Рембрандт. Картины с названиями и описанием
«Автопортрет с двумя кругами» 1661 год
Автор: Рембрандт
Размер: высота: 114,3 см (45 дюймов); ширина: 94 см (37 дюймов)
Материал: холст, масло
Где находится: Кенвуд Хаус, Лондонский боро Камден, Великобритания

Биография, картины

Рембрандт Харменс ван Рейн (нидерл. Rembrandt Harmenszoon van Rijn, 15 июля 1606 — 4 октября 1669) — голландский художник, гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи.

XVII век был для Голландии периодом расцвета всех областей духовной культуры. Бурно развивались литература, архитектура, театр, живопись. Но наибольшие культурные ценности в «золотой век» истории этой страны были созданы именно в области изобразительного искусства, которое созревало, появившись в годы революции, героической освободительной борьбы и бурного послереволюционного подъема. Видимо, поэтому живопись Голландии носит демократический характер, посредством которого художники выражали своп идеи и отношение к действительности, а произведения отличает смелый реализм в изображении человека и его жизни.

Достижения голландского реализма были очень близки Рембрандту и нашли в его творчестве свое наивысшее воплощение. Творчество живописца поражает шпротой тематического охвата, что вообще в мировом искусстве свойственно очень редким художникам. Рембрандт родился 15 июля 1606 в городе Лейдене (Нидерланды). Отец художника держал мельницу, стоявшую на берегу одного из рукавов Рейна. Отсюда родовое прозвище мастера - Рембрандт ван Рейн — «который с Рейна». В 1620 мальчик окончил латинскую школу гимназического уровня, затем около года учился в Лейденском университете. Здесь впервые проявилось его увлечение рисованием, поэтом}7 родители отдали сына на обучение местному живописцу Якобу Исааку ван Сванненбюрху. Однако вскоре молодой человек перебрался в Амстердам к более именитому учителю -ПитеруЛастману (1583-1633).

Ластман был представителем группы голландских художников, посвятивших свое творчество античным и библейским сюжетам. В его исторических картинах зрителя увлекают красочные подробности быта древних народов п мизансцены, в которых проявляются стильные чувства персонажей. Но, несмотря на мастерство их выполнения и отдельные реалистические летали, его работы отличались надуманностью и театральностью лаже в изображении вполне реальных событий. Многие характерные черты живописи Ластмана оказали существенное влияние на становление стиля Рембрандта, хотя он провел в его мастерской не более полугола и в возрасте девятнадцати лет вернулся в родной Лейден

В картинах «лейденского» периода (1625—1631) очевидны живописные черты Рембранлта-ученика: аккуратная, немного строгая суховатая манера письма, резкие переходы цвета и света. С самого начала художника привлекал жанр портрета. Пока было мало заказов, он часто писал своих родственников и близких, а также большое количество автопортретов. Изображая себя с самыми разными выражениями лица — улыбающимся, смеющимся, сконфуженным, Рембрандт совершенствовал возможность передачи мимико-психологических состояний. Ранние автопортреты часто поверхностны, иногда даже грубы, причиной чего были, конечно, отсутствие жизненного опыта и молодой возраст.

Рембрандт. Картины с названиями и описанием

Автопортрет. 1629.
Дерево, масло.
Старая Пинакотека, Мюнхен
К лейденскому периоду относятся также первые опыты художника в области печатной графики. Неизвестно, у кого учился Рембрандт искусству офорта, но его ранние гравюры уже отличаются мастерством исполнения и глубоким пониманием рисунка. Эти работы говорят о том, что Рембрандт выбирал персонажей своих роизведений, прежде всего, пз низов голландского общества. Весьма реалистично и жизненно он часто писал бродяг, калек и нищих. Постепенно творчество Рембрандта привлекло к себе внимание публики, его талант отметили современники, у него появились ученики. Живописцу стали предсказывать большое будущее.

