ПРОЧИТАВ ЭТУ СТАТЬЮ ВЫ УЗНАЕТЕ О НАТЮРМОРТАХ ИЗВЕСТНЫХ ХУДОЖНИКОВ ОЧЕНЬ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО И НОВОГО ОБ ЭТОМ ЖАНРЕ ЖИВОПИСИ

СОДЕРЖАНИЕ:
Натюрморт как самостоятельный жанр
14-15 век
Нидерланды 16 века
Снейдерс - Рубенс натюрморта
Харлемские художники
Натюрморт во франции
Ломбардская школа
Американские "обманки"
Импрессионизм в натюрморте


Итальянская художница Джованни целиком посвятивших свое творчество жанру натюрморта. Мастерству она училась в Асколи, где родилась, а затем работала в Венеции над созданием рукописной книги. Что такое натюрморт в мировой живописи. №1
Джованни Гардзони (Гарцони)
Тарелка со сливами, жасмином и орехами
Пергамент, темпера. 23,5 х 38,5 см
Палаццо Питти, Флоренция
Она занималась каллиграфией основного (видимо, научного) текста и одновременно иллюстрировала его изображениями фруктов, цветов, птиц и насекомых.

Постепенно предметная живопись стала ее специальностью. Гардзони предпочитала работать в технике акварели и темперы по пергаменту, используя оборотную (волосяную) сторону этого материала, которая имела более шероховатую текстуру, что позволяло добиться большей интенсивности цвета.

Джованни стала востребованным и успешным мастером, в Турине и Риме она выступала в ролях придворного художника и научного иллюстратора.

Небольшой натюрморт со сливами и жасмином написан приблизительно в 1651—1662 годах, в коллекции Палаццо Питти хранятся несколько однотипных работ художницы ( Натюрморт с инжиром ).

Натюрмортная живопись неаполитанской школы в XVII столетии складывалась под большим влиянием искусства голландцев и Караваджо . Художники придерживались излюбленных тем, специализируясь в определенных видах композиций.

Неизвестный автор барочного натюрморта на фоне пейзажа свободно чувствовал себя в рамках «фруктового» жанра, Натюрморт с развешенными виноградом и яблоками в глиняном горшке, ягоды, высыпающиеся из опрокинутой сине-белой чашки, корзина с инжиром и другими плодами на фоне пейзажа. неизвестный художник
Название: «Натюрморт с развешенными виноградом и яблоками в глиняном горшке, ягоды, высыпающиеся из опрокинутой сине-белой чашки, корзина с инжиром и другими плодами на фоне пейзажа» Около 1655 г.
Автор: неизвестный художник 17 века неаполитанской школы XVII века
Размер: 95,9 х 122,6 см.
Техника: холст, масло.
Где находится: частная коллекция
Скачать файл: 1000х783 px.
Большие файлы.
раздвигая его пространственные границы пейзажем и выстраивая на холсте «горную вершину» из винограда и яблок, «холмы» из инжира и «водопад» из ягод.

Выдающихся успехов в «рыбных» натюрмортах достиг Джузеппе Рекко (1634-1б95), наиболее талантливый представитель знаменитой династии художников. Водная стихия была его коньком, и он восторженно, как южанин, и скрупулезно, как ученый-естествовед, Джованни Гардзони (Гарцони)
Рекко, Джузеппе
Натюрморт с морской рыбой, крабом морской паук, устрицами и морскими коньками на берегу моря.
Холст, масло. 58,3 х 87 см
Частное собрание
изображал трепещущих рыб и морских пауков так живо и натурально, что по его картинам можно изучать ихтиологию. Фруктам и цветам посвятил свое творчество живописец Паоло Порпора (1617-1673), ученик Джакомо Рекко, отца Джузеппе Рекко. Лесные ягоды с ужом, ящерицей, черепахой и бабочками. Порпора, Паоло
Название: «Лесные ягоды с ужом, ящерицей, черепахой и бабочками» около 1655 г.
Автор: Порпора, Паоло
Размер: 51х94.5 см.
Техника: холст, масло.
Где находится: Национальный музей Уэдьса, Кордифф
Скачать файл: 1000х545 px.
Большие файлы.
С 1656 по 1658 год он обучался в Риме в Академии Святого Луки. Тяга к естествознанию также была его отличительной чертой. Он писал не только традиционные барочные букеты цветов в вазах на столе, но и непривычные для итальянцев картины с лесными растениями, размещенными в естественной среде обитания вокруг небольших водоемов, коряг и камешков.

