ПРОЧИТАВ ЭТУ СТАТЬЮ ВЫ УЗНАЕТЕ О НАТЮРМОРТАХ ИЗВЕСТНЫХ ХУДОЖНИКОВ ОЧЕНЬ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО И НОВОГО ОБ ЭТОМ ЖАНРЕ ЖИВОПИСИ

СОДЕРЖАНИЕ:
Натюрморт как самостоятельный жанр
14-15 век
Нидерланды 16 века
Снейдерс - Рубенс натюрморта
Харлемские художники
Натюрморт во франции
Ломбардская школа
Американские "обманки"
Импрессионизм в натюрморте


«Натюрморт с тыквой» в живописи
Название: «Натюрморт с тыквой, персиками, виноградом, вишней и другими фруктами»
Дата написания: 1664 г.
Автор: Болонье, Ганс Гиллис
Размер: 42х47.5 см.
Техника: дерево, масло.
Где находится: Частная коллекция
Скачать файл: 972x798 px.
Большие файлы.
Натюрморт с тыквой, персиками, виноградом, вишней и другими фруктами принадлежит кисти живописца Ганса Гиллиса Болонье (1600-1675), не имевшего в Харлеме конкурентов, главным образом, в области изображения цветов. Его «букеты» несли отголоски цветочных натюрмортов Амброзиуса Босхарта Старшего. Художник писал свободными, решительными мазками, используя эффекты светотени.

Джозеф де Брей (1628/1634-1664), харлемский мастер, специализировался в жанре «рыбного» натюрморта, популярного в XVII столетии. «Расцвет этого жанра в голландской школе, - поясняет Кузнецов, - связывается с особой ролью рыбы в хозяйстве страны и жизни голландского народа.

Изобретение засола сельди, а тем самым появление возможности ее экспорта, сделало сельдь источником благосостояния Голландии. Сельдяной промысел назывался в это время “золотым дном” страны. Но не меньшее значение играла рыба и на столе самого голландца, составляя наряду с хлебом и сыром основу рациона. Джозеф де Брей
Джозеф де Брей
Похвала селедке. 1657 г. Дерево, масло, 67 х 49 см
Собрание П. Людвига, Ахен
Тогда говорили: “Амстердам построен на селедочных костях”. Сельди посвящаются стихи и картины». В 1633 году гаагский поэт Якоб Вестербан опубликовал эксцентричную оду Похвальное слово селедке, а в 1б5б году Джозеф де Брей написал свою знаменитую картину Похвала селедке, включив в композицию апофеоза рыбе картуш (лепное или графическое украшение в виде щита или свитка для герба и надписей) с текстом стихотворения. На следующий год художник создал еще один натюрморт на эту тему, любовно, чувственно и торжественно воспевающий лук, хлеб и селедку - самую простую и самую вкусную еду соотечественников.

В раскрытой книге он поместил стихотворение Вестербана Купидон. Если вспомнить о том, что сельдь являлась обычной пищей во время поста, то сразу становится понятен скрытый аллегорический смысл картины: «Обжорство и телесные радости с одной стороны, а воздержанность - с другой».

Питер Герритс ван Рестратен (1630-1700) вошел в харлемскую гильдию Святого Луки в шестнадцатилетнем возрасте как портретист. Позже он стал учеником знаменитого мастера портретной живописи Франса Халса, на дочери которого женился в 1654 году. Молодая чета перебралась в Англию, где карьера Рестратена пошла в гору. Джотто ди БондоНе
Питер Герритс ван Рестратен
Натюрморт с зеркалом и державой.
Холст, масло. 94,4 х 109 см
Частное собрание
Первый художник Питер Герритс ван Рестратен английского короля Карла II Питер Лели (предки которого были тоже выходцами из Голландии) предложил Рестратену помощь в представлении ко двору, но (видимо, опасаясь конкуренции) с одним условием: тот не должен был писать портреты.

Питер Герритс согласился и сдержал обещание. Он прожил в Лондоне тридцать лет, занимался жанровой и предметной живописью, его натюрморты с дорогими модными вещами пользовались большим успехом у аристократии и приносили хороший доход. Картину с зеркалом и похожим на елочное украшение «имперским яблоком» - державой (золотой шар с крестом наверху наряду со скипетром являлся императорской регалией), вероятней всего, следует отнести к разновидности «vanitas», так как зеркала и блестящие шары в изобразительном искусстве традиционно считались символами тщеславия.

Натюрморты с изображением черепа в Голландии назывались «doodshoofd». Терборх, Герард. Картины с названиями и описанием
«Консультация» 1635 г.
Автор: Терборх, Герард
Размер: 34.5х45.7 см.
Материал: дерево, масло
Где находится: Гемальдегалери, Берлин
Терборх, Герард. Фрагмент №1 Терборх, Герард
Фрагмент
На фрагменте композиции выдающегося мастера бытового и портретного жанров Герарда Терборха (Геррит Тер Борх; 1617-1681) череп скомпонован с другими знаками скоротечности бытия: песочными часами, старыми книгами, зеркалом и светильником без свечи.

