«Автопортрет с двумя кругами» 1661 год
Автор: Рембрандт
Размер: высота: 114,3 см (45 дюймов); ширина: 94 см (37 дюймов)
Материал: холст, масло
Где находится: Кенвуд Хаус, Лондонский боро Камден, Великобритания
Биография, картины
Рембрандт Харменс ван Рейн (нидерл. Rembrandt Harmenszoon van Rijn, 15 июля 1606 — 4 октября 1669) — голландский художник, гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи.
XVII век был для Голландии периодом расцвета всех областей духовной культуры. Бурно развивались литература, архитектура, театр, живопись. Но наибольшие культурные ценности в «золотой век» истории этой страны были созданы именно в области изобразительного искусства, которое созревало, появившись в годы революции, героической освободительной борьбы и бурного послереволюционного подъема. Видимо, поэтому живопись Голландии носит демократический характер, посредством которого художники выражали своп идеи и отношение к действительности, а произведения отличает смелый реализм в изображении человека и его жизни.
Достижения голландского реализма были очень близки Рембрандту и нашли в его творчестве свое наивысшее воплощение. Творчество живописца поражает шпротой тематического охвата, что вообще в мировом искусстве свойственно очень редким художникам.
Рембрандт родился 15 июля 1606 в городе Лейдене (Нидерланды). Отец художника держал мельницу, стоявшую на берегу одного из рукавов Рейна. Отсюда родовое прозвище мастера - Рембрандт ван Рейн — «который с Рейна». В 1620 мальчик окончил латинскую школу гимназического уровня, затем около года учился в Лейденском университете. Здесь впервые проявилось его увлечение рисованием, поэтом}7 родители отдали сына на обучение местному живописцу Якобу Исааку ван Сванненбюрху. Однако вскоре молодой человек перебрался в Амстердам к более именитому учителю -ПитеруЛастману (1583-1633).
Ластман был представителем группы голландских художников, посвятивших свое творчество античным и библейским сюжетам. В его исторических картинах зрителя увлекают красочные подробности быта древних народов п мизансцены, в которых проявляются стильные чувства персонажей. Но, несмотря на мастерство их выполнения и отдельные реалистические летали, его работы отличались надуманностью и театральностью лаже в изображении вполне реальных событий. Многие характерные черты живописи Ластмана оказали существенное влияние на становление стиля Рембрандта, хотя он провел в его мастерской не более полугола и в возрасте девятнадцати лет вернулся в родной Лейден
В картинах «лейденского» периода (1625—1631) очевидны живописные черты Рембранлта-ученика: аккуратная, немного строгая суховатая манера письма, резкие переходы цвета и света. С самого начала художника привлекал жанр портрета. Пока было мало заказов, он часто писал своих родственников и близких, а также большое количество автопортретов. Изображая себя с самыми разными выражениями лица — улыбающимся, смеющимся, сконфуженным, Рембрандт совершенствовал возможность передачи мимико-психологических состояний. Ранние автопортреты часто поверхностны, иногда даже грубы, причиной чего были, конечно, отсутствие жизненного опыта и молодой возраст.
Автопортрет. 1629.К лейденскому периоду относятся также первые опыты художника в области печатной графики. Неизвестно, у кого учился Рембрандт искусству офорта, но его ранние гравюры уже отличаются мастерством исполнения и глубоким пониманием рисунка. Эти работы говорят о том, что Рембрандт выбирал персонажей своих роизведений, прежде всего, пз низов голландского общества. Весьма реалистично и жизненно он часто писал бродяг, калек и нищих. Постепенно творчество Рембрандта привлекло к себе внимание публики, его талант отметили современники, у него появились ученики. Живописцу стали предсказывать большое будущее.
Дерево, масло.
Старая Пинакотека, Мюнхен
Одно время Рембрандт подписывал свои работы монограммой RI II., содержащей имя его о тца Хармена и название родного города Лейдена. Но после приезда в Амстердам в 1631 он стал подписываться одним именем — Рембрандт, подобно великим мастерам Тициану и Рафаэлю. В Амстердаме у художника начался один пз успешных периодов в творческой жизни. Он получил выгодный заказ от гильдии хирургов и в январе 1632 посетил лекцию выдающегося голландского врача Николаса Питерса, на которой слушатели были свидетелями вскрытия трупа вора. Медики имели право вскрывать тела лишь тех преступников, которые были осуждены на казнь. Поскольку это случалось крайне редко, то всегда было настоящим событием, которое как раз и предстояло запеч