И. Я. Вишняков. Портрет Матвея Семеновича Бегичева. 1757. Холст, масло. 92х78,5Музей располагает редкими работами мастеров XVIII - начала XIX вв. До этого периода в России было только иконописное письмо, в конце XVII в. появились первые мирские изображения - статичные парсуны (персоны). Они тоже выполнялись иконописцами. Первыми 11 профессиональными портретистами в России были иностранцы, у них учились в XVIII в. русские художники. Не ограничиваясь простым заимствованием приемов живописной техники европейцев, они стремились раскрыть духовную сущность человека, используя традиции древнерусской живописи.
А. П. Антропов. Портрет статс-дамы Агриппины Леонтьевны Апраксиной. Конец 1750-х. Холст, масло. (61x49)Самый известный из них, портрет А.М. Измайловой, находится в собрании Государственной Третьяковской галереи. Музей Тропинина располагает схожим "Портретом статс-дамы Агриппины Леонтьевны Апраксиной" (конец 1750-х). Портрет является копией с работы известного итальянского живописца П.-А. Ротари. Художник далек от идеализации модели, все натурально, зримо. Фигура пожилой дамы занимает всю плоскость холста, фон темный, глухой. Краски плотные, звучные. Для заказчицы очень важным остается демонстрация ее высокого социального положения. Именно поэтому для большей наглядности художник плоскостно изображает медальон, украшающий платье Апраксиной - это жалованный портрет, которым на-граждала своих приближенных в знак особого расположения императрица Елизавета Петровна.
И. П. Агрунов. Портрет графини Анны Петровны Шереметовой. Не позднее 1768 Холст, масло. 89,8x71Иван Петрович Аргунов (1729- 1802), крепостной графа П.Б. Шереметева, владельца знаменитых подмосковных Останкино и Кусково, оставил портретную галерею членов семьи своего хозяина. Один из них - "Портрет графини Анны Петровны Шереметевой" (не позднее 1768), талантливой девушки, актрисы-любительницы и художницы с трагической судьбой. Шереметева была помолвлена с графом Н.И. Паниным, видным государственным деятелем, дипломатом, воспитателем Павла 1, но за две недели до свадьбы умерла от чёрной оспы. Видимо, портрет был заказан ко дню свадьбы, так как первоначально на нем девушка была изображена в белом легком платье. После ее смерти художник записал одежду, поменяв светлый наряд на темную шубку. Так портрет стал посмертным изображением рано ушедшей девушки. Художник старательно выписывает индивидуальные черты - удлиненный овал лица, узкий разрез глаз. Едва заметная улыбка не меняет серьезного выражения лица. Погрешности в рисунке и живописной технике Аргунова искупаются изрядностью цветового решения, изысканным сопоставлением сине-голубых, серебристых, розовых, сложных сиреневых и оливковых тонов. Портрет отличается убедительностью в передаче внешнего сходства модели, фактуры одежды и украшений.
Ф. С. Рокотов. Портрет графа Артемия Ивановича Воронцова, 1768. Холст, мало. 60x48,5Среди прекрасно сохранившихся дошедших до нас работ Рокотова - "Портрет графа Артемия Ивановича Воронцова" (после 1768). Воронцов, богатый московский барин, состоял в дальнем родстве с родом Пушкиных. Он жил в Немецкой слободе, в его доме часто бывал будущий поэт. Воронцов являлся "восприемником" Пушкина, т. е. крестным отцом. В портрете сосредоточены все достоинства живописной манеры Рокотова периода его расцвета: изысканное письмо лессировками, когда прозрачный красочный слой накладывается на высохший предыдущий, благодаря чему достигаются тончайшие тоновые переходы, серебристая фосфоресцирующая гамма, мягкая, нечеткая моделировка лица. На полотнах Рокототова средствами "души изменчивой приметы". В его работах появляется пейзажный фон - природа созвучна состоянию человека.
