Галерея Шилова в Москве
СОДЕРЖАНИЕ:
Творческая биография
Коллекция, фото в залах
Схема метро
Карта музеев Москвы
Схема проезда
Подробно о Шилове
Александр Шилов приобрел известность в 1970-е годы как участник больших художественных выставок в стенах московского Манежа — центрального выставочного зала страны. Талант молодого художника-портретиста, его независимая позиция в искусстве были замечены и встретили горячую поддержку зрителей, тяготившихся стереотипами застоя в творчестве в не меньшей мере, чем в других сферах жизни страны. Десятилетие, истекшее с конца 1970-х годов, отмечено рядом персональных выставок Шилова в Москве, Ленинграде, Томске, Париже, Лиссабоне, городах ФРГ, Канады, Японии. В 1985 году ему было присвоено звание народного художника СССР.
«Этому художнику веришь» — так озаглавлена статья писателя и критика Юрия Селезнева, предпосланная альбому произведений А. Шилова, выпущенному издательством «Изобразительное искусство». Дадим слово этому автору, приведя главные мысли, высказанные в его проницательной статье.
Вот на шиловском портрете «Моя бабушка», пишет критик, мы видим лицо незнакомой нам старой женщины: обычное лицо обыкновенного, ничем не замечательного человека. Но что-то не дает, не позволяет нам скользнуть по этому полотну равнодушным, невидящим взглядом. Таково воздействие подлинного искусства: в привычном, обыденном оно открывает жизненно важное, непреходящее. Вглядимся в этот портрет. Все в нем, казалось бы, просто. Никаких умышленных эффектов, способных поразить наше воображение. Художник как будто прячет себя, не видно ни следа навязчивой техники исполнения, ни вымученных приемов—свидетельств оригинальности автора, ни других изысков манеры... Как на портретах старых мастеров — не в их привычках было выставлять на суд людской тайны и хитрости творческой кухни. Но волшебством их кисти лица незнакомых, давно живших людей продолжают и сегодня свою повесть, тревожат наши современные чувства и мысли.
Сходство с оригиналом, подобие изображения изображаемому лицу — не единственная цель художника-портретиста, а прежде всего условие художественной убедительности, условие и форма воплощения идеи человека, идеи лица. Но если портрет только верен натуре и этим исчерпывается, то перед нами не реалистическое изображение, а натуралистическое. Для истинно художественного портрета необходимо еще и другое: воплощенная в реальных чертах внутренняя сущность человека. Только тогда в нас рождается ощущение прикосновенности к тайне самой жизни, человеческой судьбе.
Эти черты, присущие портрету «Моя бабушка», делают его неким эпиграфом к искусству Шилова, как бы формулой его собственного творческого лица, его мироощущения, то есть отношения художника к миру в целом. Рожденный на полотне образ матери-бабушки, образ грустный и светлый, простой и высокий, трогает самые заветные, святые чувства, какие мы испытываем только к близкому, родному человеку, а через него и к дорогому нам миру вообще. Женщина смотрит вдаль, ни на что и ни на кого конкретно, смотрит настолько же «в себя», сколько «из себя». Совмещение этих двух взглядов, их единство создает живую глубину образа, его духовную содержательность. Все это достигается вне заметных внешних приемов, средств насилия над чувством и волей зрителя, без переключения его внимания с цели на средства, с образа живой жизни на ее формулу, сконструированную тем или иным «новаторством», изобретателем «новых» и, конечно, «дерзких» форм «современного» художественного мышления.
Шилов, напротив, заявляет себя приверженцем того, что прошло .проверку веками, поколениями, заявляет не крикливо, а стгожойно, с уверенностью в своей правоте. То течение в нашейх живописи, одним из представителей которого выступает Шилов, критика определяет как возврат^ реалистической традиции прежде всего в портрете. Еще никогда прежде способы искажения мира в искусстве, именуемые авангардизмом, не приобретали столь скандальной известности и столь широкого распространения, как с начала нынешнего столетия, когда, тесня и толкая друг друга, на ошеломленного обывателя ринулись творцы «революционных» форм—кубизма, экспрессионизма, абстракционизма, постмодернизма... В тисках необузданного формотворчества лицо человека и мира стиралось, деформировалось до патологического уродства, заменялось условной комбинацией линий, произвольных геометрических фигур или пятен краски, пока не исчезало вообще. Такая агрессия безобразного, рекламирующая себя в качестве «нового» искусства, доходит в своих конвульсиях до издевательства, глумливой насмешки над прекрасным, над душой и разумом человека.
Желает он того или нет, стремится к этому или нет, Александр Шилов прямо или косвенно участвует в этой битве идей, в современном споре культур о судьбах искусства. Убежденно, принципиально, от самых истоков он противопоставил свою позицию реалиста идеям и формам многоликого разложения, обезличивания, «математизации» мира в живописи. В этом обстоятельстве критик Ю. Селезнев видит главный эстетический и нравственный урок Шилова. Его талант не просто использует возможности и достижения реалистической традиции, он проповедует и утверждает реализм как высшую ценность, как идею насущную и самую современную именно сегодня.
