«Корзина с яйцами среди мертвых птиц и кухонная утварь» Между 1650 и 1675 гг.
Автор: Рейвестейн, Хьюберт Ван
Размер: Высота: 31,7 см (12,4 дюйма); Ширина: 38,2 см (15 дюймов)
Материал: ljcrf, масло
Где находится: Музей Бойманса Ван Бёнингена, Museumpark 18, Роттердам, Нидерланды
Биография, картины
Хьюберт ван Равестейн был голландским художником интерьеров и крупного рогатого скота, сыном Германа ван Равестейна. Он родился в Дордрехте в 1638 году и умер там между 1683 и 1691 годами.
Осенью 2014 года на французском аукционе "Audap & Mirabaud" Международным институтом антиквариата был приобретен натюрморт, атрибутированный экспертами как работа немецкой школы. Хронологически картину отнесли к 1780-м годам, когда в Германии уже господствовал романтизм. Композиция натюрморта невелика по размерам (28,5?39 см), лаконична и проста в плане выбора предметов. На переднем плане справа запечатлена битая дичь - бекас и куропатка. Слева - потроха на расписном делфтском блюде, а также плетеная корзина с яйцами и ведро с высокой ручкой. Темная драпировка съехала на край стола, а часть потрохов свисает с него, тогда как другая их часть приподнята и опирается о ведерко для лучшего обзора.
Натюрморт с корзиной яиц, куропаткой и бекасомПодобный подчеркнутый натурализм несвойствен немецкому искусству конца XVIII столетия, стремившемуся идеализировать окружавшую человека среду и наполнить духовным романтическим содержанием всю предметную обстановку вокруг него. По своему звучанию и выбору предметов натюрморта данная работа куда ближе живописи Голландии XVII века. Ни в одной другой стране живописцы не уделяли такого внимания изображению неодушевленного мира. Нигде, кроме Голландии, не пользовались такой популярностью полотна, изображающие цветы, фрукты, овощи, посуду. В художественной среде было множество специалистов, создававших именно натюрморты, и во многом благодаря стараниям этих мастеров происходило дальнейшее развитие реалистической живописи.
Голландия, 1650 - 1675 гг.
Дерево, масло. 28,5?39 см
БСИИ ASG, инв. № 04-4851
Интерес к натюрморту появился в голландском искусстве еще в XV - XVI веках. Художники вводили в окружение религиозной сцены такие детали, как цветы, плоды, сосуды. Эти предметы помогали привнести в изображение нечто земное, светлое и радостное. Многие голландские художники XV - XVI веков, стремясь сделать изображение более убедительным, уделяли большое внимание вещам, окружавшим человека. Тем не менее, подобные натюрморты не играли самостоятельной роли. Они подчинялись бытовым сюжетам и служили в качестве дополнений к изображениям человеческих фигур. Возникновение собственно натюрморта связано с именем Питера Артсена (1508 - 1575). Именно его большинство исследователей считают основоположником этого жанра.
Абрахам ван Бейерен УловДо появления произведений Артсена можно говорить лишь о нарастании числа предметов в религиозных и бытовых композициях. Но настоящий расцвет натюрмортного жанра приходится на XVII век. Это связано с тем, что Голландия в это время, освободившись вместе с другими провинциями Северных Нидерландов от испанского владычества, заняла ведущее место в культурной жизни Европы. Такому положению способствовало и то, что католическая церковь, прежде не дававшая вздохнуть населению Нидерландов, наконец, отошла в сторону под напором кальвинизма, установкой которого было право человека на земные блага, достающиеся упорным трудом. Успешно развивалась здесь наука о Земле и интерес к ней. Увлечение ввозимыми из других стран диковинами, экзотическими растениями, птицами, животными дало толчок развитию естествознания.
Голландия, 1640-е гг.
Холст, масло. 112х145 см
БСИИ ASG, инв. № 04-4201
В Голландии, как и во многих европейских государствах, появились ботанические сады, зоопарки. Начали издаваться труды ученых, иллюстрированные атласы, посвященные миру растений, животных, птиц, насекомых. Голландская наука вышла на первое место в мире. Печатавшиеся в стране книги расходились среди читателей многих европейских стран. Чтобы поступить в Лейденский университет, в Голландию приезжали молодые люди со всех концов Европы. Основной мотив произведений голландских натюрмортистов - тихая жизнь вещей, цветов, спелых плодов, философская значимость созерцания их. Кроме этого голландский натюрморт отличает обилие работавших в этом жанре мастеров и разнообразие типов: "завтраки", "десерты", "рыбы", "цветы и фрукты" "битая дичь", аллегорический натюрморт "Vanitas" и др. В коллекции голландского натюрморта XVII века из Большого собрания изящных искусств ASG представлены практически все направления этого жанра: Мартинус Неллиус (XVII в.) и Бартоломеус Астейн (ок. 1607 - 1668) специализировались на изображении плодов и фруктов, Ян Питер ван Бредаль (1654 - 1745) писал охотничьи натюрморты, Отто Марсеус ван Скрик (ок. 1619 - 1678) избрал аллегорический жанр, Карел де Вогелер (1653 - 1695) - цветочный, а Абрахам ван Бейерен (1620 - 1690) часто запечатлевал рыбацкие уловы.
