповать на помощь высших сил. Для усиления эмоционального воздействия мастер развертывает композицию под разными углами зрения, и очарованный зритель одновременно смотрит сверху сквозь толщу вод на морские звезды, снизу глядит на корму корабля, терпящего крушение по дороге из Египта в Ли-кию, видит спускающегося с неба святителя Николая, готового встать к рулю, и замечает вздыбившиеся над линией горизонта гигантские волны.

В знаменитейшей картине Рождение Венеры, сюжет которой вдохновлен строками из поэмы Полициано Станцы к турниру, флорентийский художник Сандро Боттичелли (1445-1510) не стремился воссоздать тот или иной ландшафт, он только обозначил природу, наметив, как отмечает И.Е. Данилова, ее основные, вечно повторяющиеся элементы: небо, море, деревья, землю. Поэтому на холсте возникла прекрасная «природа вообще», существующая вне времени и пространства. Но вся картина пронизана движением и «осязательной ценностью» (Бернард Бернсон), и мы почти явственно ощущаем порывы ветра и слышим плеск волн.

море
Джентиле да Фабриано
Чудо святого Николая Пределла Полиптиха Кваратези. 1425
Дерево, масло Пинакотека, Ватикан
Творчество умбрийского живописца Бернардиио Пинтуриккио (около 1454-1513) характеризует, по словам Бернсона, «особенное чувство пространства и аранжировки, свойственное художникам Средней Италии». В 1502 году мастер получил заказ на украшение стен библиотеки, примыкающей к сиенскому собору, десятью фресками, повествующими о жизни папы Пия II (в миру - знаменитого гражданина Сиены, гуманиста и дипломата Энео Сильвио Пикколомини). Серия открывается сценой, в которой юный Энео, секретарь кардинала Капраника, отправляется в составе его свиты на Базельский собор. Романтический пейзаж на заднем плане картины «дышит» свободой и свежестью: море, солнце, радуга и внезапно хлынувший из черной тучи ливень.

Отплытие мифологических героев в дальние путешествия являлось одной из излюбленных тем многих итальянских художников Ренессанса, увлеченных перспективными построениями. Изящная картина живописца Витторе Карпаччо (около 1460/1465-1525/1526), представителя венецианской школы, выполнена в малоизвестной тогда в Италии технике живописи маслом. На ней запечатлен эпизод из Метаморфоз Овидия, в котором Альциона уговаривает своего мужа Каика отменить поездку на корабле к оракулу, так как предчувствует гибель супруга во время шторма. Кстати, птичка, изображенная мастером на переднем плане, - намек на обоснованность ее опасений. Далее в мифе говорится, что тело несчастного Каика принесут обратно волны, безутешная Альциона бросится в море, а растроганные боги превратят обоих в птиц. Композиция неизвестного мастера второй половины XV века посвящена описанию событий более оптимистичных: экипаж «Арго» отправляется из Пагасейского залива в «населенную колхами страну Эю» за золотым руном.

море
Витторе Карпаччо
Отплытие Каика. 1502-1507. Дерево, масло. 74,9 х 88,9 см
Национальная галерея, Лондон
«Время шло. Изобразительное искусство, - пишет Норберт Вольф, - все более утверждалось в своих возможностях соревноваться с занятиями, которые считались самыми благородными. Такие жанры, как пейзаж, отодвигались все ниже и ниже, так как бытовало мнение, будто они в процессе создания и восприятия требуют меньше интеллектуальных затрат. Подобно Альберти, почти все знатоки и эксперты и Кватроченто (XV век), и последующих веков считали, что мерой всех вещей является человек, поэтому в сравнении с исторической живописью пейзаж должен играть роль сугубо подчиненную; при этом все ссылались на греко-римскую теорию искусства, в которой пейзаж выступал как parergon, то есть приложение».

море
Микеланджело
Всемирный потоп. 1508-1512
Фреска. Около 280 х 570 см. Фрагмент Плафон Сикстинской капеллы, Ватикан
В сцене всемирного потопа, выполненной великим Микеланджело (1475-1564) на плафоне Сикстинской капеллы, океану, поглотившему почти всю сушу и смывающему погрязшее в грехах человечество, отводится место весьма скромной декорации, в то время как горстка чудом уцелевших людей являет собой монументальное зрелище и приковывает все внимание зрителя. И в написанной в готическом стиле мифологической композиции флорентийца Пьеро ди Козимо (1462-1521),ив религиозной картине уроженца Феррары Бенвенуто Тизи, прозванного Гарофало (около 1481-1559), морской ландшафт традиционно «оживляет» задник воображаемого сценического пространства и не отвлекает взор от основного действия, происходящего с героями на первом плане. В буквальном смысле иную точку зрения на пейзаж демонстрирует нам итальянский живописец Никколо дель Аббате (1509-1571), работавший в Модене и Болонье, а затем переехавший во Францию, где при королевском дворе он стал одним из основателей стиля «школы Фонтебло».