В. Л. Боровиковский. Портрет Варвары Андреевны Томиловой. 1800-е. Холст, масло. 68,5x55,5На "Портрете Варвары Андреевны Томиловой" (1800-е), жены первого русского историка искусства и коллекционера А.Р. Томилова, в имении которого бывали знаменитые художники своего времени, изобра-жена молодая женщина в парке, вдали от условностей светской жизни. Она задумчиво смотрит на зрителя, все в ней - простота и естественность. Голубоватые тени скользят по ее лицу и одежде, тончайшие цветовые полутона соответствуют рассеянному, мечтательному настроению. В Томиловой мы узнаем излюбленный женский образ Боровиковского. В начале XIX столетия в русском искусстве почти одновременно с сентиментализмом развивается романтизм. Для России это период огромного патриотического подъема, время предчувствий и надежд. Идеальный образ современника создается Орестом Адамовичем Кипренским (1782-1836) в портретах Е.В. Давыдова, П.А. Оленина и А.Р. Томилова, в пленительных женских портретах Е.П. Ростопчиной и Н.В. Кочубей. Его всегда привлекали натуры цельные, люди больших страстей и сильных характеров. Работы Кипренского отличаются высоким мастерством и виртуозностью. "Портрет графа Василия Валентиновича Мусина-Пушкина-Брюса" (1813) из собрания музея Тропинина выполнен с большим живописным темпераментом. Мы как бы следим за движением кисти художника, бросающей на полотно размашистые смелые мазки, и перед нами возникает образ, исполненный внутренней динамики. Граф Мусин-Пушкин был камергером, состоял в браке с последней представительницей знаменитого рода Брюсов. Чтобы род не пресекся, император разрешил присоединить к двойной фамилии третью. Однако брак оказался бездетным. Центральное место, как в экспозиции, так и в собрании музея и целом, занимают произведения В.А. Тропинина. Его творчество отражает новые искания русской живописи, оно является как бы связующим звеном между романтиками и художниками предпередвижнической поры. Василий Андреевич Тропинин (1780-1857) родился в семье крепостного графа А.С. Миниха в селе Карпово Новгородской губернии. Примерно в тринадцатилетнем возрасте в качестве приданого за младшей дочерью хозяина был передан во владение графу И.И. Маркову, который перевозит его в Москву. По настоянию своего брата граф позволил Тропинину поступить в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. С 1798 г. Тропинин - "посторонний" (приходящий) ученик Академии, где занимается в портретном классе С.С. Щукина. Степан Семенович Щукин (1762-1828), который сменил Д.Г. Левицкого на посту руководителя академической портретной школы, был придворным портретистом Павла I. Портретировал он и молодого Александра Павловича.
С. С. Щукин. Портрет императора Александра I. После 1805. Холст, масло.76,6х60,5На "Портрете Александра I" (после 1805) из собрания Музея Тропинина мы видим императора в мундире первого русского полка - лейб-гвардии Преображенского - с лентой ордена Андрея Первозванного через плечо и орденом Святого Георгия. Александр Павлович изображен на глубоком, сумрачно-дымчатом фоне с клубящимися облаками, который столь характерен для творческого почерка Щукина. Перед зрителем предстает совсем молодой человек, а седые волосы - это всего лишь дань моде: после того как в армии было запрещено носить парики, волосы все еще продолжали пудрить. Тип тради-ционного официального мундирного портрета не позволяет дать личностную характеристику модели. Художник лишь отражает на лице ничего не значащую приятную улыбку. Такие портреты писали для присутственных мест, и они служили исключительно представительским целям. Вероятно и сама модель не вызывала В художнике эмоционального накала, особого художественного видения и творческого подъема, как в знаменитом портрете Павла I. В облике, созданном Щукиным, нет и следа той внушительности и показной, несколько манерной героичности, которыми художники позже наделяли портреты Александра- Победителя. Щукин сыграл значительную роль в творческой судьбе самого знаменитого своего ученика - В.А. Тропинина. В его классе уделялось большое внимание как копированию, так и работе с натуры. В мастерскую приглашались простолюдины: торговцы, крестьяне, дети с улицы. Именно здесь Тропи н ин приобщился к жанровым сюжетам и полюбил их. От Щукина он воспринял живописную гамму серо- дымчатых, золотисто-коричневых и оливково-зеленых тонов, составивших его любимую палитру. Учась в Академии художеств, Тропинип делает большие успехи. Известна история о его первом участии в академической выставке, где экспонировалась работа "Мальчик, сетующий по умершей своей птичке" (1804. Ивановский областной художественный музей . Художника замечают, поговаривают о его освобождении. Тогда Морков поспешно забирает Тропинина из Академии и увозит к себе в имение Кукавка в Малороссии. С этого времени начинается самостоятельный путь крепостного живописца, на много лет оторванного от художественной среды. Как впоследствии вспоминал художник, всем, чего достиг, он был обязан натуре, природе, у которой постоянно учился. Первые живописные работы Тропинина на Украине - образы поселян и поселянок, сцены из народной жизни.
