ПРОЧИТАВ ЭТУ СТАТЬЮ ВЫ УЗНАЕТЕ О НАТЮРМОРТАХ ИЗВЕСТНЫХ ХУДОЖНИКОВ ОЧЕНЬ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО И НОВОГО ОБ ЭТОМ ЖАНРЕ ЖИВОПИСИ

СОДЕРЖАНИЕ:
Натюрморт как самостоятельный жанр
14-15 век
Нидерланды 16 века
Снейдерс - Рубенс натюрморта
Харлемские художники
Натюрморт во франции
Ломбардская школа
Американские "обманки"
Импрессионизм в натюрморте


Крупнейшим представителем предметной живописи был Ян Давиде де Хем (1606-1683/1684), сумевший соединить в своем искусстве голландскую и фламандскую традиции. Он родился в Утрехте и учился вначале у своего отца, а затем у Балтазара ван дер Аста (о нем мы расскажем чуть позже), влияние которого заметно в самых ранних его архаичных цветочных и фруктовых натюрмортах.

С 1625 года Хем работал в Лейдене, где писал тональные композиции в стиле «vanitas» с изображением музыкальных инструментов, книг, песочных часов (Натюрморт с книгами) в манере, близкой Рембрандту . Натюрморт с книгами и скрипкой
Название: «Натюрморт с книгами и скрипкой»
Дата написания: 1628 г.
Автор: Ян Давидс де Хем
Размер: 36,1 х 48,5 см.
Техника: Холст, масло.
Где находится: Маурицхейс, художественный музей, Гаага
Скачать файл: 1000х737 px.
В 1636 году художник переехал в Антверпен и добился признания наряду с Ф. Снейдерсом и Я. Фейтом , прославившись своими натюрмортами с цветами, созданными под влиянием Д. Сегерса. В картинах Сегерса и других фламандских живописцев в центре композиций с гирляндами чаще всего помещалось изображение Девы Марии, в работах Хема и остальных голландских художников-протестантов ниша «оставалась пустой или заполнялась “нейтральным мотивом” (например, красивым стеклянным сосудом)». «Гирлянда из фруктов и цветов»
Название: «Гирлянда из фруктов и цветов»
Дата написания: 1660-1670 гг.
Автор: Ян Давидс де Хем
Размер: 74,0 см; Ширина: 60,0 см
Техника: Холст, масло.
Где находится: Рейксмюсеум в Амстердаме
Скачать файл: 801х1000 px.
Гирлянда из фруктов и цветов, выполненная Хемом, висит перед пустой каменной нишей на голубой ленте, перекинутой через медное кольцо. Изображения представленных здесь зрелых плодов и растений разных сезонов - результат многочисленных штудий. Живые существа (бабочки и мухи) кружат, словно «втянутые в круговорот жизни и смерти», и напоминают о бренности всего земного. Искусно выстроенная композиция восхищает обилием деталей, выписанных с голландской тщательностью и правдивостью, в сочетании с фламандской красочностью и декоративной пышностью.

«За традиционным христианским порицанием, зашифрованным в символике предметов, и включенным порой в картину тексте, то есть за “сознательно составленной криптограммой”, - уточняет Елена Медкова, - кроется “неосознанно оставленный след” нового протестантского миропонимания. Протестантизм выдвинул тезис о “предопределении”, что означало: судьба каждого человека заранее, до его рождения предопределена божественным провидением и ее изменить нельзя. Однако самому человеку его судьба была неведома, и судить о своей избранности или, наоборот, отверженности можно было только по косвенным знакам судьбы. В этой системе жизненный успех, здоровье, богатство были верными знаками праведности. И в этом свете “хмельная радость обладания” (Виппер) богатством вещного мира была оправдана тем, что это была радость узнавания собственной избранности и праведности.

Коллекционирование живописных натюрмортов, на которых изображены роскошные наборы экзотических вещей, фруктов и цветов (стоимость изображенных цветов превышала во много раз стоимость самой картины), является как бы виртуальным удвоением обладаемого вещного мира и еще одним доказательством Божьего благоволения. Именно этим можно объяснить существование так называемых ргопк-натюрмортов, название которых происходит от голландского глагола , что означает “показывать”, “выставлять”, “проявлять”.