Одно время Рембрандт подписывал свои работы монограммой RI II., содержащей имя его о тца Хармена и название родного города Лейдена. Но после приезда в Амстердам в 1631 он стал подписываться одним именем — Рембрандт, подобно великим мастерам Тициану и Рафаэлю. В Амстердаме у художника начался один пз успешных периодов в творческой жизни. Он получил выгодный заказ от гильдии хирургов и в январе 1632 посетил лекцию выдающегося голландского врача Николаса Питерса, на которой слушатели были свидетелями вскрытия трупа вора. Медики имели право вскрывать тела лишь тех преступников, которые были осуждены на казнь. Поскольку это случалось крайне редко, то всегда было настоящим событием, которое как раз и предстояло запечатлеть в своей картине Рембрандту.

В произведении «Урок анатомии доктора Николаса Тулпа» (1632, Маурицхёйз, Гаага) автор выступает как глубокий психолог, сумевший передать сложную картину личностных взаимоотношений. Перед нами группа слушателей-хирургов, одетых в праздничные костюмы. В Голландии распространенной была разновидность портрета, изображающего человека за любимым делом. Он требовал использования элементов бытовой картины — включение в сюжет окружающих предметов, характеризующих жизнь портретируемого. Самым сложным было сохранить в рамках жанра преобладание пор третного образа над бытовым, и с этой задачей Рембрандт справился блестяще.

Рембрандт. Картины с названиями и описанием
Урок анатомии доктора Николаса Тулпа. 1632.
холст, масло.
Маурицхейс, художественный музей, Гаага
Во взглядах персонажей — восхищение от только что прослушанной лекции, обнаружившей удивительно глубокие знания лектора; молодые люди напряжены, сравнивая анатомию вскрытой руки трупа с тем, что написано в огромной книге, лежащей у его ног. Только выражение лица доктора очень сдержанно. Как настоящий профессионал он не испытывает ни страх, ни смущение, ни робость. Доктор Тулп спокоен, уверен в себе и не боится смотреть в глаза действительности. Даже слуга, который на заднем плане картины принимает плащ у только что пришедшего хирурга, нисколько не испуган зрелищем, а спокойно взирает на зрителя поверх голов собравшихся врачей.

Это полотно принесло Рембрандте признание амстердамской публики. Он получил множество заказов на портреты от знатных господ и за первые два года создал их более пятидесяти! Благосостояние художника росло вместе с его популярностью. Рембрандт был страстным коллекционером. На заработанные деньги он приобретал произведения искусства, антикварные вещи, старинные костюмы. Когда осуществлялась опись имущества живописца, среди произведений, входящих в его обширную коллекцию, были картины Рафаэля, Альбрехта Дюрера, Питера Брейгеля, Рубенса, Ван-Дейка и других мастеров.

Новая жизнь. Слава и признание

1634 Рембрандт женился на Саскии ван Эйлен-борх, происходившей из богатой патрицианской семьи. Он очень любил супругу и часто изображал ее в самых разных образах: то в обычном костюме голландской бюргерши, то в фантастических одеждах, превращающих ее в героиню античной или библейской мифологии. Одним из ранних произведений на историческую тему является полотно «Со-фонисба принимает чашу с ядом» (1634, Музей Прадо, Мадрид). Женщина на картине очень напоминает Саскшо. Согласно преданию, Софонисба, дочь карфагенского полководца, жила во время ожесточенной войны Карфагена с Римом. Чтобы закрепить союз с нумидийцами, ее отец выдал дочь за царя Сифакса, погибшего в битве с римлянином Ма-синиссом, который захотел взять царицу себе в жены. Когда римляне запретили ему этот брак, он прислал Софонисбе чашу с ядом, которую царица выпила, не задумываясь.

Рембрандт. Картины с названиями и описанием
Портрет Саскии Эйленборх. 1633.
Дуб, масло.
Галерея старых мастеров, Дрезден">Картинная галерея, Дрезден
В картине «Флора» (1634, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) Саския предстает в образе богини растительности Флоры. Женщина беременна; тюльпан в венке, которым украшена ее голова, указывает на голландскую принадлежность. С веточкой в руках Саския напоминает сказочную героиню, гуляющую в лесу. Удивительно выписана ткань ее одежды, которая выглядит словно настоящая, и кажется, если притронуться к холсту, можно ощутить гладкость и прохладность атласа. Картина выполнена в холодной красочной гамме, но оставляет удивительно теплое впечатление. Образ молодой Саскии очень трогателен и весьма отличается от царственной женщины, являющейся героиней картины, написанной годом позже.

