«Искусство разговора» период Эдо (1615–1868)
Автор: Харунобу, Судзуки
Размер: H. 7 5/16 дюйма (18,6 см); Ш. 10 3/16 дюйма (25,9 см)
Материал: полихромная гравюра на дереве; Чернила и краски на бумаге
Где находится: Метрополитен музей, Нью-Йорк
Биография, картины
Судзуки Харунобу (1724, Киото-1770) — японский художник, один из лучших представителей живописи укиё-э, первооткрыватель разновидности цветной гравюры нисики-э. Настоящее имя художника — Ходзуми Дзиробэй. Он родился в Эдо (современный Токио), изучал живопись в школе Кано. Потом под влиянием Сигэнага Нисимура и Тории Киёмицу увлёкся ксилографией. Собственный стиль у художника сформировался довольно поздно, но за оставшийся короткий период (около 6 лет) он создал более восьмисот работ и около 20 иллюстированных книг.
Первое широкое применение цветной печати с многих досок и использование художественных возможностей полихромной ксилографии традиция связывает с именем Судзуки Харунобу. В 1765 году основанное Харунобу издательство "Судзуки" издало настенный календарь с цветными, совершенно необычными гравюрами. Они были напечатаны на самой лучшей по качеству, хорошо впитывающей краску бумаге хосо, украшены тиснением, золотым, серебряным и перламутровым порошком. Глубокие и мягкие водяные краски, покрывая всю поверхность листа, создавали эффект, подобный парче, что и дало им название "парчовые картины" - нисики-э. Для нисики-э применяют новые методы печати: "кимэко-ми" (выявление структуры древесины путем сильного притирания гравюры локтем по вырезанной доске, для того чтобы передать бесцветные рельефные линии контуров женских тел, мускулатуры борцов и т.п.) и "карадзури" (печатание по смоченной доске, чтобы воспроизвести бесцветные легкие линии узоров шелка и ширм).
Предполагают, что идею создания таких гравюр подсказал Харунобу его друг поэт Кёсэн, задумавший издавать их не для продажи, а для распространения в виде памятных подарков среди узкого круга любителей искусств, членов графического клуба, к которому он принадлежал. Однако, как только гравюры Харунобу были опубликованы, они привлекли внимание горожан и вскоре поступили в широкую продажу. Учителем Харунобу был график Сигэнага. Подобно ему Харунобу вначале, с 1750-х годов, работал в книжной графике и создавал гравюры с изображением актеров (якуся-э), однако вскоре отказался от них как от произведений, по его словам, "грубых и недостойных". Отошел он также и от графического стиля учителя.
Зрелое творчество Харунобу сближается с живописью Сюнэя. К искусству Сюнэя восходят колористическая гамма, главные сюжеты, темы его гравюр, посвященных изображению женщин. Жанр "красавиц" ("бидзинга") всегда привлекал японских графиков, однако, в отличие от предшествующих мастеров, Харунобу изображает не знаменитых красавиц, а обычных женщин - горожанок Эдо. Его излюбленные модели - красавица Осэн из чайного дома Касамори, продавщица О-Фудзи, танцовщицы О-Нами и О-Мицу.
По сравнению с ранней гравюрой меняется размер, формат его произведений (художник предпочитает небольшие, чуть вытянутые по вертикали форматы листов), но прежде всего изменяется идеал женской красоты и даже возраст изображенных женщин; уверенных и горделивых красавиц 17 столетия сменили совсем юные девушки, почти подростки. У них хрупкие тела, крошечные руки, тонкие запястья, в них есть что-то игрушечное, они похожи на кукол, и двигаются они плавно, легко, как зачарованные. Девушки гуляют, собирают ракушки, наслаждаются музыкой или цветами. Кажется, что они не идут, а плывут по воле волшебного танца, в раз заданном темпе, в едином ритме, как бы подчиняясь законам жизни земли.
