Испания Эскориал усыпальница королей
- АДРЕС: Calle don Juan de Borb?n y Battemberg s/n 28200 San Lorenzo de El Escorial, Madrid
- ТЕЛЕФОН: 91 454 87 00
- САЙТ: https://www.patrimonionacional.es/
- ЦЕНА: 10 евро взрослые, 5 евро дети, буклет 7 евро, аудиогид 4 евро, брошюра 1 евро.
- АВТОБУС:Автобусы №661 и 664 в Эскориал отправляются с мадридского вокзала Монклоа (Moncloa), в пути около часа.
- ПОЕЗД: центральный вокзал — Atocha. Поезд Мадрид-Эскориал-Мадрид – 8-10 € Время в пути – чуть больше часа, отправление 1-2 раза в час.
- ВРЕМЯ РАБОТЫ: с Октября по Март с 10-00 до 18-00, с Апреля по Сентябрь с 10-00 до 20-00.
- ЗАКРЫТ: Выходной в понедельник.
- ФОТОГРАФИРОВАНИЕ: внутри помещений монастыря запрещено.
Мастеры
Эль Эскориал не может считаться полностью произведением рук только одного архитектора, поскольку это результат сотрудничества общности, в которой выделяются два проектировщика: Хуан Баутиста де Толедо и Хуан де Эррера. Руке первого, ранее работавшего в Ватикане в качестве помощника Микеланджело, принадлежит план главного этажа и большинство чертежей.
В течение времени, когда работами руководил второй из них, был возведен почти весь комплекс, включая многочисленные элементы, которые не были созданы Толедо. Принимая во внимание многочисленные консультации с другими итальянскими и испанскими архитекторами для принятия окончательных решений, следует считать Эль Эскориал наихарактернейшим выражением индивидуальности Филиппа II. Также нельзя забывать о важности техников- строителей и производителей работ, таких как Фрай Антонио де Вильякастин , Педро де Тол оса,
Диего Алькантара или Хуан де Минхарес. Последователем Эрреры и продолжателем его работы, начиная с 1583 г. стал Франсиско де Мора. В XVIII веке Хуан де Вильянуэва уподобил дух Эль Эскориала своему классическому итальянскому образованию, создавая свои великие произведения для Карла III и Карла IV.
Испания Эскориал усыпальница королей
Монастырь Эль Эскориал это памятник, который наилучшим образом обощает идеологические и культурные стремления Золотого Века в Испании того периода
когда Испанская Монархия, провозглашенная главной защитницей католической Контрреформы, в противовес странам, принявшим протестантскую реформу, была главной мировой державой, как благодаря своим династическим союзам, и как следствие, территориальному влиянию в Европе, так и вследствие установления господства почти на всем американском континенте, который тогда был уже открыт. Борьба «Католического Короля» за гегемонию в Европе и за защиту традиционной религии и культ династии и личности Богоизбранного Монарха находят свое выражение в Эль Эскориале посредством подлинного единства итальянских и фламандских художественных форм.
На сегодняшний день Эль Эскориал продолжает находиться под королевским покровительством Его Величества Короля и в ведении Национального Достояния.
Основание монастыря и его причины.
Монастырь Сан Лоренсо-дель-Эскориал объединяет в одном строении различные функции, но первоначально он был задуман как монастырь для монахов Ордена Святого Иеронима.
Таким образом, был спроектирован дворец, чтобы разместить Короля под покровителем которого шло строительство, и его свиту. Училище и семинария дополняют религиозное назначение Монастыря, а Библиотека обслуживает все три учреждения.
I победа над Генрихом II Французским при Сен-Кантене, ставшая первым большим военным триумфом за фемя правления Филиппа II и соправшая с праздником Святого Лаврентия 10 августа 1557 г., частично объясняет адвокацию монастыря, который, безусловно, является не только вокативным памятником.
Личность Карла V является решающей в создании монастыря, т. к. он очень сильно повлиял на духовное воспитание своего сына своим примером, проведя свои последние годы среди монахов Ордена Святого Иеронима в Юсте, и необходимостью обеспечить ему достойное погребение. После продолжительного правления Филипп II умер в Эль Эскориале 13 сентября 1598 г.
Основатель
Филипп II был королем Испании и Индий с 1556 г.; Неаполя, Сицилии и Милана с 1554 г.; и Нидерландов с 1555 г. после передачи ему титула его отцом императором Карлом V, который в 1556 г. оставил трон и удалился в монастырь Юсте, где умер в 1558 г. После продолжительного правления Филипп II умер в Эль Эскориале 13 сентября 1598 г.
Творение
Как только было принято решение об основании монастыря, Филипп II в 1558 г. стал решать, где его построить. В 1562 г. место было определено и по проекту, или «универсальному чертежу», Хуана Баутисты де Толедо было начато строительство.
В 1571 г. одна часть Обители была более или менее готова; в 1572 г. началось строительство «Дома Короля»; а в 1574 г. Базилики, которую завершили в 1586 г. и освятили в 1595 г. Эта дата может считаться днем окончания строительства, хотя последний камень был положен в 1584 г., а работы по убранству продолжались еще несколько лет. Король тщательно следил за всем процессом строительства, за которые отвечали архитектор, приор и двое управляющих.
Архитектор был назначен непосредственно Королем, и поэтому отчет о работе он должен был держать только перед ним, а не перед приором, который в остальном был самым влиятельным лицом при строительстве и которому подчинялась «Конгрегация», исполнительная комиссия, занимавшаяся судебными и экономическими вопросами, надзором за строительством и выплатами.
В НАЧАЛО
ФОТО ИЗ МОЕЙ ТВОРЧЕСКОЙ ПОЕЗДКИ И ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ (План монастыря)Краткий путеводитель по Королевскому монастырю Сан-Лоренсо дель-Эскориал. План монастыря на русском языке. Путеводитель на русском языке продается в Королевском монастыре Сан-Лоренсо дель-Эскориал
✎ Если Вам понравиласьпубликация-поделитесь в соцсетях
СХЕМА ПРОЕЗДА
Я стараюсь посещать все художественные музеи и галереи мира где оказываюсь, чтобы учиться у великих мастеров прошлого и находить каждый раз что-то новое в шедеврах живописи.