«Так отрадно видеть настоящее искусство после того, к чему нас приучали искусственно» -такая запись сделана в книге отзывов на выставке Шилова в Париже. Искусство этого художника традиционно по самой своей природе. Отвергая отрицательные начала авангардизма, оно утверждает одним фактом своего существования невозможность опрокинуть, опорочить высокую традицию реализма. Шилов — художник национальный, русский, влюбленный в родную землю, ее людей. Но как это свойственно советскому художнику, его творчество интернационально, близко и понятно людям разных национальностей и у нас, и за рубежом. Об этом говорит также успех выставок художника на чужбине.
Зрителю с первого взгляда может показаться, что Шилов-художник сформировался как-то сразу и теперь развивается скорее количественно, чем качественно, тематически, а не художнически, не философски. Такое впечатление, видимо, возникает потому, что он действительно сформировался рано, овладел техникой изобразительности прежде, чем решил считать себя художником. Владеть мастерством, техникой, чтобы стать независимым от них,— было первой заповедью художника, его сознательным кредо, но если вдуматься в его творчество, свыкнуться с ним, нельзя не заметить и не оценить черты внутреннего поступательного развития изобразительности, средств психологического анализа, углубленного понимания характера моделей. И хотя настоящая выставка не охватывает полностью всего круга произведений художника, думается, что пластическая выразительность представленных работ дает верное представление и о природе таланта Шилова, и о динамике его роста.
Шилов — интересный пейзажист, большими удачами можно считать и его натюрморты. Но по своей природе он прежде всего портретист, портретист строгой реалистической школы, умеющий передать меру и форму слияния внешнего и внутреннего в человеке, его телесности и духовности. Важно, чтобы такой художник был свободен не только от искуса оригинальничанья, но и от искуса натурализма. Натурализм — это отнюдь не пристрастие к бытовым, предметным, интимным подробностям, жизненным деталям образа. Это внешность без содержания, бездушная и безжизненная. Для настоящего художника нет ни запретных, ни сомнительных тем, подробностей, деталей. Нет потому, что истинным талантом руководит верное чувство меры и правды жизни, он учится подчинять себя критерию высокого вкуса. Истинный талант всегда этичен. К такому идеалу тяготеет в своих портретах Шилов.
Лучшие полотна Александра Шилова—плод не просто мастерства, высокой техники изобразительности, но и живой, творящей, очеловечивающей мир мысли, воплощенной в образах реальных людей. В таких полотнах читается правда о наших современниках, о нашем мире, его истинных и мнимых ценностях. Манера, в которой они исполнены, предельно объективна, но не означает бесстрастия, холодности. Особенность манеры состоит в том, что художник видит в модели не самого себя, не воспроизводит собственное «я», как это мы нередко встречаем у современных живописцев, а отдает все силы души и ума, чтобы мудро, взвешенно, непредвзято отразить с научной верностью' жизнь модели в ее полноте — задача, доступная только объективному художнику-гуманисту, предельно требовательному к себе и способному познать в личности другого не средство собственного утверждения, а независимое человеческое бытие, достойное величайшего уважения.
Некоторые портреты, представленные на настоящей выставке, могут быть отнесены к жанру официального или парадного, призванного помимо индивидуального в человеке выражать также и те его черты, которые делают его общественным лицом. Жанр этот доступен далеко не каждому, даже талантливому художнику. Такого рода портретов деятелей науки, искусства, производства, космонавтики Шилов написал немало с большим умением и смыслом на начальных этапах своего творчества. К ним относится, например, портрет народного артиста СССР С. Я. Лемешева. В дальнейшем портреты знаменитых людей у Шилова, сохраняя свой репрезентативный характер, обогащаются чертами большей человечности, психологизма, духовности, даже как бы острой оценки со стороны, что сказывается в портретах академика Н. Н. Семенова или народной артистки СССР Е. В. Образцовой.
В ином, более мягком, личном ключе выполнены «Автопортрет с дочкой», «Портрет матери в шубе», другие портреты близких—дочери Машеньки, жены Ани. Женственность на портретах Шилова обычно и, пожалуй, чаще всего выступает в ореоле материнства.
В портретном творчестве Шилова особую главу составляют народные образы, которые критика подчас выделяет как своего рода деревенскую прозу в живописи. Это не просто типы, а по самой своей сути люди народного характера и судьбы. Здесь перед нами уже не портреты, а скорее жанровые картины. Таковы «Хозяин земли», «Пастух», «Дед Гаврила», «Забытый». Близок к этому роду произведений уже упомянутый «Портрет моей бабушки». На этих картинах — люди, вынесшие на себе тяжесть Великой Отечественной войны и долгих послевоенных лет, их трудами и заботами сохранено и выращено наше поколение. В их глазах мы не читаем ни укора, ни назидания. В них подчас немой вопрос, требующий от каждого ответа, ответа самому себе, перед своей совестью... Художник не учит нас, но помогает нам думать, пишет критик Ю. Селезнев, он не навязывает нам свои мысли, а старается разбудить мысль в нас самих.