Искусству Харонобу, как и его предшественников, свойственно ощущение близости ко всему миру, "без чувства страха перед природой, без стремления видеть в ней руку создателя". Но в отличие от графиков 17 столетия, воссоздающих некие общие представления о процессе бытия, содержанием искусства Харунобу становится едва доступная глазу эмоциональная жизнь природы и внушенные ею настроения и чувства. Именно "любовь к природе... заставила японцев глубже заглянуть в душу человека", и хотя графики середины 18 века еще не знали пейзажа как самостоятельного жанра, настроения и ритмы природы пронизывают все грани их художественного сознания. Японской эстетикой всегда ценились состояния пограничные, переходные, и во всех произведениях Харунобу есть что-то зыбкое, неуловимое, неопределенное. Художника привлекают такие оттенки чувств, такие неизобразимые, казалось бы, понятия, как нежность, шепот или тишина, и такие переходные состояния, как сумерки, свежесть или прохлада.
Он предпочитает изображать не лето, но весну, и вечер любит больше, чем ночь. Он передает мягкий свет прозрачного осеннего дня, глухие краски увядшей травы и едва ощутимое чувство одиночества, исходящее от голубоватых волн, от пустынного берега и рыжего ствола старой сосны ("Бамбуковая шторка"). Что бы ни изображал художник, его произведения пронизаны ощущением легкой печали, едва приметной тоски. Фигуры девушек кажутся легкими, невесомыми, они задумчивы и грустны.
Произведения Харунобу выражают не только личное чувство художника, не только его мироощущение, но, может быть, в еще большей степени вкусы средневековья, закрепленные в эстетической теории "моно-но аварэ" (букв, "печаль вещей", "скрытое очарование вещей"). ( Елисеев С. Японская литература - В кн Литература Востока, Пг., 1920, вып 2, с. 42 )
Альтернативные имена: Ходзуми Дзиробэй, Hozumi Jihei
Каталог картин: название, год написания, где находится, автор, размер, техника.
Название: «Мастерская художника» 1821 г.
Автор: Харунобу, Судзуки
Размер: Н/Д см.(по мнению экспертов предположительно 23х23 см.)
Техника: суримана
Где находится: частная коллекция, Выставка в Токийском национальном музее, Токио, Япония
Название: «В керамической лавке Кайтэ-я» около 1765 г.
Автор: Харунобу, Судзуки
Размер: Н/Д см.(по мнению экспертов предположительно 19х23 см.)
Техника: цветная литография
Где находится: частная коллекция, Выставка в Токийском национальном музее, Токио, Япония
Название: «Красота в магазине зубочисток» 18 век
Автор: Харунобу, Судзуки
Размер: Н/Д см.(по мнению экспертов предположительно 19х23 см.)
Техника: цветная литография
Где находится: Токийский национальный музей
Название: «Река Джуэл в Идэ» ок. 1768 г.
Автор: Харунобу, Судзуки
Размер: 10 3/4 x 7 7/16 дюйма. (27,3 x 18,9 см), печать среднего размера (Чу-Бан)
Техника: ксилография; чернила и краски на бумаге
Где находится: Метрополитен музей, Нью-Йорк
Название: «Джентльмен прощается со своей дамой на веранде» 20 век
Автор: Харунобу, Судзуки
Размер: высота 11 дюймов (27,9 см); ширина 8 1/8 дюйма (20,6 см)
Техника: ксилография; чернила и краски на бумаге
Где находится: Метрополитен музей, Нью-Йорк
Название: «Танцовщица во дворце Даймё» 20 век
Автор: Харунобу, Судзуки
Размер: 7 1/4 х 12 3/8 дюйма. (18,4 ?х 31,4 см)
Техника: ксилография; чернила и краски на бумаге
Где находится: Метрополитен музей, Нью-Йорк
Харунобу, Судзуки. Обзор картин
Внимание! Цветопередача файлов на разных компьютерах может отличаться друг от друга.
Заказать живописную копию или портрет любого размера можно у профессионального портретиста и копииста с опытом работы с 1985 г. с возвратом денег, если не устроит результат. Актуальные на сегодня цены для конкретных размеров подсчитайте в калькуляторе. Посредникам сюрприз.