Идею «memento mori» («помни о смерти») лейденский художник Ян Ливенс (1607-1674) выразил в своей построенной на драматических эффектах освещения работе Vanitas с помощью изображений лютни, глобуса, старинных, рассыпающихся фолиантов, хлеба и догорающей свечи. Натюрморт с книгами. Ливенс Ян
Название: «Натюрморт с книгами» Около 1630 г.
Автор: Ливенс Ян
Размер: Высота: 91 см (35,8 дюйма); Ширина: 120 см (47,2 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Рейксмюзеум, Амстердам
Скачать файл: 800х600 px.
Большие файлы.
Символика книг, нот и музыкальных инструментов входила также и в иконографию «аллегорий музыки», как это можно увидеть на картине, созданной великим голландским живописцем Харменсом ван Рейном Рембрандтом (1606-1669) в 1626 году. «Аллегория музыки» Рембрандт
Название: «Аллегория музыки»
Дата написания: 1626 г.
Автор: Рембрандт Харменс ван Рейн
Размер: 47,6 x 63,5 см.
Техника: Холст, масло.
Где находится: Государственный музей Рейксмузеум, Амстердам
Скачать файл: 722х1000 px.
Только в голландских «философских» натюрмортах на тему «суеты сует» встречаются изображения карманных часов, олицетворяющих быстротечность времени. Дрезденская картина-«обманка» с подсвечником, трубкой и карманными часами принадлежит к числу произведений Герарда Доу (1613—1675), ученика Рембрандта. Натюрморт со свечой и часами. Доу Герард
Название картины: «Натюрморт со свечой и часами» ок. 1660 г.
Автор: Доу Герард
Размер: Высота: 43 см (16,9 дюйма) Ширина: 35,5 см (13,9 дюйма)
Техника: доска, масло.
Где находится: Галерея старых мастеров, Дрезден
Скачать файл: 700х850 px.
Он работал в Амстердаме и родном городе Лейдене, где в 1648 году стал одним из основателей гильдии Святого Луки. Доу любил размещать свои тщательно выписанные предметные композиции в арочных проемах с отдернутой занавеской, что придавало им оттенок театральности. Глиняную трубку и табак художник поместил на смятой газете Новейшие известия, дабы напомнить зрителям нидерландскую поговорку: «Часты новости, но редки хорошие». Автопортрет Жерара Доу. Доу Герард
Название картины: «Автопортрет Жерара Доу» ок. 1665 г.
Автор: Доу Герард
Размер: Высота: 59 см (23,2 дюйма); Ширина: 43,5 см (17,1 дюйма)
Техника: дерево, масло.
Где находится: частная коллекция. Бостон, Массачусетс, Соединенные Штаты Америки
Скачать файл: 700х963 px.
Произведения мастера высоко ценились современниками, готовыми платить за них весьма высокую цену.
Однако выставка работ Герарда Доу, устроенная в Лейдене при жизни живописца собирателем его картин Иоганном де Би, была, по мнению Камчатовой, «беспрецедентным явлением в художественной практике той эпохи».

Превосходный натюрморт с мертвым петухом выполнил один из крупнейших мастеров бытового жанра Габриэль Метсю (1629-1667), предположительно учившийся у Доу. Габриэль Метсю
Габриэль Метсю
Мертвый петух. Дерево, масло. 57 х 40 см
Национальный музей Прадо, Мадрид
Как и его наставник, художник родился в Лейдене, вошел в число членов-учредителей гильдии живописцев этого города, а последние годы жизни провел в Амстердаме, куда он переехал в 1657 году. Произведения Метсю демонстрируют высочайшую живописную технику и способность художника талантливо интерпретировать темы и отдельные приемы, почерпнутые в творчестве других авторов.

Картины с оптическими иллюзионистскими эффектами - «обманки» - были очень популярны в XVII веке и пользовались огромным спросом у заказчиков. «Кто обманывает при помощи красок, тот обманывает честно», - писал поэт Ян Вондель. В Голландии эта разновидность натюрморта носила название «bedriegerje», и к ней обращались многие художники, в том числе работавшие в Лейдене Адриен ван дер Спелт (около 1б30-1б73) и Франс ван Мирис (1635-1681). Натюрморт с цветочной гирляндой и занавеской. Спелт, Адриан ван дер
Название: «Натюрморт с цветочной гирляндой и занавеской» 1658 г.
Автор: Спелт, Адриан ван дер и Франс ван Мирис
Размер: высота: 46,5 см (18,3 дюйма) ширина: 63,9 см (25,1 дюйма) см.
Техника: доска, масло.
Где находится: Художественный институт Чикаго
Скачать файл: 1000х721 px.
Большие файлы.
"Репродукция" (MAX. размер 90х65 см.) и ее актуальная цена.
Ȼ Общественное достояние
Цветочный натюрморт с занавеской, написанный в близкой Доу (Мирис был его учеником) гладкой, детализированной манере, они создали совместно: гирлянду с бабочками в нише выполнил специализирующийся в цветочных композициях Спелт, а осязаемо «материальную» драпировку - Мирис, прославившийся в бытовом жанре.

