Уродливая герцогиня. Массейс, Квентин
Название: «Уродливая герцогиня» около 1513 г.
Автор: Массейс, Квентин
Размер: Высота: 64,2 см (25,2 дюйма); Ширина: 45,4 см (17,8 дюйма)
Техника: доска дуб, масло.
Где находится: Национальная Галерея, Лондон
Скачать файл: 800х1052 px.
Большие файлы.

Кратко описание картины

В начале XVI века появилась карикатура, как новая форма искусства. Оптическое искажение человеческого облика, в особенности лица, явно документировала потребность перенести на полотно для порицания и высмеивания определенные черты человеческой натуры.

Деформация черт лица — носа, рта, лба или ушей вызывает чувство смеха по причине вскрываемой слабости персонажа — желание видеть себя, несмотря на преклонный возраст, молодой, желанной соблазнительницей, и привлекать к себе восторженные взгляды. Портрет работы Квентина Массейса несущий характерные гротесковые формы изображения, представляет собой с композиционной точки зрения типичный для Нидерландов и Италии XV века образец.

Старуха в огромном чепце и дряблой грудью, сжатой шнуровкой корсета, за парапетом, на который она положила левую руку, а в правой держит бутон, что подчеркивает насмешку художника над своей героиней. Сомнительно, что полотно действительно является портретом.

Картина скорее всего основана на не дошедшей до наших дней работе, которую, возможно, и Леонардо использовал для своего раннего рисунка. По утверждению исследователей Леонардо имел ненасытный интерес к необычным лицам, уродцам, которые для него были еще более интригующими из-за его работы над системой идеальных пропорций тела.

Новый идеал красоты не допускал случайностей во внешности. В них виделось отклонение от общественно принятых идеалов. Массейс методически сконструировал свою «Старуху» по принципам систематического отступления от идеала красоты. Этот взятый за основы метод соответствует экспериментам по деформации в книге Дюрера «Эскизы пропорции».

Смешной для современников частью портрета Массейса являлась одежда. Подобный чепец носили до 1450 года, что видно из портрета Яна ван Эйка, изображающего его жену Маргариту.

Есть предположение,что это портрет Маргариты Маульташ (нем. Margarethe Maultasch; 1318—3 октября 1369) — графини Тироля в 1335—1365 гг., последней правительницы независимого Тирольского графства. Согласно популярной традиции, считается самой уродливой женщиной в истории.

В церковной пропаганде Маргарита получила прозвище «Маульташ» (нем. Maultasch), в буквальном переводе «рот-кошелёк», что, по-видимому, должно было создать впечатление о графине как об уродине и, на что особенно сделан намёк, падшей женщине.

Однако насколько отвратительной в действительности была внешность графини, судить по этим фактам невозможно. Известно единственное прижизненное изображение Маргариты Тирольской: на её личной печати — стройная женщина в полный рост, черты лица разобрать трудно.

По описанию её современника, хрониста Иоганна фон Винтертура, Маргарита была очень красивой женщиной, на другом портрете XVI века она изображена достаточно нейтрально. Образ «самой уродливой женщины в истории» не мог не найти своего отражения в искусстве.

В 1816 г. Якоб Гримм, один из братьев Гримм, собрал легенды о Маргарите Тирольской, опубликовав их в сборнике «Немецкие саги». Портрет «Уродливой герцогини» работы Квентина Массейса, часто рассматриваемый как карикатура на Маргариту Тирольскую, вдохновил Джона Тенниела на создание образа Герцогини в его знаменитых иллюстрациях к книге Льюиса Кэрролла «Алиса в Cтране чудес»

В 1923 году Лион Фейхтвангер посвятил Маргарите свой второй исторический роман — «Безобразная герцогиня Маргарита Маульташ», где достаточно верно передал жизненный путь Маргариты Тирольской.Действие романа происходит в эпоху позднего Средневековья — XIV век. Юную Маргариту, которой на тот момент исполнилось всего двенадцать, обвенчали с десятилетним Иоганном Генрихом.

Смирившись с участью некрасивой женщины, Маргарита всю себя посвятила своему герцогству, борясь за его процветание. Несмотря на все её усилия, у подданных Маргарита не пользовалась ни любовью, ни уважением. На протяжении всей жизни она ведёт неравную борьбу со своей современницей, графиней Агнессой, являющейся полной противоположностью Маргариты. Агнесса хороша собой, но не блещет умом. Особое наслаждение Агнессе доставляет разрушать всё, что дорого Маргарите.

Роман насыщен множеством трагических событий из жизни герцогини: развод с первым мужем, отлучение от церкви, эпидемия чумы, унёсшая жизни большей части населения, еврейские погромы, обвинения подданных, смерть двоих детей, предательство сына, интриги и политическая борьба, потеря владений. Ко всему добавляется слава самой безобразной женщины в истории.

Остаток жизни Маргарита провела при австрийском дворе и в 1369 году в возрасте пятидесяти одного года скончалась в Вене. Один из районов Вены носит её имя: Вена-Маргаретен. По условию Рудольфа IV Маргарита не должна была больше посещать Тироль.
Алина Алексеева-Маркезин


Уродливая герцогиня. Фрагмент №1 Массейс, Квентин
Фрагмент №1.
Уродливая герцогиня. Фрагмент №2 Массейс, Квентин
Фрагмент №2.
Уродливая герцогиня. Фрагмент №3 Массейс, Квентин
Фрагмент №3.

Раскраска по номерам для начинающих художников

Раскраска по номерам. Картина по номерам. Уродливая герцогиня
Заказать раскраску «Уродливая герцогиня» (5 файлов) за символическую плату.
О «Раскраске по номерам» (картина по номерам) подробнее.
Заказать живописную копию или портрет любого размера можно у профессионального портретиста и копииста с опытом работы с 1985 г. с возвратом денег, если не устроит результат. Актуальные на сегодня цены для конкретных размеров подсчитайте в калькуляторе. Посредникам сюрприз.Скидки и подарки
Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу: Также можно бесплатно скачать файлы «Уродливая герцогиня» на странице сайта!