море
Никколо дель Аббате
Смерть Эвридики 1555-1560
Холст, масло 189,2 х 237,5 см Фрагмент Национальная галерея, Лондон
Человек в его картинах не затмевает великолепия природы, а существует в гармоничном единении с ней. Поэтический реализм пейзажей Аббате на мифологические темы оказал большое влияние на творчество французских художников XVII века.

море
Робер Кампен
Рождество. Около 1420-1425
Дерево, масло. 87 х 73 см. Фрагмент Музей изящных искусств, Дижон
«В противоположность итальянским современникам, - пишет А.В. Камчатова, - нидерландские мастера опирались в своем творчестве не на научное знание, а на свой визуальный опыт, не на логику, а на интуицию. <...> Природа, тонким восприятием которой были наделены все нидерландские мастера, никогда не была только фоном действия - она являлась, скорее, вторым "героем" картин, внося в них дополнительные смысловые и эмоциональные оттенки. <...> Не случайно в начале следующего, XVI столетия в Нидерландах (одновременно с Германией) пейзаж выделяется в самостоятельный жанр живописи».

Картины нидерландских художников очень интересно изучать в альбомах по искусству с помощью лупы, иначе можно упустить множество любопытных подробностей. В небольшой по размеру евангельской композиции Робера Кампена (около 1375-1444) Рождество пейзажное пространство с видом на морской залив занимает не очень много места, но наполнено массой натурных деталей, в нем точно угадывается время года. Отдельные части картины, по словам Н.Н. Никулина, подвергались в прошлом реставрации, например, плывущий по заливу кораблик был переписан в XIX веке.

морской пейзаж
Ханс Мемлинг
Иоанн Богослов на острове Патмос.
Правая створка Алтаря святых Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста. 1474-1 479
Дерево, масло. 194 х 97 см. Фрагмент Музей Ханса Мемлинга, Брюгге
Ослепительно сияет звонкими, чистыми красками морская гладь в пейзаже с радугой, который изобразил Ханс Мемлинг (1433/1440-1494) на створке алтаря за фигурой Иоанна Богослова, записывающего на острове Патмос ниспосланное ему Откровение. Перед нашим взором оживают поэтичные и яркие как сказочный сон апокалиптические видения святого. Этот же сюжет вдохновил неизвестного нидерландского художника первой половины XVI века, работавшего в Париже и получившего прозвище Мастер женских полуфигур (на многих его картинах изображены молодые женщины вполоборота). Рядом с Иоанном мы видим держащего в клюве чернильницу орла (он является символом высокого парения богословской мысли) и похожего на мелкого зверя дьявола, возможно не имеющего сил помешать апостолу в работе над книгой Апокалипсиса.

морской пейзаж
Иоахим Патинир
Скалистый пейзаж со святым Иеронимом.
Около 1530 Дерево, масло. 74 х 91 см Прадо, Мадрид
Одним из основоположников европейской пейзажной живописи как самостоятельного жанра считают антверпенского художника Иоахима Патинира (около 1485-1524), в произведениях которого изображение природы постепенно получило главенствугощее значение. Пейзажи мастера называют «вселенскими». Созданные в эпоху географических открытий, они отражают новые космогонические представления европейцев о бескрайности земли и многообразии природы, но всегда имеют скрытый духовный смысл. «Натурные наблюдения и плоды воображения, - пишет Камчатова, - составляют в них универсальную картину мира. Иллюзия глубины создается с помощью чередующихся пространственных планов и трех цветовых зон: в ближайшей к зрителю -преобладают теплые буро-коричневые тона; в средней - более холодные, зеленые; в дальней - голубые». Такая схема построения просуществовала в изобразительном искусстве вплоть до XVII века. Вооружившись лупой, можно оценить всю прелесть безмятежной марины из «голубой зоны» Скалистого пейзажа со свя-тымИеронимом Патинира и поразиться размаху фантастического зрелища горящего моря на картине Луки Лейденского (1489/1494-1533) Лот с дочерьми, отсылающего к словам Библии: «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба».