Реальные коллекции дорогих вещей и галереи натюрмортов в равной степени являли миру земное и небесное избранничество хозяина». Бейерен, Абрахам ван «Натюрморт»
Название: «Натюрморт»
Дата написания: Около 1665 г.
Автор: Бейерен, Абрахам ван
Размер: 126х106 см.
Техника: Холст, масло.
Где находится: Рейксмузеум. Амстердам
Скачать файл: 814x1000 px.
Большие файлы.
Большой натюрморт с омаром
Название: «Большой натюрморт с омаром»
Дата написания: 1653 г.
Автор: Бейерен, Абрахам ван
Размер: 125.5x105 см.
Техника: Холст, масло.
Где находится: Старая пинакотека. Мюнхен
Скачать файл: 753x900 px.
Большие файлы.
Роскошно сервированные «завтраки» и «десерты» виртуозно писал гаагский художник Абрахам ван Бейерен (около 1620/1621-1690), являющийся, по словам Камчатовой, одним из самых жизнерадостных: и щедрых мастеров национальной школы. Обладающий «исключительным композиционным даром и безупречным живописным чутьем», Бейерен прошел нелегкий творческий путь, его работы долго не принимались зрителями.

Первоначально он специализировался на «рыбных» натюрмортах, а с 1б50-х годов тематика его творчества заметно расширилась, но предпочтение живописец отдавал изображению пиршественных столов. Преследуемый кредиторами, он был вынужден часто переезжать с места на место, работать в разных городах (Гаага, Лейден, Делфт, Амстердам, Алкмар, Оверсхи).

Лишь во второй половине XIX века его имя заново «открыли» историки искусства, и картины великого натюрмортиста получили заслуженное признание. Многоступенчатые динамичные композиции Бейерена включают большое число предметов, свойства которых живописец фиксирует с пристальным вниманием. Свет вспыхивает бликами на тонких стенках венецианского стекла, выхватывая из темноты ниши изящные контуры бокалов, переливается на столовом серебре и китайском фарфоре, расцвечивает перламутр наутилуса, сияет в каждой виноградине.

Все вокруг полно жизни, даже пустая скорлупа раковины превращена в сосуд с живительным вином, о преходящести земных благ напоминают лишь часы, без устали отсчитывающие неумолимое время. Натюрморты с цветами принадлежат к выдающимся достижениям голландской живописи XVII века.

Выращивание цветов составляло гордость Голландии. Луковицы и семена особенно красивых и редких сортов продавались другим странам. Огромной популярностью пользовались тюльпаны и некоторые другие луковичные растения, завезенные в Европу из Турции в конце XVI столетия. «Тюльпанная лихорадка» разорила не одного коллекционера. За картины с изображением цветочных раритетов тоже платили немалые деньги.

Цветочный натюрморт с императорской короной в каменной нише
Название: «Цветочный натюрморт с императорской короной в каменной нише»
Дата написания: 1613 г.
Автор: Восмаер, Якоб
Размер: Высота: 110 см (43,3 дюйма) Ширина: 79 см (31,1 дюйма)
Техника: Холст, масло.
Где находится: Рейксмюзеум, Амстердам
Скачать файл: 573х800 px.
Делфтский художник Якоб Восмаер (1584—1641/1642), начинавший как пейзажист, увлекся цветочным натюрмортом и стал неплохим специалистом в области ботаники. Нарядная фритиллария (рябчик), доминирующая в композиции, размещенной живописцем в каменной нише (в Музее Метрополитен хранится еще один вариант этой работы), отчего-то ассоциировалась у европейцев со смертью, о чем красноречиво говорят другие ее названия: «похоронный звон», «унылые тюльпаны» и «вдовья вуаль», поэтому ее изображения включено в натюрморт типа «vanitas».