Рембрандт. Картины с названиями и описанием
Флора. 1634.
Холст, масло.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
В «Автопортрете с Саскией на коленях» (1635—1636, Картинная галерея, Дрезден) перед нами необыкновенно счастливый и нарядный Рембрандт в образе жениха, сидящего за накрытым столом с Саскией на коленях. В глазах художника, светящихся от счастья, — раздолье и веселье, передающиеся зрителю, а жест руки, которой он нежно придерживает спутницу за талию, говорит о теплом отношении к ней. Рембрандт поднял высокий красивый бокал с напитком, предлагая публике присоединиться к празднику его души и выпить за их семейное счастье. Супруги одеты в красивые старинные костюмы, которые Рембрандт с удовольствием покупал у антикваров, чтобы его модели могли переодеваться и выглядеть на портретах роскошно.

Исторические картины. Библейские и мифологические сюжеты

В XVI—XVIII веках к «исторической» живописи относились не только картины с изображением событий истории, но и полотна на религиозные и мифологические сюжеты. Влияние учителя Ластмана прослеживается во многих работах Рембрандта. Однако чувствуется также, что при некоторой схожести композиционных приемов, колорита и костюмов героев Рембрандт трактует образы и сюжеты глубоко индивидуально. Оставаясь в рамках традиционных библейских и мифологических сюжетов, он стремился, прежде всего, передаватъ реальные чувства и самого человека именно такими, какие они были на самом деле - без ггрпкрас, надуманности и театральности.

В исторических произведениях раскрывается необыкновенно яркий талант Рембрандта-рассказчика. В этих работах чувствуется стремление живописца показать двойственность и противоречивость человеческой натуры, ибо именно в них, по мнению мастера, нужно искать мотивы ^любого поступка. Он придерживался философии Паскаля, который считал, что «человек -нечто чудесное и хранящее истину, с одной стороны, а с другой стороны, - это сосуд неопределенности и ошибок, противоречие в самом себе».

Рембрандт. Картины с названиями и описанием
Снятие с креста. 1634.
холст, масло.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
В 1634 принц Фридерик Хендрик Оранский, известный меценат, заказал у Рембрандта цикл из пяти картин на тему страстей Христовых. Одну из них — «Снятие с креста» (1634, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) художник позже повторил, но уже в большом размере. Родные и близкие ночью снимают с креста безжизненное тело распятого Иисуса. Лида персонажей бледны и взволнованны. Мощная игра светотени создает необыкновенно драматический эффект. Фигура измученного Христа вырвана из полумрака единственным источником света. То ли он льется на Него сверху, то ли исходит от самого Госпо-да. Богоматерь изображена в образе простой женщины. Ее лицо также озарено светом. Она стоит справа в полуобморочном состоянии, по обе стороны ее поддерживают люди. На земле разложена роскошная ткань, на которую вскоре положат Христа. Все участники этого действа - простые люди, потому что смерть Сына Божьего — это общечеловеческое горе.

В произведении «Неверие святого Фомы» (1634, Мрей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва) продолжается тема убиения и воскрешения Христа. Здесь изображен эпизод, когда Иисус после снятия с креста явился своим ученикам и показывает раны. Апостолы рассказали об этом чуде Фоме, но тот не поверил, сказав: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Через несколько дней Христос снова пришел к ученикам, среди которых был и Фома. Он подошел к нему и предложил не просто коснуться ран, а вложить в них свои пальцы. Фома в испуге выполнил просьбу и со стыдом признал Господа. Работа написана темными красками, и лишь центр композиции освещен ярким светом, исходящим от фигуры Иисуса. Присущая кисти Рембрандта игра света и тени передает внутреннюю динамику эпизода и его необыкновенно волнующий характер.

