ПРОЧИТАВ ЭТУ СТАТЬЮ ВЫ УЗНАЕТЕ О ХУДОЖНИКАХ АКВАРЕЛИСТАХ РОССИИ 19 ВЕКА ОЧЕНЬ МНОГО НОВОГО И ИНТЕРЕСНОГО

СОДЕРЖАНИЕ:
ПОРТРЕТ В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ
Русский портрет 17 век
Русские акварелисты 17 век
Русский романтизм 17-18 век
Художники-передвижники 19 век
ПОРТРЕТ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЖИВОПИСИ


Большую популярность в дворянской среде приобрели графический и акварельный портрет небольшого размера. Обычно он выполнялся акварельными красками, иногда карандашом и мог свободно менять свое место в доме — из модного семейного альбома переходил, будучи окантованным рамочкой, на письменный стол в кабинете или на стену гостиной. Многие дворяне с удовольствием рисовали сами, причем весьма успешно.

Такому портрету присущ особый строй чувств, филигранная проработка формы, отточенность рисунка, не всегда доступные живописи. Тающая прелесть легких красок на бумаге особенно чутка к тонким нюансам настроений, к поэтически идеальным состояниям души. Техника акварели сложна и капризна, она не терпит исправлений. Поэтому от акварелиста требуется безупречное владение техникой и изначальная ювелирная проработанность деталей, что дается не каждому художнику.

Прекрасные образцы графического портрета были выполнены Орестом Кипренским. Виртуозное мастерство Карла Брюллова и в технике акварели не имело равных себе, и все же в этом с ним соперничал родной брат — архитектор Александр Павлович Брюллов (1798—1877). Но были и настоящие профессионалы, занимавшиеся акварельным портретом, — Петр Федорович Соколов (1798—1877), женатый на сестре Брюлловых, и Владимир Иванович Гау (1816—1895) — мастеровитый, но не всегда глубокий художник.

Портреная живопись 17 века
ОРЕСТ КИПРЕНСКИЙ. ПОРТРЕТ КНЯГИНИ С. С. ЩЕРБАТОВОЙ
1819. Бумага, итальянский карандаш, сангина. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет обаятельной молодой женщины выполнен с высоким художественным совершенством. Отточенные, плавные линии рисунка с классической ясностью передают живую градацию различных материальных форм. И при этом поэтичность линий удивительно созвучна задумчивому, мечтательному образу женщины, еще находящейся под впечатлением от чтения. Подчеркивает„уединенно-интимное настроение модели ее жест: закутываясь в шаль, она словно оберегает свое внутреннее «я».

Портреная живопись 17 века
ОРЕСТ КИПРЕНСКИЙ. ПОРТРЕТ А. А. ОЛЕНИНОЙ.
1828. Бумага, итальянский карандаш.Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет Анны Олениной, дочери президента Академии художеств, был создан в пору расцвета ее красоты, времени влюбленности в нее Пушкина. Кипренский словно выполнил его поэтический наказ:
«...Рисуй Олениной черты.
В жару сердечных вдохновений,
Лишь юности и красоты Поклонником быть должен гений».
Умница, хотя и склонная к самолюбованию, неплохая певица, эта красавица словно создана была для романтического портрета. Проницательный Кипренский подметил в Олениной испытующий взгляд не кокетки, а остроумной и взыскательной собеседницы.

Портреная живопись 17 века
ПЕТР СОКОЛОВ. ПОРТРЕТ К. Л. СОЛЛОГУБ.
1830-е годы. Бумага, акварель. Областной художественный музей, Тула
Самые разнообразные образы пленительной женской красоты созданы рукой Петра Соколова. С невинной безмятежностью взирает на мир героиня его акварели, словно не подозревающая о впечатлении, производимом ее обдуманным до мелочей бальным туалетом и нежной, «эфирной» внешностью. На самом деле она, устремляя взор в сторону, дает зрителю возможность вдоволь налюбоваться собой, а заодно оценить художественные достоинства рисунка с его тающими, розовыми и сиреневыми тонами.

Портреная живопись 17 века
ПЕТР СОКОЛОВ, ПОРТРЕТ И. Г. ПОЛЕТИКИ.
1820-е годы. Бумага, акварель. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Во всеоружии красоты предстает на портрете признанная петербургская «звезда салонов», внебрачная дочь барона Григория Строганова и графини д'Ойенгаузен. С ее именем непосредственно связана история пушкинской дуэли. И роль Идалии Полетики в этой роковой истории до конца не прояснена: то ли она помогала Дантесу преследовать Наталью Николаевну Пушкину, то ли сама являлась предметом его страсти, выставляя приятельницу в качестве «ширмы».

Портреная живопись 17 века
ВЛАДИМИР ГАУ. ПОРТРЕТ А. А. СТОЛЫПИНА.
1845. Картон, акварель, белила. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Приходившийся двоюродным братом Лермонтову, Алексей Столыпин был другом поэта и выступил секундантом на роковой дуэли. Но создавая его портрет, художник прежде всего увлекся красотой своего героя. По воспоминаниям современников, этот очень порядочный, скромный, отзывчивый человек был на удивление хорош собой. Неотразимый щеголь, в интерпретации Гау он так и просится на обложку модного журнала.

Портреная живопись 17 века
КАРЛ БРЮЛЛОВ. ПОРТРЕТ Г. Н. И В. А. ОЛЕНИНЫХ.
1827. Бумага, акварель. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет немолодой семейной четы Олениных написан в Риме, среди античных развалин Вечного города. В подкупа- ющей сложностью композиции и тщательности передачи деталей Брюллов остался верен себе. Но что не совсем для него характерно, так это деликатность цвета. Главная роль здесь отдана рисунку. И это заставляет убедиться во внутренней обоснованности каждого штриха и филигранной проработке формы, слагающихся в поэтический, светлый образ.

Портреная живопись 17 века
АЛЕКСАНДР БРЮЛЛОВ. ПОРТРЕТ Е. П. БАКУНИНОЙ.
1830—1832. Картон, акварель.Государственная Третьяковская галерея, Москва
Эта очаровательная женщина была первой, юношеской любовью Пушкина и, вероятно, не только его, — пылкие воспоминания об этой даме, появлявшейся на балах в Царском Селе, оставили и другие лицеисты. Ее девичество затянулось — только в 39 лет Екатерина Павловна вышла замуж. На портрете художник изобразил зрелую женщину, умеющую выгодно подчеркнуть свою привлекательность. Но за великолепием дорогого наряда, за гордой посадкой головы художник разгдядел нервное, усталое выражение лица светской красавицы.
Если Вам понравилась публикация-поделитесь в соцсетях en