ПРОЧИТАВ ЭТУ СТАТЬЮ ВЫ УЗНАЕТЕ О НАТЮРМОРТАХ ИЗВЕСТНЫХ ХУДОЖНИКОВ ОЧЕНЬ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО И НОВОГО ОБ ЭТОМ ЖАНРЕ ЖИВОПИСИ

СОДЕРЖАНИЕ:
Натюрморт как самостоятельный жанр
14-15 век
Нидерланды 16 века
Снейдерс - Рубенс натюрморта
Харлемские художники
Натюрморт во франции
Ломбардская школа
Американские "обманки"
Импрессионизм в натюрморте


Среди последователей и современников Веласкеса было немало талантливых мастеров натюр-мортной живописи, в их числе художник Франсиско де Бургос Мантилла (1609/1612-1672), который в течение тридцати четырех лет общался с ним в Мадриде. Что такое натюрморт в мировой живописи. №21 Франсиско де Бургос Мантилла
Франсиско де Бургос Мантилла
Натюрморт с сухофруктами. 1631 г.
Холст, масло. 29,1 х 58,9 см
Университетская галерея искусств, Нью-Хавен
Натюрморт с сухофруктами - одна из немногих дошедших до нас работ живописца.

Строгие, суровые и вместе с тем удивительно прекрасные и гармоничные натюрморты Франсиско де Сурбарана (1598-1664) не спутаешь ни с чем. Что такое натюрморт в мировой живописи. №1
Франсиско Сурбаран
Натюрморт с четырьмя сосудами. 1634 г.
Холст, масло. 46 х 84 см
Национальный музей Прадо, Мадрид
Все творчество прославленного мастера, являвшегося официальным живописцем Севильи, проникнуто глубоким религиозным чувством, и предметный жанр не стал исключением.

Сурбаран группировал вещи в симметричном порядке на одной плоскости, но рассматривал каждую из них в отдельности, выявляя ее уникальность и самобытность. Четыре сосуда на знаменитой картине из коллекции музея Прадо одновременно противостоят и дополняют друг друга.

Художник не только сделал их осязаемо рельефными и материальными, он наделил их одухотворенностью. Ю.Ю. Котова заметила, что, любуясь натюрмортами Сурбарана, нельзя не согласиться со словами святой Терезы Авильской - канонизированной испанской монахини кармелитского ордена, которая в одном из своих трудов написала: «Бог может войти даже в глиняный горшок».

Севилья подарила миру несколько великих живописцев, здесь родились и Веласкес , и Сурбаран. Президент севильской Академии художеств Бартоломе Эстебан Мурильо (1618-1682) тоже появился на свет в этом городе. Работы Мурильо непосредственны и лиричны. Едоки пирожков. Мурильо, Бартоломе Эстебан
Название: «Едоки пирожков» 1670-1675 гг.
Автор: Мурильо, Бартоломе Эстебан
Размер: 123,5 х 102 см.
Техника: холст, масло.
Где находится: Старая пинакотека, Головное учреждение Баварские государственные коллекции живописи
Скачать файл: 1000х1035 px.
Большие файлы.
Его живописной манере свойственна теплая цветовая гамма и тонкая светотеневая моделировка. Фрукты в корзинке и свежий хлеб в холщовом мешке на картине Едоки itaiumema выглядят свежо и аппетитно.

Натюрморт с виноградом мадридского художника Хуана де Эспиноса (около 1628-1659) таит в себе много смысловых загадок и может быть «прочитан» по-разному, ведь изображенные на нем предметы имели множество символических значений. Что такое натюрморт в мировой живописи. №1
Хуан де Эспиноса
Натюрморт с виноградом. Середина XVII века
Холст, масло. 83 х 62 см
Лувр, Париж
Букет в вазе часто уподоблялся человеческой жизни, а цветы олицетворяли земные стремления и заботы. Однако вазой на этой картине служит морская раковина, которая в одном случае могла означать плотскую любовь и удовольствия, в другом - олицетворяла человеческое тело, а иногда намекала на бесполезную роскошь и неразумную трату денег, так как являлась предметом коллекционирования.