В. А. Тропинин. Девушка-украинка, собирающая сливы. 1820-е. Дерево, масло. 24х18,8Три такие работы 1820- х гг. - "Девушка-украинка, собирающая сливы", "Головка девушки-украинки" и "Украинка в пейзаже" - представлены в собрании музея. Они особенно ценны потому, что ранних полотен Тропинина сохранилось немного. Композиция "Девушка-украинка, собирающая сливы" написана маслом на доске и является этюдом к большой картине, неоднократно позже повторенной и находящейся, например, в собрании Челябинской областной картинной галереи. В образе, созданном художником, мы узнаем его женский идеал, который впоследствии повторится в кружевнице, пряхе, золотошвейке. В то же время в смуглолицей красавице узнается и национальный тип. Может быть, украинское народное творчество навеяло Тропинину гармонию чистых-- и ярких красок. Ослепительной белизной сияет одежда молодой крестьянки, оттененная светлой зеленью деревьев. Почти орнаментально выписан узор вышивки синими и красными нитками на белом полотне кофты. Если одежда написана эскизно, свободными мазками, то в живописной проработке лица чувствуется тщательность и филигранная законченность техники. В 1821 г. Тропинин обосновался в Москве. Начинается новый, счастливый этап его творчества. В 1823 г., на пятом десятке лет своей жизни, художник получает вольную, чему очень содействовала московская общественность. В этом же году его избирают "назначенным в академики" Императорской Академии художеств. Тропинин навсегда поселяется в Москве, он - свободный художник. В его мастерской на улице Ленивке, близ Кремля, портретируется "вся Москва": купцы, аристократы, представители творческих профессий. Художник пишет портреты великого К.П. Брюллова, певца П.А. Булахова, поэта ИИ. Дмитриева, актера М.С. Щепкина. Здесь ему позирует и А.С. Пушкин.
В. А. Тропинин. Девушка с горшком роз. 1850. Холст, масло. 100x80,5В музее Тропинина его творчество представлено работами самых разных периодов - от ранних картин, на-писанных на Украине, до жанрового портрета "Девушка с горшком роз" (1850) - творения семидесятилетнего художника. Полно представлены так называемые заказные портреты людей разных сословий России. Среди них - относящийся к числу лучших "Портрет Сергея Сергеевича Кушникова" (1828), где мастер соз-дает образ государственного деятеля, дает точную психологическую характеристику умному и деятельному человеку. В этом портрете все сфокусировано в лице, отражающем богатый внутренний мир.
В. А. Тропинин. Портрет Сергея Сергеевича Кушникова. 1828. Холст, масло. 76,5x64,7Кушников был дипломатом, сановником высокого ранга. Он изображен в чиновничьем платье Императорского Воспитательного дома в Москве, опекуном которого являлся. Редкий орден Марии Терезии и пуговицы с изображением пеликана, выклевывающего свою печень, чтобы накормить птенцов, позволили атрибутировать портрет, поступивший в музей как портрет неизвестного сановника.
В. А. Тропинин. Портрет графа Платона Николаевича Зубова. Около 1839. Холст, масло. 129x101,5Совсем иначе решен образ графа Платона Николаевича Зубова (около 1839) - богатого коллекционера и мецената, внука великого полководца А.В. Суворова. Этим портретом Тропинин отдает дань творчеству знаменитого Карла Брюллова, приехавшего в Москву после триумфальной поездки по Европе и часто бывавшего в мастерской художника. На крупноформатном полотне, напоминающем яркие, экспрессивные работы Брюллова, художник легально выписывает' интерьер и одежду, но при этом как бы отстраняется от своей модели, поэтому образ Зубова получился несколько безличным. Для художественной манеры Тропинина это не характерно; обычно его портреты отличаются особой контактностью со зрителем, неза-висимо от сословной принадлежности изображаемого человека.
В. А. Тропинин. Портрет Екатерины Ивановны Карзинкиной в русском костюме. После 1838. Холст, масло. 102,5x80Тропинин оставил нам целую галерею портретов купеческого сословия. Например, эффектный костюми-рованный "Портрет Екатерины Ивановны Карзинкиной" (после 1838). Изображенная художником в стили-зованном русском костюме, в интерьере, она как бы живет в своем домашнем мире размеренной, неторопливой жизнью. В собрании музея имеются два изображения Карзинкиной: этюд и законченная картина, что позволяет увидеть, как меняется первоначальный авторский замысел, и мгновенные впечатления от модели завершаются в портрете. В этюде фигура Карзинкиной схвачена быстрой кистью художника в движении, в живом повороте, даже как будто слегка колышется прозрачная вуаль ее головного убора. Лицо женщины подвижнее и моложе, чем на законченном портрете. В портрете мастерская точность рисунка сочетается с проработкой фактуры лица, рук модели, одежды: серо-голубого бархата, прозрачных рукавов и вуали, жемчужного ожерелья. Лаконичнее становится композиция картины: исчезают бытовые детали интерьера, фигура молодой купчихи заполняет все пространство холста, она почти монументальна.
