Шоколадница. Лиотар, Жан-Этьен
Название: «Шоколадница» Копия в крупном масштабе с пастели Лиотара 1743-44 гг.
Автор: Лиотар, Жан-Этьен
Размер: Высота: 82,5 см (32,4 дюйма); Ширина: 52,5 см (20,6 дюйма)
Техника: пастель на пергаменте
Где находится: Галерея старых мастеров, Дрезден
Скачать файл: 800х1294 px.
Большие файлы.

Кратко описание картины

Когда в 1913 году на страницах американского издания появилась статья с иллюстрацией, опубликованная от имени самого известного в США производителя шоколада — Walter Baker & Company, многие читатели были очарованы рассказанной в ней романтической историей. А ценители искусства — мастерским изображением героини портрета швейцарца Жана-Этьена Лиотара (Jean-Etienne Liotard, 1702-1789 гг.) «Шоколадница» (фр. La Belle Chocolatiere, нем. Das Schokoladenmadchen, известная также как «Прекрасная шоколадница»).

В статье говорилось о девушке, послужившей моделью. Авторы ссылались на один из ведущих венских журналов, «проливших свет на балтауфскую семью, к которой относится героиня картины Лиотара». Анна, или Аннерл, как ее называли друзья и родственники, якобы, была дочерью кавалера Мельхиора Балтауфа, жившего в Вене, когда в этом городе Лиотар писал портреты членов австрийской королевской семьи. Неизвестно, зарабатывала ли Анна на жизнь как разносчица шоколада, или лишь изображала красавицу из высшего общества, нарядившуюся в костюм шоколадницы. Но ее красота покорила сердце дворянина из знатного рода Дитрихштейн, и теперь она известна лишь потому, что он женился на ней. Писали и о том, что в то время этот брак вызвал много пересудов в австрийском высшем свете, ведь дочь благородного и зажиточного человека не могла стать достойной парой для дворянина, глава рода которого в середине XVII века получил титул имперского князя (фюрста). Сама девушка, вероятно, просто радовалась тому, что вытянула счастливый билет, став принцессой, и пригласила на свадьбу бывших сослуживиц, предложив им поцеловать руку принцессы, т.е. свою.

«Ей было около 20 лет, когда был написан портрет, а дожила она до 1825 года…» — уверяли авторы. Говорилось также, что этот портрет стал свадебным подарком жениха. У Walter Baker & Company был повод поддерживать красивую, хотя и неподтвержденную легенду, ведь с 1883 года именно это изображение стало логотипом бренда, вошедшего в историю как первая американская торговая марка, старейшая в мире. Символом ТМ

«Шоколадница» стала после того, как президент компании побывал в Европе, чтобы почерпнуть опыт шоколатье, тогда же посетил дрезденскую Gemaldegalerie Alte Meister. Восхитившись «Шоколадницей», он заинтересовался и ее историей, а через два года фирма приобрела права на использование картины Лиотара. Не известно, как бы сложилась судьба шедевра (а именно так называют «Шоколадницу»), если бы еще в 1745 году ее у автора ни купил один из самых авторитетных арт-дилеров того времени граф Франческо Альгаротти. Он был не только специалистом в области искусства, но и консультантом королей Пруссии Фридриха II и Польши Августа III.

В тот раз он подбирал в Вене для дрезденской коллекции лучшие образцы живописи. «Я купил знаменитого Лиотара пастель… На ней изображена в профиль молодая немецкая девушка-камеристка, которая несет поднос со стаканом воды и чашкой шоколада», — отмечал граф в письме. Есть сведения, что приобретение обошлось ему в 120 цехинов — почти полкилограмма золотых монет. С тех пор галерея начала выставлять работы современных художников.

Лиотар создавал безупречно-гладкие поверхности, используя особую технику. Хотя сам мастер работал и с эмалью, и с маслом, его дарование раскрылось именно в пастельной технике. Свой опыт он изложил в «Трактате о принципах и правилах живописи», где и рассказал о стремлении избегать штрихов пастели, поскольку «они не встречаются в природе». Достичь эффекта эмали ему удалось, втирая пастель в поверхность, для чего художник использовал палочку, а не специальный стержень, что придавало картинам особый вид. Но, вероятно, не авторская техника сделала его «Шоколадницу» настолько знаменитой. И не многочисленные легенды о героине (по другим версиям девушку звали Шарлоттой или Нандль, и была она не невестой принца, а служанкой императрицы Марии-Терезии, при дворе которой тогда работал Лиотар), а тот факт, что модель — вовсе не знатная особа?