Чаще всего хрупкие раковины и цветы, особенно поникшие, выступали знаками скоротечности и бренности земного бытия. В христианской символике раковина могла быть истолкована как образ могилы, но она же доносила весть о паломничестве, крещении и воскрешении.

Общий настрой картины весьма позитивный, ведь знаки тленности и потерь «уравновешены» присутствующими рядом с ними знаками спасения: грозди светящегося винограда - это символ искупительной жертвы Христа и жизни вечной, а поднятые крылья птиц, посланниц высшего мира, возвещают о духовных устремлениях человеческой души. Важнейшим сакральным христианским символом являлся хлеб, его появление в натюрмортах, часто в соседстве с бокалом или кувшином вина, традиционно связывалось с напоминанием о таинстве евхаристии.

В картине мадридского живописца Франсиско де Паласиоса (162 2/162 5-1652) румяный плетеный хлеб, лежащий на самом краю стола, так правдоподобен и приближен к зрителю, что просто просится в руки. Паласиос, Франсиско де. Картины с названиями и описанием
«Натюрморт с хлебом» 1648 г.
Автор: Паласиос, Франсиско де
Размер: Н/Д см.(по мнению экспертов предположительно 65х50 см.)
Материал: холст, масло
Где находится: Семейная коллекция Графа Гарраха
Но при всей иллюзорной осязаемости изображенных в натюрморте вещей поражает не тщательно выписанная фактура, а передача художником внутренней сосредоточенности и значимости каждого представленного предмета.

живописец обладал великолепным чувством композиции и цвета. «Внимание Переды к вещам, окружающим человека, - писал Бенуа, - сделало его первоклассным мастером натюрморта, тяготеющего к нарядности и безупречной передаче многочисленных, как правило, дорогих, тесно составленных предметов (Натюрморт с поставцом, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)». Нравоучительная аллегория Сон рыцаря, wm Жизнь есть сон относится Художник Антонио де Переда (1608-1678) родился в Вальядолиде, а учился в Мадриде у известного мастера Педро де лас Куэваса. Натюрморт с сундуком из черного дерева. Переда, Антонио де
Название: «Натюрморт с сундуком из черного дерева» 1652 г.
Автор: Переда, Антонио де
Размер: Высота: 80 см (31,4 дюйма) Ширина: 94 см (37 дюймов)
Техника: холст, масло.
Где находится: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Скачать файл: 1000х852 px.
Большие файлы.
"Репродукция" (MAX. размер 165х140 см.) и ее актуальная цена.
Ȼ Общественное достояние
Последователь «натуралистических» принципов Веласкеса и Риберы , живописец обладал великолепным чувством композиции и цвета. «Внимание Переды к вещам, окружающим человека, - писал Бенуа, - сделало его первоклассным мастером натюрморта, тяготеющего к нарядности и безупречной передаче многочисленных, как правило, дорогих, тесно составленных предметов (Натюрморт с поставцом, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург».

Нравоучительная аллегория Сон рыцаря, wm Жизнь есть сон относится к жанру «vanitas». Изображенные на ней символы тщеславия (лавровый венок, доспехи, оружие, драгоценности, папская тиара, книги, театральные маски) соседствуют с предметами, олицетворяющими бренность бытия (череп, ноты, цветы, скрипка, потухшая свеча).

Мысль о скоротечности жизни и бесполезности преходящих ценностей в картине подтверждает написанное на латыни изречение: «Земное подобно стреле, оно летит быстро и убивает».

Неумолимо мрачный вариант размышлений на тему «суеты сует» предложил севильский живописец Хуан де Вальдес Леаль (1622-1690), «В мгновение ока
Название: «В мгновение ока»
Дата написания: между 1670 и 1672 гг.
Автор: Вальдес Леаль, Хуан де
Размер: Высота: 220 см (86,6 дюйма); Ширина: 216 см (85 дюймов)
Техника: Холст, масло.
Где находится: Госпиталь Санта-Каридад
Скачать файл: 800х810 px.
автор двух жутких и красочных аллегорий смерти, встречающих зрителей при входе в часовню госпиталя Ла Каридад. Иероглифы Смерти были исполнены мастером по заказу «раскаявшегося Дон Жуана Севильи XVII века» - дона Мигуэля де Манья-ры де Лека (этот известный всему городу ловелас и грешник внезапно переменил образ жизни, принес публичное покаяние и занялся богоугодными делами, в том числе устройством госпиталя для неимущих).

