ПРОЧИТАВ ЭТУ СТАТЬЮ ВЫ УЗНАЕТЕ РУССКОМ РОМАНТИЗМЕ В ЖИВОПИСИ 18 ВЕКА ОЧЕНЬ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО

СОДЕРЖАНИЕ:
ПОРТРЕТ В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ
Русский портрет 17 век
Русские акварелисты 17 век
Русский романтизм 17-18 век
Художники-передвижники 19 век
ПОРТРЕТ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЖИВОПИСИ


Живопись второй половины XVIII века более искусна. Овладев тончайшей гармонией и разнообразием оттенков колорита и светотени, она сама по себе приобретает качество драгоценности, становится усладой для зрения.

В портрете «галантного века» еще не чувствуется глубокого психологизма, хотя уже ощущается призыв к воспитанию разума, сердца и нравственности. Его лучшие достижения связаны с творчеством художников Федора Рокотова, Дмитрия Левицкого и Владимира Боровиковского.

Федор Степанович Рокотов (1735(?)—1808), выходец из крепостных, рано получил вольную, с успехом закончил Академию художеств и стал известным в дворянских кругах портретистом. Нельзя сказать, что он стремился к разнообразию в композиции, следуя, в основном, антроповской схеме погрудного изображения, что, видимо, устраивало и заказчиков. Но чем подкупал этот лирический поэт портрета, не забывший грез рококо, так это умением создать в своих работах особое настроение туманной мечтательности и очарования.

Наиболее совершенным живописцем, проявившим себя во всех видах портретного жанра, был Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735—1822). Приехав в Петербург с Украины и пройдя курс подмастерья у Антропова, он постепенно достиг высочайшего профессионализма. С 1771 по 1788 год Левицкий возглавлял портретный класс Академии художеств.

Владимир Лукич Боровиковский (1757—1825), родом, как и Левицкий, с Украины, обучался вне стен Академии художеств у своего отца и дяди — иконописцев. С 1788 года жил в Петербурге, где учился у Дмитрия Левицкого. Завершая генерацию портретистов великого века, он создал первые образцы нового, сентиментального жанра.



Русский романтизм в живописи
ФЕДОР РОКОТОВ. ПОРТРЕТ ЕКАТЕРИНЫ II.
1763год. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Официальный заказ на портрет императрицы, недавно возведенной на престол, был большой честью для молодого художника и признанием его заслуг. Необычна для парадного образа поза сидящей царственной модели с профильным изображением головы, с рукой, поднявшей скипетр; императрица словно обращается к невидимой аудитории. Рокотову явно удалось преодолеть скованность, характерную для подобного рода композиций, Нарядная, по-рокайльному светлая колористическая гамма с нежными переливами тона и «прочеканенный» рисунок мастерски отточены.

Русский романтизм в живописи
ФЕДОР РОКОТОВ. ПОРТРЕТ ЕКАТЕРИНЫ II.
1763год. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Знакомство с этим портретом породило в душе поэта Николая Заболоцкого такие строки: «Ее глаза — как два тумана, полуулыбка, полуплач, Ее глаза — как два обмана, Покрытых мглою неудач». В неверном, неопределенном мерцании светотени поэт угадал сочетание противоположных состояний — внешнего, для окружающих, и внутреннего, потаенного. Брак юной Александры Озеровой со Струйским, человеком сложным и неоднозначным, не был счастливым. Зато ее живописному образу, несомненной творческой удаче Рокотова, была суждена счастливая судьба.

Русский романтизм в живописи
ФЕДОР РОКОТОВ. ПОРТРЕТ В. Е. НОВОСИЛЬЦЕВОЙ.
1870год. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Этот портрет принадлежит к позднему периоду творчества художника, когда он с большей определенностью харак- теризовал свои персонажи, не утрачивая при этом дара многозначной недоговоренности. Художник разыгрывает перед зрителем целую сюиту тончайших красочных градаций в лепке нежного лица, пышных волос, легкой ткани платья.

Русский романтизм в живописи
ФЕДОР РОКОТОВ. ПОРТРЕТ В. Н. СУРОВЦЕВОЙ.
Конец 1780-х годов. Г осу дарственный Русский музей, Санкт-Петербург
Замерла в полумраке женская фигура, словно глядящая на себя в овальное зеркало. К корсажу приколота круп- ная роза. Это и украшение и символ — языком цветов охотно пользовались просвещенные дворянки, выражая свое настроение и отношение к окружающему. Роза могла означать не только любовь, но и скрытность. Действительно: взгляд хоть и направлен прямо на зрителя, но затаен, обращен вглубь себя.