Все эти голландские мастера работали примерно в одно и то же время и, имея яркую индивидуальность, в целом стремились подражать своим великим современникам, задававшим тон в искусстве натюрморта - Яну Давидсу де Хему (1606 - 1683/1684), Питеру Класу (ок. 1597 - 1661) и Виллему Класу Хеде (1593/1594 - 1680/1682). Не избежал их влияния и Губерт ван Равестейн (Hubert van Ravesteyn, 1638 - 1691) - голландский мастер "золотого века" натюрмортного жанра.
Он родился в Дордрехте и специализировался на изображении композиций с рыбой, овощами, напитками и курительными трубками. 22 декабря 1669 года в Папендрехте он женился на Катарине ван Мёрс, в браке с которой имел восемь детей. На сегодняшний день известно не более 20 работ живописца. Натюрморты эти со стандартным набором предметов не отличаются большой оригинальностью и вариативностью, однако в них присутствует одно из самых ценных качеств голландского живописи XVII века - виртуозность при передаче фактуры различных предметов. Ван Равестейн подписывал свои композиции монограммой "HR".
В его жанровых произведениях ощущается влияние пейзажиста Альберта Якобса Кёйпа (1620 - 1691), а в стилевом решении и сдержанной колористике натюрмортов - Яна Янсона ван де Велде III (1620 - 1662). Ван Равестейн часто повторялся в своих натюрмортных композициях. Например, аналогичные изображения длинных белых курительных трубок, делфтских блюд, декорированных кобальтом, упаковок табака и грецких орехов можно видеть на картинах из художественной галереи Онтарио в Торонто и музея Дордрехта. Картины эти написаны с разницей в год - в 1670 и 1671 годах. Возможно, несколько раньше исполнена картина ван Равестейна из музея Бойманса-ван Бёнингена в Роттердаме. На ней мы видим ту же корзину с яйцами и тех же птиц (бекас, куропатка) в композиции, аналогичной работе из собрания ASG. Оба натюрморта написаны на дереве и имеют небольшой формат. И в том, и в другом случае в левой части находятся одинаковые по форме и плетению корзины яйцами, а справа повторяются две птицы.
Точно такая же корзина с яйцами и птицы изображены на картине из галереи Пита де Бура в Амстердаме. Близость трех представленных работ Губерта ван Равестейна очевидна. Роднит картины приглушенный колорит, темный задний план и расположение предметов, некоторые из которых свисают с края стола. Весьма характерен рисунок изогнутого крыла куропатки, повторяющийся в одинаковом ракурсе во всех трех композициях. При этом натюрморт собрания ASG количественно более насыщен предметами композиции, однако их мы можем обнаружить и в других работах художника.
В частности, на переднем плане изображен нож, белая рукоятка которого выглядывает из-под фаянсового блюда. Аналогичную рукоятку с округлым завершением живописец изобразил на картине "Натюрморт с делфтским блюдом, розой и грецкими орехами". Лезвие ножа скрыто здесь под драпировкой глубокого синего оттенка, а розовый бутон на ней являет собой изысканный цветовой акцент. Интересно, что некоторые детали натюрмортов ван Равестейна встречаются и в его жанровой живописи. Так, уже хорошо знакомая нам корзина с яйцами оказывается подвешенной вверху на перекладине сразу в трех картинах художника с изображениями интерьеров: "В хлеву" (музей Дордрехта), "Хлев с животными и фигурами фермеров" (Галерея Lempertz, Кёльн), "Женщина и мальчик с надутым пузырем в кладовой" (аукцион Glerum, Гаага). На картине Губерта ван Равестейна из Большого собрания изящных искусств ASG в верхней части на заднем плане изображена часть ниши в стене, в которой сидит кошка. Такая же прямоугольная ее часть присутствует на картине "Натюрморт с овощами, плетеной корзиной и рыбой", проходившей на аукционе Sotheby's 10 июля 2008 года в Лондоне.
Работа подписана монограммой художника "HR" и примерно с 1948 года находилась в частной коллекции в городе Оснабрюк. Помощь в ее атрибуции по фотографиям оказал знаменитый исследователь живописи старых мастеров, старший научный сотрудник отдела голландской и фламандской живописи Нидерландского института истории искусств (RKD) доктор Фред Мейер. В данном случае ниша в стене пуста, а к плетеной корзине прикреплена связка репчатого лука, расположенная по вертикали. Схожим репрезентативным способом к ведру крепятся мясные потроха в натюрморте из собрания ASG. Ван Равестейн обстоятельно выписывает внутренности, спускающиеся в большое фаянсовое блюдо. Реалистичность их исполнения ничуть не смущает и не отталкивает, поскольку в их изображении для художника заключается красота естества и энергия жизни, которую через передачу предметной среды стремилось выразить все голландское натюрмортное искусство XVII века.
