ПРОЧИТАВ ЭТУ СТАТЬЮ ВЫ УЗНАЕТЕ О НАТЮРМОРТАХ ИЗВЕСТНЫХ ХУДОЖНИКОВ ОЧЕНЬ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО И НОВОГО ОБ ЭТОМ ЖАНРЕ ЖИВОПИСИ

СОДЕРЖАНИЕ:
Натюрморт как самостоятельный жанр
14-15 век
Нидерланды 16 века
Снейдерс - Рубенс натюрморта
Харлемские художники
Натюрморт во франции
Ломбардская школа
Американские "обманки"
Импрессионизм в натюрморте


Теперь на всем он видел печать Бога - Создателя и Спасителя: кусок дерева означал для него крест, камень - Иисуса Христа, названного в Писании краеугольным камнем, цветы - тоже Господа нашего, называемого лилией долин... солнце напоминало ему о Боге, оно было символом истины». Свое отношение к жизни он выразил в словах гимна:

Хвала Тебе, Господь мой, от нашей матери-земли,
Она питает нас и нами руководит,
И порождает нам плодов такое множество,
Цветы дает нам красные и травы.


Пользуясь элементарными познаниями в области живописной техники, Джотто (одним из первых итальянских художников XIV века) стремился в своих работах передать «осязательную ценность» предметов.

Блестящий мастер фресковой и станковой живописи Симоне Мартини (1284-1344) родился в Сиене, подарившей миру немало замечательных живописцев, ведь, по словам Муратова, «в самой природе ее была тонкая чувствительность, способность увлекаться цветом и ароматом земных вещей и в то же время мечтательная религиозность».

В наиболее прославленной своей работ с Благовещение, которую он написал для алтаря капеллы Сайт Ансано сиенского собора совместно со своим учеником и шурином Липпо Мемми (работал в 1317-1347), художник в изысканной декоративной манере изобразил ветку оливы и сложную по форме вазу с белыми лилиями. Олива с античности являлась знаком доброй вести и, подобно лилии - главному цветку Девы Марии, символом чистоты и невинности. Совершенство живописного мастерства, которое продемонстрировал в этом произведении Симоне Мартини, во многом предвосхитило достижения Яна ван Эйка. Симоне Мартини, Липпо Мемми Благовещение
Симоне Мартини, Липпо Мемми Благовещение. 1333 г.
Дерево, темпера. 184 х 210 см/ Фрагмент
Галерея Уффици, Флоренция
Любовь к мельчайшим деталям - характерная черта творчества еще одного представителя стиля интернациональной готики Джентиле да Фабриано (Джентиле ди Николо ди Джованни Масси; около 1370-1427). Самой знаменитой работой художника стала похожая на сказочное видение в золотом обрамлении алтарная композиция Поклонение волхвов, созданная им в 1423 году в Венеции.


«Несомненно, что если во Фландрии натюрморт возник из бордюра, то в Венеции он вышел из рамы. На алтарных образах школы Виварини мы можем наблюдать, как золотая рама, сначала самодовлеющая, постепенно все больше входит в самое изображение и наконец превращается в имитированную раму, в натюрморт. Поклонение алтарю волхвов.  Джентиле да Фабриано
Название картины: «Поклонение алтарю волхвов» 1423 г.
Автор: Джентиле да Фабриано
Размер: Высота: 301,5 см (118,7 дюйма) Ширина: 283 см (111,4 дюйма)
Техника: доска, темпера.
Где находится: Галерея Уффици, Флоренция
Скачать файл: 700х765 px.
Джентиле да Фабриано
Джентиле да Фабриано
Цветы, украшающие обрамление Алтаря Поклонение волхвов. Около 1425 г.
Дерево, темпера, 303 х 282 см Галерея Уффици, Флоренция
Аналогичную роль рама-натюрморт играет у Джентиле да Фабриано в Поклонении волхвов, где в реальную раму вписаны изображенные цветы» (Виппер). При внимательном рассмотрении видно, что отдельные листья и стебли цветов как бы выступают из рамы.