Рембрандт. Картины с названиями и описанием. Пир Валтасара
Пир Валтасара. 1635
холст, масло.
Национальная Галерея, Лондон
Полотно «Пир Валтасара» (1635, Национальная галерея, Лондон) изображает библейский сюжет, связанный с правлением и смертью последнего вавилонского царя Валтасара, с именем которого ассоциируется падение Вавилона (Книга пророка Даниила, V, 1—30). После осады в столице было достаточно запасов продуктов, поэтому жители могли еще долго не волноваться о пропитании. Однако Валтасар решил устроить роскошное пиршество по совершенно незначительному поводу, пригласив почти тысячу вельмож и придворных. В основе картины — кульминационный момент, когда в самый разгар пира на стене проявляется рука, написавшая некие слова. Царь, стоящий в центре композиции и занимающий основное ее пространство, в ужасе обернулся на это явление. Пиршествующая справа дама пригнулась в страхе, не замечая, как выливает на себя из драгоценного сосуда напиток. В евангельском сюжете мудрецам не удалось прочитать эту волшебную надпись. И тогда был приглашен пророк Даниил, который ее расшифровал. Она гласила: «Исчислил Бог царство твое и положил конец ему. Ты взвешен и найден очень легким. Разделено царство твое и отдано мидянам и персахм». В ту же ночь, согласно библейскому повествованию, царь халдейский Валтасар был убит.

Другой сюжет из священной книги отражен в картине «Жертвоприношение Авраама» (1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Холст окутан полумраком, в котором светом выхвачены три фрагмента из Евангелия — тело молодого Исаака с перевязанными за спиной руками, согнувшегося в ожидании смертельного удара; бледное от ужаса и горя лицо Авраама, понимающего, что он в эту минут}7 должен заклать собственного сына по велению Бога; и жест ангела, словно ворвавшегося из облаков в композицию, чтобы избавить героев от страшного события.

Рембрандт. Жертвоприношение Авраама/ Картины с названиями и описанием
Жертвоприношение Авраама. 1635.
Холст, масло.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
В изображении человека Рембрандта больше привлекают эффектные в своем выражении чувства боли, страха, состояния радости, горя, удивления, негодования - все, что видно невооруженным глазом, а не то, что переживается внутри. Особенно остро это отражено в крупноформатных и многофигурных композициях.

Такова, например, картина «Ослепление Самсона» (1636, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне). В ее основе - наиболее драматический эпизод из библейского сказания. Могучий Самсон, известный своей огромной силой, попал в руки врагов, потому что его предала возлюбленная Далила. Нападающие ослепляют его, вонзив в глаза кинжал. Богатырское тело Самсона, выделенное ярким сияющим светом, согнулось от боли. Композиция работы очень динамична, насыщенные цветовые контрасты, переходы света и тени создают ощущение тревоги и ужаса. На заднем плане видна убегающая Далила; все вокруг столкнулось в жестокой борьбе.

Рембрандт. Картины с названиями и описанием
Ослепление Самсона. 1636.
Холст, масло.
Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне
Исследователи творчества художника полагают, что это произведение связано с полотном «Даная». Их анализ показал абсолютно идентичную структуру, то есть, возможно, два холста были отрезаны от одного большого куска. Также их связывает не только размер, но и композиционное построение — фигуры представлены в полный рост, за счет чего картины монументальны. Существует также версия, что живописец подарил эти работы секретарю принца Фри-дерика Хендрика - Константину Хейгенсу, благодаря кому у него было множество заказов. Эту мысль подтверждают также письма, в которых он извещает Хей-генса о том, что завершены два холста, которые он хотел бы преподнести ему в знак благодарности. Их сюжет не указывается, но есть все основания полагать, что автор имел в виду именно эти произведения.

