Эпоха Возрождения
Портретная живопись и искусство фотографии в последние годы становятся конкурентными.
Эта большая доска является утверждением необыкновенного изобразительного мастерства
Гольбейна Ганса младшего cамого знаменитого представителя этой фамилии. Здесь представлены портретные шедэвры французского посла при английском королевском дворе Жана де Дентвиля и его друга Жоржа де Сельвы, епископа Лаворского. Различие в костюмах двух персонажей указывает на желание художника провести психологическую грань между активной и созерцательной жизнью. Многочисленные детали, если к ним внимательно приглядеться, дают представление о героях: сопоставляя предметы, размещенные на полке, возможно узнать их возраст, более того, дату и час рождения. Действительно, Гольбейн Ганс младший не допускает случайностей в, казалось бы, беспорядочном размещении вещей. Этот поразительный и иллюзорный натюрморт состоит из утонченных предметов, раскрывающих глубокий интерес к наукам и искусству изображенных здесь двух молодых французов. На верхней полке, устланной ковром, расположены инструменты, измеряющие пространство и время, на нижней - рядом с лютней, одна из струн которой порвана, — находится раскрытая книга с гимнами Лютера.
ЖИВОПИСЬ ГЕРМАНИИ И НИДЕРЛАНДОВ XVI ВЕКА
Эпоха Возрождения в Германии в первую очередь связана с именем Альбрехта Дюрера, чье творчество отразило все сложности немецкой художественной жизни того времени. Противоречивое соединение традиций средневекового искусства и новых форм ренессансного мышления наложило печать на его произведения и придало им особенную остроту и глубину. Дюрер был одним из родоначальников немецкого возрожденческого портретного шедэвра. В дрезденском «По-ртрете молодого человека» раскрывается энергичная и раскрепощенная личность. Образ пронизан скрытой напряженностью: его сдержанная поза, нарочитая отгороженность от зрителя, взгляд, неподвижно созерцающий невидимое, острая выразительность цветовых контрастов создают атмосферу иногда появляющейся в произведениях Дюрера своеобразной готической экспрессии. На портретном полотне представлен человек своей эпохи, неспокойной и мятежной; до нас словно доносится шум Реформации и Крестьянской войны.
Иным было искусство
Ганса Гольбейна Младшего, самого ренессансного среди немецких ХУДОЖНИКОВ. Восприятие Гольбейном Гансом младшим действительности отличается особой гармоничностью. В Дрезденской галерее хранятся два портрета его кисти: «Портрет сэра Томаса Годсэлва и его сына Джона» написан во время первой поездки Хольбейна в Англию, «Портрет Шарля де Солье, сиера де Моретта, французского посла в Лондоне» создан, когда художник поселился там окончательно. Холь-бейн правдиво воспроизводит внешний облик каждого портретируемого— черты лица, манеру держаться, взгляд, жест, и перед зрителем предстает индивидуальность во всей ее характерности, а также сословной и социальной значимости. В портретном образе сэра Годсэлва, нотариуса из Норвича, и его сына изображены люди скромные, но почтенные, со всеми приметами своего круга. При взгляде на изображение де Солье—даже; если бы не было известно имя изображенного — безошибочно угадывается представитель высшего общества. Прирожденный колорист, Хольбейн с наслаждением воспроизводит красоту окружающего мира, доводя до ювелирного совершенства каждую деталь.
Искуствовед Некрылова Л.П.
В ГАЛЕРЕЮ
В ГАЛЕРЕЮ "ПОРТРЕТ В ПОДАРОК"