В. А. Тропинин. Портрет Алексея Алексеевича Тучкова. 1843. Холст, масло. 73x62К такому же типу относится и "Портрет Алексея Алексеевича Тучкова" (1843). Тучков - один из пяти братьев, участников Отечественной войны 1812 года. Четверо из них сражались на Бородинском поле, их портреты украшают Галерею героев 1812 года в Зимнем дворце Санкт-Петербурга. Самый знаменитый из братьев, Александр, погиб на Бородинском поле. Его жена, Маргарита Тучкова, на месте гибели мужа основала монастырь, где она провела остаток жизни. Алексей Алексеевич не служил в регулярной армии по возрасту, но возглавил ополчение в Звенигородском уезде Московской губернии. Он был генерал-майором, коллекционером, знатоком искусства, покровительствовал Тропинину. Портрет решен минимальными средствами, но выделяется в ряду других заказных портретов проникновенностью образа, отмеченного очевидной симпатией художника к модели. За более чем стопятидесятилетнюю историю его почти не касалась рука реставратора. Таких произведений дошло до нас крайне мало. Портрет является как бы эталоном подлинного творчества Тропинина. Этот блестящий образец живописной московской школы середины XIX века безвозмездно подарил Музею Тропинина коллекционер А.X. Хргиан.
В. А. Тропинин. Портрет- Павла Алексеевича Тучкова. 1820. Холст, масло. 63,5x55Тропинин также написал "Портрет Павла Алексеевича Тучкова" (1820), боевого генерала, одного из младших братьев Алексея Алексеевича. Он изображен в генеральском мундире. Есть сведения, что Тропинину были заказаны для галереи Зимнего дворца портреты московских генералов, участников Отечественной войны 1812 года. Видимо, это один из дошедших до нас портретов этой серии. Полотно поступило в Музей Тропинина в 2002 г. Долгие годы оно находилось в частных собраниях за рубежом. Заслугой Тропинина явилось развитие "домашнего" или, как его еще называли, "халатного" портрета, где человек наедине с собой раскрывался в полной непринужденности и свободе. Этот тип неофициального портрета позволял художнику максимально раскрыть внутренний мир портретируемого, в отличие от офи-циальных портретов, где человек одет во фрак или мундир. Тип "халатного" портрета полюбился москвичам, и они с удовольствием заказывали художнику именно такие портреты. Одна из самых известных работ - прижизненный, написанный в Москве портрет А.С. Пушкина, ныне находящийся во Всероссийском музее А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге.
В. А. Тропинин. Портрет Владимира Артемьевича Раевского. 1846. Холст, масло. 90x70Художник изобразил великого поэта в домашнем халате. В собрании Музея Тропинина присутствует целый ряд "халатных" портретов. К этому же типу относится и "Портрет Владимира Артемьевича Раев-ского" (1846), сына генерал- майора Конной гвардии и сестры поэта Дениса Давыдова. Владимир Артемьевич по примеру отца состоял на военной службе, рано вышел в отставку и поселился в своем имении, ведя жизнь барина-помещика. Именно таким мы видим его на портрете Тропинина - через "ха-латный" тип портрета художник очень точно характеризует свою модель.
В. А. Тропинин. Портрет Александра Александровича Алябьева. 1840-а. Холст, масло. 62x47Совсем по-иному воспринимается зрителем в том же типе портрета композитор Алябьев. "Портрет Александра Александровича Алябьева" (1840-е) - один из лучших среди произведений позднего периода творчества Тропинина. Резкий боковой свет выхватывает выразительное лицо немолодого мужчины и руку с чубуком, его седые пышные волосы и усталые глаза. Остальная часть полотна погружена в глубокую тень. Гордая осанка, проницательный взгляд с затаенной горечью свидетельствуют о сложной судьбе этого человека. Драматический психологизм портрета столь отличается от ясных и гармоничных образов Тропинина, что можно предположить - сама модель продиктовала верному натуре художнику трагическую глубину портретного образа. Действительно, Алябьев - человек сложной и трагической судьбы. Автор многих музыкальных произведений, он остался в памяти потомков как автор романса "Соловей" на стихи А.А. Дельвига. В его жизни была славная гусарская юность, романтическая любовь, мужская дружба, радость творчества, широкая популярность и несправедливое забвение. Трагическое стечение обстоятельств повлекло за собой суровое наказание, лишение прав и многолетнее изгнание.
