Рассказ о морском пейзаже построен в удобной для восприятия форме. Двигаясь по хронологии, от древнейших помпейских фресок до полотен живописцев, созданных на рубеже XIX-XX веков, Вы получите представление о специфике той или иной национальной школы морского пейзажа, а также о творческом пути художников-маринистов.
Морской вид или все происходящее на море -шторм, бой или кораблекрушение - называется мариной (фр. marine, ит. marina от лат. marinus -«морской»). В европейском изобразительном искусстве этот тип пейзажной живописи приобрел самостоятельное значение в XVII столетии. Расцвет его во многом связан с достижениями голландских художников-маринистов Яна Порселлиса, Симона де Влигера, Виллема ван де Велде и других выдающихся мастеров, обращавшихся в своем творчестве к морской стихии, детальному воспроизведению кораблей и морских сражений.Якопо Торрити
Сотворение мира. Около 1290. Фреска. Фрагмент
Главный неф, Верхний храм церкви Сан Франческо, Ассизи
Андреа ди БонайутиВыполненная им фреска Сотворение мира воссоздавала события, описываемые в первой главе Книги Бытия: «И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую пернатую птицу по роду ее». Самым крупным и выдающимся произведением флорентийского мастера Андреа ди Бонаиути (около 1325-1379) является цикл фресок Испанской капеллы церкви Санта Мария Новелла.
«Навичелла». 1366-1367. Фреска. Фрагмент
Свод Испанской капеллы церкви Санта Мария Новелла, Флоренци
Мазо ди БанкоНа одной из картин, получившей название Навичемла (в пер. с итальянского «челнок», «лодка»), художник создал аллегорическое изображение Церкви в виде корабля, запечатлев евангельские сцены спасения Иисусом Христом апостолов, застигнутых бурей. Христианская традиция часто уподобляла Церковь кораблю, плывущему в порт Спасения. Мачта этого символического судна могла иметь форму креста, увенчанного голубем. Иногда его размещали на спине огромной рыбы, которая олицетворяла Спасителя. Место богослужения тоже сравнивали с ковчегом: часть интерьера храма (вытянутое помещение, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн) по сей день называется нефом (фр. nef от лат. navis -«корабль»).
Нахождение потерявшегося ребенка и Воскрешение жены правителя благодаря молитвам Марии Магдалины.
Около 1365. Фреска Южная стена капеллы Ринуччини, церковь Санта Кроче, Флоренция
Джентиле да ФабрианоОдним из первых итальянских художников, обратившихся к реальному пейзажу, стал видный представитель сиенской школы Амброджо Лоренцетти (около 1290-1348?), украсивший стены Палаццо Пуб-блико монументальной росписью с пейзажной панорамой, на которой отцы города пожелали увидеть подлинные ландшафты родной Сиены. Чудесный морской пейзаж с кораблями и лодками занимает центральную часть композиции другой известной работы живописца - Святой Николай спасает Миры Ликийские от голода, написанной им несколькими годами ранее во Флоренции.
Чудо святого Николая Пределла Полиптиха Кваратези. 1425
Дерево, масло Пинакотека, Ватикан
Джентиле да ФабрианоЖивописец представляет ее в виде огромного таинственного мира, населенного рыбами, русалками и прочими необыкновенными существами, где попавшему в беду слабому человеку остается только уповать на помощь высших сил. Для усиления эмоционального воздействия мастер развертывает композицию под разными углами зрения, и очарованный зритель одновременно смотрит сверху сквозь толщу вод на морские звезды, снизу глядит на корму корабля, терпящего крушение по дороге из Египта в Ли-кию, видит спускающегося с неба святителя Николая, готового встать к рулю, и замечает вздыбившиеся над линией горизонта гигантские волны.
Чудо святого Николая Пределла Полиптиха Кваратези. 1425
Дерево, масло Пинакотека, Ватикан
Джентиле да ФабрианоТворчество умбрийского живописца Бернардиио Пинтуриккио (около 1454-1513) характеризует, по словам Бернсона, «особенное чувство пространства и аранжировки, свойственное художникам Средней Италии». В 1502 году мастер получил заказ на украшение стен библиотеки, примыкающей к сиенскому собору, десятью фресками, повествующими о жизни папы Пия II (в миру - знаменитого гражданина Сиены, гуманиста и дипломата Энео Сильвио Пикколомини). Серия открывается сценой, в которой юный Энео, секретарь кардинала Капраника, отправляется в составе его свиты на Базельский собор. Романтический пейзаж на заднем плане картины «дышит» свободой и свежестью: море, солнце, радуга и внезапно хлынувший из черной тучи ливень.