Русский романтизм в живописи
ДМИТРИЙ ЛЕВИЦКИЙ. ПОРТРЕТ ДОЧЕРИ, АГАШИ ЛЕВИЦКОЙ.
1797год. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Костюмированный портрет дочери создавался накануне ее замужества и, видимо, мог иметь назначение свадебного. На Агаше наряд в русском стиле, окружающая ее незатейливая домашняя обстановка словно свидетельствует о скромности девушки, воспитанной в патриархальных традициях. Изобретательность художника здесь проявилась в композиционном замысле, где были предугаданы возможности будущего развития ретроспективного портрета и бытового жанра.

Русский романтизм в живописи
ВЛАДИМИР БОРОВИКОВСКИЙ. ПОРТРЕТ М. И. ЛОПУХИНОЙ.
1797год. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Во время написания портрета 18-летняя Мария еще носила девичью фамилию Толстая, она сменила ее при замужестве в 1801 году. Боровиковский вложил в полотно программный эстетический смысл — элегический диалог человека и природы. Начиная с этой работы, определяется живописная манера мастера — с нежно-холодноватыми, «фарфоровыми» оттенками палитры.

Русский романтизм в живописи
ВЛАДИМИР БОРОВИКОВСКИЙ. ПОРТРЕТ СЕСТЕР А. Г. И В. Г. ГАГАРИНЫХ.
1802год. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В двойном портрете Анны и Варвары, дочерей действительного тайного советника князя Г. П. Гагарина, художник полностью игнорирует высокий социальный статус барышень — в их образах он создает идеал естественной женской красоты. Кажется, что внутреннее созвучие музыкального и пейзажного настроения отзывается в девичьих лицах, позах. При этом общая меланхолическая мечтательность, в которую погружены героини, тонко персонифицируется Боровиковским. Однако томная расслабленность слушательницы и проникновенная вдумчивость гитаристки не противопоставляются, они соединены в дуэт дополняющих друг друга темпераментов.

Русский романтизм в живописи
ВЛАДИМИР БОРОВИКОВСКИЙ. ПОРТРЕТ КНЯЗЯ А. Б. КУРАКИНА.
1801-1802г.г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Манера Боровиковского безупречна и в парадном портрете. Все атрибуты портрета Куракина говорят о непосредственной связи «бриллиантового князя», как его называли в обществе, с императором Павлом I — их объединяла пора детства, когда они воспитывались вместе. Мраморный бюст самодержца на столе, замок на заднем плане, наброшенная на кресло мантия мальтийского ордена, гроссмейстером которой был император...

В России романтизм возник не как революционное мировоззрение

— наоборот, ввиду неисчерпанности просветительских задач, он часто смыкается с классицизмом, поддерживая и продолжая его идеи. Романтические герои произведений изобразительного искусства не одержимы мятежными порывами. Но сдержанные в проявлении бурных чувств, они только потенциально способны их пережить — в этом можно убедиться, глядя на разбуженные от безмятежного сна сентиментализма лица россиян нового поколения. Мастера романтического портрета пытаются приблизиться к внутреннему миру человека, найти к нему код.

Вестники русского романтизма в живописи — Орест Кипренский, Карл Брюллов, Александр Иванов. Их увлеченность творчеством, темперамент, порой неординарный характер, жизненные перипетии могли бы стать основой увлекательных романтических сценариев. В жизни этих художников было много сходного — учеба в петербургской Академии художеств, привязанность к Италии, некоторые мировоззренческие и творческие позиции.

Орест Адамович Кипренский (1782—1836) — художник нелегкой судьбы. Ярко зажегшаяся и обнадеживающая в первую половину жизни, она повернулась к мастеру спиной в ее конце. Нищим и забытым, но не потерявшим веру в себя окончит на чужбине жизненный путь «несравненный Орест».

Русский романтизм в живописи
ОРЕСТ КИПРЕНСКИЙ. ПОРТРЕТ ЛЕЙБ-ГУСАРСКОГО ПОЛКОВНИКА Е. В. ДАВЫДОВА.
1809год. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Стремление отражать в каждом портрете индивидуальные черты характерно для романтизма с его культом героя. Таков и этот необычный парадный портрет. В от- личие от бравурных, воодушевленных военных в портретах западных романтиков — например, француза Гро и англичанина Дау, — Кипренский создает образ задумавшегося героя. Полумрак интерьера и резкие перепады светотени загадочно-тревожны, очевидна их роль метафор в передаче душевного состояния самого персонажа.