морской пейзаж
Альбрехт Альтдорфер
Битва Александра Македонского с Дарием. 1529
Дерево, масло. 158,5 х 1 20 см. Фрагмент Старая пинакотека, Мюнхен
Признанным мастером «вселенского пейзажа» являлся современник Патинира и Луки Лейденского немецкий живописец и график Альбрехт Альтдорфер (около 1480-1538), крупнейший представитель так называемой дунайской школы. Не очень большая по формату, но колоссальная по охвату и мощная по эмоциональному воздействию композиция Битва Александра Македонского стала вершиной его творчества. «Пространство земли на картине Альтдорфера, - уточняет Вольф, - простирается с севера на юг, минуя остров Кипр, и устремляется в восточный регион Средиземноморья. Справа мы видим дельту Нила с ее семью рукавами, сразу налево от нее появляется Красное море. Визуальная идея, которая лежит в основе грандиозной панорамы, переводит пейзажный фон исторической картины в образ огромной карты, словно бы увиденной с высоты птичьего полета». «Космическое» видение природы присуще творчеству великого художника Питера Брейгеля Старшего, прозванного Мужицким (1525/1530-1569), искусство которого завершает период эпохи Возрождения в нидерландской школе живописи. Падение Икара - единственная работа мастера на мифологическую тему, хотя самого героя древнегреческого эпоса отыскать на ней нелегко. Фигурка рухнувшего с неба в морскую пучину Икара является лишь небольшой деталью великолепного пейзажа с прибрежной панорамой. Гибель отдельного человека не прерывает «коловращений» размеренной жизни огромного мира - вот философия Брейгеля. Картина может служить иллюстрацией нидерландской пословицы: «Ни один плуг не остановится, когда кто-то умирает».

морской пейзаж
Питер Брейгель Старший (Мужицкий)
Вид Неаполя. Около 1558. Хопст, масло. 40 х 69,5 см
Галерея Дориа Памфили, Рим
Написанная в Антверпене приблизительно в те же годы марина Вид Неаполя передает впечатления от итальянской поездки, совершенной Питером Брейгелем Старшим в 1552-1554 годах.

морской пейзаж
Ян Брейгель Старший (Бархатный)
Обломки кораблей в штормовом море. Около 1595-1596
Медь, масло. 25,5 х 34,5 см Частное собрание
Спустя сорок лет во время путешествия по Италии в Неаполе останавливался его сын, знаменитый пейзажист и натюрмортист Ян Брейгель Старший, прозванный Бархатным (около 1568-1625). Существует мнение, что пленительный ландшафт Неаполитанского залива вдохновил его на создание картины Большой рыбный рынок, так как скалистый остров, изображенный художником в этом вымышленном «вселенском пейзаже», напоминает замок Кастель дель Ово. Морская тема волновала живописца, он обращался к ней неоднократно, придавая своим композициям одновременно реальные и фантастические черты. «Мир желаемого окутывает своими чарами мир повседневного и становится тем истинным портом назначения, куда устремляются уходящие из гавани корабли» (Вольф).

Взгляд немецких художников на морскую стихию всегда отличался особым романтизмом. Единственным сохранившимся произведением швабского мастера Лукаса Мозера (около 1390 - около 1434?) является Алтарь Марии Магдалины, выполненный художником для церкви в Тифенбронне. На картине Путешествие в Марсель, размещенной на левой створке внешней стороны алтаря, запечатлена сцена из апокрифической легенды о жизни святой Марии Магдалины, в которой она вместе с Марфой, Лазарем, Максимином и Сидо-нием плывет на судне в Галлию, проповедовать христианское учение в городе Массалии (Марселе). Морской пейзаж передает изумительное впечатление глубины пространства. Для создания иллюзии бликующей поверхности воды художник подложил местами под краску в виде основы листы металлической фольги.

морской пейзаж
Адам Эльсхеймер
Святой Павел на Мальте. Около 1600
Медь, масло. 16,8 х 21,3 см Национальная Галерея, Лондон
«Чудесная гармония» маленьких картин рано ушедшего из жизни франкфуртского живописца, рисовальщика и гравера Адама Эльсхеймера (1578-1610) восхищала Рубенса, Рембрандта, Лоррена и Пуссена. В возрасте двадцати лет художник покинул родину и поселился в Италии. Славу ему принесли виртуозно выполненные на меди библейские или мифологические сцены на фоне поэтических пейзажей. Миниатюрная композиция Святой Павел на Мальте с бушующим морем и потерпевшими кораблекрушение героями завораживает зрителя сложными эффектами ночного освещения.

Значительную роль в формировании и развитии жанра морского пейзажа сыграли живописцы венецианской школы. «Люди Возрождения, - утверждал П.П. Муратов, - были прозорливее нас; среди них венецианцы сохранили особенно долго и в особенной чистоте инстинкт стихии. Они всегда были амфибиями воды и воздуха. Венецианский мир расположился где-то по линии, делящей лагуну и небо. Переливы красок венецианского колорита рождены зеркальностью и текучестью этого мира. Камни Венеции приобрели подвижность: живописец видел их в меняющемся зеркале вод или в струистой призме воздуха. Все окружающее его казалось созданием особой венецианской стихии, пронизанной серебристым светом, осязаемой, как тончайший шелк».