Обучаясь таким образом у классиков, я продолжаю совершенствовать свои знания в изучении технологии живописи художников различных стилей и направлений, что позволяет мне делать заказные портреты и копии на высоком профессиональном уровне.
Экскурсия
СОДЕРЖАНИЕ:
- Священная территория Храма и его внутренний двор.
- Обитель, размещенная вокруг большого и четырех маленьких дворов.
- Дом Короля.
- Постройки, относящиеся к Дворцу Короля.
- Училище.
- Библиотека.
Священная территория Храма и его внутренний двор
Королевский Монастырь Сан-Лоренсо-дель-Эскориал представляет собой огромный прямоугольник, внутри которого, как это можно увидеть на плане, необходимо было разместить организации различного назначения:
Этот «универсальный чертеж», придуманный Хуаном Баутистой де Толедо, отразил влияние крестообразных этажей итальянских и испанских лечебниц XV в., но его первоначальной основой считается традиционное расположение средневековых монастырей. Строение расположено на склоне горы и обращено на все четыре стороны света с алтарем на восток так, что с этой и с южной сторон, где местность уходит вниз, оно оказывается окруженным парками, поддерживаемыми крепкими стенами. С северной и западной сторон, где местность выше, его окружает почетное место, «Ла Лонха».
По мере того, как подъем, ведущий к входу, заканчивается, открывается самая живописная сторона здания с Домом Короля, задней стеной Базилики и ее куполом; нам предстоит обойти всю площадь и вернуться в здание, чтобы попасть к главному фасаду. Здание впечатляет своим однообразием и суровостью из-за отсутствия какого-либо орнамента, но каждый фасад обладает своим собственным характером.
Такое однообразие было бы куда меньше, если бы была реализована изначальная идея Толедо, который задумывал западную половину здания сделать на этаж ниже, а также поставить башни, обозначавшие бы проход на максимальной высоте в центре северного и южного фасадов. Размерная последовательность объёмов придала бы зданию гармоничный вид, более присущий эпохе Первого Возрождения. В 1564 г. Филипп II решил назначить монастырю 100 монахов вместо 50, и проект также был расширен до 4 уровней по всему зданию.
В центре северного фасада находится парадная входная дверь, где нужно купить входной билет. Когда мы это сделаем, предпочтительно снова выйти и направиться к главному порталу, принимая во внимание, что северный фасад и здания, окружающие Лонхи, были возведены как дворцовые и монастырские постройки между XVI и XVII вв. и что ни одна из них не была предусмотрена в первоначальном плане Хуана Баутисты де Толедо.
Напротив северного фасада, видоизмененного в XVIII в. Хуаном де Вильянуэвой, расположены два Ремесленных Дома, построенных Эррерой в XVI в., чтобы разместить в них слуг короля, и соединенных с Дворцом с помощью подземного хода, построенного Падре Понтонесом (Фраем Антонио де Сан Хосе), чтобы придворные не теряли своих треуголок и париков,
срываемых сильным ветром. Далеко на юго-западе от Лонхи находится Ла-Компаньа, построенная в конце xvi Франсиско де Морой в качестве построек, относящихся к Обители и соединённая с монастырем галереей с аркадой.
До времени правления Карла III вокруг Монастыря не было других важных зданий: главный фасад смотрел на горы и находился в согласии с природой и искусством; иеронимские монахи жили как отшельники, посвящая себя молитве посреди пустыни.
Остальные здания, относящиеся к Лонхе, принадлежат, следовательно, к XVIII в. и являются творением Хуана Вильянуэвы: рядом с Ла-Компаньа стоят длинный Дом Инфантов, строительство которого началось в 1771 г., и, составляющий угол с ним, Дом Государственного Министра, относящийся к 1785 г., оба из которых обладают лестницами, достойными внимания.
Главный фасад монастыря насчитывает три портала. Боковые, одинаковые, принадлежат Училищу (слева) и Обители (справа).
Портал, ведущий в Обитель, не совпадает с ее главным входом, а ведет по скату к продуктовым складам, а за ним находится впечатляющая кухня, за которой расположен достойнейший внимания двор, покрытый люцерной и находящийся между четырех галерей меньшего размера. Планировка почти такая же, как и в Училище, где выделяется актовый зал, или «театр».
Главный портал в центре фасада служит входом в Монастырь и в Базилику и, следовательно, имеет религиозную символическую значимость. Он не имеет отношения к корпусу здания, частью которого является, т. к. это здание Библиотеки, но затрагивает храм, истинный фасад которого находится в глубине атриума.
На самом деле мысли о создании этого портала Эррере навеяла гравюра Серлио, иллюстрирующая фасад церкви, мысль, которой, возможно, не был чужд Филипп II, очень увлеченный использованием научных рудов по Архитектуре. Королевский герб и Святой Аоренсо принадлежат работе Хуана Баутисты Монегро.
Проходя через Зйгуян(вестибюль), над которым находится Библиотека, мы попадаем во Двор Королей, где годпоствуют большой купол и фасад Базилики.
Скульптуры всех шести великих королей Иуды, которые красуются на его первом корпусе, также принадлежат работе Монегро, как и Святой Аоренсо. Камень для всех семи изваяний был взят от одного и того же гранитного блока из горной каменоломни, блока, на котором выбили: «шесть королей и один святой/ вышли из этого камня/ и еще на одного осталось».
По замыслу Толедо двор должен был иметь боковые портики, которые так и не были сделаны. Башна справа- часовая, или колокольная; башня слева, «Кампанильяс», названная так из-за органа, состоящего из колоколов, или соборных колоколов фламандского производства, вновь установленных в 1988 г.
Поднимаясь к портику Базилики, мы видим дверь в стене справа: прежде это был главный вход в Монастырь, и через нее мы выйдем, когда закончится экскурсия.
Базилика
Большая монастырская церковь это истинная причина для того, чтобы носить имя Эль Эскориал.Несмотря на то, что Хуан Баутиста де Толедо четко указал на плане его расположение и границы, до конца был доведен не его план, а общий проект, в котором Хуан де Эррера реализовал различные идеи.