Чудо святого Николая Пределла Полиптиха Кваратези. 1425
Дерево, масло Пинакотека, Ватикан
Витторе Карпаччо«Время шло. Изобразительное искусство, - пишет Норберт Вольф, - все более утверждалось в своих возможностях соревноваться с занятиями, которые считались самыми благородными. Такие жанры, как пейзаж, отодвигались все ниже и ниже, так как бытовало мнение, будто они в процессе создания и восприятия требуют меньше интеллектуальных затрат. Подобно Альберти, почти все знатоки и эксперты и Кватроченто (XV век), и последующих веков считали, что мерой всех вещей является человек, поэтому в сравнении с исторической живописью пейзаж должен играть роль сугубо подчиненную; при этом все ссылались на греко-римскую теорию искусства, в которой пейзаж выступал как parergon, то есть приложение».
Отплытие Каика. 1502-1507. Дерево, масло. 74,9 х 88,9 см
Национальная галерея, Лондон
МикеланджелоВ сцене всемирного потопа, выполненной великим Микеланджело (1475-1564) на плафоне Сикстинской капеллы, океану, поглотившему почти всю сушу и смывающему погрязшее в грехах человечество, отводится место весьма скромной декорации, в то время как горстка чудом уцелевших людей являет собой монументальное зрелище и приковывает все внимание зрителя. И в написанной в готическом стиле мифологической композиции флорентийца Пьеро ди Козимо (1462-1521),ив религиозной картине уроженца Феррары Бенвенуто Тизи, прозванного Гарофало (около 1481-1559), морской ландшафт традиционно «оживляет» задник воображаемого сценического пространства и не отвлекает взор от основного действия, происходящего с героями на первом плане. В буквальном смысле иную точку зрения на пейзаж демонстрирует нам итальянский живописец Никколо дель Аббате (1509-1571), работавший в Модене и Болонье, а затем переехавший во Францию, где при королевском дворе он стал одним из основателей стиля «школы Фонтебло».
Всемирный потоп. 1508-1512
Фреска. Около 280 х 570 см. Фрагмент Плафон Сикстинской капеллы, Ватикан
Никколо дель АббатеЧеловек в его картинах не затмевает великолепия природы, а существует в гармоничном единении с ней. Поэтический реализм пейзажей Аббате на мифологические темы оказал большое влияние на творчество французских художников XVII века.
Смерть Эвридики 1555-1560
Холст, масло 189,2 х 237,5 см Фрагмент Национальная галерея, Лондон
Робер Кампен«В противоположность итальянским современникам, - пишет А.В. Камчатова, - нидерландские мастера опирались в своем творчестве не на научное знание, а на свой визуальный опыт, не на логику, а на интуицию. <...> Природа, тонким восприятием которой были наделены все нидерландские мастера, никогда не была только фоном действия - она являлась, скорее, вторым "героем" картин, внося в них дополнительные смысловые и эмоциональные оттенки. <...> Не случайно в начале следующего, XVI столетия в Нидерландах (одновременно с Германией) пейзаж выделяется в самостоятельный жанр живописи».
Рождество. Около 1420-1425
Дерево, масло. 87 х 73 см. Фрагмент Музей изящных искусств, Дижон
Ханс МемлингОслепительно сияет звонкими, чистыми красками морская гладь в пейзаже с радугой, который изобразил Ханс Мемлинг (1433/1440-1494) на створке алтаря за фигурой Иоанна Богослова, записывающего на острове Патмос ниспосланное ему Откровение. Перед нашим взором оживают поэтичные и яркие как сказочный сон апокалиптические видения святого. Этот же сюжет вдохновил неизвестного нидерландского художника первой половины XVI века, работавшего в Париже и получившего прозвище Мастер женских полуфигур (на многих его картинах изображены молодые женщины вполоборота). Рядом с Иоанном мы видим держащего в клюве чернильницу орла (он является символом высокого парения богословской мысли) и похожего на мелкого зверя дьявола, возможно не имеющего сил помешать апостолу в работе над книгой Апокалипсиса.
