Завтрак Аристократа
Павел Андреевич Федотов «Завтрак Аристократа»1849-1850, 51 х 42 см Государственная Третьяковская галерея. На создание «Завтрака аристократа» его вдохновил опубликованный в 1848 г. в журнале «Современник» фельетон под названием «Письма столичного друга к провинциальному жениху».

Представленная в картине ситуация сама по себе не уродлива, не безобразна. Сюжет, как всегда у Федотова, читается достаточно ясно: обедневший аристократ сидит в роскошном показном интерьере. Заслышав шаги гостя, он прячет кусок хлеба, который составляет весь его завтрак. Перед нами одна из любимых федотовскик тем - ложь, надувательство, скрывающиеся за видимым благополучием.
Федотов отказывается от карикатурного решения как более простого. Призрачному миру иллюзий, в котором живет аристократ, противопоставлена красота мира предметного. В результате человеческие слабости, звучащие в контрасте с любовно переданным окружением, видны, быть может, сильнее, чем если бы художник выбрал гротесково-карикатурное решение. Великолепно написанный интерьер, с устоявшейся красотой предметов, его населяющих, противопоставлен миру обмана, в который ввергнут герой. В этом сопоставлении и содержится нравоучительный смысл. Федотов придал ему оттенок комичности, недаром он вспомнил в связи с картиной мудрое народное изречение: "на брюхе шелк, а в брюхе щёлк". Назидание не заглушает прекрасно воссозданную "картину в картине" - "кабинет аристократа". Умиротворенность окружающего предметного мира напоминает спокойную жизнерадостную атмосферу малых голландцев. Здесь еще раз проявляется важное отличие Федотова от следующих поколений жанристов, рассматривающих красоту искусства старых мастеров, их любование миром, как "десерт, без которого можно обойтись".