Проект Толедо представлял собой полукруглую абсиду с башнями по сторонам; инженер-архитектор Франческо Пачиотто в 1562 г. в пух и прах раскритиковал его общие пропорции и представил в 1563 г. другой проект квадратной церкви. Толедо спроектировал новую в 1567 г., и между этим годом и 1572 Филипп II приказал соединить • проекты лучших итальянских архитекторов,
которые были изучены совместно с испанскими архитекторами Флорентийской Академией и Виньолой из Рима. Когда Филипп II получил их в 1573 г., он решил, что они не очень годятся: он все еще сомневался и в результате его решение пало, как казалось, на проект Эрреры, но основанный на идеях Пачиотто. Результат был похож на генуэзскую церковь Св. Марии де Кариньяно. В конструкции блистали организаторские задатки Хуана де Эрреры и производителя работ Фрая Антонио де Вильякастина.
На самом деле Базилика состоит из двух церквей: той, что служила для народа, Сотакоро (под Хорами), и Королевская Капелла и монастырская церковь, т. е. храмовый корпус.
План Сотакора повторяет, хотя и в меньшей масштабе, план главной церкви, оставляя открытым пространство в центре с помощью смелого плоского свода. Два алтаря по сторонам центральной арки служили для проведения месс для народа. Между этим местом и Королевской Капеллой находятся Хоры семинаристов, отделенные от них большими бронзовыми решетками, произведенными в Сарагосе Гильеном де Тухароном.
Над пространством Сотакора, на уровне главного этажа,простираютсяХоры религиозных (они закрыты для посещения); стулья принадлежат работе краснодеревщика Хосе Флечи, генуэзца, а кожухи органа- Энрике Котену. Один из 124 стульев в юго-западном углу- немного шире других: его использовал Филипп II, чтобы следить за богослужением. Фреска «Ля Глория» (Рай) на своде принадлежит руке Луки Камбьязо, которого в Испании называли Аукето.
Есть также портреты выдающихся деятелей, таких как самого художника и Фрая Антонио де Вильякастина. Настенная роспись, которую Камбьязо не закончил из-за своей смерти, была завершена Ромуло Цинциннато.
Еще до того, как мы проходим бронзовые решетки, привлекает взор вид Главной Капеллы, задний план которой занимает огромный главный заалтарный образ боковые стороны украшены королевскими кенотафами королей согласно каноническому плану Хуана де Эрреры в духе классицизма. Вся скульптура из позолоченной бронзы принадлежит работе миланцев Леоне и Помпео Леони.
В нижнем корпусе привлекает внимание красивая церковка Дарохранительницы, построенная по проекту Эрреры в 1579-1586 гг. Джакомо Треццо из различных видов испанского мрамора. Оба полотна из первого корпуса и центральное из второго принадлежат кисти Пеллегрино Тибальди, а остальные-Федерико Суккаро.
Кенотафы Карла V со стороны Евангелия (слева) и Филиппа II у Послания (справа) увенчаны соответствуюгциеми оружейными гербами. Все три двери, располагающиеся под каждым из них, ведут ближайшая- к амвону: к Ризнице и Реликварию, а две другие- к маленьким молельням, прилегающим к спальням королей.
Это расположение повторяет Комнату Императора в Юсте. Можно сказать, что таким образом Филипп II спал практически на своей могиле и молился под местом, предназначавшимся для его собственной коленопреклоненной статуи. Вокруг него расположились его жены: Изабелла де Валуа, Мария Португальская (мать принца Карла, стоящего рядом с ней) и Анна Австрийская. Напротив, рядом с вооруженным Карлом V в императорской мантии стоят императрица Изабелла (мать Филиппа II), за ним- их дочь Мария, а затем- сестры императора- Мария Венгерская и Элеонора Французская.
На своде Пресвитерия,который также как и свод над Хорами, расписан фресками Лукето, изображена Коронация Богоматери. Остальные своды закончили штукатурить в xvi в., а в 1693 г. Карл II заказал Луке Джордано расписать их фресками, представляют собой впечатляющий барочный ансамбль.
Библиотека
В изначальном проекте монастыря Библиотека, которая считается постройкой, располагающейся вокруг Галереи, не имела ни предметной ни символической важности, которую она приобрела в конце концов. Она служит связующим элементом между Обителью и Училищем (которые пользуются ее совместно), и одновременно выступает как вспомогательный элемент и проход центральной линии здания, в которую выстраиваются таким образом знание, вера и власть. Не только ее расположение, но и само богатство убранства доказывают то, что Филипп II придавал важность Библиотеке как части ансамбля.
То, что действительно стоит посетить, так это главный салон, или салон чести, в котором находятся печатные книги, но также существовал другой зал для манускриптов и еще один для запрещенных печатных материалов и книг. Важность, отводимая Библиотеке, взаимосвязана со значимостью, которую Филипп II также придавал Семинарии или Училищу, начиная с 1579 г., все это было навеяно духом Тренто; но также это объясняется тем престижем, который приобретала Корона, владея Королевской Библиотекой, которая обобщала все знания и включала в себя «прекрасное собрание» подлинных старинных рукописей.
Несмотря на то, что несколько раз ей стал пожар 1671 г., в ней сохранились более 40.000 текстов, среди которых находится богатейшая коллекция латинских, греческих, еврейских и арабских манускриптов.
Кроме собственных книг, которых было более 4000 и которые принадлежали Короне и которые до сегодняшнего дня хранятся в Королевской Капелле в Гранаде, Король приказал привезти в Эль Эскориал книги из частных коллекций. Бенито Ариесу Монтано и Фраю Хосе де Сигуенсе было поручено упорядочить и классифицировать эту огромную коллекцию, к которой за время правления Филиппа III добавились 4000 арабских манускрипта.
Главный зал Библиотеки- «веселый, полный величия и света», поскольку в нем семь окон, выходящих на Двор Королей и пять, выходящих на Площадь, он насчитывает 55 метров в длину и 10 в ширину. Он поражает богатством своих стеллажей и фресок, написанных между 1586 и 1592 гг. Пеллегрино Тибальди в его маньеристском стиле, так явно навеянным творчеством Микеланджело. Обширная и сложная иконографическая программа, наполненная аллюзиями и в большинстве случаев изображающая мудрецов и античных персонажей, обязана летописцу строения Эль Эскориал, Фраю Хосе де Сигуенсе.