Бывает, что портреты отмеченного публицистического рода поднимаются до уровня эпических портретов-картин. Такова более ранняя работа «Непобедимый», но особенно впечатляюща впервые выставленная в 1988 году, необычайная по драматизму картина «В День Победы. Пулеметчик П. П. Шорин». Сюда же можно отнести и полные трагизма полотна, посвященные воинам-интернационалистам.
Предельно точна и художественно убедительна серия портретов гостей нашей страны из дружественных стран Африки и Азии («Дипломат из Уганды», «Журналистка из Нигерии», «Индианка»), Выполненные в зрелой манере автора, эти образы проникнуты каким-то особенно строгим, тонким и гуманным духом сочувствия и истинного интернационализма.
В последние годы А. Шилов создал серию покоряюще выразительных портретов деятелей русской православной церкви — от ее скромных служителей до высших иерархов. В облике этих людей художник ищет черты, делающие их неравнодушными, убежденными участниками процессов нравственного совершенствования нашего общества. Перед нами целый спектр индивидуальностей — от импозантного в своем облачении архиепископа Алексия, мудрого митрополита Филарета, архимандрита Тихона, настоятеля Свято-Данилова монастыря, до матушки Паисии, послушницы Татьяны Зайцевой, послушника Свято-Данилова монастыря Александра Дмохов-ского. Особенной силой психологического проникновения отличается «Портрет иеромонаха Зиновия».
Перед художником Александром Шиловым, выступающим сегодня в полноте своих сил, открываются широкие перспективы дальнейшего развития в духе верности избранному им творческому пути выразителя эстетических и этических идеалов, близких уму и сердцу народа, его требованиям правды и совести в искусстве и жизни.
Галерея Александра Шилова
Московская государственная картинная галерея Народного художника СССР Александра Шилова открылась не так давно
Создало её Правительство Москвы в дар живописцу в 1997, который каждый год в день Города передаёт свои картины безвозмездно. Сейчас в галерее Шилова насчитывается около 840 работ и представляет собой собрание реалистичных портретов горожан-современников, известных личностей, а также портреты в стиле "ню". На его полотнах изображены герои войны, священники, простые женщины, но это не просто портреты...
Александр Шилов - член Российской академии художеств, он заслуженный мастер, но его картины нельзя назвать скучными. Они мягкие, пластичные, жизнерадостные и очень профессиональные. Художник активно выставлялся за рубежом. Кроме портретов, можно увидеть пейзажи и натюрморты. Сюда стоит приходить всей семьей, для ознакомления с классической русской живописью. Работает кафе, по субботам проводятся концерты камерной музыки.
Часть галереи находится в старом особняке, а часть - в недавно достроенном здании, которое образует вместе единый ансамбль. Находится в историческом центре Москвы
Адрес:
Знаменка ул., 5
Телефон:
+7 (495) 697-54-00
+7 (495) 697-42-08
Сайт:
http://www.amshilov.ru/
Метро:
Библиотека им. Ленина , Боровицкая.
Ориентиры: В районе Кремля
Автобус:
3, 5,15, 20, 50,51,52, 53,150
Время работы:
11:00 - 17:00
Закрыт:
понедельник
Цена билета:
Полная стоимость: 200 руб.
Льготная стоимость: 80 руб.
Каждое 3 воскресенье месяца вход бесплатный.
Фотографирование:
можно без вспышки,за оплату
В НАЧАЛО
Кратко о Шилове
1943
Родился в Москве
1957—1962
Учился в изостудии Дома пионеров Тимирязевского района Москвы
1968—1973
Учился в Московском государственном художественном институте имени В. И. Сурикова по классу живописи
1971—1972
Участие в выставках молодых художников Москвы
1973
Участие во всесоюзной выставке «Художники к 50-летию образования СССР» (Центральный выставочный зал, Москва)
1976
Участие в республиканской художественной выставке «Молодость России» (Центральный выставочный зал, Москва)
Принят в члены Союза художников СССР
1977
Участие во всесоюзной художественной выставке «Советский портрет» (Центральный выставочный зал, Москва)
Присвоено звание лауреата премии Ленинского комсомола
1978
Участие во всесоюзной художественной выставке «Молодая гвардия Страны Советов» (Центральный выставочный зал, Москва)
Персональная выставка (Центральный дом работников искусств, Москва)
1979
Творческая командировка в Италию от Академии художеств СССР
1980
Участие во Всероссийской художественной выставке (Центральный выставочный зал, Москва)
Присвоено звание заслуженного художника РСФСР
1981
Персональная выставка (Выставочный зал на улице Горького, Москва)
Персональная выставка во Франции (Галерея на бульваре Распай, Париж)
Присвоено звание народного художника РСФСР
1983
Персональная выставка в ФРГ (Висбаден и другие города)
Персональная выставка (Выставочный зал Дома художника, Москва)
1984
Персональная выставка в Португалии (Лиссабон, Порту)
1985
Присвоено звание народного художника СССР
Персональная выставка (Картинная галерея, Томск)
1987
Персональная выставка в Канаде (Ванкувер, Торонто)
Участие во Всесоюзной выставке к 70-летию Октябрьской революции (Центральный выставочный зал, Москва)
1988
Персональная выставка в Японии (Токио, Киото)