Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
по ценности своих коллекций зарубежного искусства занимает в Советском Союзе второе место после Государственного Эрмитажа и широко популярен в стране и вне ее пределов.
Уже почти три четверти века музей играет важную роль эстетического центра, где художники и искусствоведы изучают историю зарубежного искусства; огромные массы зрителей приобщаются к пониманию богатого и разнообразного мира идей, чувств и образов, отразившихся в искусстве разных времен и народов.
В настоящее время коллекции музея условно можно разделить на два основных раздела. Один — это довольно значительная часть гипсовых слепков, которые первоначально составляли основной материал Музея изящных искусств, созданного при Московском университете по инициативе профессора И. Цветаева, благодаря его энергии и энтузиазму. Второй раздел составляют подлинники: собрание египетских древностей, коллекция античных ваз и пластики, памятники прикладного искусства, европейская скульптура, графика и живопись.
Картинная галерея музея сейчас занимает большую часть экспозиционных помещений. А зарождение ее относится к 1923 году, когда было решено ввести в музей слепков новые собрания оригинальных произведений искусства, и прежде всего западноевропейской живописи, до того плохо представленной в музеях столицы.
Создание нового отдела стало основной задачей музея. И уже 10 ноября 1924 года в музее открылась картинная галерея, состоявшая первоначально из двух залов: в одном были размещены произведения нидерландской, немецкой и голландской школ, в другом — временная выставка французских картин, переданных музею из собраний Ленинграда. Через год, к празднованию годовщины Великой Октябрьской революции, было открыто еще четыре зала: один из mix был отдан итальянскому искусству XIII—XVII веков, два — французскому XVII— XIX веков и четвертый — смешанной экспозиции испанской и фламандской живописи XVII века с итальянскими картинами XVIII века.
Столь обширная коллекция возникла после передачи музею в 1924—1925 годах собрания западноевропейского искусства бывшего Румянцевского музея, картин зарубежных мастеров, собранных С. Третьяковым, произведений из национализированных после Октябрьской революции частных собраний Юсуповых, Шуваловых, Брокера, Д. Щукина и других. Очень большое значение для формирования московской коллекции имели крупные поступления из Государственного Эрмитажа. В последующие годы музей пополнял свои коллекции путем закупок и обмена с другими музеями. В 1948 году картинная галерея, до того по времени завершавшаяся раз-, делом искусства середины XIX века, была дополнена частью собрания Музея нового западного искусства, основу которого составляли знаменитые коллекции С. Щукина и И. Морозова. В разное время в дар музею Пушкина передавали свои произведения мастера современного зарубежного искусства — А. Матисс, Р. Гуттузо, Р. Кент,
Д. Ривера, художники Болгарии, Польши, Венгрии, Чехословакии, зарубежные и отечественные друзья и почитатели музея, частные коллекционеры.
Сейчас коллекции картинной галереи насчитывают более трех тысяч полотен, которые позволяют проследить все этапы развития европейской живописи и составить достаточно полное представление о лучших мастерах ми- \ рового искусства.
Своеобразным прологом к истории европейской живописи служат фаюмские портреты — памятники, связанные с погребальным обрядом жителей Фаюмского оазиса на севере Африки, созданные в I—IV веках н. э.
Искусство наиболее ранней из художественных школ — византийской — представлено в музее небольшой, но прекрасной по своему качеству коллекцией икон XI—XV веков, среди которых особое место занимают «Двенадцать апостолов», «Св. Пантелеймон», «Благовещение».
Отдел итальянской живописи содержит большое количество произведений выдающихся мастеров, работавших в XV—XVIII веках, по которым можно составить представление о целом ряде направлений в искусстве различных периодов. К сожалению, музей не обладает работами Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, по зато в коллекции представлены такие знаменитые мастера итальянского Возрождения, как Боттичелли, Чпма да Конельяно, Джулио Романо, Больтраффпо, две работы
венецианца Паоло Веронезе. В разделе XVII векг ще представлены все течения итальянской ж полотна Тьеполо, Гварди и Каналетто раскрывал таточной полнотой тенденции в изобразительно: стве Италии XVIII века.
Собрание картин голландской живописи XVI музее можно выделить особо. По полноте и свое: кому качеству оно не уступает многим европей лереям. Достаточно назвать шесть работ Рех полотна Питера де Хооха, Терборха, Класа, Стрека, чтобы возникла в памяти эпоха блестяп цвета голландской живописи в ее основных х венных устремлениях.
Коллекции картинной галереи пе одинаковы и качеству состава, но в каждой из пих обязатег произведения великих мастеров своего временя небольшой фламандской коллекции имеются ра' сокого качества всех знаменитых живописцев X1 Рубенса, Ban Дейка, Снейдерса, Иорданса, Тени Брейгеля Бархатного. А собрание картин нидер. мастеров XV—XVI веков располагает иптересш нзведениями Госсарта, Херри мет де Блеса, Бейкелара. Лучшим украшением немецкой кс безусловно, является «Мадонна с младенцем» Кранаха. В испанской коллекции среди же произведений выделяются «Натюрморт» Пере вочка с фруктами» Мурильо, работы Сурбараг беры, лучших мастеров «золотого века» испаш кусства. Небольшая по числу картин коллекция ской живописи известна в Советском Союзе тех держит замечательное произведение Констебла-«Вид на Хайгет с Хэмпстедских холмов».
Самой значительной коллекцией картинной является собрание французской живописи. Это насчитывает свыше семисот произведений, otjii ся высоким художественным качеством, и позв( ветить почти все основные этапы в развитии ской живописи с конца XVI до середины XX : классицизма Пуссена до кубизма Пикассо.
В НАЧАЛО