Русский романтизм в живописи
ОРЕСТ КИПРЕНСКИЙ. ПОРТРЕТ Е. П. РОСТОПЧИНОЙ.
1809год. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Это строгое полотно — портрет одной из богатейших и знатнейших женщин своего времени. Художник уловил в своей модели и передал в портрете необычную впечатлительность и ранимость неординарной натуры. Действительно, считавшаяся красавицей и призванная блистать в свете, Екатерина Петровна сторонилась общества, погрузившись в религию. Несмотря на удивительно простой костюм героини, бережная кисть Кипренского соткала тонкую цветовую гамму, звучащую в унисон с характером героини.

Русский романтизм в живописи
ОРЕСТ КИПРЕНСКИЙ. ПОРТРЕТ Е. С. АБДУЛИНОЙ.
1822год. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
арственный Русский музей, Санкт-Петербург Художник создал удивительно поэтичный образ. Слегка отвернувшись в сторону, женщина словно оберегает от мира проникновенную тишину своего внутреннего состояния. Лицо обрамлено тончайшими кружевами нарядного чепца. Детали портрета — и туманная пелена неясного пейзажа за окном, и изящный стебелек уже начинающего опадать левкоя в стакане с водой — все намекает на нежную, но неустойчивую душевную гармонию модели.

Русский романтизм в живописи
ОРЕСТ КИПРЕНСКИЙ. АВТОПОРТРЕТ.
1828год. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Успешно принятый в Италии, Кипренский первым из русских живописцев получил от знаменитой галереи Уффици заказ на свой автопортрет. В этой работе, традиционной по общему композиционному решению, главным романтическим акцентом стало лицо художника, в котором отражена готовность к беседе со зрителем. Кипренский ищет диалога не светски-учтивого, а искреннего, дружеского, на который он явно настроен сам, представ перед зрителем в удобном домашнем халате.

Русский романтизм в живописи
ОРЕСТ КИПРЕНСКИЙ. ПОРТРЕТ ПОЭТА А. С. ПУШКИНА..
1827год. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет был заказан другом поэта Антоном Дельвигом после возвращения Кипренского из Италии. Пушкин в это время только что вернулся из ссылки. Знакомство для обоих оказалось плодотворным. Портрет сразу превратился в знаменательное событие культурной жизни, предмет споров. Романтические черты — поза со скрещенными руками, плед на правом плече, статуэтка музы поэзии Эрато — естественно сочетаются с классической сдержанностью образа.
В посвящении Кипренскому поэт написал:
«Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз,
И я смеюся над могилой,
Ушел навек от смертных уз ».
Известно, что после смерти Дельвига Пушкин выкупил портрет и повесил в своем кабинете.

Русский романтизм в живописи
КАРЛ БРЮЛЛОВ. ВСАДНИЦА.
1832год. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Этот портрет, написанный в Италии на вилле графини Юлии Самойловой, вызвал всеобщий восторг. Вот несколько слов из миланского журнала «Новый собиратель»: «Сколько помним, мы до сих пор не видели конного портрета, задуманного и исполненного с таким искусством». Художник был признан совершеннейшим мастером. Главным мотивом этого великолепного портрета стал апофеоз красоты и безмятежной юности, явленной в движении навстречу зрителю и подчиняющей себе все окружающее пространство.

Русский романтизм в живописи
КАРЛ БРЮЛЛОВ. ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ Н. В. КУКОЛЬНИКА.
1836год. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В портрете своего друга и поэта Брюллов воплотил идеал романтического героя, не прибегая к условновозвышенной характеристике внешности. Неправильные, весьма характерные черты лица модели впечатляюще «играют» на выразительность образа. Непривычно простая для Брюллова композиция разработана с такой вдохновенной красочностью, что захватывает не меньше, чем обстоятельно сюжетный портрет. Таинственная атмосфера плывущих облаков и неожиданно резкого света на заднем плане дает простор романтическому воображению.