В. А. Тропинин. Портрет Самсона Ксенофонтовича Суханова. Холст,масло. 75,5х58.5
В. А. Тропинин. Морской пейзаж с рыбаками и лодками у берега. 1820-е. Бумага, акварель. 21,5х35
В. А. Tропинин. Портрет неизвестной в повойннике. 1830-е. Бумага, итальянскийка корандаш,растушт. 27,4x16,5Рисунки Тропинина, хранящиеся в музее, раскрывают особенности его графической манеры. Первые работы будущего портретиста - учебные рисунки с античных статуй. Интересны эскизы к портретам, где чувствуется живость и непосредственность первого впечатления художника от модели. Таковы эскиз "За прошивками" (1830), "Портрет неизвестной в повойнике" (1830-е) и "Портрет Елены Дмитриевны Щепкиной" (около 1826) - жены знаменитого актера. Тропинин иногда по нескольку раз переделывал работу, добиваясь наибольшей точности и выразительности. В альбомах его много подготовительных набросков лиц, рук, полуфигур. Это как бы строительный материал для будущих картин. Акварелью Тропинин почти не работал. "Морской пейзаж с рыбаками и лодками у берега" (1820-е) - одна из немногих его работ, выполненных в этой технике. Доминантой тропининского собрания музея по праву считается "Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль". Он написан в 1844 г., когда Тропинин - единственный из московских художников - был избран почетным членом Московского художественного общества. "Автопортрет", созданный зрелым мастером - человеком, узнавшим и пережившим многое, рассказывает о художнике, о его отношении к искусству и к миру. Тропинин изобразил себя у окна своей мастерской в рабочей одежде, с палитрой, кистями и муштабелем (тростью) в руках. Творчество художника воспринимается как будничный, повседневный труд. И в то же время во всем облике мастера - радость, ощущение праздничности этого труда. У Тропинина лицо человека редкой доброты и большой внутренней силы. Он обладал способностью располагать к себе людей, умел видеть в них доброе, немного простодушное начало. Портреты его - тоже поиски идеала, в них частица души художника. Не случайно Тропинин изобразил себя у окна своей мастерской с видом на Кремль. Он много лет жил в Москве и любил этот город. Творчество Тропинина - главная тема музея, которая проходит через всю экспозицию. В настоящее время музейная коллекция насчитывает около сорока живописных и около ста графических произведений мастера, а также подлинные документы, связанные с его жизнью. Большая часть картин происходит из собрания Ф.Е. Вишневского. Но музей продолжает пополнять свою коллекцию. Несколько значительных портретов были приобретены или подарены музею позже. Среди них: "Девочка с собакой" (1830-е), "Портрет Веревкина" (1850), "Старик, обстругивающий костыль" (1830-е), "Портрет В.А. Раевского", "Портрет Алексея Ивановича Кусова" (1820-е). В 2002 г. мэр Москвы Ю.М. Лужков передал в дар портреты Александра Андреевича Топа (1843) и П.А. Тучкова. Последнее приобретение музея - "Портрет графа Ираклия Ивановича Моркова" (2-я четверть XIX в.). В целом музейное собрание произведений В.А. Тропинина дает представление обо всех этапах его творческого пути, позволяет почувствовать масштаб творческой личности самого значительного московского портретиста 1-й половины XIX века. Собрание Музея Тропинина располагает разнообразной коллекцией акварельных и графических портретов. Камерный портрет на бумаге вошел в моду в начале XIX в., выполняя ту же функцию, что и фотография в нате время. В 1-й четверти XIX столетия стали популярны рисованные портреты в тех
А. Молинари. Портрет княгини Марии Адамовны Голицыной. 1810-е. Бумага, черная акварель, бели. кг. 32x24карандаша, угля или сангины. Также часто использовалась смешанная техника, т. е., когда художник од-новременно работает карандашом, сангиной, белилами, пастелью и т. п. Именно в такой технике любил работать художник Александр Молинари (1772-1831), итальянец по про-исхождению, обучавшийся в Пруссии, в течение десяти лет живший в России. В сметанной технике им вы-полнены мужской и женский портреты А.С. и М.А. Голицыных (1810-е). Работы художника очень узнаваемы. Молинари заимствует у живописи художественные приемы, как в композиции, так и в сложной технике: для достижения живописного эффекта он применяет подцветку и, наряду с сухими материалами, размывку кистью. Изображение самого автора этих портретов для нас оставил Александр Осипович Орловский (1777- 1832). Он, как и Молинари, работал в различных графических техниках, также был живописцем. В его судьбе отразилась эпоха. Поляк по национальности, он учился в Варшаве, во время восстания Тадеуша Костгошко вступил добровольцем в повстанческую армию, затем, избежав ссылки, жил за границей Российской империи, но, получив покровительство великого князя Константина Павловича, вернулся в Россию. Орло-вский состоял при Военном ведомстве, был иллюстратором, карикатуристом, гравером, литографом, много работал в портретном жанре. "Портрет Александра Молинари" (1816) выполнен им в традициях романтизма.