Вот это оказалось редкостью. Хотя есть мнение, что шоколадница не была простолюдинкой: об этом говорит ее светлая со здоровым румянцем кожа, иящные кисти рук, благородная осанка, маленькая нога. Искусствовед и одна из биографов Лиотара Рене Лош считает, что все эти истории могли бы стать отличными сюжетами для фильмов, но не соответствуют действительности: исключительным художника и его творение сделали не они, а его «вкус к правде» и оригинальность. «После условности и манерности некоторых мастеров XVIII века почти фотографическая точность картины Жана-Этьена Лиотара производила впечатление откровения, — не перестают восхищаться исследователи. — Стакан с водой отражает окно, и в нем отражается линия верхнего края подноса».

Искусствовед Михаил Алпатов даже отнес «Шоколадницу» «к чудесам обмана зрения в искусстве, вроде тех гроздей винограда в картине знаменитого древнегреческого художника, который пытались клевать воробьи». Он сумел создать жанровую сценку: глаза девушки опущены, но заметно, что она хорошо осведомлена о своей привлекательности. Цвета одежды гармоничны: светло-серая юбка, блуза цвета охры, белоснежные косынка и фартук в складках, шелковый чепчик, скрывающий волосы… Открытое пространство перед моделью создает впечатление того, что она не застыла, а продолжает движение, аккуратно неся поднос, дабы не пролить модный и дорогостоящий шоколад. Дело в том, что в XVIII веке он был экзотическим лакомством, ставшим напитком класса люкс при дворах Европы. Его исключительность подчеркивалась в том числе дорогими фарфоровыми чашками, стоящими на серебряных или золотых блюдцах, в которых подавался напиток.

Самые наблюдательные зрители уже в те времена смогли разглядеть на картине еще одну важную деталь — первый европейский фарфор Meissen. Считается, что в благодарность за то, что художник запечатлел продукцию их мануфактуры, мастера компании сделали фарфоровую фигурку «Шоколадницы», которая и сегодня не падает в цене: образцы начала ХХ века «затягивают» на аукционах до двух тысяч евро. Лиотар, в отличие от многих коллег по творческому цеху, пользовался успехом и был высоко оценен еще при жизни. Хотя избежать нападок завистников ему не удалось: именно они корили его за отсутствие воображения и излишнюю точность в деталях — это, по мнению критиков того времени, не могло нравиться его моделям. Однако современница Лиотара, известная итальянская художница Розальба Каррьера, назвала «Шоколадницу» «самой красивой пастелью из когда-либо виденных». И это дорого стоило.

А в XIX веке «шоколадная девушка» стала весьма популярной фигурой в народном искусстве и рекламе: её тиражировали на этикетках банок с какао и буклетах, копировали и изображали в разных стилях и техниках. © Artifex.ru
Искуствовед Некрылова Л.П.


Шоколадница. Фрагмент №1 Лиотар, Жан-Этьен
Фрагмент №1.
Шоколадница. Фрагмент №2 Лиотар, Жан-Этьен
Фрагмент №2.
Шоколадница. Фрагмент №3 Лиотар, Жан-Этьен
Фрагмент №3.
«Шоколадница» в раме. Лиотар, Жан-Этьен
Рама для картины «Шоколадница» подобрана владельцем.
Посмотрите "авторские рамы" для классической живописи.

Раскраска по номерам для начинающих художников

Раскраска по номерам. Картина по номерам. Шоколадница
Заказать раскраску «Шоколадница» (5 файлов) за символическую плату.
О «Раскраске по номерам» (картина по номерам) подробнее.
Заказать живописную копию или портрет любого размера можно у профессионального портретиста и копииста с опытом работы с 1985 г. с возвратом денег, если не устроит результат. Актуальные на сегодня цены для конкретных размеров подсчитайте в калькуляторе. Посредникам сюрприз.Скидки и подарки
Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу: Также можно бесплатно скачать файлы «Шоколадница» на странице сайта!