Частыми «гостями» его натюрмортов являлись виртуозно выполненные черепахи, ящерицы, лягушки, змеи, бабочки и птицы. Изображения представителей флоры и фауны могли содержать символические намеки.

Важное место в истории неаполитанского натюрморта занимает искусство художника Джованни Баттисты Руопполо (1629—1693), обучавшегося в мастерской П. Порпоры . Джованни Баттиста Руопполо
Джованни Баттиста Руопполо
Натюрморт с виноградом, сливами, арбузом, персиками, лимонами, открытым гранатом вместе с раковиной, улиткой и другими объектами
Холст, масло. 86,5 х 116,2 см
Частное собрание
Живописец любил составлять композиции из овощей и фруктов необычной формы, акцентируя внимание на особенностях фактуры и рельефа их поверхности. Энергичный стиль Руопполо пришелся по вкусу современникам, его работы с удовольствием приобретали аристократы и негоцианты, художник имел множество последователей.



Тема цветов и фруктов в интерпретации Луки Форте (1600/1605? - 1670), еще одного неаполитанского живописца, специализировавшегося в жанре натюрморта, может быть рассмотрена как аллегория «Четырех сезонов», где каждый сезон символизировался характерными данному периоду плодами и растениями. Лука Форте
Лука Форте
Натюрморт
первая половина 17 века холсм, масло
Галерея Маттизен Место расположения Лондон , Великобритания
Одним из самых известных мастеров цветочного натюрморта в Риме был художник Марио Нуцци (1603-1673), которого называли Марио дей Фьори. Он достиг такой популярности, что улица в Вечном городе, где он жил, до сих пор носит его имя. Зеркало с тремя путти. Нуцци Марио
Название: «Зеркало с тремя путти» 1660 г.
Автор: Нуцци Марио
Размер: Н/Д см.(по мнению экспертов предположительно 120х86 см.)
Техника: холст, масло.
Где находится: Дворец Колонна, Рим, Италия
Скачать файл: 868х1200 px.
Большие файлы.
Роскошный барочный букет с гирляндами и путти украшает огромное зеркало. Эту работу для знаменитой римской семьи Колонна он выполнил совместно с Карло Маратта (1625-1713).

Прозвище «Фьори» («Цветочный») заслужил еще один итальянский живописец - Гаспаро Лопес (1650-1732), Цветочная гирлянда с разрушенной кладкой. Лопес, Гаспаро
Название: «Цветочная гирлянда с разрушенной кладкой» между 1677-1732 гг.
Автор: Лопес, Гаспаро
Размер: Высота: 113 см (44,4 дюйма) Ширина: 76,3 см (30 дюймов)
Техника: холст, масло.
Где находится: Национальный фонд исторических памятников и природных красот. Англия, Уэльс и Северная Ирландия
Скачать файл: 800х449 px.
Большие файлы.
писавший свои яркие, слегка игривые картины с цветами, близкие к стилю рококо, в Неаполе, Риме и Флоренции.

Пышные богатые натюрморты с фруктами Пьера Франческо Читтадини (1613/1616-1681) и Пьетро Наварры (работал в Риме с 1685 по 1714) несут в себе отголосок классицизма, Пьер Франческо Читтадини
Пьер Франческо Читтадини
Натюрморт с фруктами и сладостями. 1650-1660 гг.
Холст, масло. 102 х 145 см
Национальная галерея античного искусства, Триест
они напоминают театральные декорации, задним фоном которых является пейзаж, и содержат элементы античной архитектуры.