Натюрморт с цветами, раковинами и насекомыми
«Натюрморт с цветами, раковинами и насекомыми» середина 1630-х годов
Где находится: частная коллекция
Автор: Аст Бальтазар ван дер
Размер: 24х34.5 см.
Техника: дерево, масло.
Общий каталог «Натюрморты»
Скачать файл: 749x1000 px.
Большое влияние на развитие голландской живописи цветов оказало творчество Балтазара ван дер Аста (1593-1657), отразившее естественно-научные изыскания своего времени. «Оставшись сиротой в пятнадцать лет, - пишет Е.Ю. Фехнер. -юноша воспитывался в столице Зеландии Миддель-бурге у своего родственника Амброзиуса Босхарта и наравне с ним стал одним из первых создателей картин с изображением цветов, плодов, насекомых, раковин. <...> Для художника одинаково интересны все проявления жизни: и полет стрекозы, и пестрокрылые бабочки, и попугаи, и разнообразие ясно различимых цветов букета. Он пишет тщательно, порой даже несколько сухо, подчеркивая округлость фруктов, узорчатость цветочных лепестков, причудливую форму раковин. Цветы в вазе с раковинами и насекомыми
«Цветы в вазе с раковинами и насекомыми» Около 1630 г.
Где находится: Национальная галерея, Лондон
Автор: Аст Бальтазар ван дер
Размер: 47х36.8 см.
Техника: холст, масло.
Общий каталог «Натюрморты»
Скачать файл: 749x1000 px.
При этом яркие локальные цвета сообщают изображению праздничный характер. Не развивая композицию вглубь, Act заполняет все свободные места, чтобы еще и еще показать интересную бабочку, пеструю раковину, цветок». Художественный стиль Аста, занятого поисками «внешней занимательности» натюрморта, почти не менялся с годами, и в середине XVII века его искусство выглядело архаичным, но любовь живописца к тщательному детальному письму передалась его талантливому ученику Яну Давидсу де Хему.

Натюрморт с фруктами, картина
Название: «Натюрморт с фруктами»
Дата написания: Н/Д год
Автор: Берг, Гиллис Гиллиссон де
Размер: 57х68.4 см.
Техника: дерево, масло.
Где находится: Муниципальный музей, Делфт
Скачать файл: 1000х792 px.
Большие файлы.
Влияние Аста и Хема можно уловить в работах голландского художника Гиллиса Гиллисеза де Берга (Гиллис де Верх; 1600- 1бб9), работавшего всю жизнь в Делфте, где он стал членом гильдии живописцев, и отдававшего предпочтение «фруктовым» натюрмортам.

Стэнвик, Питер. Картины с названиями и описанием
«Натюрморт Vanitas» на тему гибели Маартена Харпертсзона Тромпа в морском сражении при Терхайде. ок. 1615 - после 1656 гг.
Автор: Стэнвик, Питер
Размер: 79х101.5 см.
Материал: холст, масло
Где находится: Музей Стеделейк (Лейден)
Аллегорию на смерть адмирала Тромпа делфтский мастер Питер Стенвик (1612/1615-1656) выполнил в последний год собственной жизни. Он происходил из семьи художников, в Делфте (где, вероятно, родился) имел общую студию с братом Харменом, занимался жанровой и предметной живописью. Произведения братьев Стенвиков причисляют к лейденской школе, так как в Лейдене оба они учились в мастерской у своего дяди Дэвида Бейли, а в 1642 году в этом городе Питер стал членом гильдии Святого Луки.

Аллегория написана в ключе «vanitas» и помимо привычных атрибутов бренности (черепа, потухшей свечи, раковины, лавровой ветви, глобуса, книг и так далее) включает в себя текст надгробной речи и портрет прославленного адмирала. Кстати, многие из представленных предметов в свою очередь намекают на род деятельности Мартина Харпертсона Тромпа -главнокомандующего голландским флотом.

Современник Питера Стенвика, Тромп был участником многих битв против британских военно-морских сил, из 50 морских сражений выиграл 33. «Мирская деятельность, повседневная жизнь человека, - пишет Камчатова, - были освящены протестантизмом. Культ семьи, идея домашнего комфорта и порядка получили выражение во множестве произведений. В некоторых из них человек отходил на второй план, уступая место идеально организованному пространству, где царит атмосфера уюта, где нет ничего лишнего, и каждая вещь знает свое место.

Не случайно применительно к картинам в Голландии часто применялось понятие “geselligheit”, не имеющее точного эквивалента в русском языке и включающее в себя такие свойства, как “уютность”, “интимность”, “задушевность”».

служанка с кувшином молока картина
«Служанка с кувшином молока» около 1660 г.
Автор: Вермеер Ян
Размер: Высота: 45,5 см (17,9 дюйма); Ширина: 41 см (16,1 дюйма)
Материал: холст, масло
Где находится: Рейксмюзеум, Амстердам
В картине одного из самых замечательных художников Делфта Яна Вермера (1632-1675) Служанка с кувшином молока натюрморт тонко сливается с интерьером и портретом, образуя удивительно гармоничный микрокосм.