Цикл картин Тибальди начинается с Философии на фасаде Училища, со стороны которого мы входим, и Теологии на южном фасаде Обители. От одной до другой расположились науки, другими словами, семь свободных искусств, объединенные согласно средневековым правилам в Тривий (Грамматика, Риторика и Диалектика) и Квадривий (Арифметика, Музыка, Геометрия и Астрология). На каждом пролете свода находятся их аллегорические изображения в соответствующих полукруглых пространствах, или люнетах, появляются с каждой стороны по два прославленных представителя науки как таковой, а на фризах под карнизом- истории, наводящие мысли о ней.
Монументальные стеллажи в дорическом стиле были созданы Хосе Флечей, Хуаном Сененом и Мартином де Гамбоа по проекту Хуана де Эрреры, и книги на них стоят корешками внутрь, чтобы бумага «дышала»: позолоченные края книг просматриваются сквозь сетку XVIII века, и «так это выглядит прекрасным произведением, потому что от пола до самой верхней точки она либо расписана либо покрыта золотом».
Полки выполнены из цветной древесины, привезенной из Индий, и расположены на мраморных панелях. Стволы колонн сделаны из аканы, а основания и капители- из апельсинового дерева. Все пять столов из темного мрамора вдоль зала относятся к эпохе основания, в то время как оба восьмиугольника из порфира были изготовлены мраморщиком Бартоломе Сумбито приблизительно в 1660 г. Над всем этим тянется обширная коллекция земных и небесных сфер, карт, астролябий и т. д., которые отражали состояние научного кабинета, которым обладала Библиотека. Как воспоминание об этом в зале все еще хранятся армилярная сфера, созданная Антонио Сантуччи примерно в 1582 г. по птолимеевской системе, земная и небесная сферы Яна Блау, относящиеся приблизительно к 1660 г., и камень-магнит, который, похоже, был найден в ходе раскопок при закладке фундамента монастыря.
Музеи
Спустившись из Библиотеки, мы возвращаемся в Двор Королей, выходим из здания и снова входим в него через центральную дверь северного фасада, где мы покупали билеты. Раньше эта дверь вела прямо к дворцовым кухням, где теперь расположены кассы и кафе. Через них или через вестибюль мы выходим во Двор Двор:,.: или Двор Экипажей, восточная и южная галереи которого украшены двумя сериями батальных сцен эпохи Филиппа II. Одна, фламандской школы xvn века, повествует о кампании в Нидерландах, а вторая, работы Луки Камбиазо, изображает Битву при Лепанто.
Их размеры хорошо видны только на уровне главного этажа, т. к. половина их площади закрыта двухэтажным корпусом в форме буквы Т, гда располагались помещения Кухни «де-Бока».Здесь располагаются уборные.
Комнаты первого этажа, находящиеся к востоку и к северу от Двора Дворца, представляют собой дворец Бурбонов. Во времена Австрий в северных комнатах жили придворные дамы и кавалеры, а в восточны комнатах- Инфанты.
Новые музеи
Из восточной галереи Двора Дворца мы проходим к экспозиции, представленной Музеем Архитектуры и Музеем Живописи. Им предшествуют два зала, являющиеся частью Общего, или Административного, Дворца XVI века. В первом представлена деревянная полихромная фигура Святого Михаила, побеждающего Люцифера, работы придворного скульптора Карла II Луизы Рольдан, «Ла Рольданы». Во втором зале находится величественная картина Доменико Теотокопули Мученичество Святого Маврикия и Фиванского Легиона, написанная по заказу Филиппа II для Базилики. Однако картина не понравилась королю из-за декора, т. к. ее иконографический образ не соответствовал нормам Контрреформы, и в результате ее место было занято Картиной Ромоло Цинциннато. Также на стенах обоих залов висит несколько фламандских гобеленов из коллекции
Филиппа II, среди которых выделяется знаменитое Торжество Богородицы, или Золотые Полотна.
Монастырский Музей Архитектуры
По лестнице, которая находится за картиной Эль Греко, мы спускаемся в эти залы, открытые в 1963 году и обогащенные за счет выставок 1986 года, размещающие дидактические схемы, планы, макеты и другие предметы, иллюстрирующие процесс строительства здания.
Музей Живописи
В 1963 залы
первого этажа Дома Короля, называемого также Летним Дворцом, были приспособлены для выставления в них произведений живописи из коллекции монастыря, тех, что не были перевезены в Музей Прадо в XIX и хх веках. В соответствии с нынешним расположением первый зал разместил произведения фламандских живописцев xvi века, особое место отведя работам Михиля Кокси, одного из любимых художников Филиппа II, чей стиль обнаруживает влияние итальянских живописцев Рафаэля и Леонардо. Выделяются Несение креста, Давид и Голиаф и Триптих Святого Филиппа, написанный в честь святого покровителя короля.
Во втором зале продолжает выставку фламандской живописи, но уже относящуюся к XVII веку, ее венчает полотно из работ Пауля ван дер Муэлена Визит Филиппа III в Сан-Себастъян, на которой изображен момент, предшествующий подписанию брачных соглашений между испанской и французской монархиями. Рядом с ним можно видеть Сельский пейзаж Яна Брейгеля II Младшего и среди других произведений две вазы Даниэля Зегерса.
Третий зал посвящен итальянской живописи XVI века, преимущественно венецианской школы, к которой принадлежат Святая Маргарита Тициана, Бог-Отец и Святой Дух, приписываемая Паоло Веронезе, и два Снятия с креста, одно из которых принадлежит его кисти, а второе- кисти его сына Карио Веронезе. Среди остальных работ выделяется великолепный Святой Михаил кисти Луки Камбиазо.
В четвертом зале находится вершина мастерства Рогира ван дер Вейдена, Голгофа, наряду с различными итальянскими и испанскими полотнами конца xvi века, тесно связанные с созданием монастыря, такие как Благовещение Веронезе, Поклонение пастухов Тинторетто и Рождество и Богоявление Федерико Цуккаро, заказанные для украшения главного алтаря Базилики, хотя в результате они были отвергнуты. В зале также размещены наряду с полотнами других авторов, важные произведения Хуана Фернандеса де Наваррете, Немого, такие как Покаяние Святого Иеронима и Обезглавливание Святого Иакова.