Живописец Ян Мортель (около 1650-1719) в последние два десятилетия своей жизни являлся официальным художником ботанических садов Лейденского университета. Нарезанная сельдь, клубника, очищенный лимон, хлеб, лук и рюмка, с бабочкой. Мортель Ян
Название: «Нарезанная сельдь, клубника, очищенный лимон, хлеб, лук и рюмка, с бабочкой» 1699 г.
Автор: Мортель Ян
Размер: 13 7/8 x 11 1/4 дюйма (35,4 x 28,7 см/)
Техника: холст, масло.
Где находится: частная коллекция
Скачать файл: 790х924 px.
Большие файлы.
Он любил писать небольшие натюрморты с фруктами и цветами на фоне пейзажей. «Персонажи» выстроенной в аркаде композиции, возможно, удивят современного зрителя своим непонятным соседством (селедка, хлеб, земляника, бабочка, стрекоза...), но для голландца XVII столетия их сочетание и взаимодействие показались бы вполне естественным, так как все представленные художником на картине предметы имеют символическое значение и «ведут разговор» о спасении души.

Роскошный натюрморт с золотым кубком, омаром, устрицами и фруктами принадлежит кисти Питера де Ринга (1615-1660), родившегося во Фландрии, но переехавшего со всей семьей из Ипра в Лейден, где художник работал затем всю жизнь и стал одним из основателей гильдии Святого Луки. Натюрморт с золотым кубком» Натюрморт с золотым кубком, серебряным сосудом с китайским блюдом, апельсином, очищенным лимоном, виноградом, персиками, лобстером, тарелкой с устрицами и бутербродом. Ринг, Питер де
Название: «Натюрморт с золотым кубком» Натюрморт с золотым кубком, серебряным сосудом с китайским блюдом, апельсином, очищенным лимоном, виноградом, персиками, лобстером, тарелкой с устрицами и бутербродом» 1640-1660 гг.
Автор: Ринг, Питер де
Размер: высота: 100 см (39,3 дюйма) ширина: 85 см (33,4 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Рейксмюзеум, Амстердам
Скачать файл: 800х959 px.
Большие файлы.
"Репродукция" (MAX. размер 40х47 см.) и ее актуальная цена.
Ȼ Общественное достояние
Любопытной деталью композиции является лежащее на столе кольцо, так как живописец часто использовал изображение этой вещи в качестве знака своего имени (ring - по-голландски «кольцо»). Сочный. насыщенный колорит картины с акцентом на красном панцире омара придает работе праздничный. «показной» характер. Алхимик. Остаде, Адриан ван
Название: «Алхимик» 1661 г.
Автор: Остаде, Адриан ван
Размер: Высота: 34 см (13,3 дюйма); Ширина: 45,2 см (17,7 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Национальная Галерея, Лондон
Скачать файл: 1000х745 px.
Большие файлы.
"Репродукция" (MAX. размер 140х104 см.) и ее актуальная цена.
Ȼ Общественное достояние
Выдающиеся мастера бытового жанра Адриан ван Остаде (1610-1685) и его ученик Ян Стен (1626-1679) продолжили в своем творчестве традицию темы «лавок» и жилищ, изобилующих всевозможными предметами. Булочник Аренд Оостверт и его жена Катарина Кайзарсверт. Стен, Ян
Название: «Булочник Аренд Оостверт и его жена Катарина Кайзарсверт» 1568 г.
Автор: Стен, Ян
Размер: 38 х 32 см см.
Техника: доска, масло.
Где находится: Рейксмюзеум, Амстердам
Скачать файл: 800х959 px.
Большие файлы.
"Репродукция" (MAX. размер 120х143 см.) и ее актуальная цена.
Ȼ Общественное достояние
Мотив «рыбного рынка» нашел отражение в произведениях Эммануэла де Витте (около 1617-1692), живопись которого за тонкую передачу световоздушной среды не случайно называют «солнечной». Адриана ван Хейсден и дочь на рыбном рынке
Название: «Адриана ван Хейсден и дочь на рыбном рынке»
Дата написания: около 1662 г.
Автор: Витте, Эммануэл де
Размер: Высота: 57,1 см (22,4 дюйма) Ширина: 64,1 см (25,2 дюйма)
Техника: Холст, масло.
Где находится: Национальная Галерея, Лондон
Скачать файл: 800х712 px.
Великолепно выполненные, красочные изображения рыб и морской живности, по словам Камчатовой, свидетельствуют о «не реализованном в самостоятельных работах, но бесспорном таланте натюрмортиста, которым обладал Витте».

Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу:
Если Вам понравилась публикация-поделитесь в соцсетях en