«Во всем голландском искусстве XVII века, - продолжает Камчатова, - трудно найти что-либо более изысканное, чем натюрморт “Служанки...”, составленный из глиняной посуды, фаянсового кувшина и хлеба в плетеной соломенной хлебнице, причем эта изысканность достигается исключительно совершенством живописи.

Как и в других работах этого периода, художник использует в амстердамской картине разнообразные фактурные приемы, сочетая гладкое письмо с выпуклыми точечными мазками, передающими характер поверхности предметов и вибрацию воздуха и света вокруг них».

Натюрморт с мышью и канделябром 1647
«Натюрморт с мышью и канделябром» 1647 г.
Где находится: частная коллекция
Автор: Алст Виллем ван
Размер: 12х25 см.
Техника: медь, масло.
"Заказать репродукцию" на холсте или бумаге.
Скачать файл: 1000x763 px.
Родом из Делфта был высоко ценимый современниками мастер натюрморта Виллем ван Алст (1625-1683), с 1645 года много путешествовавший по Европе. Он работал во Франции, был во Флоренции и Риме (где учился у своего земляка Отто Мариуса ван Скрика, от которого перенял «гладкий» стиль письма).С 1б49 по 1б5б год Алст являлсяпридворным художником Фердинандо II Медичи, правителя Тосканы. Натюрморт с охотничьими принадлежностями
«Натюрморт с охотничьими принадлежностями» 1664 г.
Где находится: Национальный музей. Стокгольм
Автор: Алст Виллем ван
Размер: 68x54 см.
Техника: холст, масло.
Общий каталог «Натюрморты»
Скачать файл: 790x1000 px.
Он выполнил серию картин с изображением драгоценных предметов из коллекции Медичи. Самым большим почитателем таланта художника в семье Медичи был кардинал Джованни Карло, в личном собрании которого находилось одиннадцать произведений живописца. По возвращении на родину Алст в 1б57 году поселился в Амстердаме. Тонкий колорист, он писал элегантные натюрморты с цветами, фруктами и охотничьими трофеями, используя в работе дорогой пигмент ляпис-лазури, привозимый из Китая.

Благодаря выработанным самим художником приемам наложения друг на друга просвечивающих слоев краски предметы на его картинах кажутся «живыми», а живописная поверхность холста сохраняет свою свежесть в течение веков. Изображение живых существ, в том числе грызунов, в натюрмортах XVII века не являлось редкостью, но необычная композиция с мышью и канделябром с затухшей свечой остается уникальной.

Натюрморт с цветами. Рюйш, Рашель
Название: «Натюрморт с цветами» 18 век
Автор: Рюйш, Рашель
Размер: Высота: 75 см (29,5 дюйма); Ширина: 558,5 см (18,3 фута)
Техника: холст, масло.
Где находится: Халвилский музей, Стокгольм, Головное учреждение Национальные исторические музеи Швеци
Скачать файл: 776х1000 px.
Большие файлы.
"Репродукция" (MAX. размер 100х128 см.) и ее актуальная цена.
Ȼ Общественное достояние
Ученица Виллема ван Алста, художница Рахель Рейш (Рейсх; 1664-1750) была дочерью ученого и ботаника Фридриха Рейша. Она специализировалась на живописи «букетов» и достигла в этой области больших результатов, став крупнейшим мастером цветочного натюрморта. Для своих красочных и романтичных картин она выбирала растения в соответствии со временем года, обращая внимание на мельчайшие нюансы и особенности каждого экземпляра, вероятно опираясь на исследовательские труды своего отца. С 1710 по 1713 год Рахель Рейш работала только для курфюрста Палатинского в Дюссельдорфе, зятя Козимо III Медичи. Букет цветов с красной бабочкой-адмиралом на мраморном выступе. Рюйш, Рашель
Название: «Букет цветов с красной бабочкой-адмиралом на мраморном выступе» ок. 1700 г.
Автор: Рюйш, Рашель
Размер: Высота: 34 см (13,3 дюйма); Ширина: 27 см (10,6 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: частная коллекция
Скачать файл: 791х1000 px.
Большие файлы.
Недаром создательницу пышных барочных композиций называют любимой художницей двора Медичи.

Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу:
Если Вам понравилась публикация-поделитесь в соцсетях en