В пятом зале выставлены работы из фондов итальянской живописи xvii века, среди которых необходимо специально упомянуть о вызывающем интерес портрете Иннокентия X с прелатом кисти Пьетро Мартире Нери, также как и о четырех произведениях Гверчино и двух изображениях Святой Моники Гвидо Рени.
Все три внутренних зала (шестой, седьмой и девятый), окна которых выходят во Двор с Маскаронами, содержат произведения испанских мастеров XVII века. В шестом зале собраны те, что принадлежат к первой половине века, включая две: Натюрморт со щеглами Хуана ван дер Хамена и Рождество Богородицы Джузепе Леонардо. Седьмой зал посвящен Рибере и Сурбарану с их последователями и копиями из их мастерских. Кисти Риберы приписывают Явление Младенца Иисуса Святому Антонию, а Сурбарану-Введение во Храм Пересвятой Богородицы, хотя другие авторы считают, что обе картины написали их ученики. Восьмой зал, завершающий экспозицию, содержит картины испанских мастеров эпохи высокого барокко, таких как Клаудио Коэльо, автора Портрета Марии Анны Австрийской и Портрета Марии Анны Нойбургской, хотя в авторстве по отношению к этой картине мы не можем быть полностью уверены. Кисти Алонсо Кано мы обязаны картиной Мадонна со спящим младенцем, а Франциско Рицци картиной Благовещение.
И наконец, в девятом зале, служившем прежде летней спальней Филиппа II (соединенной с галереей «подземной церкви», которая служила ему молельней и которая сейчас является Пантеоном Королей), находится произведение Луки Джордано, который в конце XVII века активно работал для монастыря, где хранятся его многочисленные фрески и немало полотен в большинстве своем религиозного содержания, за исключением Портрета Карла II, который мы можем видеть в этом зале.
Двор с Маскаронами
Этот Двор, находящийся в тени огромной церковной стены, обязан своим названием двум фонтанам, находящемся на его восточной стене; с трех остальных сторон он окружен портиками с полукруглыми арками на тосканских колоннах в стиле, свойственном загородному дому, который находился в этой королевской резиденции. К композиции, так очевидно навеянной итальянскими конструкциями этого Двора, добавляют фламандскую нотку крыши и наконечники на печных трубах, которые сохранились благодаря тому, что после ужасного пожара 1671 года неповрежденными остались только кровли этой части здания, Дома Короля, который располагается на двух этажах вокруг этого Двора и включает в себя летние комнаты на первом этаже, как мы уже видели, и зимние комнаты на главном этаже, как мы видим сейчас.
Дом Короля
Он занимает символическое положение в центре здания и тесно прилегает к Храму, так что король оказывается как бы под защитой Божественной Благодати и одновременно является защитником церкви, посредником между божественным и мирским (Монастырь и Дворец), но удалившийся от простых смертных в своих комнатах, «куда не может без его разрешения войти никто другой, как орлы не могут долететь до неприступных гор». Дом Королей, несмотря на свои скромные пропорции и внешний вид, является центром всего комплекса и связующим звеном между его отдельными частями, поскольку монарх, наделенный священной властью, может попасть из него во все эти части.
Этот небольшой дворец, который мы собираемся посетить, разделен, как и все королевские дворцы Испании на две одинаковые по расположению комплексы: Апартаменты Короля и Апартаменты Королевы, расположенные так, что из спальни каждого из них через соответствующую молельню можно видеть главный алтарь Церкви, «таким образом королевская чета находится, так
сказать, внутри и снаружи главной капеллы; невозможно было спланировать ни с большим достоинством ни с большим величием». Апартаменты Королевы находится рядом с Евангелием (слева, если смотреть на алтарь) и занимает самое достойное место. Поскольку Король овдовел в четвертый и в последний раз в 1580 году, Комнату Королевы занимала с тех пор ее дочь Изабелла Клара Евгения, в связи с чем в основном эти помещения называют Аппартаментами Инфанты.
Поднимаясь из Дворика с Маскаронами по лестнице Королевы, мы попадаем в залы Аппартаментов Королевы, или Инфанты, но также можно выйти в последний зал из «Общего Дворца», который соединяет с Домом Короля Галерея Битв.
Галерея Битв, просторный зал 55 метров в длину, полностью расписана фресками, изображающими воинственные сцены, дающие ей название, работы Никколо Гранелло, Фабрицио Кастелло, Орацио Камбиазо и Лазаро Тавароне. Эти «длинные комнаты» были характерны для той эпохи; они служили как для прогулок внутри здания, так и для торжественных приемов.
Здесь Филипп II хотел показать, что его кампании за гегемонию в Европе сродни воинственной позиции, заявляемой испанскими христианскими монархами Средних Веков. Таким образом он располагает Битву у Игеруэлы, рассказывающую о победе Хуана II Кастильского над жителями Гранады в 1431 году и написанную на длинной стене напротив окон (копию вытянутого изображения XV века, которое находилось в Алькасаре в Сеговии), напротив девяти эпизодов войны Филиппа II с Францией, в которые вошли Битва при Сен-Кантене и две сцены морской кампании за наследование Португальской Короной Азорских островов, принадлежащих эпохе Филиппа II и
представленных между балконами и на стенах.
Входя в Аппартаменты Королевы или Инфанты, мы попадаем в Приемную и проходим в «Камару» или Спальню Инфанты, из окон которой можно увидеть Парк Королевы и церковный пресвитерий.
Портрет Изабеллы Клары Евгении располагается рядом с портретом ее сестры Каталины Микаэлы, оба портрета принадлежат кисти Хуана Пантохи де ла Круса. Маленький орган-позитив или «реалехо», на передней крышке которого изображен герб Филиппа II, изготовлен на фламандской мануфактуре XVI века.
Делая круг по верхним коридорам Двора с Маскаронами, соединявшими Спальню Короля со Спальней Королевы, из Покоев мы возвращаемся в Приемную, украшенную несколькими картинами Хуана Корреа де Бивара и мастерской Бассано и в которой находится стул с подлокотниками Филиппа II.
Этот стул, используемый Филиппом II, страдавшим подагрой на протяжении последних лет жизни, обладает любопытной системой наклона спинки. Конструкция позволяла устанавливать сверху навес и закрывать боковые поверхности паланкина.