Круг интересов итальянских художников Кватроченто (XV век) был чрезвычайно широк, но одно из важнейших мест в нем занимала проблема чувственных восприятий человека. И здесь помимо передачи тонких душевных переживаний и аффектов живописец с особенным вниманием прислушивался к «предметным ощущениям». Филиппино Липпи
Филиппино Липпи
Явление Мадонны святому Бернарду. Около 1485 г.
Дерево, темпера. 210 х 195 см. Фрагмент
Церковь Бадия, Флоренция
В отличие от нидерландской живописи, где заботливо поставленная художником на стол, пол или полку вещь жила далее неподвижно своей «тихой жизнью», в итальянской живописи она нередко участвовала в действии. На известной картине флорентийского мастера Филиппино Липпи (около 1457-1504), запечатлевшей явление Мадонны святому Бернарду Клервоскому, нежная рука Богоматери касается страницы рукописи, и кажется, что листы рядом стоящей раскрытой книги тоже начинают трепетать, а не только символически указывать на образованность героя.

Живописец Антонелло да Мессина (Антонелло д’Антонио; около 1430-1479) учился в мастерской художника Колантонио в Неаполе, где познакомился с произведениями нидерландских живописцев, в том числе Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена, хранящимися в собрании неаполитанского короля Альфонсо Арагонского. Антонелло да Мессина, Святой Иероним в келье. Около 1465
Антонелло да Мессина
Святой Иероним в келье. Около 1465 г.
Дерево, масло. 46 х 36 см. Фрагмент
Национальная галерея, Лондон
По словам Дж Вазари, Мессина побывал и в самих Нидерландах, но письменных свидетельств этому нет.

Первым в Венеции художник стал работать в малоизвестной тогда в Италии технике масляной живописи. С ее помощью, пишет Т.В. Сонина, он показал, «как можно с помощью цвета передать различие далеких и близких предметов, их мягкость или жесткость, дать почувствовать окружающий их воздух.

Одна из лучших работ Антонелло - Святой Иероним в келье -первый настоящий интерьер в истории итальянской живописи: обжитый, полный света, тепла, воздуха». Интерьер изобилует вещами, написанными столь объемно и достоверно, что они выглядят реальнее и «живее» присутствующего на картине человека.

«Задача итальянского мастера - выработать какую-то самостоятельную активность предмета. Особенно часто на венецианских картинах можно видеть отдельный предмет - как-нибудь разрезанный гранат, или яблоко, или кисть вишен - выпукло выделяющимся на широком поле мраморного постамента или гранитного обрамления; и при этом предмет всегда имеет поползновение высунуться из рамы, свеситься с картины» (Виппер). На фрагменте одной из самых красивых картин Карло Кривелли (1430/1435-1495), яркого представителя муранской школы, цветы и фрукты в сочетании с великолепием декоративного орнамента ткани и вазы поражают своей «сказочной невероятностью». При взгляде на них возникает ощущение, что они могут скатиться с поверхности. Мадонна делла Канделетта. Кривелли, Карло
Название: «Мадонна делла Канделетта» 1490-1492 гг.
Автор: Кривелли, Карло
Размер: Высота: 218 см (85,8 дюйма); Ширина: 75 см (29,5 дюйма)
Техника: доска, масло
Где находится: Пинакотека Брера, Милан, Италия
Скачать файл: 500х1453 px.
Большие файлы.
С трудом «удерживают равновесие» на золотом блюде персики и кисти винограда с фрески Доменико Гирландайо (Доменико ди Томмазо Бигорди; 1449-1494), что и немудрено, ведь служанка, на голове которой находится блюдо с фруктами, почти бежит. Рождество Иоанна Крестителя. Гирландайо Доменико
Название: «Рождество Иоанна Крестителя» фрагмент
Дата написания: 1486-1490 гг.
Автор: Гирландайо Доменико
Размер: Н/Д см.
Техника: Фреска. Фрагмент
Где находится: Капелла Торнабуони, церковь Санта Мария Новелла, Флоренция
Скачать файл: 700х858 px.
Аптека Люнета под сводом портика. Фрагмент №1 Мастер Колин
Название: «Аптека Люнета под сводом портика» 1499-1509 гг. (фрагмент)
Автор: Мастер Колин
Размер: Н/Д см.(по мнению экспертов предположительно 500х300 см.)
Техника: фреска
Где находится: Иссоньский замок в коммуне Иссонь (Issogne) региона Валле-д’Аоста на северо-западе Италии
Скачать файл: 800х461 px.
Большие файлы.
Грозят упасть с полок гастрономические деликатесы, странным образом заполонившие пространство аптеки на фреске работы мастера Колина (рубеж XV-XVI веков), украшающей люнетту под сводом портика замка Иссонье.

