Музей католикосата

Эчмиадзинский монастырь — «Сошествие Единородного»— главный монастырь Армянской апостольской церкви, местонахождение престола Верховного патриарха и Католикоса всех армян в 303—484 годах и снова с 1441 года. Расположен в городе Вагаршапате, Армавирская область, Армения. Входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Новое и новейшее время

В 1604 году иранский шах Аббас I решил перенести соборный храм по частям в новую столицу государства Исфахан, где в результате депортации из Закавказской Армении[19] была сформирована крупная армянская община. Этот план не был реализован, но многое реликвии были вывезены и хранятся в Ванкском соборе.

Трёхъярусная колокольня была построена в 1653—1658 годах. Шестиколонные ротонды с трёх сторон появились в XVIII веке.

В интерьере собора есть фрески, созданные на рубеже XVII и XVIII веков (Овнатан Нагаш), а также в конце XVIII века (Овнатан Овнатанян). В комплекс монастыря входят трапезная (первая половина XVII века), гостиница (середина XVIII века), дом Католикоса (1738—1741), школа (1813), каменный водоём (1846) и другие постройки.

Побывавший в XVIII веке в монастыре греческий митрополит Хрисанф Неопатрасский в своем «Объяснении» генерал-фельдцейхмейстеру князю Платону Зубову, говоря о Католикосе и монастыре, отмечал:

Сей Патриарх великую имеет силу во всех тех местах, и почти вся нация повинуется его повелениям. Он почти самовластен. О монастыре том могу сказать, что нет в свете его богатее, разве монастырь Св. Иоанна Лорета, в папском владении состоящий, и собственные папские сокровища с сим армянским монастырем могут сравняться. В нём находится великое множество монахов и архиереев, ибо при каждой должности монастырской начальником должен быть один из архиереев и от мала до велика все богаты. Сокровище монастыря сего неизвестно где хранится, но, кажется, содержат его в подземных местах для безопасности[20].

Окрестности Эчмиадзина пострадали в результате Кавказской войны. В мае 1827 г. русские войска начали наступление на эриванском направлении, заняли Эчмиадзин, блокировали Эривань, а затем овладели Нахичеванью и крепостью Аббасабад. 9 июня командующего русскими войсками Паскевича известили о том, что персидский командующий Гассан хан собирается совершить набег на русские сообщения, собираясь пройти от Гумр через Джалал Оглы в Башчекет до Цалки, возглавив 1500 всадников. Но прибытие Паскевича в Эчмиадзин и его переговоры с окрестными «татарами» (азербайджанцами) заставили Гассана изменить свои планы. Русское командование приняло меры к отражению наступления, но остановить полностью персидскую конницу представилось невозможным — вся её деятельность с тех времён ограничивается лишь несколькими набегами в русские сообщения, преимущественно в окрестностях самого Эчмиадзина.[21] В начале августа Аббас-Мирза, стремясь остановить дальнейшее наступление русских, вторгся в Эриванское ханство, 15 (27) августа осадил Эчмиадзин, но понеся поражение от А. И. Красовского у с. Ушаган (Ошакан) на р. Касах, отступил в Персию.[22]

8 июня 1827 года синклит армянского духовенства приветствовал колокольным звоном фельдмаршала Ивана Паскевича. Второй раз в ходе Персидской кампании Эчмиадзинский монастырь был занят русскими в августе 1827 года генералом Афанасием Красовским. Под его началом сражались армянские добровольческие отряды, сформированные тифлисским епископом Нерсесом Аштаракеци. В 1828 году по Туркманчайскому договору Эчмиадзин вошёл в состав Российской империи.

В Российском законодательстве проведён был принцип, согласно которому «Эчмиадзинский верховный Патриарх избирался всем гайканским народом армяно-григорианского исповедания по установленному порядку, независимо от места проживания отдельных членов народа[23]».

В 1869 году у собора появилась ризница. Она была пристроена с восточной стороны и используется для хранения церковной утвари и драгоценных реликвий.

12 июня 1903 года был издан указ о конфискации имущества Армянской апостольской церкви[24]. Согласно закону, всё недвижимое имущество (включая территорию Эчмиадзинского монастыря) и капитал, принадлежавшие Армянской церкви и духовным учреждениям, переходили в ведение государства. Из доходов от конфискованного имущества и денежных средств выделялась доля их прежнему владельцу — армянским духовным учреждениям. Ограблением Эчмиадзина руководил эриванский вице-губернатор Михаил Накашидзе, будущий бакинский губернатор.

Католикос Мкртич I возглавил массовую протестную кампанию армянского народа, которая увенчалась успехом: 1 августа 1905 года Николай II подписал указ о возвращении Армянской церкви конфискованного имущества; одновременно разрешалось вновь открыть армянские национальные школы.

В 1915 году братия Эчмиадзинского монастыря оказывала самоотверженную помощь беженцам из Западной Армении.

В советское время в Эчмиадзине построены многочисленные жилые дома и общественные здания. В 1965 году в Эчмиадзине был возведён памятник жертвам Геноцида армян 1915—1922 годов.

В 2009—2011 годах в Эчмиадзине была возведена церковь Святых Архангелов.


Информация о музее:

  • АДРЕС: Армения, Армавирская область, Вагаршапат
  • telТЕЛЕФОНЫ: телефон (374-10) 517-110 Факс. (374-10) 517-301
  • САЙТ: armenianchurch.org
  • КАК ДОБРАТЬСЯ: Город находится в 20 км от Еревана и доехать до него можно на маршрутке, автобусе №202 и №302 или такси.
  • ВРЕМЯ РАБОТЫ: Двери Первосвященника открыты для посетителей каждый день.
    Музей Рубена Севака 10: 30-17: 00
    Казначейство 10: 30-17: 00
    Крещение 10: 00-18: 00
    Книжный магазин 10: 15-19: 00
    Ваче и Тамар Манукян Матенадаран 09: 00-17: 30
  • ЗАКРЫТ: понедельник
  • БИЛЕТЫ: Вход в Эчмиадзинский собор бесплатный. Вход в музей (сокровищницу) платный – 1 000 драм с человека.
    Купить входной билет можно в кассе рядом с Эчмиадзинским собором
  • Фотографирование:
    можно без вспышки, а со вспышкой нельзя запреt


Картины Айвазовского в собрании картин Музея католикосата

Каталог картин: название, год написания, где находится, автор, техника.
  • Айвазовский. Утро после бури. 1888
    Утро после бури. 1888 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 40 х 60 см.
    Техника: Холст, масло.
  • У берегов Ялты. Айвазовский
    У берегов Ялты. 1864 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 62 х 80 см.
    Техника: Холст, масло.
Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу:
Если Вам понравиласьпубликация-поделитесь в соцсетях en