. «Мужской портрет (Автопортрет?)», Лондон, Национальная галерея
Биография, картины
Антонелло родился в городе Мессина на Сицилии между 1429 и 1431 г. Начальное обучение проходил в провинциальной школе, далекой от художественных центров Италии, где главными ориентирами являлись мастера Южной Франции, Каталонии и Нидерландов. Около 1450 г. переехал в Неаполь. В начале 1450-х учился у Колантонио — живописца, связанного с нидерландской традицией. В 1475—1476 гг. да Мессина посетил Венецию, где получал и выполнял заказы, подружился с художниками, особенно с Джованни Беллини, перенявшими у него в известной мере живописную технику.
Творчество Антонелло да Мессина является примером того, как в итальянской живописи примерно с 1470 года новые формы портрета распространяются в различных центрах почти одновременно, иногда — независимо друг от друга, и нередко — благодаря установлению контактов между художественными школами и определяющей роли нескольких ведущих мастеров. Так, одновременно с Мантеньей в 1470-е годы на далекой окраине — в Сицилии, выдвинулся другой крупнейший мастер портрета — Антонелло да Мессина, который создал ряд произведений, являющихся образцом трёхчетвертного погрудного портрета, на десятилетия определившего основной путь развития венецианского портрета (вдобавок, он покорил венецианцев, научив их писать масляными красками). Он является в строгом смысле слова первым итальянским мастером станкового портрета. Он никогда не писал фресок со скрытыми портретами и донаторов в алтарных картинах. Сохранилось около 10 достоверных его портретов, но в развитии станковой портретной живописи Раннего Ренессанса он занимает очень важное место.
Все сохранившиеся его работы относятся к его зрелому периоду (Сицилия и Венеция, 1465-76 годы). Он использует одну выработанную формулу портретной композиции, не изменяя её в дальнейшем, кроме того, не изменяя и идеал, с которым сопоставляется живая модель. Это происходило потому, что он опирался на давно сложившуюся традицию нидерландского портрета, которую он прямо применил к итальянскому пониманию образа человека. Скорее всего, появление станкового портрета в его творчестве прямо связано с его горячим увлечением нидерландской живописью. Рождение портретного жанра в его творчестве прямо также совпало с периодом активного приобщения к формам и идеалам Ренессанса. Антонелло ориентируется на самое передовое направление этого периода — творчества Яна ван Эйка, заимствуя у него композицию, технику и колорит. Возможно, он совершил поездку в Нидерланды.
Каталог картин: название, год написания, где находится, автор, размер, техника.
-
Название картины: «Святой Иероним в келье» Около 1465 года
Автор: Антонелло да Мессина
Размер: 45,7 х 36,2 см
Техника: дерево, масло.
Где находится: Национальная Галерея. Лондон -
Название картины: «Мария Аннунциата» Ок. 1476 года
Автор: Антонелло да Мессина
Размер: Высота: 45 см (17,7 дюйма); Ширина: 34,5 см (13,5 дюйма)
Техника: дерево, масло.
Где находится: Национальный музей. Палермо -
Название картины: «Мужской портрет» 1475-76 гг.
Автор: Антонелло да Мессина
Размер: Высота: 30 см (11,8 дюйма); Ширина: 24 см (9,4 дюйма)
Техника: дерево, масло.
Где находится: Галерея Боргезе, Рим -
Название картины: «Мужской портрет» 1478 год
Автор: Антонелло да Мессина
Размер: Высота: 20,4 см (8 дюймов) Ширина: 14,5 см (5,7 дюйма)
Техника: дерево ореховое, масло.
Где находится: Берлинские государственные музеи -
Название картины: «Распятие с Марией и Иоанном» 1475 год
Автор: Антонелло да Мессина
Размер: 52,5 х 42,5 см (20,6 х 16,7 дюйма)
Техника: дерево, масло.
Где находится: Музей изящных искусств. Антверпен -
Название картины: «Распятие» 1475 год
Автор: Антонелло да Мессина
Размер: Высота: 41,9 см (16,4 дюйма); Ширина: 25,4 см (10 дюймов)
Техника: дерево, масло.
Где находится: Национальная Галерея. Лондон -
Название картины: «Святой Себастьян» 1476 год
Автор: Антонелло да Мессина
Размер: Высота: 171 см (67,3 дюйма); Ширина: 85 см (33,4 дюйма)
Техника: дерево, масло.
Где находится: Галерея старых мастеров, Дрезден