«Даная» (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) является одним из самых лучших творений мастера, ставших гимном его любви к Са-скии. Автором картина датирована 1636, однако знатоки творчества Рембрандта относят полотно к более позднему периоду, поскольку для раннего еще не характерны те глубина и сила, с которыми написана эта работа. Исследования произведения в лабораториях Государственного Эрмитажа под рентгеновскими лучами развеяли все сомнения: картина, действительно, написана в 1630-е, просто в последующие десятилетия была подвержена значительной авторской переработке.

В ее основе - сюжет древнегреческой легенды. Аргосский царь, отец Данаи, заключил свою дочь в башню. Но к ней под видом золотого дождя проник полюбивший ее бог Зевс. Со смешанным чувством радости и робости (двойственность человеческой натуры) стремится Даная навстречу золотому сиянию. Рембрандт не изображает идеальное женское тело, как это делали другие художники. Внешность женщины далека от совершенной красоты, но какое у нее лицо - вдохновенное, наполненное .любовью, надеждой, верой, какая женственная поза, каким трепетом наполнен жест руки!

Возвращаясь к спорам вокруг этого полотна, отметим, что в чертах лица Данаи мало сходства с хорошо известным обликом Саскгга. Именно рентгеноскошгя разрешила эту загадку. «Даная» не предназначалась для продажи и очень долгое время хранилась в мастерской художника -вплоть до распродажи после банкротства его имущества.

Мастер неоднократно возвращался к своей любимой работе, переделывал ее в соответствии с профессиональным живописным видением в тот или иной момент, либо в зависимости от настроения или состояния души. Он переписывал черты лица героини, то придавая ему сходство с Гертъё Дирке, служанкой, жившей в его доме после смерти Саскии, то с Хендрикьё Стоффелс. Сейчас лицо Данаи представляет собой сочетание черт близких Рембрандту7 женщин. Но I га рентгеновском снимке сходство с Саскией все же выступает гораздо яснее.

Необычайна также и судьба этого полотна. После потери Рембрандтом имущества оно сменило ряд владельцев, пока не было куплено в 1772 Екатериной II. Но даже в заде Государственного Эрмитажа эта удивительная картина в 1985 подверглась нападению маньяка, нанесшего два ножевых удара и облившего ее кислотой. Реставраторы все-таки спасли шедевр, вернув его зрителям.
Автор текста Л. Мельникова


Каталог картин: название, год написания, где находится, автор, размер, техника.
  • Рембрандт. Аллегория музыки
    Название: «Аллегория музыки» 1626 г.
    Автор: Рембрандт
    Размер: высота: 63,5 см (25 дюймов); ширина: 48 см (18,8 дюйма)
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Рейксмюзеум, Амстердам
  • Рембрандт. Возвращение блудного сына
    Название: «Возвращение блудного сына» около 1668 г.
    Автор: Рембрандт
    Размер: высота: 262 см (103,1 дюйма); ширина: 205 см (80,7 дюйма)
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
  • Рембрандт. Ночной дозор
    Название: «Ночной дозор» 1642 г.
    Автор: Рембрандт
    Размер: высота: 363 см (11,9 фута) ширина: 437 см (14,3 фута)
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Рейксмюзеум, Амстердам
  • Рембрандт. Даная
    Название: «Даная» между 1636 и 1643 годами
    Автор: Рембрандт
    Размер: высота: 185 см. (72,8 дюйма) 202,5 см. (79,7 дюйма)
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
  • Рембрандт. Урок анатомии доктора Николаеса Тулпа
    Название: «Урок анатомии доктора Николаеса Тулпа» 1632 г.
    Автор: Рембрандт
    Размер: высота: 169,5 см (66,7 дюйма) ширина: 216,5 см (85,2 дюйма)
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Маурицхейс, художественный музей, Гаага
  • Рембрандт. Буря на Галилейском море
    Название: «Буря на Галилейском море» 1633 г.
    Автор: Рембрандт
    Размер: высота: 160 см (62,9 дюйма); ширина: 128 см (50,3 дюйма)
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Музей Изабеллы Стюарт Гарднер — художественный музей в Бостоне, штат Массачусетс
  • Рембрандт. Блудный сын в таверне
    Название: «Блудный сын в таверне» Рембрандт и Саския в притче о блудном сыне. около 1635 г.
    Автор: Рембрандт
    Размер: высота: 1610 мм (63,38 дюйма); ширина: 1310 мм (51,57 дюйма)
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Галерея старых мастеров, Дрезден
  • Рембрандт. рисунки рембрандта карандашом
    Название: «Старик, сидящий в кресле» 17 век
    Автор: Рембрандт
    Размер: Н/Д см.(по мнению экспертов предположительно 21х32 см.)
    Техника: бумага, карандаш.
    Где находится: Харлем, Музей Тейлера
  • Рембрандт. Офорты Рембрандта
    Название: «Голова художника, Пара нищих, Головы старика и женщины и др.» около 1632 г.
    Автор: Рембрандт
    Размер: высота: 10,1 см (3,9 дюйма); ширина: 11,3 см (4,4 дюйма)
    Техника: травление печать на бумаге состояние i/ii
    Где находится: Рейксмюзеум, Амстердам
  • Рембрандт. Автопортрет Рембрандта в молодости
    Название: «Автопортрет Рембрандта в молодости» около 1639 г.
    Автор: Рембрандт
    Размер: высота: 62,5 см (24,6 дюйма); ширина: 54 см (21,2 дюйма)
    Техника: доска, масло.
    Где находится: Галерея Уффици, Флоренция

