Linked In Vimeo Facebook RSS ...thanks to special header icons manager you can also add your icons here in any size... Мое видео

Федотов Павел Андреевич. Вдовушка. 1851-1852

     Все живописные полотна пишутся с любовью и гарантией-в ручную по проверенным технологиям и традициям живописцев 17-18 веков.

Вдовушка
ФЕДОТОВ Павел Андреевич. Вдовушка. 1851-1852

Вдовушка

Картина "Вдовушка" представляет собой первую чисто драматическую картину Федотова. Множество предметов раскрывает ее основную мысль. Бытовые детали одна за другой вводят в прошлое, и изображенное на картине предстает как итог этого прошлого.
Ясно представляешь себе, как в мрачную сутолоку похорон ворвались кредиторы, поспешившие заявить свои права и наложить запрет на имущество. Комнату наполняют вещи, в беспорядке сваленные в корзинах или составленные на полу. Это предметы роскоши и расточительства. Они отмечены алыми клеймами сургучных печатей. Полузакрытая тяжелыми зелеными драпировками дверь в соседнюю комнату запечатана и является как бы символом навсегда отрезанного прошлого. Маленький комод красного дерева также опустошен кредиторами: на это намекает неплотно задвинутый ящик (деталь, настойчиво повторяющаяся во всех вариантах картины). Сверху на комоде - личные вещи адовы, которые закон милостиво оставил ей как ее скудную собственность.
Этот великолепно написанный натюрморт таит в себе глубокую и скорбную иронию. В нем значительна каждая деталь. Портрет умершего мужа - молодого человека в гусарской форме - раньше висел, вероятно, в соседней комнате и теперь снят со стены. На шкатулочке стоит икона Спасителя, тут же церковные книги в кожаных переплетах. Из-под коробки виднеется тетрадка нот. К боковой стенке комода прислонены пяльцы. Надолго оставленное рукоделье тщательно закрыто бумагой. Поза и лицо вдовушки выражают бессилие перед судьбой. У нее выплаканные глаза, покорно склоненная голова и безвольно опущенная рука. Но ей присуще и предощущение будущего материнства, и это чувство составляет внутренний центр картины. Так, в одном трогательном образе сплетены горечь потери, обессиливающий страх перед будущим и зарождающаяся нежность к ребенку. Художественный строй картины отвечает этому двойному ее содержанию. Комнату наполняет холодный дневной свет, но в глубине ее горит забытая на стуле свеча, источник живого, трепетного света. Этот теплющийся огонек вносит неясное, но теплое чувство в атмосферу безжизненного холода, которым наполнена комната. Свет здесь играет роль начала, все объединяющего и выражающего собою душевную сторону сюжета. Федотов, несомненно, придавал особый смысл двойному освещению "Вдовушки", сохранив его во всех вариантах картины. Глубокая идея "Вдовушки" имела остро выраженную социальную сторону. В ряду вопросов, поднятых общественностью того времени, женский вопрос занимал видное место. "Вдовушка" была знамением времени. Это - незабываемый образ страдающей женщины. Весь прежний уклад ее жизни катастрофически рухнул. Ей угрожают нищета и голод. Невозможно и несправедливо видеть в этой картине Федотова какую-то сентиментальную жалобную сцену. Жизнь показана здесь на острой грани прошлого и будущего. Многократно возвращаясь к этой теме, Федотов искал все более благородный и прекрасный образ "Вдовушки".

Н.Г. МАШКОВЦЕВ П. А. Федотов (Будапешт, Корвина, 1963)

 Копию этой картины и других картин из Третьяковской Галереи можно заказать прямо сейчас