Иоанн Богослов на острове Патмос.
Правая створка Алтаря святых Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста. 1474-1 479
Дерево, масло. 194 х 97 см. Фрагмент Музей Ханса Мемлинга, Брюгге
Иоахим ПатинирОдним из основоположников европейской пейзажной живописи как самостоятельного жанра считают антверпенского художника Иоахима Патинира (около 1485-1524), в произведениях которого изображение природы постепенно получило главенствугощее значение. Пейзажи мастера называют «вселенскими». Созданные в эпоху географических открытий, они отражают новые космогонические представления европейцев о бескрайности земли и многообразии природы, но всегда имеют скрытый духовный смысл. «Натурные наблюдения и плоды воображения, - пишет Камчатова, - составляют в них универсальную картину мира. Иллюзия глубины создается с помощью чередующихся пространственных планов и трех цветовых зон: в ближайшей к зрителю -преобладают теплые буро-коричневые тона; в средней - более холодные, зеленые; в дальней - голубые». Такая схема построения просуществовала в изобразительном искусстве вплоть до XVII века. Вооружившись лупой, можно оценить всю прелесть безмятежной марины из «голубой зоны» Скалистого пейзажа со свя-тымИеронимом Патинира и поразиться размаху фантастического зрелища горящего моря на картине Луки Лейденского (1489/1494-1533) Лот с дочерьми, отсылающего к словам Библии: «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба».
Скалистый пейзаж со святым Иеронимом.
Около 1530 Дерево, масло. 74 х 91 см Прадо, Мадрид
Альбрехт АльтдорферПризнанным мастером «вселенского пейзажа» являлся современник Патинира и Луки Лейденского немецкий живописец и график Альбрехт Альтдорфер (около 1480-1538), крупнейший представитель так называемой дунайской школы. Не очень большая по формату, но колоссальная по охвату и мощная по эмоциональному воздействию композиция Битва Александра Македонского стала вершиной его творчества. «Пространство земли на картине Альтдорфера, - уточняет Вольф, - простирается с севера на юг, минуя остров Кипр, и устремляется в восточный регион Средиземноморья. Справа мы видим дельту Нила с ее семью рукавами, сразу налево от нее появляется Красное море. Визуальная идея, которая лежит в основе грандиозной панорамы, переводит пейзажный фон исторической картины в образ огромной карты, словно бы увиденной с высоты птичьего полета». «Космическое» видение природы присуще творчеству великого художника Питера Брейгеля Старшего, прозванного Мужицким (1525/1530-1569), искусство которого завершает период эпохи Возрождения в нидерландской школе живописи. Падение Икара - единственная работа мастера на мифологическую тему, хотя самого героя древнегреческого эпоса отыскать на ней нелегко. Фигурка рухнувшего с неба в морскую пучину Икара является лишь небольшой деталью великолепного пейзажа с прибрежной панорамой. Гибель отдельного человека не прерывает «коловращений» размеренной жизни огромного мира - вот философия Брейгеля. Картина может служить иллюстрацией нидерландской пословицы: «Ни один плуг не остановится, когда кто-то умирает».
Битва Александра Македонского с Дарием. 1529
Дерево, масло. 158,5 х 1 20 см. Фрагмент Старая пинакотека, Мюнхен
Питер Брейгель Старший (Мужицкий)Написанная в Антверпене приблизительно в те же годы марина Вид Неаполя передает впечатления от итальянской поездки, совершенной Питером Брейгелем Старшим в 1552-1554 годах.
Вид Неаполя. Около 1558. Хопст, масло. 40 х 69,5 см
Галерея Дориа Памфили, Рим
Ян Брейгель Старший (Бархатный)Спустя сорок лет во время путешествия по Италии в Неаполе останавливался его сын, знаменитый пейзажист и натюрмортист Ян Брейгель Старший, прозванный Бархатным (около 1568-1625). Существует мнение, что пленительный ландшафт Неаполитанского залива вдохновил его на создание картины Большой рыбный рынок, так как скалистый остров, изображенный художником в этом вымышленном «вселенском пейзаже», напоминает замок Кастель дель Ово. Морская тема волновала живописца, он обращался к ней неоднократно, придавая своим композициям одновременно реальные и фантастические черты. «Мир желаемого окутывает своими чарами мир повседневного и становится тем истинным портом назначения, куда устремляются уходящие из гавани корабли» (Вольф).