Норовят перевернуться страницы фолианта, удерживаемые рукой Девы Марии в Благовещении Леонардо да Винчи (1452-1519).
Леонардо да Винчи «Благовещение» картина
Название: «Благовещение»
Дата написания: 1472—1475 гг.
Автор: Леонардо да Винчи
Размер: 98х217 см.
Техника: доска, масло.
Где находится: Уффици, Флоренция
Скачать файл: 1000х444 px.
Великий Леонардо, стремящийся «понять организм каждого предмета в отдельности и организм всего мироздания» (А.Н. Бенуа), мало интересовался изображением вещей, но его открытие в области передачи световоздушной среды, его сфумато (легкая дымка, окутывающая очертания предметов) сыграло важную роль в развитии всей европейской живописи, и в частности натюрморта.

В леонардовском сфумато берет свое начало мягкая светотень Рафаэля (Рафаэлло Санти; 1483-1520), с помощью которой художник создавал столь изысканные вещи, что Вазари, глядя на портрет папы Во многом благодаря влиянию да Винчи не только в Италии, но и на севере предмет, по словам Виппера, перестал быть простым атрибутом и сделался главным элементом композиции. Портрет Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси
Название: «Портрет Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси» Фрагмент - натюрморт
Дата написания: 1518 г.
Автор: Рафаэль Санти
«Отныне он больше не бутафория, а быт. <...> Натюрморт понемногу начинает перебираться с пола, со стены, где он раньше влачил свое существование, на стол, в непосредственное общение с человеком».

Игра в шахматы. Фрагмент №1 Лукас ван Лейден (Лука Лейденский)
Название: «Игра в шахматы» около 1508 г. (фрагмент)
Автор: Лукас ван Лейден (Лука Лейденский)
Размер: Высота: 28,1 см (11 дюймов) Ширина: 36 см (14,1 дюйма)
Техника: доска, масло.
Где находится: Государственный музей Берлина
Скачать файл: 800х629 px.
Большие файлы.
В работах нидерландских художников XVI века предметный мир стал неотъемлемой частью портрета и бытовой картины, часто наполненных символами и скрытым дидактическим смыслом, как, например, знаменитое раннее произведение Луки Лейденского (Хейгене ван Лукас; 1489/1494-1533) Игра в шахматы или портрет святого Иеронима кисти Маринуса ван Реймерсвале (1490 - после 15б7).