Сложившиеся в Италии разновидности натюрмортного жанра были восприняты живописцами других европейских стран. Художники из Испании посещали итальянские города, чаще всего Неаполь, находившийся в XVII веке под властью испанской короны. Придворным художником неаполитанских вице-королей был уроженец Валенсии Хусепе де Рибера (1591-165 2), получивший прозвище Спаньолетто (маленький испанец, «испанчик»), Что такое натюрморт в мировой живописи. Хусепе де Рибера
Хусепе де Рибера
Благословение Иакова (Исааки Иаков). 1637 г.
Холст, масло. 129 х 289 см.
Фрагмент Прадо, Мадрид
В своих монументальных картинах на религиозные и мифологические сюжеты он изображал предметы такой осязательной вещественности и реалистичности, что фрагмент с накрытым на столике завтраком в правом углу библейской сцены Благословения Иакова мог бы стать самостоятельным натюрмортом.

Одним из основоположников испанского натюрморта стал живописец Хуан Санчес Котан (1561-1627), создатель особого типа этого жанра, получившего название «бодегон» (от испанского слова bodegon - харчевня, трактир). «Бодегоны» представляли собой изображения скромных предметов народной трапезы, преподнесенных зрителю в «подчеркнуто монументализированных» формах (иногда в композицию подобных картин включались фигуры торговцев, едоков и кухарок). Художник родился в Толедо, где жил до 1603 года, а потом переехал в Гранаду и стал монахом картезианского монастыря, продолжая заниматься живописью.

Натюрморты Санчеса Котана приковывают взор своей возвышенной строгостью, значительностью и почти мистической отрешенностью от мирской суеты. Что такое натюрморт в мировой живописи. Хуан Санчес Котан
Хуан Санчес Котан
Натюрморт с птицей и фруктами. 1602 г.
Холст, масло. 68 х 89 см
Национальный музей Прадо, Мадрид
«Небольшой набор изолированных друг от друга пластически осязательных предметов, иногда подвешенных на тонких веревках и словно выталкиваемых фоном натюрморта стал живописец Хуан Санчес Котан (1561-1627), создатель особого типа этого жанра, получившего название «бодегон» (от испанского слова bodegon - харчевня, трактир).

«Бодегоны» представляли собой изображения скромных предметов народной трапезы, преподнесенных зрителю в «подчеркнуто монументализированных» формах (иногда в композицию подобных картин включались фигуры торговцев, едоков и кухарок). Художник родился в Толедо, где жил до 1603 года, а потом переехал в Гранаду и стал монахом картезианского монастыря, продолжая заниматься живописью. Что такое натюрморт в мировой живописи. Хуан Санчес Котан
Хуан Санчес Котан
Натюрморт с айвой, капустой, дыней и огурцом Около 1602 г.
Холст, масло. 69 х 84,5 см
Художественный музей, Сан-Диего
Натюрморты Санчеса Котана приковывают взор своей возвышенной строгостью, значительностью и почти мистической отрешенностью от мирской суеты. «Небольшой набор изолированных друг от друга пластически осязательных предметов, иногда подвешенных на тонких веревках и словно выталкиваемых фоном - черным провалом окна, резкие контрасты света и тени, крупные пятна свидетельствуют о претворении традиций караваджизма.

Яркая национальная самобытность испанского мастера воплощена в подчеркнутой непритязательности представленных предметов народного обихода (чаще всего это овощи и фрукты - айва, капуста, дыня, огурец, ветка лимонов, тыква, горстка моркови, связка дичи), в аскетически суровом изобразительном строе; принцип монотонной и, казалось бы, элементарной рядоположенности соседствует с точным ощущением пластической формы, равновесия, ритма, продуманности композиции.