А. О. Орловский. Портрет Александра Молинари. 1816. Kttfillliai. стишнная тежнпаг. 16.3х13,7Блестящим рисовальщиком является другой художник-романтик О.А. Кипренский, чье графическое творчество представлено в собрании музея "Портретом молодого человека с папкой" (1827). Если у Тропинина карандашные изображения - лишь этюды и эскизы к большим полотнам, то у Кипренского они завершены и существуют самостоятельно. Кипренский использует только графитный карандаш, восхищая нас блестящей техникой. Мы видим спокойную, мягкую светотеневую моделировку лица, волос, в то же время одним быстрым, безошибочным росчерком написана одежда.
О. А. Кипренский. Портрет молодого человека с папкой. 1827. Бумага, карандаш. 79x76Карандашная и живописная техника предполагает возможность исправления, акварель же требует от ху-дожника высокого мастерства, твердости руки, верности рисунка. Она не допускает исправлений. По едва заметному наброску карандашом художник работает кистью, накладывая цвет. Непревзойденным мастером акварельного портрета был москвич Петр Федорович Соколов (1791- 1848). Закончив Императорскую Академию художеств как исторический живописец, он стал заниматься исклю-чительно графическими формами портрета, получив звание академика за акварельную портретную живопись. Соколов разработал собственную технику, почти отказавшись от добавления в акварель белил, что сделало его краски прозрачными и воздушными, сквозь них просвечивала бумага или даже другой тон. Фон, как и при работе карандашом, оставался незакрашенным. Изображения в работах мастера очерчены легко и плавно, нет четкой завершенности и статичности. В решении образов как бы присутствует поэ-тическая недосказанность.
П. Ф. Соколов. Портрет Екатерины Павловны Бакуниной. 1816. Бумага, итальянский карандаш. 25x19,5Соколов создал целую галерею образов пушкинской и грибоедовской Москвы. К его ранним работам относится "Портрет Екатерины Павловны Бакуниной" (1816), сестры товарища А.С. Пушкина по Александровскому лицею. В годы лицейской юности Пушкин был в нее влюблен. Бакунина является адресатом нескольких его стихотворений. Одно из них - знаменитое "Осеннее утро": "Уж нет ее... До сладостной весны простился я с блаженством и с душою... Уж осени холодною рукою главы берез и лип обнажены...". Образ девушки полон чистоты, обаяния молодости и дан художником с большим лиризмом. В руке Катенька держит фигурку амура, скачущего на собачке, - символ любви и верности. Рисунок выполнен мелкими штрихами, создающими иллюзию объема и воздушности. Часто в ранних работах Соколов применяет смешанную технику, стремясь сделать свои портреты более живописными и нарядными. Как, например, "Портрет Марии Ардалионовны Кикиной" (1817), жены героя Отечественной войны 1812 года, генерала П.А. Кикина, в котором он использует не только итальянский карандаш, но и сангину, и белила. К 1820-м гг. у Соколова сложился индивидуальный тип лирического акварельного портрета, несложного по композиции, изысканно-скромного по цвету и тонкого по рисунку. Как правило, изображения, выполненные Соколовым, погрудные или оплечные с отсутствием фона.
П. Ф. Соколов. Портрет Анны Алексеевны Олениной. Около 1825. Бумага, акварель, лак. 15,8x12,3 (овал)В сдержанной колористической манере, схожей с предыдущей работой, решен "Портрет Анны Алексеевны Олениной" (около 1825). Он почти монохромен, но в нем художник уже использует акварель. Оленина была дочерью президента Академии художеств, в их доме бывали известные поэты, писатели и художники, среди них - В.А. Жуковский, П.А. Крылов, О.А. Кипренский, а также А.С. Пушкин, который сватался к Олениной, но получил отказ от ее родителей, так как был небогат и незнатен. Пушкин посвятил Олениной лирический цикл 1828 года; такие стихотворения, как "Ты и вы", "Ее глаза": "Но сам признайся, то ли дело глаза Олениной моей! Какой задумчивый в них гений, и сколько детской простоты, и сколько томных выражений, и сколько неги и мечты!". Действительно, первое, что привлекает в портрете, - это большие темные, задумчивые "итальянские" глаза девушки.
П. Ф. Соколов. Портрет Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой. Около 1823. Бумага, акварель, белила. 19x16Особого мастерства достигает художник в "Портрете Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой" (около 1823) - одном из лучших акварельных портретов в собрании Музея В.А. Тропинина. Воронцова была женой генерал-губернатора Новороссийского края. А.С. Пушкин познакомился с ней во время южной ссылки. Считается, что Воронцовой посвящены такие знаменитые стихотворения поэта, как "Талисман", "Сожженное письмо". Портрет, созданный Соколовым, прекрасно иллюстрирует стихотворения Пушкина. Модель окутана мягким рассеянным светом, который моделирует формы лица, плеч и рук. Легкая ткань, кружева, ленты и прописанный прозрачными серо-охристыми заливками фон усиливают ощущение воздушности. Законченность портрету придают детально проработанные в рисунке украшения и одежда холодных зеленоватых тонов. Такой цвет платья в пушкинские времена был в моде и назывался "цветом не-линялого попугая". Воронцова одета по последней парижской моде. На ее голове необычной формы чепец - "мельничные крылья".