В Семейном портрете Мартена ван Хемскерка (1498-1574) изображенная на столе вкусная еда помогла живописцу передать атмосферу семейного благополучия и зажиточной жизни.
Семейный портрет. Хемскерк, Мартен ван
Название: «Семейный портрет» до 1532 г.
Автор: Хемскерк, Мартен ван
Размер: высота: 118 см (46,4 дюйма); Ширина: 140 см (55,1 дюйма) см.
Техника: доска, масло.
Где находится: Музей замка Вильгельмсхёэ, Museumslandschaft Гессен-Кассель
Скачать файл: 735х607 px.
Большие файлы.
В картине антверпенского мастера Квентина Массейса (1465/1466-1530) Меняла с женой, навеянной Святым Элигием П. Кри-стуса, взаимные отношения людей и вещей достигли небывалого ранее согласия: склонились над столом сосредоточенные супруги, звякают взвешиваемые монеты, аккуратно перелистываются страницы молитвенника.
Меняла с женой. Массейс, Квентин
Название: «Меняла с женой» 1514 г.
Автор: Массейс, Квентин
Размер: Высота: 70,5 см (27,7 дюйма) Ширина: 67 см (26,3 дюйма)
Техника: доска, масло.
Где находится: Лувр, Париж
Скачать файл: 800х753 px.
Большие файлы.
Иллюзорно выписанные бытовые предметы, как и их хозяева, воплощают здесь бюргерские добродетели бережливости, трудолюбия и благочестия.

С середины XV века существовала нидерландская традиция помещать на задней правой створке религиозного диптиха изображение символа смерти, напоминающего о бренности человеческого бытия. «Суета сует» картина
Название: «Суета сует»
Дата написания: 1524 г.
Автор: Бартоломеус Брейн Старший
Размер: 61х51 см.
Техника: дерево, масло.
Где находится: музей Креллер-Мюллер
Скачать файл: 580х699 px.
Одним из первых самостоятельных натюрмортов в стиле «vanitas vanitatum» («суета сует») можно считать занимающую все поле картины композицию с черепом и свечой работы кёльнского живописца Бартоломеуса Брейна Старшего (1493-1555), выполненную на обороте портрета заказчика.

Основоположником жанра натюрморта многие искусствоведы называют нидерландца Питера Артсена (1508-1575). Натюрморт со сценой «Христос в доме Марфы и Марии
«Натюрморт со сценой «Христос в доме Марфы и Марии» 1552 г.
Где находится: музей истории искусств, Вена
Автор: Артсен, Питер
Размер: 60х101.5 см.
Техника: холст, масло.
Общий каталог «Натюрморты»
Скачать файл: 800x483 px.
В творчестве этого художника, так же как в работах его племянника и ученика Иоахима Бекелара (около 1530 - около 1574), «Мясная лавка» картина
Название: «Мясная лавка»
Дата написания: Около 1568 г.
Автор: Бекелар, Иоахим
Размер: 146,5 х 202,5 см.
Техника: Холст, масло.
Где находится: Национальный музей и галереи Каподимонте, Неаполь
Скачать файл: 940x674 px.
Большие файлы.
центральное место занимали изображения рыбных и мясных лавок, где разложенная на переднем плане роскошная снедь затмевала присутствие на холсте человека. «На картинах Арт-сена и Бейкелара, - писал Виппер, - натюрморт ведет последнюю борьбу за свое полное освобождение».

Тема мясной лавки привлекала итальянского живописца Аннибале Карраччи (1560-1609), уделявшего большое внимание рисунку с натуры.
Поедатель бобов. Карраччи Аннибале
Название картины: «Поедатель бобов» 1584-1585 гг.
Автор: Карраччи Аннибале
Размер: Высота: 57 см (22,4 дюйма); Ширина: 68 см (26,7 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Палаццо Колонна
Скачать файл: 800х654 px.
Большие файлы.
В его колоритных жанровых сценах продуктовое изобилие подчеркивает гротескное начало облика повседневной городской жизни. «В этом предвкушении сытной похлебки, - отзывался о картине Любитель бобов Виппер, - в этой мгновенной позе алчности, которой заражен отчасти сам художник и, вероятно, заражен был и современный ему зритель, отразился весь характер итальянского барокко, слишком чувственного, слишком заинтересованного, чтобы отдаться чистому натюрморту».

Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу:
Если Вам понравилась публикация-поделитесь в соцсетях en