Отсюда начинаются Апартаменты Короля. Последовательность и назначение залов регулировались в испанских королевских дворцах бургундским этикетом, введенным Карлом V, который подкреплял священный смысл личности монарха: доступ в каждый зал ограничивался постепенно в соответствии с положением посетителя. Облицовка из керамической плитки Талаверы, покрывающая нижнюю часть стен, подлинная. В целом обстановка этих комнат отвечает тому, что, как известно, находилось в них в xvi веке.
Из Приемной мы проходим в Зял Приёмов, называемый в наши дни Портретным залом, благодаря изображений королевских персон Австрийского Двора, хранящихся в нем и принадлежащих кисти Антонио Моро, Санчеса Коэльо, Пантохи де да Круса и Хуана Кареньо де Миранды.
Этот Зал служил для обычных аудиенций короля. Китайские складные стулья династии Мин (третья четверть XVI века) использовались королем, чтобы класть на них свою ногу, пораженную подагрой. Среди портретов выделяется портрет Филиппа II в 35 лет, одетого в доспехи, привезенные из Битвы при Сен-Кантене, кисти Антонио Моро.
Из этого Зала мы проходим в Галерею для Прогулок, а оттуда в Королевский Зал через две двойные инкрустированные двери «из самого лучшего и наилучшим образом изготовленного, что приходило к нам из Германии, хорошо спроектированные и подогнанные», которые были подарены Императором Максимилианом II Филиппу II в 1567 году. Галерея для Прогулок, как часть Аппартаментов Короля, была частым элементом в европейских дворцах xvi века и использовалась для прогулок в ненастные дни.
Пантеоны
Одна из основных функций Эль Эскориала-быть местом погребения Королей Испании. Однако, эта задумка основателя приобрела ту форму, которую мы с вами увидим после смерти Филиппа II, который сказал согласно одному из своих биографов, что построил жилище для Бога; что его сын, если захочет, может использовать его для своего праха и праха его родителей. Пантеоны соответствуют в достаточной мере различным векам и эстетическим направлениям: стилю барокко XVII века в ПантеонеКоролей; стилю эклектизма XIX века, в ПантеонеИнфантов.
В Пантеоны ведет лестница, которая тянется и ведет к Пантеону Королей, а правый- к Пантеону Инфантов.
Пантеон Королей представляет собой помещение круглой формы с куполом наверху, чья окружность разделена на восемь секций. Эррера представил его себе и построил только из гранита, но когда Филипп III решил превратить это помещение в Пантеон, он заказал его современную отделку мрамором и бронзой Джованни Баттисте Крещенци, управляющему королевскими работами, которые начались в 1617 году и выполнялись по проекту Хуана Гомеса де ла Моры, затянувшемуся из-за различных трудностей практически на все время правления Филиппа IV и завершившемуся в 1654 году.
Римлянин Крещенци получил работу с генуэзским мастерам. Работой с мрамором занимались Педро де Лизаргарате и Бартоломе Зумбиго, Старший. Решение технических проблем относится к эпохе правления Филиппа IV (фонтан, появившийся благодаря тому, что углубили пол), украшение купола гротесками, новое художественное оформление пола и всей отделки лестницы и ее порталов, золочение бронзовых деталей и добавление еще нескольких. Богатство мраморных (голубого цвета из Толедо и красноватого из Тортосы) и бронзовых деталей, помпезность коринфского ордена и барочная пышность гротесков превращают это помещение в яркий пример раннего итальянского барокко, больше универсального, чем испанского. Алтарь венчает Распятие Христа Доменико Гвиди, автора менее известного, но более удачливого, чем Пьетро Такка и Джан Лоренцо Бернини, которые прежде создавали другие распятия для этого самого места, сейчас хранящиеся соответственно в капелле Училища и в заалтарной капелле Ризницы.
В урнах покоятся (после предварительного высушивания в течение нескольких лет в соседней комнате, Морге или «Пудридеро») останки Монархов и их жен, последние покоятся здесь только в случае, если они являются матерями королей; короли справа от алтаря, а королевы- слева, расположенные в хронологическом порядке, начиная с Карла V и заканчивая Альфонсом XIII, что соответствует четырем векам испанской монархии; не хватает только тел Филиппа V и его сына Фердинанда VI, также как и их жен, поскольку те пожелали быть погребены в своих соответствующих пантеонах в Ла- Гранхе Сан-Ильдефонсо и в монастыре Салесас Реалес в Мадриде.
Пантеон Инфантов был построен по инициативе Изабеллы II по проекту Хосе Сегундо де Лемы и был завершен в 1888 году. Каждая из его девяти комнат, находящихся под Ризницей и Капитулярными Залами, украшена алтарем и отделана мрамором.
Скульптуры и декоративные мотивы были созданы в Карраре Жакобом Барратой ди Леопольдо по моделям арагонца Понсиано Понсано. Стиль ансамбля, т, подкрепленный источниками эпохи
историцизма, оставляет место для <е некоторых новых форм поистине могильной избыточности. Холодное богатство материала, колорит и исторический контекст, также как и демонический дух, наполняющий этот Пантеон, составляют его привлекательность.
Выделяются первая камера: алтарь в стиле неоклассицизма со Снятием с Креста Карло Веронезе, гробница Инфанты Марии Хосефы де Бурбон работы Исидро Гонсалеса Веласкеса; гробница Инфанты Луизы Карлоты де Бурбон со статуей ее молящейся невестки, Изабеллы II, помещенной здесь, т. к. она являлется правительницей, приказавшей построить этот пантеон. Гробницы Герцогов Монплезир и их дочерей работы Эме Милле. Пятая камера, гробница эпохи историцизма Дона Хуана Австрийского работы Джузепе Галеотти по эскизу Понсано.
Шестая камера, занятая под мавзолей умерших Инфантов, не достигших зрелости, напоминает торт, состоящий из двадцати частей из белого мрамора. На алтаре Дева с вуалью, прекрасная картина Лавинии Фонтана (1589). Девятая камера: самая полная с исторической точки зрения, т. к. содержит шестнадцать гробниц Австрийского Дома.
В глубине Пантеона Инфантов мы видим оба «погреба», или сводчатых подвала, называемых «ювелирными», из которых лестница ведет вверх к Капитулярным Залам.