П. Ф. Соколов. Портрет графини Елизаветы Алексеевны Остерман-Толстой. До 1835. Картон, акварель. 24,5x19,5В "Портрете графини Елизаветы Алексеевны Остерман-Толстой" (до 1835) Соколов стремится раскрыть характер модели, давая ей точную характеристику; в нем личность предстает со всеми ее индивидуальными особенностями. Облик стареющей, недовольной жизнью графини составляет контраст с цветовым решением в написании одежды. Зритель ощущает фактуру синей бархатной накидки, отороченной шиншил-ловым мехом, прозрачность кисеи чепца. Елизавета Алексеевна, жена участника Отечественной войны 1812 года, генерала А. И. Остерман- Толстого, была фигурой весьма заметной, обладала неуравновешенным характером. Как отмечали современники, "отличалась ревностью и тем не давала покоя мужу, который подавал к тому немало поводов". Жила "в разъезде" с мужем, надолго уезжавшим в Париж. А.С. Грибоедов в своей знаменитой комедии "Горе от ума" упоминает ее сестру, видимо тоже обладавшую сложным харак-тером: "...что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!".
А. П. Брюллов. Портрет неизвестного на фоне пейзажа с пахарем (Ф. В. Каразина). 1830-е. Бумага, акварель. 21,5x17,5(1830-е). Этот портрет описан в первой работе, посвященной творчеству художника, которая была опубликована в 1924 г. в журнале "Среди коллекционеров". Автор статьи А.Н. Греч называет имя изображенного - Филадельф Васильевич Каразин, который был известен своим образцовым сельским хозяйством. Портреты А. Брюллова очень узнаваемы. В 1830-х гг. у него складывается индивидуальный стиль, не претерпевший изменений на протяжении последующих лет его деятельности портретиста. В своих акварельных портретах А.П. Брюллов любил использовать фоны. Являясь блестящим пейзажистом, в фонах он часто изображает природный ландшафт, как это можно видеть в портрете Каразина. Быстрыми карандашными росчерками он намечает дальние планы: голубоватые холмистые дали, вспаханное поле. Любимыми мотивами художника были также растения, листья которых написаны почти условно еле заметными движениями кисти с использованием графитного карандаша.
В. И. Гау. Портрет Анны Матвеевны Степановой. 1842. Бумага, акварель. 48,2x38,5Вероятно, из этого альбома происходит и "Портрет Анны Матвеевны Степановой-второй в восточном костюме" (1842). Жанр костюмированного портрета в это время был очень популярен. Работа весьма де-коративна, она впечатляет зрителя своим цветовым решением: сочетание алого красного, фиолетового и бирюзового цветов кажется совершенно неприемлемым. Тем не менее, художник справляется с этой "какофонией" цвета. Зрителя восхищает филигранная техника художника.
В. И. Гау. Портрет герцога Николая Максимилиановича Лейхтенбергского ребенком. 1844. Бумага, акварель. 27,6х21,8ли в почти идентичных позах, подробно выписывает их туалеты, экзотические фоны с интерьерами и пространственно решенными пейзажами, которые усиливают нарядность композиции. Моделировка лица настолько тонка, что движения кисти едва ощутимы. Все до мельчайших деталей точно проработано. Создается впечатление иллюзорного правдоподобия. Яркость насыщенных красок, гармония контрастных сочетаний придали портретам, предназначенным для украшения интерьеров, некоторую театральность, соответствующую вкусам того времени.
К. И. Рабус. Прогулка по озеру. 1849. Карп масло. 33,5x39для низших сословий общества - сюда принимались и крепостные. Поэтому в нем была совсем особая, демократическая обстановка: преподаватели-энтузиасты и восприимчивые к новым впечатлениям ученики-разночинцы. В училище преподавали Ф.Ф. Кюнель (1766- 1841), К.И. Рабус (1800-1857), братья Добровольские. Очень заинтересованно следил за обучением молодых художников и помогал В.А. Тропинин. Музей располагает редкими работами преподавателей и воспитанников училища, выполненными в разных жанрах. Среди них: "Автопортрет Федора Федоровича Кюнеля" (1840), одного из основателей училища, выходца из Саксонии, переехавшего жить в Россию; "Прогулка по озеру" (1849) создателя московской пейзажной школы живописи, академика Карла Ивановича Рабуса; "Портрет неизвестного в форменном сюртуке" (1853) Ивана Павловича Каратыгина (1818-?), портретиста, чьи работы очень редки; "Портрет Алексея Ивановича Хлудова" (1858) Николая Андриановича Заваруева (187-1869), портретиста и жанриста; "Утонувший" (1869) Сергея Ивановича Грибкова (1820-1893), художника исторического и бытового жанра, и многих других.