Обломки кораблей в штормовом море. Около 1595-1596
Медь, масло. 25,5 х 34,5 см Частное собрание
Адам Эльсхеймер«Чудесная гармония» маленьких картин рано ушедшего из жизни франкфуртского живописца, рисовальщика и гравера Адама Эльсхеймера (1578-1610) восхищала Рубенса, Рембрандта, Лоррена и Пуссена. В возрасте двадцати лет художник покинул родину и поселился в Италии. Славу ему принесли виртуозно выполненные на меди библейские или мифологические сцены на фоне поэтических пейзажей. Миниатюрная композиция Святой Павел на Мальте с бушующим морем и потерпевшими кораблекрушение героями завораживает зрителя сложными эффектами ночного освещения.
Святой Павел на Мальте. Около 1600
Медь, масло. 16,8 х 21,3 см Национальная Галерея, Лондон
Якопо ТинтореттоКстати, красильщиком шелка был отец художника Якопо Робусти, прославившегося под именем Тинторетто (1518-1594), что в переводе с итальянского и означает «маленький красильщик». Его новаторское искусство, формировавшееся на грани двух эпох, не только соединило в себе «рисунок Микеланджело и колорит Тициана» (как вполне справедливо гласил девиз, начертанный самим Тинторетто на стене его мастерской), но и привнесло в итальянскую живопись драматизм и мощь раннего барокко и «неестественную утонченность» маньеризма. Море на огромных холстах живописца всегда полно жизни, оно бурлит, мерцает, преображается {Христос на море вГалилее, Сотворение животных). «Пространство у Тинторетто такое же иррациональное, как и свет, -пишет Б.Р. Виппер. - Его уже нельзя мыслить как неизменное вместилище фигур; пространство у Тинторетто - это живое существо, которое вечно меняется вечно находится в движении, стихийно бродит.
Христос на море в Галилее 1575-1580
Холст, масло. 117 х 168,5 см Национальная голеоея искусства, Вашингтон
Доменико ТинтореггоТема прославления военного могущества процветающей Венеции - владычицы Адриатики - была невероятно популярна в XVI столетии. Крупнейшей морской баталией этого периода стала знаменитая битва при Лепанто (7 октября 1571 года), положившая конец турецкому превосходству в Средиземном море. Победу над Турцией одержала созданная папой Пием V Священная лига, в которую входила и Венеция. Выдающееся событие, воспринимаемое европейцами как победа христианства над исламом, вдохновило немало талантливых живописцев. Битве при Лепанто посвящены монументальные аллегорические полотна Паоло Веронезе (1528-1588) иДжорджо Вазари (1511-1574), известного не только в области изобразительного искусства и архитектуры, но и литературы. Написанная им книга Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих по сей день остается ценнейшим (хотя и не всегда достоверным) источником для исследователей итальянского Возрождения.
Битва при Салворе. 1580-е
Холст, масло Палаццо Дукале, Зал Большого совета, Венеция
Джордже Вазари с помощникамиОдним из персонажей Жизнеописаний Вазари стал флорентийский мастер маньеристического направления Алессандро Алл ори (1535-1607), ученик и приемный сын своего дяди, художника Аньоло Бронзино. И Вазари, и Аллори принимали участие в декорировании Студиоло - кабинета редкостей в Палаццо Веккио во Флоренции, в котором были собраны книги, научные образцы и инструменты по геологии, минералогии и алхимии, отражающие интересы Франческо I Медичи, правителя Тосканы. В мифологической картине Вазари Персей и Андромеда мы можем увидеть коралл, возникший, согласно легенде, из текущей по морской воде крови поверженного Персеем дракона. А на полотне Аллори аллегорически воспет еще один драгоценный минерал - жемчуг; представляющий собой, как утверждают мифы, застывшие слезы морских нимф.
Битва при Лепанто. 1572-1573
Королевский зал, Ватикан