Каждый предмет вполне реален, даже прозаичен и вместе с тем своеобразно героизирован, монументален, недаром натюрморты Санчеса Котана порождают впечатление некой художественной гиперболы» (Т.П. Каптерева).

Первопроходцем в области цветочной живописи считают испанского художника фламандского происхождения Хуана ван дер Хамена (1596-1631), прославленного «бодегонеса» и «флорероса» - мастера, писавшего элегантные натюрморты из повседневной жизни и букеты (исп. florero).

Он родился в Мадриде в богатой аристократической семье, был придворным живописцем и (так же как и его отец и дед) членом королевской гвардии фламандских лучников, на которую была возложена почетная миссия защиты монарха. Натюрморт с цветами и собакой (и парный ему натюрморт со щенком) ван дер Хамен выполнил по заказу своего патрона, гвардейского капитана Круа, для украшения внутренних покоев его дворца. Что такое натюрморт в мировой живописи. №1 Хуан ван дер Хамен
Хуан ван дер Хамен
Натюрморт с цветами и собакой. Около 1625-1630 гг.
Холст, масло. 228 х 95 см.
Прадо, Мадрид
Обе работы, висевшие, вероятно, в разных концах комнаты напротив друг друга, создавали иллюзию расширения реального пространства, воспроизводя часть настоящего пола и изображения подлинных питомцев хозяина. Виртуозно нарисованные предметы тонко раскрывают тему гостеприимства: цветы в роскошной вазе создают атмосферу радостной торжественности, уже расставлены коробки со сладостями, а стрелка на часах указывает на приближение времени, подходящего для того, чтобы встретить гостей и достать из ведерка со льдом кувшинчик вина. Что такое натюрморт в мировой живописи. №2 Хуан ван дер Хамен
Хуан ван дер Хамен
Натюрморт с артишоками, цветами и стеклянными сосудами. 1627 г.
Холст, масло. 81 х 110 см
Прадо, Мадрид
Жанр натюрморта художник обогатил рядом нововведений, например, он располагал объекты на ступенчатых выступах и полках, находящихся на разных уровнях (Натюрморт с артишоком, цветами и стеклянным сосудом).

Увлечение «суетной прелестью вещей» коснулось прославленного мэтра испанской живописи Диего Родригеса де Сильва Веласкеса (1599-1660), которого Виппер называет «великим натюрмортистом». «Старуха жарящая яйца» Диего Веласкес
Название: «Старуха жарящая яйца»
Дата написания: около 1618 г.
Автор: Диего Веласкес
Размер: 100,5 х 119,5 см (39,5 х 47 дюймов)
Техника: Холст, масло.
Где находится: Шотландская национальная галерея
Скачать файл: 800х672 px.
В ранних «бодегонах», написанных под ощутимым влиянием искусства Караваджо, художник постигал окружающий мир, порой незатейливый и грубоватый, чувственным путем, стремясь точно передать конкретные реалии народного быта {Пожилая женщина с яичницей).

«Казалось бы, каждый предмет в картинах испанца можно взять в руки или хотя бы потрогать -так они увесисто вылеплены скупыми охристыми и сероватыми мазками, такие они земные и материальные, - пишет Якимович. - Казалось бы, фигуры людей на этих картинах можно обойти со всех сторон, настолько они скульптурны. Композиции простые и ясные, формы чеканные.

И тем не менее странная загадочность или атмосфера недосказанности начинает овевать картины молодого севильянца.<...> Его искусство достоверно до последней крайности, оно повествует о том, что за ясными вещами скрыты вещи неясные». Может быть, все дело в том, что Веласкес в «бодегонах» изображал предметный мир как бы «увиденным» глазами своих живых персонажей. Что такое натюрморт в мировой живописи. №22 Диего Веласкес

Эль Примо.
Диего Веласкес Эль Примо. Около 1645 г.
Холст, масло. 106 х 82,5 см.
Фрагмент Национальный музей Прадо, Мадрид


Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу:
Если Вам понравилась публикация-поделитесь в соцсетях en