С. К. Зарянко. Портрет Петра Карловича Ломнонското. 1849. Холст, масло. 105x80Уникальна коллекция видов старой Москвы: строительство храма Христа Спасителя: Симонов монастырь, в окрестностях которого жил когда-то на даче Н.М. Карамзин и где он написал "Бедную Лизу"; подмосковные усадьбы Останкино, Давыдково, Кузьминки; дворики Замоскворечья, где жил Тропинин.
К. К. Герц. Московский дворик с церковью при вечернем освещении. 1850-е. Холст, масло. 40x49Значительное внимание в училище уделялось преподаванию не только пейзажа, но и перспективной живописи. Жанр интерьера был весьма популярен в Москве.
Портрет Алексея Петровича Ермолова. ОХПУ/О 1343. Холст, масло. 52x43ОН был вывезен А.П. Ермоловым с Кавказа и воспитывался в семье двоюродного брата генерала, затем обучался в Императорской Академии художеств. Захаров работал в основном в портретном жанре, оставив после себя мало работ, так как умер в тридцатилетием возрасте от чахотки. В коллекции Музея Тропинина есть несколько произведений художника. Украшением является этюд к работе, за которую Захаров получил звание академика - "Портрет Алексея Петровича Ермолова" (около 1843), грозного генерала, командующего Отдельным кавказским корпусом, участника суворовских походов и войн с Наполеоном. В этом портрете художник смог в полной мере передать незаурядную личность портретируемого. Как и в XVIII столетии, в Москву приезжают и трудятся портретисты- иностранцы: венгр Шандор Козина (1808-1873), француз Евгений Плюшар (1809-1880), немец Карл Лаш (1822-1888). В основном они писали заказные портреты. Самые значительные из них: выполненный с большим вкусом и мастерством "Портрет Дарьи Алексеевны Шиповой" (1855) Лаша, близкой кругу А.С. Пушкина и П.А. Вяземского; изысканный по исполнению и воплощенному образу "Портрет неизвестной в красном бархатном платье" (1840-е) Козины; обыденный и скромный по цвету "Портрет Полины Виардо-Гарсиа" (около 1853) Плюшара, знаменитой французской певицы, дававшей концерты в Петербурге и Москве, где с ней познакомился И.С. Тургенев, навсегда оставшись почитателем ее таланта и женского обаяния.
Е. А. Плюшар. Портрет Полины Виардо- Гарсия. Около 1353. Холст, масло. 31x64Представление о портрете XVIII - начала XIX века будет неполным без искусства миниатюры. Н. И. Подключников. Интерьер в квартире Алексея Матвеевича Филамофитского в Москве в Антипьевском переулке около улицы Волхонки. После 1835. Холст, масло. 75,5x92,3
Т. Водо. Портрет Дмитрия Николаевича Шереметова в детстве. 1800-в. Слоновая кость, гуашь. 5,2x4,1Миниатюрный портрет появился в России в петровские времена. Вначале маленькие изображения делали на эмали (финифти). В 50-е гг. XVIII в. при Академии художеств был учрежден эмальный класс. Впоследствии очень распространенной стала техника миниатюрной живописи на кости. Писали маслом и гуашью маленькие портреты, которые можно было вделать в табакерку или в перстень, иногда это были овальные изображения в форме медальона. Их дарили на память близким, брали с собой в дорогу. В жанре миниатюрного портрета работал, например, и В.Л. Боровиковский. В 20-х гг. XIX в. миниатюру в России сменяет акварельный портрет.
Медальон с портретами великого князя Павла Петровича и Марии Федоровны. Россия. 2-я половина XVIII в. Кость, латунь, резьба. Лисе метр 7,9
Среди музейных предметов скромное место занимает скульптура, что не умаляет ее художествен ной и Ж.-Д. Рашетт. Левретка. 1780-е. Фарфор. 49.5x21x39
С. И. Гальберг. Портрет Александра II в юности. 1830-е. Бюст. Мрамор. 41,5x31x14исторической ценности. Особого внимания заслуживают такие уникальные работы, как бюст "Им-ператрицы Екатерины II в образе Минервы" (1780-е) и "Левретка" (1780-е), любимая собачка Екатерины II Земира, знаменитого французского мастера Ж.-Д. Рашетта (1744-1809), а также бюст "Александра II в юно-сти" (1830-е) С.И. Гальберга (1787-1839).
В настоящее время его помещения, расположенны в Центральном округе столицы в Щетининском переулке.