Живописный портрет в профиль 40х50см. холст, масло, 2001год.
Портрет в профиль
Профиль (фр. profil, от лат. fīlum «нить») — положение головы или (реже) фигуры вполоборота от зрителя, так, что видна одна только половина, находящаяся по ту либо другую сторону оси симметрии человеческого тела.
Поскольку при таком положении теряются специфические детали, но остаётся общее впечатление, часто используется с мемориальной целью на монетах, гербах, и т. д.
Как синоним слова «профиль» используется слово «силуэт», однако это не всегда справедливо, так как силуэт может изображать человека в совершенно любом ракурсном повороте.
Профиль в истории изобразительного искусства
Иоганн Элеазар Цейссиг. Происхождение картины: семья рисует «китайские тени». XVIII в.
Профильное изображение предполагает определённую форму идеализации модели, напоминая об античных камеях или римских медалях. Профильный портрет — одна из древнейших форм изобразительного искусства , поскольку для его создания требуется меньше навыков рисования — человека во многих случаях легче изобразить, обводя контур его тени на стене или специальном экране.
О таком способе, в частности, на заре истории искусства рассказал Плиний Старший в «Естественной истории»:
Лепить из глины портретные изображения первым придумал гончар Бутад из Сикиона, в Коринфе, благодаря дочери: влюблённая в юношу, она, когда тот уезжал в чужие края, обвела тень от его лица, падавшую на стену при светильнике, линиями, по которым её отец, наложив глину, сделал рельеф и, когда он затвердел, подверг обжигу вместе с прочими глиняными изделиями
О картине
Перед нами - один из интереснейших портретных образов, созданных художником. Выразительная сила изображенного образа такова, что раз увидев его, зритель еще долго будет находится под его впечатлением.
Художнику удалось создать идеал женской красоты, обладающий первозданной привлекательностью. Светлана, так зовут модель, предстает перед зрителем скорее в образе ветхозаветной Евы, нежели нашей современницы. Черты ее лица, обращенного к зрителю в профиль, читаются предельно просто. Настроение героини скупо в проявлении эмоций. Перед нами - разумная молодая женщина, которая знает, что хочет. В ее облике нет и намека на женскую капризность. Устремленный вперед взгляд говорит об умении планировать собственное развитие в этом мире.
Все в представленном образе честно, открыто, достоверно. И в то же время, по-детски мило и наивно. В характере просматривается склонность к поэзии и лиризму, хотя внешность портретируемой лишена обманчивых прикрас и ложных внешних эффектов.
Формальный строй образа организован В. Дерюгиным очень умело. Художнику удалась сложнейшая творческая задача, которая возникает при изображении человека в профиль.
Он сумел показать зрителю не только то, что непосредственно находится перед глазами, но и прочувствовать (как лучшие мастера портретного жанра) ту половину лица модели, которая скрыта от зрителя. Поэтому профиль смотрится рельефно по объему и глубок по пространственным характеристикам.
Удачным можно считать и передачу внешних качеств облика портретируемой. Ее формы чувственны по фактуре, волосы, кожа переданы изумительно. Они реальны и их конкретность позволяет предельно долго задерживать взгляд зрителя на себе, внимательно, сантиметр за сантиметром, перемещать его по поверхности портретного шедевра.
Рецензия искуствоведа Некрыловой Л.П.
- НАЗВАНИЕ: Живописный портрет в профиль
- ГОД: 2001 год
- РАЗМЕР: 40х50см.
- ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ: холст, масло
- СПОСОБ: ручная работа с натуры, 7 сеансов
- АВТОР: Виктор Дерюгин
В ГАЛЕРЕЮ