Картина In ictu Oculi (В мгновение ока) представляет сцену триумфа Смерти в тленном человеческом мире, когда она выходит с косой на свою страшную жатву. Она попирает ногами земной шар и в мгновение ока гасит свечу-жизнь любого из смертных, невзирая ни на какие регалии.

Первым севильским художником, получившим большую известность за специализацию в области цветочных картин, стал Педро де Кампробин (1605-1674), один из основателей Академии искусств. Кампробин Педро де. Картины с названиями и описанием
«Ваза с подсолнухом» около 1665 г.
Автор: Кампробин Педро де
Размер: Высота: 83 см (32,6 дюйма); Ширина: 67 см (26,3 дюйма)
Материал: холст, масло
Где находится: частная коллекция
Его натюрморты не только пользовались большой популярностью у коллекционеров, но и украшали собой церковь Святого Павла.

В Мадриде заметным мастером предметной живописи был Антонио Понсе (1608-1677), ученик и ассистент Хуана ван дер Хамена. Натюрморт с цветами. Понсе, Антонио
Название: «Натюрморт с цветами» 1635 г.
Автор: Понсе, Антонио
Размер: 104х162 см.
Техника: холст, масло.
Где находится: частная коллекция
Скачать файл: 1000х632 px.
Большие файлы.
"Репродукция" (MAX. размер 80х50 см.) и ее актуальная цена.
Ȼ Общественное достояние
Написанные в простой и свободной манере сезонные фруктовые натюрморты (Месяц август) обладали своим шармом и представляли собой изящные «отчеты» о плодах, созревающих в конкретный период года.

«Типично испанский» натюрморт с буйно растущими в горшках цветами, собачкой и изразцовой скамейкой принадлежит кисти художника Томаса Ипеса (около 1610-1674), Вид на сад с собакой. Йепес Томас
Название картины: «Вид на сад с собакой» 1660-е годы
Автор: Йепес Томас
Размер: Высота: 109 см (42,9 дюйма); Ширина: 155 см (61 дюйм)
Техника: холст, масло.
Где находится: частная коллекция
Скачать файл: 700х482 px.
который запечатлел уголок реального сада в Валенсии, возможно собственного.

Тонкий лиризм и блестящее живописное мастерство демонстрировал мадридский «флорерос» Хуан де Арельяно (1614-1676), Корзина цветов. Арельяно, Хуан де
Название картины: «Корзина цветов» около 1670 г.
Автор: Арельяно, Хуан де
Размер: 84,5 х 107 см.
Техника: холст, масло.
Где находится: Национальный музей Прадо, Мадрид
Скачать файл: 800х645 px.
Большие файлы.
крупнейший из испанских живописцев, посвятивших свое творчество цветочному натюрморту. Его работы выразительны, эмоциональны и сконцентрированы на раскрытии индивидуальных черт каждого крошечного цветка.

После революционных событий конца XVI века Нидерланды разделились на два государства. Семь северных провинций во главе с Голландией завоевали независимость и провозгласили себя буржуазной протестантской республикой. Южная часть страны во главе с Фландрией (современная Бельгия) потерпела поражение и в течение XVII века оставалась под протекторатом испанской католической монархии.

Пути искусства северных и южных Нидерландов тоже разошлись. Живопись Фландрии выделилась в самостоятельную школу, получившую название фламандской, и развивалась в тесной связи с итальянскими живописными традициями, став одним из самых ярких и самобытных явлений в искусстве эпохи барокко.. Небывалого расцвета достиг в этот период фламандский натюрморт. Натюрморт с устрицами Картина
Название: «Натюрморт с устрицами»
Дата написания: около 1610 г.
Автор: Берт, Осиас
Размер: 43x54 см.
Техника: Холст, масло.
Где находится: Мадрид, музей Прадо
Скачать файл: 1000x795 px.
Большие файлы.
Мастер антверпенской гильдии живописцев Осиас Берт (около 1580-1624) стал родоначальником и ведущим представителем раннего фламандского натюрморта «накрытых столов». По словам Н.П. Бесчастнова, «художник вместе со своими многочисленными учениками создал живописный гимн культу еды. Каждый предмет в его натюрмортах изображен необычайно “вкусно”».