Русский романтизм в живописи
КАРЛ БРЮЛЛОВ. ПОРТРЕТ ГРАФИНИ ЮЛИИ ПАВЛОВНЫ САМОЙЛОВОЙ, УДАЛЯЮЩЕЙСЯ С БАЛА С ПРИЕМНОЙ ДОЧЕРЬЮ АМАЦИЛИЕЙ ПАЧИНИ.
Не позднее 1842. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Огромное полотно (высотой до 2,5 метра) являет великолепное зрелище придворного бала, преподнесенного романтическим воображением Брюллова как «маскарад жизни». Но бал остается фоном для главных персонажей — величе- ственной графини и хрупкой девочки, Амацилии Пачини. Вместе с сестрой после смерти отца, известного в Италии композитора, она была удочерена Самойловой, не имевшей собственных детей. Влюбленность художника в эту неординарную, независимую женщину в полной мере отразилась в созданном образе — это фейерверк красочной энергии в честь «владычицы сердца». Портрет он писал в Петербурге, куда графиня прибыла на время по делам наследства. Она блеснула в свете и вскоре уехала на вторую родину, в Италию, что не позволило Брюллову закончить полотно.

Русский романтизм в живописи
КАРЛ БРЮЛЛОВ. АВТОПОРТРЕТ.
1848год. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Последний автопортрет был выполнен неизлечимо больным художником всего за два часа. По просьбам друзей он не стал доводить его до обычной живописной завершенности — в итоге русское искусство обогатилось настоящим шедевром позднего романтизма, ставшим предметом поэтических и эстетических оценок как «исповедь сына века». Горечь разочарований и неостывшее воодушевление, увлеченность красотой мира и тревога сплетены в противоречивом единстве темы вечности и быстротечности всего земного.

Если Вам понравилась статья "Русский романтизм в живописи 18 века кратко, примеры" - поделитесь в соцсетях en

Каталог картин: название, год написания, где находится, автор, размер, техника.
  • Екатерина Молчанова портрет
    Название картины: «Екатерина Молчанова» 1776 год
    Автор: Левицкий Дмитрий Григорьевич
    Размер: 181,5x142,5 см.
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
  • Александра Левшина
    Название картины: «Александра Левшина» 1775 год
    Автор: Левицкий Дмитрий Григорьевич
    Размер: 213х140 см.
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
  • Глафира Ивановна Алымова портрет
    Название картины: «Глафира Алымова» 1776 год
    Автор: Левицкий Дмитрий Григорьевич
    Размер: 222x166 см.
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
  • Наталья Борщова Левицкий
    Название картины: «Наталья Борщова» 1776 год
    Автор: Левицкий Дмитрий Григорьевич
    Размер: 197x135 см.
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
  • Екатерина Нелидова портет Левицкого
    Название картины: «Екатерина Нелидова» 1773 год
    Автор: Левицкий Дмитрий Григорьевич
    Размер: 164x106 см.
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
  • Феодосия Ржевская и Настасья Давыдова
    Название картины: «Феодосия Ржевская и Настасья Давыдова» 1772 год
    Автор: Левицкий Дмитрий Григорьевич
    Размер: 161x103 см.
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
  • Екатерина Хрущева и Екатерина Хованская
    Название картины: «Екатерина Хрущева и Екатерина Хованская» 1773 год
    Автор: Левицкий Дмитрий Григорьевич
    Размер: 164x127 см.
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
  • Гитарист картина Тропинина
    Название картины: «Гитарист» 1839 год
    Автор: Тропинин Васили Андреевич
    Размер: 86,5 x 69,5 см.
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Национальная галерея Армении, Ереван
  • Девушка с розами. картина
    Название картины: «Девушка с розами» 1850 год
    Автор: Тропинин Васили Андреевич
    Размер: 100х80.5 см.
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Москва
  • Кружевница. картина Тропинина, описание
    Название картины: «Кружевница» 1823 год
    Автор: Тропинин Васили Андреевич
    Размер: 74,7 х 59,3 см
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Третьяковская галерея, Москва
  • Портрет Арсения Тропинина
    Название картины: «Портрет Арсения Васильевича Тропинина» сына художника. 1818 год
    Автор: Тропинин Васили Андреевич
    Размер: 41 х 32.8 см.
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Третьяковская галерея, Москва
  • Портрет Пушкина. Тропинин
    Название картины: «Портрет А. С. Пушкина» 1827 год
    Автор: Тропинин Васили Андреевич
    Размер: 63 х 54 см.
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Третьяковская галерея, Москва
  • Портрет Карамзина
    Название картины: «Портрет Николая Карамзина» 1818 год
    Автор: Тропинин Васили Андреевич
    Размер: 63.5 х 49.2 см.
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Третьяковская галерея, Москва
  • Семейный портрет графов Морковых, Тропинин
    Название картины: «Семейный портрет графов Морковых» 1813 год
    Автор: Тропинин Васили Андреевич
    Размер: 226 x 291 см.
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Третьяковская галерея, Москва
Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу: Также можно бесплатно скачать файлы «Левицкий. Картины с названиями» на страницах с картинами.