Рембрандт. Обзор картин

  • Рембрандт. Первая картина масляными красками
  • Рембрандт. Вторая картина маслом
  • Рембрандт. Третий музейный шедевр
  • Рембрандт. Четвертый шедевр по фото
  • Рембрандт. Пятое произведение живописи
  • Рембрандт. Шестое произведение мастера
  • Рембрандт. Седьмое полотно художника
  • Рембрандт. Восьмое полотно живописца
  • Рембрандт. Девятый холст на подрамнике
  • Рембрандт. Десятая картина художника-живописца
  • Рембрандт. Одинадцатое произведение живописи
  • Рембрандт. Двенадцатый эскиз маслом
  • Рембрандт. Тринадцатая картинка
  • Рембрандт. Четырнадцатый рисунок маслом
  • Рембрандт. Пятнадцатый рисунок
  • Рембрандт. Шестнадцатая иллюстрация
  • Рембрандт. Семнадцатый эскиз маслом
  • Рембрандт. Восемнадцатый номер в каталоге
  • Рембрандт. Девятнадцатый номер картинищи
  • Рембрандт. Двадцатый на выставке
  • Рембрандт. Двадцать первый по счету
  • Рембрандт. Двадцать второй на выставке
  • Рембрандт. Двадцать третий эскиз
  • Рембрандт. Двадцать четвертый набросок
  • Рембрандт. Двадцать пятая акварель
  • Рембрандт. Двадцать шестое творение
  • Рембрандт. Двадцать седьмая репродукция
  • Рембрандт. Двадцать восьмой № картины
  • Рембрандт. Двадцать девятый на выставке
  • Рембрандт. Тридцатый предварительный набросок
  • Рембрандт. Тридцать первая картина в раме
  • Рембрандт. Тридцать второй шедевр
  • Рембрандт. Тридцать третее полотно
  • Рембрандт. Тридцать четвертый холст
  • Рембрандт. Тридцать пятое произведение
  • Рембрандт. Тридцать шестой этюд
  • Рембрандт. Тридцать седьмое велликолепие

Внимание! Цветопередача файлов на разных компьютерах может отличаться друг от друга.

Заказать живописную копию или портрет любого размера можно у профессионального портретиста и копииста с опытом работы с 1985 г. с возвратом денег, если не устроит результат. Актуальные на сегодня цены для конкретных размеров подсчитайте в калькуляторе. Посредникам сюрприз.Скидки и подарки
Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу: Также можно бесплатно скачать файлы натюрмортов на страницах сайта!
Если Вам понравилась публикация-поделитесь в соцсетях en