Поверхность стола кажется наклонной, чтобы зритель мог в подробностях разглядеть огромное блюдо с нежными устрицами, пустые и наполненные вином изящные стеклянные бокалы, вазы с орехами и даже муху, сидящую на хлебе. Появление на картине устриц всегда имело двойственное значение. Они входили в круг символов Афродиты, поэтому часто их изображение содержало эротические намеки.

В данном случае отрицательный подтекст толкования устриц как символов бренности и низменных удовольствий усиливается изображением мухи, олицетворяющей зло и грех.

Среди последователей Берта следует отметить живописца Александера Адриансена (1587-1661), Адриансен, Александр. Натюрморт с рыбой
«Натюрморт с рыбой»
Где находится: Национальный музей Прадо, Мадрид
Автор: Адриансен Александр
Размер: 60х91 см.
Техника: дерево, масло.
Общий каталог «Натюрморты»
Скачать файл: 1000х565 px.
который славился своим умением передавать светящуюся прозрачность капель воды на чешуе выловленных рыб и мерцание перламутра вскрытых раковин.

Возможно, ученицей Берта являлась единственная известная в тот период во Фландрии художница-натюрмортистка Клара Петерс (1594 - после 1657), рано проявившая свои творческие способности, хотя документальных подтверждений получения ею художественного образования нет. Петерс, Клара. Картины с названиями и описанием
«Автопортрет на картине «Суета сует»» около 1613-1620 гг.
Автор: Петерс, Клара
Размер: Высота: 37,2 см (14,6 дюйма); Ширина: 50,2 см (19,7 дюйма)
Материал: холст, масло
Где находится: частная коллекция
Художница тщательно прописывала все детали разнообразных аппетитных «завтраков» и «накрытых столов», могла замаскировать свой миниатюрный автопортрет в натюрморте, отражаясь с палитрой в руке в зеркальном блеске серебряной чаши, умело пользовалась языком символов. Элегантный Натюрморт с пирогом был выполнен Кларой приблизительно в семнадцатилетнем возрасте. Что такое натюрморт в мировой живописи. №1Клара Петерс
Клара Петерс
Натюрморт с пирогом Около 1611 г.
Дерево, масло 55 х 73 см
Национальный музей Прадо, Мадрид
Свою подпись на ноже, «захватившем» центр композиции картины, Петерс поставила не случайно. Этот опасный и влекущий предмет мог символизировать и христианскую жертву, и мужское начало, но в первую очередь напоминал об уязвимости человека. Не исключено, что в интерпретации молодой дамы нож - призыв к защите от мужского коварства.

Первопроходцем фламандского цветочного натюрморта и основателем династии художников, специализировавшихся в жанре цветов и фруктов, стал Амброзиус Босхарт Старший (1573-1621), работавший сначала в Антверпене, а затем, переехав в Голландию, в Мидделбурге, Утрехте и Бреде. Босхарт Старший, Амброзиус
Автор: Амброзиус Босхарт Старший
«Букет в арочном окне» 1618 г.
Размер: Н/Д см.(по мнению экспертов предположительно 100х72 см.)
Материал: дерево
Техника: масло
Где находится: Маурицхёйс, Гаага
Одной из лучших работ живописца стала сверкающая радугой акварельных тонов картина Букет в арочном окне, написанная им незадолго до смерти. Босхарт собрал в украшенной скульптурными рельефами металлической вазе фантастический букет, состоящий не менее чем из двух десятков сортов полевых и оранжерейных цветов, распускающихся в разное время года, и поместил его в оконную нишу, за которой открывается светло-голубой пейзаж. Картина создавалась не с натуры, а на основе предварительных штудий (художники часто обменивались набросками и рисунками экзотических растений, раковин и насекомых, а также заимствовали друг у друга отдельные детали композиций). Столь пышный букет в реальности вряд ли смог бы устоять и, наверно, опрокинул бы маленькую вазу. Но все меркнет перед «натуралистической чувственностью» и гармонией утонченной работы, в которой Босхарт восхитился богатством и разнообразием природы.

Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу:
Если Вам понравилась публикация-поделитесь в соцсетях en