морской пейзаж
Якопо Тинторетто
Христос на море в Галилее 1575-1580
Холст, масло. 117 х 168,5 см Национальная голеоея искусства, Вашингтон
Кстати, красильщиком шелка был отец художника Якопо Робусти, прославившегося под именем Тинторетто (1518-1594), что в переводе с итальянского и означает «маленький красильщик». Его новаторское искусство, формировавшееся на грани двух эпох, не только соединило в себе «рисунок Микеланджело и колорит Тициана» (как вполне справедливо гласил девиз, начертанный самим Тинторетто на стене его мастерской), но и привнесло в итальянскую живопись драматизм и мощь раннего барокко и «неестественную утонченность» маньеризма. Море на огромных холстах живописца всегда полно жизни, оно бурлит, мерцает, преображается {Христос на море вГалилее, Сотворение животных). «Пространство у Тинторетто такое же иррациональное, как и свет, -пишет Б.Р. Виппер. - Его уже нельзя мыслить как неизменное вместилище фигур; пространство у Тинторетто - это живое существо, которое вечно меняется вечно находится в движении, стихийно бродит.

Главный рычаг, главная ось этого движения - диагональ в глубину... Тинторетто завоевал для живописи далекий горизонт, открыл зрителю второй и третий план». До конца своих дней художник практически не покидал любимую Венецию. Он возглавлял обширную процветающую мастерскую, где работало много учеников и ассистентов, в числе которых были его дочь Ма-риетта и сыновья Доменико и Марко. Масштабная картина Битва при Салворе принадлежит кисти Доменико Тинторетто (1560-1635). Отец помог ему справиться со сложной группировкой многоплановой композиции, на которой изображено сражение между войсками германского императора Фридриха Барбароссы и папы Александра III.

морской пейзаж
Доменико Тинторегго
Битва при Салворе. 1580-е
Холст, масло Палаццо Дукале, Зал Большого совета, Венеция
Тема прославления военного могущества процветающей Венеции - владычицы Адриатики - была невероятно популярна в XVI столетии. Крупнейшей морской баталией этого периода стала знаменитая битва при Лепанто (7 октября 1571 года), положившая конец турецкому превосходству в Средиземном море. Победу над Турцией одержала созданная папой Пием V Священная лига, в которую входила и Венеция. Выдающееся событие, воспринимаемое европейцами как победа христианства над исламом, вдохновило немало талантливых живописцев. Битве при Лепанто посвящены монументальные аллегорические полотна Паоло Веронезе (1528-1588) иДжорджо Вазари (1511-1574), известного не только в области изобразительного искусства и архитектуры, но и литературы. Написанная им книга Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих по сей день остается ценнейшим (хотя и не всегда достоверным) источником для исследователей итальянского Возрождения.

морской пейзаж
Джордже Вазари с помощниками
Битва при Лепанто. 1572-1573
Королевский зал, Ватикан
Одним из персонажей Жизнеописаний Вазари стал флорентийский мастер маньеристического направления Алессандро Алл ори (1535-1607), ученик и приемный сын своего дяди, художника Аньоло Бронзино. И Вазари, и Аллори принимали участие в декорировании Студиоло - кабинета редкостей в Палаццо Веккио во Флоренции, в котором были собраны книги, научные образцы и инструменты по геологии, минералогии и алхимии, отражающие интересы Франческо I Медичи, правителя Тосканы. В мифологической картине Вазари Персей и Андромеда мы можем увидеть коралл, возникший, согласно легенде, из текущей по морской воде крови поверженного Персеем дракона. А на полотне Аллори аллегорически воспет еще один драгоценный минерал - жемчуг; представляющий собой, как утверждают мифы, застывшие слезы морских нимф.

В списке многочисленных помощников Вазари, руководившего проектом художественного оформления Палаццо Веккио, с 1555 года значилось имя живописца Джироламо Маккьетти (1535-1592), вначале выполнявшего эскизы гобеленов, а затем, после обучения в Риме и самостоятельной деятельности во Флоренции. - полотна для Студиоло. Более поздняя картина Праздник на Андросе построена художником на контрасте беззаботного вакхического веселья людей на греческом острове Андрос и грозной мощи рокочущего за их спинами Эгейского моря. Вероятно, она была написана Маккьетти незадолго до предпринятого им путешествия в Испанию (1587-1588), так как никакие работы испанского этапа и периода после возвращения на родину до сих пор не обнаружены.
А. Голованова


Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на эту страницу: Также бесплатно скачивайте файлы «Морские пейзажи» на страницах сайта!
Если Вам понравилась публикация-поделитесь в соцсетях en

Back to Top