Таким образом, на основе очевидной близости "Натюрморта с корзиной яиц, куропаткой и бекасом" собрания ASG картинам Губерта ван Равестейна данное произведение следует отнести к творчеству этого голландского живописца XVII века. Его датировка 1650 - 1675 годами обусловлена сходством с работой "Натюрморт с корзиной яиц, птицами и кухонными принадлежностями" из Роттердама, исполненной в это время и идентичной по составу предметов композиции.
И хотя практически все натюрморты ван Равестейна изображают одни и те же предметы, каждый из них все же имеет индивидуальные самобытные черты, что выделяет его работы в русле голландского натюрморта XVII века. "Натюрморт с корзиной яиц, куропаткой и бекасом" из Большого собрания изящных искусств ASG весьма показателен для творчества этого живописца и отныне займет одно из центральных мест в коллекции голландского натюрморта.
Список использованной литературы: 1. Голландский художник Губерт ван Равестейн (1638 - 1683/91) и его натюрморты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/4000579/post285278015/ - Дата обращения : 11.05.2017. 2. Hubert van Ravesteyn (1638 - 1691) Lot 173: - Hubert van Ravesteyn , Dordrecht 1638 - 1691 A still life with cabbages, onions, apples, a knife, wicker baskets and earthenware jugs on a table, together with a plate of fish and a blue cloth oil on panel [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.invaluable.co.uk/auctionlot/hubert-van-ravesteyn-,-dordrecht-1638-1691-173-c-f4ptrrfdap - Дата обращения : 11.05.2017
Каталог картин: название, год написания, где находится, автор, размер, техника.
Название: «Натюрморт с трубкой, орехами, кувшином и кисетом» 17 век
Автор: Рейвестейн, Хьюберт Ван
Размер: Высота: 52,2 см (20,5 дюйма) Ширина: 44,6 см (17,5 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Музей изящных искусств Гента (МСК)
Название: «Натюрморт с грецкими орехами, табаком и вином» 1671 г.
Автор: Рейвестейн, Хьюберт Ван
Размер: Высота: 66 см (25,9 дюйма); Ширина: 49,5 см (19,4 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: Художественная галерея Онтарио, Торонто.
Название: «Натюрморт с фруктами и овощами» около 1670 г.
Автор: Рейвестейн, Хьюберт Ван
Размер: 33,1 х 37,9 см (13 х 14,9 дюйма)
Техника: доска, масло.
Где находится: Музей Дордрехта-художественный музей в Дордрехте, Нидерланды.
Название: «Белая фляжка, стакан, роза и грецкие орехи в миске на каменной плите» около 1670 г.
Автор: Рейвестейн, Хьюберт Ван
Размер: Высота: 71 см (27,9 дюйма); Ширина: 59,5 см (23,4 дюйма)
Техника: холст, масло.
Где находится: частная коллекция (Цена реализации на аукционе 482500 долларов США)
Название: «Натюрморт с трубкой курильщика» Около 1664 г.
Автор: Рейвестейн, Хьюберт Ван
Размер: Высота: 38 см (14,9 дюйма); Ширина: 29 см (11,4 дюйма)
Техника: доска, масло.
Где находится: частная коллекция
Название: «Веселье в таверне» 17 век
Автор: Рейвестейн, Хьюберт Ван
Размер: Высота: 42 см. (16,5 дюйма) Ширина: 60 см .(23,6 дюйма)
Техника: дубовая доска, масло.
Где находится: Национальный музей в Варшаве, Варшава
Название: «Курильщик и пьяница» 1712 г.
Автор: Рейвестейн, Хьюберт Ван
Размер: Высота: 25,7 см; Ширина: 20,2 см.
Техника: холст, масло.
Где находится: Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам
Название: «Жанровая сцена в таверне» 17 век
Автор: Рейвестейн, Хьюберт Ван
Размер: Высота: 42,0 см. Ширина: 60,0 см.
Техника: дубовая доска, масло.
Где находится: Национальный музей в Варшаве, Варшава
Название: «Крестьянин и вислоухая в хлеву» 17 век
Автор: Рейвестейн, Хьюберт Ван
Размер: Н/Д см.(по мнению экспертов предположительно 75х56 см.)
Техника: холст, масло.
Где находится: Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва
Рейвестейн, Хьюберт Ван. Обзор картин
Внимание! Цветопередача файлов на разных компьютерах может отличаться друг от друга.
Заказать живописную копию или портрет любого размера можно у профессионального портретиста и копииста с опытом работы с 1985 г. с возвратом денег, если не устроит результат. Актуальные на сегодня цены для конкретных размеров подсчитайте в калькуляторе. Посредникам сюрприз.