Капитулярные Залы
Они были предназначены для собраний всех ста монахов, которые жили в монастыре. Этому они обязаны своей значимостью, размерами и деревянной скамьей по периметру. Их два, разделенных между собой центральным вестибюлем: Зял Викария и Зал
Приора, названия которых происходят от председательства во главе каждого из них Викария или Приора.
Последний зал под башней, квадратный, это нижняя Келья Приора. Последняя вместе с Капитулярными Залами и вестибюлем составляют великолепную череду из четырех залов, сводчатые крыши которых украшены фресками с мотивами гротесков работы Никколо Гранелло и Фабрицио Кастелло. Полотна, которые украшали их стены, на сегодняшний день в большинстве своем являются сокровищами музея Прадо, но и те, что находятся сейчас здесь, заслуживают не меньшего внимания.
Зал Викария украшен Покаянием Святого Иеронима кисти Тициана. Рядом с ним - две вазы Марио Нуцци, прозванным де Фьори с изображением святых отшельников, Святого Павла и Святого Иеронима Хосе де Риберы, кисти которого также принадлежат оба великолепных полотна, которые висят на длинной стене напротив окон: Стигматы Святого Франциска и Иаков по дороге с отарой овец Лабана. Между ними находится блестящая работа Диего Веласкеса, Туника Иосифа, написанная во время его первого пребывания в Риме. Между окнами мы видим некоторые из самых выдающихся картин Эль Греко, в первую очередь это Аллегория Святой Лиги Филиппа II, Папа и Венеция против турок в 1571 году.
Зял Приора украшен в основном полотнами венецианской школы. Кисти Тициана принадлежат Молитва в Гефсеманском саду, венчающая алтарь, также как и Отдых по пути в Египет и Тайная Вечеря, к сожалению обрезанная сверху и с боков, чтобы та поместилась на стене в трапезной монастыря , где она должна была висеть. Кисти Тинторетто принадлежат Эстер перед Асуэро и Христос и Магдалина в доме фарисея, Веронезе- Сход Христа в лимб, Моретто да Брешиа- Сивилла Эритреа и Пророк Исайя.
В центре зала находятся пюпитры для чтения Эпистолярия и Евангелия работы Хуана Симона де Амбереса 1571 года. В Келье Приора находится собрание картин Иеронима Босха, которого в Испании называли Эль Боско, которые также висят в монстыре и среди которых выделяются Падение Иисуса, Терновый венец и Воз сена. Венчает алтарь в этом зале переносной заалтарный образимператора Карла V, величественное произведение из позолоченного серебра, смальты и дерева, выполненная в разных мастерских: в рельефах и апостолах больше прослеживается итальянское влияние, а края выполнены в более маньеристском и универсальном стиле.
расписанного фресками в 1692 году Лукой Джордано: Победа испанской Монархии. Карл II, в центре западной стены, показывает это торжество своей матери Марии Анне Австрийской и своей супруге Марии Анне Нойбургской.
После того, как мы увидели лестницу, стоит прогуляться по галереям, чтобы полюбоваться картинами и Часовней Евангелистов. Вокруг Клаустра располагаются некоторые важные, но не очень часто посещаемые помещения, такие как Старая Церковь и Ризница.
Двор Евангелистов
Двор Евангелистов - это одна из самых важных частей здания с точки зрения архитектуры, как из-за фасадов галерей Клаустра, созданных по эскизу Хуана Баутисты де Толедо и видоизмененных Эррерой, так и из-за Часовни работы последнего, которая дает название Двору.
В центре сада, задуманного как типичный дворик клаустра крестообразной формы, стоит здание в дорическом стиле, напоминающее одновременно источник благодати и духовной жизни (четыре Евангелия) и Эдемский сад с четырьмя реками, омывающими части света: эта Часовня Евангелистов была спроектирована в 1586 году Эррерой, а скульптуры принадлежат руке X. Б. Монегро.
Старая Церковь, иди, как ее еще называют, запасная, т. е. временная, служила монастырским храмом с 1571 года до окончания строительства Базилики в 1586 году; поддерживаются в их первоначальном виде все три мраморных заалтарных образа благородных линий. На самом большом находится один из шедевров Тициана: грандиозное полотно Мученичество Святого Лаврентия. Невозможно описать словами мужественности этого произведения; одно, подобное ему, но немного более раннего периода, находится в церкви Иезуитов в Венеции.
Просторный зал прямоугольной формы в Ризнице, хотя и не посещается, заслуживает быть выделенным по различным причинам. Его свод расписан гротесками работы Гранелло и Кастелло. Картины, украшавшие его стены, были одними из лучших в монастыре, и до сих пор здесь находится одна очень хорошая картина, такая как Распятый Христос кисти Тициана, Святой Петр, освобождаемый ангелом Риберы и несколько картин Джордана.
В особенности выделяется шедевр главы мадридской школы после смерти Веласкеса Клаудио Коэльо: Поклонение Святым Дарам Карла II, в котором с барочным искусством продлевается в воображаемом пространстве перспектива Ризницы так, как это было на церемонии, проводимой здесь в октябре 1684 года, истинное и мгновенное изображение испанского Двора. Забавный характер картины состоит в том, что нужно использовать экран или покрывало, чтобы скрыть заалтарную капеллу со Святыми Дарами и открывать ее только в особых случаях. Таким образом картина опускается, скользя в слитках, пока не исчезает совсем, и взору предстает великолепный вид Распятия, работы Пьетро Такка и дарохранительница в неоготическом стиле, который приходит на смену барокко, исчезнувшему во время вторжения Наполеона. Заалтарный образ и заалтарная капелла были созданы по эскизам Хосе дель Ольмо.
Из Клаустра мы попадаем в Портик Базилики, из которого мы можем войти в нее и во Двор Королей Через маленький дворик (в глубине Портика слева) или снова выйдя наружу и опять войдя со стороны северного фасада, мы входим во ДворДворца, или Двор Экипажей, где находится вход во Дворец Бурбонов.
Дворец Бурбонов
Он доступен для посещения в сопровождении гида по предварительной договоренности в пятницу днем и по субботам, о встрече с которым можно договориться по телефону 91-890 59 02/ 5.
Эти комнаты Бурбонов занимают восточную и северную стороны Двора Дворца, или Двора Экипажей. Во времена Австрийской Династии внутренние галереи, окна которых выходят во Двор, составляли две просторные галереи.Из внешних галерей восточную занимала Королевская Семья в то время, как в северной находились комнаты самых благородных придворных. Карл III приказал приспособить все эти комнаты для наиболее удобного размещения королевской семьи, в особенности Принцев Астурийских, поскольку сам он жил в «ручке решетки», которая также была украшена в соответствии со вкусами Бурбонов до времени правления Альфонса XIII. Однако, когда Карл IV взошел на трон, он не захотел занять вековыхАппартаментов Короля, а продолжал жить в комнатах, к которым привык, и, чтобы создать для них более достойный вход, он приказал Вильянуэве построить новую лестницу и полностью изменить северный фасад монастыря.
Благодаря своей декоративной согласованности, богатству гобеленов, изготовленных на Королевской Фабрике Святой Барбары в Мадриде и относительно хорошей сохранности его планировки, этот дворец является самым типичным испанским дворцом Бурбонов.
Во Дворец мы попадаем по удобной лестнице работы архитектора Хуана Вильянуэвы 1793 года. С верхней площадки можно попасть тремя путями в комнаты разных членов королевской семьи соответственно. Продолжим экскурсию по Аппартаментам Короля.
Все три маленькие западные комнаты с северной стороны были заняты под мастерские Карла IV. В них выделяются несколько картин на религиозные темы кисти Мариано Сальвадора Маэльи и три предмета из неглазированного фарфора, изготовленные на Королевской Неаполитанской Фабрике, с портретами членов Королевской Семьи. Далее мы видим Зал «Чинеро», который обязан своему названию буфету в неоклассическом стиле, где выставлена посуда из английского фарфора фабрики Коупленд, свадебный подарок британского короля Джоржа V Альфонсу XIII и Донье Виктории Евгении.
Начиная отсуда, друг за другом следуют залы, украшенные гобеленами, изготовленными на Королевской Фабрике Святой Барбары в Мадриде по образцам, или «картонам», указанных художников и задуманным в соответствии с размерами стен Дворца и в большинстве случаев для дворца в Эль Пардо. Так гобелены полностью покрывали стены, чтобы защитить от холода членов королевской семьи, т. к. «рабочий день» в Эль Эскориале приходилась на осень, а в Эль Пардо- на зиму. Возможно, это желание создать уютные и теплые помещения объясняет относительно небольшие размеры комнат. Изначально картоны для каждой комнаты заказывались только одному художнику и имели единую тематику, что придавало ансамблю стилистическую и сюжетную связность, на сегодняшний день утерянную из-за многочисленных переездов в конце xviii и в начале хш века, что в большинстве случаев имело уважительные причины.
ПарадныйОбедный Зал, прежде ЗалТрукос, украшена гобеленами, созданными по картонам Гойи, Байеу и Кастильо. Следующая комната, служащая прихожей со стороны лестницы Вильянуэвы, принадлежит работе де Англуа, Антонио Гонсалеса Веласкеса и Кальехи, повторяя композиции Тенирса и Вауэрмана. Приемная принадлежит работе Гойи и Байеу, а Зал Послов - Байеу. Комната, в которой располагается Молельня Короля, на алтаре которой изображено Святое Семейство кисти Луки Джордано, расположенав углу Двора Дворца: досюда протянулась вся вереница залов, балконы которых, выходящие во Двор Дворца, смотрят на юг, а далее следует фасад, выходящий на запад.
Все четыре первые комнаты принадлежали Комнатам Инфант. Первая из них это прежний Зал для Отдыха Инфант, известная сейчас как ЗалТелемаха, т. к. на гобеленах, сотканных в Брюсселе Лейнерсом, изображены «приключения молодого героя». Начиная отсюда, снова выставлены гобелены принадлежащие только Королевской Фабрике Мадрида. Следующая комната, служившая Спальней, украшена гобеленами по картонам Байеу и Агирре. Третье помещение это Комната Кормилиц, известная как Помпейский Салон Агустина и Хуана Наварро. И далее Прихожая Аппартаментов Инфант работы Гойи, Кастильо и Байеу. Следующие два зала принадлежали Комнате Королевы: Зал Швейцаров, украшенный охотничьими сценами кисти Гойи, Кастильо и Агирре. Отсюда просматривается последняя из этих верениц комнат, Прихожая Комнаты Королевы, которая напрямую соединяется с Залом Битвей и украшена гобеленами по эскизам Тениерсом.
Сады
Как только заканчивается экскурсия внутри здания, стоит насладиться садами и другими произведениями вне его. Прогуливаясь вдоль главного фасада и спускаясь по лестницам у Лонхи, мы попадаем в галерею, связывающую Монастырь и Ла-Компаньа. Лестница под ней ведет, пересекая Аптечный Двор, в Галерею Выздоравливающих работы Хуана Баутисты де Толедо. «Красивый фрагмент постройки и архитектуры, который создает два лица, или два фасада, в этих садах»,
состоит не из «одинаковых последовательных арок, а из неких интерколумниев, придающих ему большое изящество». Как следует из их названия, эти «Коридоры Солнца» служили для отдыха больных монахов, а также
Сад монахов
Парк занимает экспланаду, поддерживаемую мощными стенами, и которая служит помостом для Монастыря. Спускающиеся парные лестницы соединяют его с огородом, где властвует красивый водоём работы Франсиско Моры.
Сновы выходя из Сада, стоит дойти до края перил над водоемом, чтобы полюбоваться южным фасадом Монастыря. Следуя этой дорогой, мы попадаем в Верхний Домик.
Читайте еще о музеях
✅
МУЗЕЙ ТИССЕН-БОРНЕМИСА Мадрид
✅
КОРОЛЕВСКАЯ АКАДЕМИЯ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ САН-ФЕРНАНДО Мадрид
✅
МУЗЕЙ СЕРРАЛЬБО Мадрид
✅
МУЗЕЙ ПРАДО Мадрид
✅
ВЕНСКИЙ МУЗЕЙ ИСТОРИИ ИСКУССТВ Вена
✅
КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ В ВЕНЕ Вена
✅
МУЗЕЙ ЭЖЕНА ДЕЛАКРУА Париж
✅
МУЗЕЙ ОРСЕ Париж
✅
ВЕНГЕРСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ Будапешт
✅
РЕЙКСМЮЗЕУМ Амстердам
✅
ЛУВР Париж